8. психологические особенности детей, переживших насилие

Чтобы определить цели психологической помощи детям — жертвам насилия, необходимо знать особенности этих детей. Интегрировав накопленные в психологии данные [4] с собственным опытом работы [5], мы можем с уверенностью сказать: прохождение человека через чрезвычайные ситуации, где он пребывает в роли жертвы, чревато не просто нарушением в содержании структурных компонентов образа мира, но нередко приводит к его полному разрушению («слому»).

Разрушения столь глубоки, что касаются действия двуединого базового механизма бытия и развития лично- сти «идентификация-обособление» [7]: у пережившего насилие ребенка «включается» крайняя негативная форма обособления — отчуждение (от себя, других, мира), и вся активность направляется на защиту себя. Типы отчуждения и, соответственно, направление действия защитной активности могут быть различны: а) отчуждение от людей и агрессивная активность, направленная на преодоление препятствия любой ценой (такую активность часто характеризуют словами: «Не человек, а танк», «пойдет по головам»); б) отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию (прилепиться к сильному, к тому, кто защитит); в) пассивное, обороняющееся поведение (уход).

У всех описанных типов непременно обнаруживаются деформации основных компонентов субъективного образа мира:

1. Образ мира в целом. Пережитое насилие разрушает само представление подростка о жизни и ее ценностях, о своей желанности и жизнеспособности в мире. Это то, что Р. Лэнг [8] называет «онтологической неуверенностью». У такого подростка отсутствует уверенность в том, что он является ценной и жизнеспособной частью бытия.

2. Образ Я. Подросток ощущают себя «не таким, как другие», плохим, «грязным», бесполезным, недостойным любви. Нередко это сочетается с представлением о себе как маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию, которое сопровождается неуверенностью в своих силах и способностях, бессилием и беспомощностью (позиция жертвы).

Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней — глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу. Не удивительно, что дети, пострадавшие от насилия, испытывают трудности с самоуважением, самопринятием и доверием к себе.

23 стр., 11253 слов

Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов

... новой, упрощённой картины мира, увеличивает отчуждение от старых знакомых и ... событий из окружающей жизни. Активность, стеничность и настойчивость « ... часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, ... 3.Разработка программы помощи жертвам нетрадиционных религиозных культовых организаций, ... их навязчивых поисков смысла бытия, и попытки обрести магический ...

Деформация образа «Я» проявляется и в нарушении «границ личностного пространства». Границы «Я» становятся либо излишне жесткими, либо (чаще всего) нечеткими, спутанными, в силу чего подросток легко становится жертвой чужого вторжения.

Нередко у жертв насилия деформирован образ собственного тела; наблюдается диссоциация, т. е. расщепленность, разделенность телесных ощущений и осознания, нарушение контакта со своими подлинными чувствами. Когда-то, чтобы выжить и справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, эти дети «заморозили боль», «окаменели». Впоследствии они безуспешно «стремятся к обретению чего-то ими утерянного; они могут не знать, чего именно им не хватает, но абсолютно уверены в том, что они чего-то лишены и в этом нуждаются».

3. Образ другого (близкого и далекого).

Другие люди представляются опасными, враждебными. Возникают трудности с доверием: подростки-жертвы насилия никому не доверяют (и прежде всего — взрослым) и зачастую отрицают саму возможность обратиться к кому-либо за помощью. Жизненным девизом одних становятся слова «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Другие полагают, что без помощи других, более сильных людей они не смогут выжить и, чтобы получить эту помощь и защиту, полностью отказываются от себя, растворяются в других.

Задачи работы

Отмеченные нами особенности образа мира подростков, пострадавших от насилия, определяют задачи и психологическое содержание работы с ними. Если нарушение или слом произошли, необходима длительная реабилитационная работа — восстановление целостного и упорядоченного образа мира личности, пусть он даже будет иным, чем раньше. При этом не обойтись без восстановления разорванных связей с самим собой и другими людьми, а также связи прошлого, настоящего и будущего, которая дает человеку возможность, с одной стороны, «обрести корни» и «оживить» жизненные резервы, а с другой — обрести будущее и себя в нем и освоить продуктивные способы совладания с кризисными ситуациями. Результатом такой перестройки является новый образ мира и себя в нем. Итак, прежде всего, «возрождение из боли»2, т. е. реанимация заблокированных ресурсов развития, затем реконструкция содержания основных структурных звеньев субъективного образа мира и овладение новыми, более продуктивными моделями. Без такой глубокой психологической работы детям, пережившим трагедию насилия, трудно возродиться к жизни, поверить в себя и восстановить связь с миром людей.

11 стр., 5047 слов

Помощь женщинам и детям, испытавшим семейное насилие

... мира, но являться достаточно сильными, чтобы использовать окружение с целью выжить и иногда предотвратить следующий акт насилия, ... эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса, ... воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью. Во-вторых, жестокое ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector