1 Надежность водителя в системе вадс

1. Какое количество ДТП происходит по вине водителя? 70 — 80%

2. Назовите основные факторы, определяющие надежность водителя: пригодностью, подготовленностью и работоспособностью.

3. Что понимается под понятием «личный фактор» совокупность всех врожденных и приобретенных свойств личности, ее физические и психофизиологические особенности, оказывающие влияние на какую-либо деятельность

4. Что понимается под понятием «человеческий фактор» психофизиологические характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в условиях взаимодействия человека с техникой.

5. Перечислите психофизиологические особенности труда водителя, как оператора системы ВАДС. занимается выявлением и исследованием психофизиологических характеристик деятельности водителя. Это направление изучает психофизиологические особенности деятельности водителя и их влияние на продуктивность его работы, разрабатывает мероприятия по психофизиологическому отбору и подбору водителей, изучает факторы, отрицательно влияющие на состояние водителей и их здоровье, профессиональных заболеваний и методики проведения предрейсовых осмотров.

6. Назовите основные направления автотранспортной психологии это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия водителя и автомобильной техники с целью использования их в процессе проектирования, создания и эксплуатации системы ВАДС.

Основными задачами ее являются: приспособление автомобиля и условий труда к водителю; приспособление водителя к автомобилю и условиям его эксплуатации с учетом психофизиологических возможностей водителя; выявление общих закономерностей функционирования единой системы ВАДС. Конечной целью автотранспортной психологии является создание высокоэффективной системы ВАДС на основе рационального использования возможностей водителя и автомобильной техники.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

7. Перечислите основные задачи инженерной психологии. изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в процессе проектирования, создания и эксплуатации системы человек — машина.

8. Перечислите основные методы исследования в инженерной психологии. наблюдение, беседа и эксперимент

2 Анатомо-физиологические основы психики

1. Объясните влияние условных и безусловных рефлексов на надежность водителя. Большая часть информации, получаемая водителем от дороги, среды движения и автомобиля, представляет собой условные сигналы. Дорожные знаки, разметка, показания контрольных приборов являются условными сигналами, несущими информацию, необходимую для выполнения целенаправленных управляющих действий или их прекращения. Шум двигателя, вибрация автомобиля, трение колес, звуковые сигналы вне автомобиля являются также условными сигналами, информирующими водителя о скорости движения, состоянии дорожного покрытия, изменения дорожной обстановки и т.д. В результате повторения (тренировки) эти сигналы ведут к выработке определенных ответных действий, соответствующих той или иной дорожной обстановке

2. Перечислите закономерности работы коры головного мозга. Деятельность коры больших полушарий головного мозга осуществляется при взаимодействии двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения, которые лежат в основе образования и усвоения условных рефлексов. Эти процессы под влиянием внешних или внутренних воздействий могут усиливаться или ослабляться, охватывать большие или меньшие участки коры головного мозга.

3. Дайте правильное определение понятия «концентрация нервных клеток коры головного мозга». Охват этими процессами все меньшего количества нервных центров коры носит название

4. Дайте правильное определение понятия «иррадиация нервных клеток коры головного мозга». Распространение в коре головного мозга процессов возбуждения или торможения называется

5. Дайте правильное определение понятия «отрицательная индукция нервных клеток коры головного мозга». Возбуждение или торможение в одном участке коры сопровождается возникновением обратного процесса в другом участке

6. Дайте правильное определение понятия «последовательная индукция нервных клеток коры головного мозга». Возбудимость одного и того же участка коры головного мозга понижается после возбуждения и повышается после процессов торможения

7. Перечислите основные принципы работы центральной нервной системы. Принцип детерминизма.

Принцип единства анализа и синтеза.

Принцип структурности.

8. Назовите основной принцип структурности анализаторов. Всю информацию, которая необходима водителю для надежного управления автомобилем он получает с помощью анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех отделов. Первый отдел — наружный, воспринимающий аппарат, в котором происходит превращение энергии воздействующего раздражителя в нервный процесс. Эти наружные анатомические образования и есть органы чувств (глаз, ухо, нос и др.). Второй отдел — это чувствительные нервы, по которым воздействующее раздражение передается в соответствующий центр головного мозга. Третий отдел и есть такой центр, который представляет собой специализированный участок коры головного мозга, превращающий нервные раздражения в соответствующее ощущение (зрительное, звуковое, вкусовое, тепловое и т.д.).

6 стр., 2949 слов

Структурно-функциональная модель мозга А.Р. Лурия

... Деятельность анализаторов отражает в нашем сознании внешний материальный мир. Деятельность коры головного мозга человека и высших животных определена И.П. Павловым как высшая нервная ... деятельность, представляющая собой условнорефлекторную функцию коры головного мозга Структурно-функциональная модель мозга А.Р. Лурия А. Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную ...

Центральные отделы анализаторов расположены в различных областях коры головного мозга. Так, например, центр зрительного анализатора находится в затылочной области, слухового — в височной, двигательного — в центральной извиине мозга и т.д.

9. Перечислите общие свойства анализаторов. Общим свойством анализаторов является их высокая возбудимость, что выражается в возникновении очага возбуждения в коре головного мозга даже при небольшой силе раздражителя. Всем анализаторам присуща иррадиация возбуждения, когда возбуждение из центра анализатора распространяется на соседние участки коры головного мозга. Следующей особенностью анализаторов является адаптация, т.е. способность в большом диапазоне воспринимать раздражители различной силы Анализаторы обладают способностью некоторое время сохранять процесс возбуждения и восприятия после прекращения действия раздражителя. Если быстро перемещать в темноте светящийся уголек, то вместо движущейся точки будет видна сплошная светящаяся полоса. Кроме того, всем анализаторам свойственна своя специфическая память.

10. Перечислите анализаторы, имеющие наибольшее значение в деятельности водителя. зрительный, слуховой, вестибулярный и мышечно-двигательный анализаторы.

11. Какое количество информации водитель получает с помощью зрительного анализатора? до 95% информации

12. Дайте определение параметра «острота зрения». это способность глаза различить детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Острота зрения определяется минимальным расстоянием между двумя параллельными линиями, когда глаз воспринимает их раздельно.

13. Дайте определение параметра «поле зрения». это пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижно зафиксированных глазах. Поле зрения для белого цвета распространяется к наружной стороне на 90°, к внутренней на 60°, кверху на 50° и книзу на 70°. Но это поле зрения для одного глаза. Поле зрения двумя глазами (бинокулярное) составляет 120 — 130° и охватывает все пространство перед автомобилем.

14. Дайте определение параметра «адаптация зрения». Приспособляемость глаза к различной степени освещенности называется адаптацией. Переход от низкого уровня освещенности к высокой называется световой адаптацией, такой переход может сопровождаться болезненным состоянием (резь в глазах).

4 стр., 1851 слов

1. Дайте определение понятию «специальность»

... С.П.С. определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). С.П.С. возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые ... дискуссию, необходимо уточнить, одинаковы ли у дискутирующих представления о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Доказывать свою позицию можно только с помощью объективных ...

Темновая адаптация – это переход от высокого уровня освещенности к более низкой.

15. Назовите основные функции мышечно-двигательного анализатора

имеет исключительно большое значение в деятельности водителя автомобиля, так как он осуществляет контроль за правильностью и точностью выполняемых движений. В мышцах и суставах имеются чувствительные нервные клетки, которые называются проприорецепторами. При сокращении мышц, изменении положения тела эти клетки посылают импульсы в кору головного мозга, сигнализирующие о сокращении или расслаблении мышц, о малейших изменениях положения любой части тела в пространстве.

С помощью мышечно-двигательного анализатора определяются характерные параметры органов управления: форма, амплитуда и усилие.

3 Ощущение и восприятие

1. Какие функции зрения обеспечивают пространственное восприятие водителя? Пропускная способность зрительного анализатора

2. Дайте определение понятия об ощущении. это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и другие ощущения.

3. Дайте определение понятия о восприятии. — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отраженного. Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации.

4 .Дайте определение понятия об иллюзиях. При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией.

5. Дайте определение понятия о галлюцинациях. Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, при которых человек видит предметы, явления, слышит звуки, в действительности отсутствующие. Галлюцинации являются результатом болезненного состояния человека.

6. Что определяет качество зрительного восприятия? Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в темное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге. Зрительное восприятие зависит также от расположения солнца и тени. Пропускная способность зрительного анализатора составляет 20 — 70 бит

7. Дайте определение понятия «видимость». возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленные степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Видимость зависит от времени суток и состояния атмосферы.

8. Дайте определение понятия «обзорность». это пространство, которое видит водитель впереди, позади и по обе стороны дороги, Обзорность — конструктивная особенность автомобиля, зависит от размеров лобового стекла, зеркал заднего вида, высоты сидения и возможности его регулирования по росту.

6 стр., 2757 слов

1)Дайте атрибутивное качество человека. Дайте негативное определение человека

... прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек).(из инета). 13)Что означает понятие «митохондриальная мать»? Палеонтологические исследования показали, что гипотетическая мать всех ... природе не имеют шансов выжить, этот урод выжил и дал потомство, которое оказалось гораздо более жизнеспособным, чем прочие ...

4 Этапы переработки информации вдеятельности водителя

1. Что понимается под понятием «информация»? это получение или сообщение знаний, сведений, фактов, отличных от знаний, сведений, фактов уже воплощенных в мысли или действии

2. Что относится к индивидуальным особенностям оператора? психологические и личностные качества, уровень его профессиональной подготовки, возраст, физические данные и состояние здоровья.

3. Чем характеризуются особенности потока информации? пространственным положением источников информации, скоростью информационного потока, т.е. количеством информации, поступающей в единицу времени; легкостью восприятия информации, которая определяется размерами, контрастностью, взаимным расположением и освещенностью цифр, слов, знаков и т.д.

4. Что относится к условиям деятельности оператора? особенности рабочего места (расположение органов управления, приборов, сиденья), микроклимат кабины (влажность, температура воздуха, скорость воздушного потока и т.д.), обзорность, видимость, исправность автомобиля и др.

5. Назовите основные этапы переработки информации. прием информации

переработка информации, принятие решений, выполнение решений,

контроль за выполненным действием, который осуществляется с помощью обратной связи, представляющей собой осведомительную информацию о результатах управляющих действий водителя.

6. В чем измеряется пропускная способность человека и чему она примерно равна? Пропускная способность человека, как максимальная его возможность обработки потока информации, определяется различными авторами со значительными расхождениями. Так, например, по данным Д.Миллера, В.Глезера, И.Цукермана, она изменяется в пределах от 5 — 6 бит/с до 50 — 70 бит/с. По количеству перерабатываемой информации в единицу времени люди различаются в 2 — 2,5 раза.

7. Какие параметры сигналов Вы знаете? Сила сигнала

Форма сигнала

Размер сигнала.

Движение сигналов

Длительность сигналов

5 Психомоторика и реакции водителей

1. Дайте правильное определение понятия «Психомоторика». это движения человека, включенные в его психическую деятельность. Движения, выполняемые в процессе труда, всегда направлены на достижение определенной цели и представляют собой элементы психомоторной деятельности.

2. Назовите основные характеристики психомоторики водителя. траекторией, скоростью, темпом, т силой,

3. Дайте правильное определение понятия «траектория», как элемента психомоторики. . путем, совершенным конечностью в пространстве

4. Дайте правильное определение понятия «скорость», как элемента психомоторики. . величиной пути, проходимым в единицу времени

5. Дайте правильное определение понятия «темп», как элемента психомоторики. скоростью смены одного действия другим

6. Дайте правильное определение понятия «сила», как элемента психомоторики. сопротивлением движению

3 стр., 1211 слов

2. Выпишите и дайте определения основным понятиям темы

... планом 3-5 страниц) ……………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Основные понятия: Человек — это живое существо, обладающее даром мышления ... Педагогическое руководство воспитательным коллективом. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития ...

7. Перечислите основные характеристики реакций водителя. простые и сложные, правильностью и точностью, своевременность, его надежность

8. Дайте правильное определение понятия «простая реакция». это возможно быстрое, заранее известное одиночное действие на внезапно появляющийся, заранее известный одиночный сигнал

9. Дайте правильное определение понятия «сложная реакция». всегда связана с выбором нужного действия из ряда возможных, например, нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода после выбора этого действия как наиболее рационального среди других возможных действий (поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала).

10. Дайте правильное определение понятия «латентный период реакция». это время от момента появления раздражителя до начала движения

11. Дайте правильное определение понятия «моторный период реакция». время выполнения двигательного акта

12. Чему равно примерное время реакции водителя? Среднее время латентного периода простой реакции на световой сигнал 0,20 сек, на звуковой — 0,14 сек

13. Автомобиль двигается со скоростью 90 км/час, время реакции водителя — 1 сек. Какой путь пройдет автомобиль за это время?250

14. Какие факторы влияют на изменение реакции водителя? у лиц холерического темперамента, как показали специальные исследования, оказалось меньше, чем у флегматиков на 25 — 35%, но количество ошибок у них было больше, так как холерики более склонны к поспешным и преждевременным действиям. Время реакции увеличивается и у людей пожилого возраста,

Время реакций возрастает и при увеличении скорости,

Время реакций зависит и от дорожных условий, в условиях ограниченной видимости, особенно в темное время суток, увеличивается при утомлении, в болезненном состоянии и после приема алкоголя.

Время реакции увеличивается при утомлении, в болезненном состоянии и после приема алкоголя. Так, через 6 — 8 часов управления автомобилем время реакции увеличивается на 0,1 — 0,2 сек.

На время реакций влияют и климатические условия.

6 Внимание водителя и безопасность движения

1. Какое количество ДТП происходит из-за невнимательности водителя? от 16 до 34% ДТП

2. Дайте правильное определение понятия «внимание». это сосредоточенность и направленность сознания на какой-либо объект или деятельность с отвлечением от всего остального

3. Дайте правильное определение понятия «непроизвольное внимание». это пассивное внимание. Оно возникает без волевого усилия и сознательного намерения в результате воздействия внешних раздражителей на наши органы чувств.

4. Дайте правильное определение понятия «произвольное внимание». всегда направлено на предметы и явления с сознательно поставленной целью. Это активное, волевое внимание

5. Дайте правильное определение понятия «объем внимания». это максимальное количество объектов, которое человек может одновременно отчетливо воспринимать в связи с решением какой-либо одной задачи.

6. Дайте правильное определение понятия «распределение внимания». это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно безошибочно выполнять два или более действия. Распределение внимания зависит от его объема

6 стр., 2676 слов

1. Дайте определения понятий «чувства и эмоции»

... тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса ... отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - ...

7. Дайте правильное определение понятия «переключение внимания». это скорость его перемещения с одного объекта на другой или от одного вида деятельности к другой

8. Дайте правильное определение понятия «интенсивность внимания». определяется как степень его напряжения при восприятии объектов. Чем выше интенсивность, тем отчетливее и полнее восприятие, тем более точно и быстро водитель оценивает дорожную обстановку и выполняет необходимые управляющие действия.

9. Дайте правильное определение понятия «устойчивость внимания». это сохранение в течение продолжительного времени необходимой интенсивности внимания на каком-либо объекте или деятельности.

10. Дайте правильное определение понятия «осмотрительность водителя». это способность водителя своевременно обнаруживать опасность и изменения в дорожной обстановке. Основой осмотрительности являются правильное распределение и переключение внимания, его достаточная интенсивность и устойчивость. Осмотрительность — это умение увидеть то, что в данный момент представляет наибольшую угрозу для безопасности дорожного движения. Большую роль для осмотрительности имеет правильная организация внимания.

11. Дайте правильное определение понятия «организация внимания». это умение пользоваться качествами внимания в каждом конкретном случае, в определенном их состоянии и последовательности.

7 Память и мышление

1. Дайте правильное определение понятия «память». умственная деятельность, выражающаяся в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали

2. Дайте правильное определение понятия «готовность памяти». характеризуется точностью и скоростью воспроизведения сведений, необходимых для решения практических задач. От готовности памяти зависит своевременность и правильность решений и действий водителя в условиях дефицита времени, что имеет место в опасных дорожных ситуациях.

3. Дайте правильное определение понятия «скорость запоминания». определяется временем, необходимым для запоминания соответствующего материала, например, для полного запоминания маршрута или запрещающих дорожных знаков

4. Дайте правильное определение понятия «точность запоминания». степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.

5. Дайте правильное определение понятия «продолжительность запоми­нания». характеризуется максимальным временем, в течение которого запомненный материал может быть воспроизведен.

6. Дайте правильное определение понятия «объем памяти». количество материала, которое может быть тотчас же воспроизведено после однократного восприятия.

7. Дайте правильное определение понятия «непроизвольное воспроиз­ведение». возникает при виде места, предметов или рассказов, которые связаны с прошлыми событиями.

8. Дайте правильное определение понятия «произвольное воспроизве­дение».- это сознательное извлечение из памяти сведений, знаний, необходимых водителю для принятия решения о действиях, которые следует выполнить в той или иной дорожной ситуации.

5 стр., 2026 слов

Дайте определение конфликта.

... конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Дайте определение общение. Общение- одна из универсальных форм активности ... Вариант 1 Каждый вопрос теста предусматривает один правильный ответ. 1. Общение протекает: А) в микросреде ... разрешения конфликтов.   Устный опрос. Оперировать основными понятиями психологии общения; владеть методами психологии; понимать и ...

9. Дайте правильное определение понятия «оперативная память». это запоминание информации, необходимой только лишь для выполнения определенной деятельности. Она нужна водителю для запоминания на короткое время постоянно меняющейся текущей информации.

10. Дайте правильное определение понятия «образная память». заключается в запечатлении и последующем воссоздании образов объектов, ранее воспринятых органами чувств. Представления бывают зрительными, двигательными, вкусовыми, слуховыми и т.д

11. Дайте правильное определение понятия «мышление».отражение общих свойств предметов или явлений и установление закономерных связей между ними. Обобщенное и опосредованное отражение действительности — важнейшие признаки мышления. Мышление отражает закономерные причинно-следственные связи и отношения, присущие объективной действительности

12. Перечислите основные формы мышления. Понятие, Суждение, Умозаключение, Индуктивное умозаключение , Дедуктивное умозаключение

Анализ, Синтез, Наглядно-действенное мышление, Образное мышление, Абстрактно-логическое мышление , Оперативное мышление

13. Что такое «индуктивное умозаключение»? это переход от единичных, частных суждений к общему суждению.

14. Что такое «дедуктивное умозаключение»? это переход от общего суждения к частному.

15. Дайте правильное определение понятия «оперативное мышление». непосредственно включается в практическую деятельность и направлено на решение неотложных задач. Для него характерны:

— тесная связь, переходящая в единство между восприятием и осмысливанием;

— включение мышления непосредственно в практическую деятельность;

— ограниченное время для принятия решений;

— выраженное нервно-психическое напряжение.

16. Дайте правильное определение понятия «информационная модель». это совокупность текущей информации, дающая оператору целостное представление о состоянии объекта управления и внешней среды

17. Дайте правильное определение понятия «концептуальная модель». представляет собой обобщенное мысленное представление о способах решения задач управления при изменении состояния объекта, возможных нарушениях, отказах, авариях и т.д. Концептуальная модель — это мысленный образ действий водителя при управлении автомобилем на ближайшее время.

8 Эмоции и воля

1. Дайте правильное определение понятия «настроение». это длительные эмоциональные состояния, которые могут продолжаться иногда целые дни, недели и даже месяцы

2. Дайте правильное определение понятия «аффект». называются интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки гнева, ярости, ужаса, радости, горя и отчаяния

3. Дайте правильное определение понятия «страсть».длительное и устойчивое эмоциональное состояние с выраженным стремлением к определенным действиям, или к определенному объекту. П

4. Дайте правильное определение понятия «эмоция». это переживания человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, своим действиям, к самому себе

19 стр., 9284 слов

Определение понятия и виды неотложных состояний

... лечения неотложных состояний в психиатрии и наркологии. Общие вопросы неотложной помощи Определение понятия и виды неотложных состояний   Умение распознать неотложное состояние и ... от их нозологической принадлежности, сопровождающиеся выраженными психическими нарушениями. Именно такое определение понятия используется в данном учебном пособии. Таким образом, возможно выделение нескольких ...

5. Дайте правильное определение понятия «воля». это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для их выполнения необходимо особое напряжение психики, т.е. волевое усилие.

6. Перечислите основные волевые качества. дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание.

7. Дайте правильное определение понятия «дисциплинированность». это подчинение своих действий и поступков требованиям законов, правил и нормативов. Дисциплинированность выражается в добросовестном исполнении служебных обязанностей, точном выполнении распоряжений и указаний, определяющих исполнительность.

8. Дайте правильное определение понятия «решительность». это способность своевременно принимать обоснованные, смелые и устойчивые решения и без колебаний выполнять их

9. Дайте правильное определение понятия «настойчивость». выражается в способности длительно и упорно, преодолевая все препятствия, выполнять принятое решение. Настойчивость — это систематическое проявление волевых усилий для достижения поставленной цели

10. Дайте правильное определение понятия «самообладание». это власть человека над самим собой, выражающаяся в подавлении чувства страха, боли, гнева, усталости, препятствующих достижению поставленной цели.

9 Личность водителя и его профессиональная деятельность

1. Дайте правильное определение понятия «личность». это совокупность индивидуально выраженных врожденных и приобретенных психических, морально-нравственных и физических свойств человека. Личность — это конкретный человек со всеми своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами.

2. Перечислите наиболее существенные и постоянные черты личности. направленность, потребности, интересы, способности, темперамент и характер

3. Дайте правильное определение понятия «направленность личности».это совокупность взглядов и убеждений человека, ставшая руководящей в его жизни и деятельности. . Важное значение для направленности имеют идеалы и мировоззрение, потребности и интересы, которые определяют поведение человека в условиях данной социальной среды. Направленность определяет активность и избирательное отношение к ра­боте и людям

4. Дайте правильное определение понятия «потребности». состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем либо

5. Дайте правильное определение понятия «интерес». это такое отношение к предмету или деятельности, которое создает потребность постоянно заниматься или обращать внимание на них. Интересы являются стимулом в приобретении знаний и совершенствования профессионального мастерства.

6. Дайте правильное определение понятия «способности». совокупность психических свойств личности, которая обеспечивает успешное выполнение какой-либо одной или нескольких деятельностей.

7. Дайте правильное определение понятия «темперамент». психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания их психических процессов в коре головного мозга

8. Дайте правильное определение понятия «характер».это сложившиеся под влиянием среды и воспитания индивидуальные, наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в поведении, действиях и поступках человека. Ос­новные черты характера можно условно разделить на четыре группы

9. Какие психические параметры определяют сангвиника? характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, что находит внешнее выражение в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решения, быстро засыпает и просыпается. Легко входит в контакт с людьми, у него преобладает бодрое, хорошее настроение.

10. Какие психические параметры определяют холерика? характеризуется сильной подвижной, но неуравновешенной нервной системой. У него раздражительный процесс по силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При возбуждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

11. Какие психические параметры определяют флегматика? обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Это человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная и не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности

12. Какие психические параметры определяют меланхолика человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержаны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью

10 Скорость и ее влияние на безопасность движения

1. Какие причины ДТП являются наиболее частыми? превышение скорости

2. Почему с увеличением скорости увеличивается тяжесть последствий ДТП? При движении в транспортном потоке на больших скоростях выигрыш во времени весьма незначителен, вероятность ДТП многократно увеличивается, а более тяжелые в таких случаях травмы часто заканчиваются гибелью пострадавших.

3. Почему водители допускают ошибки в оценке скорости? Водители нередко ошибаются в оценке скорости встречных и обгоняемых автомобилей, так как определить их скорости еще труднее, чем своего автомобиля. В частности установлено, что оценка скорости других транспортных средств зависит от их размеров. Скорость легковых автомобилей и мотоциклов часто переоценивается, а скорость автобусов, грузовых автомобилей недооценивается. В результате некоторые водители, недооценивая скорость идущего поезда, пытаются проскочить через железнодорожный переезд, что иногда кончается катастрофой.

4. Как влияет движение на больших скоростях на состояние водителя, восприятие и оценку им дорожной информации? Большая скорость иногда вызывает состояние, которое называют «опьянением скоростью». Возникает чувство азарта, эмоционального возбуждения, приятные переживания. Такое состояние чаще бывает при движении на мотоцикле, реже на легковом автомобиле. При этом водитель некритически относится к своему состоянию, переоценивает свои возможности, становится невнимательным, недооценивает сложности дорожной обстановки, в результате чего идет на рискованные маневры и действия, что на большой скорости может привести к нежелательным последствиям.

С увеличением скорости затрудняется пространственное восприятие, так как суживается поле зрения

При движении на больших скоростях затруднено восприятие объектов на дороге и в околодорожном пространстве, в результате чего увеличивается время реакций и увеличивается тормозной путь. Длина тормозного пути увеличивается прямо пропорционально квадрату увеличения скорости.

5. Какая скорость является наиболее безопасной?

6. Как изменяется поле зрения водителя с увеличение скорости?

7. Почему с увеличением скорости увеличивается и дальность сосредоточения взгляда на дороге? Водитель, чтобы рассмотреть тот или иной объект, должен зафиксировать его взглядом на светочувствительной оболочке глаза на 0,2 — 0,3 с. Если время проезда до него меньше, то рассмотреть и оценить его водитель не сможет. Поэтому с увеличением скорости увеличивается и дальность сосредоточения взгляда на дороге.

8. Что необходимо для надежного управления автомобилем на скоростях более 100 км/час?

11 Психофизиологические особенности управления автомобилем в темное время суток

  1. Почему в темное время суток увеличивается количество ДТП?

ночью ввиду резкого ухудшения видимости ему приходится ограничиваться только доступным, нередко недостаточным минимумом информации, необходимой для безопасного управления автомобилем. Кроме того, способность водителя к восприятию, переработке информации и адекватным управляющим действиям ограничивается снижением его работоспособности и более выраженным нервным напряжением. Поэтому, несмотря на снижение интенсивности движения в темное время суток в 5-10 раз, количество ДТП ночью резко возрастает.

2. Какие существуют основные режимы движения автомобилей ночью? скоростной режим движения , режим встречного разъезда, стесненный режим движения

3. Какие существуют виды видимости объектов обнаружения? прямой или обратной (силуэтной).

4. Какие нарушения зрительного восприятия возникают в темное время суток, и как это влияет на поведение и надежность водителей?

5. Перечислите мероприятия, направленные на снижение вероятности наезда на пешеходов в темное время суток. нарукавные повязки или отделывать детали одежды специальными рефлектирующими тканями, которые отражают большую часть падающего на них света и видны с большего расстояния

6. Почему нарушается зрительное восприятие при ослеплении водителей и как это влияет на их поведение и надежность? Очень часто причинами ДТП является засветка глаз водителя светом фар встречного автомобиля, в результате чего он на короткое время полностью или частично лишается способности к зрительному восприятию. Такое состояние обычно называют ослеплением

12 Профессиональный отбор водителей автомобилей

1. Дайте правильное определение понятия «профессиональная ориентация».это система мероприятий, направленных на выявление личностных и психофизиологических особенностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям

2. Дайте правильное определение понятия «профессиональный отбор». это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Различают относительные и абсолютные специальности.

3. Дайте правильное определение понятия «профессиональный подбор». часть профотбора, его задачей является выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности.

4. Что входит в профессиональный отбор и подбор водителей? Медицинский отбор, Образовательный отбор , Психофизиологический отбор , Социальный отбор

5. Какие основные психические параметры водителя проверяются с помощью психофизиологического отбора? проводится для выявления лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Своевременное отстранение их от обучения или водительской деятельности позволяет повысить надежность водителей. В классическом виде психофизиологический отбор (подбор) проводится для исследования у испытуемых следующих параметров: реакции, внимания, памяти и мышления

6. Какие параметры водителя проверяются с помощью социального отбора? интересы испытуемого, его волевые качества, темперамент, характер.

7. Что содержит профессиограмма водителей? Профессиограмма в целях профотбора будущих водителей должна содержать описание требований к лицам, желающим получить права на вождение автомобиля. Составляются в двух вариантах. В первом варианте дается описание профессий и требований к водителям, выполняющим обычную работу. Второй вариант содержит указания на индивидуальные особенности, определяющие возможность выполнения наиболее сложных видов водительской деятельности. Указываются также психофизиологические качества, нежелательные для водителя: недостатки двигательной сферы, мышления и памяти, эмоциональная неустойчивость, медлительность, недостаточный объем и замедленное переключение внимания и т.д.

Профессиограмма в целях профессионального подбора водителей должна содержать описание особенностей той водительской деятельности, для которой производится профотбор, а также требования к индивидуальным особенностям водителей, выполняющим эту работу. Эти требования могут значительно отличаться, как отличается и работа водителей при вождении автомобилей различного назначения

8. Какими характеристиками должны обладать методики профессионального отбора? достаточно высокой информативностью, адекватностью и прогностичностью.

13 Утомление и работоспособность водителей

1.Какие причины вызывают утомление водителей? утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение

2. Дайте правильное определение понятия «утомление». это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающей в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

3. Дайте правильное определение понятия «усталость». это субъективное переживание человеком утомления

4. Дайте правильное определение понятия «переутомление». возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо выспался, то он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких неприятных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже любимую работу.

5. Какие основные виды утомления Вы знаете? физическое, умственное и эмоциональное

6. Охарактеризуйте влияние утомления водителей на их состояние, работоспособность и надежность. снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП. Поэтому сохранение достаточно высокой работоспособности водителей является важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения.

7. Что такое монотонность и как она влияет на водителя в дорожных условиях? Слово «монотония» в переводе с греческого означает однообразие. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние, которое иногда называют «дорожным гипнозом», «ступпором» или «сонным опьянением». При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются отвлеченные мысли и представления, не имеющие никакого отношения к управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. По зарубежным данным заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23% водителей, в легкой степени — 74% и лишь 3% такого состояния не испытывают.