Психодиагностика в профконсультировании

Женский институт ЭНВИЛА

Кафедра психологии

Контрольная работа

по психодиагностике

Маркевич Екатерины Александровны

студентки 4 курса, группы ПС — 401

заочного отделения, факультета психологии

Минск 2007

Содержание

Введение

Глава 1. Психодиагностика в профконсультировании

1.1 Теоретические аспекты проблемы профессиональной направленности

1.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности

1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте

Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте

2.1 Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова

2.2 Методика «Определение направленности личности»

2.3 Методика «Мотивы выбора профессии»

2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности

2.5 Профориентационная анкета

2.6 Методика «Карта интересов»

2.7 Методика «Матрица выбора профессии»

Глава 3. Методы изучения мышления

3.1 Тест «Классификация предметов»

3.2 Методика «Исключение слов»

3.3 Тест «Существенные признаки»

3.4 Тест «Простые аналогии»

Заключение

Литература

Введение

На жизненном и профессиональном пути человека возникают требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач является выбор профессии. Эта процедура требует психологической помощи, консультирования и поддержки. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое нужно принять в старшем школьном возрасте. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого — выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах

и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и энного достоинства.

18 стр., 8734 слов

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

... Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия, выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека негативно влияет на его здоровье, ... особенностей профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Объект исследования - профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте. Предмет исследования - психологические особенности профессионального самоопределения. ...

Значимость изучения профессиональной направленности обуславливается необходимостью выбора каждым человеком оптимальной профессии. В случае ошибочного выбора профессии у личности возникнет чувство морального неудовлетворения, внутреннего дискомфорта и негативного отношения к выбранной профессии.

В психологической литературе профессиональная направленность рассматривается с разных точек зрения: Шавир П.А., Кузнецова И.В., Головаха Е.И. выделяют в понятии «профессиональная направленность» отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость; Кон И.С. рассматривает профессиональную направленность как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями. Халяпина Л.Н. в процессе развития профессиональной направленности выделяет ряд ступеней. На начальной ступени учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, далее у него проявляются склонности, сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, формируется чувство ответственности и т.д.

Глава 1. Психодиагностика в профконсультировании

1.1 Теоретические аспекты проблемы профессиональной направленности

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны — то, что выбирают (объект выбора).

И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии — это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей [6, 11] придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой — характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [1]. Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

11 стр., 5158 слов

Введение. Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» ...

... осуществляет подготовку к ведению профессиональной психолого-педагогической деятельности на основе выбора адекватных способов речевого взаимодействия. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности магистра, обучающегося по ... этический аспект играет существенную роль в налаживании контакта человека данной профессии с людьми. Нормы речевого этикета позволяю психологу, верно, выстроить свое ...

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [4, 7]. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте — на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни [9].

Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т.п.).

Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности [9]. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л.И. Божевич обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п. [2].

Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие «отношение к профессии» само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основе положительного положения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании.

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики [9]. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т.п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

16 стр., 7987 слов

Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

... оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональное самоопределение, напротив, соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения. Таким образом: Профессиональное самоопределение — неотъемлемая часть профессионального развития личности, сопровождающаяся кризисом внутриличностного характера, ...

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [9]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [3]. Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.).

Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т.п.).

Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.

7 стр., 3153 слов

Исследование профессиональной направленности личности студентов ...

... из основных направлений деятельности Кемеровского университетаявляется подготовка учительских кадров, целью настоящей работы явилосьисследование профессиональной направленностью личности студентов химическогофакультета на профессии педагога и исследователя профессий педагога иисследователя . Объект исследования: профессиональная направленность студентов. Предмет ...

Высокий уровень профессиональной направленности — это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. «Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности.» [9, с.49] Соответствие ведущего мотива основному содержания избираемой профессии не иная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву. Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у старших школьников не исключает возможности ее формирования в период учебы в школе, а в дальнейшем и в институте. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т.е. формирование в процессе обучения деятельностно — смыслового единства — совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор смыслу деятельности) аспектов деятельности.

1.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек — профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности, идущей от субъекта исследование профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса [5]. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.

4 стр., 1731 слов

Выбор профессиональной карьеры половозрастные аспекты

... в его стремлении проявить себя. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные ...

Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.

Рассмотрим более детально условия возникновения, развития и разрешение данного противоречия. Проявление избирательно положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия. Как было указано, существенной особенностью этого взаимодействия является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения.

Можно выделить три уровня, качественно своеобразные формы несоответствия. В первом случае существует органическая связь между преобладающим мотивом выбора профессии и какими-то существенными сторонами ее объективного содержания. Остальные мотивы выбора профессии при этом обычно в большей или меньшей мере дополняют, подкрепляют ведущий мо-. Несоответствие же заключается в наличии потенциальной возможности все более полного отражения требований в мотивационной сфере личности, то есть в углублении личностного смысла выбора.

Другая качественно своеобразная форма несоответствия возникает в тех случаях, когда доминирующую роль играет мотив, побочный по отношению к объективному содержанию деятельности, причем в структуре мотивов содержатся и прямые мотивы. Так исследование мотивов выбора педагогической профессии показало, что в ряде случаев резервное профессиональное намерение имело в своей основе преобладание мотивов, как «уверенность в своей пригодности», «престиж педагогической профессии» [10]. В то же время такие прямые мотивы, как «интерес к процессу развития ребенка», «стремление обучать детей любимому предмету», были более слабыми и не имели поэтому определяющего значения. В случае же невозможности реализовать основное намерение открытыми становились указанные побочные мотивы выбора педагогической деятельности. Наличие прямых мотивов делало этот выбор внутренне оправданным, хотя он и не переживался как оптимальный вариант.

Подобные случаи определяют [9] как частичную профессиональную направленность. Несоответствие между объективным содержанием профессии и мотивационной основой выбора имеет здесь иной характер. Требования профессии в значительно большей мере остаются внешними по отношению к личности, не входят в ее мотивационную сферу так органично, как в случае преобладания прямых мотивов.

Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор ВУЗа имеет для личности смысл средства, необходимого для достижения значимой цели (например, поступление на юридический факультет Университета ради возможности в дальнейшем работать преподавателем в ВУЗе).

2 стр., 803 слов

Мотивационные основы выбора профессионального образования.

... влияет на то, как складывается его обучение. Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения. Чаще всего выбираемые профессии либо не в полной мере соответствуют ... И.С. Психология ранней юности. - М., 2009. - 385 с. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2007. - 304 с. 4. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // ...

В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием избранной профессии является настолько полным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выражение «профессиональная направленность» просто теряет смысл.

В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней [8, с.104-105]. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности, и не проявляется инициатива.

Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливается в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких, более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора).

Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и. следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. «Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко уроки и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся» [9, с.55].

4 стр., 1672 слов

Профессия оккупационный терапевт. Основные направления деятельности

... и профессиональных навыков (например, работа в ботаническом саду, в кон горе, занятие ремеслом, творческая деятельность, Занятие ... что делает школьный учитель труда. 2. Цель профессии Эта профессия больше приближена к реабилитационной и оздоровительной сфере, ... Клиенты оккупационной терапии Ключевой элемент оккупационной терапии - выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие ...

Несомненно, что наибольшие возможности для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей также свидетельствует о развитии профессиональной направленности. Однако этот процесс прежде всего заключается в развитии ведущей потребности от элементарных ее форм, ко все более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности. Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности.

Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.

1.3 Профессиональная направленность в старшем школьном возрасте

А.В. Петровский отмечал, что старший школьный возраст — это период, когда детские мечтания о будущем сменяются размышлениями, нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни. Такой сдвиг в развитии профессиональных намерений происходит не у всех подростков; некоторые полностью живут настоящим и о будущем профессии размышляют мало. Однако для большинства подростков время обучения в 9 — 11 классах является временем интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действие, другие примеривают себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соответствия собственных возможностей требованиям профессии, четвертые выясняют, соответствует ли содержание профессии их представлению о ней. Ребята собирают информацию об особенностях привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают, обсуждают разные проблемы с близкими товарищами, интересуются планами одноклассников. Одни размышляют трезво и адекватно оценивают свои возможности, другие их переоценивают или недооценивают. У некоторых старших подростков возникают серьезные сомнения, колебания, и они отказываются от прежних мечтаний. Привлекают важные и современные профессии, возможность интересной и творческой работы, романтичность профессии. Большинство мальчиков выбирают инженерные профессии; многие девочки называют профессии, тоже связанные с техникой и наукой, а не только традиционные «женские» — учительница, врач, портниха. Старший школьник, не знающий, что такое конкуренция и безработица, ищет не столько профессию как ремесло, дающее средство к существованию, сколько как свое жизненное призвание, сферу деятельности, в которой он может в максимальной степени реализовать свои способности. Но беда в том, что юноша еще очень плохо знает и реальные свойства привлекающих его профессий, и требования, какие предъявляют они к работнику, и свои собственные потенциальные возможности. Как правило юноши и девушки на первое место ставят творческий характер труда, на второе — общественную значимость профессии и на третье — размеры заработной платы.

5 стр., 2300 слов

Виды производственной деятельности человека. Эргономика и производительность ...

... процессы мышления (психический компонент).Итак, существуют два вида производственной деятельности человека: физическая и умственная.Физическая деятельность определяется, в основном, работой мышц, к которым в процессе ... работ по затратам энергии организмом.Легкая, 1а (до 139 Вт) - профессии, которые выполняются сидя и сопровождаются незначительным физическим напряжением.Легкая, 1б (140 ...

В.В. Чебышева, О.И. Галкина и Л.М. Злобин выделяют две возможные ситуации профессионального выбора и описывают их следующим образом. Для одних подростков выбор профессии выражает собой осуществление в плане решений достаточно сформированных интересов и способностей, для других, при отсутствии у них определенных профессиональных интересов и способностей, выбор профессии представляет собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

Аналогичный подход, хорошо обеспеченный дифференциальными критериями, реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора: первый тип характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом — пассивностью; второй тип — при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности; третий тип — подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его склонностям и способностям, достаточно выраженным

Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. Так, например, П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого. При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростка. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта.

Не на эмоциях, а на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора, делается акцент в типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки. Эта типология строится при использовании двух параметров, широко использующихся в настоящее время в экспериментальных работах по структуре интеллекта: первый из них — выраженность когнитивного стиля, в соответствии с которым человек склонен или не склонен вступать в конфликт при решении важных вопросов, второй уровень когнитивного развития, определяющий степень последовательности в реализации различных стратегий. Пересечение этих двух параметров — при значительной выраженности либо одного, либо другого полюса — дает различные типы «отклонений» профессионального выбора, в соответствии с которыми подросток может быть квалифицирован как «бесконфликтный приверженец», «бесконфликтный меняльщик», «обороняющийся и избегающий» или «перестраховщик».

Опираясь на все эти исследования ситуации профессионального выбора, можно констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует три типа установок: на профконсультанта, на конкретно специфическую задачу профессионального выбора и на профессиональное будущее в целом. Что касается установок на специфическую ситуацию профессионального выбора, они в отличие от других установок, очень часто совсем упускаются из внимания. Между тем, именно эти установки обусловливают в большой степени ход всего профессионального развития.

Основная проблема профессиональных установок — проблема формирования адекватных профессиональных установок — решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов

Л.А. Першина рассматривает личностное и профессиональное самоопределение как центральное новообразование этого возрастного периода. Оно связано с выработкой мировоззрения и системы жизненных ценностей. В юности созревают когнитивные и эмоционально-личностные мировоззренческие предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов, определение смысла жизни. Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени их зрелости, временной перспективе весьма различны, это во многом зависит от их информированности и эрудиции. В этой связи важнейшей задачей взрослых становится расширение жизненного и научного кругозора юношей, углубления их понимания специфики и значимости разных сфер человеческой деятельности.

Глава 2. Методики для определения профессиональной направленности в старшем школьном возрасте

2.1 Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова

Методика, предложенная Е.А. Климовым, предназначена для отбора на различные типы профессий. Эта схема содержит более обширный объем информации, который можно выявить при помощи двадцати пар предлагаемых видов деятельности (см. Приложение), предполагающих выбрать один из вариантов ответа. При обработке результатов подсчитывается число положительных ответов по каждому типу, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждому типу могут варьировать от 0 до 8 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в выборе профессии. В связи с этим выделяют пять типов профессий:

)»Человек-природа» — все профессии связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник и т.д.);

б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, животновод, садовод, пчеловод и т.д.);

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Профессии этого типа требуют от человека: развитое воображение, хорошую зрительную память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать в трудных погодных условиях.

)»Человек-техника» — все технические профессии. Большинство профессий этого типа связано:

а) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

б) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

в) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют их).

Профессии этого типа требуют от человека: хорошей координации движений, точного зрительного, слухового, кинестетического восприятия, умения переключать и концентрировать внимание.

)»Человек-человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Большинство профессий этого типа связано:

а) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

б) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра);

в) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

г) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

д) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор).

Профессии этого типа требуют от человека: стремления к общению, умения сдерживать эмоции, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, умение слушать, учитывать мнение другого человека.

)»Человек-знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Это могут быть:) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, телеграфист, наборщик);

б) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

в) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман);

г) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Профессии этого типа требуют от человека: способность к длительной концентрации внимания, хорошее распределение и переключение внимания, логическое мышление, усидчивость, терпение.

)»Человек-художественный образ» — все творческие специальности. Большинство профессий этого типа связано:) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

б) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер);

в) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Профессии этого типа требуют от человека: художественных способностей, развитого зрительного восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, знания психологических законов эмоционального воздействия на людей.

2.2 Методика «Определение направленности личности»

Диагностическая цель: Определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем.

Данная ориентационная анкета впервые опубликована Б. Бассом в 1967 году.

Контингент: предназначена данная методика, прежде всего для детей подросткового и юношеского возраста.

Процедура исследования

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым.

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих». Поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так чтобы направление было четко видно».

Регистрационный бланк

№Больше всегоМеньше всего№Больше всегоМеньше всего№Больше всегоМеньше всего110192112031221413225142361524716258172691827

Обработка результатов

Буквы, записанные в бланке для ответов, соответствуют той или иной направленности личности. Это соответствие отражено в ключе. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл.

Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Направленность, по которой получено наибольшее количество баллов оценивается как ведущая.

Ключ для определения направленности личности

№Я0Д№Я0Д1АВБ15БВА2БВА16АВБ3АВБ17АвБ4ВБА18АБВ5БАВ19АБВ6ВАБ20ВБА7ВБА21БАВ8АБВ22БАВ9ВАБ23ВАБ10АВБ24БВА11БВА25АВБ12БАВ26ВАБ13ВАБ27БАВ14АВБ

Интерпретация результатов

С помощью методики выявляются следующие направленности:

. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, paздражительность, тревожность, интровертированость.

. Направленность на общение (О) — стремлен и о при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное — мнение, которое полезно для достижения общей цели.

2.3 Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция: «Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность».

Таблица 1

Текст опросника «Мотивы выбора профессии»


Обработка результатов

Шкала оценок:

Условные обозначения: «и» — внутренне индивидуально значимые мотивы; «с» — внутренние социально значимые мотивы; «+» — внешние положительные мотивы, «-» — внешние отрицательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности

Диагностическая цель: Оценка профессионального личностного типа. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

. Интеллектуальный тип — несоциален, ана-литичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

. Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).

Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Xорошо решает задачи, связанные с руководством, статутом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.

Инструкция: «Ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (6) вы должны поставить знак «плюс».

Стимульный материал к методике Голланда1 а) инженер-техник б) инженер-контролер2 а) вязальщик 6) санитарный врач3 а) повар б) наборщик4 а) фотограф б) заведующий магазином5 \а) чертежник 6) дизайнер6 а) философ б) психиатр7 а) ученый-химик б) бухгалтер8 а) редактор научного журнала б) адвокат9 а) лингвист б) переводчик художественной литературы 10 а) педиатр б) статистик11 а) организатор воспитательной работы 6) председатель профсоюза12 а) спортивный врач б) фельетонистСтимульный материал к методике Голланда13 а) нотариус 6) снабженец14 а) перфоратор б) карикатурист15 а) политический деятель б) писатель16 а) садовник б) метеоролог17 а) водитель троллейбуса б) медсестра18 а) инженер-злектрик б) секретарь-машинистка19 а) маляр б) художник по металлу20 а) биолог б) главный врач21 а) телеоператор б) режиссер22 а) гидролог б) ревизор23 а) зоолог б) зоотехник24 а) математик б) архитектор25 а) работник ИДН б) счетовод26 а) учитель б) командир дружинников27 а) воспитатель б) художник по керамике28 а) экономист б) заведующий отделом29 а) корректор б) критик30 а) завхоз 6) директор31 а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике32 а) наладчик б) механик33 а) агроном 6) председатель колхоза34 а) закройщик-модельер б) декоратор35 а) археолог б) эксперт36 а) работник музея б) консультант37 а) ученый 6) актер38 а) логопед б) стенографист39 а) врач 6) дипломат40 а) главный бухгалтер б) директор41 а) поэт б) психолог42 а) архивариус б) скульптор

Обработка результатов производится по ключу (табл.1).

Таблица 1

Лист ответов (ключ) к методике Голланда

Реалистический типИнтеллектуальный типСоциальный типКонвенциональный типПредприимчивый типАртестический тип1а1б2б3б4б5б2а6а6б7б8б9б3а7а10а10б11б12б4а8а11а13а13б14б5а9а12а14а15а15б16а16б17б18б23б19б17а20а20б22б26б21б18а22а25а25а28а24б19а23а26а28а30а27а21а24а27а29а33б29б31а31а36б32б35б30б32а35а38а38б37б37б33а36а39а40а39а41а34а37а41б42а40б42бS =S =S =S =S =S =

Подсчитайте количество совпадений по ключу в бланке ответов. Максимальное количество совпадений укалывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

2.5 Профориентационная анкета

Диагностическая цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Инструкция: «Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)».

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):


Инструкция: «Напротив каждого высказывания; зачеркните цифру, соответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)»

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):


Обработка и интерпретация результатов. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждение обходимо подсчитать суммарное количество баллов, набранных вами, и записать эту сумму в рамке на от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от О до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы «ли максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

  1. человек-человек,
  2. человек—техника,
  3. человек—знаковая система,
  4. человек — художественный образ,
  5. человек-природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские Б) творческие.

2.6 Методика «Карта интересов»

Для проведения исследования потребуется к» интересов — вопросник из 174 вопросов, отражающих, направленность интересов в 39 сферах деятельности лист ответов, представляющий собой матрицу из пи строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонки — соответствует одной из сфер интересов:


Заполнение ответного бланка может выполняться индивидуально или в группе.

Инструкция: «Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Поду мл in перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, о чем спрашивается g вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же ном ром поставьте два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один минус, а если очень не нравится минуса. Методика содержит 174 вопроса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Обработка и анализ результатов. В заполненном листе ответов и в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить и сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если; среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, читывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания — от — 12 до — 6, интерес отрицается от — 5 до — 1, интерес выражен слабо — от +1 до 1, выраженный интерес — от — +5 до +7, ярко выраженный интерес — от +8 до +12.

2.7 Методика «Матрица выбора профессии»

Диагностическая цель: Определение предполагаемых профессий, соответствующих интересам и склонностям субъекта.

Процедура тестирования. От опрашиваемого требуется выбрать один из предложенных вариантов при ответе на два вопроса.

Стимульный материал

Вопросы:

. Какой объект деятельности тебя привлекает?

.1 Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).

.2 Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).

.3 Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).

.4 Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).

.5 Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).

.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).

.7 Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).

.8 Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).

.9 Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).

.0. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).

. Какой вид деятельности тебя привлекает?

.1 Управление (руководство чьей-то деятельностью).

.2 Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).

.3 Образование (воспитание, обучение, формирование личности).

.4 Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).

.5 Творчество (создание оригинальных произведений искусства).

.6 Производство (изготовление продукции).

.7 Конструирование (проектирование деталей и объектов).

.8 Исследование (научное изучение чего-либо или

кого-либо).

.9 Защита (охрана от враждебных действий).

Обработка и анализ результатов производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»).

Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Таблица 1 Матрица выбора профессий

Сферы труда Виды трудаЧеловекИнформацияФинансыТехникаИскусствоЖивотныеРастенияПродуктыИзделияПриродные ресурсы1234567891011УправлениеМенеджер по персоналу АдминистраторМаркетолог-Диспетчер СтатистикЭкономист Аудитор АналитикТехнолог Авиадиспетчер ИнженерРежиссер Продюсер ДирижерКинолог Зоотехник Генный инженерАгроном Фермер СелекционерТоваровед Менеджер по продажамМенеджер по продажам Логистик ТовароведЭнергетик Инженер по кадаструОбслуживание Продавец Парикмахер ОфициантПереводчик Экскурсовод БиблиотекарьБухгалтер Кассир ИнкассаторВодитель Слесарь Теле, радиомастерГример Костюмер ПарикмахерЖивотновод Птицевод СкотоводОвощевод Полевод СадоводЭкспедитор Упаковщик ПродавецПродавец Упаковщик ЭкспедиторЕгерь Лесник МелиораторОбразование Учитель Воспитатель Социальный педагогПреподаватель Ведущий телеи радио программКонсультант Преподаватель экономикиМастер производственного обученияХореограф Преподаватель музыки, живописиДрессировщик Кинолог ЖокейПреподаватель биологии ЭкологМастер производственного обученияМастер производственного обученияПреподаватель экологОздоровление Врач Медсестра ТренерРентгенолог Врач (компьютерная диагностика Антикризисный управляющий Страховой агентМастер авто сервиса ФизиотерапевтПластический хирург Косметолог РеставраторВетеренар Лаборант питомника ЗоопсихологФито терапевт Гомеопат ТравникДиетолог Косметолог Санитарный инспекторФармацевт Ортопед ПротезистБальнеолог Эпидемиолог ЛаборантТворчествоРежиссер Артист МузыкантПрограммист Редактор WebдизайнерМенеджер по проектам ПродюсерКонструктор Дизайнер ХудожникХудожник Писатель КомпозиторДрессировщик Служитель циркаФото-дизайнер Озеленитель ФлористКондитер Повар Кулинар Резчик по дереву Витражист СкульпторАрхитектор Мастер-цветовод ДекораторПроизводствоМастер производственного обученияКорректор Журналист ПолиграфистЭкономист Бухгалтер КассирСтаночник Аппаратчик МашинистЮвелир График-КерамистЖивотновод Птицевод РыбоводОвощевод Цветовод СадоводТехнолог Калькулятор ПоварШвея Кузнец СтолярШахтер Нефтяник Техник КонструированиеСтилист Пластический хирургКартограф Программист Webмастер Плановик Менеджер по проектамИнженер конструктор ТелемастерАрхитектор Дизайнер РежиссерГенный инженер Виварщик СелекционерСелекционер Ландшафист ФлористИнженер-технолог КулинарМодельер Закройщик ОбувщикДизайнер ландшафта ИнженерИсследованиеПсихолог Следователь ЛаборантСоциолог Математик АналитикАудитор Экономист АналитикИспытатель (техники) ХронометражистИскусство вед Критик ЖурналистЗоопсихолог Орнитолог ИхтиологБиолог Ботаник МикробиологЛаборант Дегустатор Санитарный врачЭргономик Контролер ЛаборантБиолог Метеоролог АгрономЗащитаМилиционер Военный АдвокатАрбитр Юрист ПатентоведИнкассатор Охранник Страховой агент Пожарный Сапер ИнженерПостановщик трюков Каскадер Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзораЭколог Микробиолог МикологСанитарный врач Лаборант МикробиологСторож ИнспекторОхрана ресурсов Инженер по ТБКонтрольТаможенник Прокурор ТабельщикКорректор Системный программистРевизор Налоговый полицейскийТехникконтролер Обходчик ЖДВыпускающий редактор КонсультантКонсультант Эксперт по экстерьеруСелекционер Агроном ЛаборантДегустатор Лаборант Санитарный врачОценщик Контролер ОТК ПриемщикРадиолог Почвовед ЭкспертГлава 3. Методы изучения мышления

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация.

Методы диагностики мышления: классификация; исключение (словесный и предметный); исключение существенных признаков; простые аналогии; сложные аналогии; сравнение понятий; соотношение пословиц, метафор и фраз; проба Г. Эббингауза; установление последовательности; исследование ассоциаций (50 слов, ответные ассоциации, противоположности); пиктограммы и особенности ассоциативной деятельности в норме и патологии.

3.1 Тест «Классификация предметов»

Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам — сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Goldstein (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник (1958).

Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, животных. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации — методики эти, как и аналогичные, словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т.И. Тепеницыной (1959) и В.М. Блейхера (1965).

Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, т. к как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.

Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например по конкретно-ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться набором карточек, подготовленным в лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского НИИ психиатрии.

В проведении опыта можно выделить два основных этапа, на первом обследуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С.Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп — растений, животных и предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки — правильные и ошибочные. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке — исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

3.2 Методика «Исключение слов»

Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения — словесный и предметный.

Словесный вариант производится при помощи бланка, содержащем серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследующий решает совместно с ним: «Василий, Федор, Семен и Порфирий — имена, а Иванов-фамилия»; «молоко, сливки, сыр, сметана — молочные продукты, а сало — животный жир». Убедившись в том, что принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно выполнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения.

Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

Стандартный бланк

Методика «Исключение слов»

Инструкция. Вычеркнуть лишнее по смыслу слово.

  1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
  2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
  3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
  4. молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

  1. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
  2. лист, почка, кора, дерево, сук
  3. дом, сарай, изба, хижина, здание
  4. береза, сосна, дерево, дуб, ель
  5. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
  6. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
  7. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
  8. неудача, крах, провал, поражение, волнение
  9. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
  10. минута, секунда, час, вечер, сутки

Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы.

Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.

Обработка результатов (табл.): 15 заданий; максимальная оценка = 30 баллов.

А = В + Т,

где В — кол-во баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.

Подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла. В тексте методики выделены слова, которые являются искомыми.

Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»

Время, сТ (В > 26) Время, сТ (В < 26) < 91+3<250091 — 2500250 — 330 — 3> 250-3> 330 — 6

Существенную роль, играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам — сам ли он их заметил или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.

Для проведения предметного варианта необходимо подготовить набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов. Дается инструкция: «Из изображенных на рисунке 4 предметов 3 имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а 1 существенно от них отличается и должен быть исключен». Как и в предыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемому в определенной последовательности, с нарастающей сложностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловленно формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из 3, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение — в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны». Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.

3.3 Тест «Существенные признаки»

Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи.

Предварительно дается инструкция: «В каждой строчке здесь 1 слово находится перед скобками, а 5-в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать 2 наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только 2 и подчеркните их». Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуемого на том, что он не усвоил инструкцию и повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1-2 задачи.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Так, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и «правила», в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово «карты». При таком решении задания следует обязательно обсудить с больным результаты. Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях).

В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.

Стандартный бланк

Тест «Существенные признаки».

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага,редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Обработка результатов (табл.):

А = В + Т,

где А — успешность; В — продуктивность; Т — поправка на время.

Перевод времени в баллы

Время, сТ при В > 24Время, сТ при В < 2485 и меньше+3200 и 0 86 — 2000201 — 270 — 3201 и больше-3271 и — 6

Если испытуемый ни одного правильного слова не выделил — 0 баллов, если одно слово — 1 балл, если оба слова — выделены верно — 3 балла. В тексте методики выделены слова, которые являются искомыми.

3.4 Тест «Простые аналогии»

Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания — в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов — образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:

электричество пар

проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет по трубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.

Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

1лошадькороважеребенокпастбище, рога, молоко, теленок, бык2яйцокартофельскорлупакурица, огород, капуста, суп, шелуха3ложкавилкакашамасло, нож, тарелка, мясо, посуда4конькилодказималед, каток, весло, лето, река5ухозубыслышатьвидеть, лечить, рот, щетка, жевать6собакащукашерстьовца, ловкость, рыба, удочки, чешуя7пробкакаменьплаватьпловец, тонуть, гранит, возить, каменщик8чайсупсахарвода, тарелка, крупа, соль, ложка9дереворукасуктопор, перчатка, нога, работа, палец10дождьмороззонтикпалка, холод, сани, зима, шуба11школабольницаобучениедоктор, ученик, учреждение, лечение, больной12песнякартинаглухойхромой, слепой, художник, рисунок, больной13ножстолстальвилка, дерево, стул, пища, скатерть14рыбамухасетьрешето, комар, комната, жужжать, паутина15птицачеловекгнездолюди, птенец, рабочий, зверь, дом16хлебдомпекарьвагон, город, жилище, строитель, дверь17пальтоботинокпуговицапортной, магазин, нога, шнурок, шляпа18косабритватравасено, волосы, острая, сталь, инструменты19ногарукасапоггалоши, кулак, перчатка, палец, кисть20водапищажаждапить, голод, хлеб, рот, еда21электричествопарпроволокалампочка, ток, вода, трубы, кипение22паровозконьвагоныпоезд, лошадь, овес, телега, конюшня23алмазжелезоредкийдрагоценный, железный, твердый, сталь24бежатькричатьстоятьмолчать, ползать, шуметь, звать, плакать25волкптицапастьвоздух, клюв, соловей, яйцо, пение26растениептицасемязерно, клюв, соловей, пение, яйцо27театрбиблиотеказрительактер, книги, читатель, библиотекарь, любитель28утрозиманочьмороз, день, январь, осень, сани29железодеревокузнецпень, пила, столяр, кора, листья30ногаглазакостыльгалка, очки, слезы, зрение, нос

В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.

психодиагностика мышление профессиональный школьный

Заключение

Анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности — это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Литература

1. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования // Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под. ред. Н.В. Алишева. М., 1987. — 167 с.

. Божевич Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. — Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. — с. 45-53.

. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1986. — с. 206.

. Кан-Калик В.А. К разработки теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. — Грозный, 1980. с. 5-13.

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — с. 304.

. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л., 1986. — с. 36.

. Халяпина Л.Н. Социализация учителя. — М., 1995 — с.128

. Шавир П.А. Психология самоопределения в ранней юности.

М., 1991. с. — 195

10. Мадриков В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. — с. 185

. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопросы психологии — 1995. — №4 — с. 50-56.

. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков В.С. Клиническая патопсихология. — М., 2002.

. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособ. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2006.