Методы научного исследования в психологии

Методы научногоисследованияВсякая наука основана нафактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности, которуюизучает. Способы получения этих фактов называются методами научногоисследования. Основные методы научного исследования в психологии- наблюдение иэксперимент.Наблюдение. Этосистематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека вопределенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели ипланирования.

Заранее определяется, какие именно психические процессы иявления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можнопрослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и какпредполагается фиксировать его результаты. Особенность наблюдения в психологии состоит втом, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся квнешнему поведению движения, словесные высказывания и т. д. Психолога же вызывающие их психические процессы иявления Поэтому правильность результатов наблюдения зависит не только отточности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования- определенияпсихологического смысла.

Наблюдение обычно применяется когда необходимополучить первоначальное преставление о какой-либо стороне поведения, выдвинутьпредположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чащевсего осуществляется при помощи психологического эксперимента. Психологическое наблюдениедолжно быть целенаправленным наблюдатель должен отчетливо представлять ипонимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдениепревратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следуетпроводить систематически, а не от случая к случаю.

Поэтому психологическоенаблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чемдольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легчебудет ему типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Эксперимент в психологиисостоит в том, что ученый экспериментатор намеренно создает и видоизменяетусловия, в которых действует изучаемый человек испытуемый, ставит перед нимопределенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этомпроцессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разнымииспытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенностипротекания психических процессов у каждого из них. В психологии применяют два основных типа эксперимента лабораторный иестественный.

12 стр., 5585 слов

Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов деятельности» дошкольников. Беседа.

... значение метода наблюдения в возрастной психологии. Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования ... образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл ...

Лабораторный экспериментпроводят в специально организованных и в известном смысле искусственныхусловиях, он требует специального оснащения, а порой и применения техническихприспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследованиепроцесса узнавания при помощиспециальной установки, которая позволяет на особом экране типа телевизионного постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации отнуля до показа предмета во всех его деталях, чтобы выяснить, на каком этапечеловек узнает изображаемый предмет.

Лабораторный эксперимент содействуетглубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Однако наряду сдостоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода- его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного ходапсихических процессов, а следовательно, к неправильным выводам.

Данныйнедостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется приорганизации. Естественный экспериментсочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторногоэксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводитсяточность эксперимента.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... — как исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный ... и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов ...

Естественный эксперимент строится так, что испытуемые неподозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию- этообеспечивает естественность их поведения. Для правильного и успешногопроведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментаторподбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявлениеинтересующих его сторон психической деятельности. Одна из разновидностейэксперимента в психологии- социометрический эксперимент.

Он используется дляизучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек втой или иной группе заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада. При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выборапартнеров для совместной работы, отдыха, занятий.

По результатам можноопределить наиболее и наименее популярного человека в группе. Метод беседы, анкетныйметод. Определенное значение и методы психологического исследования, связанныесо сбором и анализом словесных показаний высказываний испытуемых Метод беседыи анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлятьиндивидуально- психологические особенности личности склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе. Сущность этих методовзаключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленныеи тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает устно- в случаебеседы, или письменно при применении анкетного метода. Содержание и формавопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастомиспытуемых.

В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают можно с применением магнитофона. Одновременно исследователь наблюдает захарактером речевых высказываний степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений, а такжеповедением, выражением лица, мимикой испытуемых.

Анкетирование представляетсобой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстрополучить массовый материал.

2 стр., 515 слов

Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога чувствительности. Особенности и недостатки каждого метода.

Эксперементальная психология Понятие метода и методики. Метод наблюдения, метод интроспекции, экспериментальный метод. Ответ Метод как способ познавательного отношения экспериментатора к исследу-емой реальности и как структура исследования. Методика как технология получения эмпирических данных и как способ фиксации эмпирических данных. Методика как специальная измерительная процедура. История ...

Недостаток же этого метода в сравнении с беседой-отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьироватьхарактер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Материал бесед и анкетпредставляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другимиметодами, в частности наблюдением.Тесты. Тест- это особый видэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание илисистему заданий.

Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестыприменяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностейпротекания психических процессов. Тестовое исследованиеотличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводитсябез сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения часто это просто бланк с текстами задач. Результат решения теста допускает количественное выражение и темсамым открывает возможность математической обработки.

Отметим и то, что впроцессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты настроение испытуемого, егосамочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки спомощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

Изучение результатовдеятельности. Результаты деятельности людей- это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т. д. По ним можно в известной мере судитьоб особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в этудеятельность психических процессах и качествах. Анализ результатов деятельностисчитается вспомогательным методом исследования, так как дает надежныерезультаты только в сочетании с другими методами наблюдением, экспериментом. Самонаблюдение. Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себясамого тех или иных психических процессов и переживаний. Самостоятельногозначения как метод непосредственного исследования психики на основе анализасобственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет.

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогик

Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте . «Образовательная среда» - совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, ...

Причинаограниченного его применения- явная возможность непроизвольного искажения исубъективного истолкования наблюдаемых явлений. В советской детской ипедагогической психологии применялся психолого-педагогический эксперимент.

Этосвоеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят н его вестественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенностьпсихолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственноизучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формированиетой или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида- обучающий и воспитывающий психолого-педагогическийэксперимент.

Итак, в психологиииспользуют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают вкаждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этомобычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Использованнаялитература В.А. Крутецкий. Психология Москва Просвещение 1986 г.Л.А. Венгер, В. С. Мухина Психология Москва Просвещение 1988 г.