Планы практических занятий 3

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

Планы практических занятий

«Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»

Направление подготовки: 15.03.01 Машиностроение

Профили подготовки: «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Направление подготовки: 08.03.01 Строительство

Профили подготовки: «Промышленное и гражданское строительство»

Квалификация (степень) выпускника: прикладной бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель: к.п.н., доцент Н.Ф. Привалова

Волгодонск 2013

Практическое занятие №1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: знакомство с основными понятиями, в рамках изучаемой дисциплины, определяемыми настоящим Законом .

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Ст.2 определяет основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

11 стр., 5500 слов

Инклюзивное образование в Российской Федерации

... Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран. Объект - ... органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к ... имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми ...

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

  1. Образовательная организация высшего профессионального образования. Университет. Основные структурные подразделения. ППС. Характеристика структуры ВИТИ НИЯУ МИФИ.

  1. Особенности обучения в университете. ФГОС-3. Кредитно-модульная система.
  1. Тестирование студентов

Мотивация учения студентов вуза

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в разделе мотивы поступления в вуз, реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы. Оцените значимые для Вас мотивы обучения в вузе: 5 баллов – очень значимые, 3-4 балла – значимые, 0-2 балла – не значимые. Отвечайте быстро, не задумываясь.

Мотивы

Балл

I. Что способствовало вашему выбору данной специальности?

1. Бесплатное поступление, низкая плата за обучение

2. Занятия в специальном классе, физико-технической школе

3. Желание получить высшее образование

4. Семейные традиции, желание родителей

5. Совет друзей, знакомых

6. Престиж, авторитет вуза и факультета

7. Интерес к профессии

8. Наилучшие способности именно в этой области

9. Стремление прожить беззаботный период жизни

10. Нравится работать с техникой

11. Случайность

12. Нежелание идти в армию (для юношей)

13. Использовать технические (экономические) знания для воспитания своих детей (для девушек)

II. Что наиболее значимо для Вас в вашем учении?

14. Успешно продолжить обучение на последующих курсах

15. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

16. Приобрести глубокие и прочные знания

17. Быть постоянно готовым к очередным занятиям

18. Не запускать изучение учебных предметов

19. Не отставать от сокурсников

20. Выполнять требования преподавателей

21. Достичь уважения преподавателей

22. Быть примером для сокурсников

23. Добиться одобрения окружающих

24. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу

25. Получить интеллектуальное удовлетворение

III. Получение диплома дает Вам возможность:

26. Достичь социального признания, уважения

27. Самореализации

28. Иметь гарантию стабильности

29. Получить интересную работу

30. Получить высокооплачиваемую работу

31. Работать в государственных структурах

32. Работать в частных организациях

33. Работать в атомной отрасли

34. Основать свое дело

35. Обучения в аспирантуре

36. Самосовершенствования

37. Диплом сегодня ничего не дает

Обработка результатов

      Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 75 баллам по вопросам:  1) мотивы поступления в вуз 2, 3, 7, 8, 10. Максимально возможный показатель = 25 баллам,  2) реально действующие мотивы учения 13, 14, 15, 16, 24. Максимально возможный показатель = 25 баллам,  3) профессиональные мотивы 26, 27, 32, 34, 35. Максимально возможный показатель = 25 баллам.

Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33, 3 %.        Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие учебно-познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 105 баллам:  1) мотивы поступления в вуз 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12. Максимально возможный показатель = 35 баллам.  2) реально действующие мотивы учения 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. Максимально возможный показатель = 35 баллам.  3) профессиональные мотивы 25, 28, 29, 30, 31, 33, 36. Максимально возможный показатель = 35 баллам.        С целью уравнивания баллов двух видов мотивации учения сумму баллов, полученную по внутренней мотивации учения, необходимо умножить на 1,25.

Диагностические значения шкал внешней и внутренней мотивации учения

Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:

 широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения (интерес к профессии, успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализации, самосовершенствования);

 тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из активности и самостоятельности самого субъекта учения;

 предпочтение сложности и объема учебной задачи (предпочитают задания оптимальной трудности и трудные задания);

 высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности;

 творческое решение проблемы, учебной задачи;

 субъект учения продуктивно адаптируется к вузовской среде и в вузовской системе обучения.

Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие познавательные мотивы, иррелевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:

 мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности (не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях);

 тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из присутствия внешнего подкрепления, зависимости от других;

 предпочтение отдается упрощенному и не требующего много времени учебному действию (предпочитают простые задания, то, что положено, чтобы получить оценку);

 когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая;

 креативность подавляется, способствует росту напряженности;

 субъект учения приспосабливается к вузовской среде и в вузовской системе обучения.

Практическое занятие №2. Эффективность профессиональной деятельности. Влияние возраста, трудового стажа и профессионального образования на профессиональную успешность

Вопросы для обсуждения:

  1. Психология трудовой деятельности  как отрасль психологической науки.
  2. Структура трудовой деятельности.
  3. Труд, профессия, специальность.
  4. Основные типы и виды профессиональной деятельности. Классификация профессий.
  5. Методы изучения трудовой деятельности. Метод профессиографии.
  6. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала.
  7. Эффективность профессиональной деятельности.
  8. Влияние возраста, трудового стажа и профессионального образования на профессиональную успешность.

Дополнительные задания для самостоятельной работы:

  1. Определить понятие «компетенция» на основе изучения материалов лекции.
  2. Изучить ФГОС ВПО по своему направлению (специальности).

    Выделить формируемые общекультурные и профессиональные компетенции выпускника.

  3. Изучить ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ высшего профессионального образования по своему направлению (специальности) (Раздел 2. Компетентностная модель выпускника).
  4. Подготовить эссе «Как мне видится профессиограмма и психограмма выпускника вуза по моему направлению (специальности)».

Литература:

  1. Психология.  Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: 2009. — 656 с.  (Глава 23).
  2. Постановление Минтруда РФ от 31.12.2003 N 94 (ред. от 24.04.2008) «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций атомной энергетики, промышленности и науки».
  3. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  4. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-479 с:

Практическое занятие №3. Инженер как субъект профессиональной деятельности. Способности и профессионально важные качества специалиста.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие личности в психологии.
  2. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.
  3. Структура личности. Способности, направленность, ценностные ориентации личности.
  4. Темперамент – биологический фундамент личности. Проявление особенностей темперамента в профессиональной деятельности и общении.
  5. Характер как совокупность индивидуальных устойчивых свойств. Профессиональная деформация характера.
  6. Профессиональная деятельность инженера. Способности и профессионально важные.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. — 2-е изд. — М.: Академ. Проект; М.: Мир, 2003. — 496 с.
  2. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  3. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. К. Стрелков. — М.: Академия; : Высш. шк., 2001. — 360 с.

Практическое занятие №4. Возникновение и развитие инженерной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Зарождение инженерной психологии в структуре психологии труда. Эргономика.
  2. Предмет и задачи инженерной психологии
  3. Связь инженерной психологии с другими науками.
  4. Система «человек — машина».
  5. Деятельность оператора в системе «человек -машина».
  6. Собственно психологические методы в инженерной психологии.
  7. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека.
  8. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции.

Дополнительные задания для самостоятельной работы:

  1. Определите основные закономерности работы системы «человек-машина». Какие трудности и проблемы могут возникнуть в этой системе?
  2. Предположите возможные причины выгорания в профессии в деятельности человека-оператора.

Литература:

  1. Грачёв, Н.Н. Психология инженерного труда [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Грачёв. — М.: Высш. шк., 1998.- 333с.
  2. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 576с.
  3. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под.ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – 400с.
  4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Академия, 2001. – 360с.

Практическое занятие №5. Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса. Работа с информацией в сети Интернет

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы особенности организации образовательного процесса в техническом вузе? В чем основное отличие обучения в техническом вузе от обучения в гуманитарном вузе?
  2. В чем сущность проведения реформы высшего профессионального образования? Характеристика уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратура.
  3. Основные формы организации образовательного процесса в техническом вузе.
  4. Информационные технологии. Программные комплексы: текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций.
  5. Интернет –технологии в образовательном процессе.
  6. Сотрудничество вуза и предприятия. Основные направления сотрудничества.
  7. Организация производственной практики в техническом вузе.

Дополнительное задание для самостоятельной работы:

Подготовьте список не менее трех интернет-источников по вопросам, обсуждаемых на семинаре. Библиографическое описание web-страницы включает следующие обязательные элементы:

Автор. Заглавие страницы. Указание типа документа. (Электронный адрес (URL).

Дата обращения.

Например:

  • Травин, Андрей. Три поисковика Рунета, не считая Google: [Электронный документ].-(http://www.netoskop.ru).

    Дата обращения: 21.08.2012

  • Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : — Режим доступа: Дата обращения: 14.11.2013.

Литература:

  1. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  2. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009. — 400 с.: 2007. — 224 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 512 с. —

Практическое занятие №6. Техника поиска работы, организация карьеры

Вопросы для обсуждения:

  1. Профессиональная карьера.
  2. Техника поиска работы, организация карьеры.
  3. Деятельность Центра карьеры в вузе.
  4. Вторичная профориентация: психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая диагностика, тренинг профессионального роста.
  5. Принципы карьерного продвижения.
  6. Периодизация жизни и профессионального развития.

Литература:

  1. Психология.  Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: 2009. — 656 с.  (Глава 23).
  2. Постановление Минтруда РФ от 31.12.2003 N 94 (ред. от 24.04.2008) «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций атомной энергетики, промышленности и науки».
  3. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  4. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-479 с:

Практическое занятие №7. Поиск исходной информации в процессе научно- исследовательской деятельности. Основные источники анализа

Вопросы для обсуждения:

  1. Состояние исследуемого вопроса. Основные источники и методы анализа.
  2. Поиск и отбор информации на предприятии. Информационно-поисковые системы.
  3. Работа с источниками информации на предприятии.
  4. Работа с научной литературой. Методика оформления списка использованной литературы.
  5. Интернет – технологии в процессе поиска и обмена информации.

Дополнительные задания для самостоятельной работы:

  1. Определите тему исследования по интересующей Вас проблеме.
  2. Проведите самостоятельный библиографический поиск, выявляющий литературу по проблеме вашего исследования.
  3. Просмотрите введения, заключения, оглавления и предметные указатели источников, подлежащих изучению.
  4. Составьте план последовательности изучения отдельных аспектов информации.

Литература:

  1. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов).

    – М., 2000. –75с.

  2. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 460 с.

Практическое занятие №8. Структура и содержание этапов исследовательского процесса

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура и логика научной работы
  2. Основные этапы исследования.
  3. Формальные признаки научной работы.

Дополнительные задания для самостоятельной работы:

  1. Разработайте план исследования по интересующей Вас теме и представьте его на обсуждение.
  2. Обоснуйте актуальность, теоретическую и практическую значимость представленной темы работы.
  3. Разработайте аппарат исследования по выбранной Вами теме и представить его на обсуждение.

Литература:

  1. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов).

    – М., 2000. –75с.

  2. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 460 с.