6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопс%D

6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопсихологией и этологией.

Методологические установки

Объективизм. Не отрицая психику животных, считали ее недоступной для научного изучения и не признавали психику в качестве независимой причины поведения животных. При этом не привлекали рефлекторную модель поведения. Вплоть до 70-х годов ХХ века объективистстская установка превратилась в кредо этологии.

Морфологический подход (одновременно это базовый элемент этологической теории) требовал применять для изучения поведения животных понятия и методы морфологии. Поведение рассматривалось как форма, структура не статическая, как в случае телесной формы, а динамическая – движения определенной формы (в то время как бихевиористы рассматривали его как результат действия, т.е. функцию).

Так, для изучения поведения становилось возможным применять принципы аналогии и гомологии.

Безусловно обязательное применение описательного метода. Начальной стадией любого этологического изучения поведения и предпосылкой любого эксперимента должно быть длительное наблюдение за видоспецифическим поведением и описание всего его репертуара (создание этограммы).

До классической этологии это занятие, требующее больших затрат труда и времени не считалось престижным с точки зрения профессиональной науки и было уделом любителей. Лоренц и Тинберген считали, что любое конкретное поведение животного нельзя понять вне связи со всей системой поведения, элементом которой оно является.

Сравнительный метод, указывающий на необходимость сравнивать поведение животных разных, прежде всего близкородственных видов (гомологии) и видов, живущих в сходных условиях (аналогии).

Именно ср. метод позволяет обнаружить и выделить в поведение относительно независимые элементы – врожденные действия.

Разработка фундаментальных теоретических представлений должна вестись на основе изучения диких видов, а не одомашненных их форм, поскольку у последних сильно искажена нормальная организация поведения.

Поведение должно изучаться в условиях, как можно более соответствующих условиям естественного обитания. При этом можно использовать три основных варианта исследований: 1) в искусственных условиях, воспроизводящих естественные; 2) в лабораторных условиях; 3) в природных условиях (в том числе и прирученных животных).

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения животных. Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра зоотехнии Контрольная работа по курсу «Этология с основами зоопсихологии» Выполнил: студентка 3 курса технологического факультета Ярославль 2017 год Оглавление 1. ...

Как зоологи, Лоренц и Тинберген исходили, прежде всего, из того, что для изучения поведения животного нужно прежде всего освободить его из клеток и экспериментальных станков.

Хотя одним из важных методов этологии было изучение поведения в природных условиях, он вовсе не был в классический период ни единственным, ни приоритетным. Сам Лоренц чаще пользовался первым методом, а также изучением прирученных свободноживущих животных в естественных условиях.

МЕТОДЫ ЭТОЛОГИИ

1. Этологическое наблюдение. Длительное наблюдение без вмешательства в жизнь животных, обязательная начальная фаза исследования.

Долговременному «бесцельному» наблюдению, при котором просто регистрируется все, что делают животные, и не ставится никаких экспериментов, в классической этологии был придан огромный вес, и способность к нему стала мерилом профпригодности. «Тот, кто считает, что у него нет времени для такого наблюдения, которое вначале не направлено на конкретную цель, должен оставить зоопсихологию вообще» (Лоренц) Особую роль они отводили так называемым естественным экспериментам, которые ставит сама природа и подмеченным в ходе «бесцельных» наблюдений. Систематическое сравнение естественных экспериментов (т.е. ситуаций, высвобождающих или не высвобождающих определенную реакцию) может дать почти такие же результаты, как и запланированный эксперимент (Лоренц).

«Не существует на самом деле никакого другого способа видеть невыученные видопредсказуемые моторные паттерны, чем внимательно смотреть на многие близкородственные виды одновременно. Вот почему люди, которые так никогда не делали вряд ли поверят в существование таких моторных паттернов» (Лоренц, 1955)

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

Тема «Методы психолого-педагогического исследования». Понятие метода. Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – крайне важное условие получения достоверного результата. Во-вторых, ...

2. Описание поведения (метод этограмм).

Детальное и точное описание наблюдаемого видоспецифического поведения, как в морфологическом, так и в функциональном плане.

Главные методы регистрации – фото- и киносъемка, которые дополнялись рисунками. Звукозапись начала применяться с середины 50-х годов. Применение одновременно двух способов описания – словесного (с разработкой стандартной номенклатуры) и графического (рисунков, схем, фотографий, серий кинокадров).

3. Эксперимент. Это понятие сильно отличалось от разработанного в сравнительной и экспериментальной психологии и заимствованного из областей точного естествознания (физики, химии).

А.) Эксперимент следует проводить в естественных условиях или приближенных к таковым (возникает проблема унификации и строгого контроля условий).

В) Большое разнообразие экспериментальных методик, которые обычно изобретались для каждого конкретного исследования в зависимости от животного и изучаемого поведения («…Ставить разные виды в одни и те же экспериментальные условия является антропоморфическим видом стандартизации. Из-за видовых различий идентичные экспериментальные методики определенно не будут одними и теми же». (Тинберген).

Немногие относительно стандартные методы этологии:

1. Метод макетов – использование «ключевых раздражителей» – предъявление животному серии все более упрощающихся моделей (макетов) каких-либо биологически значимых объектов.

2. Метод «Каспар Хаузер» = метод депривации – помещение животного в условия полной или частичной изоляции от каких-либо факторов среды (депривация или обеднение среды) и регистрация тех поведенческих реакций, которые при этом сохраняются.

Примечание: Каспар Хаузер – имя, данное юноше, обнаруженному на улице одного из германских городков в 18 веке. Он не знал, кто он, как его зовут, откуда и почему он пришел. Помнил только подвал, в котором его содержали, но при этом не видел того, кто его кормил, не обладал элементарными культурными навыками, необходимыми в повседневной жизни. В дальнейшем был взят под опеку муниципалитета, но быстро умер. До сих пор остается загадкой, кто и за что так жестоко обошелся с ребенком.

7 стр., 3216 слов

Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания

Психологический факультет РЕФЕРАТ на тему: «Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания» г. Улан-Удэ, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение Представители человекообразных обезьян…………………………...4 2. Интеллект человекообразных обезьян…………………………………5 3. Язык человекообразных обезьян………………………………….……6 4. Восприятие прекрасного………………………………………………..7 Поведение человекообразных обезьян ...

3. Метод эвристического моделирования – построение эвристических моделей механизмов поведения, которые не нацелены на создание точной картины конкретных физиологических процессов, а только указывают на основные принципы организации и работы этих гипотетических механизмов. Их главная функция – направить исследования поведения и нейрофизиологи в определенное русло. До классической этологии не существовало связи между изучением сложного видоспецифического поведения и нейрофизиологией, которая занималась в основном условными рефлексами. Физиологические исследования, таким образом, были направлены на решения проблем этологии.

NB! Важнейшей особенностью классической этологии, в отличие от других направлений, является эмоциональное отношение к объектам своих исследований: этологи их любят. Если зоопсихолог может быть индифферентен к крысам или голубям, а при хорошо поставленной лабораторной базе практически лично не контактирует с ними, то невозможно в течение длительного времени (нередко месяцами и годами) терпя разнообразные лишения, буквально жить бок о бок со своими объектами и быть равнодушным к ним.

Основные претензии этологов к зоопсихологам сводились к следующему:

  1. В результате доместикации и выращивания в лабораторных условиях животные утрачивают многие важные черты естественного поведения. Таким образом, зоопсихологи изучают неестественное поведение неестественных животных в неестественных условиях.
  2. Зоопсихологи переоценивали роль факторов внешней среды и недооценивали врожденные формы поведения.
  3. Нередко не учитывалась биологическая адекватность эксперимента и применяемых методик, отсутствовало понимание того, какой компонент поведения в данном случае исследуется.

Зоопсихологи, в свою очередь, критиковали этологов за:

  1. Описательных характер получаемых данных, отсутствие количественных методов и статистического анализа.
  2. Недостаточную строгость экспериментов и контроля за их условиями.
  3. Пренебрежение внешними и внутренними причинами, которые могли влиять на поведение.
  4. Некоторые базисные концепции, например, фиксированный комплекс действий и гидравлическую модель Лоренца.

В общем, этологов можно уподобить преформистам, а зоопсихологов – эпигенетикам в биологии индивидуального развития.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Традиционным этот вопрос является и в общей ...

Как уже отмечалось, этология возникла и постоянно развивалась в дискуссии с бихевиоризмом. А в изучаемый период полемика с бихевиористами прямо способствовала развитию, уточнению, исправлению этологических концепций.