1. Онтология как философское учение о бытии

ВАРИАНТ 1

Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впер­вые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Фило­софский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве терми­на, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в фило­софский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

Специфика онтологии состоит в том, что она исследует про­блему существования (бытия) реальности. В различных ис­торических типах онтологии эти задачи решались по-разному:

в античности, онтология занималась поиском внутренне при­сущих миру первоначал из кото­рых все возникает. В средние века предметом онтологии высту­пает Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;

в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория поз­нания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопро­сов о природе научного знания, о способах его получения и адек­ватности изучаемой реальности и др;

Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.

Категория небытия фиксирует все то, что реально не сущест­вует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое сущес­твование. Форма проявления бытия — нечто, форма проявления небытияничто.

Выделяют:

философию бытия — исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал

философию небытия — признает первичным небытие.

Выде­ляют два основных вида бытия — материальное и духовное (иде­альное).

Материальное бытие обозначает все то, что составляет объек­тивную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни)

Идеальное бытие представляют явления духовной жизни че­ловека и общества — их чувства, настроения, мысли, идеи.

14 стр., 6875 слов

Проблема бытия в философии

... вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, ... имеют дело с бытием, существующим само по себе, независимо от человека. А различие определяется признанием или непризнанием познаваемости этой реальности. К онтологии, по Гартману, относятся ...

2. Генезис сознания

Сознание можно объяснить как сложную многоуровне­вую систему, включающую в себя природно-психические, инди­видуально-личностные и социокультурные проекции.

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения как способность объекта воспроизводить характерис­тики взаимодействующего с ним объекта.

Развитие форм отражения в живой природе:

-раздражимость (непосредственная целостная реакция орга­низма на биологически важные воздействия);

-чувствительность (возникает в связи с формированием нервной системы и способности к ощущению);

-психика — высшая форма отражения реальности

Основные отличия сознание человека от пси­хики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание , самосознание , язык как вторая сигнальная система

Формирование этих особенностей стало возможным благодаря социо- и культурогенезу.

Показательно, что онтогенез сознания в своих основных ха­рактеристиках воспроизводит его филогенез. Ж. Пиаже выделяет такие стадии развития интеллекта, как сенсомоторную, связанную с осуществлением непосредственных действий с объектами, до-операционную, где выполняются уже символические действия, и операционную, предполагающую уже возможность сложных ком­бинаций «внутренних действий» первоначально с конкретными символами, затем с понятиями.

ВАРИАНТ 2

1. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность — скорость развертывания процессов, их ритм и темп. В философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуального (тео­ретические представления о них) пространства и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   ... (продолжите)………………………………………………………………………………….   13.Федиральные государственные образовательный стандарт, учебный план (основной документ), учебные программы, учебники и учебные пособия регламентируют содержание образования ...

-размерность — способность вещей и явлений обладать некото­рыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксирова­ны.

-изотропность — свойство «равенства т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина

Основным свойством времени чаще всего считают:

необратимость (одномерность) — способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к буду­щему.

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

-Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и яв­лений (Демокрит и Ньютон), а время — как бесконечный поток со­стояний и событий.

-Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты.

В трактовке времени выделяют две концепции:

динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее те­чение событий);

статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).

2.Основные свойства и структура сознания.

Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, спо­собов, норм практически-преобразовательной обществен­ной деятельности людей. Через сознание человек выделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание выра­жается в его действиях. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памя­ти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта.

В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства:

Главное свойство сознания — его идеальность — способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, ду­ховно.

Существуют субъективистская и объективистская трактовки идеального. Первая признает за идеальное психические состояния отдельной личности. Согласно вто­рой концепции идеальное — это всеобщие и необходимые формы знания и познания человеком независимо от него существующей действительности

Идеаторность — способ­ность творить и воспроизводить идеи, без чего невозмож­ны рост и обогащение сознания. Данное свойство позволя­ет отличать сознание человека от психики животного. Данное свойство позволя­ет отличать сознание человека от психики животного.

Сознание универсально, т. е. потенциально способно отражать любые свойства предметов.

Объективность — от­ражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности.

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение ... вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства. 33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия ...

Субъектив­ность отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации.

Способность целеполагания — пред­варительного создания идеального проекта будущего ре­зультата.

ВАРИАНТ 3

1.Диалектика

Диалектика (вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга ( добро и зло, верх и низ).

Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

2. Гносеология как учение о познании

Гносеология (греч. gnosis познание, logos — учение) — теория познания — философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. Термин появляется только в 1832 г.

9 стр., 4281 слов

Тема 6 (Лекция 9) Познание и мышление

... которого удается установить взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. В процессе мышления человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления ... Это происходит благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению. В познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и ...

Центральной гносеологической оппозицией средневековой философии становится проблема соотношения разума и веры как гарантов истины. Схоластика уже исследует вопросы об источни­ках и методах, познания, однако в целом гносеология подчинена теологии, где разум и вера определяют разные способы отношения к Богу и сотворенному им миру.

Дисциплинарное оформление гносеологии происходит в Новое время. Классическая гносеология ориен­тирована на наукообразный идеал истины, которая универсальна, неизменна и абсолютна.

Неклассическая гносеология исходит из взаи­мосвязи субъекта и объекта познания. Истина может меняться в зависимости от точки наблюдения или используемых при этом средств. Соответственно, истина имеет не абсо­лютный, а исторически изменчивый характер, при этом в равной степени на нее может претендовать не только наука, но и другие формы познавательной деятельности.

Для развития гносеологии стали следующие проблемы: познаваемости мира; субъекта и объекта познания; структуры познавательного процесса; истины и ее критериев.

Познание — это творческая деятельность человека и человечества в целом, направ­ленная на получение и развитие достоверных знаний о действи­тельности. Исходными предпосылками познавательной деятель­ности выступают: а) наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности; б) существование познающего эти связи человека, наделенного мышлением.

По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано:

-на решение конкретных жизненных ситуаций

-на понимание устойчивых сущностных связей и характерис­тик мира (теоретическое познание, религиозное, мифологическое);

-на собственный духовный опыт (самопознание)

В качестве основных форм познания вы­деляют: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное познание.

ВАРИАНТ 4

1 Основные модели антропогенеза в философии

Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида

12 стр., 5825 слов

2 Многообразие форм знания и познавательной деятельности………………10

... 8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой ... отражения, проблемы истинности знаний, завершает анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм. Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения человека к миру ...

На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплек­сом наук, где исследования строятся преимущественно на анализе генетически закреп­ленных признаков составляющих специфику человечества как био­логического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

Разделение антропогинеза в философии:

Креационизм (творение) рассматривает чело­века как вы­сшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».

Эволюционизм (развертывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт эволюции. Дарвин первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фак­тор эволюции. На сегодняшний день ос­новными философскими концепциями эволюционной модели ант­ропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая.

Трудовая (Морган,Энгельс,Гелен) утверждает, что животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Труд одновременно выступает как источник человеческой социаль­ности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых мо­делей права и закона.

Игровая концепция связывает возникновение че­ловека с развитием игры. Игра — это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков.

Согласно психоаналитической концепции (Фрейд) становление культуры и человека обусловлено появле­нием культа, основания которого составляют тотем и табу. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начи­нают определять направленность последующего развития челове­ка и культуры.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Человек воспринимает действительность только в тех ее смысло­вых характеристиках, которые заданы языком, а язык определяет границы и свойства как самой действительности, так и челове­ка. Язык здесь из средства общения превращается в создателя культуры и человека.

2 Структура познавательного процесса

Структура познавательного процесса определяет систему уров­ней и элементов сознания, посредством которых осуществляет­ся познавательная деятельность субъекта

В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня:

Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) фиксацией внешних, поверхностных характе­ристик объекта в форме чувственных образов.

В качестве основных элементов чувственного познания высту­пают:

-Ощущение — отражение отдельных свойств внешних предме­тов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. П

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания ...

-Восприятие — целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими орга­нами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в образ, где фактически предмет явлен нам всегда не прос­то как цвет или запах, но как конкретное целостное образование

-Представление — воспроизводство в сознании человека чувс­твенных образов предметов без непосредственного контакта с ними, может строиться на основе памяти или во­ображения.

Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных свойств и законов действительности, от­раженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являются :

-Понятиеформа мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений и выражаются в языке в виде слова или словосо­четания.

-Суждение — форма мышления, в которой о предмете что-то ут­верждается или отрицается. Языковыми формами выражения суж­дения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.

-Умозаключение — форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволя­ют нам получать знания без непосредственного обращения к опы­ту.

ВАРИАНТ5

1.Категории человеческого бытия

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, — это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

Все люди мечтают о счастье. Ф. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно как он живет.Но большинству людей, особенно в юном возрасте,такие рассуждения покажутся чересчур суровыми.

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение. Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье — иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы — власть быстро развращает и опустошает человека.

2 стр., 594 слов

Психологический парадокс человека общая концепция

... изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух структур ... задачам Физиологические обеспечивают жизнедеятельность биоорганизма, а Психические способствуют развитию Души и человека в целом Преобладание тех или иных определяет направленность личности. Эта ...

Столь же важна проблема жизни и смерти. Она всегда волновала человека, она интересует религию, социологию, медицину искусство, философскую мысль. Смерть — завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих моментов его бытия, сопровождает исторический процесс становления личности.

Преодоление смерти у К. Маркса в социальном бессмертии — это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бессмертие результатов человеческого творчества.

2. Проблема истины

Истина выступает в качестве цели познавательной деятельнос­ти, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности

Классическое определение истины восходит еще к Аристоте­лю, для которого истина — это соответствие знаний действительности. Для классичес­кой концепции истины мир познаваем, а ис­тина существует как объективно-всеобщее, логически непротиво­речивое и абсолютное знание.

В неклассической философии выделяют следующие концепции:

-Марксистская концепция рассматривает объективное содержа­нии наших знаний, которые одновременно субъективны по форме, поскольку познающий субъект всегда ограничен своим собствен­ным кругозором и уровнем развития знаний на данный момент времени. Критерием соответствия наших знаний действительности является практика, возможность на основе полученных знаний преобразовывать природу, достигая при этом ожидаемых результатов.

-Семантическое определение истины настаива­ет на необходимости сохранения таких критериев истины, как ее предметная адекватность и логическая непротиворечивость.

-Когерентная (связь) концепция делает акцент исключительно на логической не­противоречивости знания как критерии истины.

-Конвенционалистская (соглашение) кон­цепция рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой.

-Прагматическая концепция переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыден­но-практического мышления. Истина здесь — все то знание (даже ложное), которое, обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий.

-Феноменологическая концепция всегда конкретно-личностно конституиру­ющего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько со знанием, сколько с пониманием.

Неклассическая философия рассматривает истину как зависимую от субъек­та, его практических и ценностно-мировоззренческих интенций, от языка как универсального познавательного средства. Говоря о невозможности абсолютной истины.

8 стр., 3938 слов

Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой

... строить жизнь, достойную Человека. Основные категории, положенные в основание программы: Добра, Истина, Красоты. Основаниями Программы воспитания являются: •педагогический взгляд на воспитание с позиции ... диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения. Культура ...

В постнеклассической философии. Истина понимается как элемент идеологии