Общая психология 19

  1. Психология как наука. Место психологии в системе других наук.
  2. Исторические этапы развития представлений о предмете психологии.
  3. Понятие психики. Определение психики и теория отражения.
  4. Структура психических явлений, изучаемых психологией.
  5. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
  6. Условия возникновения, структура и характеристики сознания.
  7. Осознаваемые и неосознаваемые явления психики. Понятие психологической защиты.
  8. Психофизиологическая проблема в психологии.
  9. Деятельностный подход в психологии. Деятельность, её структура, механизмы регуляции.
  10. Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.
  11. Ощущение и восприятие как психические процессы (феноменология, классификация, свойства).
  12. Закономерности ощущений (пороги ощущений, адаптация, последовательные образы и др.).
  13. Отечественные и зарубежные концепции восприятия. Сложные формы восприятия (восприятие времени, пространства, движения и др.).
  14. Представления. Основные характеристики, свойства, функции.
  15. Основные характеристики внимания (виды, свойства, функции).

    Физиологические основы внимания.

  16. Теории внимания. Когнитивные модели внимания.
  17. Память: феноменология, функции, виды. Мнемические процессы.
  18. Когнитивные модели памяти. Лексический, семантический и образный коды переработки информации.
  19. Механизмы долговременной и кратковременной памяти. Структура долговременной памяти.
  20. Мышление и его характеристика. Виды, формы и способы мышления. Теории мышления.
  21. Мышление как деятельность. Структура мыслительной деятельности.
  22. Мышление и воображение. Творческое воображение. Креативность и её развитие.
  23. Язык и речевая деятельность. Виды речи. Порождение и понимание речи. Развитие речи в онтогенезе.
  24. Воля и волевые процессы. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества и их развитие.
  25. Эмоциональные явления: классификация, функции, формы проявления. Теории эмоций.
  26. Теории мотивации в зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, школа К. Левина, когнитивная психология и др.).
  27. Сущность и структура мотива, стадии его формирования. Потребности и мотивы.
  28. Мотивация и личность.

    Направленность личности.

  29. Мотивация и деятельность.
  30. Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психического отражения">функции психических состояний.
  31. Динамика психических состояний, методы измерения и диагностики. Классификация.
  32. Функциональные структуры психических состояний. Взаимосвязь психических состояний с психическими процессами и свойствами.
  33. Характеристика неравновесных психических состояний, их функции и динамика. Роль ситуации в возникновении неравновесного состояния.
  34. Семантические пространства психических состояний. Динамика, феноменология и возрастные особенности семантических пространств психических состояний.
  35. Смысловая детерминация и регуляция психических состояний.
  36. Концепции саморегуляции психических состояний. Управление состоянием.
  37. Психология стресса, посттравматические состояния, тревога и страх. Профилактика и регуляция.
  38. Психология утомления. Эмоциональное выгорание. Диагностика, способы и приёмы профилактики и психокоррекции утомления и эмоционального выгорания.
  39. Темперамент. Теории темперамента. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Влияние темперамента на деятельность.
  40. Характер. Биологические и социальные основы характера. Структура характера. Свойства характера.
  41. Способности. Исторический обзор проблемы. Общие способности (интеллект, обучаемость, креативность).

    14 стр., 6957 слов

    Исследование подверженности индивида психическим состояниям других людей

    ... классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру ... Различные авторы дают разные определения понятия 'психическое состояние'. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах ...

    Евгеника и её критика.

  42. Общепсихологический и дифференцированный подходы к способностям. Общая и специальная одаренность. Гениальность.
  43. Личностно-деятельностная и функционально-генетическая концепции способностей.
  44. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Высшие психические функции: строение, свойства, генезис. Понятия интериоризации и экстериоризации.
  45. Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, поведения и др.
  46. Методология и методы научного исследования в психологии. Абстрактно-аналитическая и целостная стратегии в работе психолога.
  47. Феноменологический, структурный, системный, генетический, комплексный подходы в психологии.

Психология личности

  1. Системно-структурный подход в психологии личности.
  2. Основные теоретические подходы к генезису личности в психологии.
  3. Понимание структуры личности в зарубежной и отечественной психологии.
  4. Субъектный подход к личности в психологии.
  5. Проблема самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
  6. Теоретические представления о процессах саморегуляции, самодетерминации, самоуправления и саморазвития личности.
  7. Исследование проблем психологии личности и субъекта в Казанской психологической школе.

Психология развития и возрастная психология

  1. Основные подходы к проблеме движущих сил, механизмов и периодизации психического развития в зарубежных концепциях психологии.
  2. Представление о механизмах, движущих силах и периодизации психического развития в культурно-исторической парадигме (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
  3. Общая характеристика психического развития в детстве. Психологические новообразования основных периодов детства (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст).

    2 стр., 801 слов

    Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

    Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

    Нормативные кризисы детского возраста, их значение для психического развития.

  4. Общая характеристика психического развития в периоды перехода от детства к взрослости. Проблема становления и самоопределения личности в подростковом возрасте и юности.
  5. Общая характеристика психического развития в периоды взрослости. Проблема периодизации развития и нормативных кризисов взрослого возраста. Основные акмеологические модели развития личности взрослого человека.
  6. Представление о нормативных кризисах психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Специфика нормативных кризисов детства и взрослости.

Клиническая психология

  1. Представление о норме и патологии, психическом здоровье и болезни в психологии. Современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения.
  2. Личность и болезнь (внутренняя картина болезни).

    3 стр., 1250 слов

    Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод психологии. Признаки истинного эксперимента

    ... методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию ... исследовательские методы: ◦ анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека ◦ биографический и близнецовый метод ◦ социометрический метод ◦ ... отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований ( ...

    Отношение к болезни, типы психического реагирования на соматическое заболевание и терапию. Психологические особенности больных с различными соматическими и психосоматическими заболеваниями.

  3. Патопсихологические синдромы при различных психических заболеваниях. Патопсихологические особенности больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией.
  4. Невротические расстройства, их клинические проявления, диагностика и дифференциальная диагностика. Основные психологические концепции неврозогенеза (З.Фрейд, К.Хорни, А.Адлер, К.Платонов, В.Мясищев, Б.Карвасарский).
  5. Принципы и методы построения патопсихологического исследования, патопсихологический эксперимент. Способы оценки функционирования различных сфер психической деятельности (память, внимание, ощущения, восприятия, интеллекта, мышления, эмоций, воли, сознания и самосознания, изменений характера, самооценки и поведения больных).
  6. Основы психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции. Классификация методов психотерапии и психокоррекции. Симптомо-, личностно- и социоцентрированные методы. Психогигиенические и психопрофилактические методы.

Экспериментальная психология и Психодиагностика

  1. Представление об измерении в психологии. Основные виды измерительных шкал.
  2. Тестирование как метод психологической диагностики. Основные требования к тесту как инструменту измерения (репрезентативность тестовых норм, надежность и валидность теста).
  3. Основные виды тестовых процедур и классификация тестов.
  4. Научное исследование, его принципы и структура.
  5. Эмпирические методы в психологии.
  6. Организация и проведение экспериментального исследования в психологии. Особенности психологического эксперимента. Факт и артефакт в психологическом исследовании.
  7. Планирование эксперимента. Основные экспериментальные планы. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

Психология труда

  1. Предмет, цели, условия труда, средства труда и их основные разновидности.
  2. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе деятельности.
  3. Профессиография как средство психологического изучения профессии. Профессиограмма и ее структура.
  4. Классификация профессий, психологические признаки ее построения.
  5. Профессиональная этика и деонтология. Профессиональная деформация личности.

Педагогическая психология

  1. Представление об учебной деятельности и анализ ее структуры в отечественной психологии. Учебная деятельность в системе других видов деятельности.
  2. Вопросы мотивации учебной деятельности в трудах зарубежных и отечественных психологов.
  3. Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
  4. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Типичные трудности вхождения учащихся начальных классов в школьную жизнь.
  5. Педагогическое общение и его индивидуальные стили.

Социальная психология

  1. Социальная психология в системе научного знания. История развития представлений о предмете социальной психологии.
  2. Общественные и межличностные отношения. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Формальное и неформальное общение.
  3. Понятие конфликта и подходы к его изучению. Структура, функции и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
  4. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Стихийные группы и методы воздействия в них. Психология общественных движений, социальных классов, этнических групп.
  5. Изучение малой группы в социальной психологии. Динамические процессы в малых группах.
  6. Социальная психология личности. Личность в группе.

Организационная психология и психология управления

  1. Основные направления деятельности психолога в организации. Понятие организационного консультирования.
  2. Понятие организационной культуры, подходы к её изучению и формированию.
  3. Психология субъекта управленческой деятельности.
  4. Психологическое содержание и структура управленческой деятельности.

3 стр., 1367 слов

Основные методы лечения ДЦП

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП Лечение церебральных параличей должно быть ранним, комплексным и непрерывным. Комплексная реабилитациядетей с ДЦП включает в себя физическую реабилитацию, медикаментозную терапию, педагогическую реабилитацию, психологическую реабилитацию и социально-бытовую реабилитацию. Эта система представляет собой комплекс ранних последовательных мероприятий с участием неврологов, ...

6