экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ 8

1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ 8

1.2 Особенности организации экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции 21

1.3 Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 32

Выводы по первой главе 46

Глава 2 Опытно-поисковая работа по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 47

2.1 Цель, задачи и организации опытно-поисковой работы по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 47

2.2 Реализация педагогических условий организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 52

2.3 Результаты опытно-поисковой работы по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 61

Выводы по второй главе 66

Заключение 68

Библиографический список 71

Приложение 79

Введение

Актуальность. В условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие: на стабилизацию внутренних и внешних тенденций функционирования страны.

Помимо экономических, социальных и научно-технических факторов, решение экологических проблем сдерживается еще внутренними причинами, в числе которых отсутствие единой концепции и стратегии формирования в обществе сознательного, бережного отношения к окружающей природной среде и, как следствие, отсутствие достаточно разработанного механизма обеспечения данного концептуального подхода.

В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. Ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.

3 стр., 1305 слов

Принципы специального образования 2

... отклонений и способствуют успешной интеграции в системе дошкольного образования. Принцип развития мышление и речи. ... развития, а значит, и обучаемость. Принцип учета закономерностей онтогенетического развитиявыявить качественное своеобразие психического развития ... практические методы); 3. когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербально-логические методы: репродуктивные, ...

Первой ступенью экологического образования является дошкольное. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и формирования экологической культуры. Поэтому одной из актуальнейших проблем современного образования дошкольников является проблема экологического образования воспитанников в дошкольных учреждениях.

В педагогической науке ведется поиск эффективных форм, методов и средств экологического образования дошкольников с учетом современных требований, одним из которых является интеграция. Данный принцип законодательно закреплен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ).

Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Центральным идеей этих преобразований является приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В качестве центральных принципов ФГТ определяют принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

15 стр., 7231 слов

Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

... дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров. Неотъемлемой частью дошкольного воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью методик ознакомления детей дошкольного возраста ... ДОУ используются парциальные программы по различным направлениям развития ребёнка - экологическому, познавательному, ОБЖ., правовому воспитанию. Внедряется в работе с ...

Целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции. Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).

Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И.А. Лыкова).

Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы).

Его сознание признается ведущим фактором интеграции.

Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки методики экологического воспитания с учетом принципа интеграции.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью реализации Федеральных государственных требований в экологическом образовании дошкольников с учетом принципа интеграции и отсутствием научного обоснования соответствующей методики. На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных путей экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.

6 стр., 2517 слов

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

... коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях, технологии специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и ... паралича. Обозначены современные проблемы социализации и интеграции детей-инвалидов, приводятся психолого-педагогические исследования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности ...

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Реализация принципа интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)».

Цель исследования — теоретическое обоснование и эксперименентальная проверка педагогических условий экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом принципа интеграции.

Объект исследования — экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования — педагогические условия экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.

Гипотеза исследования: процесс экологического образования будет протекать успешно, если будет:

1. использоваться интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

2. проводиться работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

3. организована работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме интеграции в экологическом образовании дошкольников.

2. Изучить особенности организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции.

3. Разработать методику экологического образования дошкольников с учетом принципа интеграции и оценить ее эффективность.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование).

База исследования: МДОУ детский сад № 221 г. Челябинска. Количество детей — 20 человек.

Этапы исследования:

Первый этап — теоретический. Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме. Были сформулированы цель, объект и предмет исследования, задачи.

9 стр., 4203 слов

Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

... -12 - развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре). Обновление содержания дошкольного образования обеспечивается в соответствии с ... содержания дошкольного образования. Ключевые аспекты обновления дошкольного образования обозначены Н.В. Фединой (зав. лабораторией дошкольного образования Учреждения РАО "Институт стратегических исследований в образовании"). Она ...

Второй этап — опытно-поисковый. На этом этапе разрабатывалась программа исследования, методика экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции. Осуществлялась апробация и корректировка разработанной методики, проверка полученных в ходе исследования выводов.

Третий этап — итоговый. Осуществлялись анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление работы.

Практическая значимость состоит в том, что разработана методика экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.

Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ

1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ

Дошкольное детство — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя регуляция поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст «вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач» [72, с. 205]. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

9 стр., 4179 слов

Экспериментально исследовательская деятельность как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

... Психолого - педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста………………………………………………………….........6 1.1 Понятия, значение и особенности экологического образования……………..6 1.2 Особенности ... концепции. Концепция экологического воспитания разработана С.Н. Николаевой и включает в себя: введение (необходимость экологического воспитания, характеристика экологических проблем, ссылка ...

Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследо…

Библиографический список

1. Аракчаева, Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании / Л.К. Аракчаева. — М., 2001. — 102 с.

2. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. — Волгоград: Учитель, 2011. — 50 с.

3. Бабкова, Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6−7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.40−41.

4. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. — 1991. — № 8. — С. 48−51.

5. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю. Борзова // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 4. — С. 49−50.

6. Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей / Н.В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. — Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. — С.45−49.

7. Бутенко, Н.В. Интеграция как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольника / Н.В. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2011. — С.41−45.

7 стр., 3259 слов

Экологическое воспитание в профессиональной школе

... природой. 44. Принцип отбора содержания знаний в экологическом воспитании дошкольников. 45. Задачи экологического образования детей дошкольного возраста. 46. Природа в системе ценностей человека. ... на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии Содержание экологического воспитания включает в себя ...

8. Ворошилова, В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: автореф. дис.канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. — Екатеринбург, 2002. — 23 с.

9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

10. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / С.Н. Глазачев; под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. — М., 1995.

11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.

12. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41−49.

13. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.

14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. — СПб.: Акцидент, 1999. — 224 с.

15. Дмитриевский, Р.С. Экологическая культура и образование в России / Р.С. Дмитриевский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — № 1. — С. 124−127.

16. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60−68.

17. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.25−26.

18. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. — М.: Знание, 1986.

19. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. — М., 1991. — 256 с.

20. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.

21. Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Управление ДОУ. — 2007. — № 3.

22. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования / В.Г. Иванов. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. — 172 с.

23. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.

24. Иванова, А.И. Методический комплекс «Живая экология» / А.И. Иванова // Управление ДОУ. — 2007. — № 3.

25. Игнатова, В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.А. Игнатова. — Тюмень, 1999. — 12 с.

26. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.П. Горкин. — М., 1995. — С.255.

27. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1978. — 223 с.

28. Ковтун, Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города / Т.Ю. Ковтун. — М., 2004. — 25с.

29. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

30. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2001. — 416 с.

31. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2011. — 95 с.

32. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. — Волгоград: Учитель, 2011. — 399 с.

33. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «„Мы“: Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. — СПб., 1996.

34. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. — 214 с.

35. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. — М.: ИОШ РАО, 1994.

36. Красилов, В.А. Природа в общественной жизни и культуре / В.А. Красилов // Экология и жизнь. — 2003. — № 3. — С.38−40.

37. Краснопольский, Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества / Б.Х. Краснопольский // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2007. — № 4. — С.123−134.

38. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. — М., 1999. — 232 с.

39. Куцакова, Л.А. Методическая работа с педагогами [Текст] / Л.А. Куцакова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 21. — С.32.

40. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей / О.Н. Лазарева. — Екатеринбург, 2004. — 279с.

41. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

42. Лихачева, А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6−7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.93−95.

43. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. — Якутск, 2003. — 18 с.

44. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов. — М.: Пед. общество России, 2002.

45. Михеев, А.В. Охрана природы / А.В. Михеев. — М.: Просвещение, 1996. — 24 с.

46. Моисеев, Н. Экология в современном мире / Н. Моисеев // Наука и жизнь. — 1998. — № 3. — С.2−10.

47. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Моисеев // Биология в школе. — 1996. — № 3.

48. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. — Екатеринбург, 2004. — 168с.

49. Моисеева, Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки / Л.В. Моисеева // Образование и наука. — 2007. — № 2. — С. 3−12.

50. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. — М., 2005. — С.14−39.

51. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. — М.: Академия, 1999. — 182 с.

52. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николаева. — М., 2005. — 310 с.

53. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С.14−21.

54. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Педагогика. — 2007. — № 5. — С. 22−27.

55. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5.

56. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

57. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М., 2003. — 211 с.

58. Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. — 2007. — № 1. — С. 88−89.

59. Россихина, Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2007. — № 2. — С.26−29.

60. Рыжова, Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7.

61. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 174 с.

62. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. — М., 2000.

63. Савенкова, Л.Г. Педагогика искусства: теория и практика / Л.Г. Савенкова // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества.// Материалы Всероссийской конференции «Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа (11−13 ноября 2009).

— М.: ИХО РАО, 2009.

64. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 40−46.

65. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.

66. Тарасов, А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе / А.И. Тарасов. — М. 1997. — 64 с.

67. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

68. Трубайчук, Л.В. Интеграция как форма организации образовательного процесса / Л.В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. — Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. — С.273−277.

69. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

70. Харунжев, А.А. Интеграция в образовании: теория и практика / А.А. Харунжев. — Киров: ВТГУ, 2003. — 96 с.

71. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. — Краснодар: Эдви, 1995 — 182 с.

72. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector