Методы психологии 2

Методы психологии – это способы, приемы и средства изучения тех или иных проявлений  и далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

I. СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

1) Интроспекция (самонаблюдение)

— непосредственное

— отсроченное

— самоэксперимент (Эббингауз – зауч. им же придуманных бессмыссл. слов)

Достоинства метода:

  • можно исследовать внутренние процессы, предполагать наличие тех или иных механизмов,
  • невысокая зависимость от обстоятельств внешнего мира,
  • эффективность в любых условиях.

Интр. часто незаменима и иногда выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления, которые можно было бы изучать наблюдением или иным способом.

Недостатки:

  • в Сз истинное содержание может искажаться  данные недостоверны,
  • возрастные ограничения,
  • невозможно исследовать бессознательные проявления .

2) Наблюдение – метод изучения  особенностей индивидов на основе фиксации их поведения. Невозможно наблюдать внутренние сущности  (мышл., волю, темп, хар. и т. д.) взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом Наб. мб вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в опр. ситуации или среде.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений…);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности — способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.

9 стр., 4351 слов

Рекомендации для студентов кгпу по написанию и оформлению ов, курсовых и дипломных работ по психологии. Содержание

... курсовых и дипломных работ по психологии. Содержание. 1 Чем отличаются реферативные и ... основе, выявлять тенденции развития исследуемого психологического феномена. Идёт обоснование выдвинутых ... – следствие, используя описательный подход невозможно. Может быть более внимательные ученики ... , графиков, процентных соотношений, использование методов математической статистики). При составлении программы ...

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.

Различают набл житейское и научное

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

целенаправленностью — наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Тс данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

12 стр., 5887 слов

Когнитивные исследования в современной научной парадигме

Содержание 1. Когнитивная лингвистика и смежные науки 2. Понятийно-терминологический аппарат когнитивной лингвистики 3. Методы и приемы лингвокогнитивных исследований 1. Когнитивная лингвистика и смежные науки Познавательная деятельность человека является предметом исследования ряда наук: философии, психологии, лингвистики, логики, информатики и др., а возникающие при этом вопросы уходят своими ...

Достоинства метода:

1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков);

2. Сохранена естественность условий деятельности;

3. Допустимо использование разнообразных технических средств;

4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.

Недостатки:

1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);

2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажении  мн. параметры мб неучтенными – неконтролируемые факторы,

3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени.

4. трудоемкий метод, требует длительного времени,

5. отрывочно – невозможно зафиксировать все детали (что-то игнорируется соз или неосозн)

Виды наблюдений

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

— включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

— стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

3 стр., 1164 слов

Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников

Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования 5 1.2. Сущность наблюдения как деятельности. Использование наблюдения для познания дошкольниками природы в образовательном процессе ДОУ 10 1.3. Виды наблюдений и их структура 14 ГЛАВА II. ...

— скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми,

— открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.

Относительно времени исследования различают наблюдение:

— однократное, единичное, производимое только один раз;

— периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;

— лонгитюдное (от англ, «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

— сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;

— выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или тины поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).

По степени стандартизированности процедур выделяют:

— свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;

— структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.

11 стр., 5250 слов

Непосредственно в бюро врачи используют и метод наблюдения в соответствии с гос.стандартами профподготовки врача (клиническое наблюдение, изучение анамнеза

... сложен. Я уже говорила, что анализ рисунка поведения через наблюдение и объективные описания, в т.ч. психобиографическое ... ОЖД и характере их патологической обусловленности формируются экспертами ещё с самого начала экспертного освидетельствования, с ... вспомогательными упражнениями не пользуется. Неврологический статус. На вопросы отвечает правильно, грамотно формулирует ответы. Ориентирована в ...

Типичные ошибки:

— стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует все, что может ей противоречить;

— смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений;

— преждевременность обобщений и выводов;

— оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену (так, многие оказываются склонны делать выводы об интеллекте по беглости речи);

— акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;

— определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе;

— непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации.

В целях объективизации процедур наблюдения в психологии применяются

 коллективные изучения объекта работающими независимо друг от друга исследователями,

 используются технические средства фиксации и обработки данных, детально разрабатываются программы наблюдений,

 практикуются неоднократные повторные наблюдения одних и тех же объектов.

Наблюдение – ключевой метод в психологии. В широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других.

5 стр., 2092 слов

Характеристика испытуемых и методы исследования

... по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов Способы совладающего поведения: 1 ... Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого ... использовался психодигностический метод и метод статистической обработки данных. Методы исследования 2.1 Психодиагностический метод 2.1.1 ...

3) Опрос – получение информации от испытуемых путем вопросов и ответов.

устный

– беседа (свободное интервью) – получение Ин в ходе устного непосредственного свободного общения, ответов на вопросы, а также при изучении особенностей невербального поведения опрашиваемых. Во время Б. исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, добиваясь необходимой эффективности процедуры. Характеризуется гибкостью тактики построения диалога в пределах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей естественностью условий опроса.

Недостаток — затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловленная широкой вариативностью задаваемых вопросов.

Преимущество же свободного интервью заключается в предоставлении респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубокого выражения своих позиций.

— интервью (стандартизированное Инт) – беседа по заранее разработанному плану, по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов, с регистрацией и анализом ответов на вопросы. Все условия процедуры регламентированы.   Высокая степень сопоставимости рез-тов, повышение надежности итогов опроса. Однако, мнение респонденотов неполное, формальный характер процедуры  затруднения в достижении хорошего контакта.

Применяется наиболее часто, особенно, когда необходимо опросить большое кол-во людей. В то же время – наиболее субъективный метод.

Респондент (англ. «отвечающий», «опрашиваемый») – Ч, участвующий в опросе в роли источника Ин. может отклониться от истины в силу опр. причин:

— податливость реальному, или воображаемому давлению интервьюера (опрашивающего);

— склонность к выражению социально одобряемых мнений;

6 стр., 2694 слов

Исследование типа поведения как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра психологии и психофизиологии ____________________ ЖУК Марина Алексеевна ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Курсовая работа (I курс, гр. П – 81) Научный руководитель: д.б.н., проф.   ...

— влияние на ответы поведенческих установок и стереотипов мышления;

— неотчетливое осознавание собственных мнений, позиций и отношений;

— незнание каких-либо фактов или ложная информированность;

— антипатия к исследователю;

— сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения;

— сознательный обман или преднамеренное умолчание;

— невольные ошибки памяти.

С другой стороны, интервьюер ( лицо, непосредственно проводящее опрос) также способен стать субъектом всевозможных искажений собираемых данных.

ПИСЬМЕННЫЙ

Анкетирование – процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков вопросов. Анкеты (фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами. Френсис Гальтон – изучение умств. качеств по самоотчетам опрашиваемых).

Достоинства:

— высокой оперативностью получения информации;

— возможностью организации массовых обследований;

— сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

— отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

— невыражснностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Недостатки:

— отсутствие личного контакта не позволяет, как, скажем, в свободном интервью, изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

— не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Вопросы (по форме ответа) мб

 закрытые – содержать полный набор возможных ответов, и РЕСП лишь отображает графически свой выбор.

 полузакрытые – имеется графа «Другие ответы», с возможностью РЕСП высказать свое мнение, иное, чем были предложены составителем анкеты,

 открытые – вопросы , предполагающие, что ответы на них целиком и полностью формулирует сам РЕСП.  затруднения с сопоставлением

По способу формулирования вопросы мб

 прямые – направлены на непосредственное, открытое получение Ин от РЕСП. Предполагается, что на вопрос будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

В случаях, где требуется дать оценку себя, мн мб неискренны 

 косвенные – использование какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой Ин

4) Экспертные оценки

Экспертное оценивание — один из важнейших методов психологии. В данном случае проводится опрос, но не испытуемого, а эксперта. В качестве эксперта, как правило, выступает лицо хорошо знающее объект исследования и способное выступать в качестве источника информации. Задача эксперта является выражение своего мнения о той или иной стороне объекта исследования по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. # в качестве экспертов могут выступать классный руководитель, педагоги, школьный психолог, родители школьника. Для экспертных оценок также готовятся специальные бланки с заранее продуманными вопросами. Вопросы не должны содержать двусмысленности, быть лаконичными, понятными и не вызывать трудностей у эксперта. Для большей объективности, желательно, чтобы в качестве экспертов выступали несколько человек по каждому из параметров оценки.

После вынесения оценок экспертами необходимо:

1. провести проверку непротиворечивости индивидуальных суждений экспертов,

2. оценить согласованность мнений экспертов между собой,

3. выделить группы экспертов с близкими позициями в случае существенных расхождений в оценках,

4. попытаться выяснить причины разброса индивидуальных мнений.

Все это нужно сделать, чтобы учесть степень субъективности мнений экспертов.

II. Объективные методы психологии

 можно сопоставить рез-ты,

 подвергнуть мат. обработке  выводы на основе статистич. обработки.

1) Эксперимент (лат. «проба, опыт») – ведущий метод научн. познания, направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Хар* созданием оптимальных условий для изучения тех или иных явлений.

При эксперименте э-тор манипулирует условиями (переменными) по своему усмотрению, изучая влияние одной или нескольких переменных на определенный аспект поведения. Изменяемая переменная (независимая, т.к. можем изменять ее независимо от др. факторов) приводит к изменению зависимой переменной  делается вывод о той или иной связи между ними. При этом непременно должны контролироваться (контролируемые П) или учитываться другие условия (промежуточные переменные), к-е могут опосредовать связь между НП и ЗП. Такие характеристики могут существенно повлиять на поведение испытуемых и тем самым исказить зависимость.

В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на:

1) Лабораторный — проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Достоинства  высок точность, полный контроль за переменными,

возможны повторные исследования,

Недостатки условия д-ти испытуемых не соотв. реальным, испытуемые знают об ЭКС.

2) Естественный — проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. Испытуемые, как правило не знают об ЭКС. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

По характеру действии исследователя различают:

1) Констатирующий — предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

2) Формирующий — предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

КТ, в зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

— поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;

— уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты исследования;

— критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;

— воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.

Чтобы избежать артефактов, используют различные приемы, например двойной слепой метод, когда не экспериментатор, ни испытуемый не знают, что используется на самом деле.

# эффект плацебо – ни экспериментатор, ни испытуемые не знали, какая таблетка фальшивая, аналогично при исследовании влияния сублимальных сигналов – не обнаружено терапевтических эффектов (Гринвальд, 1992).

Далеко не всегда оказывается возможным проведение экспериментального исследования с полным соблюдением предписанных требований к его «чистоте». В тех случаях, когда «строгий» эксперимент становится по тем или иным причинам невыполнимым, организуется квазиэкспериментальное исследование.

Квазиэксперимент (от лат. «мнимый», «как будто») — исследовательский метод, также направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающийся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточностью контроля за независимой переменной и побочными факторами.

К основным типам квазиэкспериментов относятся:

1. Использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных по составу групп. Это считается допустимым только в том случае, если были произведены необходимые предварительные измерения значимых признаков испытуемых в обеих группах. Тогда итоговые измерения станут свидетельством влияния на результаты именно независимой переменной, а не естественных различий испытуемых.

2. Применение одинакового экспериментального воздействия (независимой переменной) к группам, отличающимся друг от друга определенным параметром. Тогда различия в результатах испытуемых (зависимая переменная) приписываются тому существенному отличию, по которому группы различаются между собой.

3. Осуществление формирующего исследования в условиях, не позволяющих достичь полного контроля за посторонними факторами. В этом случае особое значение придается тщательности процедуры подбора испытуемых в эквивалентные группы (контрольную и экспериментальную), а также максимально возможному уравниванию составляющих контролируемых переменных.

4. Выполнение исследования типа ex-post-facto. Здесь экспериментатор сам не производит непосредственного воздействия. В качестве независимой переменной используется какое-то реальное событие из жизни испытуемых. Отбирается группа людей, подвергшаяся в прошлом влиянию данного фактора (например, катастрофы) и группа, не испытавшая его. Эти группы по остальным своим характеристикам должны быть эквивалентны. Затем проводится измерение зависимой переменной в каждой из них.

2) ТЕСТ – (анг. «испытание, проба, проверка») – система заданий, подобранных с таким расчетом, чтобы можно было точно и обоснованно охарактеризовать конкретные особенности лиц, выполнявших эти задания. Тесты конструируются, выверяются , используются и интерпретируются по строгим правилам, призванным обеспечить качество выводов.

Первым изобрел и стал применять тесты сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911).

Стремление Гальтона придать всему количественную характеристику привело к тому, что он изобрел методы измерения занудливости, уравновешенности, красоты британских женщин, воздействия молитвы и многого другого. Гальтон полагал, что черты человеческого характера передаются по наследству, подкрепляя это предположение ссылкой на то, что социальная значимость, как и рост, склонна передаваться из семьи в семью. Приверженный идее количественного измерения человеческого превосходства, Гальтон попытался измерить и врожденные умственные способности.

Традиционно назначение психологических тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Одной из самых ранних проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. Кроме того первоначально тесты создавались с целью удовлетворить нужды образования, а так же для отбора и распределения персонала на промышленных предприятиях и военнослужащих в вооруженных силах. В настоящее время тесты применяют для решения широкого круга практических проблем. Они применяются при исследовании

  • природы, характера и степени индивидуальных и типовых различий,
  • структуры психологических черт,
  • групповых различий,
  • исследования возрастных изменений в развитии индивида,
  • оценки эффективности методов обучения,
  • результативности психотерапии,
  • влияния средовых переменных на поведение и деятельность.

Психологический тест, в сущности, представляет собой объективное и стандартизированное измерение образцов (форм) поведения. Однако, диагностическая ценность психологического теста вне в этом. Знание ребенком какого-то списка из 50 слов, так же как и выполнение какой-то серии из 20 арифметических задач сами по себе не представляют практического интереса. Важно чтобы результаты заданий теста служили индикатором цлой области поведения, более широкой и важной, чем конкретные действия. Важно, чтобы между заданиями теста и поведением индивида наблюдались эмпирические соответствия.

Тесты должны отвечать ряду условий:

1) стандартированность – детальная проработка процедуры тестирования, четкие и жесткие алгоритмы, единообразные ко всем условиям тестирования, подробные инструкции по его проведению и обработке рез-тов. Стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Если мы хотим, чтобы показатели, полученными разными людьми, были сравнимыми, то условия тестирования должны быть одинаковыми для всех.

Кроме того для каждого теста важно установить норму. В большинстве случаев тестируемый показатель индивидуума интерпретируется на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. ТЕ норма – это обычный, или средний, уровень выполнения. В процессе стандартизации для установления норм и степени отклонений от среднего уровня тест проводят на большой репрезентативной выборке лиц определенного типа, для работы с которыми он предназначен.

2) надежность – помехоустойчивость теста, независимость от рез-тов действия случайных факторов – степень точности измерения при проведении тестирования в разных условиях.

Если измерение IQ ребенка в понедельник дает коэффициент интеллекта равный 110, а в пятницу, при повторном тестировании – 70, то очевидно, что ни к одной из этих оценок нельзя относиться с доверием.

Прежде чем давать разрешение на широкое использование теста, проводится тщательная объективная проверка его надежности . Надежность может проверяться путем сравнения путем сравнения результатов теста, получаемых при его проведении, на одних и тех же людях в различные моменты времени, с использованием разных наборов заданий, при смене лиц, проводящих или оценивающих его выполнение, при варьировании любых других условий тестирования.

3) валидность – (анг. «действительный, пригодный») – комплексная оценка теста, указывающая на обоснованность и эффективность его применения – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Самый важный вопрос относительно всякого теста: действительно ли данный тест измеряет то, для измерения чего он предназначен, и в какой степени? Валидность предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою функцию.

Если высокая надежность теста свидетельствует, что он точно измеряет нечто, то высокая валидность указывает, что тест измеряет именно то, для чего он был разработан.

В зависимости от предмета измерения выделяют тесты:

— интеллекта, обеспечивающие изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом;

— способностей, оценивающие обучаемость, возможность и легкость овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Сюда относят тесты общих и специальных способностей;

— достижений, определяющие обученность, то есть уровень овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо области (учебной, профессиональной, спортивной);

— направленности, определяющие мотивы, интересы, желания, стремления, основные социальные установки, ориентирующие поведение испытуемого;

— личности, направленные на изучение различных аспектов личностного развития, таких как интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.;

— межличностные, предусматривающие оценку человеческих отношений в группе, выявление специфики коммуникативных процессов.

По характеру тестовых заданий различают следующие виды тестов:

— вербальные, материал которых представлен в словесной форме;

— образные, где работа испытуемых производится с рисунками, схемами на основе возникающих при этом наглядных представлений;

— практические, выполняемые при манипулировании реальными объектами или их заместителями;

— комбинированные, объединяющие в себе как вербальный, так и невербальный материал заданий.

IV. стандартизованные самоотчеты

Особую категорию психологических методов составляют ряд методик изучения личности, так называемые стандартизованные самоотчеты. Это инструменты для измерения характерных особенностей эмоциональной и мотивационной сферы, межличностных отношений и других особенностей проявления психики индивидуума.

Число доступных пользователям стандартизованные самоотчеты достигает нескольких сотен. Эти методы допускают большую долю субъективизма либо в самоотчетах испытуемых, либо в интерпретации результатов теста психологом.

Среди них выделяют

  1. тесты-опросники,
  2. открытые опросники,
  3. шкальные техники,
  4. идеографические техники

Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу: информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.

1. Тесты-опросники – это осуществление испытуемым субъективного самоотчета, и последующий его анализ. От анкет отличаются более искусной постановкой вопросов, маскирующей их диагностическую специфику, тщательной разработкой контроля за достоверностью и искренностью ответов («шкалы лжи»), проверкой степени валидности и надежности.

Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух- трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов. Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо («Боитесь ли Вы темноты?»), либо косвенно («Все люди честны»).

Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств.

При таком способе оценки свойств личности необходимо быть уверенным, что задаваемые вопросы дают возможность оценить действительно важные особенности личности — те, которые определяют поведение человека в разных ситуациях, являются устойчивыми в течение длительного периода времени и различаются у разных людей. Таким образом, вопросы, используемые для диагностики свойств личности, не могут быть случайными, их отбор требует специальных методов проверки и является самостоятельной экспериментальной задачей.

2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.

3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн. Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам. Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.

здоровые

счастливые

умные

больные

несчастные

глупые

4. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта.

V. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат. «выбрасывание вперед» — Лоуренс Франк, 1939, ассоциативный эксперимент – К.Г.Юнг, впервые применил) – способы исследования личности, предполагающие осуществление чел-ком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы. Другое название — нестандартизованными личностными тестами.

В этих методиках испытуемому предлагается слабо структурированный стимульный материал и достаточно свободно сформулированное задание, скажем, сочинить рассказ по картинке или описать то, на что похоже чернильное пятно.

Появились в 1940-1950-е годы во многом как противовес чрезмерно структурированным тестам, в которых, кстати, сложно оценить, не лжет ли испытуемый экспериментатору или самому себе.

Адепты проективных методик считают, что главное — обойти психологические защиты, выстроенные испытуемым против своих собственных пугающих импульсов и идей. Это можно сделать, предложив ему слабо структурированный или двусмысленный стимульный материал. По их мнению, в отсутствие структуры, навязываемой извне, испытуемому придется структурировать материал самостоятельно, и в этой, созданной им самим, структуре субъект непроизвольно откроет доселе бывшие скрытыми черты своей личности. Тестовый материал в проективных методиках рассматривается как подобие экрана, на который испытуемый «проецирует» свои скрытые, латентные или неосознаваемые стороны личности, чувства, желания, конфликты и идеи и др.

В разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя — воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Проективные методики характеризуются также обобщенным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на личности в целом, а не на измерении отдельных черт.

Применение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется и процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

Преимущества:

· ориентация на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены,

· непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира,

· неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.

Недостатки:

· нет строго унифицированных процедур проведения. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

· субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений. В качестве примера можно привести феномен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчивым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпечатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

· в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Различают следующие типы ПМ:

1) Структурирования – придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его к-л. содержанием (тест Роршаха, таутофон Розенцвейга, тест трехмерной апперцепции Твитчела-Аллена),

2) Конструрирования – создание целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов («тест мира» Ловенфельда, тест мозаики Ловенфельда),

3) Интерпретации – истолкование событий, ситуаций, изображений (тематической апперцепции тест, фрустрационный тест Розенцвейга)

4) Дополнения – завершение фразы или истории

5) Катарсиса – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества (психодрама Джекоб Морено – театральное представление, «тест кукол» Вольтмана, 1951).

6) Импрессии – выбор, предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера),

7) Графические – самостоятельное изображение предметов, людей и животных и др. (Рисунок семьи (В.Вульф); Дом-Дерево-Человек (Дж. Бук), тест дерева (К.Кох), автопортрет (Р. Бернс)).