Социальный проект «Навстречу друг другу»

Тема: Социальный проект «Навстречу друг другу»

Ребёнок является объектом исследования различных направлений современного научного знания, таких как: возрастная психология, психофизиология, педагогика, педагогическая психология, теория социальной работы. Интерес многих отраслей научного знания к ребёнку, как к объекту исследования, обусловлен тем, что именно в детском возрасте происходит формирование личности ребенка, определение его нравственных установок и ценностей. Направления современного научного знания изучают закономерности развития детей, ставят эксперименты и делают выводы о том, что положительно, а что отрицательно влияет на развитие ребёнка. Неоспоримым фактом является то, что семья незаменима в полноценном развитии детей. Ее роль в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Семья, как уникальная общность людей, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет значительную роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Государственная политика наряду с различными направлениями современного научного знания, уделяет большое внимание вопросам, касающимся интересов детей. Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации являются:

  • охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
  • обеспечение качественного образования и воспитания детей;
  • улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;
  • повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Президентом Российской Федерации утвержден Национальный план действий в интересах детей до 2017 года. Его главной целью является законодательное закрепление основных прав российских детей, реальное обеспечение их потребностей в области образования, здравоохранения, поддержка семей, помощь детям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства. (вестник. россия без сирот)

Одной из важных проблем детей, которая становится предметом междисциплинарных научных исследований, является проблема усыновления детей российскими гражданами. В настоящее время существует проблема усыновления детей – сирот, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами. Несмотря на принимаемые меры, проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами является достаточно острой.

6 стр., 2568 слов

Блохина Роль семьи в развитии личности.doc

Роль семьи в развитии личности Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности [Текст] / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127. С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей ...

Актуальность вопроса обусловлена усилением внимания государства и общества к проблемам социального сиротства и международного усыновления российских детей в связи с принятием в декабре 2012 года Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (закона Димы Яковлева) и Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сиротство является одной из острейших проблем нашего времени наряду с проблемами беспризорности и демографии. С каждым годом растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статистическим данным за 2011 год, в Российской Федерации учтено свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей.

По статистике, за 2011 год российские граждане усыновили 7416 детей, тогда как иностранные – 3400. Однако, несмотря на явный перевес в сторону отечественных усыновителей, в России отсутствуют очереди на усыновление. Сирот гораздо больше, чем тех, кто готов взять их в свою семью.

Для Тульской области проблема сиротства и усыновления так же актуальна. В 2011 году выявлен 721 ребенок данной категории, устроены на воспитание в семьи 615 детей, в том числе переданы под опеку 437 детей, в приемные семьи – 92 ребенка, усыновлены российскими гражданами 86 детей.

В Тульской области на 01.07.2012 проживает 5618 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2,4% детского населения).

13 стр., 6206 слов

Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... попечения родителей; . Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства; . Создание условий, обеспечивающих различные формы устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление ... учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) ребенка - это ...

Уровень устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан ежегодно возрастает. В семьях усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных на 01.07.2012 воспитываются 4046 детей данной категории, что составляет 72% от их общего числа.

Продолжается развитие института приемной семьи. Эта форма устройства позволяет сокращать число воспитанников детских домов и школ-интернатов. По состоянию на 01.07.2012 в регионе проживают 517 приемных семей, в которых воспитываются 977 приемных детей. (стратегия)

Степень разработанности проблемы усыновления в семейном российском законодательстве является, на наш взгляд, не достаточно развитой, и со стороны законодателей, и со стороны ученых. Разработкой данной проблемы занимались такие ученые, как Л. Ю. Грудцина, которая в своих учебниках по семейному праву отражала специфику усыновления в России, В. А. Кузнецов, изучавший историю развития института усыновления (удочерения) в России, Н. В. Летова, выявлявшая проблемы применения российского законодательства об усыновлении, А. М. Нечаева, рассматривающая вопросы, связанные с судебной защитой прав ребенка, Г. В. Арутюнян, анализирующий нормативные акты, в соответствии с которыми в РФ осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, Л. М. Пчелинцева, которая уделяет особое внимание в своих работах вопросам семейного законодательства: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, судебный порядок усыновления детей и др., М. В. Антокольская, разработавшая учебники по семейному праву, в которых рассматриваются правовые аспекты вопроса усыновления детей в РФ и ряд других авторов. Нормативно-правовая база федерального и регионального уровней представлена Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, ЗТО «О защите прав ребенка», ЗТО «о реализации государственной семейной и демографической политике в Тульской Области».

Цель: создание консультативного центра подготовки и профессионального сопровождения приемных семей

Задачи:

1) стимулирование граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

(с помощью средств массовой информации).

2) психолого-педагогическая поддержка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью;

(Путем проведения лекций, бесед, анкетирования, тестирования).

3) подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в семье;

(в рамках индивидуальных и групповых занятий, бесед, создания в учреждениях условий для формирования навыков конструктивного общения ребенка с членами приемной семьи, в которую он будет передан).

4) обеспечение оказания своевременной юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической помощи в воспитании, образовании и развитии подопечных детей.

(путем проведения консультаций, бесед)

Для достижения поставленных цели и задач проекта на трех его этапах (подготовительный, коррекционно-реабилитационный, оценочный – закрепляющий) предполагается осуществить следующее:

На первом этапе:

— проанализировать проблемы;

— определить нормативно-правовую базу;

— подобрать диагностический инструментарий;

— определить технологии, формы и методы работы;

— определить количественные и качественные показатели результативности реализации проекта;

определить срок реализации.

На втором этапе:

— реализовать программу «Навстречу друг другу».

На третьем этапе:

— определить эффективность форм и методов работы;

— оценить результативность функционирования проекта;

— скорректировать проект программы.

Общее содержание проекта «Навстречу друг другу».

Категория

Задачи

Основные мероприятия

Родители

Стимулирование граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Психолого-педагогическая поддержка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью

Создание наружных носителей (плакатов, объявлений, листовок).

Привлечение средств массовой информации (установление контактов с заинтересованными представителями СМИ, приглашение СМИ в семьи и на мероприятия с участием семей).

Индивидуальное, семейное и групповое консультирование по психолого-педагогическим, правовым, социальным вопросам, актуальным для принимающих родителей;

Школа приемных родителей.

Дети

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в семье

Создание видеороликов.

Непосредственное знакомство ребенка с семьей (наблюдение за общением).

Осуществление коррекционно-реабилитационной программы.

Семья

Обеспечение оказания своевременной юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической помощи в воспитании, образовании и развитии подопечных детей

Патронаж.

Общение с родителями в виде телефонных звонков, индивидуальных бесед с детьми и родителями.

Оказание помощи в устройстве детей в ДОУ, общеобразовательные учреждения.

Проведение коррекционно-развивающих занятий, бесед с детьми.

Индивидуальное консультирование приемных родителей, проведение бесед.

1 Родители. Стимулирование граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет эффективным путем привлечения средств массовой информации. Мысль взять на воспитание ребенка не приходит внезапно, она всегда выстрадана. Часто, решившись на этот шаг, люди не знают, с чего начать. Поэтому необходимо сотрудничество со средствами массовой информации города. Необходимо, чтобы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей писали в городской газете, сведения о них были размещены на сайте администрации (или департамента) http://www.tula.rodgor.ru/news/t_gorod_oblast…и информационном стенде УСЗН.

Уместным будет создание всевозможных объявлений и листовок со сведениями о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Для распространения данного материала будет привлечена группа волонтеров.

Знакомство с потенциальной замещающей семьей проходит в рамках беседы, путем тестирования, заполнения опросников, раскрывающих истинные мотивы принятия ребенка в семью, отношения супругов в семье, их ожидания, родительский потенциал.

Чтобы помочь родителям понять и принять ребенка, минимизировать трудности воспитания, мы предлагаем создать школу приемных родителей.

Цель создания школы:

• сформировать у приемного родителя объективное представление о ребенке-сироте или оставшемся без попечения родителей;

• скорректировать ожидания родителей от воспитания приемного ребенка, исключить разочарования, связанные с идеализацией ожиданий;

• научить справляться самостоятельно с проблемами воспитания и развития приемного ребенка.

……………………

3 Как известно, люди проявляют сочувствие и желание помочь после того, как ближе узнают человека, нуждающегося в помощи. Мы считаем, что размещение информации на сайте учреждения о каждом ребенке является перспективным мероприятием. На наш взгляд, качество материала очень сильно влияет на мотивацию людей усыновить ребенка, поэтому пришла идея создания небольших (до 5 минут) видеороликов о конкретном ребенке-сироте. Каждый ролик должен быть уникальным и достаточно мотивирующим, чтобы потенциальный усыновитель заинтересовался именно этим ребенком. В видеосюжете ребенок при поддержке специалистов будет рассказывать о своих увлечениях, о том, какой он видит свою семью и дальнейшую жизнь. Будет дана информация об истории попадания ребенка в данное учреждение, о его здоровье, достижениях.

Организация знакомства родителей и ребенка – очень важный момент. От того, как это состоится, будет зависеть желание ребенка и далее общаться с этими людьми. Наши потенциальные родители смогут посмотреть, как ребенок играет с другими детьми, выступает на концерте, смогут сами поиграть и поговорить с ним. Во избежание трудностей, за непосредственным знакомством ребенка с родителями будет наблюдать специалист.

Ресурсы

Источниками формирования финансовых и социальных ресурсов, необходимых для реализации проекта являются:

Материальные ресурсы:

Ресурсы: Волонтёрский отряд, сформированный на базе ТГПУ им Л. Н.Толстого

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1 г. Тулы на ул. Р. Зорге

Щекинский детский реабилитационный центр «Искра»

Областная программа

——————————————————————————————————-

Кадровые ресурсы:

• Специалисты учреждения.

• Студенты 3 курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого, обучающие по специальности «Социальная работа», разрабатывающие проект.

Ожидаемые результаты:

1) создание консультативного центра по работе с приемными семьями для детей-сирот, устройство в приемные семьи

2) улучшение качества и уровня жизни детей-сирот;

3)популяризация модели приёмной семьи как особой формы решения проблем детей-сирот людей на региональном и федеральном уровнях.

Кто выиграет

  1. Для семей:

— увеличение числа семей, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— повышение уровня подготовки родителей к трудностям, возникающим при воспитании ребенка.

  1. Для детей:

— сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— сокращение случаев возврата детей в интернатное учреждение;

— достижение положительной динамики социальной адаптации детей;

— положительная динамика развития ребенка в приемной семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).

3. Для государства:

— уменьшение количества интернатных учреждений;

— увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации;

— постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление.

Возможны непредвиденные негативные эффекты, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта:

• дети могут испытывать чувство стеснения или быть неискренними при создании видеоролика.

Путь преодоления – специалисту необходимо разъяснить цель данного мероприятия, рассказать о пользе создания видео. (игра)

• у детей может возникнуть чувство протеста по некоторым аспектам мероприятий проекта (проведение тестирования, игр, бесед).

Путь преодоления – профессиональная компетентность специалиста по социальной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

• у семей могут возникнуть сомнения по поводу усыновления ребенка.

Путь преодоления – индивидуальный разговор с сомневающимися родителями, разъяснение того, что при необходимости им всегда будет оказана психологическая, юридическая, медицинская помощь.

Количественные и качественные показатели результативности реализации этапов проекта.

Количественные показатели: число российских детей-сирот, усыновлённых за год в общем, число российских детей-сирот, усыновлённых за год российскими гражданами

Качественные показатели: число детей-сирот, хорошо адаптировавшихся к жизни в приёмной семье.

Критерии эффективности реализации мероприятий: повышение энтузиазма потенциальных усыновителей, выраженное в проявлении явного интереса к судьбе детей-сирот, уровень приспособленности детей-сирот, к быстро меняющимся условия среды, уровень педагогической компетентности потенциальных усыновителей.

Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)