Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой

Москва 2000

План.

1. Цели и задачи.

Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е.Щурковой в своей основе опирается на многолетнюю опытно-экспериментальную работу во многих школах целого ряда регионов России и ориентирована на воспитание у школьника своего отношения к миру: школьник вместе в педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир. Результатом этих исследований является в своём роде уникальная “Программа воспитания школьников”, которая уже принята в целом ряде учебных заведений и находится в постоянном поиске и совершенствовании, что говорит о большой гибкости и динамичности, т.е. непрерывной связи с реальной жизнью.

Основной целью программы является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

Основные категории, положенные в основание программы: Добра, Истина, Красоты.

Основаниями Программы воспитания являются:

•педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;

•педагогическое представление о слагаемых воспита­тельного процесса как освоении, усвоении и при­своении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений — как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру;

•максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

•поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собствен­ной жизни;

• философско-педагогические представление о содер­жании жизни достойного Человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед ря­дом новых бесконечных проблем, а значит, пред­ставление о воспитании как приобщении и приуче­нии к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор.

3 стр., 1057 слов

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии ...

... Определить значение эмоций в жизни человека. 4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников. 5. Выделить критерии качественной оценки эмоциональных процессов. 6. На основе полученных ... течение других психических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной или наоборот. Среди наиболее остро стоящих проблем отечественной психологии ...

Лейтмотивом Программы воспитания выступает ценностное отно­шение к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. И, вступая во взаимо­действие с этим все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в со­гласии (либо противоречии) с этим миром.

Создание созидательной Программы воспитания базируется на вычленении из контекста, многоплановой, многоцветной противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующие дос­тойную Человека жизнь, а также расположение их в после­довательности, как бы проецируя последовательное, со­гласно возрастному развитию, разворачивание осмысле­ния ребенком жизни как таковой:

Жизнь Природы с ее объективными за­кономерностями, столь близкой малышу-первокласснику, еще самому так зависящему от натуры; ключевой ценно­стью программы “Первоклассник” является “природа”, а конечным результатом завершения программы станет цен­ностное отношение к природе как дому человечества.

Жизнь Человека, вольноотпущенника природы, но, тем не менее, продукта природы, и, одно­временно, носителя и творца культуры; противоречие это острее всего чувствует подросток, обретающий способ­ность к самосознанию; ключевая ценность программы “Младший подросток” —“человек” как феномен этого ми­ра, конечный же результат —признание Человека наи­высшей ценностью.

Жизнь Общества, удивительного фено­мена объединения людей, только и способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, од­нако непрестанно стремящихся к автономии и независи­мости; эта проблема впервые станет в своей остроте перед старшим подростком; ключевой ценностью программы. “Старший подросток” является ценность “общества”, а ко­нечный результат —сформированное уважение к социаль­ной стороне жизни человека, к роли гражданина.

Образ жизни, достойный Человека, как про­дукт воли, деятельности, творчества самого человека; на этот мировоззренческий уровень выходит старшеклассник на пороге своей ранней юности и самостоятельного выбора жизненного пути; ключевая ценность программы “Старше­классник” —“жизнь”, конечный результат —формирова­ние принципов добра, истины, красоты как принципов соб­ственной жизни.

Заключительным этапом школьного воспита­ния становится личностный внутренний мир “Я”, эманси­пированный от других, обретающий свои индивидуальные основы и свое индивидуальное содержание и устанавли­вающий связь этого “Я” и “жизни”; ключевая ценность программы “Выпускник” — жизненная позиция, в итоге — состоявшийся выбор жизненной позиции.

Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг —ступенька вверх в духовном и физическом становлении. И для каждого возраста —особая модифика­ция Программы воспитания, возрастная модификация.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... народы выступают во всемирной истории и какое место они в ней занимают». Природу национальной души Гегель связывает с неизменностью климата, рассматриваемого и как основной фактор, ...

Наивысшие ценности жизни в качестве предмета осмысления включены в систему модификационных про­грамм Воспитания. Такое введение неслучайно, ибо про­блемы жизни, которые вечно решает человечество и кото­рые каждый раз заново приходится решать отдельному че­ловеку, напрямую связаны с отношением, в первую оче­редь, именно к этим наивысшим ценностям: “человек”, “жизнь”, “природа”, “общество”, “моё Я”. Школьное воспитание,определив целью “личность, способную строить жизнь, достойную “Человека”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в грани­цах культуры.

Предложенная Программа воспитания носит “примерный” характер, служа опорой для создания кон­кретной рабочей программы воспитания школьника в кон­кретных обстоятельствах школы и региона.

2. Содержание программы

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Раздел 1.Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества.

Природа как все сущее, весь мир в многообразии его форм; Вселенная.

Природа, как совокупность естественных условий жизни человека, окружающая среда обитания человека.

Природа живая, как растительный и животный мир; как совокупность представителей флоры и фауны. Неживая природа. Связь живого и неживого.

Единство и гармония природы. Жизнь природы как симфония жизни: созвучие многообразных голосов природы; созвучие противоположных мелодий стихии; сочетание противоречивого.

Целостность и прерывистость природы; единый круг жизни; взаимосвязь всего существующего; нарушение связи, как причина гибели природного явления.

Вечность и предельность природы. Времена года как ритмическая форма предельности жизни.

Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека; защита человека от природной стихии; приспособление человека к природным явлениям; использование природного сырья; употребление даров природы как средств существования; культивирование природы.

Дикая природа и окультуренная природа. Дикие и культурные растения; дикие и домашние животные.

Общение человека с природой; “вочеловечивание природы”; терапевтическое воздействие природы на человека; способность человека к восприятию природы (“видеть” и “слышать”), красота природы; законы красоты, извлечен­ные человеком в процессе изучения природы; ритм, гармония красок, пропорциональное соотношение, композиционный центр —как простые основы красоты.

Сопряжение жизни природы и жизни человека цивилизованного мира. Экологические проблемы. Участие каждого человека в решении проблем экологии.

Забота человека о природе: умение беречь, защищать, преумножать достояния природы. Отношение к природе как условию жизни человека на Земле.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Человек как пpoдуктприроды; общие закономерности природы в течение жизни человека.

Раздел 2.Формирований ценностных отношений к нормам культурной жизни

Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни.

Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры.

Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела.

Культура поведения человека. Научение и приучение. В общественных местах. В художественных заведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвали­дами, больными. На лене природы. Наедине с собой. В общении с книгой. Поведение мужчин по отношению к женщинам.

Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных.

Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура восприятия информации иеё воспроизведения. Культура передачи информации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения.

Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существования. Труд как заработок средств существования. Труд — забота, и труд -работа.

Экономическая культура. Деньги какэквивалент человеческого труда. Уважение финансовых средств другого человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благодеяние как материально-экономическая помощь.

Правовая культура. Неприкосновенность личности как принцип человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступления, их последствия для жизни человека и окружающих людей.

Духовная культура. Соотношение материального и духовного как. средства и содержания жизни. Духовность как “вочеловечивание” мира. Поиски смысла, жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.

Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле

Деятельность как способ существования и выражения “Я” человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная.общественная.

Духовная деятельность, как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.

Персонажи великих и выдающихся людей, как пример высочайших духовных достижений человека.

7 стр., 3422 слов

Ценности и их роль в жизни человека

... таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры. М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ... активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, ...

Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей микросреде человека, 0духотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт.

Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота “моего Я”.

Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов.

Человек в его многообразных, творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов.

Человек в общении с другими людьми. Роль “другого” в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические. гигиенические, правовые. Развитие способности к. общению. Свободное общение, содержание и форма. Pacширение круга знакомств.

Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявление и развитие. Способы защиты от посяганий на достоинство человека, Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего “Я”: зеркало, как амальгированное стекло и зеркало, как отношения к человеку других людей. Осознание женской и мужской роли. коррекция ролевого поведения. Самовоспитанние: содержание, способы.

Человек, как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. “Бeзыдeйнocть” животного и безыдейность человека. Осознание событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство.

Человек, как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за сбою жизнь перед самим собой.

Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

Родина, как место, где родился человек и искал счастье жизни. Природа родины. Язык родной. Традиции. нравы, обычаи родины. История родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни современного человека.

Общество как социальная среда человека. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни.

Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравст­венные, созидатели и потребители… Различия возрастные, национальные, региональные, профессиональные, психологические, половые. Западно-европейская и восточная культура.

Мечта человечества о справедливом обществе. Вечная идея социализма. Исторический опыт создания справедливого общества. Исторические личности в движении за справедливое общество.

Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.

Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.

Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества.

Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и функции общественные. Виды общественной деятельности. Бескорыстие как основа общественной деятельности. Корысть благотворительности коммерсантов.

Общественное событие как показатель социального развития: праздники, достижения, открытия, катастрофы, войны, скандалы…

Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Народ и государство. Демократическое государство как власть народа. Мечта человечества о демократическом устройстве государства. Гражданин и мещанин — две позиции по отношению к государству. Способы взаимоотношений государства и граждан.

Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека.

Раздел V. Формирование образа жизни, достойной Человека

Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. “Вочеловечивание” как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека.

Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к “другому” как исходное основание для жизни по законам добра. Содеяние добра как усиление и творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра.

Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. (Истина — объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком).

Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как ценности. Книга, как символ истины и разума. Научная истина и “пошлый здравый смысл”.

Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни.

Красота в жизни человека. (Красота — все то, что представляет собой гармонию формы и содержания.) Красота, помогающая “полюбить” жизнь.

Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человека. Красота человеческого лица (“портреты красоты”).

Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте.

Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика.

Умение “видеть красоту” и “создавать красоту”. Атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе.

Добро, Истина и Красота как характеристика жизни, достойной Человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни.

Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты. Достойная и пошлая жизнь как антиподы: широкая палитра дос­тойной жизни; многообразие видов пошлого существования.

Добро, Истина и Красота во взаимоотношениях мужчин и женщин: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, эстетические, физические представления.

Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Назначение человека в жизни: мыслить (“homo sapiens”), содействовать благу других (“homo movalis”), созидать (“homo faber”) — как принципиальное отличие че­ловека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. “Отстранение” — действительности как способ ее познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воззрением на мир.

“Я” в мире и мир в моем “Я”; неповторимость отражений. “Присвоение” мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный. Образ человека и образ жизни.

Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни.

3. Формы и методы данной концепции

Основной формой работы в программе воспитания являются разнообразные формы групповой духовной деятельности. Многие из предложенных форм групповой деятельности людей имеют игровую инструментовку или напрямую являют­ся игрой. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если ее целенаправленно не искоренять или не ставить человека в нечеловеческие условия. Для ре­бенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни. Игра наделена исследо­вательским смыслом: она “копирует, отражает, моделирует существующее вне игры, игра дублирует другую неигро­вую динамику”.

Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ре­бенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, способен на полное выражение своего индивидуаль­ного “я”.

Методика организации воспитывающей деятельности.

Для реализации предложенной программы необходимо, что­бы педагоги школы владели мастерством организации группо­вой деятельности детей. В осуществлении группового дела ключевым и решающим его исход является умение придать предметной деятельности характер воспитывающей. Фактически в современной школе процесс формирования личности сводится к организации системы предметно-практической деятельности. В основе объективной детерминации деятельности люди имеют дело с предметами, уже созданными, и продолжают создавать новые. Предмет существует зачастую объективно и независимо от человека. Прежде всего это “природная предметность” (например: небо, солнце, ветер, облака и т.д.), которая не созидается человеком, а лишь трансформируется им, и “общественная предметность”, в которой объективируются уже человеческие потребности, цели, способности (например: потребности в познании, в общении, во власти, во внимании и т.д.).

Все виды предметно-практической деятельности потенциаль­но имеют определенные воспитывающие возможности: либо по­ложительные, либо отрицательные. Воспитывающая деятельность —это организованное взаимо­действие ребенка с объектами окружающего мира с целью фор­мирования социально ценностных отношений к ним, при условии того, что предметный результат подчинен воспитательному. При этом объекты окружающего мира понимаются в широком значении как часть внешнего материального мира: реаль­ные люди, обстоятельства жизни, предметы труда, природа и т.п. Каждый вид деятельности является воспиты­вающим, если имеет следующие признаки:

  • целенаправленный процесс;
  • процесс, включающий организационное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • процесс, формирующий отношения к этим объектам; процесс, при котором воспитательный результат ведет за со­бой предметный.

В качестве реального примера форм работы можно привести фрагмент плана воспитательной работы одного из классов начальной школы:

Название работы

Мероприятие

Организация психологического климата.

— организация коллектива

“Я хочу рассказать о …” (по желанию ученики рассказывают о том, что интересного произошло в их жизни за лето, что нового они узнали)

Обратись с просьбой к однокласснику, соседу по парте (тренинг: ситуации: забыл ластик, сломался карандаш, нет фломастера нужного цвета) используя слова пожалуйста, будь добр, спасибо.

Творческие задания по предметам (класс разбит на группы и учащиеся готовят творческие задания группой к урокам истории, географии, естествознания)

Тематические недели природоведения, русского языка, математики, детского творчества (при подготовке к неделе и во время её проведения учащиеся в группах выполняют задания, готовят рефераты, выпускают газеты.

Экскурсии. (при подготовке к экскурсии дети готовят в группах сообщения об объектах, которые посещаются)

Праздники: День защитника Отечества, 8 марта (мальчики готовят поздравления и подарки девочкам, а девочки – наоборот).

— организация предметно-пространственной среды

Уборка и содержание в порядке своего рабочего места (в течение учебного года дети учатся готовить к уроку на столе то, что нужно к уроку, стараются поддерживать на своём рабочем столе порядок, убирать рабочее место после окончания работы.

Уборка класса в конце рабочего дня (в конце рабочего дня дежурные убираю класс, поливают цветы)

Проветривание класса на переменах (на каждой перемене дежурные проветривают класс).

— организация школьного режима

Участие в дне самоуправления.

Дежурство по этажу (в дни дежурств учащиеся следят за порядком на этаже)

Ежедневное проведение зарядки (в начале рабочего дня учащиеся под музыку делают зарядки)

Организация воспитательной деятельности.

— познавательная

Творческие задания по предметам (в процессе подготовки группой творческих заданий по естествознанию, географии и истории дети узнают много нового и интересного делятся своими знаниями с другими учащимися класса).

Участие в неделях:

а) природоведения (подбор материала для газеты и выпуск газеты, подготовка к интеллектуальному марафону, рисунки растения и животных);

б) русского языка (выпуск газеты, подготовка к викторине, написание сочинений);

в) математики (выпуск газеты, подготовка к проверочной работе, поиск и решение интересных задач и математических ребусов);

г) детского творчества (работа в группах, подготовка докладов о материалах, о народном творчестве, подготовка поделок для выставки).

Участие в конкурсе чтецов (знакомство с новыми авторами и произведениями).

День защитника Отечества (при подготовке к празднику учащиеся знакомятся с историей праздника, его назначением).

Международный женский день (учащиеся узнают об истории праздника, его назначении).

Пушкинские уроки (учащиеся продолжают знакомиться с творчеством великого русского поэта и его произведениями),

Посещение театра (учащиеся знакомятся с произведением, которое будут смотреть, узнают интересное об авторе).

Экскурсии:

а) посещение усадьбы Царицыно (знакомство с красотой усадьбы Царицыно, его парка, памятников архитектуры, прудов);

б) Обзорная экскурсия по Кремлю (знакомство с красотой Кремля, его архитектурой);

в) посещение Третьяковской галереи (знакомство с творчеством русских художников, красотой картин);

г) посещение антропологического музея (знакомство с версией эволюционного происхождения человека и научными фактами);

д) посещение планетария (знакомство со звёздным небом, способами ориентирования по звёздам).

. . .

Приложение:

Фрагмент занятия по методике Н.Е.Щурковой (2 класс, проведено Н.В.Колесниковой, г.Москва, школа №508)

Тема: “Поведение в театре”

Цели:

  • составить Памятку поведения в театре;
  • воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям;
  • продолжить работу по формированию коллектива, дружеских взаимоотношений в классе.

Ход занятия:

1. Приветствие

Учащиеся под музыку (“Лунная соната” Л.В.Бетховена) выходят по очереди и без слов, движениями и мимикой приветствуют всех.

2. Мотивация

— Начнём наше сегодняшнее занятие с чтения произведения Н.Носова “Замазка”.

После чтения предложить высказаться детям (подвести к мысли о том, что мальчики не были плохими, хулиганами, а вели себя так потому, что не знали правил поведения в театре).

Делается вывод о необходимости составления Памятки поведения в театре.

3. Работа в группах

— Мы с вами тоже собираемся в театр. Чтобы не получилось так, как в рассказе Н.Носова, с которым мы только что познакомились, давайте составим Памятку поведения в театре. Вы будете работать в группах.

Каждая группа получает конверт с заданием и альбомный лист с надписью “Поведение в театре”, на который они будут приклеивать полоски бумаги с возможными вариантами пунктов Памятки. Дети выбирают правильный, по их мнению, вариант и приклеивают на альбомный лист.

4. Обсуждение готовых работ

Зачитывают:

1 группа — пункты 1 и 2

2 группа — пункты 3 и 4

3 группа — пункты 5 и 6

4 группа — пункты 7, 8 и 9

В конце обсуждения зачитывается готовая Памятка поведения в театре.

5. Игра “В театре”

Два ряда стульев по 7 в каждом — это зрительный зал театра.

2 ряд

1

2

3

4 маленькая девочка

5 девочка среднего роста

6

7

1 ряд

1

2

3 высокий мальчик

4 высокий мальчик

5 высокий мальчик

6

7

В зал заходят “зрители” с билетами и занимают свои места в таком порядке:

1. 1 ряд 5 место — Илья К.(высокий), 2 ряд 2 место — Настя С.

2. 1 ряд 2 место Саша Ф. и 1 ряд 1 место — Эля Б.

3. 2 ряд 3 место — Иван Г. и 2 ряд 1 место — Глеб З.

4. 2 ряд 4 место — Алина Л. (маленькая) и 2 ряд 7 место — Андрей С.

5. 2 ряд 6 место — Диана Т.

6. 1 ряд 7 место — Андрей Е. и 2 ряд 5 место — Катя Ш. (среднего роста, но обязательно обратить внимание, как надо проходить к своему месту).

7. 1 ряд 6 место — Руслан А.

8. Последними в зал, опаздывая, входят два друга (высокие): 1 ряд 4 и 3 места — Андрей К. и Кирилл К.

Обсуждение сложившейся ситуации.

6. Решение сложившейся ситуации

а) Саша к. и Алина Л. (4 место 1 м 2 ряд) меняются местами, но два друга хотят сидеть вместе, поэтому:

Кирилл К, меняется с соседями Саши К, предлагая им своё более удобное место, например, с Катей Ш.(2 ряд 5 место).

б) Усложнение ситуации:

Саша К. отказывается меняться с Алиной Л. местами даже после её просьбы. Он хочет сидеть рядом с другом. Решение: могут поменяться местами с Алиной Л., мальчики, тоже сидящие впереди, особенно Илья К (1 ряд 5 место, высокий) или мальчики, сидящие на 2 ряду, предложив своё более удобное место.

7. Рефлексия

— Если бы вам захотелось раскрасить сегодняшний урок этикета, какой бы цвет вы выбрали: красный, зелёный или чёрный? Закрасьте этим цветом лежащие перед вами квадратики.

* * *

Литература

  1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника М., 1998
  1. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) М., 1998
  1. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел Смоленск, 1996

17