36Формирование и развитие малой группы

36) Формирование и развитие малой группы. Групповая сплоченность: детерминанты и последствия.

План ответа:

  • Процесс группового развития
  • Этапы Г развития
  • Механизмы Г развития
  • Подходы к определению Г сплоченности
  • Последствия Г сплоченности

См лекции по малым Г и учебник Дубовской и Кричевского «ПМГ»

Вопрос относительно причин возникновения малой группы можно рассматривать в нескольких планах, выясняя причины:

♦ возникновения группы вне зависимости от входящих в нее индивидов как официальной, формальной организационной единицы;

♦ побуждающие людей идти в эту группу, т. е. причины кадрового наполнения официально объявленного на табло организации подразделения, занятия людьми вакантных должностей в нем;

♦ возникновения в рамках официального подразделения психологических, неформальных малых групп.

Когда мы говорим о формир Г, мы, прежде всего обращаемся к моделям колективообразования.

Одна из них представлена стратометрической концепцией коллектива, разработанной А. В. Петровским. Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп:

♦ степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

♦ общественная значимость последней, т. е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.

Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).

В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

6 стр., 2873 слов

Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе

... человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации ... положительные или отрицательные, принципиально отличают эти группы. Мне кажется ... конфликтными (в соответствии со степенью сплоченности или интеграции); интровертными – ... при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер ... группа, которая служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения; 3) группа ...

Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов. Более проблематично, однако, обстоит дело с конкретным приложением обсуждаемой схемы к множеству реально функционирующих групп, поскольку процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма. И, видимо, в силу трудностей операционализации схемы ее апологеты, проводя дифференциацию групп по уровню развития, как правило, апеллируют к традиционному житейскому критерию: низкий — средний — высокий уровень.

Близким к предыдущему и по исходным теоретическим позициям, и по общему абрису динамики группового развития, и, наконец, по ряду выделяемых при этом этапов оказывается параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л. И. Уманским. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит:

(а) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

(б) организационное единство группы;

(в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

3 стр., 1123 слов

Тема 2−3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

Семинарские занятия Тема 1. Психологический тренинг в свете основных психологических концепций План: 1. Общее представление о социально-психологическом тренинге (СПТ). 2. Специфические черты и основные парадигмы СПТ. 3. Виды тренинговых групп. 4. Гуманистическое направление. 5. Гештальт-модель. 6. Трансактный анализ в группе. 7. Психодраматический подход. 8. Телесно-оринтированный подход. 9. ...

(г) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях .

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т. е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являютсяколлектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий —кооперации и автономиза-ции. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Интересной особенностью проведенного Л. И. Уманским и его сотрудниками анализа группообразования являются прослеживание развивающихся в группе процессов и феноменов, фиксация постепенного превращения ее в действительно коллективного субъекта деятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь просматриваются, то группа-кооперация уже отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. А вот для группы-автономии характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень. Автор не разрабатывал отрицательную ветку коллективообразования.

Говоря о стадиях развития МГ стоит обратиться к двухмерной модели Такмена. Он выделял две сферы ответственности, связанные между собой.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

1. Деловая — сфера решения групповой задачи. В ней можно выделить четыре подэтапа.

  • Ориентировка в задаче.
  • Эмоциональный ответ на требования задачи.
  • Открытый обмен реливантными интерпретациями.
  • Принятие решения.

2. Экспрессивная — выстраивание Г структуры и отношений. Здесь так же можно выделить четыре подэтапа.

  • Проверка и взаимозависимость — ориентировка членов Г в характере действий, кот. следуют члены Г.
  • Внутренний конфликт.
  • Г сплочённость — гармонизация взаимоотношений.
  • Функционально-ролевая соотносимость.

Недостатками данного подхода можно назвать малоадаптивность данной теории, наличие в ней неточностей и непоследовательность этапов.

Предпринимались попытки построения моделей развития Г в какой-либо из двух сфер: одномерный подход.

Инструментальная модель Мабри (в деловой сфере)

  • Латентная стадия (знакомство)
  • Адаптационная (соотнесение возможностей членов Г с требованиями задач)
  • Стадия интеграции (объединение усилий, как результат, образования общего действия)
  • Достижение поставленной цели

Перцептивная модель Волкова (экспрессивная сфера)

  • Фаза первичного восприятия и опознания (первое впечатление о группе: поверхностное)
  • Фаза сближения: формирование оценки и самооценки, образы др. и себя в Г. Рефлексивный этап. Актуализируется установка на совместную деят.
  • Фаза совместного действия: принимаются межличностные роли и статус в общении
  • Фаза сцепления: возникновение чувства «мы»

Есть частные модели, кот. в качестве индикатора используют различные феномены и рассматривают всё развитие Г на их примере.

9 стр., 4348 слов

Развитие сплоченности школьного коллектива

... коллективе. В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам ... по сплочению коллектива и решаются эти задачи. II. Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива» Программа тренинга была разработана ... возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в ...

Нормативно-ролевая модель Обера. Основное — понятие норма. Нет разделения на экспрессивную и деловую сферы

  • Формирование экспрессивных норм и статусных ролей. Есть иерархия, но она не столь значима
  • Стадия возмущения: эмоц и физ, так как за нормами нет общего осмысленного реального содержания
  • Стадия формирования инструментальных норм. Увеличивается гармонизации отношений
  • Стадия выполнения задач

Развитие Г в экстремальных условиях (Новиков).

Он выделял только обязательные стадии

  • Стадия ознакомления. Очень короткая и интенсивная
  • Стадия дискуссии. Более длительная. Цель — определение Г по многим жизненно важным вопросам. В процессе решения этих задач проявляются и различные стороны личности людей, на основе которых строятся оценки и межличностные отношения.
  • Ролевые ориентации. Полноценное функционирование членов Г. Очень длительный период.

Обобщая различные модели этапов развития МГ, можно сказать, что Г проходит в своём развитии три качественных изменения: ориентировка — конфликт — динамическое равновесие. Существует две противоположные точки зрения на процесс распада Г

  • Г есть, но её нет: Г сущ, но она прошла этап деструкции, нет психологической общности
  • Группа на пике своего развития перестаёт существовать организационно

Механизмы группового развития

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

1. Решение противоречий. Типы противоречий:

  • Рассогласование скорости изменений в различных сферах внутри Г активности.
  • Противоречие между центробежными и центростремительными силами. Под центробежными силами подразумевается стремление членов группы к индивидуализации, а под центростремительными — потреьность в принадлежности к группе.
  • Между актуальными возможностями Г и реальными целями, стоящими перед ней: сложные цели — низкий потенциал, большой потенциал — цели прежние.

2. Идеосинкрозический кредит (Холландер).

Лидеру разрешено нарушать Г нормы в определённых условиях до определённого предела. Возникает необходимость изменения Г норм — лидер их нарушает — если новый тип поведения даёт позитивные результаты, то оно становится новой нормой — если не даёт, то кредит может быть скоро исчерпан — возврат к старым формам поведения или Г конфликт.

3. Психологический обмен. Пример — модель ценностного обмена Кричевского: меняются определённые формы поведения, ценные для Г, на определенный статус (возможность влияния).

Обмен осуществляет дифференциацию.

В связи с наличием центробежных сил в группе стоит поговорить о факторах, которые могут повлиять на то, что группа не развалится. К таким факторам можно отнести сплоченность. Интегративная тенденция Г развития — сплочённость. Существуют социально-психологические трудности операционализации этого понятия: три основные направления изучения.

  • Сплоченность, как аттракция (исторически первая идея) — сумма позитивных отношений членов Г как некий эмоциональный феномен. Исследование ЛОТТ: чем лучше отношение, тем сплочённее Г. Но оказалось, что сплочённость не чисто-эмоциональный феномен: она зависит от функционального распределения и процесса решения задач.
  • Мотивационная концепция сплочённости Картрайта — сумма всех векторов сил, влияющих на включение человека в Г: чем мотивированнее Г членство, тем выше Г сплочённость. Побудительные свойства Г:
  1. привлекательность членов Г
  2. привлекательность Г целей
  3. демократичность или руководство
  4. прогнозы Г членства для себя
  5. сравнение членства в данной Г с членством в др Г

Картрайт считал, что зависимость сплочённости и эффективности деятельности прямо пропорционально. В результате получилось что наоборот, так как эффективность Г деятельности — это не просто её продуктивность, а ещё и её оценка самим человеком. Поэтому в ситуации, когда деятельность не значима, при высокой сплочённости Г снижается эффективность Г деятельности.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

  • Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (Донцов) — степень совпадения индивидуальных ценностей в Г, их совпадение с общеГ ценностями. Соответственно, чем выше совпадение, тем выше сплоченность и наоборот.