- Психология как наука. Место психологии в системе других наук.
- Исторические этапы развития представлений о предмете психологии.
- Понятие психики. Определение психики и теория отражения.
- Структура психических явлений, изучаемых психологией.
- Возникновение и развитие психики в филогенезе.
- Условия возникновения, структура и характеристики сознания.
- Осознаваемые и неосознаваемые явления психики. Понятие психологической защиты.
- Психофизиологическая проблема в психологии.
- Деятельностный подход в психологии. Деятельность, её структура, механизмы регуляции.
- Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.
- Ощущение и восприятие как психические процессы (феноменология, классификация, свойства).
- Закономерности ощущений (пороги ощущений, адаптация, последовательные образы и др.).
- Отечественные и зарубежные концепции восприятия. Сложные формы восприятия (восприятие времени, пространства, движения и др.).
- Представления. Основные характеристики, свойства, функции.
- Основные характеристики внимания (виды, свойства, функции).
Физиологические основы внимания.
- Теории внимания. Когнитивные модели внимания.
- Память: феноменология, функции, виды. Мнемические процессы.
- Когнитивные модели памяти. Лексический, семантический и образный коды переработки информации.
- Механизмы долговременной и кратковременной памяти. Структура долговременной памяти.
- Мышление и его характеристика. Виды, формы и способы мышления. Теории мышления.
- Мышление как деятельность. Структура мыслительной деятельности.
- Мышление и воображение. Творческое воображение. Креативность и её развитие.
- Язык и речевая деятельность. Виды речи. Порождение и понимание речи. Развитие речи в онтогенезе.
- Воля и волевые процессы. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества и их развитие.
- Эмоциональные явления: классификация, функции, формы проявления. Теории эмоций.
- Теории мотивации в зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, школа К. Левина, когнитивная психология и др.).
- Сущность и структура мотива, стадии его формирования. Потребности и мотивы.
- Мотивация и личность.
Направленность личности.
- Мотивация и деятельность.
- Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психических состояний.
- Динамика психических состояний, методы измерения и диагностики. Классификация.
- Функциональные структуры психических состояний. Взаимосвязь психических состояний с психическими процессами и свойствами.
- Характеристика неравновесных психических состояний, их функции и динамика. Роль ситуации в возникновении неравновесного состояния.
- Семантические пространства психических состояний. Динамика, феноменология и возрастные особенности семантических пространств психических состояний.
- Смысловая детерминация и регуляция психических состояний.
- Концепции саморегуляции психических состояний. Управление состоянием.
- Психология стресса, посттравматические состояния, тревога и страх. Профилактика и регуляция.
- Психология утомления. Эмоциональное выгорание. Диагностика, способы и приёмы профилактики и психокоррекции утомления и эмоционального выгорания.
- Темперамент. Теории темперамента. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Влияние темперамента на деятельность.
- Характер. Биологические и социальные основы характера. Структура характера. Свойства характера.
- Способности. Исторический обзор проблемы. Общие способности (интеллект, обучаемость, креативность).
19 стр., 9249 слов
Психическое состояние детей дошкольного возраста
... психологии. Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, ... и разобраться, в первую очередь, в понятии «психическое состояние». Изучение психических состояний как особой категории психических явлений, начатое в нашей стране в 50 ...
Евгеника и её критика.
- Общепсихологический и дифференцированный подходы к способностям. Общая и специальная одаренность. Гениальность.
- Личностно-деятельностная и функционально-генетическая концепции способностей.
- Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Высшие психические функции: строение, свойства, генезис. Понятия интериоризации и экстериоризации.
- Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, поведения и др.
- Методология и методы научного исследования в психологии. Абстрактно-аналитическая и целостная стратегии в работе психолога.
- Феноменологический, структурный, системный, генетический, комплексный подходы в психологии.
Психология личности
- Системно-структурный подход в психологии личности.
- Основные теоретические подходы к генезису личности в психологии.
- Понимание структуры личности в зарубежной и отечественной психологии.
- Субъектный подход к личности в психологии.
- Проблема самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
- Теоретические представления о процессах саморегуляции, самодетерминации, самоуправления и саморазвития личности.
- Исследование проблем психологии личности и субъекта в Казанской психологической школе.
Психология развития и возрастная психология
- Основные подходы к проблеме движущих сил, механизмов и периодизации психического развития в зарубежных концепциях психологии.
- Представление о механизмах, движущих силах и периодизации психического развития в культурно-исторической парадигме (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
- Общая характеристика психического развития в детстве. Психологические новообразования основных периодов детства (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст).
3 стр., 1418 слов
Психологические основы профессионального развития личности
... -развивающем подходе мы выделяем три основных направления исследования профессионального развития личности: содержательное — разработка концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности; динамическое — все временное поле профессионального развития личности с момента поступления ребенка ...
Нормативные кризисы детского возраста, их значение для психического развития.
- Общая характеристика психического развития в периоды перехода от детства к взрослости. Проблема становления и самоопределения личности в подростковом возрасте и юности.
- Общая характеристика психического развития в периоды взрослости. Проблема периодизации развития и нормативных кризисов взрослого возраста. Основные акмеологические модели развития личности взрослого человека.
- Представление о нормативных кризисах психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Специфика нормативных кризисов детства и взрослости.
Клиническая психология
- Представление о норме и патологии, психическом здоровье и болезни в психологии. Современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения.
- Личность и болезнь (внутренняя картина болезни).
Отношение к болезни, типы психического реагирования на соматическое заболевание и терапию. Психологические особенности больных с различными соматическими и психосоматическими заболеваниями.
- Патопсихологические синдромы при различных психических заболеваниях. Патопсихологические особенности больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией.
- Невротические расстройства, их клинические проявления, диагностика и дифференциальная диагностика. Основные психологические концепции неврозогенеза (З.Фрейд, К.Хорни, А.Адлер, К.Платонов, В.Мясищев, Б.Карвасарский).
- Принципы и методы построения патопсихологического исследования, патопсихологический эксперимент. Способы оценки функционирования различных сфер психической деятельности (память, внимание, ощущения, восприятия, интеллекта, мышления, эмоций, воли, сознания и самосознания, изменений характера, самооценки и поведения больных).
- Основы психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции. Классификация методов психотерапии и психокоррекции. Симптомо-, личностно- и социоцентрированные методы. Психогигиенические и психопрофилактические методы.
Экспериментальная психология и Психодиагностика
- Представление об измерении в психологии. Основные виды измерительных шкал.
- Тестирование как метод психологической диагностики. Основные требования к тесту как инструменту измерения (репрезентативность тестовых норм, надежность и валидность теста).
- Основные виды тестовых процедур и классификация тестов.
- Научное исследование, его принципы и структура.
- Эмпирические методы в психологии.
- Организация и проведение экспериментального исследования в психологии. Особенности психологического эксперимента. Факт и артефакт в психологическом исследовании.
- Планирование эксперимента. Основные экспериментальные планы. Экспериментальные переменные и способы их контроля.
Психология труда
- Предмет, цели, условия труда, средства труда и их основные разновидности.
- Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе деятельности.
- Профессиография как средство психологического изучения профессии. Профессиограмма и ее структура.
- Классификация профессий, психологические признаки ее построения.
- Профессиональная этика и деонтология. Профессиональная деформация личности.
Педагогическая психология
- Представление об учебной деятельности и анализ ее структуры в отечественной психологии. Учебная деятельность в системе других видов деятельности.
- Вопросы мотивации учебной деятельности в трудах зарубежных и отечественных психологов.
- Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
- Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Типичные трудности вхождения учащихся начальных классов в школьную жизнь.
- Педагогическое общение и его индивидуальные стили.
Социальная психология
- Социальная психология в системе научного знания. История развития представлений о предмете социальной психологии.
- Общественные и межличностные отношения. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Формальное и неформальное общение.
- Понятие конфликта и подходы к его изучению. Структура, функции и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
- Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Стихийные группы и методы воздействия в них. Психология общественных движений, социальных классов, этнических групп.
- Изучение малой группы в социальной психологии. Динамические процессы в малых группах.
- Социальная психология личности. Личность в группе.
Организационная психология и психология управления
- Основные направления деятельности психолога в организации. Понятие организационного консультирования.
- Понятие организационной культуры, подходы к её изучению и формированию.
- Психология субъекта управленческой деятельности.
- Психологическое содержание и структура управленческой деятельности.
Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод ...
... методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию ... вспомогательные исследовательские методы: ◦ анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека ◦ биографический и близнецовый метод ◦ социометрический метод ◦ анкетирование, ... начальный этап развития дифференциально-психологических ...
6