Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

Характеристика нарушений письма и чтения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения и письма называют дислексией и дисграфией. У детей с нарушением письма отмечается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.
К специфическим ошибкам в письменных работах следует отнести:
Искаженное написание букв:
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;
-зеркальное написание букв;
-недописывание или добавление лишних элементов.

Замены рукописных букв:
-графически сходных (и-ш, п-т, ц-щ, о-а, в-д, т-ш, д-з, у-д, д-б, с-э, и-у);
-обозначающих фонетически сходные звуки (ч-ть, ч-щ, ц- т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к, о-у, ё-ю, ё-я, и-е).

Искажения звуко-слоговой структуры слова:
-пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.

Искажения структуры предложения:
-нарушение слитности написания отдельных слов в предложении или неправомерно слитное их написание;
-необозначение или произвольное обозначение границ предложений.

Аграмматизмы на письме:
-слов и словосочетаний (неправильное словоизменение и словообразование);
-предложения (пропуск или неоправданный повтор членов предложения, нарушение порядка слов);
-связного текста (искажение смысла текста, нарушение его структуры).

Специфическими ошибками при чтении считаются, если ребенок:
-заменяет и смешивает графически сходные буквы;
-заменяет и смешивает фонетически сходные звуки;
-искажает звуко-слоговую структуру слов;
-не сливает буквы в слоги;
-допускает аграмматизмы при чтении;
-не понимает или плохо понимает прочитанное на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения.

Рассматриваемый аспектВарианты ответовДанные о ходе речевого развития

· Речевое развитие по возрасту;

· без особенностей;

· доречевое развитие с задержкой;

· раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;

· в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;

· поздно начал говорить;

· до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;

· ранее психомоторное развитие с задержкой;

· фразовая речь – с 3 лет.

8 стр., 3908 слов

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

... как нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, синтеза слов в предложении, соотнесение ... образов происходит с трудом. Нарушения чтения могут быть связаны с недостаточностью лексико-грамматического развития речи. Так, замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим ...

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

· Анатомическое строение без аномалий;

· не удерживает позу закрытого рта;

· может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

· движение языка замедленные, с затруднениями;

· основные движения языком, губами выполняет;

· губы толстые, малоподвижные;

· наблюдается замена движений и синкенезии;

· язык вялый, массивный, объем движений неполный;

· переключаемость движений нарушена;

· тонус нормальный, активность движений достаточная;

· кончик языка малоактивный;

· при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

· прикус – прогения;

· отмечается повышенная соливация;

· твердое небо – высокое, имеет готическую форму;

· точность выполнения движений сохранна;

· зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;

· мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Состояние мелкой моторики

· Движение рук неточное;

· пробы Хеда выполняет выборочно;

· с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)

· навыками самообслуживания не владеет;

· недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

· произвольная моторика не сформирована;

· ведущая рука — правая;

· предпочитает работать левой рукой;

· все движения выполняет правильно;

· мышечный тонус повышен;

· неправильно держит карандаш;

· моторная неловкость при работе с пластилином;

· испытывает трудности при овладении графическими навыками;

· наблюдается замедленный темп письма;

Состояние общей моторики

· Двигательно неловок, медлителен;

· ограничен объем активных движений;

· отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;

· испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;

· мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;

· отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;

· замен движений и синкенезий не наблюдается;

Понимание речи

· Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

· понимание речи затруднено;

· выполняет задания по словесной инструкции;

· нуждается в неоднократном повторении задания;

· с опозданием реагирует на обращение учителя;

· речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;

· понимание речи связано с незнанием русского языка.

Звукопроизношение

· Имеются недостатки произношения;

· нарушено произношение звуков …;

· дефектно произносит оппозиционные звуки;

· недостатки произношения звонких согласных (оглушение);

· изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;

· отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;

· полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Фонематические процессы

· Фонематический слух недостаточно сформирован;

· фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;

· фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;

· затрудняется придумать слово на заданный звук;

· слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;

· неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;

· фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;

· при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

· Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;

· допускает ошибки при определении количества звуков в слове;

· имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;

· определение места звука в слове сформировано;

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

· место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;

· имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

Воспроизведение слов сложного звукового состава

· Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;

· количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;

· переставляет слоги местами;

· слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Темп,

внятность речи,

Характеристика голоса и дыхания

· Темп высказываний замедленный;

· речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;

· звуки произносятся нечетко;

· голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;

· дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);

· темп и ритм речи в пределах нормы;

· словесное ударение употребляет правильно;

· интонационная речь недостаточно выразительна.

Проявления заикания

· Не заикается;

· иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;

· наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

Словарный запас

· Объем словарного запаса соответствует возрасту;

· словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;

· не всегда точно использует слова;

· испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

· в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;

· не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;

· часто использует слова не по назначению;

· допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;

· страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Грамматический строй

· Недостаточно сформирован для данного возраста;

· в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;

· допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;

· имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;

· неправильно употребляет предлоги, падежи;

5 стр., 2160 слов

Влияние речи на развитие познавательных процессов младшего и среднего школьного возраста

Тема курсовой: Влияние речи на развитие познавательных процессов Содержание Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы влияния речи на развитие познавательных процессов………………………………………………………6 1.1. Проблема речи в современной отечественной психологии…………6 1.2. Речь как важный фактор развития познавательных процессов…….10 1.3. Факторы, определяющие речевое ...

· имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;

· в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;

· допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;

· имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);

· допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;

· есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

Связная речь

· Наблюдается недостаточное развитие связной речи;

· в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;

· неотчетливо произносит слова;

· оречевление затруднено;

· при ответах пользуется фразой несложной конструкции;

· наблюдается высокий уровень речевого развития;

· опыт речевого общения беден;

· самостоятельно высказаться затрудняется;

· устная форма речи недостаточно сформирована.

· грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

Письмо

· Имеются многочисленные ошибки разного характера;

· испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);

· при списывании наблюдаются единичные ошибки;

· при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

Чтение

· Способ чтения побуквенно – слоговой;

· чтение замедленное, послоговое, словами;

· понимание прочитанного с неточностями;

· чтение послоговое, простые слова читает целостно;

· делает запинки при чтении многосложных слов;

· чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);

· не отвечает на вопросы по тексту;

· при чтении слова произносит неотчетливо.

Координация и пространственная ориентировка

· Нечеткая координация движений;

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология ... объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.Для обеспечения нормального развития ребенка в целом ...

· затрудняется определить правую, левую сторону;

· зрительно — пространственные представления сформированы недостаточно;

· причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;

· неправильно располагает написанное на листе бумаги;

· схема тела не сформирована;

· правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

· Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;

· охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;

· легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;

· имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;

· испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;

· внимание неустойчивое, часто отвлекается;

· значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;

· с трудом овладевает необходимым объемом знаний;

· запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;

· инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

Логопедическое заключение

· Показаний для занятий на логопункте нет;

· фонематическое недоразвитие речи;

· общее недоразвитие речи;

· нерезко выраженное общее недоразвитие речи;

· нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;

· недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

· лексико-грамматическое недоразвитие;

· полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;

· сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);

· имеется нерезко выраженная дисграфия;

· аграмматическая дислексия и дисграфия;

· фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

· Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;

· трудности адаптации в школьном учреждении;

· нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;

22 стр., 10539 слов

Развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития с трудностями в поведении

/ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ Введение В своей жизни каждый человек испытывает различные эмоции: как положительные, так и отрицательные. Они играют большую роль в становлении личности. Ведь главным фактором привязанности матери и ребенка на ранней стадии развития являются именно эмоции. Эмоции помогают человеку в его становлении. ...

· незрелость эмоционально – волевой сферы;

· педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;

· гиперопека родителей;

· недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;

· двигательная расторможенность, гиперактивность;

· ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;

· трудности начались со второго полугодия, после болезни;

· недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

· трудности овладения учебными терминами, понятиями;

· слабо развито словесно-логическое мышление;

· недостаточное развитие связной речи;

· трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);

· невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

Результаты речевого развития

· Динамика речевого развития незначительная;

· при положительной динамике развития выпущен из группы;

· рекомендовано продолжить занятия с логопедом;

· динамики в развитии не наблюдается;

· логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

Рекомендации

· Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;

· избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;

· ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;

· перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;

· в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);

· систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;

· пополнение и уточнение имеющихся знаний;

· систематизация умения и навыков;

· рекомендуется консультация у специалистов…;

· во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;

· рекомендован дополнительный отдых;

· уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;

· посещение занятий с психологом и логопедом;

· устранение пробелов в имеющихся знаниях;

· довести до необходимого уровня учебную деятельность;

· стимулировать самооценку;

· создание возможности выбора…;

· повышение личной ответственности;

· создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;

· оказание помощи в обретении веры в свои силы;

· рекомендован повторный курс обучения;

· проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;

· восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;

· ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;

· для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;

· единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.