Особенности социальных представлений об успехе у мужчин и женщин

Содержание

Введение 3

Глава I. Особенности социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.

1.1. Понятие «социальные представления». Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 7

1.2. Понятия «успех». Формы успеха 14

1.2.1 Подходы к проблеме успеха в отечественной и зарубежной

психологии 19

1.2.2 Понятие «атрибуция» в ситуации успеха и неудачи 23

1.3. Особенности представлений об успехе у мужчин и женщин 25

Глава II. Этапы и методы исследования.

2.1. Этапы исследования 32

2.2. Методы исследования 32

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.

3.1. Особенности представлений об успехе у мужчин и женщин, выявленных с помощью ассоциативного эксперимента 37

3.2. Исследование социальных установок об успехе у мужчин и женщин 39

3.3.Особенности атрибуции в ситуации успеха и неудачи у мужчин и

женщин 43

Выводы 45

Литература 47

Приложения 51

Введение

Современное общество имеет сложную структуру, оно функционирует по определенным законам. Живя в таком обществе, человек оказывается вовлеченным в совокупность различных отношений с окружающей действительностью. К окружающей действительности могут относиться такие компоненты, как различ­ные социальные институты, национальные, социальные и другие проявления массовых движений, наконец, различные явления культуры, искусства, науки, религии. Чтобы понять смысл окружающего мира, чтобы облегчить процесс коммуникации с другими людьми по поводу различных событий, наконец, чтобы построить для себя наиболее полную картину мира, человеку необходимы некоторые категории, структуры, которые укрепляли бы его психологическую устойчивость, ориентировали его поведение в меняющихся ситуациях. Такими категориями являются социальные представления.

По мнению С. Московичи социальные представления — это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку. В определенном смысле здравый смысл и обыденное знание выступают как социальные представления, которые составляют способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.

2 стр., 908 слов

В отличие от женщин, мужчины менее эмоциональны и не способны к сопереживанию.

... Иными словами, все психологические особенности женщин и мужчин определяются не столько биологическими факторами, сколько социальными, что соответственно делает их ... стереотипные представления о женщинах, в частности то, что они менее агрессивны, более образованны и более эмоциональны, чем мужчины, & ... считается в обществе, не своим делом, поэтому его успехи не находят поддержки, тогда как неудачи и ...

Таким образом, изменения, преобразования, происходящие в современном обществе, могут способствовать модификации и трансформации социальных представлений о тех понятиях и явлениях, которые на протяжении достаточно долгого времени оставались неизменными.

Разработанность проблемы психологии успеха не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления: механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах (Д. Мак-Клелланд), поведение, направленное на успех как частный вид человеческой деятельности (В. Фридрих, А. Хофман), мотив стремления к успеху и мотив избегания неуспеха (Дж. Аткинсон), потребность в успехе как одна из фундаментальных социальных потребностей человека (Ю. М. Орлова), четыре основные формы успеха (Г.А.Тульчинский).

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления представлений мужчин и женщин о социальном успехе, выявление у них особенностей в представлении.

Значимость представлений об успехе заключается в том, что мужчины и женщины выступают в качестве механизма постановки жизненных целей. Мужчины и женщины являются и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность. Понятие жизненного успеха напрямую связано с проблемой жизненного пути человека, с его умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств, с помощью которых личность добивается жизненного успеха.

Цель данной работы состоит в изучении особенностей социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, решались следующие теоретические и эмпирические задачи:

8 стр., 3620 слов

Самооценка и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни (40-45 лет)

Содержание ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 4 ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования особенностей самооценки и мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни .………………………………………................. 8 1.1. Особенности самооценки женщин в период кризиса середины жизни ………………………………………………..…... 8 1.2. Специфика ...

1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить основные подходы к феномену успеха в психологической науке, рассмотреть психологические особенности мужчин и женщин.

2. Исследовать социальные представления об успехе у мужчин и женщин, а также в эмпирическом исследовании определить типичные и отличительные черты социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.

3. Исследовать особенности атрибуции в ситуации успеха и неудачи у мужчин и женщин.

Объект исследования — мужчины и женщины от 20 до 30лет.

Предмет исследования — социальные представления об успехе у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования — мужчины в большой степени ориентированы на результативный успех, на социальное признание, на материальное благополучие, чем женщины.

Методы исследования:

1. Организационные методы — сравнительный метод.

2. Эмпирические методы:

— ассоциативный эксперимент, в интерпретации Ж. Абрика и Инны Бовиной для выявления социальных представлений,

— шкала Г.А.Тульчинского — суждения об успехе.

3. Количественные методы:

— описательная статистика — частотность, встречаемость

— критерий Манна Уитни

4. Качественные методы — анализ и описание структуры социальных представлений.

Методологические и теоретическая основа исследования:

Понятие и структура социальных представлений в работах С. Московичи, понятие успеха в работах Г. А. Тульчинского, в основе диспозиционный подход и когнитивная психология.

В нашем исследовании приняло участие 30 человек: 15 мужчин и 15 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование проводилось в сентябре — октябре 2014 года. Обработка данных проводилась с помощью программы SPSS версия 11.5.

Глава I . Социальные представления об успехе у мужчин и женщин

1.1. Понятие «социальные представления». Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии

В настоящее время интерес к изучению социальных представлений очень высок. Изучение понятия «социальные представления» стоит начать с рассмотрения понятия «представления». Данное понятие часто встречается в рамках общей психологии. Рассмотрим некоторые из определений.

7 стр., 3497 слов

Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

... психологии опубликованы исследования, направленные на изучение представлений об образах мужчин и женщин, например, работа В.С. Агеевой ... давно укоренившихся норм, однако наблюдаются некоторые изменения социальных статусов мужчин и женщин. Культурные сдвиги и научно ... модель». Также исследователь видит причину в размывании понятий мужественности и женственности в современном обществе. Проявляется ...

Представления — это «наглядный образ предмета или яв­ления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представление памяти и представление воображения, являющиеся переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению» [12].

Представления есть «образы предметов или яв­лений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не вос­принимаются» [31].

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского представления определяются как «образы предметов, сцен и событий, воз­никающие на основе их припоми­нания или же продуктивного вооб­ражения, которые могут носить обобщенный ха­рактер» [29].

То есть в рамках общей психологии представления определяются как некоторый образ, существующий в сознании человека, основанный на прошлом опыте и, который при необходимости может быть воспроизведен. Другими словами, «представление» есть некоторая ступень при переходе от восприятия к мышлению.

В социальной психологии понятие «представление» имеют социальный контекст. Они выступают скорее в виде осмысленных знаний, являясь в современном обществе эквивалентом тому, что в тра­диционных обществах рассматривается как мифы и верования [6].

Авторы, занимающиеся исследованием социальных представлений, приводят другие примеры определения данного феномена:

Дюркгейм, под социальными представлениями, понимает «особую форму коллективного знания, усваиваемую отдельными индивидами» [20].

Согласно С. Московичи, социальные представления — это «способы интерпретации и осмысления повседневной реальности; определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп» [27].

По Д. Жодле, социальное представление — это «специфическая форма знаний здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены» [36]. В более широком плане социальные представления, как отмечает П.Н. Шихерев, можно понимать «как свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения» [49].

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

Текущие исследования в социальной психологии Том 4, № 9, 1999 Джон Хантер, Маурис Стрингер «Приписывающее предубеждение и идентичность в конфликтной области: умеренные эффекты статуса». АННОТАЦИЯ Взаимоотношения между оцениванием групповой идентичности и групповыми приписывающими предубеждениями были обследованы среди школьников из протестантских и католических школ Северной Ирландии. Участникам ...

По мнению Г.М. Андреевой, социальное представление выступает как «фактор, конструирующий реальность не только для отдельного индивида, но и для целой группы» [5].

Традиционно социальные преставления рассматриваются и как знание или понятие, и как процесс. Серж Московичи [26] так определяет социальные представления — это ряд понятий, заявлений и объяснений, происходящих в ежедневной жизни в ходе коммуникаций людей, равносильные мифам, и системам взглядов в традиционных обществах, а так же современной версии здравого смысла.

В отличие от представлений, как внутрисубъектных психологических процессов, социальные представления общественно разделены и составляют основу межсубъектных отношений. В отличие от других форм культурных социальных знаний, к примеру научных, или специфических для определенных сфер жизни, предполагающих более узкий набор описаний, построенных на научных методах, они характеризуются большей распространенностью (это представления об обыденных ситуациях жизни, о предметах или событиях широко распространенных), а так же практикоориентированностью — реализуемостью в ежедневном общении людей. Как выражение человеческой субъективности, социальные представления обладают свойством активности: создают основу для ожиданий, направляют познание субъекта окружающей действительности, определяют поведение. Следовательно, социальные представления могут служить основой для интерпретации и понимания поведения людей в группе, групповых отношений [11].

Таким образом, социальные представления, являясь особой формой познания, отражают представления (образы) не отдельного индивида, а некоторой социальной общности, группы.

Внимание исследователей сосредоточенно на проблемах представлений, связанных с различными аспектами действительности. Однако, прежде чем углубляться в современные исследования, необходимо рассмотреть понятие социальных представлений в историческом контексте.

В настоящее время в зарубежной психологии можно выделить в качестве основного подхода к пониманию социальных представлений подход С. Московичи.

Непосредственным идейным источником современной концепции социальных представлений является теория «коллективных представлений» [3] французской социологической школы и, прежде всего Э. Дюркгейма, а также работы Л. Леви-Брюля. Рассмотрим основные положения данных теорий.

6 стр., 2747 слов

Дифференциальная психосемантика представлений студентов о социально-психологической адаптации

Г. А. Глотова, И. В. Неуймина, О. С. Андрущенко В настоящее время в психологии широко используются, с одной стороны, разнообразные личностные опросники, чаще всего созданные за рубежом и в той или иной мере адаптированные к условиям нашей страны, а с другой стороны, разнообразные шкалы семантического дифференциала (СД), разрабатываемые отечественными психологами на основе идей Ч. Осгуда 1 в ...

Э. Дюркгейм был первым, кто заговорил о коллективных представлениях. По его мнению, общество — это система связей индивидов. Главным объектом этой системы являются социальные факты или продукты социального взаимодействия. Социальные факты также выступают в качестве регуляторов социального взаимодействия, принуждающих индивида к определенному поведению и независящих от индивидуального выбора. К социальным фактам Дюркгейм относит нормы, стандарты поведения и оценки. Центральное место среди них занимают коллективные представления. Социальные факты и есть коллективные представления. Основной функцией коллективных представлений, по мнению Дюркгейма, является осуществление единообразия поведения и умственной деятельности всех членов некоторой группы, эти представления обязательны и обладают определенной мотивирующей силой.

Изучением коллективных представлений также занимался Л. Леви-Брюль. Его исследования показали, что разнообразие представлений в большей степени зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельности. Также Леви-Брюль считал, что с помощью анализа коллективных представлений, можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление [41]. Так коллективные представления «примитивного» общества — это представления, погруженные в эмоциональную среду, мистические, очень тесно связанные с памятью (мир внутренних и прошлых образов преобладает над миром внешних и непосредственных), следующий логики сопричастия. Коллективные представления «цивилизованного» общества — это представления, которые основаны, на прагматичных знаниях, которые дают простор речи, опыту и даже критики индивидов [32].

Основываясь на идеях этих авторов, С. Московичи разработал свою концепцию социальных представлений. По мнению С. Московичи высказывания, мнения и оценки социальных явлений по-разному организованы в разных культурах, классах, группах. Следовательно, эти категории должны рассматриваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов, т.к. они образуют системы, которые обладают особым языком и определяются условиями социальной жизни. Таким образом, каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Исходя из этого, можно выделить представления, социальные по своей природе. Согласно Московичи социальные представления — это общественно обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, взгляды, знания и сама наука, которые раскрывают и в какой-то мере составляют социальную реальность [18]. Важным является социальное происхождение таких представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный характер для индивида. Однако наука не вытесняет эти обыденные убеждения. Наоборот, здравый смысл и научные представления в какой-то мере взаимно переходят друг в друга. Социальные представления — это некоторая универсальная форма обыденного познания, которая сочетает в себе когнитивный и аффективный компоненты знаний, позволяющих человеку устанавливать свою позицию по отношению к себе и к действительности [50]. В теории социальных представлений говорится о двух их принципиальных свойствах: они являются групповым феноменом и имеют сложную структуру.

3 стр., 1022 слов

ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности

... о личности. Психологическая структура личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии. Понятие человек ... (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, ... представления (знания) о себе определяют «образ - Я», на основании которого формируется самооценка. Самооценка – оценка личностью ...

По мнению Московичи социальные представления скорее формируются через взаимные влияния, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам и разделяемым ценностям. Делая это, люди и приобретают некий общий репертуар интерпретаций, правил, процедур, которые могут применять в повседневной жизни, и доступные всем речевые выражения. В рамках концепции социальных представлений сложи­лись несколько различных направления ана­лиза социальных представлений:

1. на уровне индивидуальной кар­тины мира социальное представление рассматривается как фено­мен, разрешающий напряженность между привычным и новым содер­жанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам пред­ставлений с помощью так назы­ваемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в баналь­ность;

2. на уровне малой группы социальное, представление высту­пает как феномен рефлексивной активности во внутри-групповом взаимодействии;

3. в плане меж­групповых отношений, исходя из посылок, близких положениям тео­рии социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представ­ление понимается как элемент реф­лексивных о……..

Литература

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., «МОДЭК», 1999, с.34.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко ЕВ. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. Т. 22, №5, 2001г.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. М.: Фонд «за экономическую грамотность», 1995, с. 22.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник.М.,2002.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания — М.: Аспект-Пресс, 1997 — 239 с.

7. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. / Психологический журнал. — 1993. — т.14. — №2., с. 58-63.

8. Багратиони К.А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- М., 2013.

9. Бендас Т.В. «Гендерная психология: Учебное пособие» — СПб.; Питер, 2005г. — 431с.

10. Берн Ш. «Гендерная психология» — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

11. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2009. — 48 стр.

12. Большой толковый психологический словарь — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки» — М., 2001г.

14. Выготский С.Л. Мышление и речь// Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с. 176.

15. Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1927. 88 стр.

16. Д.Майерс «Социальная психология», Санкт-Петербург, Питер, 1999 г.

17. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. — СПб.: ООО «СЛП», 1998. — 144 с.

18. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности — М.: Информ-Знаниее, 2005-188с.

19. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2006, 576 с.

20. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — Канон,1996, 432 с.

21. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 400 с.

22. Лабунская В. А. «Социальная психология личности в вопросах и ответах» М., 1999.

23. Лабунская, В.А. Социальная психология личности. — М.: Гардарики, 2000, 397 с.

24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983, 392 с., Т.2. -1983. — 320 с.

25. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007, 672 с. (Сер. «Мастера психологии»).

26. Московичи С. «Век толп» — М.: Центр психологии и поддержки, 1996, 478 с.

27. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд. Психологический журнал. 1995. Т. 16. №1.

28. Налчаджян А.А. Атрибуция, дисонанс и социальное познание. М., 2006.

29. Нефедова Н. И. Социальные представления об успехе // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. №3. С.141-147.

30. Овруцкий А.В. Сравнительный анализ социальных представлений (на примере представлений о потреблении) / Экономическая психология в современном мире: Сборник научн. статей.- М, 2012, С. 237-253.

31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азбуковник, 1999, 944с.

32. Палуди М. «Психология женщины» — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 384 с.

33. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»).

— М.: Мысль. 1994.

34. Психологический журнал С. Московичи «Социальное представление: исторический взгляд» — том 16, №1, 1995.

35. Психологический журнал Турецкая Г.В. «Страх успеха: психологическое исследование феномена» — том19, №1, 1998.

36. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.

37. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Запорожец, Б.Ф.Ломова М.: Педагогика, 1983, 448с.

38. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова — М.: Педагогика-Пресс, 1999, 440с.

39. Психология. Словарь/под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — М.:Политиздат, 1990, 449с.

40. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» 7/Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996.- №3. С.55-62.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 173.

42. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997.

43. Тульчинский Г. Л. «Разум, воля, успех» — Ленинград, 1990.

44. Фрейд 3. Расстройство памяти на Акрополе, 1936.

45. Фрейджер Р., Фейдимен Д. «Личность. Теории, упражнения, эксперименты» — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004, 608с.

46. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С 44.

47. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С.82 Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993, С. 127.

48. Хрестоматия по психологии мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман — «ЧеРо» НОУ Московский психолого-социальный институт — Москва — 2002г., 751с.

49. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., Наука, 2005.

50. Шихирев ПН. «Современная социальная психология» — М.: ИПРАН; КСП+; Академический Проект, 1999г., 448с.

51. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1997, с. 715.