Психология и педагогика управленческой деятельности

Психология и педагогика в управленческой деятельности» Студентка: Амеличева Т.А. ФиК-281 Руководитель: Бойченко В.В. Новокузнецк 2008 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Гуманитарная, человеческая сущность социального управления 2. Специфика психологического и педагогического подхода к управлению 3. Психологические и педагогические основы организации управления 9 4. Влияние личности руководителя 5. Конфликты в организациях Заключение 20 Список литературы 22 ВВЕДЕНИЕ Управленческая деятельность по своей природе сложна и многогранна, что обусловливает большие трудности ее анализа.

Психологический характер сторон этой деятельности усугубляется ввиду действия мотивационных и личностных факторов в поведении людей, участвующих в общем трудовом процессе. Динамическая форма и структура управления приводит к возникновению многих противоречий, а подчас и парадоксов, являющихся следствием самого процесса управления.

Одна из особенностей управленческой деятельности – временные и человеческие затраты. Исследование этого вида человеческой деятельности как сложной системы взаимодействия многих составляющих полностью исключает ее одностороннее рассмотрение. Только диалектический метод изучения управленческой деятельности может приблизить нас к понимаю сущности этого сложнейшего явления. Внутри самой системы управления существуют в своем единстве противоречия и парадоксы, без которых не может быть ее дальнейшего развития.

Однако устранить противоречия внутри управления полностью не представляется возможным, поскольку они наиболее стойкие и одновременно динамичные. Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у Вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать. Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, умение их применять.

Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах деятельности. В честности и в сфере психологии. Работа руководителя – это прежде всего работа с людьми, которая является одним из сложных видов деятельности. Уже только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать свое поведение в зависимости от состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителя и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров.

3 стр., 1228 слов

Проблема психологического климата коллектива в современной научной ...

... отношений как психологической категории; • Рассмотреть классификации стилей управления руководителя; • Эмпирически изучить влияние стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников; • Разработать рекомендации по ... касающиеся понятий межличностных отношений, трудового коллектива, рассмотрены типы управленческих стилей, изучены методы оптимизации межличностных отношений и стиля ...

Его обязанности — создать сильный сплоченный коллектив, к котором каждый его член занимает свое место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и исполнять те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива.

Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом. Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

Представленная работа посвящена теме «Психологии и педагогике управленческой деятельности». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, поскольку любой руководитель каждый день осуществляет деятельность по управлению подчиненным подразделением, сотрудниками. Иными словами, выполняет функцию управления. Ведь руководители, в отличие от других специалистов, обеспечивающих управление, представляют собой группу должностных лиц, которым делегированы права и обязанности властного характера.

Они могут отдавать приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения другими сотрудниками. Такими же правами могут обладать другие специалисты, но их компетенция будет более ограниченной и не будет полностью покрывать всю совокупность основных управленческих функций. Целью исследования является изучение темы «Психологии и педагогики управленческой деятельности» с точки зрения новейших исследований этой темы, а так же рассмотрение проблем и методов управления организациями, принимая во внимание все психологические и педагогические основы управленческой деятельности.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи: 1. Изучить человеческую сущность социального управления. 2. Изучить специфику психологического и педагогического подхода к управлению. 3. Рассмотреть психологические и педагогические основы организации управления. 4. Изложить, как влияет личность руководителя на подчиненных ему сотрудников. 5. Сказать о конфликтах, как одной из проблем современного управления. Объект изучения — управленческая деятельность как иерархически организованная совместная деятельность в естественных условиях ее реализации.

Источниками написания работы послужила базовая учебная литература и работы российских авторов, посвященные теме «Психологии и педагогики управленческой деятельности» 1. ГУМАНИТАРНАЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Управление по предназначению представляет собой воздействие на систему для поддержания ее в установленных режиме, качестве, состоянии и перевода в иные. Сферы общества, учреждения, предприятия, организации – социальные системы.

5 стр., 2453 слов

Реферат — Психология принятия управленческих решений

... желаемого состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Средством разрешения этой проблемы и служит управленческое решение. Таким образом, ... обнаруживает себя в склонности к тщательной проверке предлагаемых проектов и гипотез. О людях с этим качеством говорят, что они ничего не принимают на веру, тщательным ...

Главная особенность их в том, что они – общности людей. Это и определяет и сущности управления ими – управление поведением людей. Поэтому социальное управление успешно постольку, поскольку ориентировано на человека и имеет гуманный, человеческий характер.

Это так же означает, что оно должно отвечать социальным, духовным и материальным потребностям людей и интересам общества. В системах, образованных людьми и обслуживающих людей, всегда есть элементы психологии и педагогики. Комплекс психологических и педагогических факторов в управлении включает две группы: 1. Внутренний контур управления, т.е. присущих самой организации. — психологические: особенности людей, работающих в ней, их профессиональной деятельности, управленческой деятельности, психологии коллектива; — педагогические особенности образования, обученности, воспитанности и развитости сотрудников организации, отдельных групп, руководства и коллектива. 2. Внешний контур управления: психологический и педагогические особенности людей, коллективов и деятельности других организаций, с которыми контактирует данная организация и на которые она влияет, решая свои задачи.

Эта среда функционирования, имеющая общественные, ведомственные, региональные, местные особенности.

Все эти факторы нуждаются при управлении в понимании, должной оценке, принятии во внимание и при необходимости в изменении. 2.

Специфика психологического и педагогического подхода к управлению

Теория и практика знает разные подходы к построению управления. По степени властности «центра», органа управления, руководителя широко известна триада: авторитарное управление, демократическое управление и либеральное управление; по степени устойчивости факторов, которым отдается приоритет при управлении: организационное и ситуативное управление; по качественным особенностям факторов, оптимизация которых составляет главную работу управления: административное управление, «классическое» управление – «система Тейлора», нормативное управление и гуманитарное управление.

Обычно управление на практике содержит разные сочетания типов и все они могут быть приемлемы в конкретных условиях. Мировой опыт, однако, показал неприемлемость авторитарного и либерального типов управления как постоянных и массовых.

Недостатки первого хорошо известны по 70-летнему опыту социалистического периода истории нашей страны. Попытки применения либерального типа управления – период реформ 90-х годов – продемонстрировали его псевдогуманитарность и псевдодемократичность: люди действовали практически бесконтрольно, свободу многие воспринимали как вседозволенность, получили развитие индивидуализм, безответственность, авантюризм, криминал, резко упал уровень жизни и морали в обществе, в стране возникла разруха.

XXI век – время бурного развития интенсивных, тонких, интеллектуальных, высокопрофессиональных технологий, которые требуют максимального проявления работающими способностей, энтузиазма, ума, профессионализма. Японские управляющие говорят; «Силой можно было принудить орудовать кувалдой, но понимать, думать, творить силой не принудишь». Сущность психологического и педагогического подхода – в соответствующих приоритетах управления: — главные задачи управления – психологические и педагогические: руководитель существует не для того, чтобы заставлять каждого сотрудника трудиться, а для того, чтобы психологические и педагогические условия в организации побуждали всех и каждого и учили трудиться добросовестно и профессионально; — организационный порядок, благоприятные организационные условия – первая часть непосредственной среды в организации, которая побуждает сотрудника к четкой, слаженной ответственной и добросовестной совместной работе, положительно сказывается на их воспитанности и обученности; — психология коллектива, социально-психологический климат и взаимоотношений, воздействия на своих членов – вторая часть непосредственной среды, мотивирующая сотрудников, побуждающая к дружной работе и характеризующая воспитывающий коллектив; — условия для удовлетворения интересов и потребностей.

19 стр., 9133 слов

Социально-психологические и организационные основы разработки ...

... социально-психологических и организационных основ разработки управленческих решений в системе управления организацией .1 Социально-психологические факторы, ... выявить специфику принятия решений в японском управлении организацией и особенности этого процесса. [19, с.2] Прежде, необходимо ... характером, наделенная харизмой влияния на других людей. Очевидно, что поведение мужчин-подчиненных в ...

Личностного роста и материального благополучия каждого работника – третья часть непосредственной среды, мобилизирующая на проявление всех своих способностей на работе и педагогически благоприятно сказывающаяся на них. 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ К основным психологическим факторам, лежащим в основе организации порядка, относятся: — психологические особенности личностей, которые работают в учреждении; — психология коллектива, распространенные в нем массовидные социально-психологические явления и взаимоотношения; — целевое единство персонала; — развитость саморегуляции в коллективе; — особенности личности, профессионально-психологической подготовленности, стиля и содержания управленческой деятельности персонала и прежде всего руководителя; Организационный порядок связан и с педагогическим факторами: — образованностью, обученностью, развитостью людей, из которых состоит трудовой коллектив; — социально-педагогической подготовленностью руководителя служб и подразделений; — свойствами трудового коллектива как воспитывающего, обучающего и развивающегося коллектива.

Реальность этих факторов и их влияние требуют, чтобы при управлении проводилась систематическая психологическая и педагогическая работа по управлению организационного порядка, включающая: — профессионально- психологический и педагогический отбор при приеме на работу, расстановке кадров и особенно выдвижении на управленческие должности; — организационное обучение и воспитание, предполагающее знание каждым работником обязанностей, прав, ответственности; — воспитательная работа – индивидуальная, с группами, коллективом и через коллектив, обеспечивающая сплоченность, рабочее настроение, добросовестный труд, взаимную поддержку; — профессиональное обучение, непрерывное повышении профессионализма работников; — привлечение работников к участию в управлении жизнью и деятельностью организации, что улучшает решение ее задач. 4. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Влияние личности руководителя объективно задано положением его в коллективе.

5 стр., 2136 слов

Особенности формирования коллектива младших школьников

... особенности развития младших школьников; - выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе; - изучить основные методы и формы формирования коллектива младших школьников; - выявить основные направления деятельности классного руководителя ... опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность». Каким станет наше общество завтра - зависит от ...

Сотрудники и граждане пристально, даже придирчиво наблюдают за ним. Буквально все в его личности и поведении подвергаются оценке, находит тот или иной психологический и педагогический отклик: его свойства и качества, отношение к людям, принимаемые решения, даже выражение лица, особенности речи, манеры, принимаемые решения, поза, как он здоровается и пожимает руку и прочее.

Все это по крупицам входит в психологию и воспитанность людей и выливается не только в отношение к руководителю, его распоряжениям, но и во все поведение в организации.

Положение обязывает руководителя быть на высоте, соответствовать образу человека, занимающего руководящую должность, отвечать социальным ожиданиям сотрудников. Ошибочно полагать, что его неблаговидные дела останутся неизвестными сотрудникам, ибо неведомыми путями они узнают о них. Управленческая поговорка гласит: «От подчиненных скрыть что-либо труднее, чем от ревнивой жены». Надо не казаться, а быть человеком, достойным уважения и авторитета.

Разумно специально заботиться, чтобы лучшие, сильные качества и стороны своей личности проявлялись чаще, и сдерживать, сводить до минимума проявление слабых, отрицательных. Никогда не упускать возможности совершать поступки, которые ценятся сотрудниками: стать на защиту попавшего в беду, помочь семье, не пропустить отметить чей-то юбилей, выразить уважение ветеранам, не пройти мимо.