Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Методика №1 «Эталоны» …………………………………………………4
3. Методика №2 «Лабиринт»…………………………………………………4
4. Методика №3 «Десять слов»………………………………………………5
5. Методика №4 «Разложи картинки»………………………………………5
6. Методика №6 «Четвертый лишний»………………………………………5
7. Методика №7 «Задачи Пиаже»……………………………………………6
8. Методика №8 «Дорисуй картинки»…………………………………………7
9. Методика №13 «Разговор о школе»…………………………………………8
10. Методика №12 «Зеркало»……………………………………………………8
11. Методика №20 «Лесенка»………………………………………………….10
12. Приложения…………………………………………………………………12
13. Заключение………………………………………………………………….18
Введение
Возраст 6-7 лет является переходным, критическим возрастом в психическом развитии ребёнка, поворотным пунктом всего последующего развития. Именно в это время ребёнок меняет своё социальный статус, за этот год ему нужно превратиться из дошкольника, чья деятельность достаточно свободна и нерегламентированная, в ученика, место которого в обществе чётко определено и обязанности которого обществом заданы и строго контролируются. Поэтому так важно представлять себе особенности детей данного возраста и уметь корректно изучать отдельные стороны единого процесса психического развития.
Методики, использованные в данном, исследовании позволяют выявить психологические особенности ребёнка. Испытуемый – Иван Власов, 6 лет.
Методика «Изучение готовности детей, поступающих в первый класс» ...
... также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря ... рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлением своим ... 3. Мышление и речь Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие ...
Для исследования были использованы следующие психологические методики:
Методика №1 «Эталоны» (Л.А. Венгер).
Цель: выявить уровень развития персептивного действия; сравнения предметов с эталоном.
Методика №2 «Лабиринт» (Л.А. Венгер).
Цель: выявить уровень овладения действиями наглядно-образного мышления.
Методика №3 «Десять слов» (А.Р. Лурия).
Цель: выявить уровень словесной памяти.
Методика №4 «Разложи картинки».
Цель: выявить умение выделять логическую последовательность событий (на основе образного материала).
Методика №6 «Четвертый лишний».
Цель: выявить владения детьми операцией обобщения (предлагается авторский вариант данной методики).
Методика №7 «Задачи Пиаже».
Цель: выявить уровень обратимости мыслительных операций, т.е. способность ребенка абстрагироваться от внешних кажущихся признаков и опираться на внутренние логические закономерности.
Методика №8 «Дорисуй картинки» (О.М. Дьяченко).
Цель: выявить уровень развития творческого воображения.
Методика №12 «Зеркало» (А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова).
Цель: выявить особенности отношения ребенка к школьной действительности, специфику восприятия им учебной ситуации.
Методика №13 «Разговор о школе» (М.Р. Гинзбург).
Цель: выявить уровень мотивационной готовности ребенка к обучению в школе, раскрыть состав и выраженность мотивов, побуждающих ребенка идти в школу, а также степень осознанности этих мотивов.
Методика №20 «Лесенка» (В.Г. Щур).
Цель: выявить особенности самооценки ребенка и особенности его представлений об отношении к нему других людей.
Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций ...
... т.к. методов исслед-я очень много. Методика по Л.В. Череможкиной. Цель: исслед-е методики позволяет выявить уровень развития зрительной памяти детей старш. дошк. возр. Оборудов: картинка с изображением фигуры, состоящей из ...
Методика №1 «Эталоны»
Перед ребенком кладут карточку с изображением 16-ти предметов и под ней последовательно предъявляются четыре эталона (четыре задачи сравнения предметов с эталонами).
Ребёнок внимательно рассматривает картинки на большой карточке и фигурку под ними на маленькой карточке. Выбирает те картинки, которые больше всего похожи на эту фигуру и т.д. внимательно смотрит на фигурку под картинками.
Анализ результатов: ребенок не отметил 1 картинку соответствующую конусообразной фигуре (кукла), набрав 31 балл, это соответствует 5 уровню восприятия. (Приложение 1).
Уровень адекватной ориентировки. При анализе формы предмета ребенок ориентировался на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяло ему безошибочно сопоставлять предмет с эталоном. Ошибка случайна.
Методика №2 «Лабиринт»
Испытуемому предлагается семь карточек, на которых даны изображения с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», помещенных под полянкой, в которых условно указан путь к одному из домиков. Экспериментатор смотрит, как решил задачу ребенок и если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Анализ результатов: испытуемый набрал 31 балл, это соответствует 4 уровню развития наглядно-образного мышления. (Приложение 2).
Наглядно-образное мышление находится на уровне «выше среднего. Соответственно, у ребёнка незавершенная ориентировка по двум параметрам. Достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
Методика №3 «Десять слов»
Ребенку зачитывают вслух 10 несложных слов. Затем просят ребенка эти слова воспроизвести.
Анализ результатов: ребенок допустил 2 ошибки, это соответствует 4 уровню развития словесной памяти. (Приложение 3).
Рисунок семьи
... Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко. Методика «Рисунок семьи» Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ... стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной ...
Словесная память находится на уровне «выше среднего».
Методика №4 «Разложи картинки».
Ребёнку предлагается упорядочить предложенные им в неправильном порядке наборы картинок. Предлагается два набора, состоящие из четырех картинок каждая.
Анализ результатов: ребенок допустил ошибку выполняя задание с первым набором карточек, набрав 6 баллов. Это соответствует 4 уровню умения выделять логическую последовательность событий. (Приложение 4).
У ребенка средний уровень сформированности умения выделять логическую последовательность событий.
Методика №6 «Четвертый лишний».
Ребенку последовательно предлагают два набора картинок (по четыре картинки в каждом) и просят каждый раз убрать одну неподходящую картинку, оставив остальные три. Свой выбор ребенок должен обосновать. На основе выбора картинки и обоснования этого выбора судят об уровне владения ребенком операцией обобщения.
Анализ результатов: ответы ребенка основаны на категориальном обобщении, с опорой на существенные признаки (14 баллов), это соответствует 5 уровню операции обобщения. (Приложение 5).
У ребенка высокий уровень владения операцией обобщения.
Методика №7 «Задачи Пиаже».
Методика включает в себя 3 задания.
Перед ребенком выкладываются в ряд 10 квадратов красного цвета. Затем под каждым квадратом первого ряда кладут квадраты синего цвета. Ребенок должен отгадать, не считая, каких квадратов больше. Далее на глазах у ребенка складывают синие квадраты в стопку и задают вопрос: «А теперь каких квадратов больше, красных или синих?»
Квадрат коричневого цвета 10 см на 10 см разрезать по диагонали на два треугольника. Ребенка спрашивают: «Угадай, как шоколадки больше, если куски лежат вот так (складывают их в квадрат) или если они лежат вот так (на глазах у ребенка из двух треугольников делают большой треугольник).
Перед ребенком выкладывают в один ряд сначала 10 квадратов красного цвета, затем продолжая ряд, выкладывают 5 квадратов синего цвета. Выкладывая красные квадраты, ребенка спрашивают: «Какого они цвета? И из чего они сделаны?» Те же вопросы повторяют, выкладывая синие квадраты. Задают основной вопрос: «Угадай, не считая, каких квадратов больше, красных или бумажных?»
Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе
... количество публикаций таких методик значительно возрастает. Глава 1. Педагогическая теория о воспитании "Трудных" детей в начальной школе 1.1 Понятие трудного ребенка в начальной школе Трудные дети - широкое и ... неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в ...
Анализ результатов: испытуемый ребенок ответил неверно на вопрос из задания №3, получив при этом 4 балла, это соответствует 4 уровню мыслительной операции. (Приложение 6).
Уровень развития способности опираться на внутренние логические закономерности – «выше среднего».
Методика №8 «Дорисуй картинки».
Ребёнку даётся альбомный лист, разделенный на 6 клеток, в каждой из которых нарисованы простые геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и трапеция).
Ребенка просят дорисовать каждую из шести фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Анализ результатов: за качество выполнения рисунка ребенок получает 10 баллов и за оригинальность выполнения он так же набирает 10 баллов, это соответствует 3 уровню развития творческого воображения. (Приложение 7).
Данный ребенок имеет средний уровень воображения, высокий уровень оригинальности, уровень выполнения рисунков – «ниже среднего». Он использует фигуры, для создания нового образа, например, треугольник он увидел как крышу дома, а квадрат изобразил, как голову робота.
Методика №12 «Зеркало».
Для исследования используются: 3 рисунка (А, Б, В) размером 18 на 24 см; 3 листа бумаги для рисования размером 12 на 18 см, зеркало, цветные карандаши. На рисунке А изображена птичка, у которой есть детали, направленные влево и вправо. Рисунки Б и В ребенок должен скопировать. Ребенку показывают рисунок А, ставят перпендикулярно плоскости рисунка зеркало. Проводится беседа. Проверяющий передвигает зеркало вправо и влево, показывает ребенку, что отражается только та часть рисунка, которая находится перед зеркалом, причем детали рисунка располагаются в противоположном направлении.
Ребенку предоставляют поочередно рисунок Б и В, перечисляет элементы рисунка. Часть рисунка закрывается чистым листом, на котором ребенок будет рисовать. Ребенок пытается нарисовать зеркальный рисунок без помощи зеркала. После завершения работы ребенком рисунка, ставят зеркало и проверяют, правильно ли выполнено задание. После каждого рисунка проверяющий обязательно указывает на ошибки ребенка (если они имеются), причем обсуждение ошибок носит конкретный характер.
Индивидуальное выполнение задания зеркального рисунка В. Повторно используется рисунок В, в данной серии ставится реальное зеркало, как и во вводной серии. Ребенок еще раз рисует зеркальный рисунок. Зеркало убирается. Получив последний рисунок, проверяющий благодарит ребенка, и хвалит его обязательно.
Анализ результатов: ребенок не сразу понял смысл задания и изобразил часть рисунка без учёта зеркального отражения деталей (1 балл) , после обсуждения ошибок, задание было выполнено, но без прорисовки деталей (2 балла).
И на третьем рисунке испытуемый нарисовал видимую часть рисунка с учетом зеркального отражения всех деталей, что соответствует 3 баллам за два рисунка. (Приложение 8).
По соотношению трех оценок (1-2-3), испытуемый относится к «предучебному» типу восприятия школьной действительности.
Ребенок показал средний уровень сформированности позиции школьника, так как не все задания были выполнены на высоком уровне. Это значит ребенок не до конца готов к обучению в школе.
Методика №13 «Разговор о школе».
Ребёнку зачитывается небольшой рассказ.
Текст рассказа: Мальчики разговаривали о школе.
1мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
2 мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
3 мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
4 мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что я там получаю пятерки».
5 мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу стать летчиком. А для этого нужно учиться. Без учения никем не сможешь стать, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».
6 мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится читать, писать, решать задачи. Если бы школы не было, я бы все равно учился».
Во время прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается карточка с соответствующим рисунком. После прочтения рассказа проверяют, запомнил ли ребенок содержание предъявленных картинок.
После того как исследователь убедился в правильном понимании смысла каждой картинки, задаются следующие вопросы:
Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
С кем из них ты бы хотел вместе играть? Почему?
С кем из них ты бы хотел вместе учиться? Почему?
Отвечая на любой из вопросов, ребенок делает три выбора. Таким образом, у него 9 выборов.
Анализ результатов: после первого прочтения рассказа ребёнок запомнил все 6 картинок. Уровень учебной мотивации ребенка, по показателю УУМ, составляет — 53 балла, это соответствует среднему показателю осознанности мотивов (Приложение 9).
Уровень осознанности мотивов средний, так как обоснования давались краткие. Чаще, основным был мотив — получения высокой отметки. Этот мотив побуждает ребенка ходить в школу, но учебная деятельность не вызывает интерес. У него слабая учебная мотивация при общем положительном отношении к школе.
Уровень мотивационной готовности ребенка к обучению к школе средний, больше преобладает мотив получения высокой отметки, но также есть социальный мотив и учебный. Ребенок хочет ходить в школу, но с учением связан косвенно, так преобладает мотив, который указывает на слабую учебную мотивацию при общем положительном отношении к школе. Но у ребенка так, же есть учебный мотив, который указывает, что у ребенка есть потребность к овладению новыми знаниями.
Методика №20 «Лесенка».
На листе нарисована лестница, состоящая из 5 ступенек, на 5 ступеньку приклеивается изображение какого-либо положительного героя, а на первую отрицательного (герои должны соответствовать полу ребёнка).
С ребёнком начинают непринуждённый разговор о составе его семьи, о друзьях и «недругах». Затем показывают лист с изображение лестницы, и говорят, что если всех детей рассадить на ней, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие дети, ниже – просто хорошие, на 3 – средние, на 2 – немножко плохие, а на нижней – самые плохие.
Ребенку дают фигуру с изображением мальчика и просят поставить эту фигуру на ту ступеньку, которой, по его мнению, он соответствует сам. При этом он поясняет, почему он выбрал именно эту ступеньку.
Ребенок оценивает себя по 4 критериям: «хороший – плохой», «умный – глупый», «послушный – не послушный», «счастливый – не счастливый». Данные заносят в протокол.
Анализ результатов: ребенок набрал 3,5 балла в графе «самооценка», отражённая самооценка – 4,1 балл, что соответствует показателю выше среднего. (Приложение 10).
Испытуемый считает себя обычным ребёнком, так как набрал средний уровень самооценки. Но показатели самооценки «счастливый — несчастливый» он показал на высоком уровне, потому что он считает себя самым счастливым мальчиком, среди своих сверстников.
Отражённая самооценка находится на уровне — выше среднего, самое благоприятное эмоциональное благополучие на ребенка оказывает папа, а понижает самооценку ребенка мама.
Мальчик адекватно оценивает себя, он может быть и хорошим и плохим и послушным и не очень. По критериям можно выявить, что большую поддержку ребенок получает от окружающих одного с ним пола – это папа, брат и друг. Несмотря на самый низкий показатель, ребёнок считает себя счастливым, благодаря большому вниманию со стороны мамы и общению с ней.
Приложения:
Приложение 1 «Эталон»
Испытуемый: Ваня, 6 лет Дата: 05. 05. 2011
Эталоны |
Ответ
|
Количество ошибок
|
Поведение
|
|
Ботинок Машина коляска
|
0
|
Мальчик был заинтересован заданием. Проблем с организацией испытания не возникло.
|
|
Чашка Гриб Шапка Корзина
|
0
|
|
|
Груша лампочка матрешка гитара
|
0
|
|
|
Пирамида Кукла Морковь Желудь |
1 |
|
Общий балл |
31 |
|
Уровень |
высокий |
|
Приложение 2 «Лабиринт»
Испытуемый: Ваня, 6 лет Дата: 05. 05. 2011
№ задания |
№ домика |
балл |
поведение |
1 |
7 |
4 |
Ребенок не сразу понял, как нужно выполнять задания. Выполнив блок первых задач, начал отвлекаться |
2 |
12 |
4 |
|
3 |
9 |
4 |
|
4 |
7 |
4 |
|
5 |
5 |
4 |
|
6 |
11 |
1 |
|
7 |
4 |
2 |
|
8 |
3 |
4 |
|
9 |
27 |
0 |
|
10 |
8 |
4 |
|
Общий балл |
31 |
|
Уровень |
Выше среднего |
|
Приложение 3 «Десять слов»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 05.05.2011
брат |
гора |
рыба |
роза |
конь |
часы |
зима |
хлеб |
дом |
игла |
Лишние слова |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Поведение |
внимательное |
Общий балл |
8 |
Уровень |
выше среднего |
Приложение 4 «Разложи картинки»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 05.05.2011
№ задачи |
Ответ |
Балл |
Рассказ |
Поведение |
1 |
паищ |
2 |
сбивчивый |
Мальчик долго рассматривал изображения, пытаясь придумать рассказ |
2 |
семя |
4 |
последовательный |
|
Общий балл |
6 |
|
Уровень |
средний |
|
Приложение 5 «Четвертый лишний»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 05.05.2011
№ задания |
Ответ |
Балл |
Обоснование |
Балл |
Поведение |
1 |
дерево |
5 |
Другие инструменты |
2 |
Ребенок внимательно рассмотрел картинки, отвечал обосновывая свой выбор с опорой на существенные признаки |
2 |
корзинка
|
5
|
Остальное растение |
2 |
|
Общий балл |
14 |
|
Уровень |
высокий |
|
Приложение 7 «Дорисуй картинки»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 11.05.2011
фигура |
|
|
|
|
|
|
Общий балл |
Уровень |
Балл за тип выполнения задания |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
ниже среднего |
Балл за оригинальность |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
10 |
высокий |
Всего баллов |
4 |
4 |
1 |
3 |
4 |
4 |
20 |
средний |
Поведение |
заинтересованность |
Приложение 6 «Задачи Пиаже»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 11.05.2011
№ задачи |
Ответ |
Балл |
Поведение |
1а |
одинаково |
2 |
Слушал не внимательно, просил повторить задание |
1б |
|
|
|
2 |
одинаково |
2 |
|
3 |
красных больше |
0 |
|
Общий балл |
6 |
|
Уровень |
выше среднего |
|
Приложение 8 «Зеркало»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 11.05.2011
Этапы |
Серии |
Содержание этапов |
Балл |
Поведение |
1 |
Тренировочная |
Вводная беседа |
Не ставится |
|
2 |
Серия I |
Индивидуальное выполнение |
|
|
3 |
|
самопроверка |
|
|
4 |
Серия II |
Совместное выполнение |
|
|
5 |
|
Обучающая проверка |
|
|
6 |
Серия III |
Индивидуальное выполнение |
|
|
Формула |
1 |
2 |
3 |
Тип отношения |
предучебный |
Уровень |
средний |
Приложение 9 «Разговор о школе»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 11.05.2011
Таблица I
Количество картинок, которые ребенок запомнил |
После первого прочтения рассказа |
После второго прочтения рассказа |
После третьего прочтения рассказа |
|
6 |
|
|
Таблица II
Вопросы |
Кто из детей прав? |
С кем бы ты хотел играть? |
С кем бы ты хотел учиться? |
Мотивы |
внешний |
|
|
|
|
игровой |
|
1 |
|
|
позиционный |
|
2 |
1 |
|
отметка |
3 |
3 |
3 |
|
социальный |
2 |
|
2 |
|
учебный |
1 |
|
|
Таблица III
Сферы |
Мотивы |
Кто из детей прав?
|
С кем бы ты хотел дружить? |
С кем бы ты хотел учиться? |
Выраженность мотивов |
Выраженность мотивов в каждой из сфер мотивации |
Коофициент значимости мотива |
Внеучебная мотивация |
внешний |
|
|
|
|
|
0 |
|
игровой |
|
|
|
|
|
1 |
Внешняя учебная |
позиционный |
|
|
|
|
|
2 |
|
отметка |
|
|
|
|
|
3 |
Внутренняя учебная |
социальный |
|
|
|
|
|
4 |
|
учебный |
|
|
|
|
|
5 |
Общий балл |
|
Уровень (УУМ) |
|
Приложение 10 «Лесенка»
Испытуемый: Ваня, 6 лет. Дата: 11.05.2011
Критерии самооценки |
Само- оцен- ка |
Обо- сно- вание само- оценки |
Отражённая самооценка |
Поведение |
|
|
|
мама |
папа |
бабуш- ка |
брат |
учи- тель |
друг |
|
Хороший- плохой |
3 |
Я бываю и хорошим и плохим |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
Ребенок внимательно слушал, когда задавались вопросы из 2 серии, отвечал задумчиво. |
Умный- глупый |
3 |
Обычно я умный, но иногда бывают ошибки |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
5 |
|
Послушный- непослушный |
3 |
Не всегда слушаюсь взрослых |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
|
Счастливый- несчастливый |
5 |
Я самый счастливый |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
5 |
|
Средний балл |
3,5 |
3,75 |
4,75 |
4 |
4,25 |
4 |
4,25 |
|
Средний балл по отражённой самооценке |
4,1 |
|
Заключение.
Психологическая карта.
Имя, фамилия: Иван Власов Возраст: 6 лет
Особенности познавательной сферы |
уровень |
Методика диагностики |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Восприятие |
|
|
|
|
31 |
№1»Эталоны» |
Образное мышление |
|
|
|
31
|
|
№2«Лабиринт» |
Память словесная |
|
|
|
8 |
|
№3«Десять слов» |
4.Выделение логической последовательности событий |
|
|
|
6 |
|
№4 «Разложи картинки» |
Обобщение |
|
|
|
|
14 |
№6«Четвертый лишний» |
Обратимость операций |
|
|
|
4 |
|
№7 «Задачи Пиаже» |
Воображение |
|
|
20 |
|
|
№8 «Дорисуй картинки» |
Общий уровень познавательной деятельности |
4,1 |
Совокупность анализ данных методик №1-8 |
7. Тип отношения к школе |
Формула |
Уровень |
Методика диагностики |
|
1 |
2 |
3 |
предучебный |
№12 «Зеркало» |
Учебная мотивация |
Мотивы |
Общий балл |
Уровень |
Методика диагностики |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сферы мотивации |
А |
Б |
В |
|
средний |
№13 «Разговор о школе» |
|
|
|
|
|
|
|
Общий уровень познавательной деятельности у ребёнка – «выше среднего».
Для замечаний: