1. Дайте определения понятий «чувства и эмоции»

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.

Эмо́ция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

2. Раскройте содержание видов чувств: эмоциональных, моральных, эстетических, интеллектуальных.

Моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. 

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). 

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

3. Как проявляются стенические и астенические эмоции в поведении человека. В чем выражается негативная роль аффекта?

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали.

Негативная роль аффекта выражается в отключении сознания человека и, как следствие, неадекватное поведение.

гнев->агрессия->человек рамахивает руками, краснеет->может ударить руками.

аффект — самая мощная эмоциональная реакция

  1. В чем выражаются функции эмоциональных проявлений человека?

Основные функции эмоций:

  • Функция побуждения – данная функция позволяет эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, или притормаживать ее.
  • Дезорганизационная функция – данная функция проявляется лишь в условиях ее проявления, а в остальных случаях не является функционально-значимой.
  • Следообразующая функция – данная функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях.
  • Эвристическая и предвосхищающая функция – определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.
  • Синтезирующая (предвосхищающая) функция – данная функция состоит в интеграции проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и целостного отражения переживаний и раздражений.
  • Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека. 

5. Воля- способность человека сознательно управлять собой в деятельности с трудно достижимыми целями.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного. Регуляторная функция эмоций - различные названия: закрепления — торможения ... эмоции. Интенсивность эмоции может быть: *слабой — эмоция появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами *средней — эмоция ... опыта. Искажение восприятия конфликтной ситуации. Данный тип искаженного восприятия характеризуется субъективным ...

6. Раскройте структуру волевого действия.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) Осознание цели и стремление достичь ее.

2) Осознание возможностей достичь цели.

3) Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.

4) Борьба мотивов и выбор.

5) Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6) Осуществление принятого решения.

7) Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

7. Назовите функции воли

Воля проявляется в двух функциях — побудительной и тормозной.

Побудительная функция воли обеспечивает начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий.

Тормозная функция состоит в том, чтобы сдерживать желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

8.1. Поясните взаимосвязь и соотношение между понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конструкция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

9. Какие подструктуры в психологической структуре личности выделяет к.К. Платонов? Как они формируются?

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических процессов

Биопсихические свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти нет

Социально-психологический

Психолого- педагогический

Индивидуально — психологический

Психо-физиологический

Нейро-психологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

10. Что является источником и движущими силами развития личности?

Движущей силой, источником, мотором роста и развития может быть сам человек, но в человеке есть два начала:

  • Позитивные или негативные силы внутри человека.

Хотим мы или не хотим, нас изнутри всегда что-то куда-то толкает или от чего-то отталкивает.

Сознательный выбор человека, волевая составляющая, реализация первой и выше позиции восприятия: «Я активно развиваю себя сам».

Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество: родители, школа, представители различных общественных и государственных учреждений («Со мной занимаются»).

Мотором роста и развития может быть:

  • естественный внутренний источник «Какой-то мотор внутри меня»
  • собственная сознательная инициатива: «Я активно развиваю себя сам»
  • инициатива других людей или организаций: «Со мной занимаются»

11. Назовите основные проявления направленности личности

Направленность— это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение— наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  2. желание— осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  3. стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  4. интерес— познавательная форма направленности на предметы;
  5. склонность— возникает при включении в интерес волевого компонента;
  6. идеал— есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  7. мировоззрение— система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  8. убеждение— высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

12. Назовите и охарактеризуйте основные виды деятельности человека. Какова их роль в развитии личности?

Физический труд

Физический трудтребует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

13. Какова роль рефлексии в деятельности человека?

Рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.

14. Что такое уровень стремлений? Какое соотношение уровня стремлений и возможностей необходимо для обеспечения лучшего развития и формирования личности?

Уровень стремлений – это развитие, обеспечивающие реализацию природных способностей. Уровень стремления и возможностей должен находиться на одном уровне, как считаю я. В человеке все качества должны развиваться постоянно

Для достижения своих целей человек должен развиваться и сам тоже –саморазвитие – это один из главных качеств.

15. Какое психическое свойство личности называется темпераментом?

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении

Эмоциональность

Резистентность

ригидность-пластичность

сенситивность

16. Раскройте физиологические основы каждого типа темперамента.

Сангвиник – (по теории Гиппократа) в крови большое количество красных телец – (по исследованиям Павлова) живой тип темперамента – сильный, уравновешенный и подвижный;

Флегматик – (по теории Гиппократа) в организме большое количество интерферона – (по исследованиям Павлова) спокойный, медлительный тип – сильный, уравновешенный инертный;

Холерик – (по теории Гиппократа) в организме активно выделяется желчь, что ускоряет биологические процессы – (по исследованиям Павлова) возбудимый, безудержный тип – сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением;

Меланхолик – (по теории Гиппократа) греч. mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь» – (по исследованиям Павлова) слабый тип – чувствительный, склонен к искусству.

17. Охарактеризуйте холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

18. Характер– это стойкие индивидуальные особенности личности, формирующиеся и систематически проявляющиеся в деятельности и общении, определяющие типичные для данного человека способы поведения.

19. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

-От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.

-Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

-В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

-Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

20. Что такое акцентуированные черты характера?

Акцентуированные — это черты характера, которые особенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера. Под этим обычно понимается то, что данный человек довольно часто, в самых разнообразных ситуациях жизни демонстрирует соответствующую черту характера, причем проявляет ее гораздо сильнее, чем все остальные.

21. Что такое психологическая защита? Раскройте суть методов психологической защиты.

психологи́ческая защи́та — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику

22. Дайте определение способностей. Каково их значение в деятельности людей?

Способности — индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех деятельности и легкость овладения ею.

Значение способностей в деятельности крайне важно, так как у каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению

23 .Что такое задатки? в какой связи находятся они со способностями?

Задатки – некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

Задатки являются лишь одним из условий формирования способностей.

24. Какие функции выполняет общение?

Общение выполняет целый ряд основных функций: — Информационная — — Контактная –

— Побудительная — — Координационная — — Понимания — Амотивная — — Функция установления отношений — — Функция оказания влияния –

25. Назовите и расскройте сущность нвербальных средств общения. К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

26. Какой из методов воздействия на человека является самым насильственным?

Люди, общаясь между собой, воздействуют друг на друга, вольно или невольно используя на практике такие механизмы воздействия, как заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение. Массовый способ интеграции групповой деятельности возникает у значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.. Одним из его признаков является стихийность.

Убеждение — метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.

Внушение. В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание.

Подражание. Самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь посредством обучения и воспитания.Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира, его психологические механизмы подражания значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, так как срабатывает критичность личности. Следование во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство)

27. Что такое манипуляции в процессе общения? Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

28. Виды делового общения:

  1. 1. По способам обмена информацией

Различают устное и письменное деловое общение.

2. По средствам общения

  • Прямое — предполагает личные контакты.
  • Косвенное — общение через посредников.
  • Непосредственное — с помощью голоса, жестов, интонации.
  • Опосредованное — с использованием специальных средств — диктофона, видеокамеры, компьютера и так далее.
  1. 3. По содержанию

  • Материальное — обмен продуктами деятельности и предметами.
  • Когнитивное — обмен информацией, знаниями.
  • Деятельностное — обмен навыками, умениями, операциям.
  • Мотивационное — обмен побуждениями, мотивами, целями, потребностями.

Каковы принципы деловой беседы?

Самые главные принципы таковы — в любой форме общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.

В каждом виде делового общения одной из главных составляющих является культура речи — устной и письменной. Любая форма общения в деловой сфере подразумевает предварительную подготовку и уважение собеседников а также взаимопонимание и желание услышать собеседника

29. Каковы особенности internet-общения?

1.Анонимность. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств) , так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. 2.Своеобразие протекания процессов МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ в условиях отсутствия невербальной информации. 3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. 4.Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами. 5.Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

30. Какие проблемы возникают у собеседников в процессе общения по телефону?

При телефонном разговоре наблюдается такое явление, какпресыщение общением. Оно может явиться источником напряженности между сторонами. Поэтому во вре­мя разговора надо соблюдать меру. Иначе может потеряться смысл общения и возникнуть конфликт. Признаки пресыщения общением: возникновение и усиление беспричинного недоволь­ства партнером, раздражительность, обидчивость и т.п. Следует вовремя выйти из контакта с партнером, чтобы сохранить дело­вые отношения. Кроме того, ведя длительные телефонные раз­говоры, вы можете получить репутацию зануды или пустомели. Подобная репутация подорвет интерес к вам и к вашим деловым предложениям. Чтобы восстановить доброе имя фирмы и свое реноме, придется затратить значительно больше усилий, чем при установлении первого делового контакта.

31. Что такое аттракция? Приведите примеры приемов аттракции.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

1Й прием «Именуя — возвеличиваем»

К примеру, обращаясь к собеседнику по имени или имени-отчеству, вы не только проявляете вежливость, но и выделяете его из толпы, подчеркиваете его значимость для вас и проявляете уважение к его личности.

Каждый из нас считает себя личностью, и всем нам бывает приятно, когда окружающие признают это. Когда ваш собеседник получает подтверждение того, что он личность, у него возникает чувство удовлетворения, которое всегда сопровождается положительными эмоциями.

Люди тянутся к тем, кто вызывает у них подобные эмоции.

2Й прием «Дружба начинается с улыбки»

Нам нравятся приветливые люди, а про людей с кисло-унылым выражением лица говорят: «Такому бы в кефирном цехе работать, от его физиономии молоко сразу скиснет». Лицо — зеркало внутреннего мира: во время общения мы в первую очередь считываем невербальные сигналы, которые нам посылает лицо собеседника, а только потом обращаем внимание на позу, жесты и прочее. Самое главное, что делает ваше лицо приятным — улыбка и хорошее настроение. Необязательно она должна быть рот до ушей, но непременно искренняя и теплая.

3Й прием «Искусство слушать»

Никогда не перебивайте собеседника, не вынуждайте его обрывать речь на полуслове, и тем более не заканчивайте за него предложения. Последнее выглядит не только как проявление невоспитанности, но и как намек на то, что ваш собеседник слишком предсказуем.