СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Психология малой группы………………………………………
1.1.Определение малой группы и ее границы. Функции групп…
1.2.Динамические процессы в малой группе. ……………………
1.3.Сплоченность……………………………………………………
Глава 2. Исследование групповой сплоченности………………………..
2.1. Выявление социометрического статуса личности
и структуры межличностных связей в группе………………..
2.2. Изучение сплоченности группы (показатели
ценностно-ориентационного единства)……………………….
2.3.Методика «самооценка»…………………………………………
Глава 3. Анализ результатов исследования и выводы……………………
3.1.Анализ результатов исследования……………………………..
3.2.Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………………………………….
Проблемы сплоченности, малая группа, эмоциональная сплоченность, ценностно-ориентированное единство, самооценка, творческая деятельность
ВВЕДЕНИЕ
В обширном перечне разделов современной социально – психологической науки малые группы занимают особое место. Это старейшая и интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений, находятся в центре внимания многих исследователей.
Тема данной дипломной работы – «Проблемы сплоченности группы». Гармония человеческих отношений… Как она важна и каким трудным кажется ее достижение, если речь идет о конкретной человеческой общности, будь то производственная бригада, спортивная команда, учебная группа, группа школьников, собранных по интересам. Потому, что и люди все разные и обстоятельства сложные, и интересы могут не совпадать. Человеческие отношения многосложны. И что такое сплоченность как высшее проявление гармонии человеческих отношений? Обычно дается такое определение: «Психологическая сплоченность членов группы – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность, как черта психологии группы выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства .» [ 21.С.385 ]
Глава 1 . Природа паники
... важными среди которых являются следующие: Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных ... эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплочённости. Глава 4. Предотвращение и ликвидация паники Меры по предупреждению паники связаны с ...
Трудно назвать психологическую проблему, которая привлекала бы внимание современных зарубежных социальных психологов в большей степени, чем групповая сплоченность. Литература, ей посвященная, насчитывает тысячи названий. Большинство из них приняв в качестве исходных эмоционально – психологические отношения между индивидами, находящие выражения в коммуникативной практике малой группы, и, прежде всего в частоте, длительности и порядке взаимодействия. В тоже время, зарубежные социальные психологи, по существу, не ставили перед собой задачи установить, от чего зависят этапы отношения, не пытались проследить их истоки в экономике, идеологии, политике. В результате ведущим способом выявления сплоченности стала регистрация взаимодействий, коммуникативных актов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на симпатиях, антипатиях, а практические рекомендации психолога относительно повышения сплоченности группы по преимуществу были связаны с возможным изменением ее социометрической структуры.
Легко понять, что такая программа исследования сплоченности не предусматривает изучения норм и ценностных ориентаций, которые складываются в группе на наиболее важной для нее основе – на основе активной совместной деятельности, имеющей предметный характер, определенную направленность, социальный смысл и цель. В большинстве своем принятые в зарубежной психологии методики исследования сплоченности опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, а по этому количество и сила взаимных положительных и отрицательных выборов – это свидетельство сплоченности. При этом даже не предполагается, что частота и количество межиндивидуальных контактов, а так же их продолжительность могут быть как раз следствием внутреннего единства группы. Источники групповой и индивидуальной активности, формирование установок, ценностных ориентаций и норм – все это таким образом, рассматривается как производное от уровня межличностного общения и эмоциональной окраски коммуникаций. [ 30.]
В работах отечественных психологов сплоченность коллектива рассматривается в качестве его важнейшей характеристики, меры его единения, вызванного осознанием общности цели, задач и идеалов, а так же межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи. Поэтому для выявления сплоченности и получения индексов ее выраженности отечественные ученые обратились к содержательной характеристике групповой совместной деятельности. Так возникло представление о сплоченности как ценностно-ориентационном единстве коллектива. [30.]
Сущность проблемы исследования заключается в определении фактов, влияющих на сплоченность группы. А актуальность определяется неиссякаемым запросом педагогов, родителей, руководителей коллективов в совершенствующихся методах психолого – педагогического воздействия на группы с целью обеспечения условий для ее сплоченности. А так же различием в подходах и в характере данных не проблему сплоченности различными исследователями.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать конкретно цель исследования: выявить факторы, влияющие на сплоченность группы, механизмы сплочения группы.
Группа как система совместной деятельности Групповая система ...
... исследование социально-психологических основ надежности группы позволит более глубоко изучить и совместную деятельность, и малую группу. 1.2. Динамический подход к исследованию группы Поведение и совместная деятельность группы ... воодушевлении общим идеалом и общей целью, в совместном труде, порождающем сплоченность и солидарность людей. В монографии Л.А. Китаева-Смыка «Психология стресса» ...
Объектом данного исследования являются учащиеся тринадцати – семнадцати лет, объединенные в группах – кружках, для занятий творчеством: это хореографический коллектив, кружок художественной росписи и другие группы, а так же дети, объединенные в обычные школьные классы.
Предмет исследования – особенности эмоциональной и ценностной сплоченности, а также факторы, влияющие на сплоченность данных групп.
Исходя из проблемы, цели и предмета можно выдвинуть рабочую гипотезу о том, что группы сплоченные вокруг единой цели – на основе активной творческой деятельности более сплоченные, чем обычные школьные классы.
В качестве дополнительных гипотез выдвигаются:
1.Адекватная самооценка участников группы положительно сказывается на эмоциональной сплоченности.
2. Творческая деятельность влияет на самооценку индивида и на структуру межличностных связей в группах.
Исходя из гипотезы, определим задачи исследования:
1. С помощью социометрической методики определить структуру межличностных связей в группах.
2. Определить эмоциональную сплоченность групп.
3. Вычислить ценностно-ориентационое единство (ЦОЕ) каждой группы.
4. Определить с помощью теста самооценку каждого участника группы.
Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования:
Социометрия – методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе. Определение значения показателя эмоциональной сплоченности группы.
Методика «Самооценка» — высчитываем коэффициент ранговой корреляции.
Опросник Ценностно-ориентационного единства. Опросник составлен при помощи исследуемых групп и адаптирован на возраст исследуемых.
Эмпирическая база исследования.
Общий объем выборки составляет сто сорок три ребенка. Предложен комплексный подход к формированию выборочной совокупности: исследовано четыре кружка Дворца культуры, одна цирковая студия Дворца культуры, три класса художественной школы, три класса общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы.
Результаты исследования определяют проблемные места в работе с детскими группами:
— влияние творческой деятельности на самооценку детей;
— как индивидуальная творческая деятельность и кооперативная влияют на эмоциональную и ценностно-ориентационную сплоченность;
— влияние адекватной высокой самооценки детей на эмоциональную сплоченность……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова Г.С.Практическая психология.- М.: Академия,1997.-368 с.
2.Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию.- Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академия, 1996.-224с.
3.Аванесов В.С.Тесты в социологическом исследовании.- М.: Наука, 1982.-200с.
4.Анастази А. Психологическое тестирование. Перевод с английского./ Под ред. К. М.Гуревича, В.И.Лубовского.-М.: Педагогика, 1982.-438с.
5.Андреева Г. М.Социальная психология: Учебник.- М.:Аспект пресс, 2000.-376с.
6.Беккер Г., Босков А.Современная социологическая теория.- М.:1961.-215с.
7.Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер,2000.-528с.
8.Волков И. П. Социометрические методы в социально- психологических исследованиях.-Л.1970.-88с.
Текущие исследования в социальной психологии-1
... и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, Хантер, ... событие, включающее как позитивное, так и негативное поведение члена внутри группы и вне группы. Всего было шестнадцать параграфов. Это позволило воспринимающему человеку приписать ...
9.Волков И.П.Художественная студия в школе.-М.:Просвящение,1993.-127с.
10.Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование.- Л.: Изд. Ленинградского института, 1982.-101с.
11.Гришина Н. В.Я и другие.- Л.: Лениздат. 1990.-125с.
12.Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования.- М.: Изд. Московского университета, 1984.-61с.
13.Донцов А. И.О понятии «группа» в социальной психологии. //Вестник Московского университета. Сер. 14.Психология. 1997. № 4. С.17-25.
14.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
15Квинн В. Прикладная психология.- СПб.: Питер, 2000.-560с.
16.Каломенский Я. Л.Психология взаимоотношения в малых группах.-Минск. 1976.-350с.
17.Краткий психологический словарь/Ред. состав.Л.А. Карпенко.- Ростов-на- Дону.: Феникс,1999.-256с.
18.Краткий психологический словарь./ Под ред. Л. А. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.: Политиздат,1985.-432с.
19.Кричевский Р. Л. , Дубовская Е. М.Социальная психология малой группы: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.-318с.
20.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты.-М.: Изд. Московского университета, 1991.-283с.
21.Крысько В. Г.Социальная психология. Словарь – справочник — Минск: Харвест: М.:АСТ,2001.-688с.
22.Крайг Г.Психология развития.- СПб.: Питер,2000.-992с.
23.Курчевский В.В.А что там за окном? — М.:Педагогика,1985.-144с.
24.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ.- М.: Прогресс,1980.391 с.
25.Левин С.Д.Ваш ребенок рисует.-М.:Советский художник,1980.-271 с.
26.Максимов Ю.В.Родник творчества.-М.:Просвещение,1988.-126 с.
27.Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте.- М. 1990.-256с.
28.Немов Р. С. Психология.- М.: Владос,1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-632с.
29.Немов Р. С. Психология: Учебник.- М.: Владос, 1999.Кн.1.Общие основы психологии,-688 с.
30.Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования /Составитель Е.И.Рогов.- М.: Владос,1998.-448с.
31.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- СПб.: Питер, 2001.-528с.
32.Петровский А. В. Коллектив./ Общая психология.-М.1986.-185с.
33.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. /В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.//Под общей редакцией А.А.Крылова, С. А. Маничева.- СПб.: Питер 2000.-560с.
34.Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других.- М.: АСТ-Пресс книга, 2001.-400с.
35.Психологическая диагностика. Проблемы и исследования./ Под ред. К. М. Гуревича.- М. 1981.-232с.
36.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. -СПб.1999.-720с.
37.Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления.-Ростов-на-Дону.:Феникс,1997.-512с.
38.Словарь психолога практика. / Сост. С. Ю. Головин.-М.: Харвест, 2001.-976с.
Психология. Психологический словарь
... генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только ...
39.Словарь прикладной социологии.// Под ред. Г. П. Давидюка.- Минск: Изд. Минского университета, 1984.-317с.
40.Соколова В. П.Основы психологии.-Ростов-на-Дону.:Феникс, 2000.-192с.
41.Социальная психология и этика делового общения. / В. Ю. Дорошенко,Л. И. Зотова, Н. А. Нартов и другие.; Под общей ред. проф. В. Н. Лавриненко.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.-160 с.
42. Социальная психология личности в вопросах и ответах./ Под ред. проф.В. А. Лабунской.-М.: Гардарики 2001.-397 с.
43.Социально – психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие./Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко.-М.1990.-205 с.
44.Столяренко Л. Д. Основы психологии.-Ростов-на-Дону.:Феникс,1996-736 с.
45.Фанталова Е. Б.Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал.1992,Г. 13. № 1.
46.Хрестоматия по психологии./ Составитель В. В. Мироненко, под ред.А. В. Петровского .- М.: Просвещение, 1987.-447с.
47.Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегии адаптации. // Психологический журнал. 1996. №1. с 19-23.
48.Шевандрин Н. И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос,1999.-512с.
49.Шевандрин Н. И.Социальная психология в образовании. Ч.1.Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.1995.-544с.
50.Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1998.-544с.
51.Я, Ты, Мы в зеркале познания. / Сост. С. Ф. Спигак.- М.: Институт практической психологии: Воронеж: Модек, 1995.-96с.