Высшая форма мышления – понятийная

Лекция 3

Мышление. Воображение. Интеллект.

План:

  1. Понятие о мышлении;
  2. Операции мышления;
  3. Виды мышления;
  4. Понятие о воображении;
  5. Виды воображения;
  6. Приёмы создания образов;
  7. Понятие об интеллекте.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отображения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.

Высшая форма мышления – понятийная.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.

Операции мышлния:

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Конкретизация
  • Классификация

Анализ– это мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление.

В процессе синтеза происходит мысленное соединение соотнесение элементов, на которые был расчленён познаваемый объект, в результате складывается целостное понимание образа.

Сравнение– это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Сравнение ведёт к обобщение.

Обобщение–мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности. Может быть много объектов.

Конкретизация– мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратна обобщению.

Классификация– мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.

Виды мышления

  1. В зависимости от формы мышления
    1. Наглядно-действенное;
    2. Образное;
    3. Вербальное (словесно-логическое).

Мышление представляющее собой практическую преобразовательную деятельность с реальными предметами, называется наглядно-действенным. Такой вид мышления наиболее простой, возникает в раннем детстве. Оно актуализируются при решении практических задач, связанных с использованием практических действий.

Инструментом решения задачи здесь выступает практическое действие, с помощью которого человек воздействует на объект и не только его меняет, но и извлекает информацию, необходимую для совершения нового действия. Этот вид мышления широко представлен у людей занятых производственным трудом.

29 стр., 14144 слов

Применение экспериментальных методов в изучении процессов мышления

... мышления II Мышление и умственное развитие .26 1. Мышление 1. Рассудочно-эмпирическое мышление .2. Продуктивное и репродуктивное мышление .3. Мышление и действие .4. Обобщение эмпирическое . 5. Обобщение содержательное 6. Пронстранственное мышление . 7. Образное мышление ... исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при ...

Если человек решает задачу, используя имеющиеся у него образы, такое мышление называется образным. Мыслительный процесс здесь протекает в форме умственных действий манипулирования субъективными образами, которые человек получает с помощью восприятия или извлекает из памяти. Этот вид мышления получается к концу дошкольного возраста и остаётся ведущим у младших школьников.

Вербальное или словесно-логическое мышление протекает в форме логических рассуждений. Вербальное мышление появляется у человека к окончанию младшего школьного возраста. Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений. Понятие – это элементарная форма и единица, которая представлена словом.

Суждение– это высказывание, содержащее определенную мысль. В них отражается связь между предметами и явлениями.

Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Известно два основных вида умозаключения – индукция и дедукция.

Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев.

Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.

  1. В зависимости от характера познаваемой реальности.
  1. Предметное
  2. психологическое

Предметное мышление– направлено на познание физических и биологических предметов и явлений, оно обеспечивает ориентировку человека в предметном окружающем мире, должно быть хорошо развито у инженеров, механиков, биографов, физиков и т.д.

Психологическое мышлениепозволяет понимать людей, оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека (черты характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств, намерений, планов и т.д.), особенно необходимо в сфере «человек-человек».

  1. Различают также
  1. Репродуктивное(воспроизводящее) мышление
  2. Продуктивное(творческое) мышление

Репродуктивноемышление– основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся.

Продуктивное связано с открытием принципиально нового, с генерацией творческих идей.

Мыслительная деятельность имеет свои особенности. К индивидуальным особенностям мышления относят:

  1. Широта мышления – способность охватить весь вопрос в целом. Проявляется в кругозоре.
  2. Глубина мышления – выражается в умении проникнуть в сущность сложных вопросов, увидеть проблему.
  3. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека самостоятельно выдвигать новые задачи и затем решать их своими силами.
  4. Быстрота мысли определяется способностью оперативно найти выход из ситуации, обдумать и принять правильное решение. На основе этого формируются находчивость.

Воображение.

Воображение – это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе преобразования имеющихся в личном опыте. Воображение является основой образного мышления, позволяет найти человеку выход из ситуаций, саморегуляции психического состояния. С помощью воображения человек может управлять собой, настраивать организм на определённые действия.

15 стр., 7272 слов

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...

... 2.1 Психолого-педагогическая диагностика интересов учащихся 2.2 Методика развития математического мышления учащихся на основе дифференцированного обучения Часть 3. Дифференцированный контроль знаний, умений и ... строения мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками . Способности . На основе задатков у личности развиваются способности — качества, обеспечивающие ...

Виды воображения:

  1. Как одна из форм психической деятельности может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения:
  1. Непроизвольное;
  2. Произвольное.

Непроизвольноесвязано со спонтанным возникновением каких-либо образов без участия воли. Мечты, фантазии, грёзы.

Произвольноехарактеризуется тем, что человек направлено усилием воли создаёт новые образы. Характерно для деятельности художников, режиссёров, композиторов и др. представителей творческих процессов.

  1. В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют два вида воображения:
  1. Репродуктивное (воссоздающее);
  2. Продуктивное (творческое).

Репродуктивноебольше напоминает восприятие или память, так как реальность здесь воспроизводится в не переработанном виде так, как она была воспринята субъектом.

Продуктивноепредполагает преобразование реальных образов действительности и на основе их создания новых оригинальных продуктов.

  1. В зависимости от мотивов, побуждающих человека к созданию новых образов:
  1. Прагматическое
  2. Гедонистическое

Прагматическоеимеет чёткую практическую реализацию, выступает как инструмент решения конкретных жизненных задач.

Гедонистическоележит в самом процессе фантазирования и творчества. Человек получает удовольствие от самого процесса.

  • Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модельности (форме).

    В зависимости от этого различают:

  1. Зрительная
  • В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов:
  1. Предметно воображение
  2. Социально-психологическое (образы людей).

Приёмы создания образов:

  1. Агглютинация или комбинирование – приём создания нового образа путём субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов, при этом могут соединяться совершенно разные в повседневной жизни несовместимые объекты, качества, свойства. Этим путём созданы мнгие сказочные образы («русалка», «избушка на курьих ножках»).

    Приём используется и в техническом творчестве.

  2. Аналогия. Создание нового по сходству с известным. Этот приём широко используется в техническом производстве. (по аналогии с летающими птицами придумали летательные аппараты.)
  3. Гиперболизация. Выражается в субъективном преувеличении или преуменьшении размеров объекта или явления или количество его отдельных частей и элементов. (Гулливер, многоголовый дракон).
  4. Акцентирование. Представляет собой субъективное выделение и подчёркивание каких-то характерных для объекта качеств. На его основе создают карикатуры.
  5. Типизация. Это приём обобщения множества родственных признаков объекта, с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощение их в новом образе. Широко используется в литературе, скульптуре.
  6. Придача. Заключается в том, что объекту придаются несвойственные ему чаще всего мистические качества или функции. (Сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковёр-самолёт).
  7. Перемещение. Это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Этот способ хорошо используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве.

Они работают автоматически и довольно плохо осознаются субъектом.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... биологического, психометрического и социального интеллекта Ранние исследования К.Спирмана [94] и К.Берта [16] основывались на предположениях Ф.Гальтона [44]; в них использовались очень простые сенсорные показатели ... определяются генетическими факторами, а 30% — перечисленными переменными среды. Таким образом, можно сказать, что психометрический интеллект на 70% зависит от биологического и на 30% — ...

Интеллект

Интеллект – это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека.

Основными предпосылками интеллекта являются мышление и память. Имеют значение воля, внимание и другие психические функции. Однако интеллект нельзя считать просто суммой когнитивных (познавательных) способностей. Интеллект оценивают по наличию способностей приобретать знания и умения, проникать в сущность явлений, устанавливать причинно-следственные…

В соответствии с определение Векспера, разработавшего одну из методик определения коэффициента интеллекта

Под интеллектом понимается способность разумно действовать, рационально мыслить…

Психологи в структуре интеллекта выделяют три вида мыслительных процессов (по Р.Стернбергу)

  • Вербальный интеллект (запас слов, умений)
  • Способность решать проблемы
  • Практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

Биологическими предпосылками интеллекта являются психические задатки, обусловленные генетическими факторами, а также врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга. Реализация их происходит в социальной среде, благодаря процессу обучения.

По мнениею Кителла у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный или «жидкий интеллект», который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерное к 20ти годам этот интеллект достигает своего наибольшего рассвета, а с другой стороны формируется кристаллический интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Потенциальный интеллект – это совокупность врожденных способностей, которые используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде.

«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении этих проблем и требует развития одних способностей за счёт других, а также приобретение конкретных навыков.

Хебб (1974) с несколько иных позиций выдвигает представление об интеллекте А и В.

Интеллект А –это потенциал, который создаётся в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных особенностей личности.

Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.