1. Общее понятие о педагогике как науке

Педагогика как наука, её категориальный аппарат. Единство педагогической науки и практики.

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней, и, по существу, неотделима от развития общества.

Действительно, всегда и во все времена старшее поколение передавало свой опыт и знания поколениям младшим. И этот процесс,- процесс воспитания и обучения,- многие века протекал как естественный для человеческого существования, и не являлся предметом специального изучения. Причём, каким было общество,- таким было и воспитание. Таким образом, воспитание, как особая общественная функция, возникшая с зарождением человеческого общества, является самым древним понятием в педагогической области. И, можно сказать,- вечным, так как продолжает оставаться обязательной общественной функцией человеческого общества на всех стадиях его развития независимо от социально-экономического строя. Воспитание носило и носит конкретно-исторический характер: каково общество – таково и воспитание. Отсюда возникали разные системы воспитания, которые строились в соответствии с целями общества и с целями подготовки детей в этом обществе. Эти же цели определяли отбор знаний, необходимых для обучения детей.

Сам термин ПЕДАГОГИКА возник в Древней Греции ( «пайс»-ребёнок, «гогос»-вести за собой).

Педагогами =детоводителями= там называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, гулять с ними.

И только впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей специально.

От этого слова и произошло название особой науки- ПЕДАГОГИКИ.

Истоки научной педагогики лежат в недрах философии. Действительно, анализируя формы общественного сознания, знания и мире и о месте человека в нём, — учёные – философы, богословы,- обобщали в том числе и опыт общественного воспитания, а моделируя общественное устройство,- строили и теоретические модели воспитания. Так, первые из них находим ещё в трудах Аристотеля и Платона до нашей эры.

И вплоть до начала 17 века педагогика продолжала оставаться частью философии.

Как особая наука ПЕДАГОГИКА впервые была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века.

Английский философ и естествоиспытатель — Фрэнсис Бэкон в 1623 году в трактате «О достоинстве и увеличении наук » в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику (хотя понимал её как «руководство чтением»).

8 стр., 3798 слов

Лекция № 6 Реформаторская педагогика конца XIX начала хх века

... «Социальная педагогика» (1890): - Воспитание и образование есть средства формирования взаимоотношений личности и общества на ... благоприятные для развития определенных функций, приобретения необходимых знаний, умений и способов поведения. Они соотносятся с ... педагогики. Деятельность отечественных педагогов-реформаторов. 1. Предпосылки и сущность реформаторской педагогики. К концу XIX века ...

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплён трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского.

Запомним это имя. Педагогика как наука началась с «Великой дидактики» Я.А.Коменского (основной труд, середина 17 века), которая на много веков вперёд определила основные подходы к построению образования детей.

На Руси школы открывались с давних времён. Сохранились сведения об открытии в 11 веке школы на 300 детей в Новгороде. Двенадцатым веком датируется оригинальный педагогический трактат «Поучения князя Владимира Мономаха детям». Знаменитый «Домострой» также можно считать своеобразным учебником о воспитании детей в семье.

Родоначальником Российской научной педагогики принято считать Константина Дмитриевича Ушинского (середина 19 века).

Педагогика – термин многозначный. В педагогической литературе он трактуется как наука :

1) о воспитании человека на всех его возрастных этапах в самом широком смысле (включая и образование, и обучение, и развитие),

2) о сущности, условиях, законах педагогического процесса,

3) о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, и направленных на развитие человека;

4) как наука о том, ЧТО? КАК? И ЗАЧЕМ? должно быть сформировано в растущем человеке, чтобы он был готов к современной ЕМУ жизни (как сегодня, так и в будущем), а также к выполнению своих основных обязанностей – гражданина, семьянина, работника;

5)как совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование, воспитание и обучение.

2. Признаки педагогики как науки, её объект и предмет исследования, а также – её функции, задачи, структура

Наука – это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает в себя: * деятельность по изучению действительности и получению новых, всё более достоверных знаний о ней, *результат этой деятельности, -то есть сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира, *отдельные отрасли научного знания.

Принято выделять следующие признаки науки (любой):

1)-она возникает из потребностей общества;

2)-имеет свой, отличающийся от других наук, предмет исследования;

3)-имеет свой категориальный аппарат;

4)-имеет свои методы исследования;

5)-имеет своё содержание,- то есть систему достоверных и обобщённых знаний об объективных законах развития изучаемых явлений.

Охарактеризуем по этим признакам педагогику как науку.

1.Потребность в специальном педагогическом знании появилась и развивалась вместе с зарождением и развитием человеческого общества. И вместе с ним прошла путь от естественного состояния ( в опыте, традициях, сказках, легендах), -до философского осмысления, — и от него- к выделению в самостоятельную отрасль научного знания (см. таблицу выше).

2.Объект и предмет исследования .

Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука.

5 стр., 2102 слов

Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической ...

... между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой ...

Объектом исследования педагогики как науки является педагогическая действительность во всех её проявлениях. Действительность, которая окружает человека, но не вся действительность, а лишь та, которая проявляется в педагогических явлениях и педагогических фактах.

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определённых педагогических целей и задач с помощью педагогических средств. При этом само явление и его результаты внешне наблюдаемы.

Педагогический факт— это единичный акт педагогического взаимодействия учителя и учащихся , описание конкретных действий учителя и ученика.

Поэтому объектом изучения педагогики иногда называют человека в аспекте педагогических явлений и педагогических фактов (Гребенюк О.С., Рожков М.И).

Объектом также определяют образование человека как способ приобщения его к жизни в обществе ( то есть в самом широком понимании), а также любые педагогические процессы, протекающие в педагогической сфере.

Предметом исследования педагогики как науки является исследование сущности развития и формирования человека, и – определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного процесса.

В работах Борытко В.М. предметом педагогики определяются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. А так как отношения (восприятие, переживание, реакция) проявляются в деятельности, то предметом исследования можно назвать общие закономерности педагогической деятельности.

Все эти определения только дополняют друг друга.

Но в любом случае,

Объект – это пед-ая действительность (процессы, системы, явления), а

Предмет – это аспект рассмотрения объекта, его часть или особый подход в его изучении. Это то, относительно чего должно быть получено новое знание. В одном объекте может быть выделено несколько предметов исследования.

3.Категориальный аппарат. Это система основных, фундаментальных понятий, используемых в данной науке. О.С.Гребенюк и М.И.Рожков выделяют 3 группы таких понятий:

1) –межпредметные категории, которые используются разными науками о человеке, но для педагогики они также являются объектом исследования, так как они отражают те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Это: индивидуальность и личность.

2)-собственно педагогические категории, определяющие и объект, и предмет исследования, то есть те процессы, на основе которых происходит изменение индивидуальности и личности растущего человека: обучение, образование, воспитание, развитие, формирование, социализация, самообразование, самовоспитание.

3)-категории, интегрирующие педагогические средства: педагогическая деятельность, взаимодействие, поддержка; педагогическая система, процесс, технология; педситуация и педзадача.

Педагогические категории в рамках одного исследования должны трактоваться однозначно, чтобы не возникало понятийной путаницы.

10 стр., 4615 слов

Компоненты целостного педагогического процесса

... целостного педагогического процесса; - изучить теоретические аспекты целостности педагогического процесса; - рассмотреть роль обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Методами исследования в ... человек. Вот поэтому они выступают как две стороны единого процесса образования. Цель курсовой работы - изучить понятие, систему целостного педагогического процесса, ...

1. Межпредметные категории, используемые в педагогике, и представляющие собой объект её исследования

Ещё Ушинский К.Д. подчёркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Поэтому – определимся в понимании основных категорий, относящихся к человеку.

Человек – в общем виде эта категория обозначает биологический тип.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Индивидуальность- есть совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других, от животного и социального мира. Именно индивидуальность даёт возможность человеку проявиться как свободному, независимому существу. В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивидуальность определяется основными её сферами :

Интеллектуальной сферой— это область психики, характеризующаяся видами и стилем мышления, качествами ума, мыслительными и познавательными процессами; познавательными умениями и пр.

Мотивационной сферой— представляющей определённую систему потребностей и связанных с ними мотивов и целей деятельности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни

Эмоциональной сферой— устойчивыми отношениями человека к явлениям действительности. Здесь – эмоции, чувства, самооценка, тревожность.

Волевой сферой— целеустремлённостью, самообладанием, выносливостью и пр.

Сферой саморегуляции— способностью человека управлять своим поведением и деятельностью через познание своего «Я», рефлексию и анализ своих отношений.

Предметно-практической сферой – сферой способностей, умений, поступков.

Экзистенциальной сферой— умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, осуществлять саморегуляцию своего существования.

Все эти сферы человеческой индивидуальности рассматриваются психологами.

Педагогика же призвана посмотреть на них как на цели педагогического процесса, определить задачи и пути их формирования. (Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности.)

Личность- это социальная сущность человека. То есть, это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, среди которых – дружеские, любовные, семейные, производственные, политические и так далее, которые в конечном счёте определяются общественными (социальными) отношениями.

Это член общества, с одной стороны, подвергающийся воздействию среды, а с другой,- сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

Личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственность, безразличие, доброжелательность, агрессивность, честность и т.п.).

Известно, что человеком рождаются, а индивидуальностью и личностью становятся.

Индивидуальность и личность – категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика.

Индивидуальные и личностные качества дополняют друг друга.

Поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать и развитие индивидуальности, и воспитание личности.

2. Собственно педагогические категории, характеризующие предмет педагогики, т.Е. Те процессы, под воздействием которых происходят изменения растущего человека

Обучение.- Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков; на формирование мировоззрения; на развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых; а также на закрепление навыков самообразования.

3 стр., 1110 слов

Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское ...

... сущностные характеристики основных направлений процесса формирования личности в обучении, воспитании, развитии. Использовать термин, обозначающий направление воспитания и развития, если его применение возможно. Заполнить ... в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная ...

Основу обучения, его содержание составляют знания, умения и навыки.

В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий и ученика, и учителя. То есть процесс обучения имеет двусторонний характер: обучающий – учит, обучаемый – учится. Учитель –целенаправленно создаёт условия для познавательной деятельности, регулирует этот процесс, контролирует результаты; а учащийся – усваивает новые для него опыт и знания, формирует умения и навыки в соответствии с собственными мотивированными целями.

Сообщая те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле,- весьма обстоятельно,- важнейшие мировоззренческие, социальные, нравственные и другие установки. Поэтому обучение всегда носит воспитывающий характер. Точно также в любом воспитании содержатся элементы обучения (знания, установки, иная информация).

То есть, обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем.

Обучение имеет социализирующий характер.

Так как позволяет усваивать не только знания, но и социальный опыт, культуру и пр., что в свою очередь является базой для социального становления растущего человека.

Воспитание. – Это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка; вхождению ребёнка в контекст современной культуры; становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Воспитание понимается также как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие индивидуальности и воспитание личности растущего человека.

Воспитание в педагогике употребляют также:

— в широком и узком социальном смысле, и-

— в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле :

-«Воспитание»- это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле :

«В»- есть направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, ценностей, ориентаций.

В широком педагогическом значении :

— «Воспитание»- это специально организованное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь УВП.

В узком педагогическом значении :

«В»- это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

4 стр., 1917 слов

Процесс развития личности и факторы, влияющие на него. Взаимовлияние ...

... Развитие личности как процесс Теперь нужно раскрыть понятие процесса развития личности. Для этого определим, что такое процесс и дадим определение развития. Процесс – это динамика, течение. Развитие – это реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Развитие личности как процесс ...

Образование. –Это процесс и результат овладения человеком системой научных знаний в той или иной области; системой познавательных умений и навыков, — и сформированность на этой основе мировоззрения, а также качеств личности, необходимых для проявления творчества в той или иной области.

Образование – есть результат обучения и самообразования.

Человек не может просто получить образование (не всякого, окончившего школу или ВУЗ, можно назвать образованным), НО: можно и должно становиться образованным.

Критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

Образованный человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Закон РФ «Об образовании» гласит: «Образование есть процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Древний афоризм: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Самообразование – целеустремлённая работа человека по * расширению и углублению своих знаний, *совершенствованию имеющихся навыков и умений, *расширению собственного кругозора, и *приобщению к культуре.

Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных, и, одновременно, — устранению или нейтрализации отрицательных качеств и привычек.

Развитие. Это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека с одной стороны, и – процесс становления его индивидуальности и личности – с другой,- под влиянием различных внешних и внутренних факторов.

Источником и внутренним содержанием развития является разрешение противоречий между старым и новым.

Различают:

-физическое (биологическое) развитие – развитие тела, укрепление здоровья и т.п.,

— психическое развитие – развитие основных сфер человека, то есть его индивидуальности,

— общее (социальное) развитие – развитие ведущих качеств личности.

Выделяют также два уровня развития (Выготский Л.С,) :

-«уровень актуального развития» — он отражает наличные особенности детей, сложившиеся на сегодняшний день; и

-«зону ближайшего развития», отражающую возможности развития ребёнка в условиях сотрудничества со взрослым.

Социализация. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Это также – усвоение и воспроизводство культурных и социальных норм;

— саморазвитие и самореализация человека в том обществе, в котором он живёт;

-это развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.

Формирование. Это процесс развития и становления личности под влиянием воспитания, обучения, социальной среды и наследственности ; это процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений ; а также любые другие изменения личности.

Если развивается лишь то , что уже заложено в человеке, что присуще ему как индивиду (память, мышление, самосознание и пр.),

То формируются черты и свойства, средой, социумом, общественной моралью, ситуацией развития, — и это формирование происходит в процессе воспитания и социализации (этическая позиция, патриотизм, коллективизм и пр.)

3. Категории, интегрирующие основные педагогические средства

Педагогическая деятельность. Это последовательность профессиональных действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания, а также на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития и саморазвития индивидуальности и формирования личности ребёнка.

Два аспекта рассмотрения ПД:

1)-внешний, и 2)-внутренний.

1) Внешние компоненты педдеятельности :

а) цель ПД;

б) средства достижения цели;

в) субъекты педдеятельности: учитель и уч-ся;

г) объект пед. воздействия (уч-ся), другие объекты (уч.процесс, содержание обучения)

д) результат ПД.

2)Внутренние компоненты ПД :

а) мотивационный (что движет работой учителя: долг, вынужденность, самовыражение, передача знаний, формир-ие интереса и пр.),

б) содержательный (знания, которые нужны для осуществления ПД: знание предмета, педагогики, психологии, методики),

в) операционный компонент (умения и навыки, необходимые для работы).

Кузьмина Н.В. выделяет пять взаимосвязанных компонентов ПД (их же иногда называют базовыми умениями педагога, а также функциями педагогической деятельности) :

1) гностический (познавательный, исслед-кий: анализировать, обобщать, ставить задачи и пр.),

2) проектировочный (формулировать систему целей и задач, планировать деят-ость уч-ся, планировать собственную деятельность),

3) конструктивный (предметно-содержательный: отбор материала, планирование деят-ти с учётом возраста и пр),

4) организаторский ( включение учащихся в различные виды деятельности, ор-ция кол-ва),

5) коммуникативный (взаимодействие, общение)

Основные виды (направления) ПД :

А) диагностико-проектировочная деят-ость;

Б) ценностно-ориентировочная деят-ость;

В) коммуникативная деятельность;

Г) организаторская деятельность;

Д) рефлексивно-аналитическая деят-ость.

Уровни ПД :

1) репродуктивный- по образцу, шаблону;

2) адаптивный- приспособление известных методик «под себя»;

3) творческий- нет в известном опыте.

Педагогическая поддержка – деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной (предупреждающей) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем; с налаживанием общения; с продвижением в обучении; с жизненным или профессиональным самоопределением.

При этом уч-ся сам обращается за помощью или не отвергает её, а педагог помогает ему самому найти вариант решения собственной проблемы, и сделать собственный выбор, взяв ответственность на себя .

Педагогическое взаимодействие. Это процесс совместной деятельности и общения педагогов и школьников, в целях развития личностей взаимодействующих сторон, а также – развития коллектива и его воспитательных возможностей.

Типы взаимодействия (разные классифик.) :

а) прямое – косвенное;

б) субъект-субъектное («на равных») и субъект-объектное («под руководством»);

в) целенаправленное – стихийное;

г) на основе содержания деятельности (учебное, трудовое и пр.);

д) управляемое – полууправляемое – неуправляемое;

е) личность-личность, коллектив-коллектив, личность-коллектив.

Рожков М.И. и Байбородова Л.В. выделяют следующие типы взаимодействия:

1)- сотрудничество (субъект-субъектное),

2)- диалог ( С-С)

3)- опека (С-О),

4)- подавление (С-О),

5)- соглашение (С-С),

6)- конфронтация (С-С), 7)- индифферентность (равнодушие)-(С-С).

Общение – одна из форм взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности.

Педагогическое общение- профессиональное общение педагога с коллегами, родителями и учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата в целях успешности УВП и развития личности ученика.

Функции общения: обмен информацией, организация деятельности, познание личности, установление межличностных отношений, формирование самооценки, сопереживание, развитие самоценности, обмен ролями.

Стили общения ( Кан-Калик В.А.):

-общение на основе увлечённости совместной деятельностью;

-общение на основе дружеского расположения;

-общение-дистанция;

-общение-устрашение;

-общение-заигрывание.

Стили (Лутошкин А.Н.):

-авторитарный («разящие стрелы»),

-демократический («возвращающийся бумеранг

-компромиссный («снующий челнок»),

-либеральный («плывущий плот»).

Этапы общения :

1 этап прогностический : моделирование педагогом предстоящего общения с классом.

2 этап начальный этап : «коммуникативная атака»- организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия.

3 этап управление общением в ходе взаимодействия.

4 этап анализ осуществлённой системы общения.

Педагогическая система.- совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических элементов, то есть – элементов, подчинённых целям воспитания и обучения, и характеризующих сущность педагогической действительности.

Педагогические системы создаются тогда, когда возникает потребность в подготовке определённой категории людей.

На макроуровне – это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы и пр.

На мезоуровне –деятельность конкретных образовательных учреждений, детских общественных организаций Ипр.

На микроуровне –уровень учебного предмета, конкретного педагога, коллектива.

Элементы (компоненты) педсистемы:

цели обучения и воспитания,

-информация (содержание образования, опыт воспитания , традиции),

-способы и средства достижения целей (в том числе- методы и формы),

учащиеся (ради которых создаётся система),

педагоги (которые владеют содержанием, средствами, методами и формами, необходимыми для достижения целей в данной системе, и создают данную систему).

Признаки педсистемы: целесообразность, структурность, системообразующий фактор, целостность, единство, функциональность и др.

Педагогический процесс.- это направленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования и воспитания в условиях конкретной педагогической системы.

Это система в действии (хотя сам процесс также можно представить как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель- образование человека).

Синоним – учебно-воспитательный (образовательный) процесс.

Упрощенная формула педагогического процесса : Цель — Средства — Результат.

Компоненты педпроцесса:

1)-диагностический (изучение исходного состояния),

2)-целевой (постановка целей и задач),

3)-содержательный (отбор содержания, методов, форм, необходимых для достижения целей),

4)-организационно-деятельностный (планирование и организация совместной деятельности),

5)-аналитико-результативный (анализ результатов и постановка новых задач).

В рамках конкретной педагогической системы проектируются и протекают пересекаясь, разные процессы : обучения, воспитания, развития, управления, самоуправления,- но все они решают общую цель данной педагогической системы.

Педагогическая технология.- совокупность педагогических методов, способов и приёмов, а также правил взаимодействия, гарантирующих достижение намеченных результатов (целей) в педагогическом процессе.

ПТ отвечает на вопрос: как действовать так, чтобы получить гарантированный результат.

Педагогическая технология понимается также как проектирование и осуществление на практике конкретного проекта обучения и (или) воспитания.

В основе любой ПТ лежит какая либо теория или концепция.

Основные признаки: целесообразность, гарантированность результата, алгоритмичность, воспроизводимость.

Единой классификации нет. Примеров –много.

Педагогическая ситуация.

1)-в широком смысле- совокупность условий и обстоятельств специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Часть, «клеточка» педпроцесса.

2)-в узком смысле – кратковременное взаимодействие учителя с учеником, группой, на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону. Это- фрагмент (акт) реальной педагогической действительности, требующий разрешения.

Каждая конкретная педситуация в момент осознаний её педагогом, становится для него педагогической задачей, которую необходимо решать «здесь и сейчас».

Педагогическая задача.

1)- в широком смысле- это часть цели. Возникает при членении общей цели на подцели. Бывают: а) стратегические, б)тактические (а,б,-связаны с предстоящей, планируемой деятельностью), и в)оперативные, г)ситуативные (в,г,-ставятся педагогом и решаются «здесь и сейчас).

2)-в узком смысле- это осмысление, осознание педагогом педситуации, и на этой основе определение для самого себя и всех других участников конкретных вариантов выхода из создавшейся ситуации.

4. Своё содержание, то есть систему знаний об объективных законах развития и функционирования педагогических процессов, явлений и всей педагогической действительности.

Научно- педагогические знания (содержание науки) фиксируются в педагогических концепциях, теориях, парадигмах.

Парадигма (греч.= пример,образец) – ведущая модель, идея, направление, в рамках которой выстраиваются ведущие научные теории и концепции. Парадигмы различаются, в основном, пониманием целей образования, что в свою очередь влияет на выбор педагогических средств, на характер взаимодействия педагогов и учащихся, ит.п.

Всё многообразие современных научно-педагогических идей фиксируются в трёх ведущих образовательных парадигмах:

1)-традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества (государства) и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п..), а обучение – на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул – реакция» (воздействовал – сформировал) приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку поведенческих реакций человека, количественных оценок результата педагогической деятельности.

2)-гуманистическая парадигма характеризуются тем, что образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учёта его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, признаётся существом самодостаточным.. Акцент делается на самом человеке (саморазвитие, самореализация и т.п.), без учёта его связей с окружающим миром и другими людьми. И хотя результаты исследований в рамках гуманистической парадигмы имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и воспитанников, однако чрезмерное увлечение этим подходом может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, когда человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение.

3)-гуманитарная парадигма в центр своего внимания ставит человека во всей его целостности, во всём многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность. Цели образовательных процессов хоть и берутся из вне-человека, но обязательно в сфере культурных ценностей, то есть, цель – развитие «человеческого качества», которое составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесении с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование какого либо явления.

Соотношение парадигмы и теории можно представить как соотношение общего и особенного. В рамках одной парадигмы возникают разные теории.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки каких либо явлений. В педагогической концепции выражаются взгляды конкретного исследователя на то или иное педагогическое явление, его исходные позиции, а также принципы анализа и проектирования педагогической деятельности.

Каждая концепция может быть отнесена к той или иной теории и парадигме. Так, в рамках гуманитарной парадигмы существует теория личностно ориентированного образования, которая в свою очередь представлена концепциями Бондаревской Е.В., Серикова В.В., Якиманской И.С. и др.

Педагогика имеет все признаки, характеризующие любую науку.

Педагогика является самостоятельной наукой, но наукой не точной, о гуманитарной;, и постоянно развивающейся.

Задачи педагогики как науки — *изучение и выявление законов и закономерностей, действующих объективно в изучаемой ею действительности; *описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет её исследования; *выработка рекомендаций педагогам-практикам.

Решение этих задач отражается в ведущих взаимосвязанных функциях педагогики как науки:

объяснительная функция: она состоит в том, что наука описывает и объясняет педагогические факты, явления, процессы, объясняет –по каким законам протекают эти процессы и какие в них проявляются закономерности. Результатом исследований являются открытые закономерности и сформулированные принципы, а также разработанные на их основе теории и концепции. Эта функция реализуется через фундаментальные теоретические исследования.

преобразовательная (прикладная, практическая) – состоит в том, что на основе фундаментальных знаний усовершенствуется педагогическая практика (как в физике: от открытия – к изобретению машины, так в педагогике: от теорий – к системам, методикам, технологиям).

Результатом исследований являются педагогические системы и технологии, то есть то, что позволяет получить на практике заданный результат.

прогностическая – заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности и в рекомендациях по дальнейшей целесообразной деятельности. Например, внедрение компьютеризации и программированного обучения приводит учёных к различным прогнозам, что школа будущего будет иной (дистанционное обучение,

профильное обучение и пр.).

-образовательная – реализуется в профессиональном обучении будущих педагогов.

Таким образом, педагогика как наука сочетает в себе теоретический и прикладной аспекты: не только описывает и объясняет многочисленные явления педагогической действительности, но и указывает на оптимальные способы её преобразования.

Структура . Педагогика как наука представляет собой сложную систему, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимопересекающихся научных отраслей (дисциплин), каждая из которых исследует определённый участок педагогической действительности :

Общая (фундаментальная) педагогика (общепедагогические дисциплины являются базовыми в структуре педагогики, так как их положения и выводы находят применение во всех остальных дисциплинах).

Это:

-история педагогики (образования и педагогической мысли),

-дидактика (теория обучения),

-теория воспитания,

-методология педагогики,

-сравнительная педагогика,

-теория управления образовательными системами (школоведение),

-педагогическая технология.

Методические дисциплины:

-методика воспитания,

-методика обучения,

-частные предметные методики.

Специальные дисциплины:

-тифлопедагогика ( со слепыми детьми),

-сурдопедагогика (с глухонемыми детьми)

-олигофренопедагогика,

Практико-ориентированные дисциплины:

-социальная педагогика (в том числе –семейная, досуговая),

-этнопедагогика,

-коррекционная,

-детских и молодёжных организаций и объединений,

-конфессиональная педагогика,

-отраслевая (военная, медицинская, инженерная и др.),

-исправительно-трудовая (пенитенциарная),

По возрастным особенностям:

-дошкольная педагогика,

-педагогика школы,

-педагогика высшей школы,

-андрагогика.

Структура педагогики постоянно расширяется.

5. Связь педагогической науки с педагогической практикой

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет её существенные характеристики, взаимосвязи, закономерности, которые придают практической педагогической деятельности законосообразный характер.

Педагогическая практика служит объектом научного изучения, источником научно-педагогических знаний, а также критерием истинности научных выводов.

Различия научной и практической педагогической деятельности:

Параметр

сравнения

Научно-педагогическая

деятельность

Практическая педагогическая

деятельность

Цель

Получить новое пед.знание

об образовании, о методах

воспитания и обучения, о

пед.процессе и пр.

Создать условия и передать опыт и знания, обеспечивающие форми-

рование личности уч-ся; стимули-

рование его саморазвитие.

Объект

Педагогический

(образовательный)

процесс

Ученик (воспитанник), который

является одновременно и объектом изучения, и субъектом собствен.

деятельности.

Средства

Методы научно-педагогич.

познания (теоретические и

эмпирические).

Методы, формы, технологии

обучения и воспитания.

Результат

Новые знания о том, как

надо организовывать пед.

процесс; авторская пед.

система, авт.методы и пр.

Обученный, воспитанный,

развитый ученик – субъект

собственной жизни и деят-ти

Основные способы влияния педагогической науки на педагогическую практику: прямой и косвенный.

Прямой – через прикладные исследования, отвечающие на вопрос «как?»- как наиболее эффективно организовать педагогический процесс.

Косвенный – через методологические исследования, совершенствующие исследовательскую деятельность самих учёных. Условно соотношение педагогической науки и практики можно изобразить так:

Педагогическая НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ

Теория ЗАКОНОМЕРНОСТИ

____________________________________________________________

Педагогическая КОНКРЕТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬН.

Практика ОПЫТ СТИЛЬ ПЕД-ГА

Связь педагогической науки и практики можно также циклически представить через основные уровни (типы) знаний:

1. Житейский уровень (он живёт в обществе).

2. Эмпирический уровень (есть в любой науке) –знание конкретных фактов, опыта практической педагогической деятельности, знания о связях между конкретными педагогическими явлениями, которые получены эмпирическим путём и зафиксированы. Они – результат наблюдений и других методов исследования педагогической действительности.

3. Теоретический уровень (есть в любой науке) –знания о закономерностях педагогического процесса, о сущности воспитания и обучения и пр.

Эмпирический и теоретический уровни представляют собой знания о сущем.

4. Конструктивный уровень – разработка принципов, правил и требований построения педагогических процессов и педагогической деятельности.

5. Нормативный уровень – разработка методической системы, а также конкретных педагогических проектов, готовых к внедрению.

Конструктивный и нормативный уровни представляют собой знания о должном.

Именно они внедряются в педагогическую действительность.

Таким образом, педагогическая наука соединяется с педагогической практикой через деятельность конкретных педагогов, а научная теория с практикой – через конкретные рекомендации, правила, проекты.

Наиболее эффективно это соединение осуществляется в рамках научно-педагогических комплексов, авторских школ, экспериментальных площадок.

Подлинное мастерство педагога невозможно без глубокого знания педагогической теории и умения применять её положения на практике.

«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория.»