ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
26. Организация как система
27. Социальная организация, хозяйственные организации
28. Организация и управление
29. Теория организации и ее место в системе научных знаний
30. Закон синергии
31. Закон информированности –упорядоченности
32. Закон самосохранения
33. Закон единства анализа и синтеза
34. Закон развития
35. Законы композиции и пропорциональности
При рассмотрении любой организации как системы могут быть использованы различные аспекты. 1.Производственно-технический (организационный) аспект. В таком аспекте организация —это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления в данной системе — достичь получения заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными характеристиками.
2.Экономический аспект. Рассмотрение организации в данном аспекте предполагает понимание организации как системы, включающей в себя такие элементы, как ресурсы, которыми в данный период обладает организация. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово-экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде. Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае являются: тип производства продукции и (или)услуг (единичный, серийный, массовый], уровень специализации и кооперирования производственных процессов, уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное).
Все параметры экономической системы делятся на эндогенные (внутренние: объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов) и экзогенные (внешние: ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).
Цель системы управления состоит в обеспечении постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами адекватно определенного ассортимента с высоким уровнем качества.
3.Правовой аспект. В данном аспекте организация представляет собой юридическое лицо, являющееся элементом политико-правовой среды, обладающее той или иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями).
Система специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха
... 29 Список литературы…………………………………………………………………32 Введение Данная работа посвящена вопросу о системе специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха. Будут подробно раскрываться такие темы, ... благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они продвигают новые подходы к организации социального пространства помощи детям с нарушением слуха, которое ориентировано на ...
Другими словами, организация является системой субъектов права, связанных между собой (на правовой основе) и с внешней средой. Деятельность таких организаций регламентируется Гражданским, Трудовым, Таможенным и Земельным кодексами РФ и ее субъектов, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ и специальными записями в таких документах, как устав организации и договор учредителей организации. В организации с такой позиции целью системы управления является обеспечение соблюдение прав организации в ходе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.
4.Социально-психологический аспект. Рассматривая организацию в таком аспекте, под ней понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отношений. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуумы, объединенные между собой социально-психологическими связями, проявляющимися в ходе производства продукции и услуг, а также е процессе управления. В таком понимании цель системы управления организации состоит в обеспечении комфортного социально-психологического микроклимата, позволяющего предотвращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе, способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих и направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствующего субъекта.
27. Социальная организация, хозяйственные организации
Понятие социальной организации связано с объединением людей. Вообще, объединении людей принято называть группами или (при определенных условиях) организациями. Эти объединения делятся на первичные и вторичные группы.
Объединение людей в виде первичных групп связано с личностными отношениями, эмоциями, взаимными симпатиями, общими увлечениями. К этим объединениям принято относив семью, друзей, спортивные и творческие коллективы, некоторые религиозные общины и т.д. Вторичные группы образуются, как правило, для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах обычно строго распределены, и эмоциональные отношения между людьми уходят на задний план. Базовую основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объединившихся для достижения общественно значимой цели.
Для выявления понятия социальной организации рассмотрим основные понятия подходы толкованию термина «организация».
1. Организация как объект представляет собой искусственное объединение людей, которое является элементом или частью общественной структуры и выполняет определенные функции. Данное понимание относится к таким формациям, как предприятие, фирма, банк, органы власти и т.д.
Руководство и организация классного коллектива
... мероприятий; - разработка плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия, его педагогический анализ; - организация общественной деятельности учащихся в коллективе с опорой на ученическое самоуправление. С) Задание по психологии - изучение психологических ... Дошло до того, что на первых и последних уроках присутствовало 5-6 человек. Но новенький в лицее больше чем на два месяца не задержался, ...
2. Организация как процесс представляет собой совокупность мероприятий, с помощью которых обеспечивается взаимосвязь между элементами системы в ходе ее существования. Организация — это вид деятельности, который включает в себя распределение функций среди членов коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, осуществление контроля за исполнением приказов и распоряжений должностных лиц, процесс распределения материальных и денежных фондов и т.д.
3. Организации как воздействие представляет собой упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. В этом смысле понятие «организация» применяется и к предприятию в том случае, если речь идет о разработках схемы организационной структуры или оборганиэационном проектировании.
В теории организации используются все три понятия.
1. Социальная организация — это прежде всего объединение людей, ориентированное на достижение определенных целей. Состав членов коллектива и направления его деятельности регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическим нормами, принятыми в самой организации и обществе в целом.
2. Факторы, влияющие на эффективность социальной организации. Такими факторами выступают нормы поведения в организации, сплоченность или конфликтность коллектива, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы, Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но они не тождественны. Коллектив представляет собой объединение всея работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Любая организация не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как основу. Коллектив может быть частично или полностью заменен, тем не менее организация продолжит Свое существование. Основываясь на данном подходе, полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия человека, неправомерно называть организацией. Также частное предприятие, на котором работает только один человек, не валяется организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации — коллектива.
Социальные организации, которые занимаются производственной и экономической деятельностью, принято называть деловыми организациями.
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
К хозяйственным организациям относятся:
– юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;
– неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам — юридическим или физическим.
Методические рекомендации по организации деятельности социального ...
... контексте воспитание)//Народное образование-2010.- №9. – С.229-235. Лукина Н.С. Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога образовательного учреждения //Вестник психосоциальной и коррекционной работы.-2006. - №4. – С.23-31. ...
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
28. Организация и управление
В теории организации встречается различное понимание сущности организации: социальные, деловые, хозяйственные, организация как процесс, Кроме того, в отношении организаций всех типов могут рассматриваться такие аспекты, как открытость, развитие, функциональность, стабильность и т.д. Актуальные результаны исследования для теории и практики дает рассмотрение организации как управлнемой системы. При том рассмотрение организации как управляемой системы предполагает ее понимание именно как социальной организации.
Социальная организация представляет собой сложную, открытую, управляемую, динамическую систему с целенаправленным действием. В отношении социальной организации можно сказать, что она представляет собой искусственно созданный набор взаимодействующих элементов и подсистем, который предназначается для достижения определенной цели.
Системный подход к определению организации. Рассмотрение социальной организации как управляемой системы требует использования системного подхода, который представляет собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и отдельные части в организации любого типа выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.
Организации присущи все признаки системы: множество элементов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность элементов; наличие связей между элементами; целостность и единство элементов структуры; четко выраженное управление.
Цель организации как управляемой системы. Цель является основой деятельности любой организации. Под целью понимают желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. В идеале цель должна иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условии.
Управление — это процесс целенаправленного воздействия на систему, который обеспечивает повышение ее организованности, получение того или иного полезного эффекта. Система управления — это система, в которой протекает процесс управления.
В менеджменте управление представляется как вид человеческой деятельности. В процессе разделения труда управленческий труд постепенно отделился or рутинного физического труда. По содержанию управленческий труд более ответсвен, чем труд производственных рабочих. Кроме того, он характеризуется более высокими психологическими нагрузками.
Высокая психологическая нагрузка управленческого труда связана с тем, что руководитель, как правило, в своей деятельности постоянно принимает решения, касающиеся судьбы всех членов трудового коллектива.
Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»
... списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации управления коммерческой фирмой» основой явились труды отечественных и зарубежных учёных и ... М: 2010 18. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.:2006 19. Управление организацией: Учебник/под ред. А.Г. Поршева, З.П. Румянцевой, ,Н.А. ...
Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.
Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями Выполнение принципов управления меняется залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления. С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.
29. Теория организации и ее место в системе научных знаний
Теория организации — это наука, являющаяся, по сути, междисциплинарной, объединяющей многие сферы научных исследований Между тем индивидуальность теории организации проявляема в том, что как наука она имеет свои объект, предмет, методы и принципы исследования.
Теория организации связана со следующими науками:
1) наукой об управлении. Разграничение сфер интересов с данной наукой неоднозначно. Одни авторы считают, чго организация — это отдельный раздел теории управления, другие — что управление описывается категориями теории организации. Общепринятой является точка зрения, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект;
2) психологией. В теории организации присутствует тематика, связанная с поведением людей и организации. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. Рассматриваются приемы восприятия, обучении и тренировки,
выявления нужд и разработка мотивационных методов, степень удовлетворенности работой, психологические аспекты процессов принятия решений и т.д.;
3) социологией. Принципы и методы социологии используются е теории организации при изучении социальных систем, при изучении группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Для теории opганизации научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничении, социальных перемещений, мобильности, идентификации;
Система командной деятельности в организации и управление командами
... к групповой, командной деятельности вызвано, прежде всего, необходимостью совершенствования управлением организацией, повышением её эффективности и конкурентоспособности. Существуют определённые факторы, ... бизнеса специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно. Первые исследования командной деятельности были ...
4) социальной психологией. Поведение людей особенно в формате группового общения, интересно для теории организации постольку, при изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. В разделах по коммуникациям используется инструментарий социальной психологии;
5) антропологией. В теории организации рассматривается функция (культуры общества, т.е. механизм отбора ценностей и норм прошлых периодов, передачи их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознании и поведения Теория организации изучает социальную память прошлого для выявления различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций;
6) экономической наукой. В тории организации важную роль играет механизм формирования цели и стратегии организации как основ для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. В теории организации в целях достижения комплексности и системности курса рассматриваются отношения собственности, рыночное и государственное регулирование, макро- и микроэкономические аспекты функционирования субъектов хозяйствования;
7) юридической наукой. Влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. В последнее время особенно популярно корпоративное право. В теории организации рассматривается отдельным разделом система правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения;
8) информатикой. Роль информатики проявляется в том, что в теории организации отдельным разделом изучаются законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в организационных, социальных и хозяйственных системах.
30. Закон синергии
Синергия — это совместное и однородное функционирование элементов системы.
Закон синергии. В любой организации возможны как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов. Благодаря закону синергии социальная организация имеет существенное отличие от объектов материального мира. Это отличие состоит в том, что во всех естественных системах действует закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при любых ее изменениях количество энергии остается постоянным. Закон же синергии предполагает, что в социальных системах энергия может изменяться. Данное обстоятельство объясняется тем, что в социальных организациях в качестве энергетического ресурса рассматриваются не только материальные ресурсы, но и социально-психологические ресурсы коллектива величина которых характеризуется интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональной подготовки каждого члена организации, а также степенью взаимодействии членов коллектива в реализации общей цели организации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...
Синергетический эффект. В социальных организациях энергетический потенциал может быть, как увеличен, так и уменьшен. Важным фактором, определяющим энергетический потенциал организации, является качество менеджмента. Так, низкий уровень энергетического потенциала социальной организации может быть из-за отсутствия в коллективе лидера, недостаточной квалификации или пассивности персонала, слабой технической оснащенности, использования устаревших технологий управления и многих других причин. В данном случае задача руководителя заключается а том, чтобы найти нужный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия а организации носила созидательный, а не разрушительный характер. В отношении социальных организаций при рассмотрении закона синергии принято говорить о приросте энергии, который превышает индивидуальную сумму усилий членов организации.
Приростом энергии в социальных организациях можно управлять. Такое управление может быть реализовано путем целенаправленного регулирования энергетического и производительно го потенциала. Команда управленцев должна создать условия, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объемов материальных и людских ресурсов. В результате обеспечивается достижение максимального экономического эффекта.
Трудности управления эффектом синергии: в отличие от физических систем, для которых разработаны единицы измерении энергии и методы оценки энергетического потенциала, для социальных систем еще отсутствуют способы оценки уровня внутренней энергетики. Однако исследования в данном направлении ведутся, их актуальность объясняется современными задачами управления. Широко распространенным способом оценки синергетического эффекта является оценка показателей анализируемой хозяйственной организации по сравнению с другой похожей организацией. Для проведения подобной оценки необходимо создавать базу статистических данных об однотипных организациях за длительный период.
Показатели созидательного синергетического эффекта: высокий уровень показателей экономической деятельности; быстрая и адекватная реакция на изменении во внешней среде; использование прибыли в цепях расширения собственного бизнеса; устойчивые показатели развития организации; использование современных технологий коммуникации и управления; повышенный спрос на продукцию; высокое качество товаров и услуг; создание положительного имиджа: здоровый моральный климат и т.д.
31. Закон информированности –упорядоченности
В условиях острой конкурентной борьбы достигает своих целей тог, кто обладает информацией. Именно поэтому ценность информации для деловой организации особенно высока. На современном этапе информация признается одним из важнейших видов ресурсов организации. Все организации ведут свою хозяйственную деятельность в условиях информационной среды, которая включает в себя совокупность всех естественно-научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране.
Закон информированности и упорядоченности. Этот закон указывает на важность информации в процессе управления: любая социальная организаций способна к выживанию только тогда, когда она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией. Для характеристики информации используется следующие параметры:
Глава 1: «Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез»;
... он возник и функционировал. Вполне логично различие устной и письменной информации. Системный анализ общих ситуаций и письменный текст должны быть включены в современное ... в которой находится он сам. Раздел 8: «Источниковедческий анализ». Цель источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза – воссоздание произведения как исторического явления. Источниковедческое исследование имеет ...
1) полнота. Данный параметр характеризует возможность доступа к ресурсам информационного пространства, в’условиях которого функционирует организация, а также состояние внешних и внутренних коммуникационных связей. Современная практика работы многих организаций показывает, что для принятия правильного решения менеджеру необходимо осуществлять работы не только по ее сбору, но и обработке и систематизации. Кроме того, в условиях конкуренции часть необходимой для менеджера информации переводится в разряд конфиденциальной;
2) достоверность. Этот параметр также является необходимой характеристикой информации и, следовательно, необходимым условием использования полученных данных в деятельности организации. Чтобы информация была достоверной, источники информации должны быть надежными. Такая ситуация требует осуществления специальной проверки получаемой информации для управления организацией;
3) упорядоченность. Данное свойство информации предполагает структурирование или распределение всего потока информации по степени тс важности для решения задач управления организацией. Систематизацию информации в организации можно реализовать различными способами; использованием труда специальных секретарей, разграничением степени доступа к различным видам информации;
4) оперативность получения информации. Данная характеристика информации признается необходимой, поскольку запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по специальным каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, всегда отрицательно сказывается на ее работе. Чем больше уровней в организации, тем ниже скорость прохождения информации. В результате руководители часто вынуждены принимать решения, касающиеся перспективы, на основе устаревшей информации, что снижает эффективность подобных решений.
Сущность информационного обмена организации. Каждая организация находится в постоянном взаимодействии с внешней информационной средой. В информационном обмене организационной системы с окружающей средой выделяются два основных вида информации; входная информация и выходная. В практике хозяйствования используются различные способы получения и распространения информации, а также разные способы защиты внутренней информации от несанкционированного доступа.
Входная информация по содержанию описывает структуру рынка, характеризует деятельность государственных органов и социально-экономическое состояние общества. Получение такой информации является первоочередной задачей управленческого звена организации.
Выходная информация представляет собой средство, которое обеспечивает создание имиджа организации, также она способствует вхождению организации в рынок.
Информационным обменом необходимо управлять, осуществляя целенаправленный информационный менеджмент.
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
... выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; Владение звуко – буквенным анализом и синтезом · Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; · допускает ... при функциональных нагрузках; · отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; · замен движений и синкенезий не наблюдается; Понимание речи ...
32. Закон самосохранения
Закон самосохранения. Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) эа счет оптимального использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов.
Самосохранение организаций. Для хозяйственных организаций самосохранение приобретает несколько иное значение, чем дли биологических И технических систем.
В условиях рынка хозяйственные организации стремятся достичь своих целей, иногда в противовес целям других организаций. Конкуренция способствует развитию естественного отбора организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям. Организации, которые не удовлетворяют потребностям общественного развития, разоряются. В этих условиях выбор целей и социальной миссии организации является первым и самым oответственным моментом в стремлении к выживанию.
Оценка потенциала самосохранения организации. Самосохранение организации отражается в целях ее функционирования и развития. Для постановки подобных целей, отвечающих требованиям самосохранения, необходимо проводить систематически оценку потенциала организации. Это позволит объективно оценить возможности к росту потенциала самосохранения организации. Данная оценка должна представлять собой описание всех возможных факторов внутренней и внешней среды анализируемой организации.
Все выявленные факторы необходимо объединить а группы: позитивные и негативные факторы. После того как все факторы сгруппированы по степени и механизму воздействия, составляется баланс созидательного и разрушительного потенциала. Он теоретически должен показать, как соотносятся между собой относительно анализируемой организации позитивные и негативные факторы. Организация способна к выживанию тогда, когда энергетический потенциал позитивных (созидательных) факторов превышает соответствующий показатель негативных (разрушительных) факторов.
Трудности оценки. Несмотря на высокую актуальность подобной оценки, ее проведение сопряжено с:
1) сложностью учета социально-психологических факторов. В данном случае сюда следует отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала, показатели общей психологической атмосферы в коллективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т.д.);
2) сложностью анализа организационного потенциала. Организационный потенциал организации зависит от многих показателей личности менеджера, а числе которых инициативность, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т.д.;
3) сложностью определения устойчивого состояния. После нахождении баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосохранение организации, следует определить, насколько достигнутое состояние является устойчивым, т.е. оценить т.н. запас прочности хозяйственной организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так во внешней среде.
Мероприятия, повышающие устойчивость хозяйственной организации: создание резервного денежного фонда; увеличение доли высоколиквидных материальных фондов; диверсификация деятельности; установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой среды обитании; использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа; совершенствование структуры управлении; автоматизация производства; использование ноу-хау и освоение новых технологий работы; активизации маркетинговых исследований с целью выявлении новых возможностей организации.
33. Закон единства анализа/синтеза
Необходимость поиска эффективных рецептов достижения высокой результативности функционирования организаций требует постоянного изучения их составных частей (элементов), взаимосвязей между ними, целей их развития. При этом процесс изучения организаций как системы должен проводиться на основе анализа и синтеза. Более того, данное условие выполняется само собой, поскольку в реальном процессе изучения анализ и синтез как методы исследования постоянно переплетаются, их существование друг без друга не представляется возможным.
Закон единства анализа и синтеза раскрывает механизм системного подхода: благодаря использованию в процессах управления организацией комплекса процедур анализа и синтеза достигается обеспечение настройки организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.
Анализ представляет собой разделение целого на части либо представление сложного объекта в виде простых составляющих его частей. В данном случае анализ причинно-следственных связей между выявленными частями предполагает нахождение необходимых и достаточных условий поддержания требуемого уровня взаимодействия между данными частями целого.
Синтез состоит в объединении нескольких простых составляющих частей объекта в некое единое целое. Подобное объединение в процессе синтеза осуществляется на основании взаимной необходимости и взаимосвязи.
Место анализа и синтеза в управлении. Главной проблемой аналитической работы выступает сложность определения элемента, до уровня которого следует производить разделение целого объекта. В данной работе обычно опираются на опыт и интуицию, причем опыт, как правило, помогает при повторяющихся ситуациях, а интуиции используется при новых обстоятельствах. Необходимо, чтобы в процессе декомпозиции не потерялись особенно важные свойства составных частей анализируемого целого. В управлении принятие решений является стержнем управленческой деятельности. Использование анализа и синтеза является обязательной составляющей любой процедуры принятия решения по управлению организацией. На практике управление организацией в рамках закона единства анализа и синтеза осуществляется в форме суммарного воздействия отдельных управленческих решений, которые принимаются по результатам проведенных исследований в отношении как отдельных ее звеньев и элементов (процедура анализа), так и всей организации в целом (процедуры синтеза).
В процессе использования методик принятия решений, основанных на использовании закона анализа и синтеза, оценка эффективности выбор наиболее оптимального решения осуществляются с точки зрения не только объекта, по поводу которого принимается решение, но и интересов всей организации в целом.
Закон единства анализа и синтеза организационных систем предполагает использование исследовательского метода, который состоит в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, абстрактно или реально разбивается на составные элементы. Применение такого подхода позволяет выделить каждый элемент в отдельности с целью выявления его роли и места в системе. Далее отдельные элементы, изученные в процессе анализа, подвергаются синтезу. Это позволяет на принципиально новом уровне знания продолжить и углубить уровень исследования системы путем анализа ее нового состояния. Следовательно, в рамках закона единства анализа и синтеза происходят непрерывный цикл совершенствования системы управления организацией и постоянная корректировка ее организационной структуры. Вся совокупность аналитических работ в организации основана изданном законе, несмотря на внешнее название, выделяющее только анализ.
34. Закон развития
Организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов. При этом в качестве составных элементов могут выделяться различные по содержанию ее части. Обоснованность выделения элементов системы будет обусловливаться признаком группирования составляющих организацию систем. Однако множество подходов к выделению систем в составе организаций можно объединить тем, что все системы постоянно должны развиваться. Специфику данного процесса объясняет закон развития.
Закон развития говорит о следующем: в процессе жизнедеятельности любой организации происходят необратимые и закономерные изменения, которые направлены на максимальное использование ее энергетического потенциала для достижения поставленной цепи организации, в результате чего наблюдается изменение качественных параметров системы.
Энергетический потенциал любой организации определяется не только и не столько потенциалом материальных ресурсов, сколько возможностями коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной подготовки его членов. Исходным моментом, определяющим развитие организации, является ее система целей.
Под целью понимается предвидение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.
Этапы оценки цели организации:
1) анализ возможностей организации. На данном этапе следует осуществить комплексный анализ энергетического потенциала организации. Основная цель организации должна соответствовать существующим возможностям организационной системы и предполагать дальнейшее ее развитие;
2) анализ внешней среды. Этот этап предполагает выполнение детального анализа субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных организаций, состояния рынка и т.д. На данном этапе оправдано использование маркетингового анализа и анализа инвестиционного потенциала организаций;
3) выявление набора подцелей путем прогнозирования. Содержанием данного этапа являются выбор и оценка всевозможных альтернативных целей, которые соответствуют основному направлению деятельности, являющемуся главной целью организации;
4) морфологический анализ. Данный анализ необходим для обеспечения предсказания действий организации в условиях сильного изменении (разрыва) в выявленных траекториях развития как самой организации, так и окружающей среды;
5) анализ исходной позиции. Такой анализ направлен на выявление перспектив развитии организации в плане достижения поставленной цепи. Данный план должен предусматривать ответы на следующие вопросы: cooтветствует ли данная цель возможностям организации; верны ли найденные коммерческие идеи; как будет осуществляться борьба за выживание организации в случае неблагоприятного развития событий.
Взаимосвязь цели организации и ее развития. Взаимосвязь целей и развития организации состоит в том, что между ними происходит диалектическое взаимодействие. В результате функционирования организации управляемая система с помощью целеполагания должна постоянно ставить цели ее функционирования и развития, причем цели должны быть адекватны состоянию рынка и состоянию организации. Часто внешняя среда заставляет организацию ставить цели, которые в рамках текущих качественных параметров сложно достичь. Однако этого может требовать острая конкурентная борьба. Поэтому для достижения новых поставленных целей организация должна развиваться, улучшая свои качественные параметры. В свою очередь, развиваясь, организация может изменять и корректировать свои цели, т.к., обладая улучшенным энергетическим потенциалом, она может достичь более сложных и трудных целей.
35. Законы композиции и пропорциональности
Организация может рассматриваться как система. В данном случае она будет представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Такое понимание организации приводи! к необходимости рассмотрения характера поведения всех ее элементов. Важной характеристикой взаимодействия элементов организации как системы является стремление их к объединению.
Закон композиции и пропорциональности описывает процесс формирования объединений различного типа: в ходе достижения единой цели организациями наблюдается объективная тенденция организаций к формированию устойчивых объединений, создаваемых на основе принципов соразмерности и пропорциональности. Закон проявляется в том, ч го организации стремятся выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания, что особенно характерно для современных деловых организаций. Во всем мире происходит активное формирование организаций мировою масштаба.
Их принято называть надорганизациями, т.к. они регулируют или влияют на работу таких масштабных организационных систем, как целые государства.
Наиболее известные мировые объединения: международная ассоциация «1-й Интернационал» (потом — 2-й, 3-й и 4-й Интернационалы); Организация объединенных наций (1945 г.); Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (1946 г,J; Организация американских государств—ОАГ( 1948 г.); Военно-политический союз — НАТО (1949 г.).
Объекты действия закона композиции и пропорциональности. В качестве объектов проявления закона применительно к деловым организациям могут рассматриваться организации, осуществляющие различные виды деятельности: производство, сбыт, оказание услуг, консалтинг, финансы, маркетинг. В данном контексте стремление к пропорциональности будет обусловлено сильно выраженной специализацией основной деятельности предприятий, в результате чего остальные функции могут быть переданы другим организациям.
Цели создания объединений: минимизация издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков, создание устойчивой среды функционирования для организаций. Применительно к деловым организациям закон композиции и пропорциональности выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Когда речь идет об организациях производственного типа, в качестве таких партнеров выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий либо организации, осуществляющие сбыт продукции. В этом случае обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов новой объединенной организационной системы.
Современные тенденции объединений организаций в России. Опыт функционирования объединений хозяйственных организаций показывает, что они достаточно эффективны во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в современных условиях процесс объединения приобретает особую актуальности и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации. В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода развития экономики России, создание объединений позволяет их участникам более эффективно продвигаться к поставленным целям.
Причины вхождения организаций в объединения: возможность доступа к свободным инвестиционным ресурсам, получение профессиональной управленческой консультации, достижение контроля над рынком, стремление к снижению издержек за счет минимизации ряда административных расходов и т.д.