36Формирование и развитие малой группы

36) Формирование и развитие малой группы. Групповая сплоченность: детерминанты и последствия.

План ответа:

  • Процесс группового развития
  • Этапы Г развития
  • Механизмы Г развития
  • Подходы к определению Г сплоченности
  • Последствия Г сплоченности

См лекции по малым Г и учебник Дубовской и Кричевского «ПМГ»

Вопрос относительно причин возникновения малой группы можно рассматривать в нескольких планах, выясняя причины:

♦ возникновения группы вне зависимости от входящих в нее индивидов как официальной, формальной организационной единицы;

♦ побуждающие людей идти в эту группу, т.е. причины кадрового наполнения официально объявленного на табло организации подразделения, занятия людьми вакантных должностей в нем;

♦ возникновения в рамках официального подразделения психологических, неформальных малых групп.

Когда мы говорим о формир Г, мы, прежде всего обращаемся к моделям колективообразования.

Одна из них представлена стратометрической концепцией коллектива, разработанной А. В. Петровским . Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп:

♦ степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

♦ общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.

Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).

В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

10 стр., 4655 слов

Психология: возникновение, развитие, структура

... в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий ... выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли ...

Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов. Более проблематично, однако, обстоит дело с конкретным приложением обсуждаемой схемы к множеству реально функционирующих групп, поскольку процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма. И, видимо, в силу трудностей операционализации схемы ее апологеты, проводя дифференциацию групп по уровню развития, как правило, апеллируют к традиционному житейскому критерию: низкий — средний — высокий уровень.

Близким к предыдущему и по исходным теоретическим позициям, и по общему абрису динамики группового развития, и, наконец, по ряду выделяемых при этом этапов оказывается параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л. И. Уманским. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит:

(а) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

(б) организационное единство группы;

(в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

(г) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях .

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являютсяколлектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий —кооперации и автономиза-ции. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Интересной особенностью проведенного Л. И. Уманским и его сотрудниками анализа группообразования являются прослеживание развивающихся в группе процессов и феноменов, фиксация постепенного превращения ее в действительно коллективного субъекта деятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь просматриваются, то группа-кооперация уже отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. А вот для группы-автономии характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень. Автор не разрабатывал отрицательную ветку коллективообразования.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... внимание и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») ...

Говоря о стадиях развития МГ стоит обратиться к двухмерной модели Такмена. Он выделял две сферы ответственности, связанные между собой.

1. Деловая – сфера решения групповой задачи. В ней можно выделить четыре подэтапа.

  • Ориентировка в задаче.
  • Эмоциональный ответ на требования задачи.
  • Открытый обмен реливантными интерпретациями.
  • Принятие решения.

2. Экспрессивная – выстраивание Г структуры и отношений. Здесь так же можно выделить четыре подэтапа.

  • Проверка и взаимозависимость – ориентировка членов Г в характере действий, кот. следуют члены Г.
  • Внутренний конфликт.
  • Г сплочённость – гармонизация взаимоотношений.
  • Функционально-ролевая соотносимость.

Недостатками данного подхода можно назвать малоадаптивность данной теории, наличие в ней неточностей и непоследовательность этапов.

Предпринимались попытки построения моделей развития Г в какой-либо из двух сфер: одномерный подход.

Инструментальная модель Мабри (в деловой сфере)

  • Латентная стадия (знакомство)
  • Адаптационная (соотнесение возможностей членов Г с требованиями задач)
  • Стадия интеграции (объединение усилий, как результат, образования общего действия)
  • Достижение поставленной цели

Перцептивная модель Волкова (экспрессивная сфера)

  • Фаза первичного восприятия и опознания (первое впечатление о группе: поверхностное)
  • Фаза сближения: формирование оценки и самооценки, образы др. и себя в Г. Рефлексивный этап. Актуализируется установка на совместную деят.
  • Фаза совместного действия: принимаются межличностные роли и статус в общении
  • Фаза сцепления: возникновение чувства «мы»

Есть частные модели, кот. в качестве индикатора используют различные феномены и рассматривают всё развитие Г на их примере.

Нормативно-ролевая модель Обера. Основное – понятие норма. Нет разделения на экспрессивную и деловую сферы

  • Формирование экспрессивных норм и статусных ролей. Есть иерархия, но она не столь значима
  • Стадия возмущения: эмоц и физ, так как за нормами нет общего осмысленного реального содержания
  • Стадия формирования инструментальных норм. Увеличивается гармонизации отношений
  • Стадия выполнения задач

Развитие Г в экстремальных условиях (Новиков).

Он выделял только обязательные стадии

23 стр., 11393 слов

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В. БЕННИСА И Г. ШЕПАРДА

... осознанию горизонтальных отношений. Классификация типов отношений личности в группе: доминирование-подчинение, ненависть-любовь. Теория группового развития Бенниса и Шепарда. Природа авторитарной личности (Т. ... фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Конкретной сферой продолжения опыта детства оказываются межличностные отношения взрослого. ...

  • Стадия ознакомления. Очень короткая и интенсивная
  • Стадия дискуссии. Более длительная. Цель – определение Г по многим жизненно важным вопросам. В процессе решения этих задач проявляются и различные стороны личности людей, на основе которых строятся оценки и межличностные отношения.
  • Ролевые ориентации. Полноценное функционирование членов Г. Очень длительный период.

Обобщая различные модели этапов развития МГ, можно сказать, что Г проходит в своём развитии три качественных изменения: ориентировка – конфликт – динамическое равновесие. Существует две противоположные точки зрения на процесс распада Г

  • Г есть, но её нет: Г сущ, но она прошла этап деструкции, нет психологической общности
  • Группа на пике своего развития перестаёт существовать организационно

Механизмы группового развития

1. Решение противоречий. Типы противоречий:

  • Рассогласование скорости изменений в различных сферах внутри Г активности.
  • Противоречие между центробежными и центростремительными силами. Под центробежными силами подразумевается стремление членов группы к индивидуализации, а под центростремительными – потреьность в принадлежности к группе.
  • Между актуальными возможностями Г и реальными целями, стоящими перед ней: сложные цели – низкий потенциал, большой потенциал – цели прежние.

2. Идеосинкрозический кредит (Холландер).

Лидеру разрешено нарушать Г нормы в определённых условиях до определённого предела. Возникает необходимость изменения Г норм – лидер их нарушает – если новый тип поведения даёт позитивные результаты, то оно становится новой нормой – если не даёт, то кредит может быть скоро исчерпан – возврат к старым формам поведения или Г конфликт.

3. Психологический обмен. Пример – модель ценностного обмена Кричевского: меняются определённые формы поведения, ценные для Г, на определенный статус (возможность влияния).

Обмен осуществляет дифференциацию.

В связи с наличием центробежных сил в группе стоит поговорить о факторах, которые могут повлиять на то, что группа не развалится. К таким факторам можно отнести сплоченность. Интегративная тенденция Г развития – сплочённость. Существуют социально-психологические трудности операционализации этого понятия: три основные направления изучения.

  • Сплоченность, как аттракция (исторически первая идея) – сумма позитивных отношений членов Г как некий эмоциональный феномен. Исследование ЛОТТ: чем лучше отношение, тем сплочённее Г. Но оказалось, что сплочённость не чисто-эмоциональный феномен: она зависит от функционального распределения и процесса решения задач.
  • Мотивационная концепция сплочённости Картрайта – сумма всех векторов сил, влияющих на включение человека в Г: чем мотивированнее Г членство, тем выше Г сплочённость. Побудительные свойства Г:
  1. привлекательность членов Г
  2. привлекательность Г целей
  3. демократичность или руководство
  4. прогнозы Г членства для себя
  5. сравнение членства в данной Г с членством в др Г

Картрайт считал, что зависимость сплочённости и эффективности деятельности прямо пропорционально. В результате получилось что наоборот, так как эффективность Г деятельности – это не просто её продуктивность, а ещё и её оценка самим человеком. Поэтому в ситуации, когда деятельность не значима, при высокой сплочённости Г снижается эффективность Г деятельности.

21 стр., 10461 слов

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их ... образовательные потребности. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка ...

  • Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (Донцов) – степень совпадения индивидуальных ценностей в Г, их совпадение с общеГ ценностями. Соответственно, чем выше совпадение, тем выше сплоченность и наоборот.