ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир человека — это сложное единство психофизиологических процессов и мировоззрения, жизненного опыта и творческих озарений, психологических проблем и принимаемых решений.
Неудивительно, что к изучению психики учёные приближались с разных сторон.
Одно направление использовало естественные методы изучения психики. Именно в рамках этого направления стали впервые применять лабораторный эксперимент и изучать такие общечеловеческие феномены психики, как восприятие, внимание, память.
Другое важнейшее направление появилось позже и было связано с психиатрией — единственной на тот момент областью знаний, занимающейся психологическими проблемами людей. Стремление помочь пациентам не операциями и лекарствами, а общением, психологическими средствами привело к рождению психотерапии и положило начало изучению личности, неповторимой индивидуальности человека.
На протяжении развития психология использовала богатейшую сокровищницу психологического опыта человечества — культуру: литературу и искусство, религию и мифологию. Наконец, наука о душе тесно связана с философией, и особенно с этикой. Ведь за любой психологической проблемой в конечном счёте стоят вопросы о смысле жизни, о добре и зле.
Как следствие все авторитетные психологические теории содержат в себе элементы не только науки, но и религии, философии, поэзии.
У разных областей знания психология заимствовала, порой существенно изменяя их, приёмы и методы познания человека.
1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ Методологической основой психологии, как и других наук, является философия. Современная психологическая наука — это широко разветвленная область человеческих знаний о психике, развивающаяся в нашей стране на базе философии диалектического материализма. Диалектический метод предполагает изучение предмета психологии во всех его связях, закономерностях, в развитии, раскрытии противоречий. В решении задач по определению сущности, структуры и закономерностей развития психики психология взаимодействует с другими — общественными и естественными — науками. Единство и целостность различных отраслей психологической науки (общей, возрастной, труда, социальной) обеспечивается единством предмета и методологии. Выведены основные закономерности в структуре психологии — это понятия: психика, личность, развитие. Научная психология решает с одной стороны, теоретические вопросы, с другой — практические задачи в области труда, образования, медицины и т.д. Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности, происходит во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики, во-вторых, это происходило по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях. Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижения всех отраслей. Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. «Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... особенностей взрослого. При этом важно учитывать законы и закономерности детского развития, особенности детской психики ... Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических ...
Система методов объединена наличием методологии науки. В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нём. (Диалектический метод предполагает изучение предмета психологии во всех его связях, отношениях, закономерностях, рассмотрение изучаемого в развитии, раскрытие противоречий) Специальной методологией психологии выступают её методологические принципы: принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, — в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства. В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Важным этапом в реализации принципа детерминизма было создание Л.С. Выготским культурно-исторической концепции. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.
Одной из линий реализации детерминистического подхода в психологии было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности, поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоречат друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и др.).
Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения. По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития. Категория развития — фундаментальная философская категория, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. «Развитие психики является для нас, — писал С.Л. Рубинштейн, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания». Принцип личностного подхода принцип психологии, определяющий индивидуальный подход к человеку как к личности с учетом индивидуально- и социально-психологических особенностей..
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... практической деятельности людей и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие в сознании человека. Предмет психологии как науки на разных этапах ее развития определялся ...
Частной методологией психологической науки выступают её методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных психологических явлений. 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Наука — прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы — это способы, посредством которых познается предмет науки. Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Каково отличие метода от методики (схемы и таблицы по общей психологии Айсмонтас): — метод определяется общим родством технологических приемов (методы диагностики, методы коррекции).
— методика привязана к решению узкого класса практических задач, направлена на диагностику определенных свойств (тест интеллекта, групповой тренинг).
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется не один, а целая система частных методов или методик. Методы науки служат раскрытию закономерностей, но сами они опираются ни основные закономерности предмета науки. Поэтому методы науки развиваются и видоизменяются вместе с развитием самой науки. Метод исследования всегда отражает ту и или иную методологию. В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования: 1. Общая задача всех методов психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой, (т.е. по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу).
2. Наша психология утверждает единство, но не тождество психического и физического. Поэтому психологическое исследование никак не может замкнуться на чистом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов. 3. Изучение психики не сводится только к ее органическим основам (деятельности мозга), образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей — общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться и на социально-исторический анализ деятельности человека. 4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития, перехода от одного уровня на другой, динамики развития — является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии существуют различные классификации методов. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву Им выделяются следующие четыре группы методов: 1. Организационные методы включают: — сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); — лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); — комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... объективность ее исследований, повторяемость результатов и их проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания ... считали, что высшие психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория Вундта не получила никакого ...
Эмпирические методы, они включают в себя — наблюдение и самонаблюдение; — экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); — психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); — анализ продуктов деятельности; биографические методы. Методы обработки данных, включающие в себя: — количественный (статистический); — качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. Интерпретационные методы, включающие: — генетический анализ материала в плане развития (динамики) с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов, переходов от одного уровня развития к другому, т. п.); — структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы. Классификация методов психологического познания по Слободчикову 1. Методы объяснительной психологии. Объективные: Наблюдение, эксперимент, тесты, опрос (беседа, анкетирование, интервью), изучение продуктов деятельности. 2. Методы описательной психологии. Интроспекция, самоотчет, эмпатическое слушание, идентификация, интуиция, герменевтика. 3. Методы практической психологии. Психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, тренинг.
Своеобразие той или иной науке придают не только концептуальная сторона, ее идейный багаж, но также методы исследования. Психология превратилась в самостоятельную науку тогда, когда она обрела точные и надежные методы научного исследования. Методы научного исследования — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, которая используется для построения научных теорий и проверки их истинности. Среди ряда важных требований к научным методам в психологии особенно выделяются два: надежность и валидность. Надежность — качество психологического исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании этого метода. Валидностъ — качество психологического исследования, выражающее его соответствие предмету исследования. Иначе говоря, валидность метода означает, исследует ли данный метод именно то, что он предназначен исследовать, а также проверяет ли он на истинность и предсказывает ли он именно то, что предназначалось проверить и предсказать. Можно ли вообще познать человека? И если да, хорошо ли это? На такие вопросы, фундаментальные для психологии, нельзя ответить, оставаясь в рамках только данной науки.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2
... полнения теста, характеризующий его “аудиторские способности”. В исследованиях Е. ... при эмоциях представляют результат взаимодействия систек реализующих, ... других экспрессивных проявлений человека, используемых при ... исследованиях использовались различные варианты методик, основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение получил психофизиологический метод ...
Но, не учитывая их, психология не сможет развиваться, найти своё место в человеческом познании. Пока история человечества, в том числе и XX в., не даёт оснований утверждать, что люди готовы к встрече с Самой Главной Тайной. Человек, подобно ребёнку, ломающему куклу, чтобы посмотреть, как она устроена, порой пытается «взломать» собственную душу. К счастью, это не так просто сделать. Видимо, очень мудро и правильно, что знания о самих себе находятся для людей за семью печатями. До открытия Тайны нужно дорасти. Однако психология не только изучает невероятно сложный феномен — она вынуждена иметь дело с объектом, строго говоря объектом не являющимся. Человек всегда субъект, вещь в себе и потому в сущности своей непознаваем — это показал более 200 лет назад Иммануил Кант. Физика как наука началась с утверждения Ньютона «Гипотез не измышляю». Это был призыв отказаться от домыслов, верить только природе и логике. Одно из направлений психологии — бихевиоризм тоже вроде бы основан на таком требовании. Его представители критикуют психоанализ, гуманистическую психологию и другие направления за попытки «лезть в душу», рассуждать о вещах, которые не могут быть доподлинно известны. Однако это направление, дав немало интересного, со временем покинуло передний край науки. Оказалось, что решение подойти к человеку как к обычному предмету изучения, не принимая в расчёт его душу и свободу воли, тоже теория, ничуть не менее умозрительная, чем все прочие. Напротив, именно в душевные глубины старались проникнуть создатели разных теорий личности — Фрейд, Юнг, Хорни, Адлер, Маслоу, Берн. Они высказали немало захватывающих идей (часто противоречащих друг другу).
Читая их труды, множество людей испытывали чувство узнавания, волнующего постижения сути. На основе их методов работают, и довольно эффективно, психотерапевтические школы. Но насколько научны данные теории и методы? Как проверить существование Ид и Супер-Эго, комплексов, архетипов, самоактуализации и т. п.? Вот он, главный парадокс современной психологии: то, что строго научно, по сути, не о человеке; то, что о человеке, — ненаучно. психология детерминизм опрос сознание 3. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Современная психология включает в себя большой набор методов эмпирического исследования. Рассмотрим подробней, некоторые из этих методов. 1. Наиболее древний способ изучения человека — наблюдение за ним (в том числе и за самим собой).
Казалось бы, что нового можно при этом узнать, ведь мы и так с утра до вечера видим и слышим людей, не говоря уже о самих себе. Однако обыденное восприятие и пристальное целенаправленное наблюдение абсолютно разные вещи. Как известно, в деле познания правильно поставленный вопрос — это уже половина ответа. Поэтому, прежде чем проводить исследование, учёные формулируют гипотезу — некое предположение, которое должно быть подтверждено или опровергнуто полученными данными. Когда швейцарский психолог Жан Пиаже опубликовал результаты исследований мышления маленьких детей, наблюдений за тем, как они подходят к решению разных задач, это произвело потрясающий эффект. Оказалось, что рядом с нами живут, играют, капризничают не просто маленькие взрослые, а совершенно по-особому мыслящие существа. Учёные обнаружили массу интересного, наблюдая за жестикуляцией, позами, мимикой людей. Систематизировав данные, психологи определили типичные жесты, позы, выражения лица, которые свидетельствуют о тех или иных скрываемых, а порой и неосознаваемых человеком чувствах. Подобные сведения очень важны. Семейному психотерапевту, например, то, как рассаживаются в кабинете пришедшие на приём члены семьи, немало расскажет об их взаимоотношениях.
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека 3.Развитие представлений о предмете психологии. Различное понимание ... ребенка - недоступны) 2/ бессмысленность такой “экспериментальной психологии”, функциональная бесполезность. 3/ противоречия в результатах (чтобы избежать - стандартные условия, определенный язык, тренировка ...
Любой из нас интуитивно использует информацию такого рода, распознавая, когда собеседник хитрит, скучает, нервничает или сомневается в наших словах. У некоторых есть просто дар «считывать» её, и мы говорим, что они хорошо разбираются в людях. Полезно не только смотреть, но и слушать, следить за интонациями, особенностями речи человека. Если политик употребляет местоимения «я», «мой», «меня» чуть ли не в каждой фразе, вряд ли им движет что-либо, кроме тщеславия. Если мама говорит о своём 15-летнем сыне: «У нас неважно идёт математика», то, вполне вероятно, она всё ещё считает его маленьким мальчиком и соответственно ведёт себя с ним. Метод наблюдения — один из наиболее универсальных, но он имеет свои ограничения. Нельзя, как ни старайся, подсмотреть собственный процесс засыпания. Пытаясь понять суть происходящего, вообще невозможно уснуть. Есть и более важное обстоятельство. Сознание того, что за тобой наблюдают, всегда изменяет поведение. Поэтому психологи изобрели хитроумные способы, как избежать этого. Например, используют особое зеркало, которое выглядит вполне обычным, но из соседней комнаты через него всё видно. Двустороннее зеркало Гизелла открыло совершенно новые возможности для детской психологии, позволяя наблюдать поведение маленьких детей, не скованных присутствием исследователя. Зеркало оказалось полезно и при обучении начинающих психотерапевтов: молодой специалист может работать с первыми клиентами под контролем мастера, который позже разберёт с ним трудности и ошибки, а в крайнем случае вмешается. Кроме того, ряд экспериментов предусматривает привлечение подставных участников — один из испытуемых на самом деле является ассистентом психолога и, когда тот намеренно выходит из комнаты, наблюдает за поведением остальных (как они себя будут вести при выполнении заданий, как комментируют эксперимент и т. п.).
2. Ещё один способ узнать что-либо о человеке — просто спросить у него. Конечно, «просто», когда речь идёт о человеке, лишь иллюзия. За каждым вопросом исследователей должна стоять продуманная гипотеза и тщательно разработанная методика. Важнейший метод психологии — опрос. Иногда он строится как интервью. Если психолог задаёт вопросы на собственное усмотрение, интервью называют свободным; если он строго придерживается разработанной последовательности вопросов — стандартизированным. Личное общение имеет свои плюсы: исследователь не только слышит ответы, но и видит реакцию опрашиваемого, у него есть возможность что-то уточнить, переспросить. Продолжением достоинств интервью являются его недостатки — оно требует много времени и сил. К тому же на результаты влияет поведение самого психолога, в том числе неосознаваемое: участнику опроса может показаться, что какой-либо его ответ не понравился, что о нём плохо подумают, и он поспешит «исправиться». Кроме того, есть темы, например интимные, на которые большинству людей трудно разговаривать. Поэтому часто удобнее пользоваться анкетой или опросником — стандартным бланком с вопросами для письменного ответа. Такой метод позволяет охватить одновременно множество людей и задавать в обезличенной форме самые острые вопросы.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается ... играет важную роль в жизни и проф. деятельности человека 2)Историческая память делает человека частью народа. Пмять-процесс запоминания и воспоминания. 1)Запоминание ...
Анкета более простая по сравнению с опросником методика. С её помощью можно получить лишь подтверждающую информацию, которая принимается «за чистую монету». Опросник — результат долгого кропотливого труда, в нём учитываются такие факторы, как возможная неискренность отвечающего, принадлежность его к той или иной культурной, возрастной, профессиональной группе и многое другое. Есть очень длинные стандартизированные опросники, в частности методика многофакторного исследования личности Раймонда Кэттелла, включающая 187 вопросов с тремя вариантами ответов на каждый. Обычно подобные опросники обрабатывают на компьютере. 3. Наиболее широко известная психологическая методика — тест. Первые тесты предназначались исключительно для определения уровня интеллекта. Затем были созданы тесты творческих способностей, тесты на внимание, выявление личностных качеств, а также различных душевных состояний. Тестирование удобно именно стандартностью: оно позволяет выразить полученные результаты в виде чисел и обрабатывать их математически — строить графики, таблицы, анализировать большой массив данных. Но важно понимать, что каждый тест даёт информацию по какому-то одному, узконаправленному вопросу.
Так, тест на интеллект не измеряет «ум» человека, а исследует лишь одну или несколько граней его мышления. Строго говоря, любой тест измеряет только то, что он измеряет. Неудачно сформулированный вопрос способен существенно исказить результаты исследования или сделать его малоинформативным. Скажем, на вопрос «Любите ли вы своего ребёнка?» почти все родители ответят положительно, но вывод о всеобщем счастливом детстве будет ошибочным. У каждого собственные представления о том, что значит любить детей, и нередко именно в них кроется причина психологических травм детей. Создать по-настоящему качественный и надёжный тест, проверить его на достаточно большом числе испытуемых — огромная работа. Методик тестирования, вызывающих доверие у большинства специалистов, не так уж много. Публикуемые же в массовых журналах «психологические» тесты, как правило, годятся лишь для развлечения, и их результаты не стоит принимать всерьёз. Работа осложняется ещё и чисто человеческим фактором: обычно люди хотят выглядеть лучше, даже перед безликим листом бумаги. И на вопросы вроде «Часто ли вы помогаете другим?» или «Злитесь ли вы на своего ребёнка?» отвечают не вполне честно. То же относится к вопросам интимного плана, вызывающим стеснение, неловкость.
Поэтому в опросники приходится закладывать «ловушки», выявляющие неискренность или несерьёзное отношение отвечавшего, использовать сложные системы взаимоувязанных вопросов, уменьшающие искажение результатов. 4. Проективные методики. Есть и более серьёзное обстоятельство. Самые важные, глубинные свои проблемы люди, как правило, не осознают, скрывают не только от исследователя, но и от себя. Так, мать может искренне не замечать, как негодует на больного сына, из-за которого ей пришлось оставить любимую работу. На уровне разума она понимает, что ребёнок не виноват, а вытесненное в подсознание раздражение проявляется, например, мучительными головными болями. Обычный опрос и даже доверительная беседа в подобном случае вряд ли помогут. Выяснить, что именно происходит, психолог может, используя проективные методики. Наше подсознание «говорит» не словами, а образами и символами, следовательно, скрываемое от рассудка способно проявиться в жесте, метафоре, ассоциации, рисунке, игре. Так, изображая символическую скульптуру собственной семьи, человек может вдруг осознать, что занимает в композиции крайне неудобное, стеснённое положение, хотя как будто доволен своей семейной жизнью. Особенно важны такие методики в работе с маленькими детьми.
Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста
... объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры. 3. Наука о методах обучения. Тесты – это стандартизированные методики ... группа Проективные тесты Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных ... Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
С ними трудно обсуждать ситуацию в семье и поведение родителей. Но на рисунке малыша видно, что папа очень далеко от него — «в гараже» и протянутая в его сторону рука сына обращена в пустоту, тогда как мама нависает над ним тяжёлой, давящей тёмной массой. И решение проблемы своего страха ребёнок скорее воспримет не в виде прямого совета («Перестань бояться темноты, ведь под кроватью никого нет»), а в виде сказки про мальчика «вроде тебя», который «тоже очень боялся, что под кроватью живёт чудовище, но однажды…». В ряде случаев, например при работе с детьми, пережившими насилие, информацию о случившемся удаётся получить только таким непрямым способом. Ребёнок не хочет или боится рассказывать о том, что произошло, а порой просто не находит для этого слов. Психолог может предложить ему специальных кукол без лиц, которых легко вообразить кем угодно, и наблюдать за игрой. Перенёсший травму ребёнок обычно воспроизводит ситуацию в игре множество раз, пока его психика не «переварит» тяжёлый опыт. Проективные методики сочетают изучение человека и помощь ему. Само выполнение задания иногда позволяет людям понять себя. Уже одного этого бывает достаточно для решения личностной проблемы.
5. Большие возможности для изучения человека и помощи ему даёт также работа с изменёнными состояниями сознания. В числе этих методов гипноз, трансовые техники, анализ сновидений. Однако чем сильнее, глубже и индивидуальнее методика, тем менее объективны и надёжны интерпретации результатов, тем больше зависит терапевтический процесс от нюансов личной ситуации человека и его взаимоотношений с психологом. 6. Данные, собранные в ходе исследований, необходимо обработать и обобщить. Одним из значительных этапов в становлении психологии стало использование для обработки данных статистических методов. Обобщение позволяет снизить влияние на результат привходящих факторов. Например, по ответам пяти человек на вопрос, кто из двух мужчин, изображённых на фотографиях, им кажется симпатичнее, нельзя делать никаких выводов. Один из опрашиваемых может плохо видеть, другой — быть раздражённым в момент ответа, третьему персонаж, представленный на фото, напомнит неприветливого соседа, а четвёртому, напротив, любимого дедушку. Если же опросить несколько сотен человек, правомерно предположить, что разнообразные обстоятельства, влияющие на ответы, взаимно уравновесятся и в целом картина окажется более объективной.
Задания по психологии развития человека
... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...
Благодаря статистическому подходу выявляются связи сразу между несколькими параметрами. Так, мы можем не только задаться вопросом, кто из двух людей на фото нравится испытуемым больше, но и проследить, как ответы зависят от пола, возраста, мнений по другим вопросам, от освещения в комнате или времени года в момент проведения эксперимента и т. д. Статистическая обработка данных позволяет установить корреляцию (от лат. «соотношение») между различными фактами. Важно помнить, что корреляция не причинно-следственная связь. Нередко в прессе сообщается о «сенсационных» открытиях типа: «Установлено, что люди, которые спят в среднем больше восьми часов в сутки, живут меньше. Спите меньше — проживёте дольше!». Однако учёный с такой однозначной интерпретацией зависимости между продолжительностью сна и жизни никогда бы не согласился. Вероятно, дольше спят люди, от природы имеющие более слабую нервную систему, и если бы они не спали достаточно много, то умерли бы ещё раньше. К сожалению, нередко выясняется, что подобные интерпретации напрямую зависят от того, кем были оплачены исследования: производителем будильников или подушек. 7. Наконец, самый сложный, но и самый богатый возможностями метод, который психология позаимствовала у естественных наук, — эксперимент.
Испытуемого ставят в специально созданную ситуацию, а за его реакциями и поведением наблюдают исследователи. В итоге может, например, выясниться, что люди, долго находящиеся в ярко освещённом помещении с красными стенами и угловатой мебелью, начинают вести себя агрессивно и говорят более громкими и резкими голосами, чем проведшие столько же времени в комнате с зелёными стенами, мягким светом и округлыми предметами интерьера. Психологи придумывают разные, в том числе весьма хитроумные, эксперименты. Иногда их результаты оказываются неожиданными и не слишком лестными для человеческого рода. Так, эксперименты американца Стэнли Милгрэма, продемонстрировавшие готовность человека причинить боль другому, если он не несёт за это личной ответственности, вызвали бурную полемику, причём не только среди профессионалов (см. дополнительный очерк «Подчинение приказу»).
При проведении экспериментов всегда есть риск не учесть какой-либо важный фактор, способный исказить результаты. Допустим, цель эксперимента — выяснить, снижается ли чувство тревожности при регулярном прослушивании музыки в течение длительного времени. Приглашается группа студентов, начинается исследование. Если при этом окажется упущено из виду, что начало эксперимента совпало с сессией, то достоверными его результаты не будут. За два месяца студенты сдадут все экзамены и зачёты, и ослабление тревожности обязательно зафиксируется учёными, только вот вызвано ли оно музыкой? Подтвердить истинность результата помогает контрольная группа — наблюдаемая параллельно группа испытуемых, в которой исключено воздействие одного из факторов. В данном случае это могли бы быть молодые люди, которые также слушали музыку, но экзаменов в то время не сдавали и не собирались сдавать в ближайшем будущем. Провести эксперимент — полдела, полученную информацию предстоит ещё интерпретировать. Тогда-то между специалистами и разгораются споры. Допустим, путём опроса установлено: люди с рыжими волосами воспринимаются окружающими как более нахальные. Что даёт нам подобный факт? В чём причина такого мнения? Действительно ли рыжие бесцеремонны и нахальны? Если да, то свойственно ли это им от природы или рыжих дразнят в детстве, и они вынуждены защищаться? А может, рыжих чаще гладят по головке родители, отчего они становятся избалованными? Или уже сама заметность в любой толпе влияет на их характер? Или на самом деле никакого особого нахальства у рыжих нет, а есть миф о нём, который и влияет на восприятие? Что, если они просто ассоциируются у людей с лисой — отрицательным персонажем русских сказок? Таким образом, результаты исследования вызывают нередко больше вопросов, чем дают ответов. Строго говоря, в психологии невозможен абсолютно объективный эксперимент, ведь изучение людей всегда взаимодействие. И пусть специалист прячется за дверью либо за обезличенным листком с вопросами, ведёт съёмку скрытой камерой, всё равно исследуемый учитывает, что его изучают, и вступает в сложные, не до конца ясные отношения с исследователем. Потому ни один психологический эксперимент нельзя повторить с достаточной точностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В некоторых техниках, стимулирующих интеллектуальный поиск, таких, как мозговой штурм, рекомендуется очень тщательно следить, чтобы этапы не пересекались. Временный запрет на критику способствует свободному рождению идей порой весьма неожиданных, и нередко именно безумные идеи оказываются самыми плодотворными и гипотезы, хватается за все подходы и направления исследований. Чем более общие явления изучаются (скорость реакции, пороги восприятия, кривая забывания и т. д.), тем проще обойтись традиционными методами, позаимствованными у естественных наук. Чем более личные, индивидуальные — тем более новаторские, сложные, непроверенные методики приходится создавать учёным. Чем шире возможности метода, тем более субъективна и неоднозначна интерпретация полученных с его помощью результатов. На этом этапе самый благодатный источник материала — практика, прежде всего психотерапия. Практика в психологии не вмещается в прокрустово ложе теоретических схем. Её необъятное богатство — залог будущего психологической науки. Минуя молодость, не достигнешь зрелости. И нынешнее непростое положение в психологии тоже необходимый период развития. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.-2001.
3. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. — М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
4. В.В. Краевский. Методология педагогического исследования. — Самара: СамГПИ, 1994.
5. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
6. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003
7. Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. — Орел, 2002.
8. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
9. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998.
10. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;
11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособ. М.: ВЛАДОС, 1998. Т. 1-2.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000.
Размещено на