20
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет философии и психологии
Кафедра психологии
ЧАСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Программа курса и планы практических занятий
для студентов 3 курса отделения психологии
факультета философии и психологии
Составитель:
К.М. Гайдар
Воронеж 2000
ПРОГРАММА КУРСА «ЧАСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА»
Пояснительная записка
Данная дисциплина служит логическим продолжением «Основ психодиагностики» – одной из базовых дисциплин общепрофессионального блока учебного плана подготовки психологов. Спецкурс «Частная психодиагностика» является обязательным в учебных планах любой специализации психологов, поскольку в какой бы сфере они не работали (образование, здравоохранение, промышленность и бизнес, спорт и др.), т.е. какова бы не была их специализация, психодиагностическая работа выступает неотъемлемой частью профессиональной деятельности психолога, без нее она не будет эффективной.
Необходимость включения в учебные планы специализаций психологов «Частной психодиагностики» обусловлена, кроме того, еще несколькими обстоятельствами. Во-первых, в последние годы на начинающих психологов обрушивается огромная лавина всевозможных психодиагностических методик, которые публикуются в различных сборниках, к сожалению, далеко не всегда наилучшего, с точки зрения норм профессиональной грамотности и этики, качества. В связи с этим от психологов-профессионалов сегодня, как никогда раньше, требуется компетентность и хорошая ориентированность «на рынке» методик. Поэтому спецкурс направлен на ознакомление студентов с широким набором наиболее хорошо себя зарекомендовавших в мировой психологической практике методов и средств психодиагностики. Во-вторых, опыт показывает, что при отсутствии должного научно-методического обеспечения применение невалидных методик не только неэффективно, но и может приводить к отрицательным результатам. Поэтому спецкурс представляет собой систематизацию накопленных как в зарубежной, так и отечественной психодиагностике знаний и представлений о различных классах психодиагностических методик, истории их создания, теоретическом обосновании, практике и специфике применения. В ходе спецкурса предполагается также подробное ознакомление студентов с теми методиками, чья надежность и валидность доказаны экспериментально и теоретически, а также приобретение будущими специалистами собственного опыта работы с психодиагностическим инструментарием.
13.Проективный метод и проективные методики в психодиагностики
... человека составляют аффекты, установки. И задача психолога – проникнуть в этот внутренний мир. Индивид структурирует жизненное пространство и методики позволяют выявить способ структуризации. ПМ вскрывают ... тся. Мюррей использует термин «идентификация» - приписыванию герою своих потребностей индивидом. В психологии есть ещё одна попытка обоснования ПМ Беллоком при помощи термина «апперцептивного ...
Цель дисциплины «Частная психодиагностика» носит преимущественно практический, прикладной характер и заключается в представлении студентам и анализе используемых в настоящее время психодиагностических средств, а также в обучении будущих психологов правильной работе с ними.
Достижение этой цели в ходе преподавания спецкурса осуществляется последовательным решением следующих задач:
1) углубление знаний студентов в области психодиагностики, ее теоретических, методических и этических проблем на примере методик, используемых в конкретных сферах и с конкретными целями;
2) выработка умений соотносить то или иное психодиагностическое средство с конкретными задачами профессиональной деятельности психолога;
3) формирование и отработка практических навыков профессионально грамотного пользования методиками и составления психологических заключений по результатам психодиагностики;
4) воспитание профессиональной культуры будущих психологов, формирование установок на профессионально корректное использование методик, на достижение морально-позитивного (психотерапевтического и развивающего) эффекта психодиагностического обследования, на гуманное отношение к испытуемым в ходе обследования и предъявления результатов.
Спецкурс «Частная психодиагностика» преподается в течение всего 3-го курса. Иными словами, он как бы «открывает» собой блок дисциплин специализаций, что вполне логично, поскольку сразу же вводит студентов в психологическую практику.
Как известно, частная психодиагностика изучает специфические условия использования психодиагностических средств в конкретных областях жизнедеятельности людей, специфические психодиагностические задачи и методы и связана с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. В отличие от общей психодиагностики в частной на первый план выходит не логика дифференциально-психологической теории и не технологическая логика построения самих психодиагностических процедур, а логика прикладной области и прикладной задачи.
Это определило логику и структуру построения спецкурса и, соответственно, настоящей Программы. В его содержании выделяется ряд тем (которые по своему объему и количеству затрачиваемых на изучение часов вполне могут быть названы разделами), каждая из которых знакомит студентов с проблемами психодиагностики при решении определенных прикладных задач. Причем темы подобраны таким образом, чтобы включенные в них знания и конкретный психодиагностический инструментарий позволили будущим специалистам успешно решать задачи в целом ряде прикладных областей (например, психодиагностика интеллекта, самосознания, личностных черт актуальна и в психологии образования, и в клинической психологии, и в профконсультировании и т.д.).
Каждая тема спецкурса реализуется в виде лекционных и практических занятий, что отражает настоящая Программа. Лекционные занятия направлены на оснащение студентов теоретическими знаниями по теме, где обязательно дается анализ изучаемых психологических феноменов именно как объектов психодиагностики, раскрываются различные классификации методик, освещается история их создания, теоретического и психометрического обоснования, методологические и методические трудности применения, опыт использования в нашей стране и за рубежом.
Практические занятия посвящены знакомству студентов с полными методическими руководствами к конкретным методикам и приобретению умений и навыков работы с ними. По каждой отработанной методике студент представляет преподавателю письменный отчет, который содержит результаты психодиагностики и психологическое заключение с соответствующими рекомендациями. Наличие таких отчетов по каждой теме (по всем включенным в нее методикам) является обязательным и служит своеобразным допуском к зачету (1-й семестр) и экзамену (2-й семестр).
Дисциплина «Частная психодиагностика» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов в области основ психодиагностики, а также общей, возрастной, экспериментальной, социальной, педагогической, клинической психологии, знания и умения, полученные в ходе изучения математики и математических методов в психологии. С другой стороны, изучение этой дисциплины позволит студентам успешно осваивать ряд следующих за нею спецкурсов, таких как клиническая психодиагностика, основы психологического консультирования, психология семейных отношений, семейное консультирование и психотерапия, психология группы, социальная психология образования и др.), а также выполнять психодиагностическую работу в ходе учебной и производственной практик.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов |
||
Лекций |
Семин. |
Всего |
||
1 |
Введение в частную психодиагностику. Нормативная регуляция психодиагностической практики |
6 |
6 |
12 |
2 |
Психодиагностика психологической готовности детей к школьному обучению |
2 |
8 |
10 |
3 |
Психодиагностика интеллектуального развития в зарубежной психологии |
12 |
12 |
24 |
4
|
Психодиагностика умственного развития в отечественной психологии. Критериально-ориентированное тестирование |
8 |
— |
8 |
5 |
Психодиагностика самосознания личности |
10 |
12 |
22 |
6 |
Психодиагностика мотивационно-потребно- стной сферы личности |
8 |
8 |
16 |
7 |
Психодиагностика черт: конституциональных, социально обусловленных, личностных |
10 |
10 |
20 |
8 |
Психодиагностика межличностных отношений |
8 |
8 |
16 |
|
В С Е Г О |
64 |
64 |
128 |
Тема 1. Введение в частную психодиагностику
Психодиагностика как наука и практическая деятельность психолога. Предмет психодиагностики: общей и частной (специальной).
Психодиагностические задачи и ситуации. Особенности психодиагностической работы психолога в «ситуации экспертизы» и «ситуации клиента». Специфика применения данных психодиагностики в некоторых ситуациях социальной и педагогической практики.
Нормативная регуляция психодиагностической практики. Обоснование ее необходимости. Требования, предъявляемые к пользователю психодиагностическими методиками – профессиональному психологу и пользователю – специалисту-смежнику. Международные профессионально-этические стандарты.
Тема 2. Психодиагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее основные стороны.
Научные основы психодиагностики психологической готовности к школьному обучению. Основная цель психодиагностического обследования ребенка. Процедурные вопросы определения психологической готовности к школе. Методическое обеспечение психодиагностики готовности ребенка к обучению в школе.
Тема 3. Психодиагностика интеллектуального
РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Актуальность проблемы изучения интеллектуального развития.
Соотношение понятий «умственное развитие», «интеллект», «обучаемость».
Основные концепции интеллекта, разработанные в зарубежной психологии: концепция «генерального фактора» и иерархическая модель интеллекта Ч. Спирмена, мультифакторная модель интеллекта Л. Терстоуна, концепция о двух видах интеллекта («флюидном» и «кристаллизованном») Р. Кеттелла, концепция «социального интеллекта» и трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда.
История диагностики интеллектуального развития.
Разработка индивидуальных тестов интеллекта. Ф. Гальтон – создатель первых тестов для измерения интеллекта как врожденной способности. Работы А. Бине в области изучения интеллекта. Шкала Бине-Симона как первая батарея интеллектуальных тестов. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине как модификация шкал Бине-Симона. Ее основные отличия. Понятие «коэффициент интеллекта» (IQ).
Неправомерность отождествления IQ с интеллектом. Особенности использования теста Стэнфорд-Бине.
Шкала интеллекта Векслера-Белльвью. История создания, теоретические основы, основное назначение, структура теста (основные субтесты).
Основные модификации векслеровских шкал: для взрослых (WAIS), для детей от 6 до 15 лет (WPPSI), для дошкольников и младших школьников от 4 до 6,5 лет (WISC).
Их особенности. Специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР и России варианты тестов Векслера (WAIS и WISC).
Разработка групповых тестов интеллекта. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. История создания, теоретические основы, основное назначение, структура теста (основные субтесты).
Специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР варианты теста Р. Амтхауэра.
Разработка тестов интеллекта для измерения межкультурных различий. Проблема создания тестов, «свободных от влияния культуры». Армейские тесты «Альфа» и «Бета». Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры Р. Кеттелла. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. История создания, теоретические основы, основное назначение, структура теста (основные серии).
Основные модификации матриц Дж. Равена: для взрослых, детей, лиц с высоким интеллектом. Специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей.
Теоретические вопросы тестирования интеллекта.
Тема 4. Психодиагностика умственного развития
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. КРИТЕРИАЛЬНО-
ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Разработка тестов умственного развития отечественными психологами: работы научных коллективов под руководством К.М. Гуревича, Л.А. Венгера, В.И. Лубовского.
Школьный тест умственного развития (ШТУР): теоретические основы, структура теста (основные субтесты).
Принципиальные отличия ШТУР от традиционных тестов интеллекта.
Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Диагностические подходы, ориентированные на статистическую норму и на социально-психологи- ческий норматив: сопоставительный анализ.
Критериально-ориентированное тестирование как перспективное направление психодиагностики умственного развития. Понятие критериально-ориентированного теста (КОРТа).
Разновидности КОРТов. Основные этапы разработки КОРТа: подбор ключевых заданий, спецификация теста, проверка. Анализ опыта разработки КОРТов в отечественной психодиагностике: КОРТ для диагностики математического мышления Е.И. Горбачевой, КОРТ для диагностики естественнонаучного мышления Г.А. Берулавы.
Тема 5. Психодиагностика самосознания личности
Самосознание как объект психодиагностики. Строение «Я-образа» и основные цели психодиагностики самосознания. Концепция уровневого строения самосознания В.В. Столина.
Анализ методологических проблем психодиагностики самосознания: социальной желательности, стратегии самоподачи, различий в субъективной значимости измерений «Я-концепции», механизмов защиты самоотношения.
Характеристика конкретных методик психодиагностики самосознания.
Стандартизированные самоотчеты: тест-опросники (шкала «Я-концепции» Теннеси, шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, шкала самоуважения Розенберга, опросник самоотношения В.В. Столина), контрольные списки (контрольный список прилагательных Г. Гоха), шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда, личностный дифференциал Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, графическая методика Дембо-Рубинштейн).
Нестандартизированные самоотчеты: тест 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда.
Идеографические методики: техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Проективные методики: «Рисунок человека» К. Маховер, Тематический Апперцептивный тест (ТАТ), Символические задания на выявление «социального Я».
Сопоставительный анализ возможностей и ограничений каждого класса методик.
Тема 6. Психодиагностика мотивационно-
ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Мотивационно-потребностная сфера личности как объект психодиагностики. Основные понятия: потребность, мотив, мотивация. Обобщенные и конкретные мотивы.
Основные операциональные критерии, позволяющие описывать мотивационные характеристики человека.
Классификация основных методов психодиагностики мотивационно-потребностной сферы личности и их характеристика.
Прямые методы психодиагностики: интервью, анкеты, методики измерения установок.
Личностные опросники для измерения мотивов: список личностных предпочтений А. Эдвардса, опросники А. Мехрабиана (для измерения потребности в аффилиации, для измерения мотивации достижения).
Проективные методы: ТАТ, проективная методика Маклеланда-Аткинсона, рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга, методика мотивационной индукции Ж. Нюттена (MIM).
Методы диагностики мотивации через искажение объектов перцепции.
Методы диагностики мотивов посредством когнитивных оценок: личностный тест юмора Р. Кеттелла и Л. Луборского, тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Бабиной.
Методы диагностики мотивов через характеристику преград.
Сопоставительный анализ возможностей и ограничений каждого класса методик.
Тема 7. Психодиагностика черт
Понятие черты в психологии. Классификация черт: конституциональные, индивидные (социально обусловленные), личностные (рефлексивно-ситуационные).
Иерархическая и континуально-иерархическая модели черт. Их следствия для психодиагностики черт.
Психодиагностика конституциональных черт (темперамента).
Темперамент и его природные основы. Тест-опросник Я.Стреляу: история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Тест-опросник Г. Айзенка: история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР варианты тест-опросника Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова: теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Варианты ОСТа: для взрослых и детей. Опросник формально-динамической структуры индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.
Психодиагностика социально обусловленных черт (характера).
Характер и проявление его черт в стратегиях поведения. 16-факторный личностный тест-опросник Р. Кеттелла (16 РF): история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Адаптированные в СССР варианты тест-опросника 16 РF.
Патохарактерологическая диагностика. Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI) и его отечественные модификации (ММИЛ Ф.Б. Березина и др., СМИЛ Л.Н. Собчик, Минимульт В.П. Зайцева): история создания, теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова: теоретические основы, основное назначение, структура (основные шкалы), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей.
Психодиагностика ситуационно-рефлексивных черт личности: квазиобъективные тест-опросники, контрольные списки прилагательных, репертуарные решетки. Необходимость разработки универсальных («кросситуационных») и локальных (ситуационных) методик. Проблема перевода объективной диагностической информации на язык субъективно-рефлексивных черт личности.
Анализ трудностей при построении и использовании личностных тест-опросников.
Тема 8. Психодиагностика межличностных отношений
Сфера межличностных отношений как объект психодиагностики.
Возможные классификации методик диагностики межличностных отношений: по объекту психодиагностики, по задачам исследования, по методическому принципу и др.
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений: социометрия Дж. Морено и ее модификации. Возможности и ограничения.
Методики косвенной оценки межличностных отношений.
Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Схема наблюдения Р. Бейлса. Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации: групповая дискуссия без лидера, игра «Дилемма узника» и др.
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения: калифорнийский психологический опросник личности (СРI), батарея для диагностики межличностных отношений индивида Т. Лири.
Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений: ТАТ, RЕР-тест Дж. Келли, тест цветовых отношений (ЦТО) А.М. Эткинда, методики изучения внутрисемейных отношений.
Сопоставительный анализ возможностей и ограничений каждого класса методик.
Л И Т Е Р А Т У Р А П О К У Р С У
Основная
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – 320 с. – Кн. 2. – 336 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. – 200 с.; СПб., 1999. – 528с.
3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М., 1996. – 224 с.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – 304 с.
5. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – 544 с.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – 304 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Практикум по психодиагностике готовности ребенка к школьному обучению (психолого-педагогические основы).
Учебно-методическое пособие для студентов психологических факультетов и практических психологов образования. – М., 1999. – 85 с.
2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982. – 101 с.
3. Гуревич К.М., Акимова М.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психол. журн. – 1986. – Т. 7. – № 3. – С. 136-142.
4. Горбачева Е.М. Критериально-ориентированное тестирование в диагностике умственного развития школьников // Вопр. психологии. – 1988. – № 2. – С. 51-57.
5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216 с.
6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985. – 319 с.
7. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М., 1989. – 138 с.
8. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988. – 141 с.
9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. – 142 с.
10.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – С. 167-191.
Планы практических занятий
Тема 1. Введение в частную психодиагностику (6 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет общей и частной психодиагностики.
2. Психодиагностические задачи и ситуации.
3. Этические принципы в психодиагностической работе психолога.
4. Общая характеристика психодиагностического обследования. Его этапы. Сфера применения и цели диагностической методики. Инструкция к методике. Материал, используемый для тестирования. Условия проведения психодиагностической методики. Фиксация результатов обследования. Бланк обследования. Обработка полученных данных. Ключи к тесту. Разновидности тестовых оценок, получаемых при обработке данных: «сырые» (первичные), шкальные, профильные. Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.
5. Методические руководства к методикам, используемым для психодиагностики профессиональной направленности личности. Сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
Практическое задание – овладение методиками:
1) дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова;
2) анкета интересов А.Е. Голомштока.
Тема 2. Психодиагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению (8 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее основные стороны.
2. Основная цель психодиагностического обследования ребенка. Процедурные вопросы определения психологической готовности к школе.
3. Методические руководства к методикам, используемым для психодиагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. Сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
Практическое задание – овладение методиками:
1) ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;
2) Методика «Домик» н.И. Гуткиной;
3) методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;
4) методика «Да» и «нет» не говорите» Л. Красильниковой;
5) беседа об отношении к школе и учению и ее модифицированный вариант Т.А. Нежновой;
6) методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург;
7) методики для изучения самосознания («Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василиускайте, «Лесенка» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн);
8) методики для изучения эмоциональных состояний ребенка («Рисунок школы» А.И. Баркана, «Эмоциональный термометр» Г.А. Цукерман);
9) методики диагностики волевой готовности к обучению в школе Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
Тема 3-4. Психодиагностика интеллектуального развития (12 часов)
Вопросы для обсуждения:
1.Актуальность проблемы изучения интеллектуального развития.
2. Основные концепции интеллекта, разработанные в зарубежной психологии.
3. Методическое руководство к тесту структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Теоретическое обоснование теста, сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, тестовые тетради, бланк фиксации результатов, ключи к тесту, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста Р. Амтхауэра.
4. Методическое руководство к Прогрессивным матрицам Дж. Равена. Теоретическое обоснование теста, сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, тестовый буклет, бланк фиксации результатов, ключ к тесту, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста Дж. Равена.
5. Методическое руководство к тесту социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. Теоретическое обоснование теста, сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, тестовая тетрадь, бланк фиксации результатов, ключ к тесту, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Практическое задание – овладение методиками:
1) тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
2) Прогрессивные матрицы Дж. Равена;
3) методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Тема 5. Психодиагностика самосознания личности (12 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Самосознание как объект психодиагностики. Основные цели психодиагностики самосознания.
2. Классификация методик психодиагностики самосознания.
3. Методические руководства к методике выбора слов и методике С.А. Будасси. Сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
4. Методическое руководство к графической методике Дембо-Рубин- штейн. Сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
5. Методическое руководство к тесту 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда. Сфера его применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
6. Методическое руководство к Личностному дифференциалу Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
7. Методическое руководство к методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк методики и бланк ответов, ключ к МИС, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения МИС.
Практическое задание – овладение методиками:
1) методика выбора слов;
2) методика С.А. Будасси;
3) графическая методика изучения самооценки и уровня притязаний личности Дембо-Рубинштейн;
4) тест 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда;
5) Личностный дифференциал Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда;
6) методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева.
Тема 6. Психодиагностика мотивационно- потребностной сферы личности (8 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Мотивационно-потребностная сфера личности как объект психодиагностики. Основные цели ее психодиагностики.
2. Классификация методик психодиагностики мотивационно-потребност- ной сферы личности.
3. Методические руководства к опросникам, направленным на изучение отдельных мотивов и потребностей. Теоретическое обоснование методик, сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, ключи к методикам, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
4. Методическое руководство к Тесту юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Бабиной. Теоретическое обоснование, сфера применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, стимульный материал, бланк фиксации результатов, ключ к ТЮФ, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения ТЮФ.
Практическое задание – овладение методиками:
1) тест-опросник для измерения потребности в общении Ю.М. Орлова, В.И. Шкуркина, Л.П. Орловой;
2) тест-опросник для измерения мотивации одобрения Марлоу-Крауна;
3) тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова, В.И. Шкуркина, Л.П. Орловой;
4) тест-опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана;
5) тест-опросник для измерения потребности в аффилиации А. Мехрабиана;
6) ориентационная анкета В. Смекала и М. Кучеры;
7) тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Бабиной.
Тема 7. Психодиагностика черт и состояний личности (10 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие черты в психологии. Классификация черт: конституциональные, индивидные (социально обусловленные), личностные (рефлексивно-ситуационные).
Основные цели психодиагностики различных черт.
2. Методическое руководство к Темпераментальному опроснику Я. Стреляу (ТОС).
Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к ТОС, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения ТОС.
3. Методическое руководство к тест-опроснику Г. Айзенка. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
4. Методическое руководство к Шкале личностной тревожности Ж. Тейлор и Шкалам ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Теоретическое обоснование методик, сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, ключи к методикам, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
5. Методическое руководство ктесту «Самочувствие, активность, настроение» (САН) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошникова, В.В. Шарай. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения теста САН.
6. Методическое руководство копросникам для изучения агрессии Басса-Дарки и А. Яссингера. Теоретическое обоснование методик, сфера их применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланки обследования и фиксации результатов, ключи к методикам, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этих методик.
7. Методическое руководство кметодике «Hand-тест». Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, стимульный материал, бланк фиксации результатов, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения методики «Hand-тест».
8. Методическое руководство к опроснику изучения уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения опросника УСК.
Практическое задание– овладение методиками:
1) Темпераментальный опросник Я. Стреляу (ТОС);
2) тест-опросник Г. Айзенка;
3) Шкала личностной тревожности Ж. Тейлор;
4) Шкалы ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера;
5) тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошникова, В.В. Шарай;
6) опросник агрессии Басса-Дарки;
7) опросник агрессии А. Яссингера;
8) проективная методика «Hand-тест»;
9) опросник изучения уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда.
Тема 8. Психодиагностика межличностных отношений (8 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Сфера межличностных отношений как объект психодиагностики. Основные цели психодиагностики межличностных отношений.
2. Классификация методик диагностики межличностных отношений.
3.Методическое руководство кметодике диагностики межличностных отношений Т. Лири. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
4. Методическое руководство кметодике изучения стратегии поведения в конфликте К.Н. Томаса. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
5. Методическое руководство к методике изучения самоэффективности личности Маддукса-Шеера. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
6. Методическое руководство к методикеисследования нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой. Теоретическое обоснование методики, сфера ее применения и цели диагностики, порядок и условия проведения, инструкция, бланк обследования и фиксации результатов, ключ к методике, порядок обработки и интерпретации полученных данных. Преимущества и ограничения этой методики.
Практическое задание – овладение методиками:
1) метод диагностики межличностных отношений Т. Лири;
2) тест К.Н. Томаса;
3) методика изучения самоэффективности личности Маддукса-Шеера;
4) методика исследования нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой.
Вопросы к итоговому контролю
Часть 1.
1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность психолога. Предмет психодиагностики: общей и частной (специальной).
Нормативная регуляция психодиагностической практики.
2. Психодиагностические задачи и ситуации. Особенности психодиагностической работы психолога в «ситуации экспертизы» и «ситуации клиента».
3. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Научные основы психодиагностики психологической готовности к школьному обучению.
4. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Процедурные вопросы диагностики психологической готовности к школьному обучению.
5. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Методическое обеспечение диагностики психологической готовности к обучению в школе.
6. Психодиагностика интеллектуального развития: актуальность проблемы. Соотношение понятий «умственное развитие» и «обучаемость».
7. Соотношение понятий «умственное развитие», «интеллект», «обучаемость».
8. История психодиагностики интеллектуального развития (анализ тестов Ф. Гальтона, А. Бине, Д. Векслера).
9. История психодиагностики интеллектуального развития (анализ тестов Д. Векслера, Р. Амтхауэра).
10. История психодиагностики интеллектуального развития: проблема межкультурных различий интеллекта. Обзор невербальных тестов интеллекта.
11. Психодиагностика межкультурных различий интеллекта (анализ тестов Дж. Равена, Р. Кеттелла).
12. Теоретические основы тестирования интеллекта.
13. Разработка тестов умственного развития отечественными психологами (анализ ГИТ, ШТУР и др.).
14. Тестирование умственного развития: сопоставительный анализ подходов, ориентированных на статистическую норму и социально-психологический норматив.
15. Критериально-ориентированное тестирование.
16. Самосознание как объект психодиагностики. Анализ основных понятий. Факторы, влияющие на результаты психодиагностики самосознания.
17. Классификация методик психодиагностики самосознания. Анализ методик, относящихся к классу стандартизированных самоотчетов.
18. Классификация методик психодиагностики самосознания. Анализ методик, относящихся к классам нестандартизированных самоотчетов, идеографических и проективных техник.
19. Мотивационно-потребностная сфера личности как объект психодиагностики. Анализ основных понятий. Операциональные критерии, используемые при диагностике мотивационно-потребностной сферы личности.
20. Характеристика основных методов психодиагностики мотивационно-потребностной сферы личности: прямые методы психодиагностики, личностные опросники.
21. Характеристика основных методов психодиагностики мотивационно-потребностной сферы личности: проективные методы, методы диагностики мотивации через искажение объектов перцепции и посредством когнитивных оценок.
22. Психодиагностика черт. Анализ основных понятий.
23. Психодиагностика конституциональных черт (темперамента).
Анализ методик Я. Стреляу, Г. Айзенка.
24. Психодиагностика социально обусловленных черт (характера).
Анализ 16-факторного опросника Р. Кеттелла.
25. Психодиагностика социально обусловленных черт (характера).
Патохарактерологическая диагностика (анализ MMPI, ПДО А.Е. Личко).
26. Психодиагностика ситуационно-рефлексивных черт.
27. Психодиагностика межличностных отношений: классификации методик. Анализ требований, предъявляемых к ним.
28. Характеристика основных методик диагностики межличностных отношений: диагностика на основе субъективных предпочтений, методики косвенной оценки межличностных отношений.
29. Характеристика основных методик диагностики межличностных отношений: методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации, методики диагностики индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.
Часть 2
30. Методики изучения профессиональной направленности личности (ДДО Е.А. Климова, анкета интересов А.Е. Голомштока).
31. Методики диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению.
32. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
33. Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
34. Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.
35. Методики изучения самооценки личности (методика выбора слов, методика С.А. Будасси).
36. Методика изучения самооценки и уровня притязаний личности Дембо-Рубинштейн.
37. Тест 20-ти утверждений «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда.
38. Личностный дифференциал Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда.
39. Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева.
40. Опросники для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.
41. Тест юмористических фраз (ТЮФ).
42. Темпераментальный опросник Я. Стреляу.
43. Опросник Г. Айзенка.
44. Опросники Ж. Тейлор и Ч.Д. Спилбергера.
45. Тест САН.
46. Опросники Басса-Дарки и А. Яссингера.
47. Проективная методика «Hand-тест».
48. Методики изучения субъективного контроля личности.
49. Методики диагностики межличностных отношений (Т. Лири, К. Томаса, Маддукса-Шеера, О.И. Комиссаровой).
Составитель: