Система специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Медико-социально-педагогическая помощь лицам с нарушением слуха…………………………………………………………………………………5

1.1. Медико-социально-педагогический патронаж детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………….5

1.2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь детей с нарушением слуха……………………………………………………………8

1.3. Программы ранней помощи…………………………………………………12

Глава 2. Система специального образования лиц с нарушением слуха………..16

2.1. Дошкольное образование детей с нарушением слуха……………………16

2.2. Школьная система специального образования детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….21

2.3. Профессиональная адаптация, ориентация, образование, трудоустройство детей с нарушением слуха……………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………………………32

Введение

Данная работа посвящена вопросу о системе специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха. Будут подробно раскрываться такие темы, как медико-социально-педагогические услуги лицам с нарушением слуха, куда относятся патронаж, профилактика, ранняя комплексная помощь. Также будет рассматриваться вопрос об уровнях специального образования, профессиональной адаптации.

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире проблема специальных образовательных услуг для детей с нарушением слуха является одной из наиболее важных, так как перед педагогом, воспитателем, родителем часто встает вопрос о решении сложных проблем связанных с адаптацией, лечением, обучением, социализацией ребенка.

В XXI веке в системе специальных образовательных услуг произошли глубокие изменения. Что ни удивительно, если учитывать огромный научный и практический прогресс в медицине и специальной педагогике, а также повышение квалификации специалистов в их научной деятельности. А именно долгосрочные меры комплексной реабилитационной помощи (Л,С. Алексеева, И.И. Осипова), ранняя стимуляция развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций (М. Питерси) и др. В России, также как и за рубежом, имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л. Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Целью курсовой работы является анализ современных методических разработок в сурдопедагогике, а также изучение литературы, отразившей опыт обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, сочинений выдающихся деятелей в области знания специальной педагогики, учебных пособий, дидактических материалов, характеризующих работу специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

1. Изучить работу комплексной реабилитационной помощи детей с нарушением слуха.

2. Описать проблемы выбора образовательного маршрута детей с нарушением слуха.

3. Проанализировать современные тенденции ранней диагностики и комплексной помощи детей с нарушением слуха.

4. Показать развитие и расширение знаний в специальной педагогике в сравнении с опытом прошлого.

5. Раскрыть особенности выбора профессионального образования и трудоустройства

Объектом исследования в курсовой работе является система специальных образовательных услуг для детей с нарушением слуха.

Предметом исследования в курсовой работе являются различные виды ранней помощи детям с нарушением слуха.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, психологов, методистов, философов, историков. Это и труды коррекционных учреждений (отчеты, доклады), и материальные продукты деятельности людей с нарушениями слуха и учебно-воспитательных учреждений для них и т. п.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

7 стр., 3237 слов

Влияние нарушений слуха на психическое развитие детей

Введение Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. ...

1. Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Анализ исторической и современной литературы.

3. Анализ произведений людей с нарушениями слуха.

Глава 1. Медико-социально-педагогическая помощь лицам с нарушением слуха

Данная система зародилась и получила развитие с 50-х гг. ХХ века за рубежом (Армин Леве, Германия; Петар Губерина, Югославия).

В России начала экспериментально распространяться с 60-70-х гг. (Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, Л. И. Руленкова и др.).Медико-социально-педагогическая помощь основана на антропологически-психологическом подходе к воспитанию глухого ребенка, включающем следующий комплекс методологических положений [11].

С внедрением данной системы сурдопедагогика становится, по сути своей, превентивной педагогикой, потому что раннее вмешательство в значительной мере предупреждает развитие вторичных отклонений, характерных для развития ребенка в условиях слуховой депривации, позволяет более эффективно скорректировать уже имеющиеся отклонения, достичь более высокого когнитивного, эмоционального и социального развития; и, наконец, реабилитация на ранних этапах жизни неслышащего ребенка позволяет сократить средства на специальное дошкольное и школьное образование, поскольку многие реабилитированные неслышащие дети могут воспитываться и обучаться в массовых ДОУ и школах.

1.1.Медико-социально-педагогический патронаж детей с нарушением слуха

Патронаж — особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, которые связаны с восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего ребенка как личности [27].

Под медико-социально-педагогическим (МСП) патронажем, по сведениям Л.С. Алексеевой, понимается широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, которые ориентированы на семью ребенка с отклонениями в развитии, в том числе и с нарушениями слуха, и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Направлен на преодоление различных проблем лечения ребенка, обучения и воспитания человека с нарушением развития как личности [3].

МСП патронаж представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного пути, планирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

11 стр., 5152 слов

Как проверить слух ребенка?

Выявить, имеется ли у ребенка подозрение на снижение слуха, можно в процессе наблюдения за его реакциями на различные звуки. Нормальной реакцией на звук в первые три месяца жизни считаетсяслуховое сосредоточение, которое выражается в полном или частичном торможении движений малыша в ответ на слышимый звук. У детей 2-3 месяцев реакция на звук может выражаться в активизации или торможении ...

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они продвигают новые подходы к организации социального пространства помощи детям с нарушением слуха, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Как утверждает Речицкая Е.Г., базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические консультации, психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, сурдологические пункты, службы раннего и надомного обучения, которые консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей. Как показывает опыт, дети, имеющие нарушения слуха, которые воспитывались в семье, а не в специальных учреждениях, могут вести более нормальную полноценную жизнь [24].

Очень важна позиция родителей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, их готовность принять своего ребенка таким, какой он есть. И патронаж даже в большей степени требуется родителям таких детей, так как многие отцы и матери сталкиваются с этим совершенно не подготовленными. И это влечет за собой некоторые трудности во взаимодействии между челнами семьи.

Поэтому, исходя из выше сказанного, коррекционные занятия с ребенком первого года жизни родителям следует проводить под тщательным наблюдением и руководством учителя-дефектолога сурдологического кабинета, сурдопедагога специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха или специализированного реабилитационного центра для детей, достигших одного года, кроме того, необходимо организовывать постоянные занятия с педагогом сурдологического кабинета в самом реабилитационном центре [24].

Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с нарушением слуха.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и cоциальной защиты населения [20].

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. Оглавление Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Выдержки из официальных документов Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской ...

У Трофимовой Н.М. указана система МСП-патронажа, которая реализует собственную деятельность по следующим направлениям:

1) помощь в выборе индивидуального образовательного направления;

2) разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;

3) реализация специальных учебных программ для родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

4) обеспечение целостного подхода к обучению;

5) содействие развитию образовательных систем в рамках современных проектов, направленных на создание вариативных систем обучения и социализации детей;

6) реализация педагогических технологий в сфере учреждений в системе специального образования;

7) направленность на свободное развитие ребенка в соответствии с его возможностями — привлечение СМИ для осуществления инновационных подходов в области специального образования;

8) направление усилий на оздоровление и нормализацию отноше­ний в семье, устранение дефицита общения;

9) содействие саморазвитию личности ребенка [27].

Таким образом, становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с нарушением слуха в условиях семьи, предполагающей активное участие всех членов семьи в реабилитационном процессе. Несмотря на малое количество центров по патронажу , достижение психолого-медико-социальными центрами и службами в России положительных результатов предполагает и дальнейшее развитие системы МСП-патронажа.

1.2. Медико-социальная профила……..

Список литературы

1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия» , 2001. — 192 с.

2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 395 с.

14 стр., 6714 слов

Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения

Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения 1. Понятие и определение одаренности у детей Что такое одаренность. Одаренный или неодаренный человек. Как нас всегда это волнует! Как часто родители беспокоятся: «У моего Андрея нет никаких математических одаренностей, а мне так хотелось бы, чтоб он стал, как и отец, инженером». И сами ребята не прочь поговорить о одаренностях, в особенности ...

3. Алексеева, Л. С. Адресный социальный патронаж семьи и детей. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 160 с.

4. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов; под ред. Н. М. Назаровой, Т. Г.Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.

5. Басова, А.Г. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов / А.Г. Басова, С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1984. — 295 с.

6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Академия, 2002. — 203 с.

7. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.

8. Водоватов, Ф.Ф. Организация детальности коррекционных образовательных учреждений; под ред. Ф.Ф. Водоватова, Л.В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. -184 с.

9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

10. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2001. — 304 с.

11. Карпова, Г.А. Основы сурдопедагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. -354 с.

12. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. — СПб.: КАРО, 2011. — 240 с.

13. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. — М.: Академия, 2001. — 224 с.

14. Малофеев, Н. Н. Особый ребенок — вчера, сегодня, завтра. — М.: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. — 145 с.

15. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 2010. — 319 с.

16. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.

17. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: История специальной педагогики/ Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин. — М.: Академия, 2007. — 234 с.

16 стр., 7631 слов

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка

... в воспитании ребенка воспитание обучение ребенок самовыражение Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как ... В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. - М., Просвещение, 1980. - ... Академия", 2000. - 276 с. .Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании ... [учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / .Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения ...

18. Носкова, Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина; Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. -224 с.

19. Носкова, Л.П. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста/ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. — М.: Просвещение, 1991. — 156 с.

20. Осипова, И. И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии/ Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 3. С. 56-65

21. Пенин, Г.Н. Воспитание учащихся с нарушенным слухом в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин, Л.В. Кораблева, Е.А. Пономарева, О.А. Красильникова. — СПб.: Каро, 2006. — 496 с.

22. Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 96 с.

23. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 80 с.

24. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. — М.: Владос, 2004. — 655 с.

25. Самощенко, И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 171 с.

26. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

27. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. -СПб.: Питер, 2010. — 304 с.

28. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации; под ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. — М.: Детство-пресс, 2001. — 64 с.

29. Шипицына, Л.М. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. — СПб.,1997. — 256 с.

30. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. — М.: академия, 2003. — 248 с.