Надежность системы вадс

1. Предмет автотранспортной психологии

2. Особенности труда водителя.

3. Надежность водителя

4. Надежность других звеньев системы ВАДС

1. Предмет автотранспортной психологии

Автотранспортная психология — это научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия водителя с автомобилем с целью использования их в процессе проектирования, создания и эксплуатации системы ВАДС. Основными задачами ее являются: приспособление автомобиля и условий труда к водителю с учетом его психофизиологических возможностей и приспособление водителя к автомобилю и условиям его эксплуатации.

Система ВАДС = Водитель – Автомобиль – Дорожная Среда. Надежность системы зависит от состояния всех ее звеньев: водителя. автомобиля, дороги и среды движения.

2. Особенности труда водителя.

Для правильного понимания требований, которые деятельность водителя предъявляет к его психофизиологическим качествам, необходимо учитывать условия, в которых ему приходится работать.

1. Действия водителя часто являются ответными реакциями на неожиданно возникающую дорожную ситуацию, порой совершенно непредсказуемую. Неожиданность требует быстрого переключения одной двигательной установки на другую. Это вызывает выраженное нервное напряжение, что нередко приводит к ошибкам.

От водителя требуется постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Она предъявляет особенно высокие требования к вниманию водителя.

2. Периодическое чередование двух противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий — монотонности и информационной перегрузки. Монотонность (однообразие) возникает при низкой интенсивности движения, отсутствии других участников движения, однообразном ландшафте окружающей местности, на прямых участках дороги большой протяженности, продолжительном движении в колонне с постоянной скоростью, длительном воздействии однообразных световых или звуковых раздражителей через равные промежутки времени, а также при фиксации взгляда на световом раздражителе. Такими раздражителями для водителя могут быть шум от двигающегося рядом продолжительное время грузового автомобиля, шум от своего автомобиля, фиксация взгляда на солнечном блике бампеpa впереди идущего автомобиля и т. п.

9 стр., 4470 слов

1 Надежность водителя в системе вадс

... проектирования, создания и эксплуатации системы ВАДС. Основными задачами ее являются: приспособление автомобиля и условий труда к водителю; приспособление водителя к автомобилю и условиям его эксплуатации ... условных и безусловных рефлексов на надежность водителя. Большая часть информации, получаемая водителем от дороги, среды движения и автомобиля, представляет собой условные сигналы. Дорожные ...

Монотонность провоцирует недостаток информации (сенсорный голод), что приводит к снижению двигательной активности, сонливости. а иногда и к засыпанию за рулем, и как следствие, к грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки.

Информационная перегрузка возникает при интенсивном дорожном движении, особенно в условиях большого города или при движении на больших скоростях. Возникает недостаток времени, в результате которого водитель не успевает воспринять и переработать всю поступающую информацию и своевременно выполнить необходимые управляющие действия.

3. Непрерывность и дискретность. Движение может замедляться или прерываться возникающими помехами (другими автомобилями, пешеходами, состоянием дороги, сигналами светофоров, плохой видимостью и т.д.).

Возникающие в связи с этим частые остановки и возобновление движения, уменьшение или увеличение скорости и другие противоположные действия предъявляют высокие требования к подвижности нервных процессов водителя и являются одной из причин развития утомления.

4. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. В простых дорожных условиях водитель работает в произвольном темпе. Он в соответствии со своими возможностями выбирает скорость движения и не очень ограничен временем при выполнении различных маневров.

Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а такжепри возникновении опасных ситуаций. Навязанный темп и дефицит времени имеют место при управлении оперативными автомобилями (милиции, пожарными, скорой медицинской помощи), когда водитель вынужден вести автомобиль на большой скорости, нередко в условиях оживленного городского движения. В таких случаях водитель не успевает воспринимать необходимую дорожную информацию, правильно оценивать ее и своевременно выполнять необходимые управляющие действия.

5. Неравномерность и неопределенность поступающей инфор­мации. При движении в простых дорожных условиях на дорогах с низкой интенсивностью движения водитель иногда в течение про­должительного времени может не получать никаких значимых раз­дражителей, требующих немедленных ответных действий. В усло­виях интенсивного городского движения или на скоростных до­рогах нередко в течение одной секунды и даже одномоментно он должен воспринять и отреагировать на неожиданно возникающие раздражители или изменения дорожной обстановки.

Информаци­онная насыщенность на дорогах меняется при въезде в населен­ные пункты и выезде из них, при въезде со скоростной магистра­ли на дорогу с низкой интенсивностью движения, с главной ули­цы на боковую, и наоборот.

Неопределенность поступающей ин­формации выражается в том, что водитель никогда не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.

2 стр., 676 слов

Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными ...

... Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и потребности б) эмоционально-волевые процессы ...

6. Необходимость прогнозирования или предвидения вероятностного развития дорожной обстановки. Особенно большие трудности при прогнозировании воз­никают, когда водитель должен одновременно предвидеть пове­дение на дороге двух, а иногда и более объектов: пешеходов, других автомобилей. Неожиданные препятствия или помехи иногда застают водителя врасплох. В этих случаях на­правление, в котором он должен двигаться, чтобы избежать ДТП, открывается в последние секунды. Это периоды наибольшей пси­хической нагрузки.

Опыт­ный водитель нередко по некоторым мелким, даже не всегда осознанным признакам может уловить, почувствовать намерение води­теля другого автомобиля или пешехода. У него со временем выра­батывается особая форма наблюдательности, помогающая ему не только видеть в каждый момент наиболее опасные действия дру­гих участников движения, но и предвидеть их последствия и свое­временными действиями предотвратить возникновение опасных ситуаций.

7. Необходимость активного поиска недостающей информации в условиях огра­ниченной видимости. При управлении автомобилем в темное вре­мя суток, в тумане, при сильном снегопаде, во время дождя водитель плохо видит дорогу, дорожные знаки, дорожную раз­метку, пешеходов и другие автомобили. Он затрудняется в опре­делении положения своего автомобиля по отношению к другим участникам движения и активно ищет необходимую информа­цию для такой оценки. При этом появляется состояние нервного напряжения, неуверенности, тягостного ожидания возникнове­ния аварийной ситуации. Такое состояние приводит к наруше­нию способности быстро воспринимать и правильно оценивать дорожную обстановку, своевременно принимать решения и вы­полнять необходимые управляющие действия, что при реальном усложнении дорожной обстановки может быть причиной грубых ошибок и ДТП.

8. Водитель несет ответственность за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. Чувство ответственности нередко вызывает отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка.

Итак, можно заметить, что работа водителя часто сопровождается нервно-психическим напряжением. Оно определяется повышенной опасностью автомобиля как транспортного средства.

Выводы:

1. Сложность водительской деятельности предъявляет высокие требования при конструировании новых или совершенствовании конструкций старых автомобилей, строительстве и обустройстве дорог, а также при организации дорожного движения. Необходи­мо учитывать психологические возможности водителей, разреша­ющую способность их нервной системы и органов чувств. Вместе с тем необхолима разработка мероприятий по рациональному режиму труда и отдыха водителей.

2. Сложность водительской деятельности предъявляет высокие требования и к водителю, а, следовательно требует совершенствования методов их профессионального отбора и подго­товки.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... системах. Формирование сенсорных образов как результат конвергенция сенсорных сигналов. 8 принципов передачи сигнала: Многоуровневости сс Механизма распространения сигнала -дивергенция: возрастает надежность, ... анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно ...

3. Надежность водителя

Водителя автомобиля – это оператор сложной системы ВАДС. Следует отметить особенности отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает непосредственно от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть в закодированной форме — от контрольно-измерительных приборов автомобиля.

Источником информации для водителя являются объекты, находящиеся на проезжей части дороги, состояние дороги и среды движения, придорожное пространство, светофоры, дорожные знаки, шум двигателя и шум, возникающий при тре­нии колес с автомобильной дорогой, вибрация и другие сигна­лы, несущие информацию, необходимую для ориентировки в дорожной обстановке. Пока­зания приборов не составляют большую часть этой информации.

Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1–2 секунды иногда приводит к возникновению аварийной ситуации. Водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени. Однако, в некоторых условиях, например при движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно.

Надежность водителяэто его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Различают психологическую надежность оператора, которая определяется соответствием его психологических качеств требованиям выполняемой деятельности, и физиологическую надежность, зависящую от физических и физиологических данных и состояния здоровья.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации.

5 стр., 2168 слов

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ: ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

... ворота, разъезде на нерегулируемом перекрестке и смене полосы движения Так для обгона впереди идущего автомобиля водитель должен видеть перед собой дорогу на расстоянии не менее 600—800 м, ... в результате врожденного дефекта или перенесенного заболевания. Это снижает надежность водителя, который может не заметить пешехода на обочине дороги, упустить важные детали в опасных дорожных ситуациях или ...

Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени.

— Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

4. Надежность других звеньев системы вадс

Надежность системы ВАДС зависит и от состояния других ее звеньев: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, информативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а следовательно, повышают их надежность работы системы в целом.

Дорога имеет свои параметры. К ним относятся: ширина проезжей части, конфигурация в плане и профиле, состояние покрытия, границы (тротуар, кювет, обочина).

К дороге имеют отношение находящиеся на ней и в придорожном пространстве транспортные средства, пешеходы, животные, светофорные объекты, дорожные знаки и разметка, неподвижные препятствия. Обустройство дороги и уровень организации дорожного движения могут облегчать или затруднять работу водителя и, таким образом, оказывать прямое влияние на надежность работы системы..

Среда движения характеризуется освещенностью, влажностью, температурой, ветром, запыленностью и видимостью. От отрицательного воздействия среды водитель должен быть защищен соответствующим техническим обустройством автомобиля. Работоспособность водителей, а следовательно их надежность, зависит от времени суток, солнечной геомагнитной активности и перепадов барометрического давления. Таким образом, мы видим, что другие звенья системы влияют на ее надежность не прямо, а косвенно, оказывая влияние на оператора.

8