Технологические методы, применяемые в психологическом исследовании

Владимир Евгеньевич Кашаев

Сластенин Кашинин «Психология и педагогика. 8 издание. 2010 год»

Прикладная математика и информатика

3 семестр

Если человек по натуре

Увлекающиеся — стеклянные

Практичные — каждодневные.

На первом семинаре принести шесть спичек. !!!

Определение: психология — на сегодняшний день существует «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Ефремовой. Психо… псих — начальная часть сложных слов, вносящее значение, относящееся к психозу, психике…

Психика — душевный склад, организация человека.

Логия — конечная часть сложных существительных, имеющих значение — наука.

Психология — область знания, относящиеся к психике.

  1. Психология — научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
  2. Психология — учебный предмет, содержащий данные по науке.
  3. Психология — учебник.

Психология — совокупность психических процессов в условиях определенных видов деятельности, состояния.

Психология — то же, что психика.

Психология как наука.

Научная психология — Декарт — 17 век.

Суть теории Декарта: каждый должен иметь представление о том, что такое соотношение между нервной системой и поведением человека.

Современная психология выделяет два условных направления: биологи и социологи. Биологи приоритет отдают биологическим факторам. Социологи приоритет отдают социальным условиям формирования психики.

Методы психологии, её предмет.

Психология исследует процессы взаимосвязи физиологических структур организма и его сознания, то есть способности сознания — воспринимать окружающий мир, реагировать на него, создавать условия для его дальнейшего развития. Исходя из этого, предмет психологии — специфическое проявление психики человека. Объект психологии — деятельность человека, групп, различных социальных обществ.

11 стр., 5422 слов

Психология: Предмет. Объект и методы психологии.

... основные типы явлении, которые изучает современная психология .Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности ... природой человека как социального и одновременно биологического существа.Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для ...

Методология специализация школы

Классической реализуется в социологическом когнитивная

Рациональности подходе целенаправленного гуманистическая

воспитания формирования соц. — психологическая

заданной личности.

Неклассической работает в биологическом

Рациональности направлении, абсолютизирует

бессознательное, мотивы

поведения

Постнеклассической цели сознания и средства

Рациональности соответствуют физиологическим

и психологическим особенностям

с учетом требований.

До сегодняшнего дня идеи души и тени проявляются в православном исхетизм.

Иван, Степан, Харитон, Илья.

Основные компоненты психики являются потребности и образы. Они ориентируют поведение животного и деятельность человека на удовлетворение соответствующих нужд.

Психология:

  1. предмет
  2. объект
  3. школы.

Школа когнитивной психологии делает акцент на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Представители этой психологии подчеркивают важнейшие аспекты, присущие познавательной деятельности субъекта, её избирательность, определяемую средой.

Представители гуманистической школы рассматривают человека как личность, ориентированную на самореализацию в соответствии с её потенциальными возможностями. Они считают, что человек открыт миру, наделен потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценности характеризируют базисные потребности личности. При их отсутствии испытывает скуку, придается порокам, его поражают тяжелые неудачи.

Представители социально-психологической школы (СПШ) видят в индивидууме лишь общественное существо — электорат, находящемся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение, независимо от индивидуальных особенностей. Данное направление развивалось в советской школе психологии, исключением из которой являлась деятельность грузинских философов и психологов.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

... практического разрешения педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Предмет исследования: анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Объект исследования: особенности педагогических проблем ... -правовой работы в условиях перестройки. Казань, 1999. 65. Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И. В. Дубровиной. - М ...

Неклассическая методология возникает как реакция на крах иллюзий веры, возможности формирования массового слоя, психологически устойчивых и рационально организованных личностей. Критика рациональности привела к тому, что исследователи начали абсолютизировать такие состояния субъекта: воля, чувства, интуиция, воображение, инстинкт. Основой неклассической рациональности стали достижения биологии и психологии и абсолютизация бессознательных мотивов поведения, которые не проходят через волю и сознание человека. Неклассическая методология представлена биологическим направлением. Его суть состояла в том, что всё связано с природно-биологическим наследственностью.

— Бихевиористы считали, что психология как наука должна заниматься не наблюдением за душевными явлениями, которые не доступны анализу, а изучением исключительно поведенческих актов в конкретных ситуациях, которые их вызывают. Согласно этой теории поведение индивидуума в основном определяется средой обитания, которая действует по принципу: стимул вызывает определенную реакцию. Поэтому проведенные эксперименты доказали, что монашеское облачение вызывает больший эффект, чем самое модное бикини.

— Биологическая школа отражала взгляды психофизиологов, которые пытались понять, как связаны различные формы поведения с функционированием нервной и гормональной систем.

— Этологи и социобиологи исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения специфической, генетически наследуемой программы поведения.

— Гельштат-психологи считают, что особенности физиологической структуры человека заранее корректируют ряд персептивных и конвективных процессов, то есть процессов восприятия и познания окружающего мира.

— Школа психоанализа базируется на идеях Фрейда и его последователей. Основными методами психоанализа является анализ свободных ассоциаций, снов и их толкований. Представители школы считают, что поведение отдельного человека детерминируется противоборством его инстинктивных начал и требованиями культуры, которые предписывают индивидууму стандартные модели поведения, то есть конфликт естественного природного начала в виде инстинкта и социально-культурных требований, предъявляемых обществом к человеку, порождает негативный опыт, который вытесняется подсознанием и приводит к невротическим реакциям, неадекватному поведению.

2 стр., 963 слов

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка в младенческом возрасте

Контрольная работа по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» на тему: «Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка в младенческом ... определенным образом, начинает различать отдельные слова, обозначающие предметы и значимых людей. Младенчество является началом пути, началом становления первичных и вторичных свойств ...

Постнеклассичекая рациональность основана на выдвижение, на поиске вариантов, гармонизации естественно-природного начала, социально-культурные условия и требования микро и макро среды обитания. Это означает, что цели сознания и средства их реализации должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям индивида, а также требованиям и интересам общества.

Темы самостоятельных работ.

Первая группа задания: в форме эссе, электронного письма, телефонного разговора с другом осветить одну-две из четырех тем:

  1. Для меня психология — это… Хотелось бы более подробно изучить психологию…
  2. Докажите, что представители… школы вам ближе и понятнее.
  3. Охарактеризуйте состояние субъекта по имени Я.
  4. Опишите базисные потребности вашей личности.

Вторая группа задания: дайте ответы на вопросы:

  1. Зависимо ли поведение от индивидуальных особенностей?
  2. Проходят ли бессознательные мотивы поведения через волю и сознание?
  3. Должны ли цели сознания и средства их реализации соответствовать особенностям индивида, требованиям и интересам общества?

Рассмотренные вопросы.

Психология как наука.

Методы психологии и её предмет.

Технологические методы, применяемые в психологическом исследовании.

Методы делятся на основные и вспомогательные. Основные методы: наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях, без вмешательства в их течение (слежка).

Эксперимент — это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова ... • органы, где происходит образование и разрушение клеток крови: красный костный мозг, лимфатические узлы, вилочковая железа (тимус), селезенка, печень, почки; ... и гуморальной регуляции. Главным кроветворным органом у человека является красный костный мозг. В нем находятся стволовые клетки, которые ...

Вспомогательные методы состоят из методов обобщениянезависимых характеристик, которые предполагают выявление ианализ мненийо тех или иных психологических явлений и процессах, полученных от различных людей. Речь идёт об анализе результатов деятельности — это метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос — это метод, определяющий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным, когда вопросы на бумаге, устным, в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. Среди разнообразных тестов выделяются тесты достижения — тесты, позволяющие выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками; тесты интеллекта, позволяющие выявить умственный потенциал индивида.

Объект и предмет психологии.

Объектом как правило является носитель тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом специфика формирования и развития и появления этих феноменов. Отсюда объектом психологии является деятельность человека, групп различных социальных обществ. Предметом психологии является специфическое проявление психики человека. Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира, а также реагировать на них, дабы обеспечить свое выживание и развитие. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Это чувства, мысли, переживания, намерения. «Терпение — главный союзник человека». Все то, что составляет субъективный внутренний мир человека как раз и проявляется в его деятельности. Психика человека включает три блока:

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ... ребенка к самостоятельности. Опирайтесь при ответе на данные психологии и педагогики. 14) Молодые родители обратились к ... , с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. ...

  1. Физиологию и нервную систему индивида.
  2. Подсознание — бессознательное отражение действительности.
  3. Сознание — целенаправленное познание действительности в целях корректировки.

Основными задачами психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и развития явлений психики в целях оптимизации творческой самореализации личности в процессе созидания общественно значимых ценностей. В этом процессе психология ставит перед собой ряд задач:

  1. изучать качественные особенности физиологической структуры организма и их влияние на психику человека.
  2. исследовать качественные особенности психических явлений и процессов, которые объясняют поведение конкретного индивида.
  3. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с объективными условиями жизни и деятельности людей.
  4. вырабатывать конкретные рекомендации, способствующие повышению эффективности творческой самореализации способностей человека, необходимых для свободного развития его личности.

Моисеев Евгений Юрьевич.

Организм и психика

  1. биологические основы психики.
  2. мозг и психика
  3. телосложение и психика.

У человека изначально возникала потребность узнать, откуда возникало его поведение. Псюхе — «душа». Это понятие введено Платоном, от его ученика Аристотеля ведутся истоки психологии. Алкмеон, Гиппократ, Гален предполагали, что душевное состояние человека — это производная мозга. Человек состоит из 3 компонентов: caro- тело, anima- душа, sriritus- дух. Со времен Рене Декарта начинается понимание психологии. Он определял двойственную природу человека как материальной и сознающей субстанции. Чарльз Дарвин.

12 стр., 5643 слов

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

... из важнейших регуляторов поведения и деятельности человека является мотивационная сфера. Особую роль в регуляции поведения и деятельности личности выполняют мотивы достижения успеха. ... биологических факторов, представлены ниже: - дизонтогенетический вариант ЗПР диагностируется при состояниях психического инфантилизма; - энцефалопатический возникает при негрубых органических поражениях ЦНС; - ...

Станислав Гроф — трансперсональная психология — психика человека не локализуется в черепной коробке.

На формирование психических образов оказывают влияние организм целиком, физическая среда, социальные условия. Материальным субстратом психических процессов является нервная система. Структурно-функциональной единицей является нейрон.

Существует три вида нейронов: рецепторные, они воспринимает раздражение из внешней и внутренней среды; эффекторные, передают нервный сигнал на рабочий орган; ассоциативные (вставочные), передают информацию с рецепторов на эффекторы. Нервный импульс передается двумя путями: электрический — возникает в результате трансмембранной разности потенциалов, наружная поверхность всегда электроположительна; химический — осуществляется посредством медиаторов.

Адреналин — серотонин — дофамин.

Нервная система делится на центральную (ЦНС) и периферическую (ПС).

ЦНС включает в себя головной и спинной мозг, а ПС связывает головной и спинной мозг с рецепторами и эффекторами.

Спинной мозг отвечает за безусловные рефлексы.

В головном мозге для психологии фиксируют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. Большой мозг — это два полушария, различающиеся функционально, каждое имеет «плащ» или кора полушарий. Это и есть материальный субстрат психической деятельности или это и есть человеческое Я. В нейропсихологии выделяют три блока большого мозга: лобные доли, теменно-затылочные доли, верхняя часть мозгового столба. А. Р. Лурия придумал это деление. В верхней части столба есть энергетический блок, то есть активация человека. Теменно-затылочные доли отвечают за прием, переработку и хранение информации. Отвечает за тактильные ощущения. Затылок — зрение (85% информации), виски — слух (10% информации).

При повреждении происходит распад информации на фрагментарные части.

Лобные доли отвечают за свойства личности.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление, за аналитическую информацию, связанную со знаками, символами. Правое полушарие отвечает за интуитивное мышление и за конкретно образные представления.

Э. Кречмер, У. Шелдон — по телосложению можно определить параметры психики. Длинное тело — астеник, широкоплечий — атлетик, узкоплечий — пикник. Астеник — меланхолик, атлетик — сангвиник или холерик, пикник — флегматик. В современной науке эта теория подвергается критике.

Квадрат — треугольник — круг — знак — угол.

Психология личности.

Проблема личности является ведущей для гуманитарных, антропологических наук, философии, педагогике, юриспруденции, социологии, экономические науки. Все науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем изучении.

  1. Личность в педагогике интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания, развития.
  2. Личность философию интересует для выявления её сущности и роли в общественном развитии, в социальном прогрессе.
  3. Личность экономику интересует как субъект производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, благ.
  4. Личность юриспруденцию интересует как носителя правового сознания, норм, правил, ценностей и как субъекта правовых отношений, действий, поведения.
  5. Психологию интересует личность с точки зрения её внутреннего строения, архитектоники, закономерностей, возникновения, формирования и развития, особенностей социально-психологических явлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. В исследовании проблемы личности психология играет существенную роль. Данные психологии вносят вклад в коррекцию или подтверждение философских взглядов на понимание сути личности или её роли в общественном развитии. Разработки психологии проблемы личности являются основополагающими в решении своих аспектов перед другими науками.

Человек. Индивид. Индивидуальность. Субъект. Субъектность. Понимание личности тесно связано с осмыслением этих категорий. Человек — понятие видовое и включает в себя 2 взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем состоит из подсистем и феноменов. В своем физиологическом и психологическом развитии человек проходит стадии: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость. Индивид — это отдельный конкретный человек, без каких-либо характеристик. Индивидуальность — совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующий данного человека. Субъект — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие цели действия, поступки и поведение в целом. Субъектность — способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. В основе субъектности лежат цели. Они бывают ситуативными, в интересах решения текущих дел, и более отдаленного характера на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь.

Личность — конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объект (предмет, результат) общественного и другого развития, и как субъект при образовании действительности на основе её познания и отношения к ней.

Личность

Объект субъект

Личность — конкретный человек как носитель сознания и самосознания.

Ноосфера, биологическая среда, природная среда, информационно-техническая среда, социум, воспитание, общение, деятельность, индивидуальные психические особенности человека оказывают влияние на формирование личности. Социум — макро и микро.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется.

Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я» образов: физическая, физиологическая, социальная, профессиональность, семейная, деятельностная, нравственная и сексуальная.

Составить Я-концепцию к ТК2!!!

Система я-образов личности в совокупности содержательном их наполнении характеризует я-концепцию личности как относительно устойчивую систему представления человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Зависимости от количественной и качественной характеристики я-образов личности говорят о степени сложности я-концепции личности специалиста. По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом, чем больше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутных характеристик личности, другой характеристикой выступает активность. Личность не пассивный продукт социальных и других обстоятельств, активность выражается в отношениях человека к тому, что он делает, что происходит с ним в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которая личность выполняет в её самоутверждении, поведении и деятельности. Внутренние условия деятельности, психику человека в целом не следует понимать как пассивно преломляющееся внешнему воздействию устройство. Происходит активное и целенаправленное потребностнодетерминированное преобразование их деятельности при изменении как объекта (окружающий мир), так и субъекта самой личности.

Принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется, прежде всего, тем, что, как, почему, во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя

Прочитать:

  1. А.Н. Островский — «Снегурочка»
  2. А.С. Пушкин — «Спящая красавица»
  3. Н. Чернышевский — «Что делать?»
  4. В.В. Маяковский — «Про это», «Маруська отравилась»
  5. Е. Винокуров.
  6. Р. Казакова — «Мужское»
  7. А. Амирезвани — «Кровь цветов»

Спокойный тип (флегматик) — уравновешенные процессы, малоподвижные процессы, сильные процессы.

Сильный тип (сангвиник) — уравновешенные процессы, сильные процессы, подвижные процессы.

Безудержный тип (холерик) — сильные, подвижные, неуравновешенные процессы.

Слабый тип (меланхолик) — малоподвижные, слабые, неуравновешенные процессы.

Личность — структурно и иерархически организованные системные образования психики человека. Психологическую структуру личности составляют её психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности).

Кроме психических свойств структуру личности составляет её жизненный опыт. Следующая составляющая — индивидуальные особенности психических процессов.

Стороны и сферы личности.

  1. интеллектуально-познавательные
  2. эмоциональные
  3. волевые
  4. потребностно-мотивиционные
  5. психимоторные

Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивиционная сфера и направленность. Бесспорно, что в психологии существуют и другие подходы к рассмотрению личности, как у отечественных (Платонов, Ковалев), так и у зарубежных психологов (Фрейд, Фромм, Маслоу, Берн, Роджерс).

Разработанная Платоновым структура личности, включающая в себя 4 подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. У Платонова выделены следующие подструктуры:

  1. направленность личности
  2. опыт — профессиональный, художественный, поведенческий, физическое воспитание и т. д.
  3. индивидуальные особенности психических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые
  4. биологически обусловленные — темперамент, патологические изменения личности.

Платоновым разработана карта личности и методика количественной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт характера и способностей личности, а также и общесоциальная характеристика человека.

К ПК1 — заполнить карту Платонова.

Характер — это психическое свойство личности, определяющее стратегическую линию человека и выражающее его отношение к окружающему миру, труду, к другим, самому себе. Формирование характера осуществляется в процессе выбора социальной сферы своей самореализации (повар, официант, медбрат).

Этот выбор осуществляется на основе задатков индивида. Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые создают предпосылки для его эффективной самореализации посредством развития его способностей. Задатком является темперамент, отличная координация, степень работоспособности нервной системы. Эти задатки способствуют развитию многих способностей в тех видах деятельности, которые связаны с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и т. д. Это профессиональная деятельность работников, правоохранительных органов, армии, политиков, управленцев. На основе задатков формируются самые различные способности.

Способности — это психические свойства личности, которые позволяют ей успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные и общие. Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности: находчивость, сообразительность, инициативность, целеустремленность. Специальные способности — это возможности личности развивать отдельные психические свойства и качества, необходимые для выполнения конкретного вида деятельности: способность различать до 10 000 оттенков цвета, воспринимать мир музыки, способность воспринимать мир через зрительные образы, в абстрактно-логических символах.

Определенная совокупность общих и специальных способностей составляет такую черту характера человека, как одаренность. Одаренность — это совокупность общих и специальных способностей, которые создают предпосылки успешной профессиональной деятельности человека, и выделяет его среди других лиц. Высокая степень одаренности, реализованная человеком на практике, называется талантом. Талант — высокий уровень реализации индивидуальных способностей личности в практической деятельности, ставшие образцом самореализации для современников. Личность, достигшая высшего уровня реализации своих задатков и способностей в созидании общественно-значимых ценностей, высоко оцененная последующимипоколениями, признается гениальной. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение. Гениальность — высший уровень самореализации, достигнутый в процессе созидания качественно новых ценностей, имеющих историческое значение. Талант является образцом деятельности для своих современников, а гений создает эпоху в области своей деятельности, он является идеалом и примером для подражания многих поколений.

Задатки и способности определяют формирование индивидуумом его целей и смысла жизни. Наличие у индивида цели и смысла жизни дает ему возможность эффективной самореализации, придает жизни ощущения гармонии между своим потенциалом и своим самоощущением своего Я в реальности. Формирование цели и смысла и признание его социумом дает возможность формировать целостный характер и реализовать свой творческий потенциал, как одаренная или всесторонне развитая личность, а также как талант или гений, создавший общественно-значимую ценность. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность цели. Следовательно, сущность характера проявляется в наличии или отсутствии цели и смысла жизни, которая определяет отношения:

  1. к окружающему миру и собственности. Здесь выделяют: принципиальность, целеустремленность, организаторская способность, созидательность.
  2. к деятельности. Здесь выделяют: деятельный (бездеятельный), трудолюбие, инициативность.
  3. к другим. Здесь выделяют: общительность, правдивость, тактичность, ответственность.
  4. к самому себе. Здесь выделяют: скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — смирение, альтруист — эгоист.

Внимание и воображение

Внимание — это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание фиксирует:

  1. повторяющиеся явления
  2. явления, отличающиеся новизной
  3. явления, отличающиеся значимостью.

Внимание не является психическим процессом (в некоторой литературе).

Физиологический механизм внимания построен на основе принципа доминанты, — возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения («светлое пятно» Павлова) в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры и на определенное время подчиняет их себе. Внимание делится на различные виды:

  1. внешнее — это внимание, направленное на другие объекты
  2. внутреннее — это внимание, направленное на собственные психические переживания.

По другой классификации:

  1. произвольное — требует волевых усилий, концентрации на поставленной цели
  2. непроизвольное — не требует волевых усилий
  3. после произвольное (постпроизвольное) — не требует волевого усилия, а формируется на основе интереса, чаще всего профессионального (внимание, которое начинается как произвольное, а потом переходит в непроизвольное).

Свойства внимания.

  1. сосредоточенность (концентрация) — удержание внимания на одном объекте при отключении от всего остального.
  2. устойчивость — длительность сосредоточения на объекте.
  3. объем внимания — количество объектов, которое человек способен воспринимать одновременно (5−7 единиц).
  4. переключаемость — способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому и быстрый перенос внимания с одного объекта на другой.
  5. распределение — способность быстро выполнять одновременно несколько видов деятельности.

Воображение связано с виртуальными объектами. Воображение — психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Основой воображения является ассоциативная деятельность коры головного мозга.

Приемы воображения.

  1. Агглютинация («склеивание») — синтез различных частей (иногда отдельных образов) для создания нового синтезированного образа.
  2. Гиперболизация — увеличение (уменьшение), изменение пропорций в целях создания нового образа.
  3. «Заострение» — «усиление» отдельных деталей образа, концентрация на них внимания.
  4. Типизация — выделение существенного, устойчивого, неизменяемого во многих образах.
  5. Схематизация — создание образов, при котором специфические черты сглаживаются, а общие черты выступают на первый план.

Виды воображения.

  1. преднамеренное — вызывается человеком. Делится на активное и пассивное. В активном присутствует воссоздающее воображение — образы соответствуют реальности, творческое воображение — человек создает новые образы, мечта — создание желаемых образов, проект будущего. Пассивное включает в себя грезу — создание желаемых образов или проект будущего, которых не связан с волевыми усилиями для их реализации.
  2. непреднамеренное. В непреднамеренное воображение входит три вида: сон, дремотное состояние, галлюцинация.

О. Бальзак «Патологии общественной жизни» — «Теория походки» !!!

Темперамент

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновения, прекращения и изменения. Темперамент составляет индивидуальные особенности человека, так как в основном биологически обусловленные и являющиеся врожденными. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, полностью отделить темперамент от личности нельзя. Темперамент выступает связующим звеном между организмом, личностью и познавательным процессом. Истоки учения о темпераменте мы находим в работах Гиппократа, который связал темперамент с жидкостью: кровь (сангвиник), лимфа (флегматик) и желчь (холерик и меланхолик).

Кант разделил темпераменты на 2 типа и назвал их темпераментами чувств. Сангвинический темперамент — ощущения возникают в нервной системе и сознании человека, довольно быстры и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. Меланхолический темперамент — внешнее проявление ощущений менее яркое, но зато внутреннее — достаточно глубокое и сильное.

Сангвинический темперамент наблюдается у людей, которые имеют структуру атлета, пикника: веселый нрав, оптимист, человек, полный надежд, юморист, шутник, быстро воспламеняется и остывает, теряет интерес к тому, что недавно волновало и притягивало, много обещает, но не всегда сдерживает обещания, легко и с удовольствием вступает в контакт, хороший собеседник, все люди — друзья, его отличает доброта, готовность придти на помощь, напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет, обладает быстрой реакцией, легко и скоро приспособляется к изменяющимся условиям жизни, повышенная работоспособность в начале работы, сильный, уравновешенный, подвижный тип, незлопамятный, неутомим при достижении цели, способен контролировать свое поведение, относительно подходит для деятельности, связанной с управлением или предпринимательством.

Меланхолический темперамент наблюдается среди астеников: мрачный настрой, живет напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, ранимая душа, не склонен к обещаниям, контролирует себя при обещаниях, медленное вхождение в работу, большая выдержка, работоспособность выше в середине или к концу работы, слабый, неуравновешенный, при неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого человека, профессиональная деятельность связана с созданием абстрактных образов, из них хорошо получаются музыканты, поэты, литераторы, философы и математики. Качества работы сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, различия касаются только динамики работы.

Наиболее часто холерический темперамент проявляется у атлетов: вспыльчивы, но быстро остывают, при уступке идет навстречу, движения порывисты, но не продолжительны, неуравновешенный тип, резок, быстрая речь, поразительная мимика и жестикуляция, слабо контролирует свое поведение, легко раздражается, склонны к разностороннему общению, деятельности, связанной с риском для жизни и управления другими, значительные усилия в короткий промежуток времени, не всегда хватает выдержки.

Флегматический темперамент: человек хладнокровный, склонен к бездеятельности, медленно приходит в возбуждение, но зато надолго, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать мышление, обладает способностью долго, упорно работать, добиваясь поставленной цели, уравновешенный, малоподвижный тип, спокоен, замкнут на себе, внешне не возмутим, устойчив в настроении, могут возникнуть положительные черты, при отсутствии жизненно важных целей возникает вялость, безучастность, лень, подходит к деятельности, где требуется анализ, неторопливость, эмоциональное спокойствие, чаще всего наблюдается у пикников.

Темперамент — это индивидуальная, природно обусловленная совокупность динамических процессов психики: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний. От темперамента зависят такие свойства индивида, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность, их сочетание создает индивидуальный стиль деятельности, который проявляется в подсознательных процессах, действиях и общении, представляет систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которые содержат приемы работы, характерных для данного человека. Знание особенностей своего темперамента, их учет в организации своей жизнедеятельности, во взаимодействии с другими людьми будет способствовать развитию позитивных проявлений, коренящихся в свойствах нервной системы личности.

Условно в развитии человека как правило возникают такие аспекты:

  1. развитие отдельных психических функций и процессов.
  2. развитие деятельности разных её видов
  3. развитие поведения и поступков.

Деятельность —

Это вид активности человека, направленный на познание и творческие преобразования окружающего мира, который включает самого себя и условия его существования. Деятельность человека носит продуктивный характер, а не только потребительский. Деятельность проявляется и продолжается в творческих исканиях. В деятельности человек много создает, преобразует свои способности, деятельность направлена на изменение структуры природы и общества, создание продуктов благодаря своим усилиям. Из-за творческого характера деятельности человек выходит из своей природной ограниченности. Любая деятельность имеет мотив, цель, предмет, структура, средства.

Продукт деятельности включает определенные знания, умения и навыки, которые приобретаются в ходе деятельности.

Виды деятельности могут быть различны, могут иметь один и тот же конечный результат, могут поддерживаться различными мотивами.

Цель≠мотив, если разные виды деятельности имеют разные мотивы.

Цель==мотив, если разные виды деятельности имеют единые мотивы.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Предметом познавательной деятельности является информация, учебной — знания, умения, навыки. Всякая деятельность имеет определенную структуру. Основные составляющие деятельности — операция и действие. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель, то есть действием, включенным в структуру учебной деятельности можно назвать получение книги, прочтение материала, в трудовой деятельности — знакомство с задачей, поиск инструментов и материалов, разработка проекта, технологии изготовления предмета, в творчестве — формулировка замысла, поэтапная реализация.

Операцией именуют способ осуществления действия, сколько есть способов выполнения действия, столько есть различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, имеющихся у человека умений и навыков, наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди запоминают и пишут информацию по-разному, это значит, что действия по написанию текста и запоминанию материала они осуществляют с помощью различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют индивидуальный стиль деятельности человека.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуются, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к её совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Операция — способ осуществления действия, например, устный или письменный ответ. Центральным понятием теории деятельности является категория действия. Навыки + операции + действия формируют умения. Навыки — это формируемые путем многократного повторения, частично автоматизированные действия с минимальным контролем со стороны сознания, в основе которого лежит динамический стереотип.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированного действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение в отличие от навыков обеспечивает выполнение действий в изменяющихся условиях (навык — в привычных условиях).

Навыки восприятия, сенсорно персептивные, умения и навыки решения задач — интеллектуальные, моторные навыки. В отличие от навыков умение образуется в результате координации навыков, их объединение в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем, умения человек в состоянии изменить их структуру, умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления, сознательный, интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умение от навыков. Управление умениями на уровне ЦНС осуществляется более высоким уровнем анатомо-физиологических инстанций, чем управление навыками, то есть умения управляются на уровне коры головного мозга.

Некоторые исследователи делят умения на практические, двигательные, познавательные, теоретические. В формировании умений и навыков всех типов большое значение имеют упражнения. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, происходит совершенствование умений и деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Привычка с психологической точки зрения.

Привычка — это ещё один элемент деятельности и наиболее гибкая часть деятельности.

  1. Привычка отличается от умения и навыка тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности.
  2. Привычка в отличие от простого навыка может сознательно контролироваться.
  3. Привычка в отличие от умения отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.
  4. Привычка — неразумная часть деятельности, которая выполняется механически, не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

Этапы формирования навыков:

  1. ознакомительный. Субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. Например, освоение технического приема: спортсмен сначала наблюдает за выполнением действия тренером, затем подробно разбирает состав действия и осуществляет пробные попытки.
  2. подготовительный. Включает в себя аналитическую и синтетическую стадию. Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяются в единое целое. Рассмотрим этот процесс на примере начинающего пловца: сначала движение рук, потом ног, потом технику дыхания, в результате соединяет все части.
  3. стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация управления. Внимание субъекта переключается с самого действия на результат.
  4. варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонение от заданных параметров, ошибки выполнения. Этот этап также необходим. В спорте такое состояние называется перетренироваться.

Навыки взаимодействуют друг с другом. Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, то это явление называется переносом, например, конькобежные навыки облегчают формированию горнолыжных. Если навыки мешают формированию других навыков или разрушают их, то такое явление называется интерференцией.

Психологический анализ деятельности.

Деятельность рассматривается как многоуровневая структура. Выделяют следующие уровни анализа деятельности:

  1. личностно-мотивационный анализ деятельности. Он предполагает изучение требований личности к деятельности, изучение возможностей профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей личности, изучение системы стимулирования деятельности, изучение генезиса изменения системы мотивов в процессе организации.
  2. компонентно-целевой. Он предполагает анализ общих целей деятельности, цели каждого действия в общей структуре, описания нормативно одобренного способа деятельности, описание критериев достижения целей, как объективных, так и субъективных, тех, которыми руководствуется работник. На этом уровне описываются не только действия, но и ошибки, невыполнение, неточное и несвоевременное выполнение, ошибки обнаружения, идентификации, установление значимости и стимула, причины ошибок.
  3. информационный уровень анализа деятельности. Информационную основу составляют правила переработки информации, алгоритмы принятия решения, условия восприятия информационных признаков.

Самоутверждение

Это одна из самых фундаментальных потребностей. Самоутверждение — это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, во взаимодействии с другими людьми. На основе этого достижения видеть себя на определенной высоте в своих глазах, во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек самопроизвольно и целенаправленно проявляет себя, свое Я, свою индивидуальность, тем самым утверждая себя как личность. Самоутверждение — это атрибут личности, человек постоянно утверждает себя. По мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются сознание, способности, формируются черты характера. Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал, стремление личности к самоутверждению является стимулом его развития и саморазвития, а стремление к профессиональному самоутверждению — один из факторов профессионального становления и совершенствования личности. Сущность самоутверждения состоит в самовыражении и самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности. Самоутверджение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных способностей — личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности.

!!! Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика.

Самоопределение — важные и грань, и сторона, и в этом самоутверждении личности, во многом определяющие его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

  1. кто — стоит, находится выше, ниже, на уровне в системе должностных, социально-профессиональных, социально-психологических, статусно-ролевых позиций.
  2. кто — находится впереди, на уровне, позади в производственных, научных, учебных, спортивных и других достижениях.
  3. кто — находится ближе/дальше по содержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, с позиций, мнений, суждений и т. п.

Определившись в этих трех системах оценки личности, вы сможете осуществлять свое утверждение, в том числе профессиональное.

В отечественной российской науке самоутверждение рассматривается как одно из фундаментальных условий развития личности.

Потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей. Выделяют 4 группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

  • достижение определенных результатов в деятельности и утверждение на этой основе своей, соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих.
  • Потребность в общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролей в контактно-социальной среде, принадлежности к коллективу, стремлении быть полезным ему.
  • Потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших; приобрести известность; удовлетворить свое честолюбие, самолюбие.
  • Познание своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретение или усиление уверенности в себе.

Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности в самоутверждении выступает непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждения. Среди личностных детерминант ведущую роль играют система ценностей личности и обусловленные притязания личности, выступающие относительно самостоятельной регулятором поведения личности. Рассмотрим понятие притязания.

Немецкий психолог Ревин ввел понятие уровень притязания (УП).

Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям, то есть быть адекватными, завышенными, заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия личности с непосредственным социальным окружением. Поведение людей с завышенными притязаниями проявляется в самоуверенности, самонадеянности, неуживчивости с теми, кто с ними, они расходятся в оценках, суждениях, мнениях. Внешне это проявляется в высокомерии, зазнайстве, болезненном реагировании на критику окружающих. Эти люди директивны, их трудно переубедить, они недостаточно самокритичны, при оценке других категоричны, ориентируются на свою точку зрения, при не успешности ищут причину вовне, а не в себе.

Для человека с заниженными притязаниями характерны неуверенность в своих силах и возможностях, застенчивость в общении, им свойственны элементы замкнутости, действия чаще ориентированны на мнения окружающих и старших, в выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность, мнение, позицию активно показывать не стремятся, по отношению к окружающим внимательны, тактичны, заботливы, но легко ранимы, нередко мнительны, в не успешности своего утверждения как правило считают повинными самих себя, им присущи неустойчивость поведения, они легко поддаются внешнему воздействию, им свойственно колебание настроения, чрезмерно осторожны в действиях и поступках, неуверенно выполняют и даже порой уклоняются от исполнения своих функциональных обязанностей как в общественной, так и в личной жизни. Итог — снижение успешности самоутверждения мешает всесторонности и гармоничности в развитии индивидуальности.

Авторитет (лат. Сила, власть, влияние).

Авторитет складывается из 2 понятий: объективный и субъективный авторитет. Авторитет — одна из форм взаимоотношений, связанная с влиянием человека или группы людей на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним, без авторитета невозможна никакая Организация, его наличие — одно из основных правил успешного руководства людьми. Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста. Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных способностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач, ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека, степень их соответствия требованиям их деятельности. Выделяют 2 взаимосвязанные стороны авторитета: объективную и субъективную.

Объективный авторитет: авторитет должности, возраста, стажа работы, ученой степени, воинского звания, престижа.

Авторитет — это сочетание авторитета объективного и авторитета субъективного.

Субъективные стороны авторитета

Субъективная сторона оказывает существенное влияние на целостное проявление авторитета, выступает интегральным синтезом личностных качеств человека: профессионально-деловые — профессиональное мастерство, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность; нравственные — честность, порядочность, отзывчивость, товарищество; политические; организаторские; коммуникативные; педагогические.

Рпп— коэффициент психологической подготовленности личности, может быть от 0, 1, …

Как правило, объективный авторитет — положительная величина, а субъективный может быть любым, поэтому общий авторитет может оказаться отрицательным. Авторитет руководителя обуславливается глубоким знанием дела, профессиональной подготовленностью. Уважение — это добросовестное и ответственное отношение к делу, авторитет руководителя обусловлен любовью, которая воспитывается чутким, внимательным, заботливым отношением. Если соблюдаются все признаки, то это полный авторитет, в противном случае — неполный.

Свойства авторитета:

  1. приобретается медленно, но может быть утрачен быстро.
  2. имеет определенную степень консерватизма.
  3. имеет свойство переноса себя из одних сфер в другие.

Авторитет может быть действительным и ложным. Ложный авторитет: подавление физическое и психологическое, расстояние и дистанции, этическая поза, панибратство, заигрывание, чванство, высокомерие, моральная дистанция, педантизм, сверх точность, признание только своей позиции. Подлинный авторитет является результатом упорного труда, развития и саморазвития личностных качеств, самосовершенствования профессионализма.

Авторитет и самоутверждение — явления близкие, но не тождественные. Достижение личностью определенного авторитета может выступать целью её самоутверждения, а процесс реализации этого стремления и есть самоутверждение. В таком случае психологические механизмы достижения определенного авторитета выступают как механизмы соответствующего самоутверждения. Личность может иметь авторитет в той или иной сфере жизнедеятельности, порой не потому, что стремится к этому, а просто в силу наличия определенных качеств, спонтанно, либо наоборот стремится к самоутверждению, неадекватному её возможностям и наличного авторитета.

Конфликт.

Под конфликтом в психологии понимают столкновение несовместимых противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанные с острыми негативными переживаниями. Психологическую науку интересуют 3 разновидности конфликтов, связанных с личностью:

  1. внутриличностные
  2. межличностные
  3. между личностью и социальной средой.

Процесс разрешения возникающих противоречий по вопросам личной и служебной жизнедеятельности происходит в форме взаимного противодействия сторон, сопровождается отрицательным состоянием.

Конфликт как социально-психологический феномен включает:

  1. предмет конфликта — проблема, по поводу которой он возникает;
  2. ситуация, в которой выражается характер и степень противоречия;
  3. участники — личности, которые преследуют свои цели и стремятся удовлетворить свои цели посредством конфликта;
  4. повод к столкновению сторон;
  5. инцидент как действие сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;
  6. средства и способы, которые используют конфликтующие стороны;
  7. условия, в которых возникает и протекает конфликт.

При анализе конфликта необходимо выделить эти элементы, их характеристики, инициаторов и причины конфликта. Принято выделять 2 основных условия возникновения конфликта:

  1. наличие базы — основа конфликта в виде возникновения конфликтной ситуации (КС).
  2. наличие инцидента (И), то есть люди должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство.

Формула конфликта — К=КС+И.

Конфликтная ситуация, то есть ситуация, которую хотя бы один из партнеров воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т. п.

Выделяются следующие виды конфликтных ситуаций:

  1. реальные и мнимые
  2. внутриличностные и межличностные
  3. рациональные
  4. эмоциональные.

Реальные и мнимые КС зависят не только от внешних обстоятельств, но и от их значимости для человека, от особенностей их восприятия, понимания, оценки личностью.

Внутриличностные и межличностные КС вначале возникают на личностном уровне, при этом внутриличностные КС могут быть как односторонними, так и двусторонними, то есть когда обе стороны находятся в конкурентных отношениях. Межличностная КС направлена на другую личность и внешне выражается негативно окрашенным отношением к партнеру.

Рациональная КС по проблемах характера, которая разрешается аргументацией или путем доказательства.

Эмоциональная КС — ущемляются, задеваются глубинные личные основы, ценности, позиции, честь, достоинство.

Словом стреляй осторожнее в споре

Помни всегда, дорогой человек

Рана от пули затянется вскоре

Рана от слова зияет весь век.

По своим последствиям конфликты могут быть:

  1. конструктивными, потому что они ведут к оздоровлению ситуации, снятию барьеров и других трудностей в развитии ситуации
  2. деструктивными, потому что они вносят разрушение, имеют негативный характер для социальной среды и участвующих людей.

Конфликт проходит несколько этапов и стадий:

  1. предконфликт, имеет 3 стадии: КС носит внутриличностный характер, и внешне не отображается; противоречия начинают проявляться, внешне выражается недомолвками, неуместными шутками, колкостями; противоречия обостряются и становятся отчетливо выраженными, неприязнь сторон не скрывается
  2. собственно конфликт — происходит столкновение сторон
  3. постконфликтная ситуация (ПКС).

Причины конфликта:

  1. объективные
  2. субъективные.

Профилактику и разрешение конфликтов целесообразно рассматривать, ответив на вопросы:

  1. Кто участвует в конфликте?
  2. По поводу чего возник конфликт?
  3. Каковы причины?
  4. Для чего, какие личные интересы реализуют люди, вступившие в конфликт, какова их мотивация?

Разрешение конфликта возможно несколькими способами с разными психологическими последствиями:

  1. полная победа одной стороны
  2. компромисс — взаимные уступки, что мало желательно для сторон
  3. взаимная интеграция позиций сторон — принятие, внутреннее согласие с общими решениями, в котором используются основные желания сторон.

Основные методы:

  1. убеждение
  2. поиск взаимовыгодных решений
  3. принуждение
  4. комплексное использование вышеуказанных методов.

В целом, лучше всего не допускать конфликт!

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector