Методологические, психофизиологические и

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Т.Г. Шевченко

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики

и специальных методик

Дисциплина: «Теория и методика математического развития дошкольников»

Тема № 3

Дневное отделение – III курс, V семестр – 2 часа

Заочное отделение – III курс, VI семестр – 1 часа

Методологические, психофизиологические и

психолого-педагогические основы математического образования дошкольников

Разработала:

к.п.н. Чобан-Пилецкая А.М.

Вопросы темы:

  1. Задачи, методы и средства предматематической подготовки.
  2. Развитие логических приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Гуманизация математического образования детей дошкольного возраста как путь достижения общих целей «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)».

  1. Задачи, методы и средства предматематической подготовки.

Задачи предматематической подготовки

Предматематическая подготовка дошкольника несет на себе важнейшую задачу-развития познавательной сферы ребенка в целом, а также задачу формирования и развития математического мышления как основы для стимулирования математических способностей. Подготовка к обучению в школе является лишь частью этой предматематической подготовки.

Сформулируем основные задачи предматематической подготовки дошкольника:

  • обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных
  • математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);
  • формирование и развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т. я);
  • формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления и творческого воображения;
  • формирование и развитие пространственного мышления;
  • формирование элементарных графических умений и навыков;
  • подготовка к изучению математики в начальной школе.

В этой связи возникает проблема соответствия дошкольных программ требованиям программ третьего типа, которые, безусловно, являются наиболее желательными и перспективными с указанной выше позиции как для дошкольного, так и младшего школьного образовательного звена на современном этапе.

17 стр., 8094 слов

Роль дидактических средств в математическом развитии детей

... формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке ... математического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования дидактическая игра, как средство математического развития детей дошкольного возраста. Задачи ...

Однако, на сегодня, по прежнему актуальна проблема исследования оптимальных границ образовательного содержания программ для различных возрастов. Именно этим можно объяснить активные поиски педагогов-исследователей, авторов альтернативных программ, которые весьма значительно отличаются друг от друга в содержательном плане.

Методы предматематической подготовки:

  • практический
  • наглядный
  • словесный
  • игровой

Программа предполагает не форсирование какого-либо одного метода в обучении, а сочетание данных методов при изучении того или иного материала.

При выборе методов учитываются цели, задачи обучения, содержание формируемых знаний на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

При выборе метода также важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Г. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.).

При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

1. Практические методы

К данным методам относятся упражнения, опыты, продуктивная деятельность.

Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций, причем самостоятельное выполнение с применением дидактического материала.

Особое внимание среди практических методов уделяется упражнениям, в которых ребенок повторяет полученные практические и умственные навыки.

Требования к упражнениям:

  • содержание упражнений должно обеспечивать высокий уровень умственной нагрузки в процессе их выполнения;
  • при подборе упражнений необходимо учитывать их сочетаемость и дальнейшую перспективу работы с ними;
  • каждое предыдущее и последующее упражнения должны иметь какие-то общие элементы (материалы, способы действия, полученные результаты);
  • в выполнении упражнений должны быть предусмотрены все возможные варианты действий;

2. Словесные методы

Различают следующие виды словесных методов:

  • повествование (сообщение, рассказ);
  • описание (картинное, аналитическое);
  • характеристика (используется при обобщении, выделении характерных особенностей, изучаемых предметов и явлений);
  • объяснение (раскрывает новые понятия, термины, закономерности);
  • беседа (выявляющая, сообщающая, закрепляющая);
  • вопросы (продуктивные, репродуктивные);

Вопросы занимают особое место в методике обучения математике. Они должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

6 стр., 2634 слов

Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения

... объективных методик оценки готовности детей к процессу обучения строится эталонный психологический профиль ребенка, поступающего в школу, а ... лишнего предмета). 8. Методика "Аналогии" (на словесном материале). 9. Диагностика счетных способностей (прямой и обратный ... портретов абитуриентов; получение ранжированного списка абитуриентов методом сравнения идеального и реального психологических портретов; ...

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.

3. Игровой метод

Наряду с вышеперечисленными методами и приемами одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является игра.

Существует два вида игр: обучающие и развивающие.

В процессе игр дети в наиболее доступной и привлекательной для себя форме овладевают новыми понятиями.

Дидактические игры способствуют закреплению знаний, умений и навыков, уже сформированных в процессе учебной деятельности.

Приемы обучения дошкольников элементам математики:

Наиболее распространенный прием − показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением.

К приему предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость и выразительность речи.

Также различают следующие виды приемов:

  • инструкция по выполнению самостоятельных заданий;
  • анализ, синтез, обобщение;
  • моделирование.

Средства предматематической подготовки детей

Обучение математике основывается на конкретных образах и представлениях.

Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.

Использование наглядности в обучении математике необходимо.

Программа предполагает использование следующих средств наглядности: различные геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками; реальные предметы и явления окружающей действительности.

Широко используется словесная наглядность: образное описание объектов, явлений окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Кроме того, используется графический и схематический материал: логические блоки, таблицы, модели, знакозаменители и т. д.

Требования, которым должен соответствовать наглядный материал:

  • предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
  • чтобы научить детей сравнивать количество в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
  • наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Способы использования наглядности в учебном процессе различные − демонстрационный, иллюстративный и действенный.

8 стр., 3994 слов

Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками ...

... изучения, нами были сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи выпускной квалификационной работы. Объект изучения - развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками. Предмет изучения ... - игры и упражнения, способствующие развитию общения детей второй младшей группы со ...

  1. Развитие логических приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста.

Не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту).

Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).

2 стр., 645 слов

8. психологические особенности детей, переживших насилие

... голодом по любви и теплу. Не удивительно, что дети, пострадавшие от насилия, испытывают трудности с самоуважением, ... справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, эти дети «заморозили боль», «окаменели». Впоследствии они безуспешно «стремятся ... более продуктивными моделями. Без такой глубокой психологической работы детям, пережившим трагедию насилия, трудно возродиться к жизни, поверить ...

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух — четырех лет.

1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».

2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».

3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик».

Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, — конструированию.

Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу «делай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем — повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида «сделай такой же»).

Четвертый этап заданий такого рода — творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.

Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это по указанным признакам»: «Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)» и т. д.

3 стр., 1406 слов

Педагогическая система образования детей с задержкой психического развития

... среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, разъяснение достоинств и преимуществ образования ребенка в условиях класса КРО, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и ... важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения не только на этапе дошкольного образования, но и в первую очередь ...

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

— по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

— по размеру (в одну группу большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.);

— по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);

— по форме (в эту коробку квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);

— по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно: Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.

Обобщение — это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все — большие, эти все — маленькие; эти все — красные, эти все — синие; эти все — летают, эти все — бегают и др.

23 стр., 11195 слов

Процесс образования детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

... исследования является разработка и реализация специальных индивидуальных программ развития для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Объект исследования - процесс образования детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Предметом ...

Для дошкольников возможны эмпирические виды обобщения, то есть обобщения результатов своей деятельности. Для подведения детей к такого рода обобщениям взрослый соответствующим образом организует работу над заданием: подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению. При формулировке обобщения следует помогать ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

При подборе материала для задания взрослый должен следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий ребенка на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, что при эмпирических обобщениях ребенок опирается на внешние видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др.

  1. Гуманизация математического образования детей дошкольного возраста как путь достижения общих целей «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)».

Демократические преобразования в обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. В частности, был разработан проект Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено), в основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Гуманизация образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, направленность на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ребёнка, его познавательных способностей и личностных качеств. Таким образом, гуманизация образования, с одной стороны, предполагает максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, а с другой – требует создания образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном звене на содержательном материале. Необходимость разработки таких технологий является чрезвычайно актуальной для практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

6 стр., 2868 слов

экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

... образовании детей дошкольного возраста в ДОУ 1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ Дошкольное детство – особенный период развития ребенка. ... и обобщение полученных результатов, оформление работы. Практическая значимость состоит в том, что разработана методика экологического образования детей дошкольного возраста ...

12