Онтология –

МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Уровни мировоззрения: жизненно-практический

теоретический

Исторические типы мировоззрения:

мифология

религия

философия

ТЕСТЫ:

1. Философия представляет собой

а) теоретический уровень мировоззрения

б) методологию познания природы

в) умение «припоминать» душой всё то, что она знала до воплощения в тело

г) жизненно-практический уровень мировоззрения

2. Синонимами практического уровня мировоззрения выступают понятия

а) научное, теоретическое, интеллектуальное

б) житейское, повседневное, ненаучное

в) эстетическое, этическое, этническое

г) онтологическое, гносеологическое, антропологическое

3. Общим для философии и мифологии является то, что они

а) олицетворяют природные и социальные явления в образах богов

б) отражают в абстрактной форме предметы и явления действительности и связи между ними

в) рассматривают всю совокупность вопросов о происхождении мира и человека, о месте человека в мире

г) с помощью обрядности культивируют чувства любви, доброты, сострадания, милосердия

4. Философия переводится как

а) мудрость

б) любовь к мудрости

в) наука о морали

г) стремление к истине

5. Философия как историческая форма мировоззрения сформировалась

а) раньше мифологии в) в 3 в. до н. э.

б) позже мифологии г) в 3 в. н. э.

6. Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов наиболее характерно для

а) философии в) искусства

б) науки г) мифологии

7. Укажите вариант ответа, в котором перечислены черты, свойственные религиозному сознанию

А. Опора на веру; Б. Яркое, образное мышление; В. Опора на разум; Г. Раздвоение бытия на «истинное» и «неистинное»; Д. Отсутствие чёткой грани между миром естественным и сверхъестественным; Е. Стремление сопоставлять человеческое бытие с Абсолютом; Ж. Поиск наиболее общих закономерностей бытия.

Варианты ответа:

а) А В Д в) А Г Е

б) Б Д Ж г) Г Д Ж

8. Общим для философии и религии является

а) наличие в них ценностного компонента

б) опора на веру

в) отрицание сверхъестественного мира

г) место их возникновения

9. Какое из приведённых положений является некорректным?

а) мировые религии – буддизм, христианство и ислам

б) все мировые религии являются политеистетичными

12 стр., 5586 слов

1. Философия и мировоззрение. Назначение философии

... данный принцип обратимся к соотношению философии с другими формами духовной деятельности, формирующих мировоззрение: 1) Наука; 2) Религия. Наука всегда руководствуется принципами ... мировоззрении: в религии полностью отсутствует свобода мысли и рациональное обоснование тех или иных религиозных утверждений. Здесь имеется опора на иррациональные авторитеты: священные книги, пророки и т.д. Философия ...

в) христианство и ислам монотеистетичны, а в раннем буддизме признавалось множество богов

г) в любой религии огромное внимание уделяется нравственным проблемам

10. Предельно общая философская категория

а) материя

б) сознание

в) природа

г) бытие

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Гносеология –

Диалектика –

Антропология –

Этика –

Эстетика –

Аксиология –

Историософия –

ТЕСТЫ.

  1. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего:

а) аксиология

б) историософия

в) диалектика

г) онтология

  1. Гносеология – это:

а) философское учение о наиболее общих связях и развитии бытия и познания

б) раздел философии, изучающий возможности и проблемы познания

в) философское направление, признающее первичность материи

г) направление в теории познания, рассматривающее чувственный опыт главным источником знания

  1. Мораль, нравственные идеи и принципы изучаются

а) этикой

б) эстетикой

в) онтологией

г) гносеологией

  1. Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления:

а) диалектика

б) метафизика

в) антропология

г) аксиология

  1. Какие из перечисленных категорий используются преимущественно в этике?

А. Мораль; Б. Бытие; В. истина; Г. время; Д. Добродетель; Е. Материя; Ж. Благо; З. Пространство; И. Движение; К. зло; Л. небытие; М. Долг.

Варианты ответа:

а) Б В Г З И в) В Д З И М

б) А Е К Л М г) А Д Ж К М

  1. Изучение исторического познания, интерпретация исторческого процесса осуществляется в

а) антропософии

б) экософии

в) историософии

г) социологии

  1. Какой из перечисленных законов не является законом диалектики?

а) сохранения и превращения энергии

б) отрицания отрицания

в) единства и борьбы противоположностей

г) взаимного перехода количественных и качественных изменений

  1. Ценности, степень значимости для людей тех или иных явлений являются предметомизучения

а) онтологии

б) аксиологии

в) теологии

г) феноменологии

  1. Философское учение Л. Фейербаха называют антропологическим материализмом, потому что он

а) полагал, что историей управляет Божественное Провидение

8 стр., 3775 слов

Человек как предмет философского познания. Философская антропология.

... и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма ... прежде всего, как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до ... акцент на самоценности и суверенности индивидуального бытия, ее интересует уникальный, неповторимый жизненный мир ...

б) в центр своей философии поставил человека как чувственно-телесное существо

в) отрицал возможность познания мира

г) разработал концепцию развития научного знания

  1. Эстетика изучает проблемы

а) сущности и природы сознания

б) красоты и гармонии

в) жизни и смерти

г) веры и знания

ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ:

Идеализм субъективный

объективный

Материализм

механистический

диалектический

исторический

Монизм

Дуализм

Детерминизм

Индетерминизм

Агностицизм

Скептицизм

Рационализм

Иррационализм

Эмпиризм

Сенсуализм

Интуитивизм

Антропоцентризм

Теоцентризм

Космологизм

Пантеизм

Валюнтаризм

ТЕСТЫ:

1. Философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия

а) дуализм

б) волюнтаризм

в) эмпиризм

г) материализм

2. Субъективный идеализм полагает первоначалом и первоосновой бытия

а) сознание индивида

б) разум бога

в) Мировую Волю

г) природу

3. Философское воззрение, согласно которому всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа

а) монизм

б) плюрализм

в) дуализм

г) детерминизм

4. Объективные идеалисты

а) признают существование реального мира вне человека, но считают при этом, что в основе мира лежит разум

б) понимают мир как совокупность ощущений

в) не признают существование реального мира вне человеческого сознания

г) объясняют мир из него самого, признавая мир существующим объективно, независимо от сознания человек и человечества

5. В зависимости от того, какая субстанция – материальная или реальная – признаётся первоначалом бытия, философские учения разделяются на

а) метафизический материализм и диалектический материализм

б) материализм и идеализм

в) рационализм и эмпиризм

г) объективный идеализм и субъективный идеализм

6. Утверждение, что материя – косная, пассивная масса, которая порождается и приводится в движение высшим духовным началом, сформулировано в духе

а) субъективного идеализма

б) материализма

в) объективного идеализма

г) рационализма

7. В зависимости от количества субстанций, мыслимых как первоначала бытия, философские направления получили названия

а) монизм, плюрализм и дуализм

б) агностицизм и скептицизм

в) антропоцентризм и теоцентризм

г) идеализм и материализм

8. Иррационализм

а) философское направление, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании

б) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

в) метод рассмотрения многообразия явления в свете одного начала, единой основы

г) раздел философии, изучающий смысл и направление исторического процесса

9. Философское учение, отождествляющее Бога и мир, как бы «растворяющее» Бога в природе

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... своей есть процесс материальный, практический. "[1]. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития ... связи мышления с практической деятельностью. " Первоначально познание свойств предметного мира, переходящее границы непосредственно-чувственного познания, является непреднамеренным результатом действий, направленных ...

а) монотеизм

б) политеизм

в) пантеизм

г) атеизм

10. Дуализм

а) способ рассмотрения многообразных явлений мира в свете одного начала

б) философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи

в) отрицание смысла и ценности человеческой жизни

г) система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека

11. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

а) антропоцентризм

б) теоцентризм

в) космоцентризм

г) геоцентризм

12. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

а) сенсуализм

б) эмпиризм

в) иррационализм

г) рационализм

13. Б. Спиноза признавал существование единой субстанции – Бога, поэтому его учение – философский

а) агностицизм

б) монизм

в) плюрализм

г) дуализм

14. Позиция «крайних» агностиков выражается следующим образом:

а) «чего не знаем сейчас, то узнаем в будущем»

б) «можем узнать лишь то, что не выходит за сферу непосредственного опыта»

в) «можем познать мир таким, какой он есть на самом деле»

г) « не знаем и не можем ничего знать в силу ограниченности разума и изменчивости мира»

15. Материализм – это философское направление,

а) признающее первичность сознания и опосредованность им природных, материальных процессов

б) признающее первичность материи и опосредованность ею духовных процессов

в) полагающее движущей силой исторического процесса материальную выгоду и практическую пользу

г) утверждающее, что научное познание обладает наивысшей культурной ценностью

16. Отрицание принципиальной возможности познания бытия

а) скептицизм

б) сесуализм

в) агностицизм

г) эмпиризм

17. П. Лаплас предполагал однозначную причинную обусловленность одного события другим, поэтому его взгляды можно назвать

а) детерминизмом

б) индетерминизмом

в) волюнтаризмом

г) интуитивизмом

18. Теоцентризм

а) признание Бога центром и творцом Вселенной

б) утверждение о том, что человек является центром мироздания

в) предположение о наличии души у всего живого

г) отрицание роли Бога в создании мира и человека

19. Диалектический материализм – учение, созданное

а) Платоном и Аристотелем

б) Гегелем и Кантом

в) Марксом и Энгельсом

г) Гоббсом и Локком

20. Скептицизм

а) не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания

б) утверждает принципиальную познаваемость мира

в) отрицает принципиальную познаваемость мира

г) полагает, что истина даруется Богом как откровение

Философско-религиозные учения древнего востока

Древняя Индия:

Буддизм

Джайнизм

Локаята (чарвака)

Древний Китай:

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... дух – первичными, а природу, бытие и материю – вторичными. Материализм – направление в философии, исходящее из того, что: мир по природе своей материален; материя, природа, бытие существуют вне и независимо ... развитие - формирование религии. В первую очередь буддизм, затем позже христианство. Эпоха Период Представители/ направления Предмет Характерная черта Античная философия 7 в. до н.э. 6 в. до ...

Конфуцианство

Даосизм

Легизм

ТЕСТЫ:

  1. Основателем даосизма считается

а) Конфуций

б) Лао Цзы

в) Мо Цзы

г) Мэн Цзы

  1. Как звали Будду до того, как он стал «пробуждённым»?

а) Махавира Вардхамана Джина

б) Тит Лукреций Кар

в) Сидтхартха Гаутама Шакьямуни

г) Абу-л-Валид Мухаммад ибн Рушд

  1. Принцип «не-деяния» в даосизме основан на том, что

а) человек – малая частица Вселенной; он не способен познать великую связь вещей; любое его действие, стремление что-либо изменить не имеет смысла, так как всё возвращается в свою противоположность

б) «жажда жизни» мешает человеку освободиться от привязанности к земным вещам и препятствует достижению нирваны

в) человек уже достиг совершенства и ему уже нечего в этом мире ни познавать, ни совершенствовать

г) всё существующее в настоящем, все, что возникнет в будущем, абсолютно предопределено волей Бога-Творца

  1. В каком варианте перечислены только философско-религиозные учения Древнего Китая?

а) даосизм, джайнизм, легизм

б) буддизм, конфуцианство, легизм

в) конфуцианство, легизм, даосизм

г) даосизм, локаята, йога

  1. Какое из перечисленных учений не является древнеиндийским?

а) буддизм

б) локаята

в) джайнизм

г) даосизм

  1. Общественный идеал Конфуция

а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети

б) общественная собственность и демократическое управление

в) возврат к «золотому веку» предков, к натуральному хозяйству и отсутствию государства

г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы

  1. Буддизм возник в

а) 6 в. н. э.

б) 6 в. до н. э.

в) 17 в. н. э.

г) 3 в. до н. э.

  1. Какое из приведённых положений разрабатывалось в джайнизме?

а) жизнь – это страдание, преодолеть которое невозможно

б) идеальный человек – «благородный муж»

в) принцип ахимсы (ненасилия)

г) принцип «не-деяния»

  1. В «четырёх благородных истинах» буддизма речь идёт о

а) препятствиях на пути истинного познания материального мира

б) способах преодоления жажды жизни

в) методах совершенствования общественной жизни

г) структуре идеального государства

  1. Какое из перечисленных учений является материалистическим?

а) локаята

б) буддизм

в) конфуцианство

г) легизм

  1. Какое из приведённых положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание

б) причина страданий – жажда жизни

в) путь избавления от страданий – жажда жизни

г) у страдания есть причина

  1. Какие учения наиболее близки между собой?

а) буддизм и конфуцианство

б) даосизм и джайнизм

в) буддизм и джайнизм

г) даосизм и конфуцианство

  1. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы

а) происхождения и структуры бытия

б) отношения к традициям предков

в) добродетели, долга, чести, благородства

9 стр., 4016 слов

Проблема бытия Августина Аврелия

... О бытии………………………………………………………………………......стр.8 2.2 Бог, мир и человек…………………………………………………………........стр.8 2.3 О благодати……………………………………………………………………...стр.8 III «Исповедь» Августина Блаженного………………………………………………стр.9 Вывод…………………………………………………………………………………стр.13 Список литературы…………………………………………………………………..стр.14 Введение Подход к изучению философии ...

г) надлежащего управления государством

  1. Из «арсенала» какого учения взяты следующие термины: карма, дхарма, сансара, нирвана?

а) конфуцианство

б) локаяты

в) даосизма

г) буддизма

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Основные черты

Фалес

Гераклит

Анаксимен

Анаксимандр

Парменид

Демокрит

Пифагор

Платон

Аристотель

Сократ

Софисты

ТЕСТЫ:

  1. Гераклит первоосновой бытия считал

а) огонь в) апейрон

б) воду г) число

  1. Единственным из перечисленных ниже античных философов, кого не интересовала проблема происхождения и структуры бытия, был

а) Платон в) Фалес

б) Аристотель г) Сократ

  1. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляет

а) атом в) число

б) воздух г) монада

  1. Какой античный философ предложил в качестве сущности и первоосновы всего сущего беспредельное (апейрон)?

а) Аристотель в) Анаксимандр

б) Анаксимен г) Августин

  1. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?

а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия)

б) атомы – мельчайшие неделимые частицы

в) атомы делимы до бесконечности

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре

  1. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?

а) иеоцентризм в) пантеизм

б) космологизм г) эмпиризм

  1. Поиском первоосновы бытия, «праматерии», из которой произошло всё сущее, в античной философии занимались

а) Парменид, Платон, Аристотель

б) Сократ, Протагор, Горгий

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен

  1. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид

  1. Какое вещество предложил Фалес в качестве первоматерии?

а) воду в) воздух

б) апейрон г) огонь

  1. По мнению Платона, душа человека после смерти тела

а) переселяется в рай или ад

б) распадается на атомы

в) переселяется в другое тело или возвращается в «мир идей»

г) переселяется в другое тело или достигает нирваны

  1. Сократ отождествлял знание с

а) пользой в) силой

б) мудростью г) «припоминанием»

  1. видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей – предмет исследования

а) Гераклита в) Платона

б) Аристотеля г) Фалеса

  1. Кто из античных философов полагал, что огонь, вечно воспламеняющийся и угасающий, является первоматерией?

а) Фалес в) Гераклит

б) Анаксимен г) Парменид

  1. Аристотель утверждал, что

а) форма превращает материю из возможности в действительность

б) человек – мера всех вещей

в) бытие есть, а небытия нет

г) первичным является мир вечных сущностей – идей, а производным от них – многообразие чувственно воспринимаемого мира

12 стр., 5753 слов

Философия и эпистемология Аристотеля как начальный синтез содержательной ...

... названию). Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается "отцом логики". Обобщив методы познания науки и философии 6-4 в.в. до н.э., классифицировав и описав их, Аристотель создал ... вещь причастная бытию, в такой и истине" (см. [1],т.1,стр. 94) Аристотель также выделяет проблему, впоследствии ставшую камнем преткновения в философии: на основе чего строится познание человека ...

  1. Взгляды каких философов сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида в) Платона и Аристотеля

б) Демокрита и Левкиппа г) Фалеса и Протагора

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Средневековая философия Западной Европы

Основные черты

Августин Блаженный (Аврелий Августин)

Фома Аквинский

Номинализм

Реализм

Средневековая философия мусульманского Востока

Основные черты

Авиценна (Ибн Сина)

Аверроэс (Ибн Рушд)

ТЕСТЫ:

  1. В средневековой дискуссии о природе универсалий (общих понятий) философы разделились на два направления:

а) Эмпиризм и рационализм

б) материализм и идеализм

в) монизм и дуализм

г) номинализм и реализм

  1. Какая черта наиболее характерна для философии средних веков?

а) пантеизм

б) антропоцентризм

в) космоцентризм

г) теоцентризм

  1. Систематизатор средневековой схоластики

а) Николай Кузанский

б) Эразм Роттердамский

в) Фома Аквинский

г) Сигер Брабантский

  1. Тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии

а) диалектика

б) метафизика

в) схоластика

г) майевтика

  1. По мнению многих средневековых мыслителей, разделение «областей» познания между философией и теологией должно быть таково:

а) предмет философии – истины откровения, предмет теологии – истины разума

б) философия изучает творящее бытие, а теология – сотворённое

в) философия исследует бытие Бога, а теология – природу

г) истины разума — предмет философии, истины откровения — предмет теологии

  1. Взаимоотношения тела, духа и души в понимании средневековых философов:

а) дух подчиняется душе, душа – телу

б) душа подчиняется телу, а тело – духу

в) тело подчиняется душе, душа – духу

г) тело подчиняется духу, а он – душе

  1. Креационизм средневековой философии появлялся в идее

а) откровения

б) предопределённости существования всего тварного мира

в) творения мира Богом

г) одухотворённости природы

  1. Источниками философских учений Авиценны и Аверроэса были

а) конфуцианство, христианство и идеи Платона

б) буддизм, античное искусство и идеи Парменида

в) ислам, философия Аристотеля и естественные науки

г) медицина, астрономия и даосизм

  1. Для средневековой христианской философии были характерны

а) дуализм, рационализм и космоцентризм

б) антропоцентризм, материализм и механицизм

в) теоцентризм, идеи творения и откровения

г) гелиоцентризм, эмпиризм и метафизика

  1. Развернувшаяся в средневековой философии дискуссия между номиналистами и реалистами – это спор о

а) природе общих понятий

б) первоосновах бытия

в) бессмертии души

9 стр., 4310 слов

Трактование смысла жизни человека

... existentia -- существование; философия существования) -- особое направление в философии 20 века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. О смысле жизни писали такие философы ... цель человеческих устремлений - нравственность, но она не возможна без познания. Жизнь человека в согласии с природой и логосом (мировым разумом) - добродетель. Душа ...

г) смысле жизни

  1. Истина, согласно средневековым философам, постигается через откровение, что означает

а) просветление человеческого разума в результате освоения методов естественнонаучного познания

б) непосредственное общение с Богом через мистическую интуицию, открытие им своей тайны святым пророкам

в) припоминание душой всей полноты истины, которой она обладала, существуя в «мире идей»

г) передачу сокровенных тайн бытия учителем ученику

  1. Провиденциализм и эсхатологизм средневековой христианской философии проявляются в следующих положениях:

а) мир развивается согласно промыслу Бога, предопределившего все события, факты и судьбы людей, к конечной цели – «царству Божиему»

б) мир никем не создавался, он существует вечно, меняя лишь формы своего существования

в) общественный процесс движим волей выдающихся личностей, изменяющих его направление и темпы развития

г) Божественная Воля направляет людей к устроению «царства божьего» на земле

  1. Номиналисты утверждали, что общие понятия – это

а) комплексы ощущений, источник которых неизвестен

б) «имена» вещей, сформировавшиеся в результате абстрагирующей и обобщающей деятельности познающего человеческого разума

в) самостоятельные сущности, возникшие до вещей

г) результат «договора» учёных между собой о названии явлений материального и духовного мира

14. Августин считал, что основой духовной жизни является воля, но не разум, поэтому его учение можно назвать

а) волюнтаризм

б) атомизмом

в) релятивизмом

г) эвдемонизмом

15. В каком варианте имена средневековых мыслителей указаны в правильном хронологическом порядке?

а) Пьер Абеляр, Аврелий Августин, Авиценна, Фома Аквинский

б) Аврелий Августин, Авиценна, Пьер Абеляр, Фома Аквинский

в) Авиценна, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Аврелий Августин

г) Фома Аквинский, Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Авиценна

философия ренессанса, НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

основные черты философии эпохи Ренессанса

Основные направления философских поисков :

натурфилософия / Кузанский, Коперник, Галилей, Бруно/

гуманизм / Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Монтень/

социально-философские идеи / Макиавелли/

утопические проекты переустройства общества / Мор, Кампанелла/

Основные черты философии Нового времени

Проблема метода познания

рационализм /Декарт/

эмпиризм / Ф. Бэкон/

Проблема субстанции

Спиноза

Декарт

Лейбниц

Французский механистический материализм

13 стр., 6034 слов

Философия жизни 5

... науки, в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение и в деле ... представители философии жизни выступили с резкой критикой традиционного рационализма за преувеличение роли сознательно-рациональных элементов и сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, ...

Основные черты и представители

Французское Просвещение: проблема человека и социально-философские идеи

тесты :

1. Гуманизм эпохи Возрождения выражался в следующем

положении:

а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить свое отношение к миру

б) вся жизнь человека предопределена Божественным Провидением и не следует ему противиться

в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить свою судьбу и оценивается по степени реализации творческих способностей

г) человек – не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчеловеком

2. Учение о множественности субстанций — монад создал

а) Г.В. Лейбниц б) Ф. Бэкон в) Р. Декарт г) Б. Спиноза

3. Материализм европейской философии xyii–xyiii вв. может быть охарактеризован как

а) диалектический и материалистический

б) антропоцентрический и утопичский

в) натуралистический и органицистский

г) метафизический и механистический

4. Для философии Нового времени было характерно

понимание мира как

а) огромного механизма, приведенного в движение Главным Механиком – Богом

б) сложного организма, проходящего стадии «рождение», «расцвет», «упадок»

в) огня, вечно воспламеняющегося и угасающего

г) хрупкого сосуда, которым нельзя манипулировать

5. Натурфилософы эпох Возрождения

а) Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли

б) Ф. Петрарка, М. де Монтень, Э. Роттердамский

в) Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник

г) Пико делла Мирандола, Данте, Боэций

6. Ф. Бэкон разработал концепцию

а) четырех благородных истин б) четырех идолов познания

в) трех законов диалектики г) двух субстанций –

мыслящей и протяженной

7. В философии Просвещения разрабатывались главным

образом проблемы

а) метода познания б) структуры бытия в) социально-

политические г)эволюции природы

8. Знаменитое выражение Декарта, своеобразный лозунг

рационализма :

а) «Познай самого себя!» б) «Знание – сила!»

в) «Мыслю, следовательно, существую» г) «Человек – это

мыслящий тростник»

9. Для натурфилософии Возрождения было характерно

а) пантеистическое понимание Бога, как бы «растворенного»

в природе

б) понимание богов как более сильных соседей, регулирую-

щих жизнь людей

в) представление о Боге как о личности, сотворившей мир

по своей воле

г) восприятие богов как людей, поднявшихся на более вы-

сокий уровень бытия в результате чреды перевоплощений

  1. Основополагающим принципом философии эпохи

Возрождения был

а) теоцентризм б) антропоцентризм в) космизм г)номинализм

  1. Б. Спиноза утверждал, что

а) материальная и духовная субстанции производны от Бога

б) существует множество субстанций — монад

в) есть только единая субстанция – Бог, неотделимая от природы

г) существует мир непознаваемых «вещей в себе» и позна- ваемых чувствами «явлений»

12. Родоначальником английского эмпиризма Нового времени был

а) Ф. Бэкон б) Р. Бэкон в) Дж. Беркли г) Д. Юм

  1. Индуктивный метод познания, предложенный Ф. Бэконом, состоит в следующем :

а) всякое познание должно опираться на опыт и продвигаться от изучения единичных фактов к общим понятиям

б) понять единичное можно лишь через соотношение его с другими сущностями, следуя прежде всего законам формальной логики

в) познание возможно как мистическое Богопознание, откровение, озарение

г) решающую роль в познании играет разум, получающий знание, обладающее достоверностью; путь познания – Бот общих положений к частным, конкретным

14. Мыслители Просвещения

а) Вольтер, Руссо, Дидро

б) Ламетри, Гольбах, Гельвеций

в) Мор, Кампанелла, Макиавелли

г) Локк, Гоббс, Спиноза

15. Философия Нового времени опиралась главным образом на

а) религию б) искусство в) мораль г) науку

16. Мыслители итальянского Возрождения, создавшие утопические проекты переустройства общества

а) Аврелий Августин, Пьер Абеляр б) Т. Мор, Т. Кампанелла в) К. Маркс, Ф. Энгельс г) Сократ и софисты

17. Метод познания, предложенный Р. Декартом –

а) рационализм б) иррационализм в) эмпиризм

г) эмпириокритицизм

немецкая классическая философия

Основные черты

Кант

Гегель

Фейербах

тесты :

1. Исходный пункт философии Гегеля

а) противоположность бытия и мышления

б) тождество бытия и мышления

в) различие бытия и мышления

г) тождество философии и мифологии

2. В каком варианте указаны имена только представителей

немецкой классической философии ?

а) Кант, Фихте, Гегель, Фейербах

б) Бэкон, Декарт, Кант, Маркс

в) Спиноза, Фихте, Лейбниц, Гегель

г) Энгельс, Гоббс, Гольбах, Ницше

3. Какое утверждение принадлежит И. Канту ?

а) человек может познать лишь «вещи в себе», а

«явления» недоступны познанию

б) «вещи в себе» недоступны познанию, а явления

познаваемы

в) человеческому познанию недоступны ни «явления», ни

«вещи в себе»

г) нет границ человеческому познанию

4. В центр своего учения Л. Фейербах поставил человека как природное существо, обладающее гармонией духовного и телесного, поэтому его философия получила название

а) крайний реализм б) абсолютный идеализм

в) критический рационализм г) антропологический материализм

5. Как формулируется категорический императив И. Канта ?

а) «Познай самого себя!» б) «Не делай другому того, чего не желаешь себе» в) «Мыслю, следовательно, существую» г) «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом»

6. Путь саморазвития Абсолютной идеи / в учении Гегеля/ :

а) неживая природа, растения, животные, люди

б) природа творящая, сотворенная и несотворенная

в) логика, природа, человек, Абсолютный дух

г) преджизнь, жизнь, мысль, бессмертие

7. Априорные формы познания / в учении Канта/ :

а) идолы рода, пещеры, рынка и театра

б) бытие, материя, движение и развитие

в) математика, физика, логика и искусство

г) пространство, время, качество, количество, причинность

8. Какое из приведенных положений является верным ?

а) Л. Фейербах подверг Г.В.Ф. Гегеля критике за философский идеализм

б) Г.В.Ф. Гегель критиковал Л. Фейербаха за философский идеализм

в) Л. Фейербах был учеником и последователем Г.В.Ф. Гегеля

г) Л. Фейербах критически относился к антропологическому материализму Г.В.Ф. Гегеля

9. Кто из немецких классических философов предпочитал называть свое учение не материализмом, а натурализмом ?

а) Г.В.Ф. Гегель б) И. Кант в) И.Г. Фихте г) Л. Фейербах

10. Как формулируются три закона диалектики в философском учении Гегеля ?

а) закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей

б) закон отрицания качества, единства количественных изменений и борьбы противоположностей

в) закон противоположности качества и количества, взаимного перехода отрицаний и единства количества

г) закон сохранения и превращения энергии, земного притяжения и сложения скоростей

философская мысль xix века

«Философия жизни»

Общая характеристика

Представители

Шопенгауэр

Ницше

Бергсон

Дильтей

Марксизм

Психоанализ

Позитивизм

тесты :

1. Философия марксизма –

а) объективный идеализм б) субъективный идеализм

в) диалектический материализм г) механистический материализм

2. Глубинным слоем человеческой психики, по Фрейду, является

а) бессознательное б) предсознательное

в) сознательное г) сверхсознательное

3. О. Конт и Г. Спенсер – представители

а) психоаналитического направления в философии

б) позитивизма

в) персонализма

г) «философии жизни»

4. Представители «философии жизни» трактовали жизнь как

а) непрерывное творческое становление, неуловимое для познания разумом

б) то же самое, что бытие – неподвижное, не имеющее частей и познаваемое только разумом

в) совокупность атомов, находящихся в постоянном движении

г) саморазвитие Абсолютной Идеи

5. Суть материалистического понимания истории в марксизме :

а) определяющую роль в историческом процессе играет Провидение

б) ведущий фактор общественного прогресса – природа

в) материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим сферам общественной жизни

г) гениальность политиков – источник общественного развития и материального благоденствия народа

6. Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше –

а) «Воля к жизни» б) «Воля к власти» в) «Воля Бога» г) «Сверх -Я»

7. Учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея объединяются в философском направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них

а) даются практические советы, как надо жить

б) утверждается необходимость замены статической категории «бытие» на динамическое и более полно раскрывающее суть реальности понятие «жизнь»

в) разработаны стадии совершенствования человека и общества с целью достижения всеобщего благоденствия

г) исследуются причины происхождения жизни на земле

8. Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук

а) психоанализ б) марксизм в) позитивизм г) атомизм

9. В логическом позитивизме утверждается, что

а) философия не имеет предмета исследования, так как не является наукой о реальности

б) философия – культура ума, поэтому она гораздо важнее всех остальных наук и должна доминировать в духовной жизни

в) научное познание создает лишь схемы, упрощая богатейшую картину мира

г) мистическая интуиция, мгновенное «озарение» – главные средства познания мира

10. Какое из приведенных высказываний может принадлежать Ф. Ницше ?

а) «Человек – двуногое без перьев с плоскими ногтями»

б) «Человек – арена борьбы между сознанием и

бессознательным»

в) «Человек – не то, чем надо гордиться, а то, что следует

превзойти»

г) «Человеческие действия отличаются от действий животных тем, что они всегда ориентированы на некое «как должно быть»

11. Структура личности / по Фрейду/ :

а) «Я», «Ты», «Мы» б) «Оно», «Я», «Сверх-Я»

в) «Сверх-Оно», «Я», «Оно» г) «Он», «Она», «Они»

Современная западная философия

Экзистенциализм

Неопозитивизм, постпозитивизм

Герменевтика

Феноменология

Неофрейдизм

тесты :

1. Экзистенциализм

а) философское направление, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия

б) религиозная теория о конечных судьбах мира и человека

в) наука о предметах, постижимых чувственным путем

г) направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания

2. Учение об архетипах / формальных образцах поведения или символических образах/ разработал

а) З. Фрейд б) Э. Фромм в) К. Юнг г) К. Леви — Стросс

3. Представители неопозитивизма

а) А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм

б) С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю

в) М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

г) Г. Коген, Э. Кассирер, Г. Риккерт

4. Задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений – это точка зрения

а) неопозитивизма б) герменевтики в) персонализма г) томизма

5. Экзистенциализм получил свое название от термина «экзистенция», что означает

а) субстанция б) творчество в) небытие г) существование

6. Теория истолкования текстов

а) герменевтика б) прагматизм в) феноменология г) неофрейдизм

7. Кто из представителей неофрейдизма попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма ?

а) Э. Фромм б) К. Хорни в) А. Адлер г) К. Юнг

8. Феноменология – это

а) философское направление, полагающее, что источником научного знания является не структура сознания познающего субъекта, а структура науки

б) методологическое направление в ряде наук, выдвигающее на первый план анализ структуры исследуемого объекта

в) философское учение, в центре которого находится религиозно-этическая проблематика

г) философское направление, стремящееся достигнуть особой области философского знания об актах сознания и их содержании, наука о предметах, постижимых эмпирическим путем

9. Согласно экзистенциализму, задача философии –

а) синтезировать в гармоническую систему веру и разум, религию и науку

б) определить возможности достоверного знания

в) заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого существования

г) решить вопрос об отношении нашего познания к существующему миру

10. Какое из приведенных положений соответствует уу герменевтики ?

а) главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование

б) философия – способ истолкования определенной культурно — исторической ситуации и человеческого бытия вообще

в) задача человека в том, чтобы наилучшим способом устроиться в мире, а задача философии – помочь ему в этом

г) бытие людей / производство ими материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми/ определяет их сознание

11. Согласно экзистенциализму, человек

а) мера всех вещей – существования существующих и несуществования несуществующих

б) заброшен в мир против своей воли, находится перед лицом будущего, «прозревает», пережи «пограничные ситуации»

в) арена беспощадной борьбы между сознанием и бессознательным, стремлением к жизни и стремлением к смерти

г) аккумуляция иррациональной «Воли к власти»

12. Требование коренного преобразования философии, применения в ней методов современного естествознания и математики было предъявлено представителями

а) феноменологии б) неопозитивизма в) персонализма г) кантианства

отечественная философия Xi – xx веков

Основные черты

Главные периоды

ТЕсты :

1. В основе философского учения Вл. Соловьева лежит идея

а) всеединства б) эмпиризма в) биоцентризма

г) эгоцентризма

2. Представителями русского космизма были

а) А. Хомяков и И. Киреевский б) Вл. Соловьев и Н. Бердяев

в) митрополит Иларион и Вл. мономах г) Н. Федоров и

К. Циолковский

3. В каком варианте имена отечественных философов расположены в правильном хронологическом порядке ?

а) митрополит Иларион, М. Ломоносов, П. Чаадаев, Н. Бердяев

б) Н. Бердяев, М. Ломоносов, митрополит Иларион, П. Чаадаев

в) П. Чаадаев, митрополит Иларион, Н. Бердяев, М. Ломоносов

г) митрополит Иларион, П. Чаадаев, М. Ломоносов, Н. Бердяев

4. Философия «общего дела» Н. Федорова содержала призыв

а) к регуляции природы, «внесению» в нее воли и разума, обретению человеком бессмертия, воскресению всех ушедших предков

б) к обновлению России с приобщением ее к достижениям западноевропейской цивилизации

в) к покорности и непротивлению перед лицом таинственных сверхъестественных сил, действующих в земном мире

г) к критической оценке рационального научного познания и союзу с мистикой и оккультными науками

5. «Слово о законе и Благодати» – произведение

а) Владимира Соловьева б) Владимира Мономаха

в) Григория Сковороды г) митрополита Илариона

6. Основоположник русского марксизма

а) Н.Г. Чернышевский б) В.И. Ленин

в) Г.В. Плеханов г) П.Я. Чаадаев

7. Представители «славянофильского » направления в отечественной философии 40-х гг. XIX в.

а) в самобытности исторического прошлого России видели залог ее всечеловеческого призвания

б) считали, что Россия – страна, «забытая» Провидением, а ее история – урок другим народам «как не надо жить»

в) утверждали необходимость прохождения Россией тех же этапов развития, что прошла Западная Европа

г) занимались разработкой соотношения культур России и Азии и представляли будущее России в качестве центра особого мира Евразии

8. Наиболее характерной чертой отечественной философии является

а) системность, академический характер

б) преимущественное внимание к проблемам гносеологии

в) тесная связь с католической религией

г) обостренное внимание к проблемам этики, смысла человеческой жизни

9. Представители русской религиозной философии :

а) М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский

б) А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский

в) В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков

г) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин

10. «Поучение» Владимира Мономаха – пример

а) практической философии б) теоретической философии

в) подражания «отцам церкви» г) синтеза науки и религии

контрольные тесты (по всем темам) :

1. Укажите вариант, в котором в правильном хронологическом порядке перечислены исторические типы философии :

А. средневековая философия Б. Философия Нового времени

В. классическая немецкая г. античная философия

Д. философия Возрождения

варианты ответа : а) А Г Б В Д б) Г А Б Д В

в) Д В Г Б А г) Г А Д Б В

2. Антропоцентризм – наиболее характерная черта философии

а) средневековья б) Возрождения в) античности

г) французского материализма xyiii в.

3. Создатели утопических проектов переустройства общества на основе общественной собственности, равноправного и обязательного труда, демократического управления, жившие в эпоху Возрождения :

а) Т. Мор, Т. Кампанелла б) К. Маркс, Ф. Энгельс

в) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин г) Т. Гоббс, Дж. Локк

4. Пантеистическое понимание Бога было наиболее характерно для

а) натурфилософии Возрождения б) философии европейского средневековья в) психоаналитической философии г) постпозитивизма

5. Учение о «Воли к жизни » создал

а) Ф. Ницше б) А. Шопенгауэр в) Аврелий Августин

г) Н. Макиавелли

6. Математизация философии и механицизм наиболее ярко проявились в философии

а) античности б) Просвещения в) средневековья г) Нового

времени

7. Концепция, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты –

а) атеизм б) агностицизм в) атомизм г) томизм

8. В перевоплощение души после смерти человеческого тела верили

а) Платон, Будда, Пифагор б) Руссо, Вольтер, Дидро

в) Маркс, Энгельс, Ленин г) Демокрит, Левкипп, Эпикур

9. Античное учение о человеке как мере всех вещей разработали

а) суфии б) софисты в) натурфилософы г) апологеты

10. Диалектико — материалистический характер развития природы и общества раскрыт в

а) немецкой классической философии б) конфуцианстве

в) марксизме г) мусульманской философии средневекового

Востока

11. Создатель теории психоанализа

а) З. Фрейд б) Лао Цзы в) К. Циолковский г) Р. Декарт

12. М.В. Ломоносов понимал материю как состоящую из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы – корпускулы, поэтому его взгляды близки идеям

а) Платона и Аристотеля б) Сократа и софистов

в) Гераклита и Фалеса г) Демокрита и Эпикура

13. теоцентризм – основополагающий принцип философии

а) эпохи Ренессанса б) античности

в) средневековья г) древнего Китая

14. «Золотое правило» нравственности : «не делай другому того, чего не желаешь себе» проповедовал

а) Будда б) Сократ в) Конфуций г) Кант

15. Укажите вариант ответа, в котором в правильном хронологическом порядке указаны имена выдающихся философов :

а) Кант, Маркс, Фома Аквинский, Платон, Гегель

б) Гегель, Маркс, Платон, Фома Аквинский, Кант

в) Платон, Фома Аквинский, Кант, Гегель, Маркс

г) Платон, Фома Аквинский, Маркс, Кант, Гегель

16. Мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – лишь тени идей. Это утверждал

а) Сократ б) Гегель в) Декарт г) Платон

17. Отождествление знания и добродетели /нравственной мудрости/ характерно для философии

а) Ф. бэкона б) Авг. Блаженного в) Э. Фромма г) Сократа

18. Антропологическим материализмом называют учение, которое создал

а) авиценна б) Л. Фейербах в) Ф. Энгельс г) Г. галилей

19. Кому принадлежит утверждение, что существует множество субстанций — монад ?

а) Б. спинозе б) Г. Лейбницу в) Р. Декарту г) Эпикуру

20. В каких учениях главное внимание уделялось решению антропологических проблем ?

а) в позитивизме и герменевтике б) в философии Сократа, гуманизме эпохи Возрождения в) в реализме и номинализме средневековой философии г) в феноменологии и структурализме

21. Философия представляет собой

а) теоретический уровень мировоззрения

б) жизненно/практический уровень мировоззрения

в) одну из естественных наук

г) кодекс морального поведения человека

ОТВЕТЫ НА «КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ» :

  1. — Г 2. — Б 3. — А 4. — А 5. — Б 6. — Г

7. — В 8. — А 9. — Б 10. — В 11. — А 12. — Г

  1. — В 14. — В 15. — Г 16. — Г 17. — Г 18. — Б

19. — Б 20. — Б 21. — А

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ :

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

11 — 14 баллов – «удовлетворительно»

15 — 18 баллов – «хорошо»

19 — 20 баллов – «отлично»