Наблюдение и интерпретация

Наблюдение

7.1.1. Три значения термина «наблюдение»

В эмпирической психологии термин «наблюдение» имеет несколько значений. Во-первых, этот термин имеет общее значение и обозначает практику наблюдения, на которое полагаются и которому доверяют. Здесь термин «наблюдение» обозначает одну из фундаментальных особенностей эмпирической психологии — систематический эмпирицизм. Различия между наблюдением и экспериментированием не подчеркиваются (см.: глава 2).

Во-вторых, наблюдение является одним из основ­ных методов эмпирической психологии. В этом случае нужно отличать один метод — наблюдение от другого метода — экспериментирования: оба метода предназначены для производства эмпирического знания, но производятся различным образом. В-третьих, термин «наблюдение» употребляется для характеристики одной из сторон экспериментирования. Здесь «наблюдение» выступает не как самостоятельный метод, а выполняет служебную роль в контексте экспериментирования.

Здесь и далее (§ 7.1.) речь идет о наблюдении как одном из основных методов производства эмпирического знания (во втором значении этого термина).

Характеристика наблюдению как одной из сторон экспериментирования будет дана в параграфе, посвященном экспериментированию (см.: § 7.2.4).

Наблюдение есть преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие определенных особенностей поведения. С точки зрения процесса наблюдения поведение есть не более, чем набор наблюдаемых событий и/или явлений. В связи с этим возникает прежде всего проблема ненаблюдаемых событий.

Проблема ненаблюдаемых событий и явлений

Проблема ненаблюдаемых событий и явлений заключается в том, можно ли переводить их в разряд наблюдаемых. Одни ненаблюдаемые события можно переводить в наблюдаемые; другие — либо в принципе невозможно переводить, либо невозможно это сделать в данное время.

Ненаблюдаемым считается событие, которое невозможно (или почти невозможно) прямо (без приборов и/или инструментов) воспринимать или ощущать.

Человек не может воспринимать или ощущать магнитное поле, электрический ток, протоны, гравитацию, или энергию, но эти физические явления можно выявлять косвенно, посредством специальных приборов. Психические образования типа установок, мотивов, личности, когнитивной карты также не могут быть предметом чувственного восприятия. И субсенсорные сигналы недоступны для ощущений и восприятия. Одни из этих образований можно регистрировать посредством инструментов (например, вопросников), другие — с помощью приборов (например, электроэнцефалографов).

8 стр., 3814 слов

Понятие «психологизм» в литературоведении: подходы к определению ...

... самых актуальных в отечественной филологии. Прежде всего, обратим внимание на многоаспектность проблемы психологизма в литературоведении, которая обусловлена сложностью и многогранностью самого художественного психологизма ... и, таким образом, все искусство, вся литература психологичны. Между тем за термином психологизм в литературоведении прочно закрепилось другое, более узкое значение, согласно ...

Многие ненаблюдаемые события можно переводить в наблюдаемые, используя специальные инструменты и/или приборы.

Часть ненаблюдаемых событий можно было бы переводить в наблюдаемые при условии наличия соответствующих инструментов и/или приборов. В данное время и в силу разных причин они не созданы, и потому такие события продолжают оставаться ненаблюдаемыми. По мере создания новых инструментов и приборов, возможно, они будут становиться наблюдаемыми.

Ненаблюдаемыми являются также понятия и категории. Понятия и категории обозначают события, вещи, предметы, как и их признаки, которые можно наблюдать. Например, «мебель» — это собирательная категория. Мы знаем, что этой категорией обозначают столы, стулья, шкафы, диваны, кровати, и т.д. То, что обозначается категорией «мебель», можно наблюдать. А вот собственно «мебельность» — это нечто чувственно ненаблюдаемое. Понятия и категории принадлежат к разряду ненаблюдаемых событий; их в принципе невозможно переводить в разряд наблюдаемых.

Наблюдение и интерпретация

Для исследователя важно научиться отличать то, что он наблюдает, от того, что он интерпретирует. Предмет наблюдения коренится в наблюдаемом — в поведении людей. Интерпретация же связана с мышлением и представлением самого наблюдателя. Конечно, в интерпретации также представлен предмет наблюдения, но он не обособлен от наблюдателя. Наблюдение, перемешанное с интерпретацией, утрачивает беспристрастность, приобретает субъективный характер и теряет признаки научности.

На этапе собственно наблюдения исследователи разъединяют процессы наблюдения и интерпретации. Для этого имеются несколько основательных соображений.

Во-первых, одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций. Например, множество контактов с людьми (факт наблюдения) можно интерпретировать как признак темперамента (одна интерпретация), личности (другая интерпретация), общительности (третья интерпретация), потребности в новых впечатлениях (четвертая интерпретация), и т.д. Если на этапе собственно наблюдения вы смешиваете наблюдение и интерпретацию, совмещаете наблюдаемое и полагаемое, тогда предмет наблюдения подчиняется вашей интерпретации. Действительно, если вы характеризуете множество контактов с людьми как признак темперамента (интерпретация), значит, наблюдаемые контакты с людьми изначально попадают под интерпретацию их как признака темперамента. Но если вы обособите свои наблюдения от их интерпретации, вы заметите, что много контактов с людьми может говорить и о чем-то другом, не только о темпераменте. Следовательно, наблюдение следует обособлять от интерпретации, поскольку у одного и того же наблюдения могут быть разные и даже альтернативные интерпретации.

Во-вторых, наблюдения могут не совпадать с интерпретацией. Их обособление необходимо ради объективности наблюдения.

В-третьих, у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания. И по этой причине их также нельзя смешивать. Требование отделять наблюдение от интерпретации не означает, что последняя является чем-то ненаучным или вненаучным. Интерпретация в форме объяснения — важнейший компонент научного познания.

3 стр., 1255 слов

Интерпретация к методике Р. Лазаруса

Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация ...

Разновидности наблюдения и оценка их очевидности

Предмет научного наблюдения должен быть очевидным. Особенности поведения человека могут быть очевидными лишь постольку, поскольку они доступны для ощущений и восприятия других людей. Степень очевидности может варьировать в зависимости от формы наблюдения — прямого, непрямого и опосредованного.

Наиболее очевидно прямое наблюдение: его предмет непосредственно представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя, — например, при наблюдении каких-то особенностей поведения. Очевидным является также наблюдение внешних выражений в поведении какой-либо черты личности, — например, доминантности. Прямое наблюдение многих и разных внешних проявлений одной и той же черты личности можно считать в то же время непрямым наблюдением ее как латентной черты. Как предмет наблюдения, черта личности представлена в ощущениях и восприятии наблюдателя не прямо, а косвенно, через ее внешние проявления. Предмет опосредованного наблюдения представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя через инструменты и приборы. Они усиливают возможности ощущений и восприятия наблюдателя, но свидетельствуют о предмете наблюдения косвенно.

В области биологии хромосомы были открыты случайно, но благодаря микроскопу. Обычно биологи окрашивали клетки, чтобы лучше видеть их под микроскопом. Однажды биологи использовали химическое окрашивание для некоторых клеток и под микроскопом увидели субстанцию внутри ядер клеток, которая быстро и легко окрасилась. Ученые назвали эту субстанцию хроматином. Однако хроматин не всегда был виден. Примерно с 1848 г. ученые уже могли наблюдать в процессе деления клеток замену хроматина маленькими палочковидными структурами; их стали называть хромосомами. Хромосомы в ядре клетки можно увидеть; в этом смысле они очевидны. При окрашивании палочковидные структуры можно увидеть; в этом смысле они также очевидны.

Довольно часто непрямое наблюдение возможно, если оно является в то же время опосредованным. Совмещение непрямого и опосредованного наблюдения в едином процессе наблюдения не означает, однако, их тождества. Когда речь идет о непрямом наблюдении, имеется в виду его предмет. Когда речь идет об опосредованном наблюдении, имеются в виду его средства.

Прямое наблюдение будет очевидным, если регистрируются разговоры младшего школьника с его соседом по парте на уроке. Разговоры — это то, что может быть представлено в ощущениях и восприятии наблюдателя. Предметом непрямого наблюдения может быть сила Я или подвижность нервной системы, если регистрируются их внешние проявления (см. напр.: Лазурский, 2001б) или сила Я и подвижность нервной системы определяются с помощью инструментов (например, вопросников).

В последнем случае наблюдение будет и непрямым, и опосредованным.

Очевидность наблюдения достигается путем организации сбора свидетельств очевидности. Заметьте, что очевидность наблюдения и свидетельства его очевидности не есть одно и то же. Очевидность наблюдения определяется доступностью (прямо или косвенно) предмета наблюдения органам чувств наблюдателя. Свидетельства очевидности — это специальные процедуры, обеспечивающие наблюдаемость предмета (или его свойств и признаков).

Указания на местонахождение хромосом (ядра клеток), способы их выявления (окрашивание), условия (процесс деления клеток) и способ (под микроскопом) наблюдения — все это свидетельства очевидности наблюдения. Если нет свидетельств, предмет наблюдения утрачивает очевидность.

4 стр., 1778 слов

Про эффект плацебо

... личной подписью врача, на их взгляд, обещает надежное здоровье. Рецепт для пациента — свидетельство, дающее уверенность в выздоровлении, «физиологическая пуповина», связующая врача и больного.Врачи знают, что ... и Карл Хофбауэр (Karl Hofbauer) собрали воедино наиболее свежие данные о плацебо. Плацебо это поддельный медицинский препарат, не содержащий фармакологически активных субстанций, но при этом ...

Требование свидетельств очевидности выражается в том, каким должен быть процесс наблюдения. Во-первых, в предмете наблюдения нужно выделять некоторое множество его отдельных признаков (свидетельства очевидности состава предмета наблюдения).Во-вторых, должны быть свидетельства некоторого множества очевидцев о предмете наблюдения (свидетельства очевидцев–наблюдателей).

В-третьих, должны проводиться многократные наблюдения одного и того же события (свидетельства устойчивости и воспроизводимости события независимо от фактора времени).

Непрямое и опосредованное наблюдение мотива стремления к успеху возможно посредством применения вопросника мотивации достижения Мехрабиана в модификации Магомед-Эминова (1988).

Данный вопросник состоит из форм А и B и выделяет 13 (по форме А) и 12 (по форме B) внешних проявлений мотива стремления к успеху. Это значит, что с помощью ответов на пункты данного вопросника выявляется множество свидетельств очевидности мотива стремления к успеху. О мотиве стремления к успеху по его внешним проявлениям, предусмотренным данным вопросником, свидетельствуют также участники исследования: исследователь получает множество свидетельств от очевидцев–наблюдателей собственного поведения. Для получения свидетельств устойчивости и воспроизводимости мотива стремления к успеху проводятся многократные наблюдения.

Подтверждение очевидности — еще одна процедура наблюдения. Суть ее заключается в том, насколько разные и независимые друг от друга свидетельства о предмете наблюдения согласованы между собой.

В вопроснике личности Айзенка (Eysenck, & Eysenck, 1994)есть такие пункты, характеризующие нейротизм:

Ваше настроение часто то повышается, то понижается?

Вы иногда чувствуете себя несчастным без особых на то причин?

Вы часто беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то не так?

Пункты шкалы и ответы на них независимы, но связны наблюдениями. В них выражается независимость и связность подтверждений очевидности наблюдения. Независимость подтверждений и их связность — это разные вопросы. Пункты нейротизма в вопроснике личности Айзенка и ответы на них независимы по предмету наблюдения. Пункты нейротизма и ответы на них взаимосвязанны по критерию их принадлежности нейротизму (латентной черте личности).

Оценка достоверности наблюдений

Достоверность наблюдения создается процедурами, обеспечивающими доверие его результатам. Кроме того, в согласии с критерием достоверности исключаются процедуры, которые могут приводить к сомнительным результатам. Возможности наблюдения не безграничны, оно имеет свои пределы. Даже если наблюдение очевидно, имеются свидетельства и подтверждения его очевидности, проблема его достоверности все равно остается.

Особо остро этот вопрос возникает в тех случаях, когда мы имеем дело со свидетельствами очевидцев и ориентируемся на их отчеты о себе или о наблюдении каких-либо событий.

Одни свидетельства очевидцев могут иметь подтверждения, но быть не совсем объективными, другие — вводить в заблуждение, третьи — недостаточными или просто бесполезными. Иначе говоря, разные свидетельства очевидцев имеют разную цену достоверности. Важность этого вопроса можно проиллюстрировать на примерах истории умной лошади Ганса и плацебо эффектов.

8 стр., 3708 слов

Организационно-управленческие причины конфликтов

... - это выбор или соглашение в мыслях с утверждением, правдой или фактом после наблюдения по свидетельству человека.   Убеждения могут подразумевать определенные ценности, если в соответствии с ...

Где-то около 90 лет назад немецкий школьный учитель представил публике лошадь Ганса, которая умела решать арифметические задачи, используя операции сложения, вычитания и умножения. Учитель давал Гансу задачи, а Ганс выстукивал копытом ответы на них. Ответы Ганса были ошеломляюще точны. Многие люди были поражены и терялись в догадках о достижениях умного Ганса. Неужели это было открытием до сих пор неизвестных способностей лошадей? Ажиотаж вокруг Ганса подогревался германской прессой. Группа экспертов провела специальные наблюдения Ганса и свидетельствовала в пользу его арифметических способностей. Сбитыми с толку оказались многие. Эта мистификация длилась до тех пор, пока психолог Пфунгст не провел систематическое исследование способностей Ганса иным, чем наблюдения очевидцев, способом. Пфунгст обнаружил, что лошадь имела специальную способность, не относящуюся к арифметике. В действительности, лошадь обладала способностью быть скорее внимательным наблюдателем моторного поведения хозяина, чем математиком. Когда кто-либо задавал вопрос, лошадь отстукивала свой ответ, смотря на голову хозяина. По мере того, как Ганс приближался к правильному ответу, хозяин непроизвольно и слегка наклонял голову, и Ганс останавливался. Лошадь была исключительно чувствительна к визуальным сигналам и могла реагировать на чрезвычайно слабые движения головы хозяина. Неудивительно, что у Ганса пропадала способность считать, когда сам хозяин не знал правильный ответ или находился вне поля зрения своей лошади.

Двадцать лет спустя на сцене появилась еще одна «удивительная лошадь», которую звали Леди. В отличие от Ганса, Леди обладала «психической энергией». Способности Леди были того же происхождения, что и у Ганса. Тем не менее в литературе по парапсихологии Леди продолжает цитироваться как свидетельство наличия психической энергии (цит. по: Stanovich, 1992).

Проблема достоверности свидетельств очевидцев связана также с плацебо–эффектами. Много людей свидетельствуют о том, что им помогает определенное лекарство или они чувствуют себя значительно лучше благодаря психотерапевтическим сеансам. Такие ответы далеко не всегда соответствуют реальному положению дел, поскольку здесь имеет место плацебо—эффект.

Исследование действия любого нового лекарства проходит контроль на плацебо–эффект. Обычно это делается следующим образом. Одна группа пациентов принимает новое лекарство. Другая, контрольная, группа пациентов принимает таблетки, не содержащие ни новое лекарство, ни какие-либо иные лекарственные вещества, которые могли бы оказать на организм какое-либо влияние (плацебо).

Пациенты не знают, что их разделили на группы и что одни из них получают лекарство, а другие — «пустые» таблетки. Напротив, каждый из них думает, что принимает лекарство. Если после приема «пустых» таблеток пациенту становится лучше, значит, это — плацебо–эффект. По некоторым данным, до 35% пациентов находится под влиянием плацебо–эффекта (цит. по: Stanovich, 1992).

Результаты любоголечения могут иметь подтверждающие свидетельства пациентов, что не всегда можно считать достоверными. Только специальными исследовательскими процедурами можно устанавливать эффективность метода лечения. В примере, приведенном выше, об эффективности действия лекарства можно судить путем сравнения результатов лечения в группе пациентов, которым давалось новое лекарство, с результатами «лечения» в группе пациентов, которые принимали «пустые» таблетки.

11 стр., 5383 слов

Обучение одаренных детей

... показать сложности психического развития одаренных детей; — рассмотреть методы диагностики одаренности; — рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей. Объект исследования: одаренность. Предмет исследования: ... одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Глава 1 Теоретические аспекты изучения детской одаренности. Понятие ...

Плацебо–эффекты наблюдаются также в психотерапии. Хотя многие люди с психологическими проблемами подтверждают улучшение самочувствия благодаря курсам психотерапии, контрольные исследования показывают, что по меньшей мере часть положительного влияния происходит благодаря плацебо—эффекту и случайным обстоятельствам.

Например, было показано, что оценка эффективности метода десенсибилизации в курсе психотерапии студентов, которые испытывали повышенную тревогу и имели проблемы с речью в ситуациях публичных выступлений, была завышенной. 28% улучшений произошло благодаря плацебо–эффекту, 22% улучшений были случайными. Следовательно, реальная эффективность этого метода была завышена вдвое (цит. по: Stanovich, 1992).

Наблюдение имеет и другие ограничения. Одни свидетельства могут относиться к наблюдаемому явлению и быть существенными для его характеристики, другие свидетельства, напротив, могут быть случайными. С помощью только наблюдения трудно установить, какие свидетельства существенны, а какие — случайны. Возможности наблюдения также ограничены для тестирования научных теорий. Ученые дали должную оценку плацебо подобным эффектам с помощью не наблюдения, а эксперимента. Эксперимент в значительной степени восполняет ограничения наблюдения.

Экспериментирование

Отличия экспериментирования от наблюдения

Наряду с наблюдением, эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) является одним из основ­ных методов эмпирической психологии. Как и наблюдение, он предназначен для производства эмпирического знания о психике и поведении людей. В отличие от наблюдения, в ходе экспериментирования создаются искусственные (в ряде случаев — лабораторные) ситуации. Благодаря им эффекты действия одних причин отделяются от эффектов действия других причин. Так тестируют гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными (см. также: Эксперимент…, 1998).

Экспериментирование представляет собой эмпирическое исследование, в котором исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными, контролирует релевантные им другие переменные и наблюдает эффект манипуляций по зависимой переменной (переменным).

Экспериментатор преднамеренно и систематически вводит изменения в независимые переменные и затем наблюдает последствия этих изменений. Экспериментирование приносит убеждающие свидетельства эффектов одних переменных на другие.

В плане исторической ретроспективы экспериментальные методы применялись первоначально в исследованиях физического мира, затем они распространились на другие области научного познания. В XIX в. метод эксперимента стал применяться в биологических науках, с особым успехом в зоологии, физиологии и медицине. В 1890-х гг. экспериментальный метод впервые был применен в области образования. Rice (1897) изучал достижения учащихся школ в области орфографии и провел полевое экспериментирование. Thorndike (1924) и ряд других исследователей распространили экспериментальный метод на другие проблемы образования. К концу XIX в. экспериментальные методы начинают использоваться для изучения психологических проблем, и с этого времени берет свое начало экспериментальная психологияи (цит. по: Ary, Jacobs, & Razaviech, 1996).

6 стр., 2870 слов

Активизация обучения. Методы и формы

... субъекта в учебном процессе».4 «К таким методам В.Я. Ляудис, Б.Ц. Бадмаев относят: методы программированного обучения; методы проблемного обучения; методы интерактивного (коммуникативного) обучения».5 Четвертая группа ... разнообразные формы объяснения нового материала и закрепления пройденного. Активизация обучения. Методы и формы. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание ...

Эксперимент тестирует точностьописания, предсказания и объяснения эмпирической теорией психических явлений и поведения. Получаемые результаты, с одной стороны, есть описание предмета исследования в форме фактов. С другой стороны, получаемые результаты есть подтверждение (или опровержение) теории, объясняющей эти факты.

Главная задача экспериментирования — установление каузальных отношений между переменными. Для решения этой задачи применяют процедуру сравнения действия одних причин с действием других. Разные причины производят разные эффекты, и эти эффекты сравниваются между собой. Различия в эффектах свидетельствуют (косвенно) о различиях между их причинами. В ходе экспериментирования причина понимается узко: та переменная, которая может производить эффект на другую переменную.

Сравнение эффектов разных причин достигается посредством манипулирования той переменной, которая выполняет функцию причины. Причем ее эффект устанавливается в условиях контроля за альтернативной причиной и «посторонними» переменными, а за переменной, выполняющей функцию эффекта, проводится наблюдение.

Контроль, манипуляция и наблюдение — это наиболее существенные процедуры экспериментирования.

Контроль

Экспериментальный метод покоится на двух фундаментальных посылках о переменных (Mill, 1846).

(1) Если во всех отношениях две ситуации равны, за исключением добавленной или исключенной переменной для одной ситуации, любое различие между двумя ситуациями может быть приписано данной переменной. Эта посылка известна как закон единичной независимой переменной. (2) Если две ситуации не равны, могут иметь место два случая. Во-первых, только независимая переменная, и ни одна другая, является значимой в порождении исследуемого явления. Во-вторых, все значимые переменные уравнены, за исключением независимой переменной. В обоих случаях любое различие между двумя ситуациями — после введения новой (независимой) переменной в одну из ситуаций — может быть приписано этой переменной. Эта посылка известна как закон значимой независимой переменной (цит. по: Ary, Jacobs, & Razaviech, 1996).

Множество переменных характеризуют психику и поведение человека. Однако, если вы хотите установить эффекты определенных переменных, их следует отделить от эффектов других переменных. Цель контроля при экспериментировании состоит в том, чтобы эффект изучаемых переменных был очевиден и отделен от эффектов других переменных. В эмпирической психологии чаще опираются на закон значимой независимой переменной, чем на закон единичной независимой переменной.

Контроль составляет суть экспериментирования. Без контроля невозможно однозначно оценить эффект независимой переменной на зависимую переменную, а значит, сформулировать каузальное заключение об их взаимоотношениях.

Под контролем подразумеваются прежде всего две процедуры. Во-первых, действие изучаемых причин контролируется путем их сравнения с действием альтернативных причин. При этом изучаемая и альтернативная причины обозначаются как разные уровни одной и той же независимой переменной. Во-вторых, существует проблема так называемых посторонних переменных. Контроль над ними позволяет изучать действие изучаемой причины в условиях «невмешательства» посторонних причин и тем самым избегать ошибочных каузальных заключений.

Таким образом, во-первых, для контроля изучаемой причины учитывается и преднамеренно вводится в эксперимент дополнительная или альтернативная (по отношению к изучаемой) причина. Во-вторых, контроль распространяется на посторонние (по отношению к изучаемой) причины и их элиминацию. Благодаря этому посторонние причины не оказывают побочные эффекты на результаты исследования.

Контроль изучаемой причины

Допустим, вы ставите исследовательский вопрос о том, каковы достижения в усвоении понятий у детей, которых обучают индуктивным методом. Требование контроля над альтернативными причинами заключается в том, чтобы вы изучали эффективность индуктивного метода в сравнении с альтернативным методом обучения. Правомерной будет такая исследовательская гипотеза: дети, которых обучают индуктивным методом, показывают более высокие достижения в усвоении понятий, чем дети, которых обучают дедуктивным методом. Для изучения эффектов двух методов обучения создаются следующие экспериментальные условия: детей в группе А обучают индуктивным методом, а детей в группе Б — дедуктивным методом. Группу людей, на которых изучается действие альтернативной причины (в данном примере — группа Б), называют также контрольной группой.

Если вы ограничились только тем, что разделили детей на две группы, вряд ли ученые проникнутся доверием к вашим результатам. Допустим, вы обнаружили различия в успешности обучения между группами детей и установили, что эффективность индуктивного метода обучения более высока, чем дедуктивного. Однако открытым остается вопрос, действительно ли эти различия возникли благодаря эффектам именно методов обучения. Различия в усвоении понятий между группами детей могли появиться по другим, чем методы обучения, причинам: потому, что интеллект детей в группе А был выше, чем в группе Б, или потому, что учитель, который использовал индуктивный метод обучения, был опытнее учителя, использовавшего дедуктивный метод. Это — новые вопросы; они касаются контроля за посторонними переменными.

Контроль посторонних переменных

Как отмечалось выше, контроль за посторонними (по отношению к изучаемой) причинами и их элиминация позволяет избегать побочных эффектов на результаты исследования и не допускать их искажения действием неучтенных факторов.

Применительно к примеру с индуктивными и дедуктивными методами обучения (см. выше) контроль посторонних переменных в эксперименте заключается в создании условий, при которых значимые факторы, за исключением методов обучения, были бы уравнены в обеих группах детей. Только в таком случае можно делать вывод об эффекте метода обучения.

Для выполнения этого требования вы формируете две схожие между собой группы детей, за исключением метода обучения их научным понятиям. Группы детей «выравниваются» по уровню понимания абстракций, общему интеллекту, мотивации, и т.п. Возможно, будет оправданно также, если с обеими группами детей будет проводить занятия один и тот же учитель — при условии, что он в равной степени владеет индуктивными и дедуктивными методами обучения.

Эти требования к формированию групп детей направлены на контролирование эффектов посторонних переменных. Посторонней называют переменную, которая не имеет отношения к задачам исследования, но может оказать побочный эффект на зависимую переменную, включенную в это исследование. Контрольза посторонними переменными — это процедура, элиминирующая эффекты переменных, посторонних к задачам данного исследования.

Впрочем, если известно, что некая переменная не связана с зависимой переменной, значит, эта некая переменная не может повлиять на зависимую переменную и потому нет надобности контролировать ее эффекты. Например, если нет связи между ростом детей и усвоением ими научных понятий, нет особой необходимости в том, чтобы контролировать постороннюю переменную «рост». Однако переменная интеллект может существенно влиять на усвоение детьми научных понятий и потому она нуждается в контроле.

Если вы не будете контролировать переменную «интеллект», может оказаться, что интеллект у детей группы А выше, чем у детей группы Б. Тогда будет невозможно верно оценить эффекты методов обучения на усвоение детьми научных понятий. Постороннее влияние интеллекта приведет к смешению эффектов независимой переменной «метод обучения» (она складывается из индуктивного и дедуктивного методов) и посторонней переменной «интеллект» на зависимую переменную «усвоение научных понятий».

Одним из важных приемом «выравнивания» участников, входящих в разные группы, является прием случайного распределения.

Эта идея тесно связана с применением статистических методов обработки эмпирических данных. При сравнения значений переменной у нескольких групп участников в большинстве случаев имеют место какие-то различия. Проблема заключается в том, чтобы определить, являются эти различия случайными (низковероятными) или неслучайными (высоковероятными).

Эту задачу и решает статистика.

По своему духу прием случайного распределения напоминает задачу отделения неслучайных (высоковероятных) результатов от случайных (низковероятных), но применительно к участникам групп. Дело в том, что когда участники распределяются между группами случайно, различия между группами по посторонним переменным в значительной степени нивелируются, т.е. оказываются случайными. Неслучайным остается только различие между группами по изучаемой причине. Значит, при случайном распределении участников между группами, действие изучаемой причины (неслучайный фактор) может изучаться при посторонних переменных, поскольку их влияния на различия между группами может быть не более, чем случайным.

При смешении эффектов независимой и посторонней переменных возникают по меньшей мере троякого рода неясности. Во-первых, вы не можете быть уверены в том, что получили результат в пользу отношения между именно независимой переменной «метод обучения» и зависимой переменной «усвоение научных понятий». Во-вторых, можно думать, что посторонняя переменная «интеллект» могла оказать какой-то побочный эффект на зависимую переменную «усвоение научных понятий». Но неизвестно, имел ли место такой эффект. В-третьих, сохраняется неясность об изменениях зависимой переменной. Эти изменения могли быть результатом комбинированного эффекта независимой переменной «метод обучения» и посторонней переменной «интеллект». Контроль посторонних переменных в том и состоит, чтобы не смешивать между собой эффекты независимых и посторонних переменных.

Манипуляция

Термин «манипуляция» в отношении экспериментирования не затрагивает сферу межличностных отношений: — это оперирование независимой переменной, преднамеренно планируемое экспериментатором для выявления эффектов независимой переменной на зависимую переменную.

Манипуляция независимой переменной заключается в создании разных условий эффектов одного и того же фактора (независимой переменной) на участников исследования, что обозначается термином уровни независимой переменной. Об эффектах независимой переменной судят по изменениям зависимой переменной: ее значения соотносятся с уровнями независимой переменной и сопоставляются между собой.

Уровни независимой переменной

Термин «уровни независимой переменной» имеет два значения. Во-первых, этот термин означает одни условиявоздействия независимой переменной на одну подгруппу участников исследования и другие условия воздействия той же независимой переменной на другую подгруппу участников (независимая переменная как межгрупповой фактор).

Во-вторых, термин «уровни» означает разные условия воздействия независимой переменной на одних и тех же участников исследования (независимая переменная как внутрирупповой фактор).

Допустим, при экспериментировании в качестве независимой переменной выступает «метод обучения». Ее одно условие (индуктивный метод) применяется к учащимся подгруппы А, ее другое условие (дедуктивный метод) — к учащимся подгруппы Б. Значит, независимая переменная «метод обучения» выполняет функцию межгруппового фактора. Если одно (индуктивный метод) и другое (дедуктивный метод) условия применяются к одним и тем же учащимся в разные периоды времени, значит, независимая переменная «метод обучения» выполняет функцию внутригруппового фактора.

Приемы образования уровней независимой переменной

Уровни независимой переменной как межгруппового фактора отличаются между собой либо в степени его выраженности, либо по качественным его особенностям — это зависит от того, как вы манипулируете независимой переменной.

Если предметом манипуляции является степень выраженности независимой переменной, тогда ее уровни соответствуют ее же степени выраженности. Например, вы изучаете эффект громкости музыки (независимая переменная) на пороги ощущений. Далее вы устанавливаете три уровня независимой переменной: «громкая», «умеренная» и «тихая» музыка. «Громкая» музыка предъявляется одной подгруппе участников исследования, «умеренная» — другой подгруппе, «тихая» — третьей подгруппе. Следовательно, трем степеням выраженности независимой переменной «громкость музыки» соответствуют ее три уровня. Разные уровни этой независимой переменной применяются к разным подгруппам участников исследования.

Сходным образом вы можете манипулировать другими независимыми переменными как межгрупповыми факторами: креативностью (высокий, умеренный, низкий уровни), интеллектом (высокий, умеренный, низкий уровни), понятийной дифференциацией (широкая, узкая), и т.п.

Если предметом манипуляции являются качественные особенности независимой переменной, тогда ее уровни будут соответствовать ее же разным качествам. При изучении эффекта звукового стимула (независимая переменная) на пороги ощущений вы выделяете в звуковом стимуле два качества: музыку и шум — это два уровня независимой переменной «звуковой стимул». Музыка предъявляется одной подгруппе участников исследования, шум — другой.

Сходным образом вы можете манипулировать другими независимыми переменными как межгрупповыми факторами: полом (мужчины, женщины), способом обучения (индуктивный, дедуктивный), специализацией (психология, математика, филология), ценностями (терминальные, инструментальные), и т.п.

Подобно уровням независимой переменной как межгруппового фактора, уровни независимой переменной как внутригруппового фактора отличаются между собой либо по степени выраженности (но в разные периоды времени или применительно к разным ситуациям), либо по качественным особенностям данного фактора. Напомним, что независимая переменная как внутригрупповой фактор применяется к одним и тем же участникам исследования.

Если предметом манипуляции становится степень выраженности одной и той же независимой переменной в разные периоды времени или применительно к разным ситуациям, тогда ее уровни совпадают с количеством ее же повторных измерений — в разные периоды времени или применительно к разным ситуациям. Повторные измерения одной и той же независимой переменной позволяют судить об изменениях ее эффектов на зависимые переменные как функции времени или ситуации.

Например, вы изучаете эффект курса обучения (независимая переменная) на академическую успеваемость студентов-психологов следующим образом. Вы фиксируете успеваемость одних и тех же студентов, обучавшихся с первого по пятый курсы в вузе. Вы устанавливаете уровни независимой переменной соответственно курсам обучения. Следовательно, пяти курсам обучения соответствуют пять уровней независимой переменной «курс обучения». Разные уровни этой независимой переменной применяются к одним и тем же участникам исследования на каждом из пяти лет их обучения в вузе.

Сходным образом вы можете манипулировать другими независимыми переменными как внутригрупповыми факторами: усвоением понятий (например, повторные ежеквартальные измерения усвоения понятий учащимися в течение учебного года), вниманием (утром, днем и вечером), самооценкой (в ситуациях личностного и делового общения), эмпатией (к значимым и эмоционально индифферентным людям), фрустрацией (дома и в школе), и т.п.

Если предметом манипуляции являются качественные особенности независимой переменной, тогда ее уровни будут соответствовать ее же разным качествам. Допустим, вы изучаете эффект ценностей (независимая переменная) на общественную активность. Вы выделяете в ценностях два качества: терминальные и интрументальные ценности. Терминальные и интрументальные ценности — это два уровня независимой переменной «ценности». Оба уровня ценностей применяются к одним и тем же участникам исследования.

Сходным образом вы можете манипулировать другими независимыми переменными как внутригрупповыми факторами: самооценкой (положительной и отрицательной), мотивами (стремления к успеху и избегания неудачи), межличностными чертами (доминантностью и дружелюбием), моральными чувствами (альтруизмом и эгоизмом, виной и стыдом), и т.п.

Исследователь может манипулировать как одной, так и несколькими независимыми переменными. Причем одни независимые переменные могут выполнять функции межгрупповых факторов, а другие — функции внутригрупповых факторов.

Наблюдение

В ситуации экспериментирования термин «наблюдение» имеет специфическое и довольное узкое значение. Здесь предметом наблюдения являются эффекты манипуляции независимой переменной, они обнаруживаются по измененим зависимых переменных. Эти изменения (как правило, количественные) и образуют предмет наблюдения.

Применение контроля, манипулирования и наблюдения в эксперименте можно проиллюстрировать на примере исследования эффекта метода проблемного изложения учебного материала на его усвоение.

1. Задача. Нужно установить, производит ли метод проблемного изложения материала эффект на объем его воспроизведения студентами.

2. Исследовательская гипотеза. Проблемный метод производит эффект на объем воспроизведения учебного материала студентами.

3. Исходные условия. Проблемный метод — возможная причина, независимая переменная. Объем воспроизведения учебного материала студентами — зависимая переменная; по ее изменениям судим об эффекте проблемного метода.

4. Контроль изучаемой причины. Эффект проблемного метода (изучаемая причина) исследуется в условиях его сравнения с эффектом традиционного метода (альтернативная причина).

5. Контроль посторонних переменных. Посторонние эффекты на результаты исследования могут производить такие переменные, как «Пол», «Возраст», «Курс обучения», «Специализация», «Учебная дисциплина», другие. Используйте прием выравнивания обеих групп (по полу, возрасту, курсу обучения, специализации) для исключения (минимизации) эффектов посторонних переменных на изучаемыю зависимую переменную посредством случайного распределения участников исследования между группами по этим (посторонним) переменным.

6. Манипуляция. Метод обучения — это независимая переменная. Манипуляция этой переменной заключается в том, что в ней выделяют два уровня. Один уровень составляет проблемный метод, другой уровень — традиционный метод.

7. Наблюдение. Объем воспроизведения материала есть зависимая переменная, по которой сравнивают эффекты проблемного и традиционного методов между собой. Если показатель зависимой переменной выше при проблемном методе, чем при традиционном методе, значит, преимущества первого метода установлены. Эти преимущества установлены при определенных условиях, а именно при контроле эффектов традиционного метода и посторонних переменных.

8. В зависимости от полученного результата можно судить либо в пользу проблемного изложения учебного материала, либо против него.

Ключевые термины и понятия.

Закон единичной независимой переменной Если во всех отношениях две ситуации равны, за исключением добавленной или исключенной переменной для одной ситуации, любое различие между двумя ситуациями может быть приписано данной переменной.
 
Закон единичной значимой переменной Если две ситуации не равны, могут иметь место два случая. Во-первых, только независимая переменная, и ни одна другая, является значимой в порождении исследуемого явления. Во-вторых, все значимые переменные уравнены, за исключением независимой переменной. В обоих случаях любое различие между двумя ситуациями — после введения новой (независимой) переменной в одну из ситуаций — может быть приписано этой переменной.
 
Наблюдение (1) Фундаментальная особенность систематического эмпирицизма: на наблюдение полагаются, наблюдению доверяют. (2) Один из основ­ных методов эмпирической психологии, предназначенный для производства эмпирического знания. Наблюдение есть преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие тех или иных особенностей психики и поведения. (3) Одна из сторон экспериментирования — регистрация изменений зависимой переменной в результате воздействия независимой переменной.
 
Наблюдения достоверность Применение процедур, обеспечивающих доверие результатам наблюдения. Учет факторов (например, плацебо–эффектов), которые могут приводить к сомнительным результатам наблюдения.
 
Наблюдения и интерпретации различия Предмет наблюдения относится к реальности мира и характеризует его. Интерпретация, наоборот, относится к мышлению и воображению (представлению) исследователя. Наблюдение и интерпретация различаются по следующим соображениям: (1) одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций; (2) наблюдения могут либо подтверждать, либо, наоборот, опровергать интерпретацию; (3) у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания.
 
Наблюдения очевидность Доступность предмета наблюдения — особенностей психики и поведения человека — ощущениям и восприятию других людей.
 
Наблюдения формы (1) Прямое наблюдение — его предмет непосредственно представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя; (2) Непрямое наблюдение — его предмет представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя не прямо, а косвенно, через внешние проявления; (3) Опосредованное наблюдение — его предмет представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя благодаря использованным инструментам и приборам.
 
Ненаблюдаемое событие Событие или явление, которое невозможно прямо наблюдать. В связи с этим возникает проблема: можно ли ненаблюдаемые события и явления переводить в разряд наблюдаемых. Одни ненаблюдаемые события и явления в принципе невозможно переводить в наблюдаемые (например, категории и понятия).

Другие можно переводить в наблюдаемые с помощью специальных инструментов и/или приборов. Третьи невозможно переводить в наблюдаемые в данное время, но по мере создания новых инструментов и приборов, возможно, они станут наблюдаемы в будущем.

 
Независимой переменной уровни Во-первых, этот термин означает одни условия воздействия независимой переменной на одну подгруппу участников исследования и другие условия воздействия той же независимой переменной на другую подгруппу участников (независимая переменная как межгрупповой фактор).

Во-вторых, термин «уровни» означает разные условия воздействия независимой переменной на одних и тех же участников исследования (независимая переменная как внутрирупповой фактор).

   
Очевидности подтверждения Специальная процедура, направленная на тестирование степени согласованности разных и независимых друг от друга свидетельств о предмете наблюдения.
 
Очевидности свидетельства Специальные процедуры, обеспечивающие наблюдаемость предмета (или его свойств и признаков).

Требование свидетельств очевидности выражается в том, каким должен быть процесс наблюдения. Во-первых, должны быть свидетельства очевидности состава предмета наблюдения.Во-вторых, должны быть свидетельства очевидцев о предмете наблюдения. В-третьих, должны быть свидетельства устойчивости и воспроизводимости события и/или явления независимо от фактора времени.

Эксперимент Один из основ­ных методов психологического иссле­дования. Характеризуется созданием искусственных (в ряде случаев — лабораторных) ситуаций и активным вмешательством в нее исследователя. Эксперимент позволяет тестировать гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными. При экспериментировании исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными, контролирует релевантные им другие переменные и наблюдает эффект манипуляций по зависимой переменной (переменным).
 
Эксперимента главная функция Установление каузальных отношений между переменными. Для этого используют процедуру сравнениядействия одних причин с действием других причин. Разные причины производят разные эффекты на зависимую переменную. По различиям в эффектах можно судить о различиях между причинами.
 
Эксперимента существенные аспекты Контроль, манипуляция, наблюдение.
 
Контроль Состоит в том, чтобы (1) получить явно очевидный эффект изучаемых переменных и (2) отделить его от эффектов переменных, которые не изучаются и не входят в задачи исследования. Контроль включает в себя прежде всего две процедуры: контроль изучаемой причины и контроль посторонних (по отношению к изучаемой) причин. Для контроля изучаемой причины в эксперимент преднамеренно вводится альтернативная (по отношению к изучаемой) причина. При этом изучаемая и альтернативная причины образуют разные уровни одной и той же независимой переменной. Контроль посторонних причин (переменных) состоит в том, чтобы элиминировать их эффекты, не смешивать между собой эффекты независимых и посторонних переменных.
   
Манипуляция Создание разных условийвоздействия одного и того же фактора (независимой переменной) на участников исследования.
   
Наблюдение (в эксперименте) В ситуации эксперимента предметом наблюдения являются эффекты манипуляции независимой переменной. Эффекты независимой переменной обнаруживаются в изменениях зависимых переменных. Их изменения (как правило, количественные) являются предметом наблюдения.

Ресурсы интернета

Алексеев И.С. Эксперимент // Большая советская энциклопедия, 2001

Битянова М. Научное наблюдение http://psy.1september.ru/1999/psy38.htm

Гильбух Ю.З. Проблема валидности эксперимента в психологии // Психологический журнал, 1987. — Т. 8, № 4. — С. 117—125.

Дзуки Э. Измерение в психологии и экспериментальный метод

Дзуки Э. Проведение исследования

Измерение (в психологии)

Корнилова Т.В. Экспериментальный метод в психологии

Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты

Методы психологии

Нестеров В. Вопрос, задаваемый природе. Принципы экспериментального исследования.

Рекомендуемая литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 16—48.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 74—111.

Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии, 1977. — № 7. — С. 109—125.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 7—22.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 192—239.

Наблюдение // Краткий психологический словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 217.

Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 2. — С. 281—302.

Эксперимент // Краткий психологический словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 456—457.

Проверьте ваши знания: вопросы по главе 7

1. Какие значения имеет термин «наблюдение»?

2. В чем состоит своеобразие наблюдения как одного из основных методов психологического иссле­дования?

3. В чем суть проблемы ненаблюдаемых событий и явлений?

4. В чем отличия наблюдения от интерпретации? Приведите аргументы и примеры.

5. Какие формы наблюдения вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. Какие требования предъявляются к очевидности наблюдения?

7. В чем суть требования подтверждений наблюдения?

8. Какие значения имеет термин «Эксперимент»?

9. В чем состоят различия между значениями терминов «эксперимент» и «экспериментирование»?

10. Охарактеризуйте контроль, манипуляцию и наблюдение как процедуры экспериментирования. Приведите пример экспериментирования, включая эти процедуры.

[*] У термина «эксперимент» есть еще одно значение: проведение опытов и их демонстрирование перед аудиторией (см., напр.: Лазурский, 2001б).

В этом значении термин «эксперимент» здесь не употребляется.