19 Образ социального мира

Образ социального мира. Основные элементы образа социального мира: социальная идентичность, образ времени и образ среды. Образ мира и социальная нестабильность.

План ответа

  1. Образ социального мира.
    1. Структура социальных представлений.
    2. Функции социальных представлений.
    3. Возникновение социальных представлений.
  2. Основные элементы образа СМ.
    1. Образ Я или персональная идентичность.
    2. Образ Другого.
    3. Образ группы.
    4. Образ времени.
    5. Образ среды.
  3. Образ мира и социальная нестабильность.

Ответ:

  1. Образ социального мира.

Образ социального мира есть результат процесса социального познания. Этот образ обладает целостностью, хотя в нем и выделяют отдельные элементы. У каждого есть свое видение мира. Однако многим свойственна вера в справедливый мир (Лернер).

Мир – справедлив. Без нашей вины с нами не может ничего случиться плохого. Эта вера рассматривается как разновидность перцептивной защиты. Не воспринимаем ту информацию, которая разрушает веру в справедливое устройство мира. Например, если происходит акт насилия, то в этом будут обвинять жертву. несоблюдение баланса справедливости часто выступает причиной конфликтов.

В целом, все элементы образуют единую картину образа социального мира. Выделяются такие элементы образа социального мира: образ-Я или Я-образ, образ Другого человека, образ группы, образ времени, образ среды и другие, с трудом поддающиеся классификации, элементы.

Другие элемента социального мира могут быть описаны с помощью концепта социальных представлений (Э. Дюркгейм, С. Московиси, Д. Жоделе).

Социальные представления представляют собой форму познания социальной действительности. Это знания здравого смысла. Социальные представления рождаются в нашем повседневном мышлении для того, чтобы мы могли понять и интерпретировать социальную реальность.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. ...

  1. Структура социальных представлений.

Структура: информация, поле представления и установка.

  1. Информация – сумма знаний об объекте.
  2. Поле представления – качественная характеристика объекта, некая общая смысловая рамка или диапазон возможных толкований этого явления. Формируется в группе.
  3. Установка – общее отношение к объекту. Представляет собой интериоризацию полученной информации и усвоенного в поле представлений.
  1. Функции социальных представлений.
  • познания – описание, классификация и объяснение явлений;
  • опосредования поведения – регуляция ориентаций в поведении;
  • адаптации – интеграция новых знаний к уже сложившимся.
  1. Возникновение социальных представлений.

Два основных процесса возникновения социальных представлений: объективация или объектификация, анкеровка.

Объективация – это операция по переводу абстрактного понятия в конкретную образную форму. Существует 3 фазы (этапа):

  1. Отбор: отбираются элементы из какой-либо общей конструкции/теории. Часто делают специалисты, популяризирующие данную концепцию.
  2. Формирование символического ядра представлений: выделенные элементы складываются в общую схему, рисунок.
  3. Оживление и натурализация: элементы схемы наделяются свойствами живых природных существ и начинают воспроизводиться как некоторая существующая реальность.

Затем происходит анкеровка – привязка нового социального представления к уже имеющимся у индивида.

Социальные представления – основной элемент группового сознания. В социальном представлении выражено отношение определенной группы к тому или иному социальному объекту. Наши социальные представления есть представления как члена определенной группы, класса, культуры. Группа и социальные представления оказывают взаимное влияние друг на друга. Предлагают интегрировать две теории: концепцию социальных представлений и социальной идентичности.

  1. Основные элементы образа СМ.
    1. Образ Я или персональная идентичность.

Человеку свойственно стремление к формированию и поддержанию позитивного образа Я, позитивной личностной и социальной идентичности. Для персональной идентичности человек использует разные стратегии:

  • атрибуция в пользу своего Я;
  • преувеличение значимости своих сильных сторон и преуменьшение значимости своих слабых сторон.

Формирование образа Я связано с формированием образа группы. Образ Я также связан с временной и социальной идентичностью. Образ Я включает в себя отноше­ние к себе, самооценку, принятие себя.

  1. Образ Другого.

Исследования образа Другого проводились в русле исследований межличностного восприятия в социальной перцепции.

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... вышеперечисленные общности людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под непосредственным воздействием совокупности рискогенных неблагоприятных факторов. В целом, ... и новые наркотические препараты и соответственно это становится целиком и полностью образом жизни. Что и принуждает наркоманов идти на преступления, грабежи, кражи, воровство ...

Образ Другого стереотипизирован – зависит от принадлежности другого к определенной социальной группе (этнической, возрастной, профессиональной, семейной и т.д.).

На формирование образа Другого оказывает влияние общее впечатление (гало-эффект), имплицитные теории личности, иллюзорные корреляции (более тесная связь между чертами, чем она есть на самом деле).

Точность образа Другого определяется развитием механизмов взаимопонимания:

  • идентификация
  • социально-психологическая рефлексия
  • эмпатия.

Определенную роль играет и феномен самореализующихся пророчеств: психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

  1. Образ группы.

Мир делится на две реальности в плане групп: образ своей группы (ингруппы) и образ чужой группы (аутгруппы).

Ингруппа предпочтительней. Построение образа группы связано с понятием стереотипа. Стереотип – стандартные общепринятые и потому упрощенные представления людей об ингруппе и аутгруппе, т.е. созданный и разделяемый образ «своих» и «чужих». Назначение стереотипа: построение упорядоченной и предсказуемой картины мира, в которой группа находит свое место. Благодаря стереотипам группа идентифицирует себя с социумом, а вместе с ней и все её члены. Близким к понятию образа группы является социальная идентичность.

Социальная идентичность — это соот­несение Я с группой, способ организации для данного индивида его представлений о себе и о группе, к которой он принадлежит. Справедлива также и мысль о том, что социальная идентичность — это скорее то, что индивид делает с его позиции в социальной структуре, которая определяет его идентичность, чем то, что он думает о месте в этой структуре. В рамках психологии социального познания прежде всего, ко­нечно, рассматривается социальная идентичность, или образ со­циального Я, называемый «образ-Я в группе».

11 стр., 5245 слов

Малые социальные группы

... за взаимодействием этих давлений и проводить эксперименты. малая социальная группа индивид 3. Социологическая. Главное здесь - познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка ... формирование и развитие личности. Таким образом, особенности групповой деятельности в конкретных социальных условиях влияют на формирование и развитие малых групп. Американский социолог Т. Миллз ...

Само определение социальной идентичности предполагает такую связь: социальная идентичность, по Тэшфелу,— это та часть «Я-концепции» индивида, которая возникает из осознания своего член­ства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. В этом определении важно подчеркнуть два момента: социальная иден­тичность — это «знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, и эмоциональная значимость для него группового членства». Описываются три шага на пути познания человеком собственной идентичности:

  • первый шаг: социальная категоризация — упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей спо­собом, который имеет смысл для индивида;
  • второй шаг: социальная идентификация — процесс, посред­ством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию;
  • третий шаг: социальная идентичность — получение некото­рого итога — полного социального отождествления индивида.

В этом рассуждении Тэшфел четко разводит понятия «иденти­фикация» — как процесс и «идентичность» — как продукт этого процесса.

Так, в частности, Тэшфел подчеркивает зависимость характе­ра социальной идентичности от типа общества, в котором суще­ствует человек. В обществах со строгой стратификацией, где пере­ход из одной социальной группы в другую затруднен, мироощу­щение человека, так же как и его поведение, особенно сильно задано «в групповом контексте».

Дж. Тернер. Для него сама социальная группа есть «совокуп­ность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же социальной категории, разделяют эмоциональные послед­ствия этого самоопределения и достигают некоторой степени со­гласованности в оценке группы и их членства в ней». Иными словами, индивид формирует психологически группу по­средством категоризации себя с другими. Отсюда можно сделать вывод о том, что в рамках рассматриваемой теории процесс уста­новления социальной идентичности — это механизм социального познания, а именно познания себя в этом мире.

Более полно идентификация с группой рассматривается в трех плоскостях: когнитивной — знание о моей принадлежности к груп­пе, ценностной— наличие позитивных или негативных коннота­ций принадлежности к данной группе, эмоциональной — принятие либо «своей», либо «чужой» группы на основании двух первых показателей. Понимаемая таким образом социальная идентичность весьма сходна с социальной установкой — аттитюдом, где тоже три компонента, хотя то, что называется в теории идентичности «ценностным», в теории установки получило название «поведен­ческий». На этом основании социальную идентичность можно рас­сматривать как установочную структуру.

  1. Образ времени.

Представляет собой отношение между прошлым, настоящим и будущим. Временной аспект Я-концепции – возможное Я. Личность соотносит свое прошлое, настоящее и будущее с обществом. Во временной идентичности важна временная децентрация: отрыв от сиюминутного взгляда на мир. В проблеме времени можно выделить две части: а) осмысление человеком своего «психологического» времени, рубежей и этапов его развития; б) осмысление связи времени своего существования со временем эпохи, в рамках которой личность существует.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... психологические явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ... используются ими для понимания. 1) СП явление по сущности представляет идеальный образ окр. Действительности. 2)непрерывное взаимодействие соц. Среды и индивидов и взаимодействие ...

Психологическое время (соотнесение прошлого, настоящего и будущего). Поскольку человек осваивает временные отношения в практи­ческой деятельности, то именно на ее основе рождается некото­рая Концепция Времени, свойственная каждой личности. Эта кон­цепция конструирует связь настоящего, прошедшего и будущего, а эта связь, в свою очередь, определяется социальной значимос­тью событий. В исследованиях культурологов показано, что концепции вре­мени различны не только у разных личностей, но и в различные эпохи. Индивидуальные концепции времени зависят от того, ка­кова традиция оценки времени в определенном типе культуры.

Соотне­сения времени своей жизни с «эпохой» (временная децентрация). Его освоение означает в том числе адекватное использо­вание социальных ролей, востребованных временем, т.е. способ­ствует тому, чтобы лучше вписаться во время своей эпохи. По-видимому, это одно из направлений не просто адаптации челове­ка к обстоятельствам, но умения «совладать» с ними. Различия в степени такого умения или — шире — вообще различия в «чувстве времени» есть та сфера, в которой сопрягаются социология и пси­хология времени.

Более конкретно проблема соотнесения времени своей жизни с эпохой выглядит так: для каждого индивида необходимо достичь адекватности собственных возможностей, имеющих место сегод­ня, с возможностями их реализации, даваемой историческим вре­менем. В современной гуманистической психологии введено понятие «временной интегрированности личности». По А. Маслоу, более интегрированные личности лучше самоактуализируются, они обладают широким горизонтом, даль­ней временной перспективой. По мнению И. М. Палея и В. С. Магуна, именно понимание времени позволяет индивиду оторваться от сиюминутного, увидеть мир шире. Иными словами, это означает временную децентрацию человека. Личность, осуществляющая такую временную децентрацию, не только лучше осознает свой жизненный путь, но и осмысливает его в историческом контексте.

  1. Образ среды.

Средовая идентичность – идентификация с определенным местом существования и пребывания. В современной психологии обозначилась самостоятельная об­ласть исследований, которая получила наименование «психология среды», иногда — «экологическая психология», которая изучает психологические аспекты взаимоотношения человека с окружаю­щей средой. Среда органично включена в жизнедеятельность чело­века и служит важным фактором регуляции его поведения. С любым компонентом экосистемы индивид связан через процессы приспособления к ней и вместе с тем через процессы ее преобра­зования. Степень зависимости человека от среды весьма различна как в физическом, так и в психологическом смысле. Поэтому от того, каким сформирован образ окружающей среды в сознании человека, во многом зависит тип его поведения.

Включает, например, персональное и личное пространство, образ города и пр.

  1. Образ мира и социальная нестабильность.

Когда социальные изменения носят радикальный, глобальный характер, говорят о ситуации социальной нестабильности. Социальная нестабильность – это не просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений, но возможная рассогласованность их, т.е. смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений).

3 стр., 1244 слов

Раздел 1. Система « человек — среда обитания»

... контроля. Тема 2. Негативные факторы в системе "человек -среда обитания" и их воздействие на человека и окружающую среду. Неконтролируемый выход энергии как одна из причин ... знания, этика и культура поведения, оздоровительный отдых человека основа безопасности жизнедеятельности. Трансформация нравственных принципов человека в процессе социального развития. Нравственные и уголовные преступления, их ...

Нынешнее общество – информационное. В нашей стране развитие информационных технологий – дополнительный дестабилизирующий фактор.

В нашей стране. Меняется социальный контекст. Происходит радикальная ломка ценностной иерархии, социальных стереотипов.

Процесс социального познания характеризуется: изменениями в категоризации (быстрая – очень быстро относится объект к какой-то категории, имея в своем распоряжении недостаточно опыта), категории также становятся нестабильными. Может быть полное искажение воспринимаемого мира и полное несоответствие картины мира реальности.

Кризис социальной идентичности. Тяжело пожилым людям (они теряют идентичность) и молодежи (трудно выбрать группу, с которой она будет себя идентифицировать).

Актуализируются эксперименты с идентичностью, она осуществляется с помощью Интернета. Виртуальная жизнь стимулирует поиск идентичности.

Образ социального мира характеризуется разрушением веры в справедливый мир (ломка стереотипов), происходит утрата социального идеала, формируется неопределенность образа общества.

Социальная атрибуция – ответственность за неудачи приписывается внутреннему врагу.