1)Дайте атрибутивное качество человека. Дайте негативное определение человека

Современная парадигма утверждает, что атрибутивным качеством человека является наличие разума. Homo Sapiens – «человек разумный». Тем самым, явно или неявно, предполагается, что любое существо, разумом не обладающее, не может быть признано человеком – и это определение человека считается бесспорным. Наука может дать негативное определение человека: «Человек – это не животное», от животных его отличает наличие разума. Разум – основной, атрибутивный признак человека.

2)Назовите четыре различные антропологические концепции

1.Гуморальная теория – концепция, автором которой является древнегреческий врач Гиппократ. «Гумор» переводится с греческого как «жидкость». Согласно этой концепции специфика человеческого характера, темперамента, особенности разума зависят от преобладания в организме человека одной из четыхёр жидкостей – крови, желчи, чёрной желчи, слизи. Соответственно этому Гиппократ выделяет четыре темперамента, четыре типа сознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 2. Креационистская концепция, утверждающая, что человек является творением Бога. При всём почтении к этой концепции в качестве научной её рассматривать нельзя: вера и знание являются взаимоисключающими актами разума. 3. Психоанализ (концепция Фрейда( Юнг, Адлер)): разум человека есть ничто иное, как преобразованный половой инстинкт «либидо». (В работах Фрейда ни разу не встречается слово «любовь»).

Творческий акт мышления, деятельность разума, Фрейд объясняет как вытесненное и преобразованное половое влечение, называя это преобразование термином «сублимация». 4.Концепция «вульгарного материализма», авторами и приверженцами которой были философы Бюхнер, Фогт, Молешотт. Они считали природу сознания материальной, и полагали, что что человеческий мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь, полость рта – слюну… 3) Приведите аргументы за и против био-социальной концепции

часто человека определяют как существо био-социальное. При этом предполагается , что человек является одновременно и биологическим, и социальным существом. Концепцию, подобным образом трактующую человека, с большой натяжкой можно считать научной, и не только потому, что она не корректна и дуалистична. Многие представители фауны (животного мира) являются существами социальными, то есть способными существовать только в обществе себе подобных , в стае, в стаде – это муравьи, пчёлы, шакалы… Но шакал – не человек, несмотря на то, что шакал – существо биосоциальное.

2 стр., 594 слов

Психологический парадокс человека общая концепция

... и стереотипы. Психическая структура обладает своим мыслительным аппаратом-РАЗУМОМ СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНЫМ. Его работа проявляется в Сознании человека как инсайд- интуиция, Сверхсознание в некоторых экстренных ... изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух ...

4)Приведите аргументы за и против креационистской концепции

( с интернета)Теологи утверждают, что возникновение жизни есть результат творческого акта духовного начала, «высшего интеллекта», Бога. Библия является древнейшим документом, ценным главным образом первой главой «Бытие», где сообщается как выглядела наша планета до появления фито- и зооформ жизни и рассказывается о последовательном развитии жизни, но не до человека, за творение которого взялся Бог, ему мы и обязаны своим существованием. В противоположность этому материалисты считают, что жизнь по своему происхождению материальна и возникла естественным путём на основе общих законов природы. (с методички) при всём почтении к этой концепции в качестве научной её рассматривать нельзя: вера и знание являются взаимоисключающими актами разума. Наука оперирует фактами, апеллирует к фактам и свои гипотезы , проверяет фактами; вера апеллирует к откровению и им же обосновывает свои положения. Вера, в отличие от нуки, в доказательствах не нуждается . О неизбежности Божественного промысла (замысла) мы можем лишь догадываться , но достоверно знать и эмпирически зафиксировать не можем.

5) Приведите концепции про и контра концепции Homo Sapiens

Для рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Отсюда вытекают основные сходства и отличия человека от животных. Сходство: -вещественный состав, строение и поведение организма. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человек. -человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. -у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.) Отличия: — разум. Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Человек сознает, что он делает, и понимает мир. — речь. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов, но только у человека есть вторая сигнальная система — общение с помощью слов. В естествознании предполагается, что речь произошла из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. -Способность к труду.Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее. -прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. —использование огня и захоронение трупов.

6)Обоснуйте или опровергните концепцию Homo Moralis.

Концепция Homo Moralis. Атрибут – нравственность, совесть. Животные и роботы могут быть умными, но он не могу различать добро и зло, им не может быть стыдно, никто, кроме человека, не испытывает угрызений совести, чувства сострадания, восхищения. (привержнец И.Кант)

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, искусственная среда обитания, включая ... формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе ...

7)Как объясняет сознание гуморальная теория? В чем заключается ее редукционизм?

Гуморальная теория (гумор в переводе «жидкость») – концепция, кот. подразумевает, что специфика человеч характера, темперамента, особенности разума зависят от преобладания в организме человека одной из 4-х жидкостей: крови, желчи, черной желчи и слизи. Соответственно выделяются 4 темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик (теория Гиппократа) Редукционизм в том, что разум нельзя свести к материи и объяснить материальными(гуморальными) процессами.

8)Как интерпретируют сознание представители «вульгарного матеиализма»?

Представители «вульгарного» матер-ма: Л.Бюхнер, К.Фогт, Я.Молешотт. Считали природу сознания матер-ой. Сознание – веществ. выделение из мозга. Человеч мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь и т.д

9)Как понимают сознание представители психоанализа?

Объясняют разум , сознание психическими факторами, называя их бессознательными (подсознательными).

Психика присуща и животным, животные инстинкты – это и есть психика в действии.

Согласно концепции основателя психоанализа (З.Фрейда) разум есть ни что иное, как преобразованный половой инстинкт – либидо.

10)Тождественны ли понятия «антропология» и «антропогенез»?

Антропология – (антропос – человек, логос –учение) учение о человеке. Современная парадигма утверждает, что атрибутативным качеством человека является разум. Т.о. любое существо разумом не обладающее не может быть признано человеком. Антропология – учение о сущности человека (разуме).

Антропогенез – учение о становлении человека, становлении человеческой сущности

11)Назовите две альтернативные концепции антропогенеза.

Довольно популярной является трудовая концепция, согласно которой труд сделал обезьяну человеком. Но обезьяна не трудится, в лучшем случае работает, работа не сделает разумным ни обезьяну, ни слона. Труд – это уже осознанная, целесообразная деятельность.

Креционистская концепция утверждает, что человек является творением Бога

12)Кто выдвинул гипотезу наличия общего предка у обезьяны и у человека?

Немецкий биолог Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек).(из инета).

13)Что означает понятие «митохондриальная мать»?

Палеонтологические исследования показали, что гипотетическая мать всех людей жила около 200 тысяч лет тому назад. Это существо, которое было предком всех людей вида Homo sapiens, молекулярные биологи назвали «митохондриальная мать».

14) Обоснуйте или опровергните трудовую концепцию антропогенеза

Согласно трудовой концепции антропогенеза труд сделал из обезьяны – человека. Но обезьяна не трудится, она, в лучшем случае, работает. Работа не делает разумными ни обезьяну, ни слона, ни коня. Труд – это уже осознанная целесообразная деятельность, деятельность существа уже разумного. Труд, конечно же, во многом способствовал усовершенствованию сознания, но никак не мог быть его причиной. Науке пока неизвестно, что именно произошло с австралопитеком, жившим на экваторе. Сильное ли солнечное облучение, или же иные факторы привели к генетическому сбою у самки австралопитека, но в результате генетической деформации эта самка родила мутанта (урода) – существо разумное. И хотя уроды, как правило, в природе не имеют шансов выжить, этот урод выжил и дал потомство, которое оказалось гораздо более жизнеспособным, чем прочие обезьяны. Внезапное появление нового признака – разума – обеспечило ему преимущество перед всеми другими живыми существами.

10 стр., 4584 слов

Проблема человека в современном гуманитарном знании

... nbsp; Желаем успехов!   ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность в ... сравнение, социальная категоризация.   Литература 1. Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды). – М.; Воронеж, 1999. – С. 60-124. 2. Крайг Г. Психология ...

15) Труд является причиной сознания или наоборот? Трудится ли животное?

Обезьяна (животное) не трудится, она, в лучшем случае, работает. Работа не делает разумными ни обезьяну, ни слона, ни коня. Труд – это уже осознанная целесообразная деятельность, деятельность существа уже разумного. Труд, конечно же, во многом способствовал усовершенствованию сознания, но никак не мог быть его причиной.

16) Каких существ называют «гоминиды»? Назовите современных и ископаемых гоминидов.

Гоминиды (лат Hominidae) — семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей. Гоминиды в антропологии выделяются на основании двух простых критериев: двуногость и редукция зубо-челюстного аппарата (уменьшение клыков, параболическая форма зубной дуги, укороченные челюсти).

Они также отличаются от других приматов более крупным мозгом (от 600 до 2000 мл).

Включает человека современного типа (Homo sapiens) и ископаемых людей: питекантропов, неандертальцев и, вероятно, некоторых ископаемых высших приматов типа австралопитеков.

17) Назовите основные этапы антропогенеза и основных представителей.

Дриопитек — Австралопитек – Человек умелый (Homo Habilis) – Человек прямоходящий (Homo Eretus: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) – 1) неандерталец; 2) Человек разумный (Homo Sapiens: кроманьонец) – человек разумный разумный (Homo Sapiens Sapiens).

Окончательное биологическое формирование современного человека датируется временем ~10 тыс. лет назад. В это время, с точки зрения современной науки, прекратилась биологическая эволюция человека, закончился период антропогенеза. Биологически человек больше не изменялся.

18)Дриопитек, автралопитек, Homo Habilis, Homo Erectus, Homo Sapiens – кто это?

Дриопитек (древесная обезьяна) – это группа высших человекообразных обезьян. Сведения о них представлены останками (в основном зубами).

Жили ~14-9 млн лет назад. Рамапитек (близок к дриопитеку) — Ряд ученых полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину. Австралопитек (лат. australes – южный, греч. pitekos — обезьяна) — род ископаемых высших приматов. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120—130см, масса 25—45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человеко — образных обезьян).

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... ее стойкости, волевых качеств. Поэтому психология активности слепого и слабовидящего является насущной современной пробле­мой тифлопсихологии. Изучение различных форм активности — разные формы деятельности в ... младших классов учить де­тей навыкам общения — понимать и принимать позицию других людей. В старших классах необходимы группы психологической коррекции, дис­куссионные клубы. Воспитатели и ...

Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда — один из основных признаков человека).

Homo Habilis — В этот же исторический период существовало животное, внешне очень входное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше — до 650— 1100см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей. Homo Erectus – это человекообразное существо, которое уже было больше похоже на современного человека, чем на обезьяну. Имел прямую осанку, быстро бегал на 2 ногах, изготавливал разнообразные орудия труда, пользовался огнем – сначала лишь поддерживая его, а потом научился и добывать самостоятельно. Остатки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Значит, люди этого типа были широко расселены по нашей планете. Всех их объединяют под общим видовым названием Человек прямоходящий, и они являются бесспорными представиелями рода Человек. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Первые ископаемые остатки этого человека прямоходящего были обнаружены голландским ученым Е. Дюбуа в 90-х тт. прошлого века на о. Ява. Это было существо среднего роста (160 см) с объемом головного мозга до 1100 см3. Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжелая нижняя челюсть, почти не выделяющийся подбородочный выступ. Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами — так легче было защищаться отврагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи. Неандерталец — Стадия древних людей представлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди 300—400 тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду — Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия), где в горах были обнаружены скелетные остатки этого древнего человека. Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объемом до 1600 см3. Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было еще много примитивных черт. Так, надбровные валики все еще выступали над глазами, подбородочный выступ развит не очень сильно. Рост неандертальцев достигал 1м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время — в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду. Homo Sapiens (кроманьонцы) – Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция).

11 стр., 5423 слов

Применение нейро-лингвистического программирования в современной жизни

... общения уже взрослых и созревшых людей. Ввиду всё более очевидных недостатков и проблем современной российской системы образования, было бы ... как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми. Эти паттерны и умения могут быть использованы сами ... реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы ...

Это были высокие, рослые люди (до 180см), объем их мозга достигал 1800см3. Кроманьонцы обладали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ. За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду — Человек разумный. Обладали высоким интеллектом, умели изготавливать гончарные изделия, у них была наскальная живопись. Строили жилища из костей мамонтов, из деревьев, камня. Уже регулярно хоронят умерших, что свидетельствует о наличии примитивной религии, и значит – зачатков культуры.

19)Неандерталец или кроманьонец является ближайшим предком человека?

Неандертальцы отличались мощной, мускулатурой, изготавливали более 60 типов орудий труда, умели добывать на охоте медведей и даже мамонтов. Жили в пещерах, пищу приготавливали на огне, обрабатывали шкуры и использовали их в качестве одежды. У них появляются первые захоронения. Неандертальцы были гораздо лучше приспособлены к жизни, чем кроманьонцы – но вымерли ~40 тыс. лет назад, не выдержав конкуренции с кроманьонцами. Кроманьонцы были физически слабее – но они были умнее. За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду — Человек разумный.

20)В чем заключается сущность неолитической революции, каковы ее признаки?

Неолит (новый каменный век) – период начала антропосоциогенеза. Этому периоду дали название неолитическая революция: от собирательства и охоты люди переходят к скотоводству и земледелию (10 в. до н. э.).

Тем самым они получают относительную независимость от природы, их благополучие теперь зависит почти исключительно от их разума. Характерными признаками неолитической революции были: — изобретение и распространение качественно новых способов изготовления орудий труда (шлифования, сверления и распыления), появились топоры, долота, стамески, каменные ножи; — возникновение новых видов производства и изготовление искусственных продуктов: началось производство керамической посуды (что дало возможность готовить вареную пищу), прядение, а впоследствии и ткачество; — переход к оседлому образу жизни; земледелие и животноводство были продуктивными, нежели охота и собирательство, на смену примитивному мотыжному земледелию пришла значительно производительная обработка земли с использованием рала и тягловой силы животных (быков и лошадей); — активное формирование стад домашних животных, использование их в качестве тягловой силы; — существенные сдвиги в демографической сфере; следствием неолитической революции стал не только существенный рост производительных сил, но и заметное улучшение условий жизни, увеличение пищевых запасов, что привело и к увеличению продолжительности жизни (до 30-32 лет).

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

21) В чем противоречат полигенетическая и моногенетическая концепции?

Среди ученых существуют разногласия по вопросу возникновения рас и причины расовых различий. Ныне существует три большие расы : австрало-негроидная, евро-азиатская и монголодиная. Каждая большая раса подразделяется на более мелкие. При этом общий уровень физического и умственного развития у всех рас одинодинаков, а при межрасовых браках рождается полноценное плодовитое потомство. Это свидетельствует о том, что все расы пренадлжеат одному виду. существует две альтернативные концепции происхождения человеческих рас : моногенетическая и и полигнетичсекая. согласно моногенезу, расы произошли от одного, диного предка, а сторонники полигенеза утверждают, что расы произошли от разных, никак не связанных друг с другом видов обезьян, живших на разных материках. моногенетической концепции в науке отдается предпочтение на том основании, что в результате скрещевания людей разных рас появляется полноценное потомство. А у представителейц разных видов животных потомство если и появляется, то всегда оказывается бесплодным ( как мулы рез-т скрещевания осла и лошади) существует и компромиссная концепция, согласно которой современный человек появился в одном месте, а его скрещевание с другими гоминадами привело к возникновению нескольких рас.

22.Тождественны ли понятия нтропогенез и антропосоциогенез?

антропогенез- учение о происхождении че, становлении человека (генез- протисхождение)

Антропосоциогенез -этап эволюции на культурной основе. возникновение речи и письменности, что позволило передавать информацию, знания не только на генетичсеком уровне, но и всем окружающим.человек вышел из под контрля естесственного отбора и перестал эволюционировать как биологический вид.

23)Как соотносятся понятия «мораль» и «инстинкты», «эгоизм» и «альтруизм»?

Альтруи́зм (лат. Alter — другой) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом — это «нравственная солидарность с другими человеческими существами»