СМ № 5
Тема «Предпосылки отделения Психологии от философии»
-
Блок
Задание
оценка
1
1.1. Компьютерные тесты тт.21-25
1.2. Дополнение таблицы 5.1
Итог за 1 блок
2
2.3.Решение кроссворда 1
2.4. Определение терминов
Итог за 2 блок
3
3.5. Работа спервоисточниками
3.6. Составлениекроссворда
Итог за 3 блок
∑ =
Блок 1
Задание1.
Пройти тесты на компьютере с темы 21-25.
Задание 2.
Заполните таблицу. табл.. 5.1
Учёные |
Открытия |
Дарвин |
Естественный отбор, наследственность, изменчивость. |
Гельмгольц, Вебер и др. |
Вебер-немецкий исследователь, сделал значительные открытия в физиологии органов чувств Он разработал схему экспериментального исследования осязания и сконструировал особый прибор естезиом метр, или циркуль Вебера Одним из его достижений стало экспериментальное определение точности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками на поверхности кожи, при которой человек чувствует два отдельных их прикосновения. Гельмгольц- один из крупнейших немецких естествоиспытателей, работавший в области физики, математики, физиологии и психологии. Около 1852 г. немецкий профессор сделал важное открытие, которое разрешило изложенное выше кажущееся противоречие и открыло новые пути для будущих исследований. Гельмгольц установил, что при наложении друг на друга световых лучей различного цвета поверхность, на которую падают эти лучи, всегда оказывалась более светлой, чем падающие на нее отдельные лучи. Сумма всех спектральных цветов давала белый свет. Однако белый свет ему удалось получить и путем сложения двух спектральных цветов, а именно пары желтый — синий и пары красный — зеленый. Этот процесс сложения разноцветных потоков света он назвал «аддитивным смешением». |
Белл – Мажанди |
Чарлз Белл, на основе своих экспериментов, приходит к выводу, что существует функциональное разделение нервных ветвей спинного мозга, а именно: задние корешки спинного мозга отвечают за сенсорные (чувствительные) функции, в то время как передние корешки отвечают за моторику (движения). |
Мюллер |
Главная деятельность его относилась, однако, к области физиологии (в первую половину деятельности) и сравнительной анатомии (во вторую половину деятельности); кроме того, он сильно пополнил музей, директором которого был. В течение своей 25-летней учёной деятельности Мюллер написал более 200 научных работ. В области физиологии и физиологической химии ему принадлежат исследования над органами чувств, первое точное доказательство положения Белля, первое точное изложение учения о рефлексах, исследование голосового аппарата человека и объяснение его деятельности, открытие и исследование лимфы земноводных, исследования над кровью, открытие хондрина. В патологической анатомии главная заслуга Мюллера та, что он был основателем современного учения об опухолях. |
Ф. Галль |
австрийский врач и анатом, основатель френологии. Изучал медицину в Страсбурге и Вене, где после занимался практикой и пpиобрел известность своим сочинением «Philos. mediz. Untersuchungen ueber Natur und Kunst im kranken und gesunden Zustande des Menschen» (1792); гораздо большую известность доставили ему его чтения об учении о черепе, которые он читал в разных университетах и больших городах Германии. Поселившись в Париже, он вместе с своим другом Шпурцгеймом развил свое учение в большом сочинении «Anatomie et physiologie du systéme nerveux еn général et du cerveau еn particulier, etc.» (1810—1820); кроме того, он написал «Introduction au cours de physiologie du cerveau» (1808) и «Sur les fonctions du cerveau» (1822). С помощью своего учения (френологии) пытался локализовать духовные способности в определенных частях черепа и мозга и тем самым показать, что психические функции влияют на развитие мозга и на форму черепной коробки. Придумал теорию о том, что все психические способности человека можно разбить на 2 класса:
Сделал карту мозга. Выяснил, что лобная доля отвечает за интеллект. Высказал теорию: «Чем больше мозгового вещества, тем выше интеллект». Несостоятельность его учения была доказана и опытами и наблюдениями, но за ним всегда остается честь открытия некоторых новых фактов по анатомии и физиологии мозга. |
П. Флуранс |
Известный французский физиолог и врач, сыгравший важнейшую роль в опровержении френологии. |
Ф. Гальвани |
итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. |
П. Брокка |
французский хирург, этнограф, анатом и антрополог. Его работы относятся к области медицины и антропологии — серия статей по патологиям суставных хрящей, аневризмам и опухолям. Фактически Поль Брока является основоположником современной антропологии, так как разработал инструментарий этой науки (применяющийся и в настоящее время), основал Общество антропологии в Париже в 1859, основал журнал «Антропологическое обозрение» |
Д. Раймон |
Основоположник электрофизиологии |
К. Бернар |
французский медик, исследователь процессов внутренней секреции, основоположник эндокринологии. |
Д. Милль |
британский философ, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. |
Ф. Бэн |
Является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др. |
Г. Спенсер |
английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. |
Д. Гербарт |
немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики. |
Блок 2
Задание 3.
Решите кроссворд
Кроссворд 1.
По горизонтали:
1.Какая фамилия была у философа Франца Клеменса Гонаратуса Германа?
2. В Каком городе Брентано получает должность ординарного профессора?
3. В какой город в 1871 году переехал Гельмгольц?
4. Какой ученый в 1859 году
“О различных значениях сущего у Аристотеля”? опубликовал свой труд “Происхождение видов путем естественного отбора”?
5. В каком городе умер Вундт?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
ц |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ю |
|
|
|
|||
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|||
|
|
|
|
т |
|
3 |
б |
е |
р |
л |
и |
н |
|
|
|||
|
|
|
|
ю |
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|||
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
||||
|
|
1 |
б |
р |
е |
н |
т |
а |
н |
о |
|
|
с |
|
|
||
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|||
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
||||
|
|
2 |
|
е |
|
4 |
|
|
|
|
|
н |
|
|
|||
|
2 |
в |
н |
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
||||
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|||
|
|
н |
|
|
|
р |
|
|
|||||||||
5 |
|
д |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
г |
р |
о |
б |
о |
т |
о |
н |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
1. В каком городе умер Брентано?
2. Кого можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии?
3. В каком городе в 1862 году Брентано защитил диссертацию
4. Кто из ученых дал начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде?
5. Кто из учёных родился 16 августа 1832 года, в Неккерау близ Мангейма?
Задание 4
Дайте определение терминам:
Логика – наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии. Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Функционализм –подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологи.
Структурализм -направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.
Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр.
Позитивизм –философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Блок 3
Задание 5.
Работа с первоисточниками:
В нескольких предложениях, отразите главные идеи произведения Вундта «Лекции о душе человека и животного».
В произведении «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов.
Если Вы не работали с данным первоисточником, напишите то произведение авторов , которое Вы проработали и отобразите его главные идеи
Автор
Произведение
Главные идеи –
Задание 6
Создайте собственный кроссворд по теме античность
Кроссворд должен включать в себя не меньше 10 слов.