Объект исследования: психология стресса

46

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду — на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась — «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения обращают внимание на то, что в детстве проблемы психического здоровья имеют прямую связь с нравственной атмосферой, которая существует в учебном заведении, его культурными стандартами как социального учреждения и характером взаимоотношений между сотрудниками и школьниками.

Важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоустойчивость — способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования, В этой связи формирование стрессоустойчивости является важным условием сохранения психического здоровья.

Лаборатория психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН, начиная с 1945г., приступила к исследованию

психологических особенностей отношения школьников к учению, труду, коллективу и того, как это отношение формируется под влиянием условий жизни ребенка и его воспитания.

В исследованиях лаборатории, проводившихся еще в 1945г., было показано, например, что знания, приобретаемые в школе, по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Наличие учебных интересов и стремление овладеть основами наук, как средством познания действительности, а также отношение к учению, как к деятельности общественно значимой, за качество выполнения которой ученик чувствует себя ответственным перед школой и родителями, создают те условия, при которых знания, приобретаемые в школе, становятся убеждениями школьника, основой для формирования его мировоззрения. Наоборот, если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.

5 стр., 2164 слов

Информационный стресс в учебной деятельности

... эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность. Информационный стресс в учебной деятельности информационный стресс студент обучение Информационный стресс - это ... вузовской среде - вот основные факторы стресса студента. Учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение ...

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Актуальность проблемы стресса и стрессоустойчивости младших школьников и поиск путей предотвращения стрессов возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие возрастных проблем (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции),

недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью и т.д.

Цель исследования: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости у младших школьников.

Объект исследования: психология стресса.

Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.

Гипотеза исследования:

Если признать, что важнейшим компонентом здоровья школьника является его психическое состояние, то определение такой характеристики данного состояния как стрессоустойчивость, выявление ее роли в противостоянии стрессам, имеющим место в современном мире, является необходимым.

Если определить стрессовые факторы и создать организационно — педагогические условия по снижению их негативного влияния на здоровье детей, а именно: повышение профессиональной компетентности и психологической культуры педагогов; повышение психологической культуры родителей; усиление взаимодействия педагогов и родителей; учет влияния индивидуальных личностных свойств школьников на поведение, деятельность и состояние в стрессовых ситуациях, то стрессоустойчивость школьников будет иметь тенденцию к достижению уровня, обеспечивающего сохранение их здоровья.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие и основные характеристики стресса; (дать определение понятию стресс)
  2. определение причин возникновения стресса;
  3. дать определение понятию стрессоустойчивости;
  4. изучить методы борьбы со стрессом;
  5. проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса и

стрессоустойчивости

1.1 ПрИрода стресса

Человек испытывает стресс (поведение, физиологические реакции);

10 стр., 4895 слов

Стрессы и стрессовые ситуации

... называют аварийным гормоном или гормоном тревоги. Ганс Селье дал следующее определение стрессу: «Стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает ... за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» ...

как мы чувствуем себя в стрессе, какие мысли у нас возникают, когда мы оказываемся в стрессовой ситуации? Почему происходят подобные изменения? Это зависит от многих причин и, чтобы разобраться, нужно понять, что же такое стресс.

Понятие «стресс» стало популярным после опубликования в 1936 году книги Г.Селье. Одна из причин этого в том, что теория стресса как общего адаптационного синдрома, разработанная Г.Селье, находит объяснение реакциям человека на психотравмирующие ситуации, различные конфликты и заболевания.

Причиной стресса могут быть любые жизненные обстоятельства, всякая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом не имеет значения, приятны или неприятны для человека происходящие события. Например, полученная на уроке двойка или пятерка могут в равной степени вызвать стресс. Специфические реакции горя и радости различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — одинаково.

Различные факторы: необходимость сосредоточиться, усталость, страх, обида, холод и многое другое, которых достаточно и в школьной жизни вызывают в организме комплексную реакцию, не зависящую от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент — на физиологическом уровне осуществляется непосредственная реакция мобилизации по определенному сценарию. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови).

Организм старается обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие и дать отпор, сильнее ударить или убежать. Однако такая реакция оправдана, когда она адекватна внешней опасности и длится недолго. Но проявить физическую агрессию или убежать для школьника в большинстве случаев означает вступить в противоречие с существующими правилами, нравственными нормами. В результате никакого действия не происходит, а возникшее напряжение и физиологические сдвиги — подготовка к действию, которое не произошло — остаются невостребованными в организме. Если ребёнок умеет избавляться от отрицательных последствий стресса, то это явление может иметь положительное значение в виде приобретенного пусть даже отрицательного опыта. Но этого чаще не происходит, и эмоциональное напряжение накапливается в мышцах. Еще в прошлом веке, рассуждая об эмоциях, И.М.Сеченов писал о «темном мышечном чувстве».

Фактически при стрессовой реакции происходит прерывание естественного биологического процесса, которое является чрезвычайным событием для психики. «Неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле и, как следствие, могут возникнуть различные болезни — гипертония, головная боль, желудочные спазмы и т.д. Овладение способами снятия накопившегося напряжения – один из способов борьбы с губительными последствиями стрессов. Отметим, что эффективнее всегда бороться с причиной, чем со следствием.

Есть ситуации, которые объективно становятся источниками сильного стресса: потеря близких людей, болезнь, развод родителей и др.

17 стр., 8424 слов

Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей

... психическое». Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации ... человека повышается уровень адреналина в крови, учащается пульс, подскакивает давление, возрастает интенсивность работы мозга и мышц, подавляется чувство голода, и происходит множество других изменений. То есть стресс ...

Однако чаще ребёнок страдает от психологического стресса, в основе которого лежат субъективные восприятия. Психологический стресс могут вызвать любые значимые жизненные обстоятельства: школьный урок, общение с друзьями, предстоящий разговор с родителями или учителем, школьные правила или отметки, покупка нового платья и т.д. Его причиной могут быть трудности или угроза — состояние ожидания какого–либо вредного, нежелательного воздействия, возникающего благодаря способности ребёнка предвидеть не только реальные, но и лишь возможные столкновения с опасной для него ситуацией. Например, школьник испытывает стресс, думая о предстоящем уроке, контрольной работе. Самостоятельным стрессовым фактором при отсутствии необходимой компетентности может стать угроза возможных стрессовых изменений, происходящих в организме (покраснение лица в ситуациях учебного взаимодействия, тремор рук при ответе у доски или во время игры на пианино на школьном концерте).

Будет неправильным считать, что стресс — это плохо. Действительно, в состоянии стресса могут наблюдаться ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерная двигательная активность, либо заторможенность и т.д. Вот как Лев Николаевич Толстой описывает в «Войне и мире» подмеченную им своеобразную реакцию на опасность. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра…».

Но стресс и приумножает силы человека, мобилизуя его внутренние ресурсы для преодоления возникшего препятствия, достижения поставленной цели. Положительные эффекты проявляются в повышении работоспособности. Можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. Именно стресс помогает достичь успехов в спорте, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание.

Когда мы сталкиваемся с трудностями, то, пытаясь преодолеть их, испытываем либо горечь неудачи, либо радость победы. Когда же проблем нет, мы зачастую испытываем утрату интереса и ощущаем апатию. Селье отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса, подчеркивая его положительное значение и человеческую индивидуальность. Он полагал, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивал его отсутствие к смерти. На последнем этапе своей деятельности Селье разделил понятие «стресс» на эустресс и дистресс. Эустресс — конструктивный, вызывающий активизацию познавательных процессов и самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс — деструктивный, разрушительный, имеющий тенденцию возникнув в одних условиях, распространяться и на другие, усиливая ещё более разрушительное действие. Например, обида или раздражение после ссоры с родителями или приятелем, остаются и тогда, когда школьник пришел в школу, работает на уроке. При этом изменяется его восприятие того, что происходит вокруг. Школьнику начинает казаться, что учитель к нему придирается, одноклассники насмехаются. Результатом становятся новые конфликты. Но одноклассники — то и учитель не понимают причин его поведения, и вирус обиды может поразить и их.

11 стр., 5215 слов

1. Общие реакции организма при воспалении:

... ответа Аллергия (от греч. allos — иной, ergon — действую) - качественно измененная реакция организма на действие веществ антигенной природы, которая приводит к разнообразным нарушениям в ... лимбико-ретикулярных структур, приводящая к формированию очагов «застойного» возбуждения при эмоциональном стрессе, захватывающих и вентромедиальное ядро гипоталамуса. Одно из следствий появления таких очагов ...

1.2 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» — затягивать.

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции .

Селье выделил три стадии стресса. Первая — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами. А общительные — замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

... близким людям, родственникам, друзьям, которым доверяют. Также отличным способом преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является смена обстановки, смена трудовой деятельности, правильный ... так как вышеуказанное также является переживаниями возникающие у человека под влиянием общего состояния организма. Существуют несколько способов борьбы с кризисом эмоциональных ...

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «…можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

Таким образом, стрессоустойчивость- это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс — это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... требования приспособления к новой ситуации – могут быть одинаковы в той и другой ситуации. Поэтому, стресс – это не всегда результат отрицательного воздействия; любая нормальная деятельность (игра в теннис, ... Возникает вопрос: одинаковая ли реакция у всех людей в ответ на воздействие разнообразных факторов или разная? Сколько людей – столько и ответных реакций. Организм постоянно реагирует на ...

  1. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств

организма

Нервная система — это разветвлённая сложная сеть нервных клеток — нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредниками).

Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды — гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса — «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности.

В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий — требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если после каждого стресса — в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё — требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий.

14 стр., 6761 слов

Стресс в жизни человека. Его преодоление

... работы заключается в акценте основных тематических характеристик рассматриваемой темы «Стресс в жизни человека. Его преодоление». Объектом исследования являются студенты. Предметом исследования является ... устойчивость к стрессам как характеристика личности. Целью исследования – выявление типа ...

Таким образом, физическая активность — необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, — это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс — так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д.

В возникновении и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена:

1) оценка стрессогенного события, в которой нередко сталкиваются эмоции и рассудок;

2) физиологические и биохимические реакции на само событие и на его оценку;

3) действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса и имеющие целью избежать его в будущем.

Сердечно — сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница — все это следы деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение…Нередко — чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость.

Из всего выше сказанного следует, что стресс — это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.

1.4 Выводы по 1 главе

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром — приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса — тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий — важная проблема организационного поведения.

До настоящего времени остается нерешенным вопрос о единой формулировке понятия «стресс», которая бы включила в себя весь спектр определяемых понятий, но позволила вычленить их из сходных физиологических состояний, таких как депрессия, синдром хронической усталости (который многими авторами в отдельный феномен не выделяется), синдром профессионального выгорания и др. С определенностью лишь можно сказать, что почти все ученые сходятся во мнении, что воздействие может быть названо стрессогенным, только если оно носит повреждающий характер.

7 стр., 3090 слов

Уровень стресса у детей школьного возраста

... чтобы справляться с подобными ситуациями. Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование ... поведению. Цель работы: выявить уровень стресса у детей школьного возраста. Предмет исследования: уровень тревожности и стресса. Объект исследования: дети школьного возраста. Задачи исследования: Исследовать ...

Таким образом, вследствие изначально неопределенного формулирования термина «стресс» Гансом Селье под эту характеристику подпадает большое количество состояний человека, непосредственно не являющихся повреждающими, но приводящие к дисфункции организма.

Итак, стресс — это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

Под стрессоустойчивостью понимается обобщенное личностное свойство, которое выражается в способности человека противостоять стрессовым факторам, возникающим на пути его духовного роста и самосовершенствования, обеспечивая высокую эффективность жизнедеятельности и здоровье (эмоциональное, нравственное и физическое благополучие).

Под стрессоустойчивостью школьника в учебной деятельности понимается обобщенное личностное свойство, которое характеризует его способность противостоять стрессовым факторам учебной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность и здоровый эмоциональный тонус ребенка в течение учебного времени.

Глава 2. Причины стресса

2.1 Причины стресса у школьников

Взрослые испытывают стресс от работы и всех обязанностей, которые они должны выполнять. Только из-за того, что школьникам не приходится выполнять много обязанностей, значит ли это, что они не испытывают стресс? Факт в том, что многие дети подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (столкновения с хулиганами), сложные (взаимодействие со строгим учителем) и болезненные (потеря любимого человека) ситуации. Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Родители должны помогать детям справляться со стрессом. В качестве первого шага необходимо определить возможные источники стресса.

Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь. Требования школы, оказывающие давление на школьников, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания — все это может потреблять большую часть детской энергии.

Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум школьника. Дружба — наиболее ценное качество среди них. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.

Младших школьников могут также беспокоить их внешние данные. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком худым, слишком полным, слишком полнощекими, слишком неуклюжими и т.д. Всё это может заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.

Раздельное жительство или развод родителей являются источником стресса для них. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им скорее всего покажется, что именно они являются причиной решения родителей: развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны.

Смерть любимого человека — брата, сестры, родителя или близкого родственника — может несомненно спровоцировать эмоциональный взрыв ребёнка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека.

Младшие школьники очень чувствительны к серьезным семейным проблемам, например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить ребёнка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.

Небезопасные районы могут стать причиной стресса для школьников. Даже если никто и не нападает на ребёнка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.

Новое общество или новая школа могут заставить ребёнка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно не знакомыми людьми, но вот для детей это может оказаться очень пугающим.

И наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от детей того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.

Можно выделить ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом. (Приложение № 1)

Основные стрессоры в жизни ребёнка как же приведены в таблице. (приложение № 2)

Стресс, причиной которого является

    школьная система

    Интересный принцип анализа школьной системы предлагают Льюис и Перки (1978).

    Они вводят понятия «школа-семья» и «школа-фабрика», противопоставляя их как в плане общей атмосферы и организации, так и в плане образа жизни и характера Я-концепции их «обитателелей»

    Принцип «школы-фабрики» в своем крайнем выражении создает для, учащихся такую жизненную среду, которая вынуждает их:

    а) демонстрировать послушание и постоянную занятость;

    б) подчинять свои дела и интересы общему графику работы и распоряжениям других людей;

    в) подвергаться обезличивающей обработке в группах;

    г) быть предметом постоянного надзора и оценки, принимать поощрения и наказания в зависимости от качества выполненной ими работы, то есть успеваемости;

    д) стремиться к выполнению заданий во имя определенных и официально установленных наград.

    Нет нужды говорить, что образ жизни «школы-фабрики» может быть охарактеризован только в терминах дегуманизации, отчуждения и психологической несостоятельности всех людей, включенных в эти процессы.

    Этой удручающей картине Льюис и Перки противопоставляют модель «школы-семьи», которую отличает теплая, позитивная атмосфера сотрудничества и безусловного взаимного принятия. Главным принципом является забота о каждом, стремление оказать поддержку всякому члену группы, который в ней нуждается. Здесь всячески поощряется приветливость, рождающая у каждого ощущение собственной ценности. В то же время вся организационная структура и правила поведения устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить как можно большую индивидуальную свободу в рамках ограничений, принимаемых всеми членами этого сообщества. Позитивные ожидания наряду с царящим здесь духом благожелательности способствует не только хорошей успеваемости, но и формированию у каждого учащегося позитивной самооценки.

    2.3 Значение оценки в возникновении стресса у

    школьников

    Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его Я-концепцию. Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира — как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Кроме того, в его жизни появляется еще одна фигура, от которой он получает обратную связь,- учитель.

    В течение одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке, не раз попадает, помимо своей воли, в ситуацию соперничества, из которой победителями выходят немногие. Даже при отсутствии в этот день экзаменов или контрольных работ число таких оценочных ситуаций будет немалым, так как школьник постоянно выполняет какие-то задания и все время имеет возможность сравнивать себя с другими. Не может он избежать и невербальных оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Взрослый может сам выбирать себе деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. Для школьника такая возможность практически исключена. Даже если то или иное учебное задание не сулит ему успеха, если он чувствует, что неспособен с ним справиться, отказаться от eго выполнения он не может.

    Вряд ли какой-нибудь ребенок оказывается в домашней ситуации объектом стольких оценок, сколько их обрушивается на него в школе. Учебные оценки, оценки спортивных достижений, разнообразные оценки социального поведения — все они являются для школьника неизбежными, и все подкрепляются разного рода поощрениями и наказаниями, а также ситуациями, в которых альтернатива успешности и неуспешности проявляется со всей отчетливостью.

    Как мудро заметил Джемс, без попытки достижений не бывает неудач; если нет неудач, нет и унижения, поэтому, наше самоощущение в этом мире целиком и полностью определяется тем, кем мы стремились стать и что хотим совершить. К сожалению, в стенах школы большинству детей почти не предоставляется возможности выбора деятельности, па основе которой они и подвергаются оценке.

    Хотя каждый ребенок еще до поступления в школу так или иначе испытал радость успеха и горечь неудач и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребенок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь.

    Итак, самооценка возникает задолго до того, как ребенок впервые переступает порог школы. Ее характер, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным. Но школа неизбежно становится источником нового опыта, который, в конечном счете не может не повлиять на дальнейшее развитие самооценки. Дети, у которых в дошкольные годы сложилась благоприятная самооценка, могут тем не менее испытывать в школе затруднения, если сформировавшиеся у них к этому времени представления, ценности и тип поведения не соответствуют школьной ситуации.

    2.4 Установки школы в возникновении

    стресса у детей

    Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной ценностями я стандартами, связанными с учебными достижениями.

    Дети с высоким уровнем учебных успехов — соответствующим их способностям или превышающим их — получают одобрение и вознаграждение, согласно принятой в школе системе оценок. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой-либо иной деятельности.

    Существуют, конечно, дети с низкими способностями к учебе. В идеале они получают свою долю одобрения за упорство и прилежание, которые тем самым приобретают в сфере образования самостоятельную ценность. Чтобы успехи в учебе стали источником самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку. Таким образом, учащийся завоевывает признание и приобретает статус человека, оказывающего благоприятное воздействие на значимых других и на свое окружение в целом.

    Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает параллельно осваивать две программы. Одна — это официальная учебная программа, освоение которой является общепризнанной задачей каждого школьника, вторая — скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в школе. Вся школьная жизнь в основном направлена на реализацию первой программы. Вторая программа не имеет столь явного организационного оформления, но именно благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

    Практически в любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он себя сам; основой такой оценки служат внешние стандарты. Каждый школьник обычно твердо знает относительную ценность своих достижений, поскольку в школе преобладают оценочные суждения сопоставительного характера. Здесь безраздельно царит дух соперничества, которое считается основным мотивационным механизмом учебного процесса. Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного, принципиального влияния на Я-концепцию в целом. Систематические положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о его достижениях, не являются гарантией позитивности его Я-концепции, но значительно повышают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него — сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка.

    В книге «Школы без неудач» (1969) Глассер критикует систему школьного образования, считая, что она препятствует достижению идентичности, ассоциирующейся с успехом. Позитивную социальную оценку получают дети, демонстрирующие хорошие учебные результаты, а те, кто не способен соревноваться с ними в учебе, получают низкую оценку. При этом организация школьной жизни основывается на принципе поощрения лишь учебных успехов, тогда как проблема самопознания учащихся, по существу, игнорируется. В системе традиционного школьного обучения главным, если не единственным, основанием при определении способностей школьников являются вербальные проявления интеллекта. Учителя, как правило, не стремятся к тому, чтобы дети использовали и ценили другие проявления своих способностей. Все остальные навыки и способности не выдерживают такой конкуренции и оказываются вытесненными в этой системе ценностей. Поэтому многие дети, не обладающие высокими данными в плане вербального интеллекта, ощущают, что они вообще ни к чему не способны, а это ощущение фактически обрекает их на неудачу.

    В школе стало также традицией делать успеваемость предметом конкурентной борьбы; при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется как основное средство учебной мотивации. Тем самым в самой системе образования заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей, а это ведет к тому, что большинство из них будут ощущать себя неспособными к учебе или вообще неудачниками. Поэтому нет ничего удивительного в том, что средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого классов характеризуется устойчивым и неуклонным снижением (Морзе, 1964).

    Чрезмерное значение, придаваемое в школе духу конкуренции, а также давление, оказываемое на школьников учителями и большинством родителей, которые требуют от них высоких показателей в учебе, приводят к тому, что успеваемость становится для основной массы детей важнейшим критерием самооценки. И поскольку оценка, высказываемая другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность. Мир ребенка — это в основном мир школы; а стоящие перед ним задачи являются по большей части задачами учебными. И в этой самой важной сфере детской жизни значительное место занимают контроль и оценка, осуществляемые значимыми другими. Таким образом, неизбежное превалирование успеваемости как ценности в системе обучения, культурный стереотип успешности, повсеместное применение оценки и конкурентной борьбы в школьной системе — вот те факторы, которые делают школу механизмом формирования самооценки.

    Характерными в этом плане являются данные, полученные Ричером (1968), который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Оно убедительно показало, что для молодых людей, успеваемость которых в школе была невысокой, период, последовавший за уходом из школы, стал временем психологического возрождения после эмоционального стресса и ощущения неполноценности, сопровождавших их в школьной жизни.

    Основу школьной жизни составляют межличностные взаимодействия, в процессе которых учителя и учащиеся оценивают друг друга. Всякая выраженная оценка интерпретируется и влечет за собой ту или иную реакцию. В этом взаимодействии у всех его участников формируются ожидания, связанные с собственным поведением и с поведением других.

    Совершенно очевидно, что для достижения успехов в школе учащиеся должны обладать достаточной уверенностью в себе и в своих способностях. Отсутствие такой уверенности легко ведет к апатии, к принятию зависимого положения, пессимистическому образу мыслей. В результате многие учащиеся на уроках всегда готовы к худшему, боятся сказать или сделать что-то неправильно. Но слишком часто реальные проблемы, связанные с негативной самооценкой, объясняется «низкой мотивацией». Индивидам с разным уровнем самооценки свойственно разное восприятие окружающей действительности и соответственно различное социальное поведение. Те, кто оценивает себя высоко, как правило, уверены в хорошем отношении к ним окружающих. Те же, кто сомневается в своей ценности, живут в постоянном ожидании неудачи. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным — далеко не одно и то же, самосознание учащихся становится настолько определяющим для их бытия, что это различие теряет свой смысл. Многие школьники объясняют свою пассивность на уроках тоном и содержанием замечаний, которыми учитель сопровождает их неправильные ответы. Лучший способ избежать саркастических реплик, насмешек и порицаний учителя — уход в себя на его уроках. Школьник, избравший такой метод психологической самозащиты, попадает в разряд вялых, невнимательных, ленивых; он вынужденно занимает по отношению к учителю оппозиционную роль и начинает тормозить учебный процесс. Во многих исследованиях убедительно показано, что плохое поведение на уроках характерно в основном для школьников, придерживающихся низкого мнения о своих учебных способностях (Брэнч, Дэмико и Перки, 1977).

    Эта зависимость, судя по всему, носит и более широкий характер: известно, что у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается в среднем существенно сниженная самооценка.

    Многие авторы отмечают резкое снижение уровня самооценки у учащихся четвертых классов. В этом возрасте в процессе обучения появляется какой-то стрессогенный фактор. Если взглянуть на типичную программу начальной школы, это явление объяснить нетрудно. В самом деле, именно в это время то, что обычно связывается с успехами в учебе и на что ориентируют ребенка учителя родители и взаимодействие со сверстниками, впервые приобретает отчетливые формы. Это прежде всего относится к овладению навыками по таким предметам, как чтение в математика. В возрасте девяти-десяти лет школьные игры и развлечения в основном заканчиваются, начинается напряженная учебная работа. С этого момента учебники и задачники используются исключительно как средство дальнейшего развития умений и навыков, а любопытству и воображению места практически не остается. Развитие способностей схватывать на лету, мыслить широко, оригинально и гибко в этот период постепенно сходит на нет, так как школьной программой это не предусмотрено. Школа начинает постепенно отнимать у учащихся те положительные качества, которыми они обладали, и, по имеющимся данным, снижать уровень самооценки детей, несмотря на тот очевидный факт, что позитивная Я-концепция является важнейшим условием успешной учебы школьника.

    1. ВЫВОДЫ по 2 главе

    Мы рассмотрели основные причины и последствия стресса. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить — они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. А лидерская позиция вызывает у ребёнка особое нервно-эмоциональное напряжение.

    Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений. Однако детям с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполнимым.

    Судя по этому, связь между Я-концепцией и достижениями носит характер взаимовлияния. Исследования показывают, что, с одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой — улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемости.

    Результаты различных исследований показывают, что Я-концепция играет труднопереоценимую роль в учебной деятельности и позволяет во многом предсказывать ее результаты.

    Можно сделать такие выводы:

    Основные различия между эмоционально положительными и отрицательными реакциями ребёнка на стресс могут быть сформулированы следующим образом:

    1. Возможность выбора. Если ситуация выбрана самим ребёнком, то его чувства можно назвать скорее «стимуляцией», нежели стрессом. Стресс возникает в том случае, когда задача поставлена не им, а ситуация навязана извне.

    2. Степень контроля. Стресс может возникнуть и в том случае, когда ребёнок не в состоянии контролировать ситуацию и вынужден оставаться в роли пассивного наблюдателя. А если приходится контролировать ситуацию, которая ему не по душе, которая навязана внешней силой, то стресс увеличивается во много раз.

    3. Способность предвидеть или предупредить последствия. Очень трудно приспособиться к новой ситуации и найти из неё выход, даже если последствия заранее известны. Но гораздо труднее адаптироваться к новым условиям, если последующие события предвидеть нельзя.

    4. Выполнение обязательств. Осуществляя это, дети полностью поглощены своей работой, заботятся о своих близких и окружены мирными друзьями. У них устойчивая система ценностей, они знают значение и цель всех своих поступков.

    5. Вызов. Проблема рассматривается не как причина для конфликта, а как повод для повышения собственной активности.

    Глава 3 стрессоустойчивость

    3.1 Методы борьбы со стрессом

    Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Борьба с чрезмерным стрессом — это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих.

    Существуют несколько методов, направленных на уменьшение стресса.

    Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самой поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок — это предпосылка к выражению им своих чувств.

    Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе. Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.

    Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: «Мама вернется через три сна». Таким образом, он поймет, сколько времени ему придется ждать.

    Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.

    Как избавиться от нервного тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку избавиться от нервного тика заключается в том, чтобы не обращать на него внимания. Если вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик — это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает. Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности — все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или воспитателем в школе, если такие симптомы начнут проявляться.

    Пусть ваш ребенок останется ребенком. В настоящее время родители больше заняты и они ожидают от детей, что те будут сами заниматься собой и решать свои проблемы без помощи родителей. Часто случается, что от детей ожидают, что они будут вести себя как взрослые, пусть маленькие. Когда они оказываются не в состоянии делать это, у детей не хватает мудрости усомниться в правильности мышления родителей, они смотрят на себя и говорят: «Я не могу сделать это; что же со мной происходит?» Они начинают чувствовать себя ущербными, и жизнь представляется им излишне сложной. От детей следует ожидать лишь то, на что они способны при их уровне развития. Дети должны оставаться детьми.

    Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок — малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы — это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке. Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду, может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: «Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе» и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться, говорит доктор Эгелэнд. Общаясь с детьми старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: «Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь».

    Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните; как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

    Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь. Постарайтесь установить равновесие между источниками стресса и моментами спокойствия и обновления: ходите на прогулки, ешьте хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.

    Установите определенные пределы внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: «Мы заплатили много денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки», а ребенку, гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.

    Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет или ляжет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Желательно обучить их пользоваться «секретным ключом», к которому они могут прибегнуть позднее, когда начинают ощущать стресс. Один восьмилетний ребенок пользовался беззаботным котом Гарфильдом из комикса в качестве ключа к расслаблению. Он носил на своей бейсбольной кепке изображение кота Гарфильда. Всякий раз, когда он испытывал напряжение и беспокойство и хотел расслабиться, он смотрел на изображение Гарфильда, и этот ключ напоминал ему, что нужно сохранять спокойствие.

    Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите своему ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха.Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось и за успех в нем ребенок, получал похвалу родителей. «На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол», — такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.

    Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает, что его любят, не так беспокоится о соперничестве — одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: «Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими». Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так. Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: «Ты молодец, неважно что случится».

    3.2 Формирование стрессоустойчивости в

    ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В президентской инициативе «Наша новая школа» определены направления развития общего образования, среди которых создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, подготовка к жизни. Школьники уже в школе должны иметь возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. В образовательном процессе должен стать приоритетным индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья школьников.

    Например, учитель знает, что в классе есть ученики, которые «теряются» при ответе у доски и с учетом этой индивидуальной особенности выбирает стратегии взаимодействия.

    Современное образование совершает поворот к личности ребенка.

    Подготовка к решению жизненных задач, минимизация рисков для здоровья возможны в том случае, если у школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности формируются компетентности, развиваются личностные свойства и способности, позволяющие ему успешно справляться с той деятельностью, которой он занимается сегодня. Удовлетворять актуальные потребности и решать задачи возрастного развития, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами; быть адаптированным к меняющимся условиям внешней среды на всех этапах возрастного развития.

    Под стрессоустойчивостью понимается обобщенное личностное свойство, которое выражается в способности человека противостоять стрессовым факторам, возникающим на пути его духовного роста и самосовершенствования, обеспечивая высокую эффективность жизнедеятельности и здоровье (эмоциональное, нравственное и физическое благополучие).

    Под стрессоустойчивостью школьника в учебной деятельности понимается обобщенное личностное свойство, которое характеризует его способность противостоять стрессовым факторам учебной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность и здоровый эмоциональный тонус ребенка в течение учебного времени. Критерием эффективности концепции определено повышение результативности деятельности (улучшение школьной успеваемости, результатов контрольной работы, поведения в ситуациях обучения и общения) при здоровом эмоциональном тонусе (удовлетворенность результатами деятельности, преобладающий положительный эмоциональный фон, активность, хорошее самочувствие).

    Стрессоустойчивость проявляется единством субъектно-деятельностных и личностных характеристик и может рассматриваться как интегральный критерий качественного образования.

    Решение проблемы формирования здоровья и личностного развития в образовательной практике во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности представляется наиболее оптимальным и органичным по следующим причинам:

    1. Определенность проявлений стресса позволяет с высокой степенью достоверности оценить аффективные состояния субъектов образовательного процесса и их влияние на личностное развитие, эффективность деятельности и здоровье.

    2. Стресс вызывает одинаковые изменения в организме взрослого и ребенка, поэтому знание стрессовых проявлений и значения стресса для жизнедеятельности человека поможет ребенку и взрослому определить способы оптимального взаимодействия, лучше понять друг друга и в нужную минуту прийти на помощь.

    3. Формирование стрессоустойчивости является личностно значимым процессом, в ходе которого на практике осуществляется осознанный поворот человека к самому себе, собственным ценностям, переживаниям и возможностям с целью достижения благополучия, личного совершенства и самореализации в жизни и деятельности.

    4. При формировании стрессоустойчивости внимание концентрируется на факторах, которые позволяют человеку управлять стрессом, использовать его позитивные возможности, вследствие чего сохраняется и укрепляется здоровье. При этом и ребенок, и взрослый становятся активными субъектами собственного развития и совершенствования.

    Таким образом, создание в образовательной среде условий для формирования стрессоустойчивой личности, соответствует назначению образования и стоящим перед ним задачам. При этом осуществляется переход от профилактики вредных привычек и средовых влияний, основанной на передаче знаний об их губительной связи со здоровьем, к передаче знаний и созданию условий для формирования поведения и развития личностных качеств, которые становятся барьером для вредных привычек и влияний. Т.е. формирование и укрепление здоровья становится неотъемлемым свойством образовательной среды.

    Условия формирования стрессоустойчивости:

    — формирование стрессоустойчивости несовместимо с увеличением учебной нагрузки, а является органическим компонентом образовательной среды;

    — наличие возможностей для удовлетворения потребностей школьников;

    — формирование познавательной компетентности по проблемам стресса и стрессоустойчивости за счет включения необходимой информации в содержание образования;

    — индивидуальный подход к каждому ученику;

    — существует заинтересованность и готовность педагогов к формирующей работе;

    — наличие выбора индивидуализированных способов управления стрессом с целью оптимизации стрессовых состояний;

    — высокая стрессоустойчивость поддерживается профессиональной деятельностью учителя, но по мере взросления школьника все более становится результатом его развития и самоуправления.

    Тренинг стрессоустойчивости:

    Цель тренинга: Формирование у школьников компетентностей и способностей, необходимых для эффективного решения жизненных задач, реализации имеющихся возможностей, саморазвития и самосовершенствования без потери здоровья.

    Принципы проведения занятий и методические рекомендации:

    1. Безопасность.

    Безопасность достигается доброжелательной атмосферой, принятием каждого школьника, добровольностью участия в предлагаемых процедурах, положительным характером обратной связи, конфиденциальностью информации, получаемой в ходе тренинга.

    2. Соответствие возрастным возможностям.

    Возраст школьников учитывается при постановке целей, подборе упражнений, определении времени, необходимого для формирования того или иного компонента. Компетентности и способности, повышающие стрессоустойчивость, неразрывно связанные друг с другом, формируются как на специализированных уроках, так и органично вплетаются в тематику других занятий.

    3. Универсальность.

    Сценарии отдельных уроков, элементы их содержания могут быть включенными в контекст различных учебных предметов.

    4. Комплексность.

    В тренинге используются различные подходы к преодолению стресса, что дает возможность каждому школьнику выбрать наиболее подходящие для себя.

    5. Рефлексивность.

    Совместное обсуждение целей и задач предстоящей деятельности, происходящих изменений.

    1. Включенность.

    Учитель – активный участник всех процедур, кроме тех, где требуется обеспечение безопасности.

    Предлагаемая технология может быть реализована в системе дополнительного образования, в качестве факультативного (элективного курса) педагогом или психологом.

    3.3 ВывоДы по главе

    Проблема детского стресса с каждым годом становится все острее. По данным медиков, среди пятнадцатилетних подростков еженедельную головную боль испытывали около 30 процентов девочек и 20 процентов мальчиков. За пять лет эти цифры подскочили чуть ли не в полтора раза. Скорее всего, это результат чрезвычайной перегруженности детей школьными и различными дополнительными занятиями. А также невероятными потоками информации, большая часть которой им зачастую непонятна. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, нужно чаще разговаривать с сыном или дочерью о том, о сём, брать их на руки, обнимать. Пусть лучше в доме звучит их собственный смех, а не записанные на пленку «бурные аплодисменты» по телевизору. Счастливое детство — это самое главное наследство, которое мы оставим своим детям. В трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

    Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

    Общий вывод таков: более здоровые дети — это более счастливые люди, не знающие что такое стресс.

    Формируя у детей адекватные способы реакции на различные стрессовые ситуации, следует первоначально изложить детям следующие рекомендации, которым они должны неукоснительно следовать в своей повседневной жизни:

    1. Научитесь уважать себя. Поставьте во главу угла своё физическое и психическое здоровье. Перестаньте относится к себе как к каторжнику, который должен «умереть, но выполнить задуманное дело».

    2. Познайте себя. Практически все из нас представляют, кем они должны были бы быть, некоторые — какими бы им хотелось быть, и совсем немногие чётко знают, какими способностями — физическими, душевными и умственными они обладают на самом деле.

    3. Осознавайте свои эмоции. Основные негативные человеческие эмоции — нетерпение, раздражение и злость — можно свести к минимуму, если ребёнок осознает реальные причины своих успехов:

    — способность к творческому созиданию;

    — способность к выполнению поставленной задачи;

    — организованность;

    — способность быть лидером;

    — способность увидеть перспективы.

    4. Позвольте себе поиграть. Не ждите, пока кто-то предоставит вам возможность получить положительные эмоции — организуйте их сами. Помните, что расслабление и восстановление сил — не синонимы. Помогите себе сами.

    5. Сфокусируйте своё внимание на концентрации, а не на самовлечении.

    6. В модификации своего характера вам поможет только практика.

    Эффективность работы школьного учителя по защите психического здоровья детей определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить следующие психологические условия, способствующие полноценному развитию учащихся:

    — учёт возрастных особенностей детей при воспитательной работе с ними;

    — развитие индивидуальных особенностей учащихся;

    — создание в школе благоприятного для детей психологического климата.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс — это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса — это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

    Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни

    Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

    Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

    1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

    2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

    3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

    Итак, стресс — целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

    Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

    Таким образом, стресс в нашей жизни занимает достаточно большое место, с одной стороны, играя роль индикатора, благодаря которому мы можем вовремя замечать вредоносное повреждающее воздействие (при условии, что человек сразу безошибочно диагностирует у себя состояние стресса), а с другой стороны, вследствие своего патологического характера наносит вред организму, очень часто несоразмерный с оказываемым воздействием.

    Итак, изучив основные показатели стресса, этиологию стрессовых ситуаций, можно сделать вывод о том, что данное состояние достаточно часто встречается в нашей действительности, не исключением является и дети младших классов.

    Любая стрессовая ситуация может напрямую быть связана с тем или иным расстройством в организме человека.

    Задача психолога — помочь ребёнку разобраться в причинах стресса, научить его самостоятельно выявлять допустимую степень стресса, помогать бороться с основными его проявлениями.

    Необходима организация оказания психологической помощи ученикам младших классов; в системе образовательного процесса следует рассмотреть основные стрессовые ситуации, с которыми они могут столкнуться в период учебной деятельности; рекомендовать родителям и преподавателям применение продуктивных алгоритмов борьбы со стрессовыми ситуациями.

    Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.

    Список литературы:

    1. Апчел В.Я, Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с.
    2. Бернс Р.С. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986 г.
    3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М., 1987 г.
    4. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1974 г.
    5. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1979.- 359с
    6. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. — М.: 1983.
    7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
    8. Волкова А.И. Психология общения. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 с.
    9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- с.360-372.
    10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,1993.
    11. Караганова О.Л. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. — М.:Российское педагогическое агенство,1997.
    12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 386 с.
    13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1993.
    14. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1999.
    15. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.-
    16. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и нагрузкам.- М.: Медицина, 1993.- 256 с.
    17. Немов Р.С. Психология образования. -М., 1995 г.
    18. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптивного синдрома»// Актуальные проблемы стресса.- Кишинев: Штиинца, 1976.- с.211-229.
    19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: Прогресс, 1979.- 392 с.
    20. Савченков Ю.И. Основы психофизиологии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- с.267-271.
    21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.- с.186-213.
    22. Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972.
    23. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.
    24. Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика, 1978.- 208 с.
    25. Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М.: Айрис-пресс, 2002.
    26. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма. Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз. симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.11-39.
    27. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса.- М.: ФиС, 1988.- 176с.
    28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
    29. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224 с.

    приложение № 1

    Симптомы стресса у детей

    Можно выделить ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом:

    1. Плохое настроение.

    2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п.

    3. Плохой сон.

    4. Раздражённость, апатия.

    5. Отчуждённость от других членов семьи.

    6. Отыгрывание на братьях и сестрах.

    7. Частые простуды и другие лёгкие недомогания.

    8. Головные боли.

    9. Боли в животе, проблемы с пищеварением.

    10. Рассеянность при выполнении элементарных работ.

    11. Обострение астмы или бронхита.

    12. Отказ идти в садик (или в школу).

    13. Мышечная напряжённость в области шеи или головы.

    14. Сухость во рту.

    15. Липкие руки.

    16. Чрезмерный или пропавший аппетит.

    17. Неспособность сосредоточиться.

    18. Повышенная плаксивость.

    19. Повышенная сонливость.

    20. Неугомонность.

    приложение № 2

    Основные стрессоры в жизни ребёнка

    Таблица