Модуль 6 по БЖД

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики»

Кафедра БЖ и Э

Модуль 6:

«Психические свойства: характер, темперамент, психологические и соционические типы людей»

Выполнила

студентка I курса

ГФ, гр. ГС-21

Худобина Е.И.

Проверил:

Щербаков Ю.С.

г. Новосибирск, 2013

Характер (от греч. carakthr от глаг. carassw — черчу) обозначаетсложное психическое явление, отличающее индивида или народ ивыражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательномспособе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира.

Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.  Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера. С другой стороны, от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания, ума, т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не только от положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли.  Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. 

12 стр., 5938 слов

Анализ взаимосвязи между индивидуально — типологическими ...

... индивидуально - типологические особенности личности педагогов; 4) изучить стили межличностного отношения педагогов; 5) выявить взаимосвязь между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения. ... Его подход обусловлен своеобразием понимания структуры личности, в качестве единицы которой выделяется ее черта. Черты личности, по Г. ...

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы.

Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.

Психологическая типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец) — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Классификация — один из основных приемов, применяемых психологами для описания различий между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Классификации являются одним из основных методов во всех науках, которые имеют дело со сложными, внутренне разветвленными и дифференцированными системами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих объектов в системе (химия, биология, психология, языкознание, география, социология и др.).

Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского. Применяя теорию «информационного метаболизма» Кемпинского к Юнговской типологии, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им «социотипа», называемого также ТИМ, «тип информационного метаболизма». Из теории психических функций Юнга соционика выводит существование 16 таких типов как результат различных комбинаций психических функций.

Соционика целенаправленно изучает тот механизм, с помощью которого человек воспринимает и оценивает поступающую к нему информацию. В связи с этим человек рассматривается как психоинформационная система, имеющая конкретные каналы связи. Человеческое общение, соответственно, предстаёт как обмен информацией, при этом термин «информация» понимается достаточно широко: информация может быть вербальная и невербальная, выраженная в жестах и мимике, информационный характер носят и чувства, и настроения, и впечатления от произведений искусства.

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... нерушимые" [Лем, 1968, с.55]. Таким образом, очевидно, что решение проблемы человека в информационном социуме необходимо имеет и социально-психологическую компоненту. Но прежде чем обратиться ... мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, средством производства и ресурсом развития ...

В соционике субъектами информационных взаимодействий и следующих из них взаимоотношений могут быть не только отдельные люди (взаимоотношения которых рассматривает более общепринятая соционика), но и группы людей, коллективы и даже этносы и государства — это предмет рассмотрения предлагаемый некоторыми авторами, более абстрактной, «интегральной соционики». Можно также рассматривать в рамках соционической модели взаимодействия человека со сложными техническими устройствами и процессами производства. Предлагаемое расширение предмета соционики требует привлечения методов информатики исоциологии, делая её междисциплинарным направлением.