1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

Влияние науки на развитие общества

Наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов мироздания, раскрывает более полно картину мира.

Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу и наблюдали за ней, но ставили эксперименты, высказывали гениальные догадки, создавали теории. Важнейшая закономерность исторического развития науки – возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни. С древних времен истории человека, наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности  общества. Появление  астрономии, математики и механики было вызвано становлением ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений.

Возрастание роли науки в жизни общества идет параллельно ее собственному бурному прогрессу, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. Фактор дифференциации научного знания способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.

Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX веке, и  XXI  обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же мастерства, знаний и умений людей, а значит прогресс науки затрагивает в целом все основы общественной жизни – экономической базис и надстройку. За наукой будущее нашей цивилизации.

Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новыхзнаний для:  решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;  — обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

14 стр., 6952 слов

Роль науки в жизни общества

... общения, входя в который индивид становится человеком науки. Наука, как живая система это производство не только идей, но и творящих ... которых оно возникает и развивается. Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного развития в ... тому как за каждым продуктом научного труда стоят незримые процессы, происходящие в творческой лаборатории ученого, ...

Научное знание система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.  Научное знание:   является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;  — социально обусловлено; и  — обладает различной степенью достоверности.

2 Основными элементами научного знания являются: • твердо установленные факты;  • закономерности, обобщающие группы фактов;  • теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; • научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Классификации научного знания

 

Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, [8]):

·         по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;

·         по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные).

Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.).

В отличие от них эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися, в основном, на количественных средствах анализа;

·         по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные; и так далее.

Классификаций научных знаний существует множество.

Для данной работы наиболее существенной является классификация научного знания по отнесению к формам мышления – разделение знаний наэмпирические и теоретические. Поскольку, очевидно, именно здесь кроетсянаиболее существенное отличие докторской диссертации от кандидатской.

Эмпирическое знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Соответственно, эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на эмпирические, опытные данные.

Эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, т.к. все наши знания возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.

 Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

6 стр., 2782 слов

Программа научно-исследовательской практики

... - способностьюи готовностью к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своейпрофессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий ... реальным основанием для приобретения профессиональных знаний, умений и черт личности. Выполнение задач научно-исследовательской практики обеспечивается предшествующей профессиональной ...

3 Научное исследование

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи

4 Классификация научных исследований

Научные исследования классифицируют по различным признакам

В зависимости от методов исследованияиспользуемые научные исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальным и экспериментальными.

Теоретические научные исследования основываются на использовании логических и математических методов пізнання. их результатом может быть установление в исследуемых объектах зависимостей, свойств, связей и т.д.

Теоретико-экспериментальные научные исследования — это исследование теоретического характера, связанные с одновременной опытной проверкой выявленных зависимостей, свойств, связей и т.д.

Экспериментальные научные исследования — это исследования, проводимые в конкретных объектах с целью выявления новых зависимостей, свойств, связей, или проверки выдвинутых ранее теоретических положений.

В зависимости от сферы использования результатов научные исследования разделяют на фундаментальные, прикладные и разработки.

По видам связи с общественным производством различают научно-исследовательские работы, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и др., полностью используются для повышения эффективности производства; научно-исследовательские работы, направленные на улучшение производственных отношений, повышения уровня организации производства без создания новых средств труда; научно-исследовательские работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей. «Стэлс» — служба безопасности

В зависимости от источников финансирования научные исследования делят на госбюджетные (финансируются за счет средств госбюджета), хоздоговорные (финансируются в соответствии с заключенными договорами организациями-заказчиками) и нефінансовані.

По продолжительности разработки научные исследования разделяют на долгосрочные, разрабатываемых в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые обычно за год.

По стадиям исследования научно-исследовательские работы дифференцируются на поисковые, научно-исследовательские и научно-производственные разработки. При формулировке любой научно-технической проблемы прикладного характера внимание исследователя направлена, прежде всего, на рассмотрение результатов выполненных фундаментальных исследований и практических достижений в той или иной сфере. Если же такая информация отсутствует, выполняется поисковое исследование. Поисковые исследования направлены

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... этого понятия в различных исследованиях образовательной среды, ее определения все еще отличаются разнообразием и включают в себя широкий спектр научных концепций. Во всех известных ... что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория "синергетики" ( ...

В зависимости от места проведения научные исследования разделяют на лабораторные и производственные. Место проведения обуславливает организацию исследования, методы, средства, исследовательский инструментарий, используемый, а также выбор объекта исследования.

По составу качеств объекта различают комплексные и дифференцированные научные исследования. Современные научные исследования преимущественно носят комплексный характер. Комплексные работы предусматривают выполнение ряда независимых за местом и сроками, а также методами и средствами исследований различных групп качеств определенного объекта. Например, исследование путей повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

5 Структура научной деятельности

В структуре научной деятельности выделяют следующие основные элементы: 1) субъект научной деятельности — исследователь или научный коллектив, осуществляющий познание; 2) объект научной деятельности — предмет изучения, явление окружающего мира, на которое направлено внимание ученого; 3) цель научной деятельности — получение объективных знаний об объекте исследования; 4) эмпирические и теоретические методы научного познания (наблюдение, эксперимент, анализисинтез, аналогия, абстрагирование,дедукцияииндукцияи др.); 5) понятийный и категориальный аппарат — теоретическая база исследования; 6) технические средства научно-исследовательской работы — специальное оборудование (экспериментальное, лабораторное).

В обществе научная деятельность представлена системой организаций и учреждений, деятельность которых направлена на получение и распространение знаний: университеты, академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т. п.

6 Все средства познания – это специально создаваемые средства, их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

1) Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований.В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования — наблюдения, измерения, эксперимента. Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов.

2) Информационные средства познания:

— вычислительная техника,

— информационные технологии,

— средства телекоммуникаци

3) Математические средства познания – позволяют рассматривать объекты отвлеченно от их содержания в виде чисел и множеств, а также систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности.

4) Логические средства познания – способы построения умозаключений и доказательств, позволяющие отделять истинные, объективные аргументы от ложных, интуитивных принимаемых.

13 стр., 6484 слов

Экспериментальные исследования в работах Леонардо да Винчи

... по вопросам методики и методологии научной работы обнаруживают то принципиально новое, что он вносит в науку. Единственно правильным путём научного исследования он считает путь, идущей от ... по критериям, тесно связанным с нынешними социально-культурными условиями). При помощи психоаналитических средств, во всяком случае, нельзя объяснить конкретный культурный способ разрешения подобных коллизий. ...

5) Языковые средства познания — правила построения определений понятий.

Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

Методы научного исследования. Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический — дословно — воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.

7

8 Финансирование научных исследований. Оценка эффективности научной деятельности

В современном мире финансирование научных исследований и научно-исследовательских работ является актуальным вопросом, так как наука создает уникальные возможности для социального и экономического развития общества. Результаты научных исследований и разработок становятся основой развития экономики, повышения ее конкурентоспособности, возможностью получения инноваций прорывного уровня. Развитие и востребованность науки позволили добиться технологического прорыва в таких отраслях экономики, как атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника, приборостроение. Задел, сделанный советской наукой, до сих пор позволяет России быть лидером мирового рынка вооружений, космической отрасли.

В Российской Федерации сложились следующие источники экономической поддержки фундаментальных и прикладных исследований:

средства государственного бюджета;

внебюджетные средства;

собственные средства предприятий;

средства иностранных инвесторов и международных финансовых организаций.

Также в свою очередь фундаментальные исследования финансируются за счет грантов и федеральных целевых программ. Крупнейшие российские фонды, занимающиеся грантовой поддержкой исследований: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский научный фонд.

Несмотря на многообразие источников финансирования, фундаментальные исследования проводятся в основном за счет средств государственного бюджета на безвозвратной основе. В Советском союзе такая политика была очевидной, в силу того, что частный сектор экономики не был развит на таком уровне, как в современном мире. На мой взгляд, у частного капитала нет стимулов к инвестированию в научные исследования и разработки, потому что они расценивают финансирование в науку как способ получения прибыли. Но фундаментальные исследования не направлены на изобретение конкретного продукта или решения сиюминутной задачи, эти исследования, в отличие от прикладных, не могут самофинансироваться, их конечный продукт находится вне сферы коммерции. Предприятия и частные лица должны быть готовы вкладывать собственные капитал в проведение неприбыльных исследований, ведь роль науки в развитии конъюктуры рынка бесспорно высока. Я считаю, государство не обязано полностью заниматься финансированием науки, идеальным вариантом финансирования научных исследований будет следующий: государство обеспечивает около половины требуемых средств, а остальные средства должны быть получены от заинтересованных инвесторов.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в ... «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от «нормальных». Главными особенностями метода наблюдения являются: • непосредственная связь ...

Еще мне хочется отметить, что инвестиции в науку мы должны рассматривать как развитие человеческого потенциала, потому что именно они способствуют увеличению знаний, совершенствованию технологий и продуктов, определению основных черт современного социума, дальнейшему развитию государства в целом.

Опыт мировой практики показывает, что прибыль от капиталовложений в научные исследования составляют до100-200% и намного превышает прибыль в других областях. По данным зарубежных экономистов, на 1 доллар затрат на науку даёт прибыль составляет 4 — 7 долларов.

К основным видам эффективности научных исследований относятся:

— экономическая эффективность: — прирост национального дохода; повышение производительности труда, качества продукции; снижение затрат на научные исследования; укрепление обороноспособности страны и т.д.

— социально-экономическая эффективность — ликвидация тяжелого труда, улучшение санитарно-гигиенических условий труда;

— экологическая — сохранение и улучшение окружающей среды;

— престиж отечественной науки.

Таким образом, под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство полученные на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИР и ОКР).

Факты: за последние 40-50 лет количество новых знаний увеличилось приблизительно в 2-3 раза, в то же время объем информации (публикаций, разнообразной документации) возрос в 8-10 раз.

Повышение эффективности работы научных учреждений, организаций, коллективов одна из ключевых проблем, поскольку сам по себе рост количества новых знаний не дает прироста эффекта в производстве. Таким образом, нуждается в анализе вопрос о пропорциях между получением знаний и их использованием в производстве.

Сокращение сроков между вложениями в науку и внедрением в производство даёт значительный выигрыш, который дальнейшем будет возрастать.

Ещё один из путей повышения эффективности научных исследований — использование так называемых сопутствующих или промежуточных результатов.

Например, космические программы, кроме научных фундаментальных результатов в познании мира, которые пока не нашли практического воплощения, уже сейчас экономически оправданы улучшением связи, возможностью дальних передач телевизионных программ, повышением точности прогнозов погоды и т.д.

На эффективность исследовательского труда прямо влияет качество и оперативность научных изданий, прежде всего периодических.

Темпы роста инструментальной вооруженности современной науки должны приблизительно в 2,5 — 3 раза превышать темпы роста численности работающих в этой сфере.

13 стр., 6019 слов

Логические методы познания в экскурсиях

... познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Названные части являются основой экскурсии. Ощущение -- представляет собой чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений. ...

Эффективность работы научного работника оценивают с помощью таких критериев: публикационного, экономического, новизны разработки, уровня цитирования работ и др.

Публикационный критерий характеризует общую деятельность — суммарное количество печатных работ, общий объем в печатных листах, количество монографий, учебников, учебных пособий. Но этот критерий не всегда объективно характеризует эффективность научного сотрудника. Встречаются случаи, когда при меньшем количестве печатных работ отдача значительно выше, чем от большого количества мелких работ.

Критерий новизны НИР — это количество авторских свидетельств и патентов.

Критерий цитирования работ ученого представляет собой количество ссылок на его печатные труды. Это второстепенный критерий.

Эффективность работы научно-исследовательской группы или организации оценивают и используя несколько показателей: среднегодовая выработка НИР, количество внедренных тем, экономическая эффективность от внедрения НИР и ОКР, общий экономический эффект, количество полученных авторских свидетельств и патентов, количество проданных лицензий, валютная выручка.

9 Цель, задачи, обьект и предмет исследования

Цель и задачи исследования определяют направления, по которым соискатель раскрывает тему диссертации.  Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. После формулирования цели формируются задачи исследования (задачи диссертации).

Задачи исследования определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи.

В каждом научном исследовании должны быть четко определены объект и предмет исследования.

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь.

Предмет исследования — целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования. Предмет исследования часто включается в формулировку темы работы.

Объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объектевыделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является проект внедрения, то предметом исследования могут быть его ключевые факторы успеха.

Следует отметить, что то, что выступает предметом в одних исследованиях, в других может рассматриваться как объект. Например, в одних исследованиях объектом исследования может быть предприятие, а предметом — информационная система предприятия. В других исследованиях объектом исследования может являться информационная система предприятия, а предметом исследования — одна из её подсистем.

2 стр., 515 слов

Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога ...

... поведением человека и явлениями его субъективного мира. Отличия наблюдения и эксперимента: наблюдение – как один из самых ста-рых методов научного исследования (в широком ... наблюдение). Критерии оценки результатов – надежность, валидность, воспроизводимость. Понимание (эмпатия) – метод познания, предполагающий непосредственное восприятие чужой души, рефлексию результатов и способов их получения. ...

10 Теоретический уровень познания характеризуется преобладани-

ем логических методов познания. На этом уровне полученные факты ис-

следуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаклю-

чений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются,

постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития.

Структурными компонентами теоретического познания являются

проблема, гипотеза и теория.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача,

способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о

причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре иссле-

дуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных

элементов.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная

система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную

область действительности.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому осно-

ванию различают социальные, математические, физические, химические,

психологические, этические и прочие теории.

11 Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные

положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые

признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наибо-

лее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории

бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной от-

расли науки.

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-

либо.

Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение

теории.

Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказы-

ваемым и из которого по установленным правилам выводятся другие по-

ложения.

Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и

устойчивая связь между явлениями, процессами. Так, по основным сферам ре-

альности можно выделить законы природы, общества, мышления и позна-

ния; по объему действия – всеобщие, общие и частные.

Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.

Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо об-

ласти явлений действительности.

Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории. Например, в новом УК РФ

последовательно проведена идея приоритета охраны личности от пре-

ступных посягательств согласно международным стандартам прав и сво-

3 стр., 1195 слов

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО КРИТЕРИИ.ВИДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.КЛАССИФИКАЦИЯ ...

... процессе познания. Есть и другие классификации методов психологического исследования. 4. Основные этапы психологического исследования: общая характери-стика Психологическое исследование включает ... метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных: методы математико-статистического анализа ...

бод человека.

Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных на-

учной идеей (научными идеями).

Теоретические концепции обусловлива-

ют существование и содержание многих правовых норм и институтов.

12 Методология, методика и метод исследования

Методология – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследований, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.

Различают три взаимосвязанных иерархических уровня методологии: философскую, общенаучную и частную методологию. Философская методология — самый высокий уровень. Определяющее значение для нее имеют принципы, сформулированные в истории фф: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, категории общего, частного и отдельного, качества и количества; принцип всеобщей связи явлений, принципы противоречия, причинности. Сюда входит также логика научного познания, требующая соблюдения законов логики по отношению к изучаемому явлению.Общеметодологические способы исследования — анализ и синтез изучаемых явлений. Методологические принципы познания развиваются вместе с наукой.

Философская методология устанавливает формы научного познания, основываясь на раскрытии взаимосвязей наук. В зависимости от принципов, лежащих в основе деления, выделяют различные классификации наук, из которых наиболее общим является их деление на физико-математические, технические, естественные и гуманитарные.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками. Общенаучные способы исследования — наблюдение, эксперимент, моделирование, которые носят разный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме (графики, таблицы и пр.) Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи определенного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления, определения его свойств и признаков: выделение групп лексики, грамматических свойств слова и т.д. Здесь требуется хорошее знание языка исследователем, наличие у него так называемого этимологического чутья.

Эксперимент – это поставленный в точно учитываемых условиях опыт. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без них (психолингвистические тесты, анкетирование и пр.).

Моделирование – способ познания действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Под моделью понимается любой образ (изображение, чертеж, схема, график и пр.) или устройство, используемые в качестве «заместителя» объекта или явления. Модель строится на основе гипотезы об устройстве оригинала и является его функциональным аналогом. Понятие модели вошло в языкознание в 60-е гг. в связи с проникновением в него идей и методов кибернетики.

Интерпретация – общенаучный метод познания, состоящий в раскрытии смысла полученных результатов и включении их в систему существующих знаний. Без этого их смысл и ценность остаются нерсаскрытыми. В 60-70-е гг. развилось направление — интерпретирующая лингвистика, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц в зависимости от интерпретирующей деятельности человека.

Частная методология — методы конкретных наук: лингвистические, математические и пр., соотносящиеся с философской и общенаучной методологией и могут заимствоваться др. науками. Лингвистические методы исследования характеризуются слабой формализацией доказательств и редким применением инструментальных экспериментов. Лингвист ведет анализ путем наложения имеющихся знаний об объекте на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория стоится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

 

Термин метод не имеет однозначного толкования. В.И.Кодухов предлагает различать 4 понятия, выражаемые этим термином:

· Метод-аспект как способ познания действительности;

· Метод-прием как совокупность правил исследования;

· Метод-методика как процедура применения метода-приема;

· Метод-способ описания как внешняя форма приема и методики описания[71].

Чаще всего под методом понимаются обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией. Метод всегда вычленяет ту сторону объекта исследования, которая признается главной в данной теории: исторический аспект языка – в сравнительно-историческом языкознании, психологический – в психолингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод. Т.о., каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта.

Методика исследования – процедура применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов. Так, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования могут использоваться разные методики: приблизительные подсчеты, подсчеты с помощью математического аппарата, сплошная или частичная выборка языковых единиц и т.п. Методика охватывает все этапы исследования: наблюдение и сбор материала, выбор единиц анализа и установление их cвойств, способ описания, прием анализа, характер интерпретации изучаемого явления. Различие в школах внутри одного лингвистического течения чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Т.о., метод, методология и методика тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Выбор в каждом конкретном случае методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.

13 Общелогическое научного исследования понимают способ или со-

вокупность способов, реализация которых позволяет достичь наме-

ченной цели исследования.

анализ — метод научного познания, заключающийся в том, что

объект исследования мысленно расчленяется исследователем на бо-

лее мелкие подобъекты или выделяются характерные свойства и ка-

чества объекта для их детального изучения. Анализ позволяет выде-

лить главные звенья любого объекта, исследовать основные связи,

т. е. понять суть происходящего.

синтез — метод научного познания объекта как единого це-

лого или присущих ему свойств. Он используется для исследования

сложных систем после того, как выполнен анализ отдельных эле-

ментов системы. Анализ и синтез взаимосвязаны и дополняют друг

друга.

индуктивный метод исследования, заключающийся в том,

что по результатам единичных наблюдений делают общие выводы,

на основании которых судят о связях и свойствах неизвестных объ-

ектов.

Дедуктивный метод, основанный на выводе частных положе-

ний из общих правил, законов, суждений, распространен в технике,

математике, где из общих законов или аксиом выводятся частные

закономерности.

аналогия, или подобие (сходство по какому-то признаку в целом

различных объектов), заключающееся в том, что по сходству свойств

изученных объектов делается вывод о сходстве еще не изученных

свойств

14 К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, ги-

потетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от

абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в

том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без

доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выво-

дятся остальные знания..

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной

гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие,

или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой

форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики,

химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответ-

ствующими знаками.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и от-

ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя

свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства

и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и

явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные,

основные признаки предметов или явлений данного класса.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и

на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при

котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение воз-

никновения и развития объектов исследования в хронологической последова-

тельности.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. опреде-

ленной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её ком-

понентов и их связей с внешней средой.

15 Эмперические методы исследования

эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов он предполагает наблюдение, Описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

ощущение — простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств.

Ощущения обладают широким спектром модальности: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные, температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения. обонятельные, вкусовые, общеорганические.

Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.

В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать Новые образы. Представление — это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Познание невозможно без воображения: оно есть свойство человеческого духа величайшей ценности. Воображение восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли.

Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение — это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.

Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Установление факта (или фактов) является необходимым условием научного исследования. Факт — это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.

Сравнение-познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов, явлений и процессов.

Счёт —вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел.

Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величинык другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу, хранящуюся в техническом средстве

Оценивание — это психический процесс субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который, в рамках совокупности представлений, реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сопоставления) предмета оценки и оценочного основания.

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

16 Методы получения первичной информации

Методы получения первичных данных принято классифицировать на количественные и качественные методы.

Количественные методы получения данных обычно связаны с проведением измерений и различных опросов. Характерными особенностями таких методов являются: четко определенные формы данных и источники их получения, обработка собранных данных с помощью упорядоченных количественных процедур.

Качественные методы включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартной форме. С помощью специальных процедур качественные данные могут быть переведены в количественную форму.

При сборе первичных данных чаще пользуются качественными методами. Связано это тем, что, во-первых, качественные методы нередко являются источниками идей. Во-вторых, крупномасштабные дорогостоящие количественные исследования далеко не всегда дают необходимые результаты, особенно если в их основе нет перспективных идей.

К качественным методам принято относить наблюдение, глубинные интервью, анализ протоколов бесед, некоторые разновидности экспертных методов. Если наблюдения сопровождаются измерениями, то это способ количественного исследования.

17 Методы анализа: вариационный, дискриминантный, дисперсионный, корреляционный, корреляционно-регрессионный, факторный

В рамках вариационного подхода ставится задача классификационного анализа данных. Показывается, что частными случаями данной постановки являются задача четкого и размытого кластерного анализа, задачи экстремальной группировки параметров и кусочно-линейной аппроксимации. Исследуются различные типы размытости результирующих классификаций: четкая классификация, размытая, классификация с размытыми границами, качественная размытая классификация, классификация с перекрывающимися классами и др. Для функционала качества классификации общего вида исследуется вид оптимальной классификации и строятся алгоритмы его оптимизации для конечной и бесконечной выборки объектов. Доказывается сходимость разработанных алгоритмов. 

     Дискриминантный анализ, как раздел многомерного статистического анализа, включает в себя статистические методы классификации многомерных наблюдений в ситуации, когда исследователь обладает так называемыми обучающими выборками («классификация с учителем»).

Например, для оценки финансового состояния своих клиентов при выдаче им кредита банк классифицирует их по надежности на несколько категорий по ряду признаков. В случае, когда следует отнести клиента к той или иной категории используют процедуры дискриминантного анализа. Очень удобно использовать дискриминантный анализ при обработке результатов тестирования. Так при выборе кандидатов на определенную должность можно всех опрошенных претендентов разделить на две группы — удовлетворяющих и неудовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

    В основе дисперсионного анализа лежит предположение о том, что одни переменные могут рассматриваться как причины (факторы, независимые переменные), а другие как следствия (зависимые переменные).  Независимые переменные называют иногда регулируемыми факторами именно потому, что в эксперименте исследователь имеет возможность варьировать ими и анализировать получающийся результат.

Сущность дисперсионного анализа заключается в расчлене­нии общей дисперсии изучаемого признака на отдельные компо­ненты, обусловленные влиянием конкретных факторов, и про­верке гипотез о значимости влияния этих факторов на исследуе­мый признак. Сравнивая компоненты дисперсии друг с другом посредством F — критерия Фишера, можно определить, какая доля общей вариативности результативного признака обусловле­на действием регулируемых факторов.

Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положительное или отрицательное) и формы (ли­нейная, нелинейная) связи между варьирующими признаками, измерению ее тесноты, и, наконец, к проверке уровня значимо­сти полученных коэффициентов корреляции.

Это группа методов, направ­ленных на выявление и математическое выражение тех измене­ний и зависимостей, которые имеют место в системе случайных величин. Если такая система моделирует педагогическую, то, следовательно, путем регрессионного анализа выявляются и ма­тематически выражаются психолого-педагогические явления и зависимости между ними. Характеристики этих явлений изме­ряются в разных шкалах, что накладывает ограничения на спо­собы математического выражения изменений и зависимостей, которые изучаются педагогом-исследователем.

Методы регрессионного анализа рассчитаны, главным обра­зом, на случай устойчивого нормального распределе­ния, в котором изменения от опыта к опыту проявляются лишь в виде независимых испытаний.

Выделяются различные формальные задачи регрессионного анализа. Они могут быть простыми или сложными по формулировкам, по математиче­ским средствам и трудоемкости. Перечислим и рассмотрим на примерах те из них, которые представляются основными.

Первая задача — выявить факт изменчивости изучаемого яв­ления при определенных, но не всегда четко фиксированных условиях. В предыдущей лекции мы уже решали эту задачу с помощью параметрических и непараметрических критериев.

Вторая задача — выявить тенденцию как периодическое изменение признака. Сам по себе этот признак мо­жет быть зависим или не зависим от переменной-условия (он может зависеть от неизвестных или неконтролируемых иссле­дователем условий).

Но это не важно для рассматриваемой за­дачи, которая ограничивается лишь выявлением тенденции и ее особенностей.

Факторный анализ в учебной литературе трактуется как раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц.

Свою историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч.Спирмен, Л.Терстоун и Р.Кеттел. Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными.

Данный вид анализа позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. С помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.

18 Графические методы используемые в исследованиях

Графические методы в процессе исследований используют- ся преимущественно с целью структуризации и визуализации структуры проблемы, а также представления всей совокупности возможных ее решений (развертки цели в подцели / задачи и решения).

Реже такие методы применяются для представления результатов исследований и свертки частных критериальных показателей в обобщающий. В связи с изложенным можно, с некоторым преувеличением сказать, что графические методы, используемые в исследованиях, играют подчиненную, служеб- ную роль. Кроме того, они чаще всего применяются в сочетании с другими методами.

19 Математические средства познания. Развитие математических средств

познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они

проникают и в гуманитарные, общественные науки.

Математика, будучи наукой о количественных отношениях и

пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания,

разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и

сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде

чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания,

позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована

форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость

суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только

непосредственно абстрагированные количественные отношения и

пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые

выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные

изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства

позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать

количественные зависимости и закономерности. Математические средства

используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое

моделирование).

20 Обработка и оформление результатов исследования. Требования к оформлению результатов научных исследований

Сведение (обработка) результатов исследования

На этом этапе собранные материалы соответствующим образом упорядочиваются и систематизируются, проверяется их достоверность или дается статистическая оценка. Далее полученным данным оказывают вида, удобного для последующего анализа (это могут быть, например, табличные или графические материалы, математические формулы или уравнения).

Может случиться и так, что сводные результаты исследования недостаточно достоверны ли статистически значимые. Тогда возникает необходимость дополнительно собрать исследовательские материалы, то есть провести наблюдения, измерения, эксперимент и тому подобное. Дополнительные исследования должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Проводят дополнительный сбор исследовательских данных только тогда, когда в этом действительно возникает необходимость.

Теоретический анализ результатов исследования

Сводные результаты исследования подвергаются всестороннему изучению и анализу. Главное внимание в этом уделяется осознанию и установлению сущности и связей между изучаемыми факторами, процессами или явлениями. Главными средствами обработки результатов исследования выступают методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Причем, каждый из этих методов находит свое отдельное применение только тогда, когда изучаются какие-то единичные явления или процессы. Для анализа численных результатов, связанных со сложными процессами или явлениями эти методы применяют комбинированно в тесном взаимодействии между собой.

Главная задача анализа опытных данных заключается в их сравнении со сформулированной ранее гипотезе исследования. Зачастую результаты такого сравнения сводятся к трех возможных случаев:

1. Сформулированные в гипотезе предсказания полностью согласуются с результатами исследования. Благодаря этому становится возможным сформулировать новые подтвержденные опытными данными теоретические положения или закономерности.

2. Результаты исследования лишь частично согласуются с выдвинутыми в гипотезе предсказаниями, а иногда и противоречат некоторым из них. Вследствие такой ситуации возникает необходимость изменить формулировку основных положений гипотезы так, чтобы они соответствовали полученным опытным данным. Для подтверждения правомерности измененной гипотезы проводят дополнительные корректируя исследования. И только после всего этого делают окончательные обобщения.

3. Гипотеза не подтверждается опытными данными. Тогда ее критически анализируют и полностью пересматривают и проводят новые исследования.

Следует помнить, что даже отрицательные результаты исследования имеют свою ценность и никогда не следует принижать их значения. Во многих случаях они могут помочь правильно изменить представление исследователя о исследуемые объекты, процессы или явления.

На основе проведенного анализа формулируют выводы или предложения. Результативность такой работы в значительной степени зависит от уровня квалификации и эрудиции исследователя — ведь в данном случае нужно кратко, четко и понятно раскрыть и показать то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований. Целесообразна количество выводов не должно быть слишком большим — не больше 5-10.

Литературное оформление результатов исследования

Все материалы исследования систематизируют и готовят для их дальнейшего обобщения и литературного оформления. Формы обобщения результатов исследования и требования к их литературного оформления будут рассмотрены в восьмом и девятом разделах пособия.