Владение звуко — буквенным анализом и синтезом

Характеристика нарушений письма и чтения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения и письма называют дислексией и дисграфией. У детей с нарушением письма отмечается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.
К специфическим ошибкам в письменных работах следует отнести:
Искаженное написание букв:
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;
-зеркальное написание букв;
-недописывание или добавление лишних элементов.

Замены рукописных букв:
-графически сходных (и-ш, п-т, ц-щ, о-а, в-д, т-ш, д-з, у-д, д-б, с-э, и-у);
-обозначающих фонетически сходные звуки (ч-ть, ч-щ, ц- т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к, о-у, ё-ю, ё-я, и-е).

Искажения звуко-слоговой структуры слова:
-пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.

Искажения структуры предложения:
-нарушение слитности написания отдельных слов в предложении или неправомерно слитное их написание;
-необозначение или произвольное обозначение границ предложений.

Аграмматизмы на письме:
-слов и словосочетаний (неправильное словоизменение и словообразование);
-предложения (пропуск или неоправданный повтор членов предложения, нарушение порядка слов);
-связного текста (искажение смысла текста, нарушение его структуры).

Специфическими ошибками при чтении считаются, если ребенок:
-заменяет и смешивает графически сходные буквы;
-заменяет и смешивает фонетически сходные звуки;
-искажает звуко-слоговую структуру слов;
-не сливает буквы в слоги;
-допускает аграмматизмы при чтении;
-не понимает или плохо понимает прочитанное на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения.

Рассматриваемый аспектВарианты ответовДанные о ходе речевого развития

· Речевое развитие по возрасту;

· без особенностей;

· доречевое развитие с задержкой;

· раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;

· в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;

· поздно начал говорить;

· до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... слов под диктовку: разрушается структура слова, возникают контаминации и сложные расстройства письменной речи. Нарушение чтения и письма у ... в несогласованности слов в предложении, отсутствии окончаний слов. Из речи больных уходят служебные слова и остаются существительные ... различных причин может обусловить неправильное письмо — перестановку букв и слогов в слове, замену звонких звуков глухими, ...

· ранее психомоторное развитие с задержкой;

· фразовая речь — с 3 лет.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

· Анатомическое строение без аномалий;

· не удерживает позу закрытого рта;

· может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

· движение языка замедленные, с затруднениями;

· основные движения языком, губами выполняет;

· губы толстые, малоподвижные;

· наблюдается замена движений и синкенезии;

· язык вялый, массивный, объем движений неполный;

· переключаемость движений нарушена;

· тонус нормальный, активность движений достаточная;

· кончик языка малоактивный;

· при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

· прикус — прогения;

· отмечается повышенная соливация;

· твердое небо — высокое, имеет готическую форму;

· точность выполнения движений сохранна;

· зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;

· мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Состояние мелкой моторики

· Движение рук неточное;

· пробы Хеда выполняет выборочно;

· с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т. д)

· навыками самообслуживания не владеет;

· недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

· произвольная моторика не сформирована;

· ведущая рука — правая;

· предпочитает работать левой рукой;

· все движения выполняет правильно;

· мышечный тонус повышен;

· неправильно держит карандаш;

· моторная неловкость при работе с пластилином;

· испытывает трудности при овладении графическими навыками;

· наблюдается замедленный темп письма;

Состояние общей моторики

· Двигательно неловок, медлителен;

· ограничен объем активных движений;

· отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;

· испытывает трудности при имитации движений «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т. д.;

· мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

... наличие в речи детей предложений с однородными членами. Речь большинства детей выразительна, ее сопровождают мимические и пантомимические движения. Они используют в речи синонимы, существительные ... с обобщающим значением. Употребляют различные части речи по смыслу. Учащиеся используют ...

· отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;

· замен движений и синкенезий не наблюдается;

Понимание речи

· Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;

· понимание речи затруднено;

· выполняет задания по словесной инструкции;

· нуждается в неоднократном повторении задания;

· с опозданием реагирует на обращение учителя;

· речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;

· понимание речи связано с незнанием русского языка.

Звукопроизношение

· Имеются недостатки произношения;

· нарушено произношение звуков …;

· дефектно произносит оппозиционные звуки;

· недостатки произношения звонких согласных (оглушение);

· изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;

· отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;

· полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Фонематические процессы

· Фонематический слух недостаточно сформирован;

· фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;

· фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;

· затрудняется придумать слово на заданный звук;

· слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;

· неправильно дифференцирует слова: бочка — почка, малина — Марина;

· фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;

· при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

Владение звуко — буквенным анализом и синтезом

· Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;

· допускает ошибки при определении количества звуков в слове;

13 стр., 6253 слов

Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

... . Для формирования грамматически правильной речи используют такие методы: дидактические игры и упражнения; рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение ... младшем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают ...

· имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;

· определение места звука в слове сформировано;

· место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;

· имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

Воспроизведение слов сложного звукового состава

· Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;

· количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;

· переставляет слоги местами;

· слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Темп,

внятность речи,

Характеристика голоса и дыхания

· Темп высказываний замедленный;

· речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;

· звуки произносятся нечетко;

· голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;

· дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);

· темп и ритм речи в пределах нормы;

· словесное ударение употребляет правильно;

· интонационная речь недостаточно выразительна.

Проявления заикания

· Не заикается;

· иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;

· наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

Словарный запас

· Объем словарного запаса соответствует возрасту;

· словарь беден, неточен, ограничен обиходно — бытовой тематикой;

· не всегда точно использует слова;

· испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

· в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже — прилагательные, наречия;

· не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;

· часто использует слова не по назначению;

5 стр., 2131 слов

Изучением проблем мышления и речи и их развития занимался…

... - пропероцептивным - экстроцептивным   Изучением проблем мышления и речи и их развития занимался... - Ж. Пиаже - З. Фрейд - ... - принципиальность - самостоятельность - целеустремлённость   83. Стадии эволюционного развития психики: - 1) перцептивная - 1,2,3 - 2) ... способности - темперамент - характер   Ведущую роль деятельности в развитии личности обосновал... - А. Маслоу - А.Н. Леонтьев ...

· допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;

· страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Грамматический строй

· Недостаточно сформирован для данного возраста;

· в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;

· допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;

· имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;

· неправильно употребляет предлоги, падежи;

· имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;

· в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;

· допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;

· имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);

· допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;

· есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

Связная речь

· Наблюдается недостаточное развитие связной речи;

· в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;

· неотчетливо произносит слова;

· оречевление затруднено;

· при ответах пользуется фразой несложной конструкции;

· наблюдается высокий уровень речевого развития;

· опыт речевого общения беден;

· самостоятельно высказаться затрудняется;

· устная форма речи недостаточно сформирована.

· грубое недоразвитие связной речи (1−2 предложения вместо рассказа).

Письмо

· Имеются многочисленные ошибки разного характера;

· испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических — дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);

· при списывании наблюдаются единичные ошибки;

· при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

4 стр., 1875 слов

Органическое заболевание головного мозга сосудистого генеза. Психоорганический синдром. Задержка психического развития. Общее недоразвитие речи 3 уровня

... головного мозга сосудистого генеза, формирование психоорганического синдрома. Задержка психического развития, общее недоразвитие речи 3 уровня. Дифференциальный диагноз имбецильность Органическое заболевание гол. мозга ... На основании: -- жалоб на недоразвитие речи (начала говорить после 5 лет), вспыльчивость, раздражительность связанные с трудностью произношения, во время гневных вспышек ...

Чтение

· Способ чтения побуквенно — слоговой;

· чтение замедленное, послоговое, словами;

· понимание прочитанного с неточностями;

· чтение послоговое, простые слова читает целостно;

· делает запинки при чтении многосложных слов;

· чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);

· не отвечает на вопросы по тексту;

· при чтении слова произносит неотчетливо.

Координация и пространственная ориентировка

· Нечеткая координация движений;

· затрудняется определить правую, левую сторону;

· зрительно — пространственные представления сформированы недостаточно;

· причинно — следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;

· неправильно располагает написанное на листе бумаги;

· схема тела не сформирована;

· правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения (краткая — психолого — педагогическая характеристика)

· Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;

· охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;

· легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;

· имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;

· испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;

· внимание неустойчивое, часто отвлекается;

· значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;

· с трудом овладевает необходимым объемом знаний;

· запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;

· инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

Логопедическое заключение

· Показаний для занятий на логопункте нет;

· фонематическое недоразвитие речи;

· общее недоразвитие речи;

· нерезко выраженное общее недоразвитие речи;

15 стр., 7160 слов

Моделирование как средство развития экологических знаний

... развития экологических знаний. Задачи исследования: изучить теоретические аспекты моделирования, как средства развития экологических знаний ... природных сообществ рождают объективные трудности для детей, мыслительная деятельность ... чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития ...

· нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;

· недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

· лексико-грамматическое недоразвитие;

· полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;

· сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);

· имеется нерезко выраженная дисграфия;

· аграмматическая дислексия и дисграфия;

· фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

· Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;

· трудности адаптации в школьном учреждении;

· нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;

· незрелость эмоционально — волевой сферы;

· педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;

· гиперопека родителей;

· недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;

· двигательная расторможенность, гиперактивность;

· ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т. д.;

· трудности начались со второго полугодия, после болезни;

· недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

· трудности овладения учебными терминами, понятиями;

· слабо развито словесно-логическое мышление;

· недостаточное развитие связной речи;

· трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);

· невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т. д.)

Результаты речевого развития

· Динамика речевого развития незначительная;

· при положительной динамике развития выпущен из группы;

· рекомендовано продолжить занятия с логопедом;

· динамики в развитии не наблюдается;

· логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

Рекомендации

· Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;

· избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;

· ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;

· перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;

· в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);

· систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;

· пополнение и уточнение имеющихся знаний;

· систематизация умения и навыков;

· рекомендуется консультация у специалистов…;

· во избежание «школьной неуспешности» рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;

· рекомендован дополнительный отдых;

· уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;

· посещение занятий с психологом и логопедом;

· устранение пробелов в имеющихся знаниях;

· довести до необходимого уровня учебную деятельность;

· стимулировать самооценку;

· создание возможности выбора…;

· повышение личной ответственности;

· создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;

· оказание помощи в обретении веры в свои силы;

· рекомендован повторный курс обучения;

· проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;

· восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;

· ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;

· для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации «успеха»;

· единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector