Тема «Предпосылки отделения Психологии от философии»

СМ № 5

Тема «Предпосылки отделения Психологии от философии»

Блок

Задание

оценка

1

1.1. Компьютерные тесты тт.21-25

1.2. Дополнение таблицы 5.1

Итог за 1 блок

2

2.3.Решение кроссворда 1

2.4. Определение терминов

Итог за 2 блок

3

3.5. Работа спервоисточниками

3.6. Составлениекроссворда

Итог за 3 блок

∑ =

Блок 1

Задание1.

Пройти тесты на компьютере с темы 21-25.

Задание 2.

Заполните таблицу. табл.. 5.1

Учёные

Открытия

Дарвин

Естественный отбор, наследственность, изменчивость.

Гельмгольц, Вебер и др.

Вебер-немецкий исследователь, сделал значительные открытия в физиологии органов чувств Он разработал схему экспериментального исследования осязания и сконструировал особый прибор естезиом метр, или циркуль Вебера Одним из его достижений стало экспериментальное определение точности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками на поверхности кожи, при которой человек чувствует два отдельных их прикосновения.

Гельмгольц- один из крупнейших немецких естествоиспытателей, работавший в области физики, математики, физиологии и психологии.

Около 1852 г. немецкий профессор сделал важное открытие, которое разрешило изложенное выше кажущееся противоречие и открыло новые пути для будущих исследований.

Гельмгольц установил, что при наложении друг на друга световых лучей различного цвета поверхность, на которую падают эти лучи, всег­да оказывалась более светлой, чем падающие на нее отдельные лучи. Сумма всех спектральных цветов давала белый свет. Однако белый свет ему удалось получить и путем сложения двух спектральных цве­тов, а именно пары желтый — синий и пары красный — зеленый. Этот процесс сложения разноцветных потоков света он назвал «аддитивным смешением».

Белл – Мажанди

Чарлз Белл, на основе своих экспериментов, приходит к выводу, что существует функциональное разделение нервных ветвей спинного мозга, а именно: задние корешки спинного мозга отвечают за сенсорные (чувствительные) функции, в то время как передние корешки отвечают за моторику (движения).

Мюллер

Главная деятельность его относилась, однако, к области физиологии (в первую половину деятельности) и сравнительной анатомии (во вторую половину деятельности); кроме того, он сильно пополнил музей, директором которого был. В течение своей 25-летней учёной деятельности Мюллер написал более 200 научных работ. В области физиологии и физиологической химии ему принадлежат исследования над органами чувств, первое точное доказательство положения Белля, первое точное изложение учения о рефлексах, исследование голосового аппарата человека и объяснение его деятельности, открытие и исследование лимфы земноводных, исследования над кровью, открытие хондрина. В патологической анатомии главная заслуга Мюллера та, что он был основателем современного учения об опухолях.

Ф. Галль

австрийский врач и анатом, основатель френологии.

Изучал медицину в Страсбурге и Вене, где после занимался практикой и пpиобрел известность своим сочинением «Philos. mediz. Untersuchungen ueber Natur und Kunst im kranken und gesunden Zustande des Menschen» (1792); гораздо большую известность доставили ему его чтения об учении о черепе, которые он читал в разных университетах и больших городах Германии.

Поселившись в Париже, он вместе с своим другом Шпурцгеймом развил свое учение в большом сочинении «Anatomie et physiologie du systéme nerveux еn général et du cerveau еn particulier, etc.» (1810—1820); кроме того, он написал «Introduction au cours de physiologie du cerveau» (1808) и «Sur les fonctions du cerveau» (1822).

С помощью своего учения (френологии) пытался локализовать духовные способности в определенных частях черепа и мозга и тем самым показать, что психические функции влияют на развитие мозга и на форму черепной коробки.

Придумал теорию о том, что все психические способности человека можно разбить на 2 класса:

  1. Познавательные — 16 психических способов;
  2. Аффективные — 21 аффективный способ.

Сделал карту мозга. Выяснил, что лобная доля отвечает за интеллект. Высказал теорию: «Чем больше мозгового вещества, тем выше интеллект».

Несостоятельность его учения была доказана и опытами и наблюдениями, но за ним всегда остается честь открытия некоторых новых фактов по анатомии и физиологии мозга.

П. Флуранс

Известный французский физиолог и врач, сыгравший важнейшую роль в опровержении френологии.

Ф. Гальвани

итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии.

П. Брокка

французский хирург, этнограф, анатом и антрополог. Его работы относятся к области медицины и антропологии — серия статей по патологиям суставных хрящей, аневризмам и опухолям. Фактически Поль Брока является основоположником современной антропологии, так как разработал инструментарий этой науки (применяющийся и в настоящее время), основал Общество антропологии в Париже в 1859, основал журнал «Антропологическое обозрение»

Д. Раймон

Основоположник электрофизиологии

К. Бернар

французский медик, исследователь процессов внутренней секреции, основоположник эндокринологии.

Д. Милль

британский философ, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма.

Ф. Бэн

Является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др.

Г. Спенсер

английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Д. Гербарт

немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Блок 2

Задание 3.

Решите кроссворд

Кроссворд 1.

По горизонтали:

1.Какая фамилия была у философа Франца Клеменса Гонаратуса Германа?

2. В Каком городе Брентано получает должность ординарного профессора?

3. В какой город в 1871 году переехал Гельмгольц?

4. Какой ученый в 1859 году

“О различных значениях сущего у Аристотеля”? опубликовал свой труд “Происхождение видов путем естественного отбора”?

5. В каком городе умер Вундт?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

т

3

б

е

р

л

и

н

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

1

б

р

е

н

т

а

н

о

 

с

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 2

 

е

 

4

н

 

 

 

2

в

н

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

н

 

 

 

р

 

 

 5

 

д

 

 

 

 

 

 

г

р

о

б

о

т

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

1. В каком городе умер Брентано?

2. Кого можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии?

3. В каком городе в 1862 году Брентано защитил диссертацию

4. Кто из ученых дал начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде?

5. Кто из учёных родился 16 августа 1832 года, в Неккерау близ Мангейма?

Задание 4

Дайте определение терминам:

Логика – наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии. Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Функционализм –подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологи.

Структурализм -направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.

Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр.

Позитивизм –философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Блок 3

Задание 5.

Работа с первоисточниками:

В нескольких предложениях, отразите главные идеи произведения Вундта «Лекции о душе человека и животного».

В произведении «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов.

Если Вы не работали с данным первоисточником, напишите то произведение авторов , которое Вы проработали и отобразите его главные идеи

Автор

Произведение

Главные идеи –

Задание 6

Создайте собственный кроссворд по теме античность

Кроссворд должен включать в себя не меньше 10 слов.