Наглядные методы обучения и их влияние не развитие воображения младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 6

1.1 Ретроспективный анализ проблемы наглядных методов в истории педагогики 6

1.2 Содержание наглядных методов 13

1.3. Особенности воображения младшего школьника 26

Выводы по главе 1 37

ГЛАВА I. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 40

2.1. Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников 40

2.2. Развитие воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения 43

2.3. Оценка эффективности опытно-практической работы 50

Выводы по главе 2 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

РЕКОМЕНДАЦИИ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Я.А.Коменский, обосновавший «золотое правило дидактики», согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств, писал: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблю-дения и чувственной наглядности».

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими прин-ципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в ди-дактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесо-образного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать -через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

3 стр., 1078 слов

Развитие и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

... исследования: развитие воображения, и методы развития воображения. Объект ... В.В. Проблемы развивающего обучения, опыт теоретического и ... воображении; 2. описать его основных видах и процессах; 3. дать характеристику развития воображения ... наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения. ...

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к родной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, к словесно-логическому.

Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учи-теля не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, боль-ше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Стены классных комнат, каби-нетов школ увешаны разного рода таблицами, схемами, картами, карти-нами; шкафы кабинетов также заполнены главным образом наглядными пособиями. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: кодоскопы, диапроекторы, кино-проекторы, магнитофоны, телевизоры и другие приборы и аппараты.

В то же время учителя иногда слышат и прелое предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, мало быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это — острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». А советский психолог А. Н. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность во-обще бесполезна, иногда даже вредна для обучения.

У многих учителей нет ясности в понимании принципа наглядности в обучении. Тем более что в последнее время этот принцип подвергается серьезному пересмотру.

Чтобы разобраться в этом важнейшем принципе обучения, надо вы-яснить, что такое наглядность и каковы условия применения наглядных пособий в обучении.

Но, несмотря на большое число исследований, посвященных этой проблеме, проблема «наглядных методов обучения и их влияние на развитие воображения младших школьников» в современной психологической и педагогической литературе остаётся недостаточной.

В связи с этим мы выдвинули следующее.

Цели исследования:

• проведение математического КВН в сельской малокомплектной школе для учащихся с I по IV классов с использованием наглядных методов обучения.

Задачи исследования:

• изучение и анализ истории исследуемой проблемы, её практиче-ское состояния с учётом передового опыта;

• изучение и анализ научной, учебно — методической литературы и периодике по проблеме исследования;

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...

• проведение уроков с использованием наглядных методов обуче-ния.

• обобщение результатов исследования, обоснование выводов и педагогических рекомендаций.

Проблема исследования:

• влияют ли наглядные методы обучения на развитие воображения младших школьников.

Объект исследования:

• воображение младших школьников.

Предмет исследования:

• наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображе-ния младших школьников.

Гипотеза: Наглядные методы обучения являются средством развития воображения младших школьников при условии достаточного использования наглядных пособий на уроках.

Методы исследования:

теоретические методы: теоретический анализ; конкретизация; анало-гия; сравнение; обобщение.

эмпирические методы: тестирование, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.

3. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю // РЯШ- 1991- N2- С.35-41.

4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Просвещение, 1982. (Перцептивные процессы: 114—150.)

5. Венгер Л.А. Психология. — М.: Просвещение, 1988.

6. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 1999.

7. Выготский Л.С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. –1008 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В.6 — М., 1983.-Т.1.

9. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.

11. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001. – 694 с.

12. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

13. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Академия, 2001.

14. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — М.: Просвещение, 1986.

15. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. — М.:Просвещение, 1987.

16. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения., ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с. 41-44.

17. Матюшкин A.M. Психологическая структура познавательной активности., ж. Вопросы психологии»., 1986, №4, с .5-16.

18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

19. Организация познавательной деятельности учащихся. Ред. В.Д Семенов. – Свердловск, 1985.

20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608с.

21. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.

22. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск»., 2001, с. 160-162.

23. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 2001.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... методов научно-педагогического исследования принято выделять три группы: теоретические, эмпирические, методы математической и статистической обработки материалов. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Теоретические методы исследования ... развитие факторов. Перейдём непосредственно к теоретическим методам. К методам теоретического исследования относят анализ и синтез, индукция и дедукция, ...

24. Платонов К.К. Место активности в общей структуре личности и ее особенности. – Курск,1968.

25. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.

26. Российская педагогическая энциклопедия. Т1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 502 с.

27. Сластенин В.И. и др. Педагогика. — М.: Академия, 2002. — 576 с.

28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.

29. Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Лазутовой. — М.: Сентябрь, 2000.

30. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

31. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.

32. Харламов И.Ф. Педагогика. — М, 1997.

33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1988.