Сознание. Свойства сознания

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра УП-5 «ФИЛОСОФИЯ»

 

Экз.№___

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой УП-5

_______ (проф. Мищенко В.И.)

«___»_________2012г.

 

 

Для студентов

 

 

ПЛАН СЕМИНАРА № 2

 

по дисциплине 6501 «Философия»

 

 

ТЕМЫ: № 3«Проблема сознания»

№ 4 «Познание (гносеология).

Научное познание»

 

 

Время:4 часа (180 минут)

 

 

Обсужден на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«__»___________200__г.

Протокол № __

 

 

МГУПИ – 2013 г.

 

 

ТЕМА: № 3«Проблема сознания»

I. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Происхождение сознания. Сознание человека и психика животного.

2. Структура сознания. Самосознание. Бессознательное

3. Общественно-историческая природа сознания. Понятие общественного сознания.

 

II. Методические рекомендации студентам по подготовке к семинару:

— изучить теорию вопроса,

— составить план выступлений по всем вопросам;

— быть готовым к обсуждению учебных вопросов и к контрольному тестированию (опросу) по теме семинара;

 

2.1. Самоконтроль подготовленности к занятию:

Ответы на прилагаемые вопросы:

1. Чем психика животных отличается от человеческого сознания?

2. Что такое идеальное?

3. Что такое сознание?

4. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

5. Какова структура сознания?

6. Что такое самосознание?

7. Как Фрейд представлял человеческую психику?

8. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

9. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

8 стр., 3539 слов

Направления и проблемы западной философии ХХ века

... вопросы философии рассматриваются сквозь призму дилеммы сциентизма и антисциентизма. Философия как наука: проблемы научной рациональности в современной философии Впервые широкое распространение научная философия ... направлении. Основные идеи неопозитивизма сформировались как результат работы философского семинара в Венском университете ("Венский кружок"), объединившего под руководством австрийского ...

10. Можно ли смоделировать человеческое сознание? Если нет, то почему?

 

2.2. Методические пояснения и рекомендации (связь с теорией, характерные ошибки, трудности и т.д.):

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить свойства одних материальных объектов в свойствах других при их взаимодействии.

Примеры отражения в неживой природе: волна оставила след на песке – этот след отражает такие свойства волны, как место, до которого она дошла, то, что волна образована жидкостью (а не твёрдым телом), и т.д.; камень, нагревшийся на солнце, отражает такие свойства солнца, как излучение, местоположение солнца относительно камня (камень сверху нагрелся, а снизу нет) и т.д.

Особенности отражения в живой природе:

1) Избирательность: живые организмы реагируют только на факторы, важные для их жизнедеятельности (дятел ищет личинок под корой дерева и не обращает внимания на куски коры), или связанные с факторами, важными для их жизнедеятельности (лягушка реагирует на тень птицы: тень безопасна, но птица может съесть лягушку).

2) Активность: отражение происходит за счёт энергии организма, а не за счёт энергии внешнего воздействия. Пример: заяц видит лису, при этом физическое воздействие лисы на зайца ничтожно мало (небольшое количество фотонов), но заяц уже за счёт собственных сил убегает от лисы.

3) Опережающее отражение: воздействие ещё не произошло, а организм уже реагирует. Примеры: листья на деревьях осенью желтеют и опадают, когда сокращается световой день, при этом погода может быть ещё вполне пригодна для жизнедеятельности дерева, но если дерево дождётся морозов с не опавшей листвой, оно может погибнуть. Другой пример: волк ещё не схватил зайца, но заяц, не дожидаясь этого, убегает.

 

Сознание. Свойства сознания

Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи (мозга), является источником познавательной и деятельностной активности человека.

Свойства сознания:

1) Сознание связано с социальной природой человека. Сознание базируется не только на деятельности мозга, но и на так называемом «социальном наследовании»: сознание приобретается благодаря тому, что ребёнок перенимает информацию и способы её обработки от других людей. Без этого сознание не может возникнуть.

2) Интенциональность – сознание всегда направлено на объект, мысль – это всегда мысль о чём-то, сознание всегда имеет содержание.

3) Креативность – сознание способно создавать нечто новое, не существовавшее ранее.

Всё содержание сознания, все происходящие в сознании процессы относят к сфере «идеального» – не от слова «идеал», а от слова «идея». Идеальное (ощущения, понятия, умозаключения, эмоции, теории и т.д.) противопоставляется материальному.

 

Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует дать определение отражению. В живой природе генетически первой формой отражения является раздражимость. Далее следуют чувствительность и психика высших животных. Нужно показать специфические особенности каждой из них. Если психика присуща жи­вотным и человеку, то сознание — только человеку. Студент должен дать определение сознания. Можно воспользоваться определением, данным А.Г. Спиркиным в его учебнике (Философия., М., 1998, С. 383).

8 стр., 3507 слов

Родство и различие психики животных и человека

... другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание. Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная ...

Чтобы четко увидеть различие психики животных и сознания челове­ка, надо подробно охарактеризовать каждое из них. Это может про­лить определенный свет на возникновение человека. Заслуживает внимания мышление или интеллект животных. Можно привести мно­го примеров на этот счет. Однако мышление животных не выходит за рамки наглядно-образного или наглядно-действенного мышления. В тех же рамках осуществляется орудийная деятельность животных. Как отмечал известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев, «…при­менение «орудий» не формирует у животных новых двигательных опе­раций, оно само подчиняется тем естественным, инстинктивным в своей основе движениям, в систему которых оно включается». (См. Проблемы развития психики. М., 1972, С. 410).

Язык животных не вы­ходит за рамки конкретных представлений их жизнедеятельности.

Если подытожить рассмотрение психики животных, то обнару­живаются предпосылки появления сознания человека. В середине ХIХ века Ч. Дарвин стал разрабатывать принцип естественного отбора для объяснения эволюции растительного и животного миров. В 1871 году он опубликовал знаменитую свою работу «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сход­ство, но и родство человека и человекообразных обезьян. По тем вре­менам эта книга оказала революционное воздействие на умы людей. Казалось, что дальнейшее развитие науки только усилит аргументы в пользу этой смелой гипотезы. Но, увы, современная наука рождает больше вопросов, чем дает ответов. Студенту неплохо знать аргумен­ты палеонтологического, антропопалеографического, генетического характера, которые увеличивают количество не проясненных вопро­сов концепции эволюции человека.

Однако другой концепции происхождения человека, которая бы была близко научному подходу, пока нет. Поэтому будем придержи­ваться этой и считать психику животных предпосылкой возникнове­ния человеческого сознания. Здесь необходимо отметить качествен­ное преобразование наглядно-образного мышления, инстинктивной орудийной деятельности и языка животных в компоненты человечес­кого сознания. В результате совместной трудовой деятельности люди постепенно стали вычленять абстрактные свойства действительнос­ти, которые нуждались в особом носителе — слове. Язык подталкивает к дальнейшему развитию мышления, так как в нем открываются до­полнительные смысловые значения. Трудовая деятельность напол­нялась орудийным содержанием, что способствовало удовлетворе­нию насущных потребностей. Каждая удовлетворенная потребность рождала веер новых потребностей, требующих более совершенных орудий, новых знаний закономерностей мира. Мышление, труд и язык являются неотъемлемыми сторонами единого процесса формирова­ния человеческого сознания.

Студент должен иметь четкое представление о структуре со­знания. Можно в качестве примера воспользоваться схемой, приве­денной в учебнике П.В. Алексеева, А.В. Панина (Философия: Учебник для ВУЗов. М,. 1996, С. 157-161).

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... 8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества ... особенностей и условий. более Гибкий способ, чем формационный. Цивилизационный метод не знает жестких детерминаций. Цивилизация – это движение, а не состояние. Отсутствует ...

Особого разговора заслуживает про­блема бессознательного. Надо знать структуру психики человека по 3. Фрейду. Желательно показать отход от ортодоксального фрейдиз­ма в работах А. Адлера, К.Г. Юнга. Иметь представление о коллектив­ном бессознательном Юнга. Заслуживает внимания идеи Э. Фромма о бессознательных экзистенциальных потребностях человека.

Современная компьютерная технология вторгается в сферу моделирования человеческого интеллекта. Встает проблема искусст­венного интеллекта. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над вопросом о специфических осо­бенностях человеческого и машинного мышления.

 

 

III. Задания к семинару.

Задание 1.

Существуют пять состояний знания и незнания:

1. когда мы знаем, что знаем

2. когда мы знаем, что не знаем

3. когда мы не знаем, что знаем

4. когда мы не знаем, что не знаем

5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

 

 

 

ТЕМА: № 4 «Познание (гносеология).

Научное познание»

 

I. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

 

1. Теория познания и ее основные проблемы. Агностицизм.

2. Структура познания. Диалектика чувственного и рационального в познании. Эмпирическое и теоретическое.

3. Формы научного познания. Научные революции и типы научной рациональности.

4. Проблема истины в философии. Истина, оценки, ценности и их влияние на познавательный процесс.

5. Структура познавательной деятельности: Субъект, объект, цель, условия, средства, результат познания.

6. Познание как философская проблема.

7. Проблема истины. Объективность истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Конкретность истины.

 

II. Cамоконтроль подготовленности к занятию:

Ответы на прилагаемые вопросы:

1. В чем смысл слов Ф.Ницше: «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь»?

2. Как соотносятся между собой познание и практика?

3. Что такое истина (каковы ее свойства и оценочные критерии)?

4. В чем заключается сущностная природа заблуждения?

5. Каким может быть соотношения знания и веры?

6. В чем трудности решения проблемы сознания?

7. Что такое общественное сознание?

8. Чем опасна для общества стихия бессознательного?

9. Какие существуют способы перестройки общественного сознания?

10. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

11. Назовите рубежные этапы развития гносеологии.

12. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?

13. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

14. Какие виды интуиции Вы знаете?

15. Как следует понимать объективную истину?

16. Какие виды концепций истины Вы знаете?

17. Как следует понимать выражение: « Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

18. Каковы отличительные черты эмпирического и теоретического уровнейнаучного познания?

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... соответствую­щие дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, свя­занная с дифференциацией и индивидуализацией обучения и ... только включает в себя вооруже­ние знаниями, умениями и навыками в определенной отрасли знаний, он также связан с изменением ... страны. Программы средней школы сле­пые дети усваивают и знают на достаточно хорошем уровне. Существенным недостатком учащихся старших ...

19. Что такое практика и какова ее роль в познании?

20. Охарактеризуйте интуицию.

21. В чем диалектика знания и незнания?

22. Какие Вы знаете общелогические методы научного познания?

23. В чем специфика социально-гуманитарного познания?

23.

 

III. методические пояснения и рекомендации (связь с теорией, характерные ошибки, трудности и т.д.):

Следуетчетко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии объекта и субъекта познания и многообразных трудностях получения знания. Эти сложности обусловлены не только сложностью и многомерностью объективного мира, но и спецификой субъективного отражения действительности человеком.

Центральная проблема гносеологии заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впечатлениями, может получить объективное знание? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии.

Существует многообразие духовно-практического освоения мира. Надо различать мифологическое, нравственное, эстетическое, научное и другие формы освоения мира. При выделение ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.

Так как познавательный процесс разворачивается в отношении незнание-знание, то встает проблема истины. Следует подчеркнуть гносеологический статус истины. В истории философии имели место несколько концепций истины. Надо их охарактеризовать и показать, что истинностные характеристика приложимы к отношению предмета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практической общественно-исторической деятельностью и , соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструкций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. При рассмотрении абсолютной и относительной истины нельзя абсолютную истину сводить к сумме относительных. Подумайте почему. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диалектического подхода.

Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики.

В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания.

Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии.

12 стр., 5592 слов

Познание человека человеком как научная проблема

... общении с другими людьми. Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание и взаимное воздействие ... условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения. Особенности, характеризующие человека как индивида, как ... в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую систему знаний, которую он привык связывать с каждым из этих ...

Формирование человеческого сознания неразрывно связано с познавательной деятельностью людей. Оно осуществлялось в раз­личных формах. Первые формы познавательной деятельности были непосредственно вплетены в саму жизнедеятельность человека и толь­ко постепенно они стали обретать свою специфику, дифференциа­цию. Уже мифологическое сознание несло в себе познавательную функцию. То же можно сказать и о нравственном, эстетическом и ре­лигиозном сознаниях. Со временем мера адекватности познания рос­ла и стало формироваться философское и научное познание. Сту­дент должен четко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии субъекта и объекта по­знании и в многообразных трудностях получения знания. Эти трудно­сти обусловлены не только сложностью и многомерностью объектив­ного мира, но и спецификой субъективного отражения действитель­ности человеком. Центральная проблема познания заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными проявлениями, может давать объективное знание? Здесь весьма пригодятся историко-философские сведения о становлении гносеологии.

Обычно выделяют чувственное, рациональное и интуитивное познание. Надо четко видеть различие каждого из них и знать основ­ные их формы. Обратить внимание на специфику чувственного и ра­ционального познания. Одной из тайной является интуиции. Весьма обстоятельно эта проблема рассмотрена в учебнике В.Б. Кучевского («Философия: проблемы бытия и познания»., М., 1998, С. 264-270).

Задача познавательной деятельности сводится к получению знания. Знание является идеальным продуктом познавательной дея­тельности социального индивида. Познание осуществляется челове­ком, но смотрит он на мир через призму социально-культурных смыс­лов своего общественного бытия. Человеку противостоит непознан­ное, поэтому незнание выступает своеобразной потенциальной воз­можностью знания.

Так как познавательный процесс идет между полюсами знание — незнание, то встает проблема оценки самого знания с точки зрения его соответствия объективной действительности — проблема истины. Первое на что надо обратить внимание — это на гносеологический ста­тус истины. Истина характеризует наши знания с точки зрения их со­ответствия действительности. Правда, в истории философии извест­ны примеры, когда истина выступала онтологической категорией. До­статочно вспомнить Платона. В этом случае истина рассматривается как высшая ценность и истинностное отношение разворачивается в плоскости соответствия предмета идее. Вариант такого истолкования истины содержится в философии Гегеля.

При всей кажущейся простоте определения истины, как соот­ветствия знания предмету, в нем таится много подводных камней. Первый заключается в том, что познавательный процесс не есть не­посредственное взаимодействие субъекта и объекта познания. Так его трактовал Аристотель и его концепция истины получила название корреспондентской. Столь же спорна когерентная концепция истины, бе­рущая свое начало от Канта. Уязвима прагматическая концепция ис­тины. Суть познавательного процесса заключается в отношении пред­мета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практикой общественной деятельности, и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-смысловых значений своего опыта или теоретических конструкций науки. В таком случае объек­тивность истины будет заключаться в ее интерсубъективности,, а не в некой независимости содержания нашего знания ни от человека, ни от человечества, как считал В. И. Ленин. Как раз содержание знания зависит от человечества. Проблема абсолютной и относительной ис­тины подробно изложена в учебниках. Надо только правильно пони­мать суть абсолютной истины и не соглашаться с теми авторами, ко­торые считают, что абсолютная истина есть сумма относительных. Это не верно. Также надо помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Примеров на этот счет предостаточно.

6 стр., 2931 слов

Антропология в системе знаний о человеке

... Французские просветители XVIII в. смотрели на антропологию, как на науку, систематизирующую знания человека о его культуре, истории, психологии, биологии, лингвистике и т. д Хрисанфова ... (этнология, археология, психология). Такая смежность научных отраслей способствует расширению области антропологического познания Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. ...

Следует обратить внимание на критерий истины. Одним из них является логическая непротиворечивость наших рассуждений. Одна­ко универсальным критерием истины является практика. Студент дол­жен раскрыть смысл социально-исторической предметно-чувственной деятельности.

Вотчиной познавательной деятельности является наука. В на­учной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Кроме того, следует различать об­щелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Особого разговора заслу­живает социальное познание. Эта проблема дискуссионная и поэто­му студенту стоит саму поразмышлять над ней, исходя из специфики своей будущей профессии.

 

Формы чувственного познания

1) Ощущения – это отдельные данные отдельных органов чувств, свидетельствующие об отдельных свойствах предмета. Примеры: красный цвет, очертания (граница цветов), высота и тембр звука.

2) Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в сознании при воздействии предмета на органы чувств. Примеры: образ автомобиля в тот момент, когда человек видит этот автомобиль; мелодия; образ яблока, которое человек надкусывает в данный момент (здесь соединяются зрительные, осязательные, вкусовые, обонятельные и звуковые ощущения).

3) Представление – целостный образ предмета, возникающий в сознании без воздействия предмета на органы чувств. Примеры: образ автомобиля, который человек видел раньше и вспоминает в данный момент; образ дворца, создаваемый воображением при чтении романа, где этот дворец описывается.

 

Формы рационального познания

1) Понятие – форма рационального познания, отражающая предметы и явления в их существенных свойствах. Понятие выражается в языке обычно именем существительным или словосочетанием, отвечающим на вопросы «кто?» или «что?». Понятия бывают общие, т.е. такие, которым соответствует класс предметов или явлений (примеры: туча, южноамериканское государство, бег, радость), и единичные – каждому такому понятию соответствует только одно явление (примеры: А.С. Пушкин, Москва, радость юного А.С. Пушкина по поводу победы России в войне 1812 года).

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... глобальной проблемы (современный поиск новых методов познания) Структура философского знания. Функции и методы философии. Разделы философии: Онтология – учение об основных формах бытия, ... Ж.Ж. Руссо, Вольтер) Гносеологическая проблематика(методы познания истины), социально-политическая проблематика, идея свободы, изменения монархического строя Немецкая классическая философия 18-19 века Кант, ...

Понятие «полуостров» – это ответ на вопрос, что такое полуостров (примыкающий к материку или острову участок суши, с трёх сторон омываемый водой).

2) Суждение – форма рационального познания, в которой утверждается или отрицается определённая связь между двумя или более понятиями. В языке суждения отображаются законченными предложениями. Примеры: «Солнце ярко светит» (утверждается, что солнце входит в число объектов, которые ярко светят); «В этой чашке нет чая» (утверждается, что эта чашка входит в число объектов, в которых нет чая).

3) Умозаключение – это форма рационального познания, в которой на основании двух или более суждений выводится новое суждение. Пример:

В 2008 году ни один город Татарстана не имел население больше 10 миллионов человек.

Елабуга – город в Татарстане.

Следовательно, численность населения Елабуги в 2008 году была меньше 10 миллионов человек.

 

Концепции истины

1) Классическая (корреспондентная) концепция истины. Истина – это соответствие знания о предмете своему предмету. Пример: я считаю, что слон – это млекопитающее, а не рыба. И действительно, слон – это млекопитающее, а не рыба. Значит, данное моё мнение – истинное.

2) Когерентная концепция истины. Истина – это соответствие разных частей знания друг другу. Пример: я вижу, как карандаш падает на пол. Здесь мои ощущения дают мне информацию, которая согласуется с моими знаниями о карандашах, о гравитации, об инерции, о пространстве и времени, о свойствах древесины и воздуха и т.д. Действительно ли карандаш упал на пол? Я могу сказать только то, что вся информация, имеющаяся у меня, единодушно говорит в пользу этого. Для сравнения: я вижу, как карандаш улетает вверх и остаётся на потолке. Я буду очень удивлён и заподозрю фокус, обман зрения или что-нибудь в этом роде: мои знания о мире свидетельствуют, что карандаш не может так себя вести. Ложной является или информация, поставляемая мне зрительными ощущениями (о карандаше), или что-то из моих знаний о мире, в том числе об этом карандаше. Ещё пример: мой друг сказал мне, что уезжает на неделю в другой город, но через день я издали вижу его на перекрёстке в своём городе. Здесь наблюдается несовпадение слов моего друга и моих зрительных ощущений: что-то из них даёт мне ложную информацию.

3) Конвенциональная концепция истины: истина – это результат соглашения между познающими субъектами. Пример: подавляющее большинство физиков сегодня считают, что теория относительности А. Эйнштейна – истинная. Это даёт нам основание считать её истиной. Для сравнения: 500 лет назад большинство учёных считало, что Земля – неподвижный центр мира. Сегодня мы считаем, что они ошибались. Но и тогда, и сегодня мнение людей об истинном устройстве вселенной – лишь следование теориям, господствующим в соответствующую эпоху.

4) Прагматическая концепция истины: истина – это та информация, следование которой позволяет нам эффективно удовлетворять наши потребности. Пример: истинны ли такие-то законы физики? Если они позволяют нам строить самолёты, которые летают, то следует признать их истинность.

12 стр., 5981 слов

37.. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины

... дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. ... происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. ... Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов ...

В когерентной, конвенциональной и прагматической концепциях истины, таким образом, не ставится вопрос о соответствии знания о предмете и самого предмета, как в классической (корреспондентной) концепции. В когерентной концепции этот вопрос заменяется на вопрос о соотношении знания и другого знания, в конвенциональной – о соотношении знания субъекта и знания других субъектов, в прагматической – о соотношении знания и страдания/наслаждения, которые следуют за действием, совершённым на основе этого знания.

 

Субъект и объект познания

Субъект познания – это наделённый сознанием человек, чья активность направлена на познание.

Объект познания – это всё то, на что направлена мысль познающего субъекта.

Эти категории рассматриваются только в паре. Субъект и объект – две стороны единого процесса познания, они не существуют друг без друга. Мир может существовать и без человека, но тогда он не будет объектом познания.

Не всякий фрагмент реальности может быть назван объектом познания, а только тот, который познаётся человеком. Например: до открытия элементарных частиц (протонов, электронов и др.) они существовали, но не были объектами познания. Камешек, лежащий на дне озера, в принципе доступен для познания, но не является объектом познания, если никто им не интересуется, не пытается узнать о нём что-либо.

 

Формы научного познания

Научный факт – это знание о фрагменте реальности, полученное эмпирическим путём (т.е. через чувственное познание).

Подразумевается, что факт – это истина, поэтому важна доказательная база фактов (например, возможность для любого исследователя повторить наблюдение или эксперимент, в ходе которых получен факт).

Примеры: показания термометра, облик бегущего зайца, строение листа клёна, наблюдаемая траектория движения планеты по звёздному небу. Фактами являются и результаты обобщения эмпирических данных: например, чем питаются зайцы (результат множества наблюдений), или результаты серии однородных экспериментов, оформленные в виде графика или диаграммы.

Научная проблема – это знание о незнании, формулировка соотношения известного и неизвестного, задающая направление исследования. Примеры: как связана скорость падения тела с его массой? (эту задачу поставил и решил Галилей, показав, что эти величины не связаны); почему в новых поколениях живых организмов иногда появляются свойства, не присущие их предкам? (на этот вопрос отвечает генетическая теория).

Гипотеза – предположение, основанное на фактах, обладающее высокой степенью вероятности с точки зрения сегодняшних знаний о мире, не обладающее достаточной доказательной базой, но доказуемое в принципе. Пример: гелиоцентрическая теория Коперника в первые десятилетия своего существования, когда ещё не были получены факты, с однозначностью подтверждающие вращение Земли вокруг Солнца (первые такие данные были получены Галилеем – наблюдаемые в телескоп фазы Венеры, подобные фазам Луны).

Научный закон – это отношение между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временнóе или пространственное постоянство. Примеры: законы Кеплера, описывающие движение планет вокруг Солнца, закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии, закон естественного отбора.

Научная теория – это система научных законов, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности. Примеры: механика Ньютона, теория относительности, генетическая теория наследственности.

Методы научного познания

II) Методы теоретического уровня научного познания

1) Абстрагирование – мысленное отвлечение от большинства свойств объекта с сосредоточением на определённых свойствах, интересующих исследователя. Примеры: для вычисления закономерностей движения планет важны их масса, траектория, скорость движения, расстояние до Солнца, не важны – их химический состав, расстояние до наблюдателя, количество спутников, наличие жизни и многое другое. Масса, скорость – результаты абстрагирования. Для биолога, исследующего, чем питается осьминог, не важно, в акватории какого государства этот осьминог находится, какие силы создают океаническое течение в данном районе. Рацион осьминога – результат абстрагирования.

2) Обобщение – выделение на основании абстрагирования свойств, общих для объектов некоторой группы. Примеры: гелий, неон, аргон и ряд других газов являются химическими элементами и почти никогда не образуют химических соединений с другими элементами, поэтому объединены в группу «инертные газы». Самые различные жидкости подчиняются одним и тем же законам гидродинамики. Литературные произведения, текст которых имеет чёткое ритмическое деление, объединяются понятием «поэзия» (в противоположность прозе).

3) Индукция – если свойство присуще каждому отдельному представителю данного класса, то оно присуще всем представителям данного класса. Примеры: если наблюдения за отдельными тиграми свидетельствуют, что все они предпочитают не объединяться в стаи (как, например, волки), то можно сделать вывод, что это – общая особенность тигров как биологического вида. Если каждый из маятников демонстрирует, что период его колебаний не зависит от величины отклонения, то это можно считать свойством всех маятников.

4) Дедукция – если свойство присуще всем объектам данного класса и известно, что рассматриваемый объект принадлежит данному классу, то свойство присуще рассматриваемому объекту. Примеры: известно, что все млекопитающие дышат лёгкими; дельфин – млекопитающее, значит, он дышит лёгкими. Алмаз царапает стекло; этот кусок камня – алмаз, значит, он будет царапать стекло. Все числа, которые делятся на 12 без остатка, делятся и на 3 без остатка; 72 делится на 12 без остатка, значит, оно делится и на 3 без остатка.

5) Гипотетико-дедуктивный метод. Он заключается в следующем. Выдвигается гипотеза, из которой логически (по принципу дедукции) следуют некоторые выводы – такие, которые можно проверить с опорой на факты. Если эти выводы соответствуют фактам, то вероятность истинности гипотезы повышается, если не соответствуют – значит, гипотеза не верна. Примеры: если закон всемирного тяготения – истина, то орбита Юпитера должна быть такой-то. В действительности она именно такова – подтверждение закона. Если Земля вращается вокруг Солнца (согласно гелиоцентрической теории Коперника), то у Венеры должны наблюдаться фазы, как у Луны. Это подтвердил Галилей, первым применивший телескоп. Если бы фаз у Венеры не наблюдалось, это было бы доводом, опровергающим гелиоцентрическую теорию Коперника.

6) Аналогия – на основании выявленного сходства между двумя объектами по ряду пунктов выдвигается предположение о сходстве их ещё в одном пункте. Аналогия является нестрогим методом, она, как правило, лишь даёт материал, который потом нужно проверять другими методами. Примеры: большинство веществ в жидком состоянии имеют меньшую плотность, чем в твёрдом. Если мы перенесём это свойство на железо, то будем правы, а если на воду, то ошибёмся. В желудках хищных животных вырабатываются специальные вещества, способствующие перевариванию мяса. Можно предположить, что в растениях-хищниках (например, в росянке, которая переваривает комаров, прилипающих к её листьям) вырабатываются схожие вещества. Химический анализ это подтверждает.

7) Моделирование – исследование объектов через исследование их моделей – объектов, схожих с исследуемыми по ряду свойств. Моделирование базируется на аналогии. Модели бывают материальными (например, глобус, миниатюрная модель участка морского побережья) и идеальными (например, в математическом моделировании).

8) Идеализация – мысленное формирование объектов, некоторые свойства которых доведены до максимума, невозможного в природе. Примеры: точка, линия, плоскость в геометрии (в природе существуют только тела с тремя измерениями), идеальный газ, абсолютно чёрное тело, материальная точка, общественно-экономическая формация. Идеализация играет ключевую роль при построении научных теорий.

9) Аксиоматический метод – выведение положений теории по заданным правилам из некоторых исходных положений – аксиом. Пример: выведение теорем в геометрии Евклида.

10) Формализация – отображение информации в знаково-символическом языке, специально разработанном в той или иной науке. Служит упрощению записи и исключению неоднозначности. Примеры: математические, физические формулы, химические уравнения.

 

Концепция развития науки Т. Куна

Т. Кун – философ середины XX века, исследовавший проблему неравномерности развития науки. Т. Кун утверждал, что в науке чередуются периоды «нормальной науки» и научных революций. В ходе научной революции происходит смена научной парадигмы. Научная парадигма – это система лежащих в основе науки и осознаваемых лишь частично мировоззренческих установок, методологических принципов, представлений о том, что и как можно или нельзя исследовать, с помощью каких языковых средств описывать результаты и т.д. Например: в классической физике (до конца XIX века) объект должен был описываться так, как будто наблюдателя в этом описании нет (тело с такой-то массой движется с такой-то скоростью… А где наблюдатель этого движения? О нём говорить не следует).

В физике XX века в описание вводятся наблюдатель и средства наблюдения, так как описывать явления микромира без этого невозможно: наблюдаемые явления взаимодействуют с инструментами наблюдения. В классической физике идеалом считалось объяснение явлений с помощью одной теории, в неклассической физике стало возможным признавать истинность сразу нескольких теорий, объясняющих одни и те же явления. В классической физике пространство и время считались не зависящими от протекающих в них материальных процессов, в современной физике считаются зависящими.

 

 

IV. Задания к семинару.

Задание 1.

I. Во время научной дискуссии по проблеме познания были высказаны следующие мнения:

а) «Интуиция — особый род познания истины, не опирающийся на практику и
законы логики».

б) «Интуиция — способ познания, позволяющий непосредственно постигать
истину без предварительного логического рассуждения».

в) «Внезапная догадка, озарение».

г) «Интуиция — способность «внезапного» нахождения истины на основе
анализа и обобщения всего предшествующего познавательного и практического
опыта индивида.»

д) «Интуиция — рационально необъяснимая способность субъекта
отождествлять себя с объектом»

е) «Интуиция — логически самоочевидное знание о вещах, незатемненное
чувством и страстями».

Вопрос:

Какую точку зрения поддержали бы Вы, объясните почему?

Задание 2.

К каким течениям в гносеологии (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм) относятся приведенные ниже высказывания? Согласны ли вы с этими точками зрения? Аргументируйте ответ.

1 «Филонус. Ты хочешь мне сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь и ли вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, сказать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты действительно находишься в совершенной тьме». (Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Мир философии. 4.1. С. 628-629).

2 «Существует предел тонкости наших средств наблюдения… предел, который присущ природе вещей и никогда не может быть
превзойден совершенством техники или искусством экспериментатора».(П.Дирак, физик, XX век).

3. «То, что мы знаем — ограничено, а то, чего мы не знаем — бесконечно». (П.Лаплас).

4. «…Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин». (В.И. Ленин).

Задание 3.

Если бы человек имел больше чувств, открыл ли он больше вещей в мире? Нет». (В.И. Ленин).

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Задание 4.

О каких сторонах познания идет речь в следующих высказываниях? К каким течениям в гносеологии (эмпиризм, рационализм) их можно отнести? Согласны ли вы с этими взглядами?

1. «Вещи, известные нам или вызывают идеи в нас лишь через посредство наших органов чувств; наш мозг модифицирует, наша душа мыслит, желает и действует лишь в результате движений, сообщенных нашему телу. В тех случаях, когда слово или соответствующая ему идея не указывает ни на какой чувственно
осязаемый предмет, к которому его можно отнести, слово это или идея лишены смысла, оказываются возникшими из ничего». (П.Гольбах).

2. «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции. Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой… никогда не может быть плохо построено, даже у умов, весьма мало привычных к мышлению» (Р. Декарт).

3.«Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» (Леонардо да Винчи).

4. «В настоящее время известно, что наука
не может вырасти на основе одного только опыта
и что при построении науки мы вынуждены
прибегать к свободно создаваемым понятиям,
пригодность которых можно a posteriori (в
последующем) проверить опытным путем» (А.
Эйнштейн).

5. Наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществить свои наиболее замечательны завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения…» (Луи де Бройль, французский физик).

 

Задание 5.

Сопоставьте следующие точки зрения на проблему объективности истины. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее корректно раскрывает проблему объективности истины? Каково ваше понимание вопроса?

1. Всякая истина может иметь только объективный характер, т.к. истина — это знание о вещах таковых, каковы они есть, независимо от субъекта, т.е. познающего человека.

2. Истина не может быть объективной, т.к. объективными являются только сами вещи, а истина — это характеристика человеческого знания, которое существует только в голове мыслящего субъекта.

3. В истине считаются объективные и субъективные стороны; содержание истинного знания включает сведения о вещах таковых, какие они есть, но с определенной точки зрения, в определенный момент познания.

4 Истина — это иллюзия; то, что в одних отношениях является истинным, в других — неистинным и наоборот.

 

Литература для подготовки(основная и дополнительная):

Основная литература:

1. Алексеев П. В. Панин А. В. Философия: Учеб. – 3- е изд. перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. Раздел 1.

2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. Издательство НОРМА, М., 2006, Введение.

3. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. — — М.: Логос, 2005. Введение.

4. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания. — М., 1998. Гл. 1, П.

5. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М,: Едитериал УРСС, 2004. С. 34-76.

6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. — М.: Гардарика, 2005. Вводное слово.

7. Философия: учебник для вузов. Под общей ред. В.В. Миронова. – М., Норма, 2005. Введение.

Дополнительная:

8. Большаков А.В., Грехнов B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний -М. О-во «Знание», 1994

9. Горан В.П. Философия: что это такое? //философия науки. — 1996 -№1 – с 3-14; 1997- №1

10. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. — М.: издательство МГУ, 1981г.

11. Мир человека: Учебное пособие по философии. — М.: Интерпраис, 1993.

12. Николаев И.В. Философия как наука. СПБ. : Возрождение. Россия, 1997.

13. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: Теоретический анализ историко-философского процесса. — М.: Мысль, 1991.

14. Ильенков Э.В. Философия и молодость // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

15. Какая философия нам нужна?: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990.

16. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Конев В.А. Человек в мире культуры. Самара, 1996.

17. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

18. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.

19. Туровский М.Б. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. 1991. №10.

20. Туровский М.Б., Туровская С.В. Философия и наука // Философские науки. 1994. №1-3.

21. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993, № 9.