Структурно-функциональная модель мозга А.Р. Лурия

Общие сведения о структурной и функциональной организации нервной системы, головного мозга человека, коры больших полушарий мозга.

Нервная система человека обеспечивает приспособление организма к воздействию внешней среды и осуществление его реакций как единого целого. Раздражение, полученное рецептором, вызывает нервный импульс, который перерабатывается в центральной нервной системе и передаётся рабочему органу. Нервная система регулирует деятельность различных органов и тканей, приспосабливая их работу к изменяющимся условиям, как в отдельные моменты, так и в течение всей жизни организма.

Благодаря деятельности высшего отдела нервной системы — коры головного мозга — человек наделён мышлением и психикой, регулирует своё поведение.

Функции нервной системы: Функциями нервной системы являются осуществление взаимодействия организма с внешней средой и обеспечение взаимосвязанной и координированной деятельности и их систем в организме.

Нервную систему разделяют на:

центральную нервную систему и периферическую нервную систему. Функционально в нервной системе выделяют блоки, обеспечивающие различные стороны её деятельности — сенсорные системы, моторные системы, а также осуществляющие их взаимодействие в пределах центральной нервной системы ассоциативные системы. Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер.
Периферическая на:
соматическую и вегетативную.

Соматическая нервная система осуществляет преимущественно связь организма с внешней средой: восприятие раздражений, регуляцию движений поперечно-полосатой мускулатуры и др.

Вегетативная — регулирует обмен веществ и работу внутренних органов: биение сердца, перистальтические сокращения кишечника, секрецию различных желез и т. п.

Обе они функционируют в тесном взаимодействии, однако вегетативная система обладает некоторой самостоятельностью (автономностью), управляя многими непроизвольными функциями.

Нервная система

Характерная черта всего живого — раздражимость, или чувствительность. Всем организмам нужна определённая степень внутренней координации и регуляции; надлежащая взаимосвязь между стимулом и реакцией необходима для поддержания стационарного состояния и выживания.

6 стр., 2638 слов

Психика и организм

... непроизвольные функции организма при помощи двух отделов: симпатической нервной системы (активизатор систем организма) и парасимпатической (релаксант – расслабляет эти системы). Преобладающая активность ... одной из систем позволяет предположить ...

Человек имеет две различные, но взаимосвязанные системы координации — нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро, её эффекты чётко локализованы, а в основе её деятельности лежит электрическая и химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, её эффекты носят диффузный характер, а в основе её действия лежит химическая передача сигнала через систему кровообращения.

Нервная система — осуществляет регуляцию функций организма и связь организма с внешней средой. Центральная нервная система состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представляет собой скопление нервных клеток, белое вещество состоит из их отростков. Кроме нервных клеток (нейронов), в центральной нервной системе имеется нейроглия. Она со всех сторон окружает нейроны. (Нейроглия — совокупность вспомогательных клеток нервной ткани. Нейроглия заполняет пространство между нейронами и окружающими их капиллярами и участвует в метаболизме нейронов.) В спинном мозге серое вещество находится в центре, окружая спинно-мозговой канал. В головном мозге, наоборот, серое вещество расположено по его поверхности, образуя кору и отдельные скопления, получившие название ядер, сосредоточенных в белом веществе. Белое вещество находится под серым и составлено нервными волокнами, покрытыми оболочками. Нервные волокна, соединяясь слагают нервные пучки. А несколько таких пучков образуют отдельные нервы.

Мозг- центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействия со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции.Кора больших полушарий головного мозга- структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3−4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга и покрывающий их.

Полушарие разделено на доли: лобная, височная, затылочная, теменная доли
Таламус — это главный подкорковый центр всех видов чувствительности (болевой, температурной, тактильной, проприоцептивной)
Гипоталамусрасположен под таламусом и является местом, где взаимодействует нервная и эндокринная система.

10 стр., 4556 слов

Центральная нервная система: строение, функции

... и белое вещество нервной системы Всё вещество, из которого состоит центральная нервная система, делится на два типа - серое и белое. Серое вещество спинного и головного мозга состоит в ... . В спинном мозге нейроны вегетативной нервной системы располагаются на границе между базальной и крыловидной пластинами, образуя боковые рога серого вещества. Вся вегетативная нервная система состоит из ...

Функции: потребление пищи и поддержание массы тела, потребление воды и водно-солевой баланс в организме, регуляцию температуры в зависимости от температуры внешней среды, эмоциональных переживаний, мышечной работы и других факторов, функцию размножения.

Нервы, по которым возбуждение передаётся из центральной нервной системы к органам, называются центробежными, а нервы, проводящие возбуждение с периферии в ЦНС, называются центростремительными.

В зависимости от выполняемой функции нейроны делятся на три основные группы: 1) воспринимающие, чувствительные, или рецепторные; 2) исполнительные, или эффекторные; 3) контактные, или промежуточные (вставочные).

Многие клетки в ЦНС обладают автономией. В этих клетках могут возникать нервные импульсы даже в отсутствии внешних раздражений под влиянием продуктов обмена веществ. Нервные клетки связаны друг с другом посредством синапсов. Синапс — место функционального, а не физического контакта между нейронами. Одно нервное волокно может образовать до 10 000 синапсов на многих нервных клетках.

Нервный импульс — не электрический ток, а электрохимическое возбуждение в нервных волокнах; возникает в одном участке, вызывает такое же в соседнем. В нервной системе информация передаётся как серия нервных импульсов — распространяющихся потенциалов действия. Нервный импульс пробегает по аксону в виде волны деполяризации. Все типы нейронов передают импульсы одинаково.

Отростки нейронов, покрытые оболочкой называются, нервными волокнами. Существуют миелиновые (более толстые, образованы Шванновскими клетками) и безмиелиновые (более тонкие, образованы клетками нейроглии) оболочки.
Головной и спинной мозг одет тремя мозговыми оболочками: твёрдой, паутинной и сосудистой и заключён в защитную капсулу, состоящую из черепа и позвоночника.

Твёрдая — наружная, соединительноглотательная, выстилает внутреннюю полость черепа и позвоночного канала. Паутинная расположена под твёрдой — это тонкая оболочка с небольшим количеством нервов и сосудов. Сосудистая оболочка сращена с мозгом, заходит в борозды и содержит много кровеносных сосудов.

2 стр., 553 слов

Блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования).

... . шульте, счет, решение задач, ассоциативные ряды, раскладывание серии картинок.   Блок мозга (блок приема, хранения и переработки информации). 1. Обработка кинестетической информации — праксис ... праксис, кубики Кооса, зрительная память, понимание логико-грамматических конструкций.   блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования). оценивается при выполнении всех ...

Спинной мозг находится в позвоночном канале и имеет вид белого тяжа. По передней и задней поверхности спинного мозга расположены продольные борозды. В центре проходит спинно-мозговой канал, вокруг него сосредоточено серое вещество — скопление огромного количества нервных клеток, образующих контур бабочки.

Белое вещество спинного мозга образует проводящие пути, которые тянутся вдоль спинного мозга, соединяя как отдельные его сегменты друг с другом, так и спинной мозг с головным. Одни проводящие пути называются восходящими или чувствительными, передающими возбуждение в головной мозг, другие — нисходящими или двигательными, которые проводят импульсы от головного мозга к определённым сегментам спинного мозга.

две функции — рефлекторную и проводниковую. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга, который регулирует спинномозговые рефлексы.

Головной мозг человека расположен в мозговом отделе черепа. Средняя его масса 1300−1400 г. Рост мозга продолжается до 20 лет. Состоит он из 5-ти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Внутри головного мозга находятся 4 сообщающиеся между собой полости — мозговые желудочки. Они заполнены спинномозговой жидкостью. Филогенетически более древняя часть — ствол головного мозга. Ствол включает продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг. 12 пар черепно-мозговых нервов лежат в стволе мозга. Стволовая часть мозга прикрыта полушариями головного мозга.

Продолговатый мозг — продолжение спинного мозга и повторяет его строение; на передней и задней поверхности залегают борозды. Он состоит из белого вещества, где рассеяны скопления серого вещества — ядра, от которых берут начало черепные нервы — с 9 по 12-ю пару.

Задний мозг включает варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост снизу ограничен продолговатым мозгом, сверху переходит в ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка. Мозжечок расположен сзади моста и продолговатого мозга. Поверхность его состоит из серого вещества (кора).

15 стр., 7426 слов

11. Три функциональных блока мозга. Взаимодействие трёх блоков мозга

... блоков (аппаратов) человеческого мозга. Первый блок- энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Второй блок ... форма поведения Механизм научения близок к механизму условному рефлексу Виды научения: 1. импринтинг ( ... определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или "внешним полем" либо следами прежнего опыта и не ...

Под корой — ядра.

Средний мозг расположен впереди варолиева моста, он представлен 4-рохолмием и ножками мозга. Промежуточный мозг занимает самое высокое положение и лежит спереди ножек мозга. Состоит из 2-х зрительных бугров, надбугорной, подбугорной области и коленчатых тел. По периферии промежуточного мозга находится белое вещество. Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий и соединяющей их срединной части. Борозды делят поверхность полушарий на доли; в каждом полушарии различают 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Деятельность анализаторов отражает в нашем сознании внешний материальный мир. Деятельность коры головного мозга человека и высших животных определена И.П. Павловым как высшая нервная деятельность, представляющая собой условнорефлекторную функцию коры головного мозга

Структурно-функциональная модель мозга А.Р. Лурия

А. Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель мозга, согласно которой весь мозг можно разделить на три основных блока. Каждый блок имеет собственное строение и играет определенную роль в психическом функционировании.
1- й блок — блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга, энергетический блок, который включает:

· ретикулярную формацию ствола мозга;

· диэнцефальные отделы;

· неспецифические структуры среднего мозга;

· лимбическую систему;

· медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

19 стр., 9019 слов

Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной деятельности

... у человека, путем многолетних исследований и наблюдений установил следующие четыре стадии развития высшей нервной деятельности ребенка: 1. раздражения, поступающие в кору головного мозга ребенка ... системой он понимал условно-рефлекторное реагирование через непосредственное восприятие энергии условных раздражителей. Вторая сигнальная система обеспечивает реагирование на сигнальное значение при ...

2- й блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включает центральные части основных анализаторных систем, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объдинить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии — третичные поля.

Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т. е. переключение импульсов от клеток II-го слоя к клеткам III-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

... мозга отражать окружающий мир - это ... A ) психика B) интуиция C) сознание D) предсознание E) чувство Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности ... Мысли Черты характера, включающие в себя систему отношений человека к действительности. A ) Направленность личности B ... лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов A ) Анкета B) Интервью C ...

Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности — символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

3-й блок- блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

ногочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой — осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

Концепция условных рефлексов (Павлов)

Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека или животного реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды. Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: условного (безразличного, сигнального, индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.) должен несколько опережать по времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителей, чтобы образовался условный рефлекс.

Например, если несколько раз включать свет лампочки перед тем, как давать собаке пищу, то, начиная с какого-то момента, собака будет подходить к кормушке и выделять слюну каждый раз при включении света еще до того, как ей будет предьявлена пища. Здесь свет становится условным раздражителем, сигнализирующим о том, что организм должен приготовиться к безусловнорефлекторной пищевой реакции. Между стимулом (светом лампочки) и пищевой реакцией формируется временная функциональная связь. Условный рефлекс вырабатывается в процессе обучения, причем связь между сенсорной (в нашем случае— зрительной) системой и эффекторными органами, обеспечивающими реализацию пищевого рефлекса, формируется на основе совмещения условного стимула и безусловного подкрепления его пищей. Итак, для успешной выработки условного рефлекса обязательно соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — свет) должен предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища).

Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньшей, чем безусловного подкрепления. Например, для самки любого млекопитающего крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила как условного, так и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Можно выделить следующие наиболее важные достижения Павловской теории:

1. Создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных (метод условных рефлексов).

2. Подчеркивается приспособительно-эволюционный смысл условных рефлексов для животного мира.

3. Предпринята попытка локализовать процесс замыкания временной связи в коре больших полушарий.

4. Констатировал наличие в коре б.п. процесса торможения.

5. Четко сформулировано учение об анализаторах (3 блока в строении любой сенсорной системы).

6. Сформулировал представление о коре как о мозаике из процессов возбуждения и торможения.

7. В конце своей жизни выдвинул принцип системности работы головного мозга.

Первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие:

Рефлекс— это своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Рефлексами называют реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей.

Сеченов выделял два рода рефлексов:

1.Постоянные, врожденные, которые осуществляются низшими отделами нервной системы («чистые» рефлексы).

· Изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни, которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.

2. Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

3. Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.

4. Сеченов вводит понятие «физиологического состояния нервного центра», которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.

5. Вводится понятие «ассоциации рефлексов», которое лежит в основе обучения человека и животных.

Однако у Сеченова не хватало экспериментальных подтверждений своих «гениальных догадок». Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта

Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:

1. Принцип детерминизма (причинности).

Этот принцип означает, что любая рефлекторная реакция причинно обусловлена, то есть нет действия без причины. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенным воздействием из внешней или внутренней среды.

2. Принцип структурности. Согласно этому принципу каждая рефлекторная реакция осуществляется при помощи определенных структур мозга. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к какой-либо структуре.

3. Принцип анализа и синтеза раздражителей. Нервная система постоянно анализирует (различает) с помощьюрецепторов все действующие на организм внешние и внутренние раздражители, и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию — синтез. В мозге эти процессы анализа и синтеза происходят непрерывно и постоянно. В результате организм извлекает из среды нужную для себя информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Учение о сигнальных системах было создано И. П. Павловым. Общим свойством ВНД для животных и человека является синтез и анализ непосредственных конкретных сигналов (предметов, явлений и др.), поступающих из окружающей среды, что представляет собой первую сигнальную систему (сигналы действительности).

Конкретные сигналы через соответствующие специфические рецепторы и структуры адресуются определенным структурам мозга, в том числе, обязательно корковым центрам.

Первая сигнальная система является общей для животных и человека. У человека же, в отличие от животного, имеется вторая сигнальная система, связанная со словесными раздражителями и речью (слова — это сигналы сигналов).

Слова как система сигналов состоит из набора многочисленных слов, которые человек видит (при чтении) или слышит. Импульсы второй сигнальной системы адресуются соответствующим специфическим центрам второй сигнальной системы, расположенным в коре головного мозга.

Вторая сигнальная система имеет свою сложную эволюцию, носит социальный характер, так как связана с общественно-трудовой деятельностью человека. Именно в процессе трудовой деятельности появилась необходимость общения между людьми, средством которого и явилась вторая сигнальная система. И. П. Павлов говорил, что вторая сигнальная система представляет собой чрезвычайную прибавку к ВНД человека, это наше лишнее, добавочное, социальное и есть человеческое. Слово, хотя и является реальным раздражителем для человека, принципиально отличается от раздражителя первой сигнальной системы тем, что в нем отражаются не только конкретные, а наиболее существенные основные его свойства, которые носят обобщенный и абстрагированный характер.

Как известно, на любое слово у животного можно выработать условный рефлекс, причем в основе этого сложного нейрофизиологического процесса лежат те же самые закономерности, какие имеют место при образовании любого условного рефлекса: формирование временных связей в результате иррадиации процесса возбуждения из первой сигнальной системы на вторую. Однако, для животного слово является просто звуковым раздражителем, в то время как человек в результате абстрактного мышления вкладывает в слово определенный смысл.

Первая и вторая сигнальные системы постоянно взаимодействуют между собой. Принято считать, что вторая сигнальная система формируется на базе первой. Первая сигнальная система по отношению ко второй является проводником действительности (И. П. Павлов).

Отсюда, объем и качество второй сигнальной системы определяется такими же параметрами первой сигнальной системы. Однако, как только сформируется вторая сигнальная система, она начинает выступать по отношению к первой в роли высшего регулятора.

Доказательством этого являются:

1) Ориентировка в окружающей среде у человека происходит через образование обобщенных понятий, через мышление и слова, связанные с ним.

2) Эксперименты свидетельствуют, что на подачу слова, обозначающего действие определенного безусловного раздражителя, возникает реакция организма более сильная, чем на непосредственное действие этого раздражителя

Особенности высшей нервной деятельности человека:

1. Высшая нервная деятельность — это приобретенная условно-рефлекторная деятельность человека, по сравнению с животным, она несомненно более разнообразнее и богаче, что связано с образованием колоссального количества временных связей и их более сложными взаимоотношениями. Отсюда следует и значительно более сложные формы поведенческой деятельности человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

2. ВНД человека социально обусловлена. Практически каждый раздражитель, действующий на организм человека, социально преломляется, что обуславливает самые сложные формы приспособительной деятельности. Хотя за рубежом и существует наука «зоосоциальная психология», тем не менее, в животном мире господствуют биологические законы, по которым в природе выживает сильный. Возьмем элементарный пример из жизни: праздничная демонстрация действует на представителей животного мира как обычный раздражитель окружающей среды, у человека происходит социальное преломление. Одни люди к ней относятся положительно, а другие враждебно (зависимости от их отношения к данной общественной формации).

3. Как было отмечено выше, у человека имеется вторая сигнальная система, которая усложняет его ВНД. Именно вторая сигнальная система позволяет человеку абстрактно мыслить с вытекающими отсюда сложными реакциями организма и поведенческой деятельностью в окружающей среде.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector