Исследование темперамента Вариант 3

Факультет Управления

Кафедра Психологии, педагогики и социально – гуманитарных дициплин

ПРАКТИКУМ

по дисциплине Психолого – педагогическая диагнотика

(название дисциплины)

Тема:

Вариант 3

(тема работы)

Выполнил студент 1й курс,

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Москва 2017

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор литературы по предмету исследования. Темперамент и методы его изучения

1.1. Определение темперамента

1.2. Обзор методик изучения темперамента

Глава 2. Основные методы диагностики темперамента

2.1. Опросник «Диагностика темперамента» Я. Стреляу

2.2. Индивидуально типологический опросник Собчик

2.3. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова

2.4. Теппинг-тест Е.П. Ильина

2.5. Методика «Определение типа темперамента» Ганса Айзенка.

Глава 3. Эмпирическое исследование качества методик диагностики темперамента

3.1. Описание группы испытуемых

3.2. результаты психодиагностики и их анализ

3.3. Сравнительная оценка методов диагностики темперамента

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложение

Введение

Общая психодиагностика включает в себя правила проведения психодиагностического исследования, правила диагностических умозаключений, которые помогают осуществить переход от признаков индикаторов определенного психического состояния к выраженности этих психологических признаков.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика – с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала XX в. принято называть «профилем личности».

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально, широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерять так называемые универсальные, или базовые, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функциональных понятиях «свойств темперамента» или в субстанциональных понятиях «свойств нервной системы».

18 стр., 8600 слов

Методы диагностики основных волевых свойств личности

... она трудна и далека. Цель исследования: изучить методы диагностики основных волевых свойств личности. Предмет исследования: методы изучения волевых свойств личности. Гипотеза исследования: наиболее оптимальной для изучения ... лет. Структура и объём работы: курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 12 источников, основное ...

Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого — неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

Цель практического исследования: изучение типологических свойств личности, темперамента.

Группу респондентов для исследования составили студенты заочного отделения в составе 5 человек.

Исследование проводилось методами:

1. Теппинг-тест Е.П. Ильина 1, 2

2. Опросник «Диагностика темперамента» Я. Стреляу 2, 4,

3. Методика измерения ригидности Я. Стреляу 4,

4. Индивидуально типологический опросник Собчик 0

5. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова

Глава 1. Обзор литературы по предмету исследования. Темперамент и методы его изучения

1.1. Определение темперамента

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... политические убеждения, характер и темперамент, умственные и физические способности человека. Психологическое своеобразие личности исторически детерминировано. Оно получило свое развитие в ходе общественно-трудовой деятельности, вследствие чего выражает общественную ...

Имануил Кант говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле. К чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

Главное деление учения о темпераментах такое: темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента.

К темпераментам чувств Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность — меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

1. Темпераменты чувства.

А. Сангвинический темперамент человека веселого нрава

Способ чувствования сангвиника можно узнать по следующим проявлениям. Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение. А через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, т.к. он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник, и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения и все люди ему друзья. Обычно он не злой человек, но грешник, не легко поддающийся исправлению. Правда, он сильно раскаивается. Но скоро забывает свое раскаяние (которое никогда не превращается к него в скорбь).

Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра. Ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.

В. Меланхолический темперамент человека мрачного нрава

Человек, расположенный к меланхолии (не меланхолик, ибо это означает уже состояние, а не просто расположение к состоянию), придает всему, что его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего на трудности. Он с трудом даст обещание, ибо не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется не моральными причинами (ибо здесь идет речь о чувственных мотивах), а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым, полным сомнений, а из-за этого и маловосприимчивым к веселью. Впрочем, когда это расположение духа становится привычным, оно противопоставляет расположению духа человеколюбца, которое собственно больше сангвинику, по крайне мере по побуждению, ибо тот, кто сам должен обходиться без радости, вряд ли пожелает ее другому.

2. Темпераменты деятельности.

С. Холерический темперамент человека вспыльчивого

О нем говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть — честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает. Чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. Он следит за порядком и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скаредным; он вежлив, но любит церемонии, натянут. Напыщен в обхождении и охотно имеет при себе какого-нибудь льстеца. Который служит мишенью для его остроумия, и больше переживает, когда его гордые притязания встречают отпор. Достаточно немного едкого остроумия. Чтобы мигом исчез ореол важности. Одним словом. холерический темперамент — самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе.

6 стр., 2775 слов

Принципы психодиагностики

... принцип, понимаемый как требование анализа индивидуальных особенностей человека, конкретной жизненной ситуации, онтогенеза. В настоящее время предлагается множество определений понятия психодиагностика. ... темперамент, ... принципов: - Принцип отражения, понимаемый как способность человека адекватно отражать окружающий мир, в результате чего формируется навык эффективной регуляции деятельности Принцип ...

Д. Флегматический темперамент хладнокровного

Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность), и поэтому человека, у которого нет флегмы, нельзя назвать флегматиком и под этой кличкой зачислять в разряд лентяев.

Флегма как слабость — это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильные. Нечувствительность к побуждениям представляет собой довольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сон.

Флегма как сила — это способность приходить в движение и не легко и не быстро, но зато надолго. Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться.

Хладнокровному нечего жалеть о том, что у него совершенно обычная доля разума, но в то же время он от природы одарен этой флегмой; хотя он и лишен блеска, но зато исходит их принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом он превосходит других, не задевая их тщеславия. Его часто называют также пронырой, ибо все направленные на него [снаряды выпущенные из] баллист и катапульт отскакивают от него как от мешка с ватой. Это уживчивый муж, который умеет забирать власть над женой и родственниками, хотя с виду он покорен воле всех. Т.к., обладая непреклонной, но благоразумной волей, он умеет приспособить их волю к своей, подобно тому как тела с наибольшей массой и большой скоростью движения, нанося удар, пробивают встречающиеся им препятствия насквозь, а при меньшей скорости, но при большом объеме, увлекают за собой это препятствие, не разрушая его.

Если один темперамент, как обычно думают, соединяется с другим, то они или противодействуют друг другу, или нейтрализуются. Первое бывает, когда полагают, будто в одном и том же субъекте соединены сангвинический темперамент с меланхолическим или холерический с флегматическим, ибо они (А и В, равно как С и Д) противоречат друг другу. Второе, а именно нейтрализация, происходит будто бы при (словно химическом) смешении сангвинического темперамента с холерическим и меланхолического с флегматическим. Нельзя мыслить слитым в одном и том же акте добродушное веселье с грозным гневом или муки самоистязания с довольным спокойствием невзыскательной души. Но если одно из этих двух состояний в одном и том же субъекте должны смешиваться с другим, то получаются только причуды и капризы, а не определенный темперамент.

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

... это следует правильно и надежно. Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, ... практическое) - это процесс применения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведения о психических свойствах конкретного испытуемого. Диагностическое исследование - это ...

1.2. Обзор методик изучения темперамента…

Выводы

Проведенные методики являются самыми известными методиками для диагностики типологических свойств личности, темперамента. В кругу психодиагностов, психологов-практиков она пользуется большой и постоянно растущей популярностью. Основаниями для этого являются: быстрота тестирования, полная закрытость от испытуемого того психологического содержания, которое фиксируется методикой, возможность многократных ретестирований, полная независимость методики от половых, возрастных, образовательных особенностей испытуемого.

В ходе исследования был сделаны анализ, интерпретация и выводы. Описаны данные наблюдения. Разработаны рекомендации. В целом, с помощью методики была достигнута поставленная цель – выявлены типологические свойства личности, темперамент. Полученные результаты соответствуют предназначению методики. Дальнейшая работа будет заключаться в выполнении рекомендаций. Необходимость формулирования новых задач отсутствует.

Практические рекомендации

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психо-логический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, с которым читатель мог познакомиться во второй книге учебника, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагностики.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и ...

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять1 .

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

Список литературы

1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. — М.: Ось-89, 2012. — 144 c.

2. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. — М.: Владос, 2013. — 176 c.

3. Батаршев, А.В. Психодиагностика в управлении / А.В. Батаршев. — М.: Дело, 2005. — 496 c.

4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.. — СПб.: Питер, 2012. — 384 c.

5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2012. — 384 c.

6. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения).

– Челябинск, 2004. – 92с. (с. 30-37)

7. Истратова, О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.. — Рн/Д: Феникс, 2010. — 375 c.

8. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 375 c.

9. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. — М.: Форум, 2011. — 400 c.

2 стр., 655 слов

Список книг по психодиагностике

... Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основыю 20. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике, - К.1989 21. Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики пяти ... Как разбираться в людях или психологический рисунок личности 40. Батаршев А.В. - Диагностика способности к общению 41. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. - Психология жизненных ситуаций. М., 1998. - ...

10. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов. — М.: Форум, 2011. — 400 c.

11. Носс, И.Н. Профессиональная психодиагностика. Психологический отбор персонала / И.Н. Носс. — М.: Психотерапия, 2009. — 464 c.

12. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Под ред. Райгородского Д. Я. – Самара: Изд. Дом. «БАХРАХ», 1998. – 672 с

13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с

15. Сотников, М.А. ВПС: Психодиагностика. КЛ. / М.А. Сотников. — М.: А-Приор, 2007. — 96 c.

16. Сотников, М.А. ВПС: Психодиагностика. Конспект лекций / М.А. Сотников. — М.: А-Приор, 2008. — 96 c.

17. Сыромятников, И.В. Психодиагностика: Учебное пособие / И.В. Сыромятников. — М.: Альянс, 2016. — 640 c.