2. Выпишите и дайте определения основным понятиям темы

Контрольная работа по педагогике

Задания:

1. По одной из предложенных тем составьте конспект лекции:

  • план лекции;
  • содержание лекции в соответствии с планом (5-7 страниц).

2. Выпишите и дайте определения основным понятиям темы.

3. Разработайте задания для самостоятельной работы по данной теме (не менее 3).

4. Разработайте контрольные вопросы (с правильными вариантами ответов)

или тестовые задания (с правильными вариантами ответов) для итогового контроля по данной теме (не менее 6).

5. Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении контрольной работы.

пример:

Контрольная работа по педагогике

Тема: Личность как объект и субъЕкт воспитания

План лекции:

1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

2. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

3. Факторы, влияющие на формирование личности.

Содержание лекции:

(в соответствии с планом 3-5 страниц) ………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Основные понятия:

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психи­ческих особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Социализацию – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода дея­тельности.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека

Задания для самостоятельной работы:

1. Постройте генеалогическое древо своей семьи. Проанализируйте, что вы унаследовали от своих родителей и прародителей, опираясь на перечень свойств и качеств, которые могут передаваться генетически. Особенно обратите внимание на задатки к определенным видам деятельности.

2. О каком факторе развития личности идет речь в следующем высказывании «Яблоко от яблони недалеко падает»? Обоснуйте правильность или ошибочность данного высказывания с позиции одной из концепций, объясняющих соотношение биологического и социального в развитии личности.

3. Помогите Буратино (или любому другому персонажу) составить программу по самовоспитанию. Проанализируйте его достоинства и недостатки, сформулируйте самообязательства, определите методы их реализации.

Контрольные вопросы и задания:

1. Личность — это:

а) живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного, социального и приобретенного;

б) продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания;

в) биологическое существо, предполагающее принадлежность к человеческому роду, не имеющее психологических и социальных характеристик;

г) совокупность унаследованных и приобретенных, физических и психических качеств отличающих одного индивида от другого.

2. Назовите внутренние факторы развития личности:

а) среда, наследственность;

б) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;

в) наследственность, профессиональное мастерство учителя;

г) наследственность, самовоспитание;

д) среда, воспитание.

3. Назовите составляющие социализации личности, наиболее точно отражающие этот процесс:

а) адаптация, развитие, самоопределение, физическое развитие;

б) адаптация, естественно-научное образование, самоопределение, самореализация;

в) адаптация, гуманитарное образование, самоопределение, самореализация, физическое развитие;

г) адаптация, развитие самоопределение, самореализация.

4. Индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются:

а) наследственность;

б) задатки;

в) способности;

г) талант.

5. Усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время данному обществу называется……………Социализация.………………………………………………………………

6. Биологическое направление в учении о развитии личности предполагает, что:

а) поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов;

б) поведение человека определяется влиянием на него тех или иных социальных групп;

в) психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а интересы, способности личности – социальную;

г) биологическое неотделимо от социального, и решающую роль в поведении личности играют социальные мотивы, которые могут подавлять особенности характера.

7. Сознательная и целенаправленная деятельность человека направленная на саморазвитие, самосовершенствование называется………………………самовоспитание …………………………………………

Литература:

  1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
  2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999.
  3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.
  4. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие).

    3-е изд. М., 1999.

  5. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. M., 1995.
  6. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  7. Котова И. В. Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
  8. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

Темы контрольных работ

ФИО студента

  1. Сущность профессии педагога, ее общественное значение.

  2. Профессиональная компетентность учителя. Требования к учителю и к его профессиональной подготовке в современных условиях.
  3. Понятие и характеристика общей и профессиональной культуры учителя.
  4. Сущность педагогического мастерства. Педагогическая техника.
  5. Функции и виды педагогической деятельности.
  6. Педагогика в системе наук о человеке. Предмет, структура и функции педагогической науки. Категории педагогической науки.
  7. Понятие методологии педагогической науки. Научные исследования в педагогике. Методологическая культура педагога.
  8. Классификация и общая характеристика методов педагогического исследования.
  9. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
  10. Характеристика системы образования РФ.
  11. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.
  12. Закономерности и принципы обучения.
  13. Анализ современных дидактических концепций.
  14. Проблемы модернизации современного образования. Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования. Учебные планы и программы.
  15. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика основных методов обучения.
  16. Типология и многообразие образовательных учреждений.
  17. Классификация средств обучения.
  18. Возникновение и развитие системы форм обучения. Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.
  19. Урок как основная форма организации обучения в школе. Требования к современному уроку.
  20. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников.
  21. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки.
  22. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Цели, задачи и движущие силы воспитания.
  23. Современные концепции воспитания. Личностно-ориентированный подход как стратегия гуманизации обучения и воспитания на современном этапе.
  24. Закономерности, принципы и направления воспитания.
  25. Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
  26. Основные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспитательным коллективом.
  27. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития воспитательной системы школы. Авторские воспитательные системы.
  28. Методы воспитания и проблема их классификации. Проблема выбора методов и форм воспитания.
  29. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  30. Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса.
  31. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Воспитание культуры межнационального общения.
  32. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.
  33. Детские общественные объединения как институт социалицации. Взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.
  34. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях.
  35. Семья как институт социализации. Формы взаимодействия семьи и школы.
  36. Понятие педагогических технологий. Характеристика основных педагогических технологий.
  37. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
  38. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием.
  39. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами.
  40. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя.
  41. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
  42. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.