2).
Методологические проблемы психологии.
Понятие методологии науки, уровни и формы методологии. Методологическое знание в структуре психологического знания. Функции методологии. Основные методологические проблемы психологии. Состав и структура, специфика психологического знания. Психологические теории. Парадигмальный статус психологии. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы. Кризис в психологии. Категориальный строй и объяснительные принципы психологии.
Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе”
“Метод (от греч. methodos — путь, исследование, прослеживание)- способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Методика — конкретная специальная процедура добывания эмпирических данных.
Методология науки — теория научного познания, она является той частью гносеологии, которая исследует методы и формы научного познания.
В том числе методология задает некоторые общие представления о реальности, т.е. имеет тесную связь с мировозрением, представлениями о человеке и его природе, сущностных характеристиках, окружающем мире, его познаваемости.
Методология определяет способы достижения и построения знания ( как изучать, принципы и предписания, регуляторы деятельности исследователя.)
Определения |
|
|
Основная функция |
Определение общих принципов эффективной познавательной деятельности |
Методологический анализ ( в науке) – особая форма рефлексии, самосознания науки включающая в себя:
— анализ предпосылок и оснований научного познания (философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности,
— выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний,
— определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.
Уровни методологии
Философский |
Гносеология (философская теория познания), представления о научном познании, разрабатываемые в рамках философских школ. |
Философия науки |
Общенаучный |
Синтез частнонаучного знания и философского знания. |
Методология науки |
Частнонаучный |
Синтез общенаучной методологии и системы знаний соответствующей частной науки |
Методология психологии |
Конкретных методов и методик |
Конкретизация методологических принципов (метода науки) |
Дисциплины, разрабатывающие конкретные методы и методики |
Методология |
Предмет |
Решаемые проблемы |
Представители |
формальная |
язык и логика научного знания |
Анализ обоснований научного знания. |
Позитивизм и неопозитивизм (Конт, Милль, Карнап, Витгенштейн) |
содержательная |
зарождение нового знания и его рост |
Анализ историко-логических процессов развития научного знания. |
Постпозитивизм (Поппер, Кун, Фейерабенд). |
Основные формы методологии
Дескриптивная методология — история становления научного знания, поучительная прецедентами, аналогиями, стереотипами познавательных актов (то есть это поучительные историко-научные “сказки”).
Первичный и “слабый” уровень рефлексии или самосознания той или иной науки.
Нормативная методология — явное учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Феномен явного самосознания науки, явная рефлексия.
Неявная методология ( “протометодология”) — индивидуальный познавательный опыт исследователя, которым он руководствуется интуитивно в процессе познавательной деятельности, но не осознает внутренние подсознательные принципы, подходы, которые “ведут” его по тому или иному познавательному пути.
Три вида психологического знания:
«предметное» — знание о психических процессах и индивидуальных особенностях.
два уровня предметного знания: уровень феноменологии, уровень теории.
«методологическое» — знание о самом процессе психологического исследования, о том, как получается, фиксируется и совершенствуется предметное знание о психике
«историческое», знание, в котором отражается закономерная последовательность развития первых двух видов знания и которое помогает понять общее состояние психологии на каждый конкретный период времени
Методологический уровень является в значительной степени определяющим по отношению и к феноменологическому, и к теоретическому.
Методология:
- раскрывает, как будет пониматься и трактоваться предмет психологии (а, следовательно, реально определяет диапазон пространств психической реальности),
- определяет возможности изучения того или иного явления,
— определяет метод, каким будет исследоваться психическое,
- утверждает приемлемые в науке в настоящий момент способы объяснения.
Функции методолгии
Название |
Комментарий |
Пример |
обеспечивает четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) со стороны как содержания, так и формы |
вопрос, требующий решения формулируется на основе определенных принципов и методологических норм |
Постановка проблемы: «Какую часть души занимает божественный дух?» |
осуществляет мировоззренческую (научную) интерпретацию результатов науки. |
Позволяет объяснять новые факты и включать новое знание в систему уже известных знаний. |
Объяснение «чтения» мыслей (паранормальное явление) как свойство, присущее редким индивидам, с особо низким порогом восприятия, что позволяет оставаться в рамках прежней научной методологии. Можно также отрицать их существование для науки |
позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики |
ученые, стоящие на разных методологических основаниях, видят перспективы психологии различным образом. |
Поведенческие психологи видят в будущем психологию как экспериментальную науку(в рамках естественно научной парадигмы), Экзистенциальные психологи: психология должна становиться все более гуманитарной («рефилософизации» психологии). |
стимулирует процесс развития науки и практики. |
Определение методологических норм и принципов позволяет лучше понимать, что уже известно, а что нет, «раздвигает шторы» для лучшего видения возможностей» |
Развитие идей гуманистической психологии в России |
дает определенные средства для решения поставленных задач |
каждый методологический подход (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология) подразумевает использование его адептами особых специфических средств и методов. |
Психоанализ как «глобальная методология» предлагает свои средства и для изучения психики, и для воздействия на нее — интерпретацию (архетипы коллективного бессознательного и т.п) |
позволяет описать и оценить саму деятельность и выработать рекомендации и правила ее осуществления |
Анализ самой структуры деятельности (например, познавательной), включающей мотивацию, цели, задачи, действия, средства и методы, оценку результатов |
Анализ взаимодействия психолога с клиентом в процессе когнитивной психотерапии. |
Парадигма — это принятый научным сообществом свод правил (принципов) и утверждений (аксиом), связывающих в единую схему весь процесс получения научного знания от этапа постановки проблемы до ее решения.
Методология — есть учение о методах и принципах познания. Различают Теоретическую и Практическую Методологию. Теоретическая Методология (ТМ), соответственно, есть учение о принципах (правилах) познания. Как результат своей деятельности дает нам парадигму — устав познания. Практическая Методология (ПМ) есть учение о методах (способах, средствах и приемах) познания, которые опираются на принципы познания, на парадигму. И если ТМ отвечает на вопрос «как познавать», то ПМ — на вопрос «с помощью чего познавать».
Методология — это детализация парадигмы под конкретную науку, под конкретный предмет изучения. Соответственно парадигма — есть обобщение методологий этих конкретных наук. Парадигма — несет регулирующую функцию при построении конкретной методологии. В настоящий момент в психологии различают два принципиально различных подхода: естественнонаучный и гуманитарный (поскольку такие теории как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ и прочие — суть именно теории, пусть и «глобальные», а с парадигмой у них очень мало общего).
Естественнонаучный подход |
Гуманитарный подход |
||||
Естественные науки (естествознание) — система знаний о природе (естестве) |
Гуманитарные науки (обществознание) — система знаний о культуре и истории |
||||
Предмет познания (исследования) |
|||||
Изучают мир внешний по отношению к сознанию человека, мир «сам по себе», естественный по происхождению. Имеют дело с повторяющимися явлениями, за которыми возможно увидеть управляющие ими законы природы |
Изучают продукты разумной человеческой деятельности (в том числе изменения природы), мир искусственный по происхождению (сотворенный или измененный человеком). Имеют дело с невоспроизводимыми явлениями, за которыми возможно увидеть определенное количество смыслов |
||||
Познавательные функции науки |
|||||
Обобщения, прогнозы, объяснения, «организация фактов» в структуру теорий. Познание — это выявление связей между причиной и следствием, поиск закономерностей наблюдаемых явлений |
Интерпретация фактов и явлений, понимание и сопереживание (эмпатия). Познание — это процесс интерпретации, поиск и творение смыслов |
||||
Особенности научного знания |
|||||
а) имеет упорядоченный характер (структуру) и четкие основания систематизации; б) независимо от познающего субъекта (объективность знания); в) логически доказуемо и обосновано, т. е. одно выводиться из другого; г) непротиворечиво в пределах одной или нескольких связанных теорий; д) позволяет предвидеть, делать прогнозы; е) стремиться исключить (элиминировать) из результатов научной деятельности все связанное с собственно личностью ученого |
а) аморфное пространство интерпретаций и смыслов; б) зависимо от точки зрения, позиции познающего субъекта (субъективность знания); в) интуитивно доступное, законы логики неприменимы; г) допускает множество вариантов толкования (интерпретаций), критерий «правильности» недопустим; д) позволяет понять цели и намерения другого человека, восстановить смысл, вкладываемый им в тот или иной символ, приписываемый тому или иному явлению; е) практически все направления (гештальт, психоанализ, эриксонианский гипноз и прочие) — это «продолжение личности» основателей таковых |
||||
Формы и методы познания |
|||||
Логика и Объяснение. «Номотемический» (обобщающий) метод — поиск общих закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Количественный метод (логического) постижения реальности. Познать предмет или явление — значить определить их место в системе научных знаний, подвести под общий закон. В познавательной деятельности наука опирается на законы и принципы |
Интуиция и Понимание. «Идеографический» (описательный) метод — описание частных, индивидуальных и уникальных свойств, присущих изучаемым явлениям. Качественный метод (интуитивного) постижения реальности. Познать предмет или явление — значит придать ему смысл в рамках используемой концепции, истолковать (интерпретировать) в соответствии с приемлемой позицией. В познавательной деятельности наука опирается на позиции и мировоззрение |
Естественная наука — начнет разбирать предмет изучения, в прямом смысле, с целью получить эмпирический опыт. Будет выяснять, что в качестве составляющих входит в изучаемый объект и как составляющие части между собой взаимодействуют. Потом будет рассуждать, строить теорию об устройстве часов и проверять свои рассуждения, опять же опираясь на эмпирический опыт. Гуманитарная наука — разбирать предмет не будет, а сразу начнет рассуждать, интерпретировать. В результате появится множество рассуждений и теорий об устройстве часов, о назначении часов, о роли часов в жизни людей, о часах, как о символе сложных философских категорий — времени, предопределенности, неизбежности и т. д., об эстетике часов, о смысле часов как абстрактной категории и о влиянии этого смысла на поведение человека и его мышление, о влиянии часов на развитие человеческого языка и многое, многое другое. Все, за исключением, теорий об устройстве часов гуманитарная наука, скорее всего, сделает лучше естественной, но вероятность угадать правильное устройство часов — будет ничтожно мала. Закономерности же открытые естественной наукой при изучении часов, могут дать новый толчок и направление для размышлений гуманитарной науки. С другой стороны, рассуждения гуманитарной науки могут поставить перед естественниками новые вопросы и дать новые направления для изучения реальности. Эти науки должны взаимодействовать, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, а не сводилось к попыткам не пустить чужака на свою территорию и поиску наиболее обидных оскорблений под видом научной полемики. Недостатки подходов Если «не размениваться на мелочи», то основной недостаток естественнонаучного подхода можно сформулировать весьма просто: естественнонаучный подход не работает в психологии. У гуманитарного подхода нет такого глобального недостатка, но есть масса недостатков «меньшего калибра». Например, в свободном обществе гуманитариев количество интерпретаций в среднем равняется количеству интерпретаторов, что сильно напоминает старую шутку про специалистов, у которых на двоих три мнения. Или другой недостаток — нелюбовь к объяснениям.
Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.
Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разводить.
Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:
• Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?
• Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психических явлений?
Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенной группы психических явлений, и с ответами на вопросы:
• Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?
• Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явлений?
Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:
• Какие существуют конкретные способы (методы) получения новых научных данных?
• Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?
Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный.
Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.
Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.
Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИИ
Мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую пять уровней категорий (из которых первая не является собственно психологической, но остается сущностной по отношению к вышележащим психологическим категориям): биологические, протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические и экстрапсихологические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки.
Ряд соответствий между базисными и метапсихологическими категориями:
образ ® сознание
мотив ® ценность
переживание ® чувство
действие ® деятельность
взаимоотношения (интеракция, взаимодействие) ® общение
субъект ® Я
ситуация ® предметность.
соотношение базисных и метапсихологических категорий: в каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотношение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заключенное в ней “системное качество”).
В то время как в каждой из базисных категорий любая другая базисная категория существует скрыто, “свернуто”, каждая метапсихологическая категория представляет собой “развертку” этих латентных образований.
В логическом отношении каждая метапсихологическая категория определяется через слитную субъект-предикативную конструкцию, в которой положение субъекта занимает некоторая базисная категория (один из примеров: “образ” как базисная категория в метапсихологической категории “сознание”), а в качестве предиката выступает соотношение этой базисной категории с другими базисными категориями — “мотивом”, “действием”, “отношением” (“взаимоотношениями”, “интеракцией”), “переживанием”.
Так, метапсихологическая категория “сознание” рассматривается как развитие базисной психологической категории “образ”, а, например, базисная категория “действие” обретает конкретную форму в метапсихологической категории “деятельность” и т.п. Базисную категорию в функции логического субъекта какой-либо метапсихологической категории будем называть “категориальным ядром”, а категории, посредством которых данная ядерная категория превращается в метапсихологическую, обозначим как “оформляющие” (“конкретизирующие”).
Образ ® сознание. Действительно ли “сознание” является метапсихологическим эквивалентом базисной категории “образ”? “сознание” есть целостный образ действительности (что в свою очередь означает область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект. Итак, логическим ядром определения категории “сознание” здесь является базисная категория “образ”, а оформляющими категориями — “действие”, “мотив”, “взаимоотношения”, “переживание”, “субъект”.
КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
В 70-е гг. большие надежды возлагались на появление некоей единой и универсальной психологической теории, которая будет принята всеми психологами, покончит с эклектизмом пониманий психического и объединит психологическую науку.
Несмотря на то что многие практические психологи одновременно работают или, по крайней мере, числятся в научно-исследовательских или учебных заведениях, психологи-исследователи и психологи-практики принадлежат к разным и мало пересекающимся друг с другом сообществам.
Исследовательская же и практическая психология, обладая всеми различиями, характерными для разных парадигм, развиваются к тому же различными сообществами, и поэтому их следовало бы обозначить не как конкурирующие парадигмы, а как различные социодигмы. Естественно, подобную внутридисциплинарную разобщенность, далеко выходящую за пределы противостояния парадигм, склонные к методологической рефлексии психологи не могут не воспринимать как тяжелый кризис своей науки.
И все же главная причина тех явлений в психологии, которые обычно характеризуются как критические, состоит в общем кризисе рационализма, охватившем всю западную цивилизацию.
Следует отметить, что, как это ни парадоксально, сама наука во многом способствовала расцвету мистицизма. Она породила гипотезы (о существовании биополей, возможности экстрасенсорного восприятия, влиянии космоса на организм человека и т.п.), которые уверенно эксплуатируются магами, астрологами и экстрасенсами в качестве объяснительных принципов. Она подала им пример социальной организации: сообщество экстрасенсов, магов и колдунов, переживающее сейчас процесс институционализации, моделирует организацию научного сообщества, создавая институты и академии, присуждая себе ученые степени магистров белой и черной магии или профессоров парапсихологии. И наконец, именно наука своими открытиями, не раз разрушавшими привычное мировосприятие, внушила человечеству, что все возможно, даже то, что сейчас кажется абсолютно нереальным.
Неприятие рационализма имело в российской интеллектуальной традиции прочные морально-этические корни, вырастающие из православия. В частности, для православия «рационализм был ассоциирован с эгоизмом, с безразличием к общественной жизни и невключенностью в нее». И поэтому закономерно, что первый «бунт против картезианства» — основы и символа западного научного мышления — состоялся именно в России, породив противопоставленный картезианству «мистический прагматизм» — «взгляд на вещи, основным атрибутом которого служит неразделение мысли и действия, когнитивного и эмоционального, священного и земного». И неудивительно, что, как только «сверху» перестали определять, какой тип науки должны развивать отечественные ученые, они тут же начали реализовывать подобный «взгляд на вещи», в результате чего общий кризис рационализма с особой рельефностью проявился именно в российской гуманитарной науке, затронув, естественно, и отечественную психологию.
В ней он проявляется в обращении к душе в качестве объекта научного изучения, в распространении экзотических учений, в разработке синтетических научно-религиозных систем знания, таких, как христианская психология, в легализации парапсихологии, в насыщении психологической литературы такими категориями, как «биополе» или «экстрасенсорное восприятие», и усугубляется иррационализацией психологии наших сограждан, ибо обществоведы и «людоведы» всегда впитывают в себя особенности тех людей и обществ, которые изучают.
Кризис психологического знания и способов его получения, обусловлен преимущественно социальными причинами, являясь кризисом не столько самой психологической науки, сколько системы ее взаимоотношений с обществом, и поэтому может разрешиться только социальным путем. Наивно полагать, что изобретение новых систем психологического знания, развитие уже существующих или отработка новых способов аргументации помогут рационалистической метадигме одолеть ее конкурентов. Рационалистическую науку можно метафорически охарактеризовать как «сознание» общества, а такие явления, как паранаука, отнести к проявлениям его «бессознательного». Современное общество явно предпочитает пребывать в бессознательном состоянии, а также имеет склонность к измененным состояниям сознания. Пока это так, у рациональной науки и, соответственно, у рационалистической психологии мало шансов на восстановление прежнего влияния на массовое сознание, которое все больше походит на массовое бессознательное.