Общая психология 19

  1. Психология как наука. Место психологии в системе других наук.
  2. Исторические этапы развития представлений о предмете психологии.
  3. Понятие психики. Определение психики и теория отражения.
  4. Структура психических явлений, изучаемых психологией.
  5. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
  6. Условия возникновения, структура и характеристики сознания.
  7. Осознаваемые и неосознаваемые явления психики. Понятие психологической защиты.
  8. Психофизиологическая проблема в психологии.
  9. Деятельностный подход в психологии. Деятельность, её структура, механизмы регуляции.
  10. Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.
  11. Ощущение и восприятие как психические процессы (феноменология, классификация, свойства).
  12. Закономерности ощущений (пороги ощущений, адаптация, последовательные образы и др.).
  13. Отечественные и зарубежные концепции восприятия. Сложные формы восприятия (восприятие времени, пространства, движения и др.).
  14. Представления. Основные характеристики, свойства, функции.
  15. Основные характеристики внимания (виды, свойства, функции).

    Физиологические основы внимания.

  16. Теории внимания. Когнитивные модели внимания.
  17. Память: феноменология, функции, виды. Мнемические процессы.
  18. Когнитивные модели памяти. Лексический, семантический и образный коды переработки информации.
  19. Механизмы долговременной и кратковременной памяти. Структура долговременной памяти.
  20. Мышление и его характеристика. Виды, формы и способы мышления. Теории мышления.
  21. Мышление как деятельность. Структура мыслительной деятельности.
  22. Мышление и воображение. Творческое воображение. Креативность и её развитие.
  23. Язык и речевая деятельность. Виды речи. Порождение и понимание речи. Развитие речи в онтогенезе.
  24. Воля и волевые процессы. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества и их развитие.
  25. Эмоциональные явления: классификация, функции, формы проявления. Теории эмоций.
  26. Теории мотивации в зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, школа К. Левина, когнитивная психология и др.).
  27. Сущность и структура мотива, стадии его формирования. Потребности и мотивы.
  28. Мотивация и личность.

    Направленность личности.

  29. Мотивация и деятельность.
  30. Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психических состояний.
  31. Динамика психических состояний, методы измерения и диагностики. Классификация.
  32. Функциональные структуры психических состояний. Взаимосвязь психических состояний с психическими процессами и свойствами.
  33. Характеристика неравновесных психических состояний, их функции и динамика. Роль ситуации в возникновении неравновесного состояния.
  34. Семантические пространства психических состояний. Динамика, феноменология и возрастные особенности семантических пространств психических состояний.
  35. Смысловая детерминация и регуляция психических состояний.
  36. Концепции саморегуляции психических состояний. Управление состоянием.
  37. Психология стресса, посттравматические состояния, тревога и страх. Профилактика и регуляция.
  38. Психология утомления. Эмоциональное выгорание. Диагностика, способы и приёмы профилактики и психокоррекции утомления и эмоционального выгорания.
  39. Темперамент. Теории темперамента. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Влияние темперамента на деятельность.
  40. Характер. Биологические и социальные основы характера. Структура характера. Свойства характера.
  41. Способности. Исторический обзор проблемы. Общие способности (интеллект, обучаемость, креативность).

    19 стр., 9249 слов

    Психическое состояние детей дошкольного возраста

    ... психологии. Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, ... и разобраться, в первую очередь, в понятии «психическое состояние». Изучение психических состояний как особой категории психических явлений, начатое в нашей стране в 50 ...

    Евгеника и её критика.

  42. Общепсихологический и дифференцированный подходы к способностям. Общая и специальная одаренность. Гениальность.
  43. Личностно-деятельностная и функционально-генетическая концепции способностей.
  44. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Высшие психические функции: строение, свойства, генезис. Понятия интериоризации и экстериоризации.
  45. Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, поведения и др.
  46. Методология и методы научного исследования в психологии. Абстрактно-аналитическая и целостная стратегии в работе психолога.
  47. Феноменологический, структурный, системный, генетический, комплексный подходы в психологии.

Психология личности

  1. Системно-структурный подход в психологии личности.
  2. Основные теоретические подходы к генезису личности в психологии.
  3. Понимание структуры личности в зарубежной и отечественной психологии.
  4. Субъектный подход к личности в психологии.
  5. Проблема самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
  6. Теоретические представления о процессах саморегуляции, самодетерминации, самоуправления и саморазвития личности.
  7. Исследование проблем психологии личности и субъекта в Казанской психологической школе.

Психология развития и возрастная психология

  1. Основные подходы к проблеме движущих сил, механизмов и периодизации психического развития в зарубежных концепциях психологии.
  2. Представление о механизмах, движущих силах и периодизации психического развития в культурно-исторической парадигме (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
  3. Общая характеристика психического развития в детстве. Психологические новообразования основных периодов детства (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст).

    3 стр., 1418 слов

    Психологические основы профессионального развития личности

    ... -развивающем подходе мы выделяем три основных направления исследования профессионального развития личности: содержательное — разработка концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности; динамическое — все временное поле профессионального развития личности с момента поступления ребенка ...

    Нормативные кризисы детского возраста, их значение для психического развития.

  4. Общая характеристика психического развития в периоды перехода от детства к взрослости. Проблема становления и самоопределения личности в подростковом возрасте и юности.
  5. Общая характеристика психического развития в периоды взрослости. Проблема периодизации развития и нормативных кризисов взрослого возраста. Основные акмеологические модели развития личности взрослого человека.
  6. Представление о нормативных кризисах психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Специфика нормативных кризисов детства и взрослости.

Клиническая психология

  1. Представление о норме и патологии, психическом здоровье и болезни в психологии. Современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения.
  2. Личность и болезнь (внутренняя картина болезни).

    Отношение к болезни, типы психического реагирования на соматическое заболевание и терапию. Психологические особенности больных с различными соматическими и психосоматическими заболеваниями.

  3. Патопсихологические синдромы при различных психических заболеваниях. Патопсихологические особенности больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией.
  4. Невротические расстройства, их клинические проявления, диагностика и дифференциальная диагностика. Основные психологические концепции неврозогенеза (З.Фрейд, К.Хорни, А.Адлер, К.Платонов, В.Мясищев, Б.Карвасарский).
  5. Принципы и методы построения патопсихологического исследования, патопсихологический эксперимент. Способы оценки функционирования различных сфер психической деятельности (память, внимание, ощущения, восприятия, интеллекта, мышления, эмоций, воли, сознания и самосознания, изменений характера, самооценки и поведения больных).
  6. Основы психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции. Классификация методов психотерапии и психокоррекции. Симптомо-, личностно- и социоцентрированные методы. Психогигиенические и психопрофилактические методы.

Экспериментальная психология и Психодиагностика

  1. Представление об измерении в психологии. Основные виды измерительных шкал.
  2. Тестирование как метод психологической диагностики. Основные требования к тесту как инструменту измерения (репрезентативность тестовых норм, надежность и валидность теста).
  3. Основные виды тестовых процедур и классификация тестов.
  4. Научное исследование, его принципы и структура.
  5. Эмпирические методы в психологии.
  6. Организация и проведение экспериментального исследования в психологии. Особенности психологического эксперимента. Факт и артефакт в психологическом исследовании.
  7. Планирование эксперимента. Основные экспериментальные планы. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

Психология труда

  1. Предмет, цели, условия труда, средства труда и их основные разновидности.
  2. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе деятельности.
  3. Профессиография как средство психологического изучения профессии. Профессиограмма и ее структура.
  4. Классификация профессий, психологические признаки ее построения.
  5. Профессиональная этика и деонтология. Профессиональная деформация личности.

Педагогическая психология

  1. Представление об учебной деятельности и анализ ее структуры в отечественной психологии. Учебная деятельность в системе других видов деятельности.
  2. Вопросы мотивации учебной деятельности в трудах зарубежных и отечественных психологов.
  3. Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
  4. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Типичные трудности вхождения учащихся начальных классов в школьную жизнь.
  5. Педагогическое общение и его индивидуальные стили.

Социальная психология

  1. Социальная психология в системе научного знания. История развития представлений о предмете социальной психологии.
  2. Общественные и межличностные отношения. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Формальное и неформальное общение.
  3. Понятие конфликта и подходы к его изучению. Структура, функции и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
  4. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Стихийные группы и методы воздействия в них. Психология общественных движений, социальных классов, этнических групп.
  5. Изучение малой группы в социальной психологии. Динамические процессы в малых группах.
  6. Социальная психология личности. Личность в группе.

Организационная психология и психология управления

  1. Основные направления деятельности психолога в организации. Понятие организационного консультирования.
  2. Понятие организационной культуры, подходы к её изучению и формированию.
  3. Психология субъекта управленческой деятельности.
  4. Психологическое содержание и структура управленческой деятельности.

3 стр., 1250 слов

Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод ...

... методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию ... вспомогательные исследовательские методы: ◦ анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека ◦ биографический и близнецовый метод ◦ социометрический метод ◦ анкетирование, ... начальный этап развития дифференциально-психологических ...

6