ВАРИАНТ 1
Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.
Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:
в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;
в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др;
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.
Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия — нечто, форма проявления небытия — ничто.
Выделяют:
философию бытия — исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал
философию небытия — признает первичным небытие.
Выделяют два основных вида бытия — материальное и духовное (идеальное).
Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни)
Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества — их чувства, настроения, мысли, идеи.
Проблема бытия в философии
... вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, ... имеют дело с бытием, существующим само по себе, независимо от человека. А различие определяется признанием или непризнанием познаваемости этой реальности. К онтологии, по Гартману, относятся ...
2. Генезис сознания
Сознание можно объяснить как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции.
Природным основанием появления сознания стало свойство отражения как способность объекта воспроизводить характеристики взаимодействующего с ним объекта.
Развитие форм отражения в живой природе:
-раздражимость (непосредственная целостная реакция организма на биологически важные воздействия);
-чувствительность (возникает в связи с формированием нервной системы и способности к ощущению);
-психика — высшая форма отражения реальности
Основные отличия сознание человека от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание , самосознание , язык как вторая сигнальная система
Формирование этих особенностей стало возможным благодаря социо- и культурогенезу.
Показательно, что онтогенез сознания в своих основных характеристиках воспроизводит его филогенез. Ж. Пиаже выделяет такие стадии развития интеллекта, как сенсомоторную, связанную с осуществлением непосредственных действий с объектами, до-операционную, где выполняются уже символические действия, и операционную, предполагающую уже возможность сложных комбинаций «внутренних действий» первоначально с конкретными символами, затем с понятиями.
ВАРИАНТ 2
1. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени
Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность — скорость развертывания процессов, их ритм и темп. В философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуального (теоретические представления о них) пространства и времени.
К основным свойствам пространства обычно относят:
Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...
... в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности ... (продолжите)…………………………………………………………………………………. 13.Федиральные государственные образовательный стандарт, учебный план (основной документ), учебные программы, учебники и учебные пособия регламентируют содержание образования ...
-размерность — способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы.
-изотропность — свойство «равенства т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина
Основным свойством времени чаще всего считают:
—необратимость (одномерность) — способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему.
В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:
-Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время — как бесконечный поток состояний и событий.
-Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты.
В трактовке времени выделяют две концепции:
динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);
статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).
2.Основные свойства и структура сознания.
Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Через сознание человек выделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание выражается в его действиях. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта.
В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства:
Главное свойство сознания — его идеальность — способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно.
Существуют субъективистская и объективистская трактовки идеального. Первая признает за идеальное психические состояния отдельной личности. Согласно второй концепции идеальное — это всеобщие и необходимые формы знания и познания человеком независимо от него существующей действительности
Идеаторность — способность творить и воспроизводить идеи, без чего невозможны рост и обогащение сознания. Данное свойство позволяет отличать сознание человека от психики животного. Данное свойство позволяет отличать сознание человека от психики животного.
Сознание универсально, т. е. потенциально способно отражать любые свойства предметов.
Объективность — отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности.
Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...
... истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение ... вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства. 33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия ...
Субъективность отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации.
Способность целеполагания — предварительного создания идеального проекта будущего результата.
ВАРИАНТ 3
1.Диалектика
Диалектика (вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга ( добро и зло, верх и низ).
Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.
закон перехода количественных изменений в качественные и обратно
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
2. Гносеология как учение о познании
Гносеология (греч. gnosis — познание, logos — учение) — теория познания — философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. Термин появляется только в 1832 г.
Тема 6 (Лекция 9) Познание и мышление
... которого удается установить взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. В процессе мышления человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления ... Это происходит благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению. В познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и ...
Центральной гносеологической оппозицией средневековой философии становится проблема соотношения разума и веры как гарантов истины. Схоластика уже исследует вопросы об источниках и методах, познания, однако в целом гносеология подчинена теологии, где разум и вера определяют разные способы отношения к Богу и сотворенному им миру.
Дисциплинарное оформление гносеологии происходит в Новое время. Классическая гносеология ориентирована на наукообразный идеал истины, которая универсальна, неизменна и абсолютна.
Неклассическая гносеология исходит из взаимосвязи субъекта и объекта познания. Истина может меняться в зависимости от точки наблюдения или используемых при этом средств. Соответственно, истина имеет не абсолютный, а исторически изменчивый характер, при этом в равной степени на нее может претендовать не только наука, но и другие формы познавательной деятельности.
Для развития гносеологии стали следующие проблемы: познаваемости мира; субъекта и объекта познания; структуры познавательного процесса; истины и ее критериев.
Познание — это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Исходными предпосылками познавательной деятельности выступают: а) наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности; б) существование познающего эти связи человека, наделенного мышлением.
По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано:
-на решение конкретных жизненных ситуаций
-на понимание устойчивых сущностных связей и характеристик мира (теоретическое познание, религиозное, мифологическое);
-на собственный духовный опыт (самопознание)
В качестве основных форм познания выделяют: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное познание.
ВАРИАНТ 4
1 Основные модели антропогенеза в философии
Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида
2 Многообразие форм знания и познавательной деятельности………………10
... 8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой ... отражения, проблемы истинности знаний, завершает анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм. Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения человека к миру ...
На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся преимущественно на анализе генетически закрепленных признаков составляющих специфику человечества как биологического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.
Разделение антропогинеза в философии:
Креационизм (творение) рассматривает человека как высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».
Эволюционизм (развертывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт эволюции. Дарвин первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции. На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая.
Трудовая (Морган,Энгельс,Гелен) утверждает, что животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона.
Игровая концепция связывает возникновение человека с развитием игры. Игра — это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков.
Согласно психоаналитической концепции (Фрейд) становление культуры и человека обусловлено появлением культа, основания которого составляют тотем и табу. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.
Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Человек воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык здесь из средства общения превращается в создателя культуры и человека.
2 Структура познавательного процесса
Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осуществляется познавательная деятельность субъекта
В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня:
Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) фиксацией внешних, поверхностных характеристик объекта в форме чувственных образов.
В качестве основных элементов чувственного познания выступают:
-Ощущение — отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. П
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания ...
-Восприятие — целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в образ, где фактически предмет явлен нам всегда не просто как цвет или запах, но как конкретное целостное образование
-Представление — воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними, может строиться на основе памяти или воображения.
Рациональное познание отличается: а) постижением сущностных свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) опосредованностью языком и культурной традицией.
Элементами рационального познания являются :
-Понятие — форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений и выражаются в языке в виде слова или словосочетания.
-Суждение — форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.
-Умозаключение — форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту.
ВАРИАНТ5
1.Категории человеческого бытия
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, — это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.
Все люди мечтают о счастье. Ф. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно как он живет.Но большинству людей, особенно в юном возрасте,такие рассуждения покажутся чересчур суровыми.
Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение. Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье — иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы — власть быстро развращает и опустошает человека.
Психологический парадокс человека общая концепция
... изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух структур ... задачам Физиологические обеспечивают жизнедеятельность биоорганизма, а Психические способствуют развитию Души и человека в целом Преобладание тех или иных определяет направленность личности. Эта ...
Столь же важна проблема жизни и смерти. Она всегда волновала человека, она интересует религию, социологию, медицину искусство, философскую мысль. Смерть — завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих моментов его бытия, сопровождает исторический процесс становления личности.
Преодоление смерти у К. Маркса в социальном бессмертии — это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бессмертие результатов человеческого творчества.
2. Проблема истины
Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности
Классическое определение истины восходит еще к Аристотелю, для которого истина — это соответствие знаний действительности. Для классической концепции истины мир познаваем, а истина существует как объективно-всеобщее, логически непротиворечивое и абсолютное знание.
В неклассической философии выделяют следующие концепции:
-Марксистская концепция рассматривает объективное содержании наших знаний, которые одновременно субъективны по форме, поскольку познающий субъект всегда ограничен своим собственным кругозором и уровнем развития знаний на данный момент времени. Критерием соответствия наших знаний действительности является практика, возможность на основе полученных знаний преобразовывать природу, достигая при этом ожидаемых результатов.
-Семантическое определение истины настаивает на необходимости сохранения таких критериев истины, как ее предметная адекватность и логическая непротиворечивость.
-Когерентная (связь) концепция делает акцент исключительно на логической непротиворечивости знания как критерии истины.
-Конвенционалистская (соглашение) концепция рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой.
-Прагматическая концепция переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыденно-практического мышления. Истина здесь — все то знание (даже ложное), которое, обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий.
-Феноменологическая концепция всегда конкретно-личностно конституирующего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько со знанием, сколько с пониманием.
Неклассическая философия рассматривает истину как зависимую от субъекта, его практических и ценностно-мировоззренческих интенций, от языка как универсального познавательного средства. Говоря о невозможности абсолютной истины.
Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой
... строить жизнь, достойную Человека. Основные категории, положенные в основание программы: Добра, Истина, Красоты. Основаниями Программы воспитания являются: •педагогический взгляд на воспитание с позиции ... диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения. Культура ...
В постнеклассической философии. Истина понимается как элемент идеологии