Процесс развития личности и факторы, влияющие на него. Взаимовлияние внутренних и внешних, стихийных и управляемых факторов

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт математики и компьютерных наук

Кафедра алгебры и математической логики

Процесс развития личности и факторы, влияющие на него. Взаимовлияние внутренних и внешних, стихийных и управляемых факторов

(Семестровая контрольная за 1 курс)

Работу выполнила

Кукарских Ксения Андреевна

1 курс, гр. 25 ПОМО 132

Научный руководитель

Болтунова Любовь Михайловна

Тюмень, 2013

Содержание

Введение 2

1.Процесс развития личности 3

1.1Понятие личности 4

1.2.Развитие личности как процесс 5

2.Факторы, влияющие на развитие личности 6

2.1.Внутренние факторы 6

2.2.Внешние факторы 7

2.3.Управляемые факторы 8

2.4.Стихийные факторы 9

3.Взаимовлияние факторов 10

3.1.Взаимовлияние внутренних и внешних факторов 10

3.2.Взаимовлияние стихийных и управляемых факторов 10

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

 Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен. Но при этом очень интересный и мало изученный. Рассматривается он приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация – разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности». Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

6 стр., 2654 слов

Воспитание как фактор развития личности

... своего собственного формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических ...

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей – это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

  1. Процесс развития личности
  1. Понятие личности

Прежде всего, чтобы раскрыть понятие процесса развития личности нужно сначала понять, что такое личность.

Итак, в психологии личностью называют человека – носителя сознания. Другое определение говорит о том, что личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Но что же включают в себя эти определения понятия личности?

В понятие индивида входят общие качества человека, как биологического вида, а понятие личности тесно связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В ней существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. За это отвечают уровень развития творческих возможностей человека, его способности, знания и умения, его эмоционально-волевые и интеллектуальные качества.

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, ищет возможности актуализации своих способностей.

  1. Развитие личности как процесс

Теперь нужно раскрыть понятие процесса развития личности. Для этого определим, что такое процесс и дадим определение развития.

Процесс – это динамика, течение. Развитие – это реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Развитие личности как процесс – это описание происходящей динамики, его этапов и механизмов. Процесс развития личности многолик и сложен: развитие может происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого, может быть следствием учебы или тренировки, может быть результатом разрешения внутренних противоречий, или результатом формирования. Но в нем есть свои закономерности.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... немало доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга -- это ... выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, ...

Например, развитие происходит в единстве биологического и социального в человеке. Так же оно происходит посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.) и в ходе деятельности. Важно то, что развитие проходит не равномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейного движения от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход кругов количественных изменений в качественные, преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

  1. Факторы, влияющие на развитие личности
    1. Внутренние факторы

К внутренним факторам, влияющим на развитие личности, относятся: наследственность, собственная активность личности, реализуемая в деятельности.

Рождаясь, человек наследует от своих родителей, предыдущих поколений общие особенности человеческого рода и индивидуальные качества.

Наследственность – восстановление у потомков биологического сходства с родителями.

Человек как часть живой природы наследует, прежде всего, задатки типа нервной системы, на базе которых формируются тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Как свидетельствуют данные физиологии и психологии, врожденными у человека есть не готовые способности, а только потенциальные возможности для их развития, склонности к определенной деятельности, то есть задатки (Задатки — врожденные анатомо-физиологические качества индивида, естественная предпосылка его развития).

Чем сильнее обнаруживаются специальные задатки, тем лучших результатов может добиться человек в их развитии.

Для того чтобы развивать свои способности и специальные задатки нужно активно участвовать в какой-либо деятельности.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его ... большого числа трудящихся. 1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к ...

Активность – это важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

Активность подразделяется по трем параметрам: 1) скоростной; 2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе); 3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения).

В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую.

Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

  1. Внешние факторы

Внешними факторами, влияющими на развитие личности, являются природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, а также общение.

Природная и социальная среда являются также стихийными факторами, поэтому о них позже, как и о воспитании, которое относится к управляемым факторам развития личности. Итак, остается коллективная деятельность и общение.

Коллективная деятельность – это процесс какой-либо деятельности, который осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива воспитанников и воспитателей. В процессе коллективной деятельности происходит как самообучение, так и взаимообучение учащихся.

В коллективной деятельности происходит общение.Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения, и характер отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

  1. Управляемые факторы

Из всех факторов управляемыми являются воспитание и самовоспитание.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Но его часто отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация – процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

  1. Стихийные факторы

Стихийными факторами развития личности считают влияние природной среды и общества.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К социальной среде относятся характеристики, такие как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и многие другие.

Для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались. Способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

  1. Взаимовлияние факторов
    1. Взаимовлияние внутренних и внешних факторов

Внутренние факторы – это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности.

Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.

В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.

2 стр., 994 слов

Заключение об уровне психического развития ребенка первого полугодия жизни

... предметов). Подпись Заключение об уровне психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка_______Возраст__________Дата обследования___________ Развитие общения Инициативность (высокая, средняя, слабая, ... Подпись Образец составления заключения по данным диагностики психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка: Женя С. Возраст: 9,01. ...

  1. Взаимовлияние стихийных и управляемых факторов

Стихийные факторы развития личности – это общение, природная и социальная среда. Управляемые – это воспитание и самовоспитание.

Среда человека издавна является объектом научного исследования. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний. Путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (И. С. Кон) является одним из направлений косвенных воспитательных влияний. При таком подходе становление ценностных ориентаций происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого ребенка в специально педагогически организованной среде.

Путь через влияния среды с позиции социального воспитания — это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка. Большое значение для понимания сути того, что называется опосредованным управлением, имеет структурно-функциональный подход, позволяющий представить опосредованное управление в виде «подбора» надлежащих параметров среды или «приготовления» нужной среды, в которой система ведет себя необходимым образом.

Зная это, мы можем сказать, что воспитание не может обходиться без общения, а значит и без социальной среды. Таким образом, взаимовлияние стихийных и управляемых факторов очевидно.

Заключение

В педагогике и психологии выделили три основных направления сущности личности: биологическое,  социологическое и биосоциальное.

Биологическое направление говорит нам о том, что человек это природное существо и все его действия обоснованы инстинктами и биологическими потребностями. Социальное направление не отрицает биологическую сторону человека, но считает, что в процессе своей жизни человек социализируется за счет социальных групп с которыми он общается. Биосоциальное направление предполагает,  что  психические  процессы (ощущение,  восприятие,  мышление и др.) имеют биологическую природу,  а направленность,  интересы,  способности личности  формируются как явления социальные. Но разделение личности на такие направления ни как не может объяснить развитие личности и, тем более, поведение.

Поэтому в современной педагогике личность рассматривается как единое целое, и все направления связаны между собой. И, следовательно, возникает ряд противоречий, который обусловлен факторами развития личности.

Список литературы

  1. Н. М. Борытко Категория среды в воспитании: //borytko.nm.ru/papers/sreda.htm
  2. Педагогика – Зайченко И. В.://uchebnikionline.ru/pedagogika/ pedagogika_-_zaychenko_ib/pedagogika_-_zaychenko_ib.htm
  3. «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского.»Просвещение», Москва, 1983 г.
  4. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.