В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном

Психологические знания в античности

Психологические знания имеют древнюю историю. Их накопление происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. Трудно установить точно, когда психологические знания начали применяться на практике. С древнейших времен знания о душе были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Практический опыт знания души человека, становился своеобразным источником психологических «услуг». Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существовали в обществе всегда.

Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (в Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме.Древние философы выражали понятием «душа» причину жизни, дыхания, познания. В китайских и индийских медицинских источниках содержался целый ряд интересных психологических наблюдений и выводов; в индийских философских школах можно было найти много глубоких психологических размышлений.

В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем.

Согласно учению Гераклита(530—470 гг. до н.э.), все вещи — суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа — психея. Она рождается из водного состояния и в него возвращается. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из влаги. Вновь возвращаясь во влажное состояние, она гибнет

Демокрит(460—370 гг. до н.э.) думал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Анаксагор(500—428 гг. до н.э.) считал мир, состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц. Их движение упорядочивается благодаря уму. Термин «ум» («нус») был одной из главных категорий древнегреческой философии, которая характеризовала упорядоченность и закономерность процессов природы и человеческого поведения.

С именем Гиппократа(ок. 460—377 гг. до н.э.) обычно связывают учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме четырех жидкостей («соков») — крови, слизи, желчи желтой и желчи черной. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — жидкость).

11 стр., 5434 слов

Психологическая мысль древнего Востока

... психологических знаний в рамках учения о душе до 16 века. Психологическая мысль древнего Востока. Учение о строении души и тела Понятие «Я» в учениях древнего ... не восстанавливается, то наступает смерть. Проникая в организм, атомы души рассеиваются по всему телу, но при этом скапливаются ... друг другу. Путь науки – изучать связи между организмом и душой человека, так как ощущения, чувства и ...

На этой основе выделялось четыре типа темперамента: холерический (с преобладанием желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи), сангвинический (с преобладанием крови).

Одним из самых замечательных мыслителей Древней Греции был Сократ(470—399 до н.э.).

Об этом философе, ставшем на многие века идеалом бескорыстия, честности и независимости мысли, знают только со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал, а только вел диалоги с учениками и гражданами, побуждая их к поиску истинных знаний. Смысл деятельности Сократа состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию предметов. Обсуждался широкий круг «житейских понятий» о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Он имел в виду анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Два великих древнегреческих мыслителя IV века до н.э. — Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

Древнегреческий философ Платон(428—348 гг. до н.э.) в своих трудах много внимания уделял изучению души. В них он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платоном понимался как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания. Основные идеи Платона о природе души и ее отношениях с телом изложены в его работе «Федон», которая в древности называлась «О душе». Платону приписывают учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... — в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его ... в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. Согласно этому учению мир представляется ... , в различных явлениях социальной практики. Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились ... считать степень приближенности к познанию изучаемого объекта - психического. В рамках науки о душе ...

Другим выдающимся мыслителем, внесшим большой вклад в развитие психологических знаний, был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель(384—322 гг. до н.э.), ученик Платона, но отвергший теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля — это способ организации живого тела. Душа считалась присущей всем живым организмам (в том числе растениям).

Аристотель предложил научное объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.

Психологические знания в VIII — XIX веках

В дальнейшем в течение многих веков психологические знания накапливались в рамках философских, естественных и социальных наук и в различных сферах практической деятельности.Понятия, использовавшиеся древними греками, часто перенимались, но порой приобретали новое содержание.

Развитие психологических идей в VIII — XII веках интенсивно происходило в арабской культуре.Среди ученых и философов того времени наибольшую известность имели Ибн-Сина (Авиценна), Ибн аль-Хайсам (Альгазен) и Ибн-Рошд (Аверроэс).

В их учениях наиболее полно отразились достижения арабоязычных мыслителей в различных областях знания, в том числе в познании организма человека и психических явлений.

Ибн-Сина(980—1037) разграничивал две несовпадающие точки зрения на душу: медицинскую (естественнонаучную) и философскую; им соответствовали две психологии. Он считал, что для врача позиция «искателя истины» (философа) необязательна. Как естествоиспытатель Ибн-Сина проводил опытные исследования психофизиологических функций.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое рассмотрение аргументов за и против.

... души. 1. Что есть душа? Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа ... дальнейшего понимания понятия «душа человека». Труды этих философов стали базисными для многих философов будущих поколений, так ... чертах, но не обрести конкретные точные знания основанные на систематизации наблюдений. Наиболее ...

Ибн аль-Хайсам (Альгазен)(965—1039) занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, в частности зрительных ощущений. Он преодолел несовершенство теорий зрения, доставшихся арабам от античных авторов. Им были изучены такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Изучением функций глаза занимались и другие уче­ные той эпохи. К достижениям средневековой психофизиологии относится открытие того, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка.

Другой арабский философ Ибн-Рошд(1126—1198) своими трудами оказал значительное влияние на философскую мысль Западной Европы. Он дал новую трактовку аристотелевского учения о высшей способности души — разуме («нусе»).

Индивидуальная душа, считал он, обладает некоторыми особенностями, коренящимися в чувственности и позволяющими ей воспринимать тот божественный разум («нус»), о котором писал Аристотель.

В Средние века считалось, что душа является божественной сущностью человека и поэтому исследовать ее научными методами нельзя. Церковь имела исключительное право на познание души. Религиозная философия и теология как учение о Боге стали основными источниками знаний о душе. Философское учение Фомы Аквинского (1225—1274) было признано католической церковью как единственно верное.С религиозной философией в значительной степени и связывались в то время знания о душе. Это положение сохранялось до XVII века.

В эпоху Возрождения вновь появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Однако работы итальянских авторов того периода не оказали значительного влияния на развитие

психологических знаний.

В XVII веке стремление к опытному изучению мира приобретает новый импульс благодаря работам английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626) и французского философа Рене Декарта (1596— 1650).Решающая роль в научном познании придается эксперименту. Для психологических знаний того времени характерно

следующее:

а) человеческое тело понималось как механическая система;

б) сознание — способность человека путем внутреннего наблюдения получать достоверное знание о собственных психических состояниях;

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит ...

в) страсти — присущие природе человека регуляторы поведения, направляющие его к тому, что для него полезно, и отвращающие от того, что вредно.

В XVII веке была четко поставлена психофизическая проблема о соотношении физического и психического. Наибольший вклад в развитие психологических знаний того периода внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк.

Французский философ Рене Декартпытался объяснить душев­ные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма на внешнее воздействие. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественнонаучного объяснения душевным явлениям человека. Поэтому его взгляды характеризовались двойственностью, получившей название дуализма, что заключалось в признании двух субстанций, не сводимых друг к другу и имеющих независимые свойства. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности, душа же обладает свойством мышления. Тело действует по законам механики. Мышление (главное свойство души) включает все, что происходит в сознании: интеллект, память, чувство. Так, «душа мыслит боль». Главное, однако, это собственно мышление, то есть интеллектуальная деятельность. Отсюда знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Наиболее важными для психологии работами были «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

Душа, по Декарту, оказалась равной сознанию, тому, что дано человеку в мышлении о своем внутреннем мире. В этой связи Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем в XVIII и XIX веках внутренний мир душевных явлений человека изучался чаще всего именно интроспективным методом.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц(1646—1716) ввел понятие бессознательной психики, считая, что нельзя отождествлять психику и сознание. Он разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой представленность какого-либо содержания, а под второй — его осознание, включающее внимание и активную работу памяти.

Голландский философ Бенедикт Спиноза(1632—1677) в отличие от Декарта был монистом, т.е. утверждал наличие единой субстанции. Такой субстанцией была для него природа. Все вещи, все процессы — это состояния субстанции, или ее модусы. Человек — это сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. Душа тесно связана с телом и без него не существует. У Спинозы наука о душе стала не только описательной, но и объяснительной системой знаний.

11 стр., 5288 слов

Психология человека

... душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие ассоциации - связи между психическими явлениями ... ввели термин «психология». С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с ...

Английский философ Томас Гоббс(1588—1679) считал, что поведение и психика человека подчинены законам механики, и объяснял различия в способностях людей естественнонаучным путем.

Другой английский философ Джон Локк(1632—1704) предстает основоположником эмпирической (опытной) психологии. Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и анализ объективных научных фактов. Эмпирические знания, то есть знания, полученные в опыте, должны быть основой психологии.

Однако опыт, согласно Локку, образуется из двух источников: ощущений и рефлексии. С помощью ощущений человек получает знания об объектах внешнего мира. С помощью рефлексии — о деятельности собственного ума. Термин «рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума». Таким образом, Локк является в некоторой степени основателем метода интроспекции. Он использовал ассоциацию для описания и объяснения человеческого разума, т.е. был сторонником ассоциативного метода в объяснении психических явлений. После него прочно укрепляется мнение, что главный закон психологии — это закон ассоциации (связи) идей.

Основным достижением психологического познания в XVII веке стало существенное развитие эмпирического и ассоциативного подхода.

Английский ученый и врач Дэвид Гартли(1705—1757), развивая идеи Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности. Опираясь на успехи физиологии и медицины, он соединил понятие о рефлексе и понятие об ассоциации. Начало психической деятельности связано с внешними воздействиями на нервную систему, которые передаются от органов чувств через мозг к мышцам. Эти воздействия запечатлеваются в виде ощущений и их следов — идей. Частое повторение смежных ощущений приводит к тому, что одно ощущение вызывает всю цепь следов, оставленных в нервной системе другими ощущениями (связанными с ним в прежнем опыте).

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

1.Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности. Психика – свойство живых, высокоорганизованных организмов, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. Психика, обеспечивая взаимодействие человека с окружающей миром, представляет собой отражение объективной реальности. Содержанием психики ...

Когда в эту цепь включается новый раздражитель — слово, то зарождаются воля и мышление. Слово начинает замещать и вызывать по ассоциации те действия, для возникновения которых прежде требовались прямые чувственные воздействия. Вся психическая жизнь объяснялась за­коном ассоциации, который считался для психики человека таким же универсальным, как закон всемирного тяготения.

В Германии наибольшую популярность приобрела психология способностей. Автором этой концепции был Христиан Вольф(1679—1754).

Вольфу принадлежат большие заслуги в разработке немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода его книг «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

В первой описывались факты, наблюдения за явлениями. Рациональная психология дедуктивно выводила явления из сущности и природы души. В качестве объяснительной основы использовалось понятие о способности. Считалось, что душе изначально присущи внутренние силы, такие как способность представления, выступающая в виде познания и желания. В своих работах Вольф описал различные классы психических явлений.

В XVIII веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого были представления о том, что психика располагается в сердце, печени или других частях тела).Психофизическая проблема (отношения психических явлений к природе в целом) превращается в психофизиологическую (отношение психических явлений к мозгу).

Вклад в развитие психологического знания в XVIII веке внесли также многие ученые Франции, России, США. Во Франции это были философ Кондильяк(1715—1780) и врач Ламетри(1709—1751), в России — такие просветители как Я.П. Козельский(1728—1793) и Н.И. Новиков(1744-1818), в США — врач Б. Раш (1745-1813)и Бьюкенен(1785—1829).

В XIX веке исследователи разных областей знания, прежде всего естествознания, описывали психологические факты. Накопление психологического знания стимулировалось в значительной степени физиологией. Одним из самых выдающихся физиологов XIX века был немецкий физиолог Иоганнес Мюллер(1801 — 1858).

Наряду с вопросами общей физиологии он изучал физиологию нервной системы и органов чувств. Энергию органов чувств он рассматривал как физическую энергию и доказал причинную зависимость ощущений от внешних раздражителей и свойств нервной системы.

Большой вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Э.Х. Вебер,который изучал чувствительность, больше всего в сфере осязания. Его работы показали возможность измерения в психологии. Развитие этих идей было осуществлено позже Т. Фехнером.

Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Герман Гельмгольц(1821 — 1894).

В его знаменитой книге «Физиологическая оптика» (1856—1866) представлены физика света, анатомия и физиология зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. В 1863 г. выходит еще одна большая работа Гельмгольца «Учение о слухо­вых ощущениях». В ней дана физическая характеристика звука, анатомия и физиология органа слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Так к 60-м годам XIX века благодаря работам Вебера и Гельмгольца были детально изучены и описаны три органа чувств: осязание, зрение и слух.

Австрийский анатом Франц Галль(1758-1829) предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности «размещены» в определенных участках мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам» развитие у человека различных способностей. Это побудило ряд экспериментальных исследований локализации психических функций в головном мозге, а соответствующая теория получила название «френология» (от греч. «френ» — ум).

Однако французский физиолог Пьер Флуранс(1794—1867), основатель экспериментальной физиологии мозга, показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Исследования Флуранса имели большое значение, так как вместо умозрительных размышлений был поставлен эксперимент.

В XIX веке в психологии по-прежнему доминировало учение об ассоциациях.Оно позволяло описывать и объяснять многие психические явления. Идеи ассоцианизма получили большую популярность в Англии и развивались, прежде всего, благодаря работам Джеймса Милля и его сына Джона Стюарта Милля.Английский историк и экономист Джеймс Милль(1773—1836) представлял сознание как своего рода психическую машину, рабо­та которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Человеческий опыт складывается, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сначала простые, затем все более сложные).

Сын Джеймса — Джон Стюарт Милль(1806—1873) был широко известен не только в Англии, но и в континентальной Европе, а также в России. Его труды по логике, этике и другим наукам пользовались большой популярностью. Главной задачей психологии он считал изучение законов возникновения и ассоциирования идей как элементов сознания. Этот постулат стал основой психологического знания на несколько десятилетий XIX века. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

Еще большее влияние на психологические знания XIX века имели разработки Милля в области методологии научного исследования, которые были изложены в его книге «Логика». Первое же ее издание (1843) принесло автору всеевропейскую славу. Эта работа расценивается как одно из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века. Он ставил вопрос о создании особой эмпирической «науки об уме», которая использовала бы наблюдение и эксперимент.

Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был всегда характерен для научно-педагогических трудов Нового времени. Выдающимися представителями педагогики, интересовавшимися психологией, были Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци. Значительный вклад в развитие психологических знаний в XIX веке внес немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт.Его основными психологическими сочинениями являются следующие: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824—1825), «Учебник психологии» (1816).

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего, на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.

Работы немецкого педагога и психолога Эрнста Меймана(1862— 1915) в области экспериментальной педагогики позволили накопить значительное количество знаний по психологии памяти и

учения.

Выдающийся английский ученый XIX века Александр Бэн(1818— 1903) также был сторонником ассоциативной психологии, в то же время считал необходимым сближение психологии с физиологией. Объяснение психических процессов он видел в деятельности мозга и органов чувств, уделяя особое внимание рефлексам, инстинктам, навыкам. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью мозга. Широкой популярностью пользовались два его главные труда — «Ощущения и интеллект» (1855) и «Эмоции

и воля» (1959).

Английский философ и психолог Герберт Спенсер(1820—1903) стремился сделать психологию объективной наукой. Психология, по его мнению, должна изучать не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации в поле сознания), но и связи сознания с внешним миром. Анализируя роль психики в эволюции человека, Спенсер утверждал, что психика является механизмом адаптации к среде, она возникает на определенном этапе эволю­ции, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно («Основы психологии», 1855).

Идеи Спенсера придали психологии биологическую направленность.

В середине XIX века в науках о живой природе взамен механической причинности утверждается биологическая. Важнейшие из этих причин были открыты англичанином Чарльзом Дарвином и французом Клодом Бернаром. Оба учения исходили из принципа активности организма, вместе с тем оба учения строго научно объясняли целесообразность жизненных реакций.

Ч. Дарвин(1809—1882) создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Публикация главного труда Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» открыла новую эпоху в развитии современной биологии. А поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки. Телесные процессы и функции рассматривались в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни. Возникла новая модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические).

Важное научное значение имела и книга Дарвина «Происхождение человека», в которой обосновывалось животное происхождение человека. Сходство выразительных движений, в которых проявляются эмоциональные состояния у человека и обезьян, доказывалось в его книге «Выражение эмоций у животных и человека».

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития.

Накопление психологического знания в XIX веке стимулировалось также медициной.В психиатрической практике все более обнаруживалась взаимосвязь между душевными явлениями и телесными процессами. Наблюдения врачей-психоневрологов за больными свидетельствовали о том, что имеется тесная связь между наруше­ниями работы мозга, тела человека и его душевными явлениями. Исследования вопросов гипнотизма, проводившиеся в двух психоневрологических клиниках во Франции (в Нанси и в Париже), были особенно существенны для развития психологических знаний. Клиникой в Нанси руководил А. Льебо,а затем И. Бернгейм.Они изучали психологические аспекты гипнотического состояния, которое вызывалось путем внушения и связывалось с деятельностью воображения. Ж. Шарко(1825—1893), возглавлявший Парижскую клинику, утверждал, что гипнозу подвержены только лица, предрасположенные к такому нервно-психическому заболеванию, как истерия.

Исследования и дискуссии психоневрологов были полезны не только для медицины, но и для психологии. Понятие о бессознательной психике формировалось на основе эмпирического изучения психической деятельности в медицинской практике.

Патопсихологические данные, рассматривавшиеся в работах Французских ученых Т. Рибо, П. Жане(преемника Шарко), А. Бине,стали основанием для изучения вопросов структуры личности, соотношения сознания и бессознательного, мотивов и убеждений, индивидуальных различий, роли биологического и социального в Детерминации поведения. — Особенно большая заслуга в использовании материалов патологии принадлежит Т. Рибо(1839—1916), основоположнику эмпирической психологии во Франции. Он называл патопсихологию естественным экспериментом самой природы. Многие его труды посвящены исследованию болезней памяти, личности, чувств и др.

Внимание Рибо к фактам патологии, их использование для изучения психической жизни получили свое развитие в работах Пьера Жане(1859—1947).

Основным методом психологии он считал клиническое наблюдение.

Прикладные исследования в области психиатрической практики проводились также в Германии. Э. Крепелин(1856—1926) стремился внести в психиатрию психологический эксперимент. Он применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе.

Интересны работы в области психологии и другого психиатра — Э. Блейлера(1857—1939).

Он особенно известен выделением особой формы мышления — аутистического мышления.

Медицинская практика стала базой для разработки 3. Фрейдомпсихологической концепции бессознательного.

Психологические знания XIX века развивались также в рамках гуманитарных и социальных наук.Изучение факторов формирования разных типов человеческой культуры стимулировалось интересом к области психического в филологии, этнографии, истории, социологии. Своеобразие культуры каждого народа объяснялось первичными психическими связями «духа народа», который выражается в языке, в мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникла специальная наука, объединяющая историко-филологические исследования с психологическими. Она получила название «психология народов». Выдающимися ее представителями были Штейнталь, Лазарус, Вундт, Спенсер, Потебня.

Источником социально-психологических знаний того времени стали работы французского социолога и криминалиста Габриеля Тарда, американского психолога и социолога Джеймса Болдуина, французского социолога Эмиля Дюркгейма, французского антрополога, археолога, социального психолога Гюстава Лебона, англо-американского психолога Вильяма Мак-Дугала.

Г. Тард(1843—1904) считал, что общественные отношения полностью психологизированы. Внушению и подражанию, по его мнению, принадлежит важнейшая роль в социальной детерминации поведения человека. В книге «Законы подражания» (1893) он доказывал, что основу различных форм социального взаимодействия составляет ассимиляция индивидом установок, верований, чувств других людей.

Дж. Болдуин(1861 — 1934) — пропагандист идей социальной психологии в США. Чтобы быть пригодным к общественной жизни, человек должен родиться со способностью к обучению, веду­щий метод всякого обучения — подражание. Благодаря подражанию происходит усвоение традиций, ценностей, обычаев, опыта.

Э. Дюркгейм(1858—1917) выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие «коллективных представлений», которые вырабатываются обществом и являются особыми фактами социальной жизни, которые определяющими видение мира отдельной личностью.

Г. Лебон(1841 — 1931) — один из первых исследователей массовидных психических явлений, общественного настроения, многообразных форм поведения толпы, массовой истерии, массовой паники, слухов, а также социально-психологических особенностей народов. В своей работе «Психология толпы» он доказывает, что в толпе утрачивается самостоятельность личности, снижается кри­тичность ума и способность суждения. В 1895 г. выпустил свою ос­новную работу — «Психология народов и масс».

У. Мак-Даугол(1871 — 1938) в своей работе «Введение в социальную психологию» (1908) использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека. Под инстинктами имелись в виду внутренние, прирожденные способности к целенаправленным действиям. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных сил. Концепция Мак-Даугола приобрела огромную популярность на Западе, в особенности в США. Ею руководствовались социологи, политики, экономисты.

Как видим, в течение многих веков психология как особая область научных исследований и практической деятельности не существовала, как не существовало и специалистов-психологов. Научно-психологические знания накапливались в философских, медицинских, педагогических трудах, а соответствующие знания. Добывались философами, врачами, педагогами, социологами. Психические явления не были предметом специального исследования, — а изучались в связи с другими научными и практическими проблемами.

До тех пор пока психология не начала систематически исследовать конкретные факты, она не могла считаться наукой.

Формирование психологии как отдельной науки

Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX века (особенно в 60—70-х годах).Разрабатывались программы построения психологической науки, обосновывались специфические методы психологического исследования, создавались лаборатории, институты, кафедры в высших учебных заведениях, начали выпускаться специальные психологические журналы, стали проводиться конгрессы по психологии, образовывались психологические общества и ассоциации. Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности.

Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер(1801—1887) заложил основы науки психофизики. Задача психофизики — изучение закономерных связей психических и физических явлений. Он обратил внимание на открытие физиолога Эрнста Вебера (1795— 1878), изучавшего зависимость ощущений от физических стимулов, и выразил ее в математической форме. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Фехнер стал автором одного из первых психофизических законов, получивших математическое описание.

Немецкий психолог Герман Эббингауз(1850—1909) экспериментально изучал процессы памяти и выявил, таким образом, количественные закономерности процессов запоминания и забывания.

Другой немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт(1832—1920) разрабатывал физиологическую психологию как особую науку. Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Данный подход в изучении психологии в дальнейшем получил название структурализма, поскольку исследовались простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта человека. Для изучения психических элементов применяли метод экспериментальной интроспекции, который состоял в том, что испытуемого просили описать, что он чувствует в той или иной ситуации (например, в условиях действия какого-либо раздражителя на органы чувств).

Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 г. первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Через два года лаборатория превратилась в Институт экспериментальной психологии, который очень быстро стал мировым центром научной психологии и подготовки кадров. Там начинали работать многие известные психологи из Германии (Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, Э. Мейман),из Англии (Э. Титченер)из Америки (Ст. Холл, Ф. Энджелл,Дж. Кэттел),из России (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге).

После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США. Так сложилась школа Вундта, начинающая историю психологии как самостоятельной науки.

В 1883 г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования» (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии).

В 1905 г. название журнала было изменено на более точное: «Психологические исследования».

Американский психолог Эдвард Титченер(1867—1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. В 1892 г. переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу.

В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций. Поэтому Титченера иногда называют «американским Вундтом». Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей считалось изучение структуры сознания, безотносительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он считал, что только изучив структуру сознания, можно впоследствии изучать, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики. Он считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой.

Наряду с лабораторным экспериментом в психологии стал использоваться естественный эксперимент. Методология естественного эксперимента разрабатывалась, в частности, отечественными российскими психологами Александром Федоровичем Лазурским(1874—1917) и Владимиром Михайловичем Бехтеревым(1857—1927).

Австрийский психолог и философ Франс Брентано(1838—1917) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и новой психологи Вундта. В своем главном труде «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано противопоставляет экспериментальному методу Вундта внутреннее восприятие психических феноменов. Метод, который он предлагал, был вариантом субъективного метода самонаблюдения. Предметом психологии для Брентано являются психические феномены как акты видения, слышания, суждения и т.п.

Экспериментальное развитие учение Брентано об актах получило у Карла Штумпфа(1848—1936), крупного немецкого психолога, основателя психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Центральным понятием психологии Штумпфа являлось понятие функции, которое соответствует понятию акта Брентано. Экспериментальные исследования он проводил на материале слухового восприятия, в частности музыки.

Учениками Штумпфа в разное время были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, ставшие впоследствии основателями гештальтпсихологии.

Американский психолог Уильям Джемс(1842—1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894— 1895).

В своих научных исследованиях Джемс занимался многими проблемами: изучением работы мозга, развития познавательных процессов и эмоций, проблемами личности. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Психологам, по его мнению, необходимо понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. В этой связи идеи Джемса и его сотрудников в подходе к изучению психологии стали называть функционализмом. Согласно их гипотезе, роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим с утра до вечера, со дня рождения и до смерти, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств.

Джемс многое сделал для развития психологии, независимой от медицины и философии. Его главный труд «Основы психологии» (в 2-х т., 1890), которым он оказал большое влияние на развитие психологии своим талантом в описании душевной жизни. Он считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (18291905)разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал план Сеченова построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате «Кому и как разрабатывать психологию» (1873).

Психологию Сеченов называл «родной сестрой физиологии». Он создал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. Согласно его теории психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.), акты сознания протекают по механизму физиологического рефлекса. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Известный психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев(1857—1927) получил образование в Петербургской медико-хирургической академии и после ее окончания определился в своих научных интересах. Занятия психиатрией, исследования душевной жизни человека стали главным делом его жизни. Стремясь сделать психологию естественной наукой, он формулирует основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт.

Объективная психология понималась им как психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергает сознание как предмет психологии и субъективные методы исследования психики. Бехтерев считал проблему личности одной из » важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как интегративное целое. Интересы его были разносторонни, но концентрировались вокруг одной цели — изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид — это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Русский физиолог Иван Петрович Павлов(1849—1936) — один из наиболее известных в мире русских ученых в области психологии, но он не был психологом. Он был выдающимся физиологом и получил в 1904 г. Нобелевскую премию за исследования пищеварительных процессов у собак. За многочисленных научные заслуги ему было присвоено учеными единственное звание «старейшины физиологов мира».

В то же время И.П. Павлов является создателем учения о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Ряд лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это).

В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

В научном сообществе учение Павлова было оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее прошли свыше 300 исследователей).

Австрийский психолог Зигмунд Фрейдбыл создателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль в поведении человека он отводил бессознательному ядру психической жизни. Его теория и метод исцеления были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень 1опулярны в психологии. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

В конце XIX века начали развиваться и отдельные отрасли психологии, такие как детская, педагогическая, дифференциальная, а также психотехника.Это также стало существенным фактором формирования психологии как самостоятельной науки. Основателем детской психологии считается английский эмбриолог и психолог В. Прейер.Он взялся за целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение детского развития. В его книге «Душа ребенка» (1882) давалось описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.

Развитие детской психологии в конце XIX — начале XX века было тесно связано с педологией— комплексной наукой о детях, созданной американским психологом Стенли Холлом(1844—1924).

Он организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал издавать журнал, посвященный проблемам детской психологии.

Развитие детской психологии в Англии было связано с именем Д. Селли(1843—1923).

Всвоих основных книгах «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894—1915) он описывал формирование психических процессов ребенка на основе механизма ассоциации.

Прикладному аспекту детской и педагогической психологии уделял много внимания и немецкий ученый Эрнст Мейман,о работах которого в области экспериментальной педагогики шла речь в предыдущем разделе. Его трехтомник «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в котором не только было собрано все накопленное к тому времени этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития ребенка (цит. по Ярошевский, 1997, с. 159).

Швейцарский психолог Эдуард Клапаред(1873—1940) был одним из основателей педагогического института им. Ж.Ж. Руссо в Женеве. Он полагал, что необходимо различать прикладную и теоретическую психологию. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную детскую психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания.

Большой вклад в разработку методов детской и педагогичес­кой психологии внес американский психолог Арнольд Гезелл(1881 — 1961).

Он создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре его научных интересов. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей).

Он также использовал новые методы исследования: лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в тече­ние определенного периода — чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных — однояйцовых близнецов).

Проблема индивидуальных различий людей всегда интересовала ученых, но только в конце XIX века психологические исследования этого направления стали формироваться в отдельную отрасль психологической науки.Несомненная заслуга в этом принадлежит английскому психологу и антропологу Фрэнсису Гальтону(1822—1911).

Он первым разработал на основе экспериментальных и математических методов учение об индивидуально-психологических различиях между людьми — дифференциальную психологию. Объяснял он эти различия преимущественно наследственными факторами. В 1869 г. вышла книга Гальтона «Наследственный гений».

Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод вычисления коэффициента корреляции между переменными.

Задачи отбора людей в целях достижения экономического эффекта в значительной степени стимулировали развитие дифференциальной психологии в конце XIX — начале XX века. Статистические приемы, предложенные Гальтоном, начали применяться для решения прикладных задач. Существенный вклад в становление психологии как самостоятельной науки внесло начавшееся использование тестов. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами (от англ. test — испытание).

Этот термин приобрел вскоре популярность как наиболее известное психологическое понятие. Широкое использование он получил после статьи Кеттела «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind» с послесловием Гальтона (цит. по Ярошевский, 1997, с. 145).

Американский психолог Джеймс Кеттел(1860—1944) предложил серию тестов, направленных на изучение сенсорных, моторных, интеллектуальных функций. Тесты интеллектуального развития были разработаны французскими психологами Альфредом Бине (1857-1911) и Теодором Симоном (1873—1961).

В начале XX века количество тестов, используемых в психологии, стремительно возрастало. Психологи увлеклись идеей измерения психических функций, что стало важным фактором становления психологии как самостоятельной эмпирической науки. Вместе с тем, это создавало предпосылки для формирования практической психологии.

На рубеже XX векаиндустриальный прогресс обратил интере­сы психологии к производственной, трудовой деятельности. Зародилось новое направление прикладной психологии — психотехника.Термин был введен немецким психологом Вильямом Штерном(1875—1938).

Под этим термином понималось использование психологии в экономике и промышленности. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале рабочих и возможностях его использования. Экономическая заинтересованность предпринимателей стимулировала развитие психотехники. Для ее построения использовались достижения экспериментальной и дифференциальной психологии. Психотехника применялась достаточно широко. Проводились исследования проблемы утомления, определялась оптимальная продолжительность рабочего времени, создавались методы анализа профессий и профессиональной пригодности. Большой вклад в разработку психотехники (индустриальной психологии) внес Гуго Мюнстерберг(1863—1916).

Он изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психологическим возможностям человека. Говоря о психологии как профессии, следует отметить, что первые психологи пришли в психологию из других наук. В. Вундт, например, начинал свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. 3. Фрейд первоначально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей практической работе. Альфред Адлер окончил медицинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря своему растущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психологии. Л.С. Выгодский получил филологическое образование и стал первоначально специалистом в области литературы и искусства. Аналогичной была судьба и многих других психологов XX века.