Роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности

Роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей к

социальной действительности

1.1 Сущность процесса приобщения детей дошкольного возраста

к социальной действительности 8

1.2. Роль предметов в приобщении дошкольников к

социальной действительности 31

Глава 2. Формы и методы работы с использованием предметного мира приобщения дошкольников к социальной действительности

2.1 Констатирующий эксперимент 43

2.2. Формирующий эксперимент 53

2.3. Контрольный эксперимент 57

Заключение 67

Список литературы 71

Приложения 73

Введение

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Реализации данной цели в современных условиях общественного развития в наибольшей мере способствует парадигма научно-гуманистической системы образования, которая определяется как высшая форма демократического светского образования, обеспечивающая осмысленное освоение детьми знаний и ценностей мировой культуры на основе свободного межличностного диалога культур и мировоззрений, оптимального применения развивающих образовательных технологий, органичной гуманитаризации всех учебных дисциплин, освоения современной научной картины мира.

Научно-гуманистическая система образования позволяет осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества) и творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Парадигма научно-гуманистической системы образования предполагает ее гуманизацию и гуманитаризацию, всесторонне раскрывающих место, сущность и смысл человеческой жизнедеятельности в мире, обеспечивающих доминирование личности в системе образования, ориентирующих на воспитание человека-творца, носителя социальной культуры.

Реализация основных идей и целей научно-гуманистической системы образования предполагает необходимость совершенствования содержания и методов работы образовательных учреждений; модернизацию и реформирование системы управления: организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие.

6 стр., 2528 слов

Инновационные направления развития системы физического воспитания ...

... включение освоения интеллектуальных ценностей физической культуры в качестве одного из компонентов системы физического воспитания детей дошкольного возраста. Решение социально-педагогических ... снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных ...

Социальное развитие личности является одним из аспектов ее социализации, понимаемой в философии как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение.. поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

На сегодняшний день процесс изучения социализации человека в обществе отражен в трудах многих отечественных (А.Г. Асмолова, Н.А. Горлова, Л.В. Коломийченко, А.В. Петровский, Л.И. Югов) авторов. Процесс социализации включает в себя, как отмечает А.В. Мудрик, четыре процесса: стихийная социализация, относительно направляемая социализация, относительно социально контролируемая социализация, самоизменение человека. Согласно концепциям А.В. Мудрика, а также других исследователей данного процесса существует четыре группы факторов социализации, различающихся своим уровнем глобальности воздействия на людей: мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. Вторая глава посвящена мега- и макрофакторам социализации. К мегафакторам социализации обычно относят Космос, планетарное измерение цивилизации; макрофакторами социализации называют страну, этнос, общество, государство. мезофакторы – это регион, поселения различного вида, субкультур. Однако одним из главных факторов социализации мы можем назвать микрофакторы к которым относят семью, микросоциум, взрослых и сверстников ребенка.

Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают его всю жизнь. В предмете материализован опыт человека, накопленный на протяжении многих веков.

Как отмечают исследователи (Л.И. Божович, Л.С, Выготский, И.А. Зимняя, М.В. Ермолаева, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).

Еще до того, как ребенок начинает действие с предметом, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Актуальность темы исследования: роль предметов в общении детей к социальной действительности, заключается в том, что выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по — новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

5 стр., 2489 слов

Проблема социального воспитания детей

... партнер. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемам, которые мы называем трудностями социализации: - у детей-сирот отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, либо этот опыт ...

Цель настоящего исследования – выявить роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности.

Объект исследования – процесс приобщения детей к социальной действительности.

Предмет исследования – особенности использования предметов при приобщении детей к социальной действительности.

Гипотеза исследования: предметный мир является эффективным средством приобщения детей к социальной действительности если:

— предмет несет достоверную информацию о социальном опыте, заложенном в нем;

— отбор предметного окружения ребенка ведется с учетом психолого-педагогических особенностей развития дошкольника.

В соответствии с целью и предметом нами были выделены задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические подходы к проблемам приобщения детей к социальной действительности.

2. Обосновать сущность понятия «социализация личности; приобщение детей к социальной действительности».

3. Раскрыть значение предметного мира в приобщении детей к социальной действительности.

4. Рассмотреть формы и методы работы с миром предметов в процессе приобщения детей к социальной действительности.

Методы исследования – анализ философской и психолого-педагогической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, игровые методы, сюжетно-ролевая игра, метод составления описательного рассказа, методы обработки данных, интерпретационные методы.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап – анализ философской и психолого-педагогической литературы; выделение основных понятий исследования; проведение констатирующего эксперимента с группой дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы занятий с детьми в возрасте 3-4 лет с целью приобщения ребенка к социальной действительности путем отбора предметного окружения дошкольника.

Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение роли предметного мира ребенка в приобщении его к социальной действительности.

В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123. Выборочную совокупность исследования составил группа детей в возрасте 3-4 лет в количестве 20 человек.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты приобщения детей к социальной действительности

1.1 Сущность процесса приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности

Дошкольный возраст один из самых сложных и неоднозначных период развития личности человека. Одной из главных особенностей формирования личности ребенка в этот период является включение его в процесс социализации.

Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности в развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.

Изучение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации позволяет определить ряд подходов к пониманию педагогического смысла данного явления — социологический, рассматривающий социализацию как общий механизм социального наследования; факторно-институциональный, определяющий социализацию как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации; интеракционистский, изучающий социализацию как важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения; интериоризационный, представляющий социализацию как процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом; интраиндивидуальный, определяющий социализацию и как процесс адаптации личности к социальной среде, и как один из путей творческой социализации личности, преобразования себя [7,с. 17]…………

7 стр., 3255 слов

2. Понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация» Этапы исследования ...

... сходство и различие между ними у людей разной культуры. Продолжателем его исследований был Р. Барт. Он опирался на выводы де Соссюра, выделил 2 ... функционирования массовой коммуникации: - массовая аудитория, кот. обладает определенной общей ценностной ориентацией. - социальная значимость информации – способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирование массовой коммуникации - ...

Заключение

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древнейших времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей тому, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности — к ее целям, содержанию, методам — менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых дает им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определённый период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности, дошкольник рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения

трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство

уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Итак, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что и позволило сделать общие выводы:

Процесс приобщения детей к социальной действительности в дошкольном возрасте происходит на фоне освоения ребенком предметной деятельности. Контакт дошкольника с его ближайшим окружением (взрослыми и сверстниками), познание окружающего его мира происходит на начальных этапах онтогенеза путем присвоения ребенком способов употребления и применения всех окружающих его вещей и предметов.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности и связано ... возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот интерес ...

Социализация, как двусторонний процесс рассматривается нами как главный фактор приобщения ребенка к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, наряду с которым у дошкольника есть возможность реализовать свою индивидуальность, что предполагает процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.

Роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности заключается в следующем положении. Работа с предметом представляет собой сложный, поэтапный процесс формирования жизненных и социальных навыков, помогает дошкольнику развить свои как психофизиологические возможности, так и расширить круг своих познавательных и коммуникативных интересов, закладывает фундамент для последующего преобразования личности, сначала путем освоения сюжетно-ролевой игры, а затем и обучения.

Экспериментальное исследование, проведенное нами, показало, что организация работы по приобщению детей к социальной действительности предполагает включение следующей структуры и форм:

— первоначально необходимо выявить особенности вербального и невербального умений деятельности ребенка с предметом; развитие навыков работы с предметами, которые жизненно необходимы для ребенка, и которые позволяют ему успешно играть и развивать свою познавательную и коммуникативную сферы;

— в целом, не зависимо от результатов диагностики, для успешного овладения дошкольником предметного мира, необходимо осуществлять процесс постоянного, организованного взрослым воздействия на предметный мир ребенка. Основными формами такого процесса будут является различные занятия с элементами игровой, сюжетно-ролевой деятельности, словесного подтверждения ребенком своих действий с предметами, помогающих совершать осознанное и эффективное применение предмета, изобразительной, театрализованной работы;

— процесс освоения предметной действительности ребенком должен иметь непрерывный характер и продолжаться весь период развития личности ребенка в онтогенезе. Как показало наше исследование совместная работа с предметами позволяет дошкольнику успешно налаживать взаимосвязь с окружающим его людьми и, таким образом, адаптироваться в обществе, что и подразумевает на данном этапе социализацию ребенка, включение его в мир новых ситуаций и возможностей.

В заключение следует добавить, что проведение исследований в этом направлении требует дальнейшего практического и научного рассмотрения.

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность. Т.1 – М., 1993.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.

3. Волкова А.И. психологическая поддержка личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия. Автореферат дис. Кандидата пед.наук. – Р/н.Д., 1998.

4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. — Ижевск, 1996.

8 стр., 3513 слов

Сравнительный анализ житейской психологии и научных представлений ...

... житейской и научной психологии на развитие личности ребенка. Объектом нашей работы является влияние семейных факторов житейской и научной психологии на развитие личности ребенка. Предмет работы: семейные факторы житейской и научной психологии. Цель нашей работы: рассмотреть литературу ...

5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.

6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.

7. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. — Пермь, 2002.

8. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». — М., 1999.

9. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн., 1997.

10. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

11. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1999.

12. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1998.

13. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005.

14. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996.

15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2001.

17. Словарь практического психолога. /Составитель С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1997. — с. 800.

18. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.

19. Социальная педагогика: курс лекций / под общей редакцией Галагузовой М.А.. — М., 2000.

20. Социальная педагогика: курс лекций / под общей редакцией Галагузовой М.А.. — М., 2001.

21. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М.: Педагогика – Пресс, 1995. – 168 с.

22. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. — М., 1984.

23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997. – 332 с.

24. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: — М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.

25. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2001

26. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.

27. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности. — М., 1974.

28. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах./Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1995.