Методы обучения детей Правилам дорожного движения в школе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

.1 Особенности школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе «Дорожная безопасность»

.2 Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста

1.3 Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка младшего школьного возраста

1.4 Психофизиологические особенности поведения на дороге подростка

.5 Анализ динамики дорожно-транспортных происшествий с участием детей по России и Вологодской области

2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Результаты тестирования обучающихся на знание правил дорожного движения

3.2 Результаты тестирования родителей обучающихся на знание правил дорожного движения

3.3 Мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Для учебных заведений вопрос организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма актуален всегда. Педагоги в силу профессии и обязанностей должны постоянно акцентировать своё внимание на охране жизни и здоровья детей.

Ежегодно количество автомобилей и других участников дорожного движения растет, ситуации на дорогах становятся все более напряженными. В свою очередь это требует большого внимания, умения оценить факторы опасности, спрогнозировать адекватное поведение.

Вместе с тем педагогическая деятельность учреждений образования в этом направлении нуждается в совершенствовании. В этом плане требуется введение инновационных форм, новых методов работы, разработка образовательных программ, соответствующих современным потребностям в обучении основам безопасности дорожного движения [14].

По мнению многих авторов литературных источников, безопасность — не просто сумма усвоенных знаний, но в первую очередь умение правильно вести себя в различных ситуациях [4,12,13,27].

21 стр., 10212 слов

Особенности психофизиологической деятельности экипажа на борту ЛА

... авиационный технический университет. Кафедра авиационного приборостроения. Особенности психофизиологической деятельности экипажа на борту ЛА Подготовил: студент ... (НПО) сопряжено с тяжелыми последствиями для безопасности полетов и даже фатальными исходами. Исследования голландских ... пространства отображать фиксированным индексом пространства, а движение объекта — подвижным. О потребностях пересмотра ...

Каждый год в школы приходят новые школьники, которых просто необходимо обучать правилам дорожного движения и прививать навыки безопасного поведения на дорогах [20]. Данный момент очень важен с учётом «печальной» статистики дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире многие понимают необходимость изучения правил безопасности поведения на дороге, но, к сожалению, для освоения данной темы не используются соответствующие программы для детей разных возрастных категорий. Объект исследования: безопасность всех участников дорожного движения.

Предмет исследования: организация изучения тем и подбор методов и методических приемов в соответствии с психофизиологическими особенностями поведения на дороге детей разных возрастов.

Целью данной работы является изучение уровня осведомленности школьников разных возрастных категорий и родителей г. Вологды о правилах безопасного поведения на дороге детей и взрослых.

Задачами научно-исследовательской работы являются:

) провести тест-анкеты среди школьников по проверке знаний о безопасности на дорогах и провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы;

) провести тест-анкеты среди родителей по проверке знаний о безопасности на дорогах и провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы;

) предложить методические рекомендации по проведению мероприятий в школьном курсе и разработать методические рекомендации по работе с родителями.

Методы исследования:

·теоретический анализ литературы по данной теме;

·тестирование школьников и их родителей;

·методы математической обработки.

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

... подростка под влиянием аддиктивного поведения. Задачи исследования: · Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы; · Осуществить эмпирическое исследование по диагностике социально-психологической ... состояния подростка (аддиктивное поведение). Этот опыт зачастую дает подростку ощущение психофизического переживания комфорта, принятия и безопасности в целом спектре ситуаций ...

База исследования: «Средняя общеобразовательная школа № 11» и «Средняя общеобразовательная школа № 23» города Вологды. В тестировании приняли участие школьники пятых-седьмых классов и их родители. Всего в исследовании приняли участие 80 учеников и 60 родителей.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе осуществлялось изучение литературы по соответствующей теме. Это позволило определить предмет, объект, цель и задачи исследования. На втором этапе были разработаны тест-анкеты на выявление знаний и соблюдения правил дорожного движения обучающими и их родителями, а также мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортого травматизма.

На третьем этапе проводилось написание и оформление выпускной квалификационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных нами данных и сделанных выводов можно оценить масштабы проблемы обеспечения безопасного дорожного поведения в пределах Вологды.

Практическая значимость заключается в том, что:

изучены учебники по ОБЖ в разных классах в плане достаточности предоставления информации о безопасности дорожного движения;

разработаны и проведены анкеты для учеников и родителей на знание и понимание проблем безопасного поведения;

материалы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований на данную тему.

Апробация работы: во время педагогической практики разработаны и проведены анкеты в школе № 11 и № 23. Отдельные положения работы представлены на 46-ой студенческой научно-практической конференции (г. Вологда, 14 марта 2017 г.).

3 стр., 1303 слов

Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познав

... по курсу Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.   Месяц Класс Содержание мероприятия I ... . Её причины и последствия. - Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности. IV четверть - Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их ...

Структура ВКР включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографию из источников, приложений.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

.1 Особенности школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе «Дорожная безопасность»

Дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортных средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [14].

Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков отнесено к приоритетным задачам социально-экономического развития страны.

В целом ряде государственных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения поставлены на первые места в обеспечении социально-экономического развития Российской Федерации [13].

Отношение человека к обеспечению безопасности дорожного движения, безопасному поведению личности на дорогах является частью проблемы формирования общей культуры человека [2].

В настоящее время в соответствии с ФГОС для основной и полной общей образовательной школы значительное место отводится в целом курсу ОБЖ. Доля изучения темы «Дорожная безопасность» также значительна.

Эта тема изучается в течение нескольких лет (таблица 1).

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического ... ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕН. 3 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 4 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ ... 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И ...

С точки зрения возрастного подхода такое распределение часов не является оптимальным, так как более старшие школьники значительно в большей степени являются участниками дорожного движения, не только как пешеходы и пассажиры, но и водителями ТС (велосипед, скутер).

Это требует повышенного внимания к теоретическому обоснованию и формированию практических навыков поведения на дороге.

Таблица 1 — Структура темы в школьном курсе ОБЖ в соответствии с ФГОС

5 класс№ темыТемаКол-во часов2.1Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения12.2Пешеход. Безопасность пешехода12.3Пассажир. Безопасность пассажира12.4Водитель18 класс2.1Причины ДТП и травматизма людей12.2Обязанности пешеходов и пассажиров12.3Велосипедист — водитель транспортного средства110 класс1.2Обеспечение личной безопасности на дорогах1

Стандартный подход в обучении дорожной безопасности к детям разных возрастов является распространенной ошибкой [32]. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной теоретической лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от слушателей навыков абстрактного мышления, которое у дошкольников и школьников начальной ступени образования формируется только к концу младшего школьного возраста [17].

Поэтому учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей — это одно из условий эффективного обучения ПДД [11].

Следует также учитывать разную восприимчивость к различным факторам педагогического воздействия на каждом этапе развития ребенка. Это значит, что методы и средства по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать определенному возрастному периоду [26].

Также при обучении детей правилам безопасного поведения нужно учитывать ведущий тип деятельности в данном возрасте [23]. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка [35].

школьный курс безопасность дорожный

Таблица 2 — Ведущие типы деятельности по Эльконину [35]:

Ведущая деятельностьОписаниеЭмоциональное общение ребенка с взрослымиПрисуще младенцу с первых недель жизни и до года. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются потребность в общении с другими людьми и хватание. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Предметно — манипулятивная деятельностьХарактерна для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет).

Появляется потребность в общественном поведении, но при этом отсутствует умение общественно действовать. В процессе предметно — манипулятивной деятельности ребенок овладевает не только навыками человеческого общения между людьми, но и способами использования всех окружающих его вещей. Игровая деятельность или сюжетно — ролевая играСвойственна детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет).

В процессе игры ребенок выясняет, что окружающие его люди обладают различными профессиями и включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать и чужую точку зрения, а не только свою. Во-первых, в процессе игры происходит ориентация ребенка в самых разнообразных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символических функций. Учебная деятельностьПрисуща младшим школьникам от 6 до 10−11 лет. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания [31].Интимно — личное общение со сверстникамиХарактерно для подростков в возрасте от 10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... в любом виде музыкальной деятельности. Глава 2. Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи ... 53,3 % - высокий уровень, 46,6 % - средний. Движение (соответствие движения характеру и темпу музыки) – 60 % - высокий уровень, 40 % ... это возможно при использовании различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских ...

Изменяется их роль в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место, но уже в качестве борьбы за первенство, возможности поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место принадлежит учебной деятельности. Появляются новые формы обучения, изменяется содержание учебного материала, начинается непосредственное изучение основ наук, требующих развитого теоретического мышления. Качественно меняется мотивация учения, которая помогает лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Учебная деятельностьВажнейшая особенность старшего школьного возраста (15−17 лет).

Ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом. Главное новообразование — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать различные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности, учитывая которые можно добиться огромных спехов в обучении детей правилам дорожной безопасности. Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть резкой, критической, и медленной, постепенной. Развитие личности — это скачкообразная по характеру последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий [3].

.2 Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста

До школы дети, посещающие дошкольные учебные заведения получают первичные знания о правилах поведения на дорогах главным образом от родителей и воспитателей. Самостоятельно появляться на дорогах в качестве участника дорожного движения они не могут, и ответственность за их прибывание на дороге несут взрослые [24].

Возраст 6−7 лет принято считать кризисным не только потому, что в этот промежуток времени ребенок идет в школу, но и потому, что в его организме происходят существенные изменения в психическом и физическом развитии [5].

Повышенный эмоциональный фон и абсолютная цветовая чувствительность в это время существенно облегчают задачу учителям, ведь привлечь внимание детей к плакатам, дорожным знакам и играм, можно просто сделав их яркими, красочными [28].

Ввиду того, что организм ребенка постоянно растет и развивается, не все психические функции, необходимые для освоения окружающего мира, полностью сформированы, а значит, что нужно учитывать следующие особенности возраста, которые могут повлиять на безопасное поведение на дороге:

недостаточная развитость бокового зрения;

оживленность и искажение координации движений;

неспособность комплексно оценивать и анализировать дорожную ситуацию;

трудности с ориентировкой в пространстве;

неразвитость восприятия на слух;

небольшой объем памяти и внимания. За одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак);

затруднения в установлении причинно-следственных связей;

преобладание игровых представлений о различных объектах на дороге над реальными;

небольшие рост и вес ребенка, что представляет двойную опасность, уменьшая обзор и восприятие дорожной обстановки самому ребенку и делая его малозаметным для водителя.

Безопасность дошкольников в большинстве случаев зависит от взрослых, что существенно понижает уровень осознанности своих действий, обеспечивающих их безопасность [22].

Обогащение опыта детей разными чувствительными впечатлениями, повышение интереса к окружающим предметам, в частности к средствам передвижения — все это особенности детей дошкольного возраста.

Восприятие у дошкольников самопроизвольно, внимание бессознательно. Дети могут воспринимать окружающие вещи, находящиеся рядом, именно поэтому ребенок с большим трудом ориентируется на дороге [16].

Родителям дошкольников рекомендуется обеспечить сопровождение своих детей, потому что в этом возрасте движения детей становятся порывистыми, он легко теряет самоконтроль.

Педагоги детских дошкольных учреждений должны особенно акцентировать внимание детей на важности соблюдения правил. У дошкольников отношения и ценности формируются на основе примеров, оценочных суждений взрослых, через поощрение безопасного поведения детей. Эти же мысли нужно непременно доводить до родителей различными способами. Бесплатные памятки и буклеты рекомендуется сделать доступными для родителей и распространить их во всех часто посещаемых заведениях [19].

Педагогам рекомендуется так строить обучение ПДД, чтобы оно соответствовало возрасту и заинтересованности ребенка, где в приоритете не результат, а заинтересованность процессом, ведущая к развитию ребенка.

При обучении дошкольников Правилам Дорожного Движения необходимо обращать внимание на их личностные психологические черты [15]. Не все дети могут воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию единовременно и притом эффективно.

Например, ребенок, у которого преобладает восприятие информации через слуховой канал («аудиал»), вдумчиво слушает, «схватывает на лету», будет просить произнести сказанное еще раз, например название знака или одно из Правила дорожного движения.

В случае преобладания восприятия через зрительный канал («визуал»), информация будет восприниматься как образы, таблицы, картинки, схемы или графики, т. е. ребенку необходимо на что-то смотреть. Такой ребенок непременно попросит снова показать, как выглядит предмет.

Если у ребенка преобладает канал, связанный с осязательными ощущениями, физической активностью, мышечной памятью («кинестетик»), ребенку нужно щупать, крутить, что-то делать, т. е. двигательно пережить ощущения, связанные со словесной информацией (вырезать из бумаги дорожный знак) [16].

Большинство детей дошкольного возраста — «кинестетики», то есть воспринимают лучше двигательную информацию, поэтому словесный метод обучения Правилам дорожного движения будет малоэффективен.

Рекомендуется рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы. Основными условиями обучения должны стать постоянность занятий, их целостность, преемственность, систематичность.

Любой метод обучения Правилам дорожного движения будет эффективным при наличии комплексного подхода и личной заинтересованности ребенка.

.3 Психофизиологические особенности поведения на дороге младшего школьника

Младшие школьники — это основная категория детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях [35]. Более половины пострадавших на дороге детей попадают под машину по причине отсутствия основного навыка — предвидения скрытой опасности. Важной особенностью младших школьников является большой индивидуальный разброс темпов развития, достигающий на этом возрастном этапе 1−1,5 лет [30]. Совершенствуется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации. Из нескольких одновременно принимаемых сигналов ребенок может выделить наиболее значимые для этого момента, у него появляется способность прогнозировать вероятность действия.

Большие изменения происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Расширяется поле зрения за счет увеличения наружной границы, которая позволяет видеть объекты справа и слева. Это имеет особое значение для ориентировки по дорожным знакам.

Однако, несмотря на развитие зрительной, двигательной функции, в случае возникновения внезапной опасности, требующей от ребенка быстрого оценки ситуации и выбора варианта ответных действий, скорости в принятии решения и реагировании на ситуацию от ребенка ждать не стоит [21].

Такая ситуация определяется особенностями психического и личностного развития младших школьников. Этот возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов [8].

При восприятии информации о Правилах дорожного движения школьник не просто принимает ее к сведению, а подходит к ней разграничено, выделяет особо важную для себя. Можно предположить, что причина несоблюдения ПДД в том, что ребенок предпочел выбрать свой собственный вариант поведения [24]. Следовательно, выбирая формы и методы обучения, педагог должен предложить несколько вариантов развития ситуации на дороге для того, чтобы школьник сам смог выбрать безопасный способ поведения, подходящий ему.

В этот период можно выделить и половые отличия: у девочек реакция на внезапный сигнал более замедлена, чем у мальчиков. В то же время девочки проявляют большую энергичность по сравнению с мальчиками в том случае, когда есть возможность прицельно организовать свое внимание. Девочкам более свойственно зависимое, управляемое поведение, мальчикам — склонность принимать самостоятельные решения [29]. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне IQ [5].

В целом младший школьный возраст — это оптимальный период для усвоения ПДД в полном объеме, а также для целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах [25]. Можно выделить некоторые особенности возраста, которые определяют предрасположенность к несчастным случаям на дороге:

·трудности в определении пространственных положений и взаимоотношений объектов на дороге, своего положения по отношению к объектам, а также определения своего положения на местности по отношению к другим важным объектам;

·затруднение в определении отличий и скоростных характеристик транспортных средств;

·замедленная реакция при принятии решений на дороге;

·доминирование потребности в движении над осторожностью;

·слаборазвитые прогностические способности и переоценка своих возможностей;

·несформированное логическое мышление;

·неразвитость абстрактного мышления;

·притупленность «чувства времени»;

·потребность в новых впечатлениях и высокая увлеченность;

·неразвитое произвольное поведение и импульсивность;

·невозможность осознать ответственность за собственное поведение на дороге.

Для школьников этого возраста крайне важно создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД для того, чтобы они испытали потребность в правильном поведении [7]. Любой словесный метод изложения (рассказ, объяснение и др.) нужно дополнять использованием наглядных средств: таблиц, макетов, схем, презентаций, рассказами самих детей, а также играми, прогулками, спортивными упражнениями, моделированием дорожных ситуаций [19].

Поведение детей во многом обусловлено особенностями нервной системы. Недисциплинированность возбудимого ребенка в данном случае неумышленна, поэтому упреки бесполезны, и педагог (или родитель) должен дать ребенку возможность после школы «выпустить пар», прежде чем он отправится домой, позволив поиграть в подвижные игры, «потолкаться» со сверстниками [5].

На поведение детей также влияет и различие темпераментов.

Педагоги должны знать и учитывать особенности нервной системы, темперамента учащихся при обучении их навыкам безопасного поведения на дороге, а также вырабатывать у них независимо от темперамента умение исключать спешку и суету при подходе к проезжей части [6].

Так, ребенок с холерическим типом темперамента, сталкиваясь с продолжительной, паузой при переходе дороги, часто испытывает состояние напряжения и раздражения.

Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход дороги в режиме психического напряжения.

.4 Психофизиологические особенности поведения на дороге подростка

Основной особенностью подросткового возраста является пренебрежение опасностью [9]. Подросток уверен, что с ним никогда не произойдет то, что случается с другими, поэтому демонстрирует рискованное «бесстрашное» поведение [21].

Кроме того, подростковый возраст характеризуется рядом личностных особенностей:

) стремление к самоутверждению, что проявляется в ложных представлениях о «мужестве», стремлении не «уронить себя в глазах сверстников», действиях «на слабо».

) стремление к острым ощущениям, экспериментированию, испытаниям своих возможностей. Эти стремления реализуются в экстремальном вождении, которое без достаточного опыта контролирования ситуации приводит к риску возникновения ДТП;

) поверхностное и несерьезное отношение к соблюдению Правил дорожного движения;

) «чувство взрослости»;

) коллективную ориентацию, т. е. подражание тому, как ведут себя другие;

) «отвлекающее поведение» и «отвлекающее управление».

Следует формировать у подростков активную жизненную и личностную позицию, развитое правосознание по вопросам безопасного поведения на дорогах [10].

1)Изменения психофизиологических особенностей ребёнка в процессе взросления в настоящее время активно изучаются, и учитывать эти особенности необходимо как организаторам внеклассной и учебной работы, так и родителям в процессе воспитания навыков безопасного поведения.

)Современные дети имеют существенные особенности восприятия и организации поведения, так как чрезмерное увлечение электронными средствами в условиях усиления напряженности транспортных потоков приводит к тому, что в реальной жизни они недостаточно серьезно относятся к своей безопасности, в том числе и на дорогах.

1.5 Анализ динамики ДТП с участием детей по России и Вологодской области

За первый квартал 2017 года в России произошло 3225 ДТП с участием детей, что на 6% превышает показатели прошлого года за такой же период. Погибших среди детей отмечено — 108 человек, что на 21% больше, чем в прошлом году.

На 3% повысилось количество аварий с участием детей-пассажиров. Смертность в них выросла на 38%.

По мнению ведущих экспертов, среди причин такого резкого увеличения числа погибших является то, что водители пренебрегают применением детских удерживающих устройств. Наблюдается повышение количества ДТП с детьми, не пристегнутыми ремнями безопасности, что в свою очередь увеличило число погибших детей на 111%, что больше почти в 2 раза.

Эксперты кроме указанной причины, выделяют ещё несколько: долговременные поездки с пренебрежением отдыхом, выезд на полосу встречного движения, дефицит транспорта для перевозки детей с водителями-профессионалами [37].

За первый квартал в Вологодской области количество аварий с участием детей, по сравнению с прошлым годом, повысилось на 39%, число получивших травмы несовершеннолетних детей выросло на 45%.

Самая тяжелая обстановка наблюдается в Череповце, где отмечено 17 аварий, что превышает количество происшествий по сравнению с прошлым годом на 70%. Большинство из них произошло на пешеходных переходах.

Районы, в которых наблюдается рост ДТП с детьми:

·Вашкинский;

·Великоустюгский;

·Вологодский;

·Шекснинский;

·Грязовецкий;

·Белозерский;

·Сямженский;

·Чагодощенский.

Установлена вина водителей в 84% аварий с участием несовершеннолетних детей.

На основе анализа динамики статистики ДТП с участием детей, в результате комплекса мероприятий, принимаемых структурами власти и в целом по России и по Вологодской области, выявлено повышение числа аварий с участием детей и количества погибших и раненых.

Основными виновниками зарегистрированных нарушений, повлекших смерть или травмы детей органы власти называют водителей. Эти показатели значительно превышают количество аварий по причине неправильного поведения детей на дорогах. Это связано, скорее всего, с возросшим количеством автомобилей, недостаточной подготовкой водителей и недостаточным вниманием взрослым к вопросам безопасности [37].

2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическая часть проводилась на базе школ № 11 и № 23. Школа № 11 расположена в городе Вологда на улице Чернышевского, 41. Школа находится недалеко от проезжей части. Неподалёку от школы находится светофор [34].

В школе даётся основное общее и среднее (полное) общее образование. В школе обучаются 34 класса. Общая численность обучающихся 949 человек. Режим работы для 1−4 классов пятидневная неделя, для 5−11 классов шестидневная рабочая неделя. Продолжительность уроков 40 минут.

Школа № 23 расположена в городе Вологда на улице Козлёнская, 99. Школа находится недалеко от проезжей части. Неподалёку от школы находится светофор и нерегулируемый пешеходный переход.

В школе даётся основное общее и среднее (полное) общее образование. В школе обучаются 19 класс — комплектов. Общая численность обучающихся 504 человека. Продолжительность уроков в 1−11 классах по 40 минут.

В ходе работы с детьми был использован такой метод педагогического исследования как тестирование. Проведено тестирование на знания обучающимися и их родителями правил дорожного движения. Тестирование — это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на заранее подготовленные вопросы анкеты.

Полные тексты анкет приведены в приложениях 1 и 2. С помощью метода анкетирования выявлено, насколько школьники и их родители соблюдают правила дорожного движения в повседневной деятельности. Для оценки результатов применены методы математической статистики: нахождение процента, определение средней арифметической величины. В анкетировании принимали участие школьники 10−15 лет, разных полов.

Анкетирование проведено на добровольной основе, наибольшую активность проявили школьники 7-х классов (80% респондентов).

3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Результаты тестирования обучающихся на знание правил дорожного движения

В 5−8 классах c помощью тестирования определяли уровень знаний школьниками ПДД. В тесте было предложено 9 вопросов закрытого типа (приложение 1).

Всего в анкетировании приняли участие 80 учеников.

Рисунок 1 — Результаты ответов на вопрос «Каковы основные причины транспортных аварий?»

В соответствии с рисунком 1, на вопрос «каковы основные причины транспортных аварий» около 50% школьников смогли выбрать только два верных ответа.

Правильными ответами были варианты:

б) плохие погодные условия;

в) невнимательность участников дорожного движения;

е) невыполнение правил безопасности водителями и транспортных средств;

з) неправильное поведение пассажиров;

Ответили верно (выбрали все четыре правильных ответа) лишь чуть больше четверти опрашиваемых, что говорит о невысокой осведомленности в данном вопросе и о неполноте знаний правил безопасности дорожного движения. Дали три верных ответа примерно 25%, что говорит о том, что большинство учеников знает не все основные причины аварий.

Неверных выборов ответов не отмечено.

Самым распространенным вариантом ответа на данный вопрос стала невнимательность участников дорожного движения. С точки зрения участников дорожного движения респонденты признают роль внимания в обеспечении безопасности, в том числе и пешеходов. Такие причины как отсутствие подземных переходов, отсутствие регулировщика или разметки не были выбраны, так как не актуальны для настоящего момента в развитии дорожной сети города Вологды и данной возрастной группы.

Даже по результатам ответов на первый вопрос можно сделать вывод, что обеспечение безопасного поведения всех участников дорожного движения крайне затруднено ввиду недостатка знаний и, возможно, заинтересованности взрослых в данном вопросе.

С возрастом увеличивается число вероятных причин дорожно-транспортных происшествий.

Рисунок 2 — Результаты ответов на вопрос «Что бы вы использовали для выхода из автобуса в случае аварии?»

В соответствии с рисунком 2 на данный вопрос, среди отвечающих в случае аварии для выхода из автобуса 7,5% использовали бы кабину водителя. Четверть учеников воспользовалась бы вентиляционными люками и кабиной водителя, что частично является верным. Правильный ответ «двери и окна» выбрало 67%, что говорит о том, что значительная часть детей знает, чем можно воспользоваться в экстренной ситуации. Вариант использования только вентиляционных люков не выбрал ни один человек.

При ответе на данный вопрос предполагалось, что можно выбрать более одного ответа, но получилось, что школьники выбирают лишь один вариант из 2 верных. Результаты анализа подтверждают идею о том, что школьники не овладели всем полным спектром возможных решений в данной критической ситуации. Во втором вопросе более младшие школьники с одинаковой частотой выбирают все предложенные варианты. Школьники постарше понимают, что вариант «кабина водителя» не является верным и поэтому не выбирают его. Правильные ответы на этот вопрос являются следствием развития жизненного опыта, так как учебная программа эти вопросы не затрагивает.

Рисунок 3 — Результаты ответов на вопрос «Как вы будете покидать троллейбус в случае обрыва проводов?»

В соответствии с рисунком 3 на вопрос как они будут покидать троллейбус в случае обрыва проводов — 62,5% выбрали верный ответ «прыжком через дверь, чтобы не поразило током», около трети ответили «через двери, по ступенькам», и 7,5% ответили «через окно». Таким образом, можно сделать вывод о том, что примерно 40% опрашиваемых приняли бы неверное решение, что могло нанести ущерб жизни и здоровью и привести к печальным последствиям, а также о незнании алгоритма действий в случае опасности поражения электрическим током. В данной аварийной ситуации почти половина школьников окажутся вероятными жертвами ДТП.

Что касается третьего вопроса, то старшие дети знают, что вариант способа выхода из троллейбуса в случае обрыва проводов «прыжком через дверь, чтобы не поразило электрическим током» является верным. Младшие школьники предпочли выбрать варианты «через двери по ступенькам» и «через окно» ввиду отсутствия практических знаний и опыта в алгоритме действий в случае данной ситуации.

Рисунок 4 — Результаты ответа на вопрос «Что является опасными зонами на железнодорожном транспорте?»

В соответствии с рисунком 4 на данный вопрос о том, что является опасными зонами на железнодорожном транспорте, 47,5% школьников из 8 предложенных вариантов смогли выбрать только два верных ответа, что говорит о низкой осведомленности в данном вопросе и незнании правил безопасности. 27,5% респондентов выбрали все четыре верных ответа, а именно:

а) железнодорожные пути;

б) железнодорожный вокзал;

д) железнодорожные переезды;

е) посадочные платформы;

Дали три верных ответа примерно 25%, что говорит о том, что в целом ученики данной возрастной категории уже умеют выделять опасные зоны на данном виде транспорта.

Учитывая, что большинство людей, в том числе и детей, пользуется услугами железнодорожного транспорта, такое количество правильных ответов заставляет задуматься над тем, что в весенне-летний период на уроках ОБЖ следует уделить больше внимания данной теме. В четвертом вопросе можно проследить динамику повышения количества верно выбранных вариантов с увеличением возраста опрашиваемых, из чего следует, что дети среднего звена больше осведомлены по этому вопросу.

Рисунок 5 — Результаты ответов на вопрос «Как бы вы поступили, опаздывая на электричку, путь к которой преграждает товарный поезд?»

Обучающимся задавался вопрос: как бы они поступили, опаздывая на электричку, путь к которой преграждает товарный поезд. Дети, достигшие возраста 10 лет, могут находиться на вокзале без сопровождения взрослых и самостоятельно покупать билеты, поэтому очень насторожили ответы школьников, которые ответили, что пролезли бы под товарными вагонами, а 7,5% выбрали вариант «бежали бы через пути к платформе, обегая поезд», что является недопустимым в соответствии с правилами безопасности и опасным для жизни.

Большинство опрашиваемых, а именно 87,5% выбрали верный ответ «пройти до перехода и выйти на платформу», что означает осознанность и осмысленность своих действий.

Анализируя графики, также следует учесть, что выбранный верно ответ на бумаге не означает, что в реальной жизни школьники именно так же обдуманно поступают.

Пятый вопрос показывает, что, несмотря на различие возрастов опрашиваемых, почти все школьники выбрали самый безопасный способ передвижения по платформе.

Рисунок 6 — Результаты ответов на вопрос «Где вы разместите свой багаж в поезде, если все оборудованные места заняты, и соседи не хотят вам их освобождать?»

В соответствии с рисунком 6 среди опрошенных учеников было выбрано 4 варианта ответа. Правильный ответ «поставить под столик или скамейку» выбрали 62,5%, высокая доля выбора правильного ответа оставляет надежду на изменение ситуации в лучшую сторону.

Поставили бы на свободное место на скамейке — 17,5%, а 12,5% ответили, что положили бы на верхнюю полку по ходу поезда, 7,5% выбрали вариант «положите на верхнюю полку против хода поезда». Все эти три ответа являются неверными, так как могут затруднить эвакуацию.

В связи с тем, что более трети опрошенных не смогли правильно сориентироваться в ситуации, можно предположить что такая ситуация для них не является актуальной. Данный вопрос был включен в анкету с целью изучения поведения детей в сложных ситуациях. В вариантах ответов преднамеренно не было выделено вариантов, связанных с проявлением агрессии, таких как «выясняли бы отношения», «отстаивали бы свою точку зрения» или «убрали бы вещи другого человека, поставив на его место свои». Это было сделано для того, чтобы показать анкетируемым, что любой вопрос можно решить мирным путем, при этом сохраняя спокойствие и самообладание.

На вопрос о размещении багажа учащиеся 7−8 классов ответили верно, возможно потому что сталкивались с такой ситуацией. Дети 5−6 классов не показали высоких результатов в выборе правильного ответа. Скорее всего, это связано с тем, что за их багаж во время поездки отвечают взрослые, ведь передвигаться на транспорте без сопровождения они не могут.

Рисунок 7 — Результаты ответов на вопрос «Кому должны подчиняться пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?»

В соответствии с рисунком 7 на вопрос, кому должны подчиняться пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, 2,5% (2 человека) выбрали вариант «по своему усмотрению», 7,5% ответили сигналам светофора. Оба варианта неверны, и выбрав их в реальной дорожной обстановке, школьники подвергнут свою жизнь опасности. Сигналам регулировщика подчинились бы 90% опрошенных, тем самым выбрав верный ответ и поставив свою жизнь и здоровье в приоритет.

Можно считать, что этот вопрос изучался в курсе ОБЖ, и школьники сталкивались с таким фактом в реальной жизни, и уверенно справились с задачей.

На вопрос о светофоре и регулировщике 90% детей выбрали верный вариант ответа, независимо от возраста, что может говорить о том, что в школе данному вопросу уделяется достаточное количество внимания во всех классах.

Рисунок 8 — Результаты ответов на вопрос «Где должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки?»

В соответствии с рисунком 8 на данный вопрос правильно ответили лишь 50% школьников. Другая половина считает, что при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки пешеходы должны двигаться там, где нет транспортных средств. Выбирая этот ответ, дети, видимо, не учитывали того фактора, что автомобиль может находиться в «слепой зоне» и появиться мгновенно, что не оставляет шанса пешеходам обдуманно принять верное решение, и не оказаться раздавленными. Очевидно этот вопрос не нашел достаточного раскрытия при изучении темы «Дорожная безопасность». Вариант «на середине проезжей части» не выбрал ни один человек, что является весьма хорошим показателем в сложившейся обстановке и не может не радовать.

На вопрос о том, где нужно переходить дорогу в случае отсутствия тротуара количество ответов распределились поровну, что свидетельствует о том что, невзирая на различие возрастных категорий, и тем и другим школьникам стоит уделить этому вопросу больше внимания.

Рисунок 9 — Результаты ответов на вопрос «Что должны сделать пешеходы при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?»

В соответствии с рисунком 9 ответы распределись по-разному. 87,5% ответили, что пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части, и оказались правы в выборе, 10% ответили, что нужно спокойно переходить проезжую часть и 2,5% выбрали возможность быстро перебежать дорогу.

На вопрос о приближения транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, дети всех классов довольно хорошо знают, что они должны сделать.

К сожалению, анализируя результаты данного опроса в целом, можно сказать о том, что ребятам данная тема не очень интересна, но и в то же время некоторые ребята считают, что уже все знают по данной теме. У школьников имеется уверенность в своих знаниях по дорожной безопасности, однако существуют темы, которые нуждаются в привлечении внимания.

По результатам тестирования видно, что большинство учеников имеют недостаточные знания о дорожном движении. Исходя из личных бесед с учениками, отмечено, что в 7 классах правила соблюдают реже, чем нарушают, возможно, у школьников данного возраста страх наказания за несоблюдение ПДД исчезает, также в данном возрасте может появиться юношеский нигилизм, а также возникает стремление выделиться среди других.

Также следует учесть, что выбранный верно ответ на бумаге не означает, что в реальной жизни школьники именно так же обдуманно поступают. Поэтому следует учесть особенно в весенне-летний период усиление профилактических мер по обеспечению безопасности на дороге.

Несмотря на различие возрастов и количества часов на изучение данной темы, выяснилось, что и те и другие школьники что-то знают лучше, а что-то хуже. Рекомендуется уделить больше внимания вопросам дорожной безопасности, ведь от правильности и скорости выбранного алгоритма действий, может зависеть не только их собственная, но и чужая жизнь.

Отвечая на одни и те же вопросы, дети разных возрастных групп раскрывают темы в соответствии с формированием их общего кругозора, изучением конкретного материала на учебных занятиях и активной ролью родителей.

3.2 Результаты тестирования родителей обучающихся на знание правил дорожного движения

После проведения опроса школьников, стало интересно, что об этом вопросе думают родители, какой пример подают своим детям. В опросе принимали родители обучающихся 5−8 классов. В тесте было представленно 12 вопросов закрытого типа и 3 вопроса открытого типа (приложение 2).

Всего в анкетировании приняло участие 60 родителей.

В большинстве дорожно-транспортных происшествиях с детьми прямо или косвенно повинны родители. Одни — потому что безответственно оставляли малышей без присмотра на улице, другие — потому что не приучили их к строгой дисциплине на улице и соблюдению Правил дорожного движения. Поэтому работа с родителями — одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.

Отец, мать и другие взрослые члены семьи — активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя или сотрудника дорожной полиции.

Личный пример взрослых имеет важное значение в воспитании у детей сознательного поведения на улице. Навыки правильного, безопасного поведения на улице и дороге переходят в привычку, когда дети убеждаются, что взрослые к Правилам дорожного движения относятся серьезно и строго их соблюдают.

Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Но если ученики не ставят перед собой какой-либо цели, обусловленной заданием или деятельностью учителя, цель обучения недостижима [18]. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.

Рисунок 10 — Результаты ответов на вопрос «К какой возрастной категории относятся ваши дети?»

В соответствии с рисунком 10 среди родителей на вопрос, к какой возрастной категории относятся ваши дети, результаты распределились по-разному. Так как опрашивали мы родителей учащихся среднего звена, то на данный возраст пришлось максимальное количество от всех ответов. 30% ответили, что также имеют ещё детей старших классов, 20% воспитывают дошкольников, а 15% - родители детей младшего школьного возраста.

Данный вопрос был включен в анкету с целью определения наличия или отсутствия детей разных возрастных категорий в одной семье, и, как следствие, разных средств и методов обучения безопасным навыкам поведения.

Рисунок 11 — Результаты ответов на вопрос «Имеет ли ваша семья автомобиль?»

В соответствии с рисунком 11 на данный вопрос среди родителей 70% имеют данное средство передвижения, 25% ответили, что не имеют в семье транспортного средства, и 5% ответили, что собираются в ближайшее время приобрести автомобиль. Опрос проводился в школах, которые находятся в густо застроенных многоэтажными домами районах, где уровень жизни и семейных доходов относительно высокий. Такое распределение ожидаемо и объяснимо ввиду постоянного развития общества и доступности данного средства передвижения.

Рисунок 12 — Результаты ответов на вопрос «Из каких источников ваши дети получают информацию о правилах поведения на дороге?»

В соответствии с рисунком 12 на вопрос, из каких источников ваши дети получают информацию о правилах поведения на дороге, максимальное количество ответов, а именно 80%, отметили основным источником СМИ, что не оправдало наши ожидания: учителя как источник информации на третьем месте. На втором месте расположились родители, что согласуется с анализом предыдущего вопроса. 20% - работники дошкольных учреждений, 15% - общественные движения, 10% выбрали вариант «друзья».

Это говорит о том, что современные школьники активно пользуются социальными сетями и предпочитают доверять информации, получаемой посредством электронных гаджетов. В основном в поведении на дорогах они ориентируются не на правила, закрепленные законодательно, а на результат общественного мнения.

Рисунок 13 — Результаты ответов на вопрос «Какое самое безопасное место для ребенка в автомобиле?»

В соответствии с рисунком 13, на вопрос какое самое безопасное место для ребенка в автомобиле ответы расположились следующим образом: 55% выбрали заднее левое сидение, 25% утверждают, что заднее правое сидение, 10% ответили среднее заднее сидение и оказались правы, и 10% считают, что это переднее пассажирское.

Выбор заднего левого сидения объясняется с точки зрения родителей так: в случае аварии водитель неосознанно постарается увернуться от удара, укрывая левую сторону, тем самым подвергая опасности противоположную сторону.

Все же, несмотря на различие мнений, эксперты рекомендуют выбирать для ребенка заднее среднее сидение, утверждая, что при возникновении опасности с любой из сторон, средней части будет нанесен наименьший ущерб [33].

Рисунок 14 — Результаты ответов на вопрос «До какого возраста ребенок должен находиться в специальном удерживающем устройстве?»

Родителям задавался вопрос: до какого возраста ребенок должен находиться в специальном удерживающем устройстве. И так, в соответствии с рисунком 5, 70% знают, что до 12 лет, 20% утверждают — до 10 лет, 10% родителей считают, что до 7 лет.

Треть опрошенных родителей, многие из которых владельцы автомобилей и имеют маленьких детей, оказались неправы, ориентируюсь на мнение неподтвержденных законодательно источников.

Рисунок 15 — Результаты ответов на вопрос «Обсуждаете ли вы в семье поведение в критических ситуациях в связи с возможным ДТП?»

В соответствии с рисунком 15 среди респондентов, выяснилось, что только 50% всегда обсуждают этот вопрос, 30% анализируют уже случившееся, 20% не считают нужным обсуждать в семье поведение всех участников в критических ситуациях.

Это явно недостаточно, так как даже часть родителей-автомобилистов не обсуждают с детьми возможные варианты экстремальных ситуаций, и поведения детей и взрослых в условиях возможных ДТП.

Рисунок 16 — Результаты ответов на задание «Оцените по 5-ти балльной шкале уровень своих знаний о безопасности на дорогах»

В соответствии с рисунком 16 на задание оценить по 5-ти балльной шкале уровень своих знаний о безопасности на дорогах, ответы распределились следующим образом: 54% отметили «4», 40% выбрали «5», 6% выбрали «3».

Неуверенность в знаниях, постоянные изменения в правилах и оснащенности дорожными знаками, все эти факторы повлияли на выбор определенной немаксимальной оценки. В связи с настоящей дорожной обстановкой в нашем городе такие баллы стали вполне ожидаемыми.

Рисунок 17 — Результаты ответов на вопрос «Что вы сделали для того, чтобы ваш ребёнок правильно переходил дорогу?»

В соответствии с рисунком 17 на данный вопрос среди родителей большинство ограничивается лишь беседами, которые далеко не всегда эффективны. Странно оказалось, что личный пример является важным для безопасности ребенка только у 25% родителей.

Что касается сопровождения, то такой процент выбора вполне объясним, ведь не у каждого родителя есть возможность каждый день провожать ребенка до школы, при этом объясняя, как правильно вести себя на дороге.

Дорога от дома до школы детям хорошо известна и они уже имеют право появляться на дорогах без сопровождения взрослых, поэтому родители семиклассников значительно более спокойны, нежели родители первоклассников.

Рисунок 18 — Результаты ответов на вопрос «Какие дополнительные меры предосторожности вам известны, чтобы обезопасить ребенка в автомобиле?»

В соответствии с рисунком 18 ответы среди опрашиваемых распределись по-разному. По 40% распределились ответы — ремень и кресло безопасности, 20% ответили — подушка безопасности. Это был вопрос открытого типа, без готовых вариантов ответа. Родители осведомлены об имеющихся средствах.

Также был предложен вариант «следить за тем, чтоб ребенок вел себя спокойно в автомобиле», но он не был включен в список ответов, так как был выбран лишь одним из родителей.

Рисунок 19 — Результаты ответов на вопрос «Где лучше получить информацию о безопасности на дороге?»

В соответствии с рисунком 10 ответы распределились следующим образом: 50% предпочитают получать информацию через СМИ, по 20% - выбрали варианты школа и родители, и 10% считают, что получить информацию о безопасности на дороге лучше в ГИБДД. К сожалению, роль образовательных учреждений и органов власти в получении сведений о безопасности является далеко не ведущей. Это согласовывается с результатами опроса школьников.

Прежде всего, среди средств массовой информации преобладают Интернет, телепрограммы, где ярко и красочно рассказывают об авариях. Обучающие программы многими воспринимаются как скучные и неинтересные. Необходимо находить более увлекательные и действенные способы получения знаний разными возрастными категориями.

Рисунок 20 — Результаты ответов на вопрос «Какие виды нарушений ПДД может допустить пешеход?»

В соответствии с рисунком 20 на данный вопрос, какие виды нарушений правил дорожного движения может допустить пешеход, 80% сочли верными ответами все вышеперечисленные, 60% - переход проезжей части в неположенном месте, 60% - передвижение по проезжей части, 55% ответили использование электронных средств во время перехода, 30% выбрали остановки на проезжей части, 25% отметили перелезание через дорожные ограждения,. Расчет процентов для каждого варианта ответа рассчитывался от количества всех опрошенных родителей.

Результаты соответствуют ожиданиям, взрослые недооценивают опасность, и совершают порой даже умышленные нарушения. В данном вопросе предполагался выбор одного правильного ответа, но родители считают самым серьезным нарушением один из нескольких вариантов. Это является свидетельством ограниченного кругозора или несерьезного подхода к тестированию.

Рисунок 21 — Результаты ответов на вопрос «Куда можно обратиться в случае нарушения правил дорожного движения автомобилистами?»

В соответствии с рисунком 21, 50% обратились бы в любое отделение полиции, 30% предпочтут обратиться к инспектору ДПС, возможно по причине отсутствия желания участвовать в длительном расследовании, лишь только 20% родителей ответили, что обратились бы дистанционно в ГИБДД, возможно из-за боязни длительного расследования, бюрократизма и волокиты. В обществе до сих пор не сформирована идея поддержания порядка всеми гражданами, а сигнализирование общественности о нарушениях обществом осуждается.

Считается, что личное участие не приведет к нужным результатам. Поддержанием порядка и обеспечением безопасности должны заниматься только властные структуры. Как правило, видя явные нарушения правил дорожного движения, большинство людей стараются либо сделать вид, что ничего не видели либо просто никуда не сообщают.

Рисунок 22 — Результаты ответов на вопрос «В чем вы видите обеспечение безопасности пешеходов?»

Родителям предлагалось ответить на вопрос, в чем вы видите обеспечение безопасности пешеходов, и в соответствии с рисунком 13, 80% выбрали вариант — быть внимательными, 75% ответили — не нарушать правила безопасности, 20% ответили — сообщать о нарушениях в соответствующие органы. Расчет для каждого варианта производился от общего количества опрошенных. Родители в основном предпочитают надеяться скорее на себя, чем на правоохранительные органы.

Рисунок 23 — Результаты ответов на вопрос «В чем, по вашему мнению, заключаются главные опасности для пешехода?»

И так, в соответствии с рисунком 23 варианты распределились следующим образом: 95% предпочли выбрать вариант — невнимательность пешеходов, 90% выбрали нарушение скоростного режима водителями, по 30% ответили — отсутствие дорожной разметки и недостаточная очистка тротуаров, 20% отметили — хамство и грубость водителей.

Возможно, первые два варианта набрали большое количество ответов благодаря тому, что в последнее время не только в СМИ постоянно сообщают о нарушениях, связанных с превышением скорости водителями и отвлеченностью пешеходов, но и непосредственно наблюдение лихачей на дорогах.

Рисунок 24 — Результаты ответов на задание «Уровень безопасности пешеходов в городе в целом»

Родителям предлагалось выполнить задание по оценке уровня безопасности пешеходов разных мест. По уровню безопасности пешеходов в городе получилась следующая картина: 55% оценили в «3» балла, 35% отметили в «4» балла, по 5% выбрали «2» и «5».

Несмотря на значительные усилия властей по обеспечению безопасности пешеходов, оценка её уровня остается на низком уровне.

Рисунок 25 — Результаты ответов на задание «Уровень безопасности пешеходов в микрорайонах»

Как мы видим на рисунке 25, по уровню безопасности пешеходов в микрорайонах родители отметили: 50% - «3» балла, 30% - «4» балла, по 10% - баллы «2» и «5». Можно сделать вывод, что безопасность по микрорайонам достаточно невысока.

Рисунок 26 — Результаты ответов на задание «Уровень безопасности пешеходов на улице»

Баллы по уровню безопасности на улицах распределились следующим образом: 55% выбрали «4» балла, 25% оценили в «3» балла, 15% отметили «5», 5% выбрали «2» балла. Можно сделать вывод, что ситуация на улицах благоприятнее, чем по микрорайонам.

Рисунок 27 — Результаты ответов на задание «Уровень безопасности пешеходов во дворе»

По уровню безопасности пешеходов во дворах баллы распределились так: 10% выбрали «2» балла, 15% отметили «3», 20% оценили в «5» балла, а большая часть — 55% выбрали «4» балла.

Привлекает внимание факт, что доля отличных оценок увеличивается с уменьшением анализируемой территории (в городе 5%, в микрорайонах 10%, на улицах 15%, во дворах 20%).

С увеличением территории можно заметить увеличение доли выбора варианта «3».

Очевидно, благоустройство и обеспечение безопасности, прежде всего — это задача городского уровня.

Вывод по анкетированию родителей:

Несмотря на то, что большинство родителей сами являются участниками дорожного движения в качестве водителей, ожидаемая доля верных ответов на вопросы теста не получена. Очевидно недопонимание родителями значимости их усилий для формирования навыков безопасного поведения детей, для чего необходима разработка системы работы с родителями. Для упрочнения навыков взаимодействия детей и родителей в направлении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма нами было разработано внеклассное мероприятие.

.3 Мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма игра — соревнование «Станции»

Мероприятие было разработано для комплексного взаимодействия учителей, школьников и родителей по обеспечению безопасного поведения на дороге и содержит в себе элементы:

игровые;

рефлексии;

эвристической беседы;

Оно включает в себя:

игровые элементы;

задания на знания дорожных знаков;

выводы;

Цели и задачи игры — соревнования «Станции»:

.Пропаганда ПДД.

.Совершенствование работы по обеспечению безопасности дорожного движения

.Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

.Воспитание культуры поведения участников дорожного движения.

.Развитие творческих способностей детей.

Организация мероприятия:

. Время проведения: 1 час.

. Место проведения: школьные кабинеты.

. Участники: школьники 8−10 лет, родители обучающихся.

. Оборудование:

·Таблички с указанием названий пунктов

·Маршрутные листы

·Карты «Тот примерный пешеход, кто по правилам живет»

·Детские кубики

·Разрезанные дорожные знаки

·Кегли

·Ребусы по ПДД

·Таблички с буквами «1, 2, 3, 4»

·Картинка с изображением людей и различных видов транспорта

·Бумаги

·Ручки или карандаши

·Конверты с разрезанным шифром

·Клей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Типовой подход в обучении навыкам безопасного поведения на дороге детей различных возрастных категорий является популярной ошибкой. Учет возрастных, психофизиологических, личностных особенностей поведения детей является одним из условий эффективного обучения ПДД [1]. Разработку педагогической системы обучения детей Правилам дорожного движения рекомендуется осуществлять по предложенным направлениям:

)развивающему — формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть аккуратным и внимательным;

)воспитывающему — становление детей как субъектов дорожной обстановки, формирование чувств ответственности и сознательности на дорогах, формирование общих механизмов общественного поведения, которые позволяют ребенку ценить свою собственной жизнью, а так же и жизнь других;

)методическому — методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

)контрольно-оценочному — оценка эффективности обучения детей Правилам дорожного движения.

Стандартные методы обучения несовершеннолетних Правилам дорожного движения становятся все менее эффективными. Применение их в процессе педагогической деятельности ставит детей на место жертвы, учит, как можно выжить в городе с огромным количеством автомобилей и других транспортных средств. К сожалению, это не сокращает причин появления проблем, например: переизбытка автомобилей, враждебной городской среды и ошибочной модели поведения на дороге. Нужно не только постоянно развивать навыки безопасного поведения, но и воспитывать другое отношение к средствам и способам передвижения. Автомобиль − не единственный вид транспорта, относительно небольшие расстояния так же можно преодолевать на велосипеде или пешком. Вместе с тем, воспитание в детях чувства соучастия и объединения с городом позволит формировать совершенно новую гражданскую позицию человека, начинающего реконструкцию опасных частей дорог и публичных мест.

Только благодаря совместному взаимодействию органов образования, Госавтоинспекции, общественных организаций можно добиться больших успехов, сформировать у детей навыки и умения безопасного поведения, и воспитать культуру поведения всех участников дорожного движения. Культура безопасного поведения в дорожной обстановке должна стать неотъемлемой частью общей культуры личности.

.На основании анализа статистики ДТП с участием детей наиболее распространенными являются случаи, когда виновны водители автотранспортных средств. Шалость и неправильное поведение детей на дорогах не занимают лидирующего места.

.При анализе ответов на вопросы анкеты выявлено, что школьники не обладают достаточными знаниями и умениями по безопасности дорожного движения, а основными источниками получения информации названы СМИ, друзья и т. д, что показывает недостаточную эффективность школьного курса.

.Анкетирование родителей показало, что при наличии автомобилей в большинстве семей, воспитательную работу с детьми родители проводят слабо, не принимая во внимание, что информация о безопасном поведении на дорогах всех участников дорожного движения должна восприниматься не на уровне знаний, а на уровне навыков. Сенситивным периодом для формирования комплекса навыков безопасного поведения на дорогах является младший школьный возраст, а в подростковом возрасте необходимо наличие внимательности, собранности и автоматического принятия правильных решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения [Текст]: / М.М. Анцибор. — Тула, 2002. — 192 с.

.Асянова, С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города [Текст]: дисс.канд. пед. наук / С.Р. Асянова. — Уфа, 2012. — 219 с.

.Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебное пособие/ Н.В. Бордовская. — Санкт-Петербург, 2006. — 304 с.

.Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице [Текст]: / Л.А. Вдовиченко. — Москва, 2008. — 96 с.

5.Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов [Текст]: / Н.Н. Данилова. — Москва: Аспект Пресс, 2001. — 373 с.

6.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. — Москва: Вако, 2011. — 416 с.

.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. — 80 с.

.Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. — Москва.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.

10.Ижевский, П.В. Осно вы безо пасно сти жизнедеятельно сти: рабочая программа для 7−9 классов / П.В. Ижевский. — Москва: БАЛАСС, 2013. — 21 с.

.Клебельсберг, Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; Под ред. В.Б. Мазуркевича. — Москва, 1989. — 367 с.

.Козловская, Е. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Е. А. Козловская, С. А. Козловский; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — Москва, 2005. — 80 с.

13.Козловская, Е.А., Безруков, Ю.Г. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности / Е.А. Козловская. — Москва: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015. — 84 с.

. Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие / Е. А. Козловская; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — Москва, 2007. — 56 с.

15. Коимчева, Т.А. Обучение детей основам безопасности дорожного движения и организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: методические рекомендации / сост.: Т. А Коимчева. — Краснодар, 2009. — 47 с.

.Кузнецова, Н.М., Шманева, Л.В. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост.: Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева. — Москва: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. — 74 с.

17.Кукушин, В.С. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин. — Ростов — на — Дону, 2002. — 320 с.

.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — Москва, 1981. — 186 c.

.Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности: пособие для школьной администрации, методистов, педагогов / В.М. Лизинский. — Москва, 2004. — 160 с.

20.Малов, В.И. Я познаю мир. Автомобили / Детская энциклопедия. В.И. Малов. — Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002 г. — 398 с.

21.Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ.ред. А.В. Рубина. — Красноярск: СибЮИ МВД России, 2006. — 192 с.

.Обучение детей правилам дорожного движения: методическое пособие / сост.: Зимняков С.Г. — Москва, 2013. — 33 с.

23.Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.— Москва: ТК Велби, Проспект, 2005.— 432 с.

.Правила дорожного движения Российской Федерации [Текст]: [утв. Советом Министров — Правительством РФ 23.10.1993.: по состоянию на 10.03.2016]. — Москва: Мир Автокниг, 2016. — 64 с.

.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. — Москва: Издательский Дом Третий Рим, 2007. — 56 с.

.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении: методическая разработка / сост.: Скворцова О.Я. — Ярославль, 2009. — 40 с.

.Самкова, В. А, Белоусов, О.Г. Человек, автомобиль, дорога: пособие для учащихся 5−7 классов по изучению Правил дорожного движения / В.А. Самкова, О.Г. Белоусов. — Москва, 2006. — 64 с.

28.Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — Москва: ВЛАДОС, 2013. — 341 с.

29.Смирнов, А.Т. Осно вы безо пасно сти жизнедеятельно сти: учебник для учащихся 7 классо в о  бщео бразо вательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. — Москва: Про свещение, 2011. — 207 с.

30.Справо чник классно го  руко во  дителя: внеклассная рабо та в шко ле по  изучению Правил до  ро  жно го  движения / со  ст. В.Е. Амелина. — Москва: Гло бус, 2006. — 98 с.

31.Усачев, А.А. Осно вы безо пасно сти жизнедеятельно сти: учебник для учащихся 3−4 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Усачев, А.И. Березин. — Москва: АСТ, 2008. — 186 с.

.Форштат, М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения / М.Л. Форштат — Санкт-Петербург, 2001 г. — 44 с.

Электронные ресурсы:

. Госавтоинспекция [Электронный ресурс] // сайт. — Режим доступа: #"justify">. Мир психологии [Электронный ресурс] // сайт. — Режим доступа: #"justify">. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» [Электронный ресурс] // сайт. — Режим доступа: #"justify">36. Новости Вологды. Комсомольская правда [Электронный ресурс] // сайт. — Режим доступа: #"justify">. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» [Электронный ресурс] // сайт. — Режим доступа: rg.ru/2017/04/18/v-rossii-uvelichilos-chislo-avarij-s-uchastiem-detej.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест на проверку знаний ПДД для обучающихся

Вопросы закрытого типа.

. Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

а) отсутствие разметки на дороге;

б) плохие погодные условия;

в) отсутствие светофоров на перекрёстках;

г) невнимательность участников дорожного движения;

д) неправильное поведение пассажиров;

е) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрестке;

ж) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов;

з) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств;

. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

а) вентиляционные люки;

б) кабину водителя;

в) двери и окна;

. В ненастную сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл дверь для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус? Укажите правильный ответ:

а) через окно;

б) будете выходить через двери по ступенькам;

в) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током;

. Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются:

а) железнодорожные пути;

б) железнодорожный вокзал;

в) привокзальная площадь;

г) залы ожидания;

д) железнодорожные переезды;

е) посадочные платформы;

. Вы с родителями опаздываете на электричку. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ:

а) бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд;

б) пройти до перехода и выйти на платформу;

в) пролезть к платформе под товарными вагонами;

. Вы сели в плацкартный (общий) вагон поезда. Где вы размесите свой багаж, если оборудованные места под нижними полками заняты и их не хотят освобождать соседи? Укажите правильный ответ:

а) оставите в проходе вагона;

б) положите на верхнюю полку по ходу поезда;

в) поставите под столик или скамейку;

г) положите на верхнюю полку против хода поезда;

д) поставите на свободное место на скамейке;

. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора:

а) сигналам светофора;

б) сигналам регулировщика;

в) по своему усмотрению;

. Где должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки:

а) там, где нет транспортных средств;

б) по обочине, навстречу движению транспортных средств;

в) по середине проезжей части;

. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы:

а) должны спокойно переходить проезжую часть;

б) обязаны воздержаться от перехода проезжей части;

в) быстро перебежать через дорогу;

Приложение 2

Тест-анкета на проверку знаний ПДД для родителей обучающихся

Вопросы открытого типа.

. К какой возрастной категории относятся ваши дети?

а) дошкольники;

б) младший школьный;

в) учащиеся среднего звена;

г) старшеклассники;

2. Имеет ли ваша семья автомобиль?

а) да;

б) нет;

в) собираемся приобрести;

г) хотим, но не имеем возможности;

. Из каких источников ваши дети получают информацию о правилах поведения на дороге? а) работники дошкольных учреждений;

б) учителя;

в) родители;

г) друзья;

д) общественные движения;

е) СМИ;4. Какое, по вашему мнению, самое безопасное место для ребенка в автомобиле? а) переднее пассажирское сидение;

б) заднее левое сидение;

в) заднее правое сидение;

г) среднее заднее сидение;

. До какого возраста ребенок должен перевозиться в специальном удерживающем устройстве (кресле, адаптере)? а) до 7 лет;

б) до 10 лет;

в) до 12 лет;

г) до 14 лет;

. Обсуждаете ли вы в семье поведение в критических ситуациях в связи с возможными ДТП? а) да, всегда;

б) нет, так как не обладаем достаточными знаниями;

в) не считаем это нужным;

г) анализируем уже случившееся;

. Что вы сделали для того, чтобы ваш ребенок правильно и безопасно переходил проезжую часть? а) личный пример;

б) беседы;

в) сопровождение взрослых;

. Какие виды нарушений ПДД может допустить пешеход?

а) переход проезжей части в неположенном месте;

б) передвижение по проезжей части;

в) перелезание через дорожные ограждения;

г) остановки на проезжей части;

д) использование электронных средств (телефонов, наушников, плееров) при переходе дороги;

е) все вышеперечисленное;

. Куда можно обратиться в случае нарушения правил дорожного движения автомобилистами, органами ЖКХ? а) к любому инспектору ДПС;

б) в любое отделение полиции;

в) дистанционно сообщить в ГИБДД;

. В чем вы видите обеспечение безопасности пешеходов? а) быть внимательными;

б) не нарушать правила безопасности;

в) сообщать о нарушениях в соответствующие органы;

. В чем, по вашему мнению, заключаются главные опасности для пешехода? а) отсутствие дорожной разметки;

б) нарушение скоростного режима автомобилистами;

в) недостаточная очистка тротуаров;

г) хамство и грубость автомобилистов;

д) невнимательность пешеходов;

Вопросы закрытого типа.

7. Оцените по 5-ти балльной шкале уровень своих знаний о безопасности на дорогах? __________________________

. Какие дополнительные меры предосторожности вам известны, чтобы обезопасить ребенка в автомобиле?_________________

. Знаете ли вы, где лучше получить информацию о безопасности на дороге? Если да, то где?_________________________________

. Оцените уровень безопасности пешеходов по 5-ти балльной шкале:

а) в городе в целом

в) на вашей улице

б) в вашем микрорайоне

г) в вашем дворе

Приложение 3

Внеклассное мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Станции»

Цели и задачи игры — соревнования «Станции»:

.Пропаганда ПДД.

.Совершенствование работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

.Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

.Воспитание культуры поведения участников дорожного движения.

.Развитие творческих способностей детей.

Организация мероприятия:

. Время проведения: 1 час.

. Место проведения: спортивный зал или актовый зал.

. Участники: школьники 8−10 лет, родители обучающихся.

. Оборудование:

·Таблички с указанием названий пунктов

·Маршрутные листы

·Карты «Тот примерный пешеход, кто по правилам живет»

·Детские кубики

·Разрезанные дорожные знаки

·Кегли

·Ребусы по ПДД

·Таблички с цифрами «1, 2, 3, 4»

·Картинка с изображением людей и различных видов транспорта

·Бумаги

·Ручки или карандаши

·Конверты с разрезанным шифром

·Клей

Условия проведения:

Соревнования представляют собой эстафету, состоящую из этапов. На каждом этапе оцениваются знания участников по 5-ти бальной шкале. Оценки выставляются в маршрутный лист. Все участники делятся на экипажи, состоящие из 2 и более человек. Каждый экипаж получает маршрутный лист и в соответствии с ним осуществляет передвижение от одного этапа к другому. Время пребывания на этапе — не больше 6 минут.

Награждение:

Побеждает экипаж, набравший наибольшее количество баллов. По итогам соревнований награждаются грамотами и призами или три лучших игрока, или лучший экипаж.

Основные этапы соревнований:

.«Пешеход — отличник» (пункт).

Проверка знаний: основ правил дорожного движения по картам «Тот примерный пешеход, кто по правилам живет»;

. «Пословицы и поговорки» (контрольный этап).

Участники называют как можно больше пословиц и поговорок на дорожную тему.

Например:

Тише едешь — дальше будешь.

Деньги есть — дави на газ, денег нет — смотри на знаки.

Лучше минутку постоять, чем под колесами лежать.

Жизнь хороша, когда едешь не спеша.

Сел за баранку, будь трезв спозаранку.

. «Сложи знак» (пункт).

Участники складывают дорожные знаки из предложенных пазлов.

.«Автобашня» (контрольный этап).

Участники складывают башню из детских кубиков, где каждый положенный кубик нужно сопровождать названием марки автомобиля.

.«Эрудит» (пункт).

Участникам предлагается решить несколько тематических ребусов.

. «Тяни — толкай» (контрольный этап).

Участники преодолевают полосу препятствий вокруг кеглей различными способами: спина к спине, гусиным шагом и т. д.

.«1234» (пункт).

Участникам предлагаются различные ситуационные задачи, касающиеся безопасного поведения участников дорожного движения. К каждой задаче предлагается по четыре варианта ответа — 1, 2, 3, 4, один из которых является правильным. Участники должны выбрать правильный ответ, используя таблички с указанными буквами.

8. «Внимательность и скорость» (пункт).

Участникам предлагается картинка, на которой изображены люди и различные виды транспорта. Помогите каждому из них найти свой.

Приложение 4


Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

. Улица.

2. Дорога.

. Машина

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10


Приложение 11

Название станцииВремяРезультат

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector