Характеристика нарушений письма и чтения
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения и письма называют дислексией и дисграфией. У детей с нарушением письма отмечается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.
К специфическим ошибкам в письменных работах следует отнести:
Искаженное написание букв:
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;
-зеркальное написание букв;
-недописывание или добавление лишних элементов.
Замены рукописных букв:
-графически сходных (и-ш, п-т, ц-щ, о-а, в-д, т-ш, д-з, у-д, д-б, с-э, и-у);
-обозначающих фонетически сходные звуки (ч-ть, ч-щ, ц- т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к, о-у, ё-ю, ё-я, и-е).
Искажения звуко-слоговой структуры слова:
-пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.
Искажения структуры предложения:
-нарушение слитности написания отдельных слов в предложении или неправомерно слитное их написание;
-необозначение или произвольное обозначение границ предложений.
Аграмматизмы на письме:
-слов и словосочетаний (неправильное словоизменение и словообразование);
-предложения (пропуск или неоправданный повтор членов предложения, нарушение порядка слов);
-связного текста (искажение смысла текста, нарушение его структуры).
Специфическими ошибками при чтении считаются, если ребенок:
-заменяет и смешивает графически сходные буквы;
-заменяет и смешивает фонетически сходные звуки;
-искажает звуко-слоговую структуру слов;
-не сливает буквы в слоги;
-допускает аграмматизмы при чтении;
-не понимает или плохо понимает прочитанное на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения.
Рассматриваемый аспектВарианты ответовДанные о ходе речевого развития
· Речевое развитие по возрасту;
· без особенностей;
· доречевое развитие с задержкой;
· раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
· в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
· поздно начал говорить;
· до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
· ранее психомоторное развитие с задержкой;
· фразовая речь – с 3 лет.
Психологический аспект механизмов нарушений чтения
... нарушения чтения. Дислексия и нарушения устной речи У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, ... восприятие букв затрудняется. Неусвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического ...
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
· Анатомическое строение без аномалий;
· не удерживает позу закрытого рта;
· может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
· движение языка замедленные, с затруднениями;
· основные движения языком, губами выполняет;
· губы толстые, малоподвижные;
· наблюдается замена движений и синкенезии;
· язык вялый, массивный, объем движений неполный;
· переключаемость движений нарушена;
· тонус нормальный, активность движений достаточная;
· кончик языка малоактивный;
· при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
· прикус – прогения;
· отмечается повышенная соливация;
· твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
· точность выполнения движений сохранна;
· зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
· мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
· Движение рук неточное;
· пробы Хеда выполняет выборочно;
· с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
· навыками самообслуживания не владеет;
· недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
· произвольная моторика не сформирована;
· ведущая рука — правая;
· предпочитает работать левой рукой;
· все движения выполняет правильно;
· мышечный тонус повышен;
· неправильно держит карандаш;
· моторная неловкость при работе с пластилином;
· испытывает трудности при овладении графическими навыками;
· наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
· Двигательно неловок, медлителен;
· ограничен объем активных движений;
· отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
· испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
· мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
· отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
· замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
· Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
· понимание речи затруднено;
· выполняет задания по словесной инструкции;
· нуждается в неоднократном повторении задания;
· с опозданием реагирует на обращение учителя;
· речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
· понимание речи связано с незнанием русского языка.
Звукопроизношение
· Имеются недостатки произношения;
· нарушено произношение звуков …;
· дефектно произносит оппозиционные звуки;
· недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
· изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного ...
... звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки ... обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации и интеграции в обществе ... звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при работе за столом, умение располагать тетрадь, правильно ...
· отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
· полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
· Фонематический слух недостаточно сформирован;
· фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
· фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
· затрудняется придумать слово на заданный звук;
· слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
· неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
· фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
· при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
· Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
· допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
· имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
· определение места звука в слове сформировано;
· место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
· имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
Воспроизведение слов сложного звукового состава
· Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
· количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
· переставляет слоги местами;
· слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Темп,
внятность речи,
Характеристика голоса и дыхания
· Темп высказываний замедленный;
· речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
· звуки произносятся нечетко;
· голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
· дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
· темп и ритм речи в пределах нормы;
· словесное ударение употребляет правильно;
· интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
· Не заикается;
· иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
· наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
Словарный запас
· Объем словарного запаса соответствует возрасту;
· словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
· не всегда точно использует слова;
· испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
· в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
· не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
· часто использует слова не по назначению;
· допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
Ошибки в технике при выполнении физического упражнения. Построение ...
... возможностях их устранения является необходимой предпосылкой эффективности обучающей деятельности. Некоторые ошибки обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых ... очень эффективно. Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами ...
· страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Грамматический строй
· Недостаточно сформирован для данного возраста;
· в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
· допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
· имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
· неправильно употребляет предлоги, падежи;
· имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
· в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
· допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
· имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
· допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
· есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Связная речь
· Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
· в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
· неотчетливо произносит слова;
· оречевление затруднено;
· при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
· наблюдается высокий уровень речевого развития;
· опыт речевого общения беден;
· самостоятельно высказаться затрудняется;
· устная форма речи недостаточно сформирована.
· грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
Письмо
· Имеются многочисленные ошибки разного характера;
· испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
· при списывании наблюдаются единичные ошибки;
· при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Чтение
· Способ чтения побуквенно – слоговой;
· чтение замедленное, послоговое, словами;
· понимание прочитанного с неточностями;
· чтение послоговое, простые слова читает целостно;
· делает запинки при чтении многосложных слов;
· чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
· не отвечает на вопросы по тексту;
· при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка
· Нечеткая координация движений;
· затрудняется определить правую, левую сторону;
· зрительно — пространственные представления сформированы недостаточно;
· причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
· неправильно располагает написанное на листе бумаги;
· схема тела не сформирована;
· правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
· Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
... плавности речи. Цель работы: изучить особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: . Изучить развитие связной речи в ... карандаш, асинь ста - красная лента). Много трудностей испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто ... словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: ) неправильное ...
· охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
· легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
· имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
· испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
· внимание неустойчивое, часто отвлекается;
· значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
· с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
· запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
· инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Логопедическое заключение
· Показаний для занятий на логопункте нет;
· фонематическое недоразвитие речи;
· общее недоразвитие речи;
· нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
· нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
· недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
· лексико-грамматическое недоразвитие;
· полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
· сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
· имеется нерезко выраженная дисграфия;
· аграмматическая дислексия и дисграфия;
· фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
· Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
· трудности адаптации в школьном учреждении;
· нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
· незрелость эмоционально – волевой сферы;
· педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
· гиперопека родителей;
· недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
· двигательная расторможенность, гиперактивность;
· ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
· трудности начались со второго полугодия, после болезни;
· недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
· трудности овладения учебными терминами, понятиями;
· слабо развито словесно-логическое мышление;
· недостаточное развитие связной речи;
· трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
· невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
· Динамика речевого развития незначительная;
· при положительной динамике развития выпущен из группы;
· рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
· динамики в развитии не наблюдается;
· логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
Рекомендации
· Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
Развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического ...
... Целью исследовательской работы стала коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития с трудностями в поведении. Предметом нашего исследования стало ... что при проведении систематической психокоррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития с трудностями в поведении произойдут положительные изменения в ...
· избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
· ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
· перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
· в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
· систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
· пополнение и уточнение имеющихся знаний;
· систематизация умения и навыков;
· рекомендуется консультация у специалистов…;
· во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
· рекомендован дополнительный отдых;
· уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
· посещение занятий с психологом и логопедом;
· устранение пробелов в имеющихся знаниях;
· довести до необходимого уровня учебную деятельность;
· стимулировать самооценку;
· создание возможности выбора…;
· повышение личной ответственности;
· создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
· оказание помощи в обретении веры в свои силы;
· рекомендован повторный курс обучения;
· проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
· восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
· ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
· для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
· единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.