Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
Планы практических занятий
«Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»
Направление подготовки: 15.03.01 Машиностроение
Профили подготовки: «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»
Направление подготовки: 08.03.01 Строительство
Профили подготовки: «Промышленное и гражданское строительство»
Квалификация (степень) выпускника: прикладной бакалавр
Форма обучения: очная
Составитель: к.п.н., доцент Н.Ф. Привалова
Волгодонск 2013
Практическое занятие №1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: знакомство с основными понятиями, в рамках изучаемой дисциплины, определяемыми настоящим Законом .
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Ст.2 определяет основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
Инклюзивное образование в Российской Федерации
... Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран. Объект - ... органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к ... имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми ...
4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- Образовательная организация высшего профессионального образования. Университет. Основные структурные подразделения. ППС. Характеристика структуры ВИТИ НИЯУ МИФИ.
- Особенности обучения в университете. ФГОС-3. Кредитно-модульная система.
- Тестирование студентов
Мотивация учения студентов вуза
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в разделе мотивы поступления в вуз, реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы. Оцените значимые для Вас мотивы обучения в вузе: 5 баллов – очень значимые, 3-4 балла – значимые, 0-2 балла – не значимые. Отвечайте быстро, не задумываясь.
Мотивы |
Балл |
I. Что способствовало вашему выбору данной специальности? |
|
1. Бесплатное поступление, низкая плата за обучение |
|
2. Занятия в специальном классе, физико-технической школе |
|
3. Желание получить высшее образование |
|
4. Семейные традиции, желание родителей |
|
5. Совет друзей, знакомых |
|
6. Престиж, авторитет вуза и факультета |
|
7. Интерес к профессии |
|
8. Наилучшие способности именно в этой области |
|
9. Стремление прожить беззаботный период жизни |
|
10. Нравится работать с техникой |
|
11. Случайность |
|
12. Нежелание идти в армию (для юношей) |
|
13. Использовать технические (экономические) знания для воспитания своих детей (для девушек) |
|
II. Что наиболее значимо для Вас в вашем учении? |
|
14. Успешно продолжить обучение на последующих курсах |
|
15. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» |
|
16. Приобрести глубокие и прочные знания |
|
17. Быть постоянно готовым к очередным занятиям |
|
18. Не запускать изучение учебных предметов |
|
19. Не отставать от сокурсников |
|
20. Выполнять требования преподавателей |
|
21. Достичь уважения преподавателей |
|
22. Быть примером для сокурсников |
|
23. Добиться одобрения окружающих |
|
24. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
|
25. Получить интеллектуальное удовлетворение |
|
III. Получение диплома дает Вам возможность: |
|
26. Достичь социального признания, уважения |
|
27. Самореализации |
|
28. Иметь гарантию стабильности |
|
29. Получить интересную работу |
|
30. Получить высокооплачиваемую работу |
|
31. Работать в государственных структурах |
|
32. Работать в частных организациях |
|
33. Работать в атомной отрасли |
|
34. Основать свое дело |
|
35. Обучения в аспирантуре |
|
36. Самосовершенствования |
|
37. Диплом сегодня ничего не дает |
Обработка результатов
Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 75 баллам по вопросам: 1) мотивы поступления в вуз 2, 3, 7, 8, 10. Максимально возможный показатель = 25 баллам, 2) реально действующие мотивы учения 13, 14, 15, 16, 24. Максимально возможный показатель = 25 баллам, 3) профессиональные мотивы 26, 27, 32, 34, 35. Максимально возможный показатель = 25 баллам.
Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33, 3 %. Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие учебно-познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 105 баллам: 1) мотивы поступления в вуз 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12. Максимально возможный показатель = 35 баллам. 2) реально действующие мотивы учения 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. Максимально возможный показатель = 35 баллам. 3) профессиональные мотивы 25, 28, 29, 30, 31, 33, 36. Максимально возможный показатель = 35 баллам. С целью уравнивания баллов двух видов мотивации учения сумму баллов, полученную по внутренней мотивации учения, необходимо умножить на 1,25.
Диагностические значения шкал внешней и внутренней мотивации учения
Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения (интерес к профессии, успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализации, самосовершенствования);
тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из активности и самостоятельности самого субъекта учения;
предпочтение сложности и объема учебной задачи (предпочитают задания оптимальной трудности и трудные задания);
высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности;
творческое решение проблемы, учебной задачи;
субъект учения продуктивно адаптируется к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие познавательные мотивы, иррелевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности (не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях);
тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из присутствия внешнего подкрепления, зависимости от других;
предпочтение отдается упрощенному и не требующего много времени учебному действию (предпочитают простые задания, то, что положено, чтобы получить оценку);
когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая;
креативность подавляется, способствует росту напряженности;
субъект учения приспосабливается к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
Практическое занятие №2. Эффективность профессиональной деятельности. Влияние возраста, трудового стажа и профессионального образования на профессиональную успешность
Вопросы для обсуждения:
- Психология трудовой деятельности как отрасль психологической науки.
- Структура трудовой деятельности.
- Труд, профессия, специальность.
- Основные типы и виды профессиональной деятельности. Классификация профессий.
- Методы изучения трудовой деятельности. Метод профессиографии.
- Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала.
- Эффективность профессиональной деятельности.
- Влияние возраста, трудового стажа и профессионального образования на профессиональную успешность.
Дополнительные задания для самостоятельной работы:
- Определить понятие «компетенция» на основе изучения материалов лекции.
- Изучить ФГОС ВПО по своему направлению (специальности).
Выделить формируемые общекультурные и профессиональные компетенции выпускника.
- Изучить ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ высшего профессионального образования по своему направлению (специальности) (Раздел 2. Компетентностная модель выпускника).
- Подготовить эссе «Как мне видится профессиограмма и психограмма выпускника вуза по моему направлению (специальности)».
Литература:
- Психология. Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: 2009. — 656 с. (Глава 23).
- Постановление Минтруда РФ от 31.12.2003 N 94 (ред. от 24.04.2008) «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций атомной энергетики, промышленности и науки».
- Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
- Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-479 с:
Практическое занятие №3. Инженер как субъект профессиональной деятельности. Способности и профессионально важные качества специалиста.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие личности в психологии.
- Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.
- Структура личности. Способности, направленность, ценностные ориентации личности.
- Темперамент – биологический фундамент личности. Проявление особенностей темперамента в профессиональной деятельности и общении.
- Характер как совокупность индивидуальных устойчивых свойств. Профессиональная деформация характера.
- Профессиональная деятельность инженера. Способности и профессионально важные.
Литература:
- Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. — 2-е изд. — М.: Академ. Проект; М.: Мир, 2003. — 496 с.
- Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. К. Стрелков. — М.: Академия; : Высш. шк., 2001. — 360 с.
Практическое занятие №4. Возникновение и развитие инженерной психологии
Вопросы для обсуждения:
- Зарождение инженерной психологии в структуре психологии труда. Эргономика.
- Предмет и задачи инженерной психологии
- Связь инженерной психологии с другими науками.
- Система «человек — машина».
- Деятельность оператора в системе «человек -машина».
- Собственно психологические методы в инженерной психологии.
- Методы субъективной оценки функциональных состояний человека.
- Методы и прикладные программы психологической саморегуляции.
Дополнительные задания для самостоятельной работы:
- Определите основные закономерности работы системы «человек-машина». Какие трудности и проблемы могут возникнуть в этой системе?
- Предположите возможные причины выгорания в профессии в деятельности человека-оператора.
Литература:
- Грачёв, Н.Н. Психология инженерного труда [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Грачёв. — М.: Высш. шк., 1998.- 333с.
- Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 576с.
- Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под.ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – 400с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Академия, 2001. – 360с.
Практическое занятие №5. Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса. Работа с информацией в сети Интернет
Вопросы для обсуждения:
- Каковы особенности организации образовательного процесса в техническом вузе? В чем основное отличие обучения в техническом вузе от обучения в гуманитарном вузе?
- В чем сущность проведения реформы высшего профессионального образования? Характеристика уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратура.
- Основные формы организации образовательного процесса в техническом вузе.
- Информационные технологии. Программные комплексы: текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций.
- Интернет –технологии в образовательном процессе.
- Сотрудничество вуза и предприятия. Основные направления сотрудничества.
- Организация производственной практики в техническом вузе.
Дополнительное задание для самостоятельной работы:
Подготовьте список не менее трех интернет-источников по вопросам, обсуждаемых на семинаре. Библиографическое описание web-страницы включает следующие обязательные элементы:
Автор. Заглавие страницы. Указание типа документа. (Электронный адрес (URL).
Дата обращения.
Например:
- Травин, Андрей. Три поисковика Рунета, не считая Google: [Электронный документ].-(http://www.netoskop.ru).
Дата обращения: 21.08.2012
- Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : — Режим доступа: Дата обращения: 14.11.2013.
Литература:
- Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009. — 400 с.: 2007. — 224 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 512 с. —
Практическое занятие №6. Техника поиска работы, организация карьеры
Вопросы для обсуждения:
- Профессиональная карьера.
- Техника поиска работы, организация карьеры.
- Деятельность Центра карьеры в вузе.
- Вторичная профориентация: психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая диагностика, тренинг профессионального роста.
- Принципы карьерного продвижения.
- Периодизация жизни и профессионального развития.
Литература:
- Психология. Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: 2009. — 656 с. (Глава 23).
- Постановление Минтруда РФ от 31.12.2003 N 94 (ред. от 24.04.2008) «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций атомной энергетики, промышленности и науки».
- Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
- Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-479 с:
Практическое занятие №7. Поиск исходной информации в процессе научно- исследовательской деятельности. Основные источники анализа
Вопросы для обсуждения:
- Состояние исследуемого вопроса. Основные источники и методы анализа.
- Поиск и отбор информации на предприятии. Информационно-поисковые системы.
- Работа с источниками информации на предприятии.
- Работа с научной литературой. Методика оформления списка использованной литературы.
- Интернет – технологии в процессе поиска и обмена информации.
Дополнительные задания для самостоятельной работы:
- Определите тему исследования по интересующей Вас проблеме.
- Проведите самостоятельный библиографический поиск, выявляющий литературу по проблеме вашего исследования.
- Просмотрите введения, заключения, оглавления и предметные указатели источников, подлежащих изучению.
- Составьте план последовательности изучения отдельных аспектов информации.
Литература:
- Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов).
– М., 2000. –75с.
- Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 460 с.
Практическое занятие №8. Структура и содержание этапов исследовательского процесса
Вопросы для обсуждения:
- Структура и логика научной работы
- Основные этапы исследования.
- Формальные признаки научной работы.
Дополнительные задания для самостоятельной работы:
- Разработайте план исследования по интересующей Вас теме и представьте его на обсуждение.
- Обоснуйте актуальность, теоретическую и практическую значимость представленной темы работы.
- Разработайте аппарат исследования по выбранной Вами теме и представить его на обсуждение.
Литература:
- Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов).
– М., 2000. –75с.
- Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 460 с.