Методика «Изучение готовности детей, поступающих в первый класс» (по в. Богомолову)

Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается суммарным баллом по всем методикам.

Задание 1. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе.

В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Независимо от успехов ребенка, его подбадривают, дают положительные оценки.

Необходимо заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.

По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы.

Вопросы к беседе

Ответы детей

Баллы

1

Назови свои фамилию, имя, отчество

2

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы

3

Кем работает твоя мама, папа?

4

Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

5

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь: тетей или дядей?

6

У тебя есть брат (сестра) ? кто старше?

7

Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?

8

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

9

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

10

Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

11

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

12

Почему снег бывает зимой, а не летом?

13

Что делают почтальон, врач, учитель?

14

Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

15

Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

16

Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

17

Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д. ?

18

Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19

Каких зверей ты знаешь, каких птиц?

20

Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?

21

Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

22

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Общая оценка: __________________________________________________________

Обработка результатов.

1.За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5 : « Я девочка. А когда вырасту, буду тетей», — начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.

2. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта 0,5 балла.

3. Правильным считают ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: « папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре., а у петуха – две.» Ошибочными считаются ответы: « Мама Люда», « Папа работает на работе», а также, если, ребенок путает времена года, их признаки, « больше — меньше» без наглядных примеров.

4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются так:

4п. – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла;

7п. – если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл; если отвечает с точностью до месяца – 3 балла;

10п. – за обоснованный ответ с перечислением не менее 3 признаков 2 балла; до 3 признаков 1 балл;

14п. – за каждое правильное указание применения школьной атрибутики 1 балл;

22п. – за правильный ответ « Попрошу прощения. Отдам свою» 2 балла.

5. Пункт 15 совместно с п.14 и п.16. Если в п.14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п.15 или а п.16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п.14-16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие – на внешние атрибуты (красивые формы, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.).

Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной – все это отмечается в их высказываниях.

Общая оценка результатов.

Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.

« Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов;

Средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами;

Условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов. Следует отметить, что по результатом данной методики школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы.

Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптации таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремлением, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.

Задание 2. Имитация написанного текста.( вариант задания из теста « Школьной зрелости» А.Керна и И.Йерасека)

Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задания в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлением своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

Диагностическая процедура заключается в предъявлению ребенку заранее написанной на белой листе бумаге Фразы: «Он ел суп». Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: « Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй, не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также». Для каждого ребенка может быть подготовлен отдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всех детей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.

Обработка результатов

1 балл – скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более «чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтали линии не должно превышать 300 .

2 балла – предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.

3 балла – в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4 букв.

4 балла – на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдалено напоминает буквы, письмо.

5 баллов – отдельные или сплошные «каракули», среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.

По результатам данной методики можно сделать следующие выводы.

Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.

Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми в обучению в при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им можно предложить в качестве развивающей процедуры работы, связанные с совершенствованием тонкой моторики – рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (мозаика, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Дети, получившие 1 – 2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.

Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное – 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее – тем большее количество баллов начисляется.

Задание 3. Мышление и речь

Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один-много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Инструкция. Психолог говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки»».ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:

книга лампа ручка

стол окно город

стул ухо брат

флаг ребенок

Если ребенок допускает ошибки в первых 2 словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: «Игрушка-игрушки». Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):

книги лампы ручки

столы окна города

стулья уши братья

флаги ребята

На обдумывание ответа ребенку дается 10 секунд.

Протокол обследования по методике « Мышление и речь»

Существительные в единственном числе

Ответы ребенка

книга

лампа

ручка

стол

окно

город

стул

ухо

брат

флаг

ребенок

Допущено ошибок: ______________________________________________

Результат: ______________________________________________________

Обработка результатов.

3 балла – ребенок допустил не более двух ошибок.

2 балла – допущено от 3 до 6 ошибок.

1 балл – ребенок допустил более 7 ошибок.

Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильные ударения в слове. Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл), нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).

Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.

Задание 4. Умозаключения. Авторы Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.

Цель: исследование способности ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношениями между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключения на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Т. о., успешность выполнения заданий позволяет судить об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие – «умозаключение».

Ход исследования: обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случаях явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текс напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Задание чётко читается вслух, ребенок, если он умеет читать, может следить по тексту.

Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: « Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец – овощ. Надо подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы также, как слово «овощ» к слову «огурец». Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.

Второй этап (после паузы).

«Давай попробуем: огурец – овощ, гвоздика — ?» После паузы зачитываются все слова. « Какое слово подходит?» — спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.

При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов.

Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может выполнять действовать по образцу.

Протокол обследования.

Образец

Задание

Оценка

1

2

3

4

1

Огурец: овощ

Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород: морковь

Сад: забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель: ученик

Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства

4

Цветок: ваза

Птица: клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5

Перчатка: рука

Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный: светлый

Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

1

2

3

4

7

Часы: время

Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач

8

Машина: мотор

Лодка: река, маяк, парус, волна, берег

9

Стол: скатерть

Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10

Стул: деревянный

Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Общая оценка: __________________

Общая оценка по программе: ____________________

Обработка результатов.

1 балл – выполнение задания с первого предъявления.

0,5 балла – задание выполнено со второй попытки, после того, как была оказана помощь.

Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е. Мастюковой, Л. Чупрова.

Высокий уровень успешности – 7 и более баллов, у детей сформированна такая мыслительная операция.

Средний уровень – от 5 до7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития». В первоначальный период им полезно давать индивидуальные задания, оказывая им минимальную помощь.

Низкий уровень – менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операции, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Общая оценка по программе

Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:

  • высокий уровень – от 39 до 47 баллов;
  • средний уровень – от 28 до 38 баллов;
  • низкий уровень – от 17 до 27 баллов.

Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых – в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых – из-за их сложности.

Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.

Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.

Самосознание, самооценка. Данная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Можно спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех – показатель заниженной самооценки.

Тревожность. Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.

Эмоциональная возбудимость. Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.

Понимание контекста общения. Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решении задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.

Утомляемость. Обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становятся слушать психолога, сосредоточится на инструкции.

Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений ( таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямость) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.

Комплекс методик е. Ю. Бернацкой «Оценка готовности ребенка к обучению в школе»

Методика « Доска Сегена».

Цель: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, а также о способности детей к осмыслению новых способов действия и обучения.

Диапазон применения: 3-6 лет.

Описание методики:

Существует несколько вариантов досок Сегена, которые по степени сложности и по порядку предъявления обозначаются цифрами от 1 до 6. Пазы доски 6 могут быть заполнены только комбинацией нескольких вкладок.

Ход обследования. Традиционная техника проведения предельно проста: психолог показывает ребенку доску с уложенными вкладками, обращается внимание на способы действий ребенка, характер ошибок, особенности моторики, активности.

Форма предъявления заданий может быть следующей: психолог молча высыпает на стол детали, после чего делает вид, что занят своими делами, на самом деле осторожно наблюдает за ребенком. Если в течение 30 сек. (ориентировочный этап) не начал работу, следует инструкция: «Сложи эти фигурки, как было раньше. Положи их на место». До истечения ориентировочного этапа не следует отвечать ни на какие вопросы ребенка.

Оценка.

Хорошим результатом считается:

  • выраженный интерес к данному заданию;
  • в работе с простыми элементами задания использование наиболее продуктивного приема – зрительного соотнесения деталей с целой формой;
  • при выполнении более сложных фигур – использование «рациональных» проб.

Методика диагностики обучаемости А. Я. Ивановой

Методика « Классификация» А.М. Шуберт, А.Я. Иванова

Цель: диагностика структуры мыслительной деятельности.

Диапазон применения: 5-6 лет.

Описание диагностики. Данная методика является одной из самых информативных, без которой не обходиться ни одно серьезное исследование структуры мыслительной деятельности взрослых и детей. В данном случае принцип создания детского варианта классификации, включающий различные по сложности обобщения и предполагающий дозированное оказание помощи.

Суть задания заключается в том, чтобы распределить все карточки на группы и каждой группе дать обобщенные названия: люди, животные, вещи, растения.

Материал: карточки из стандартного набора предметной классификации: 1 – моря, 2 – свинья, 3 – платье, 4 – ландыш, 5 – лиса, 6 – куртка, 7 – мак, 8 – уборщица, 9 – голубь, 10 – яблоко, 11 – книги, 12 – бабочка, 13 – ребенок, 14 – дерево, 15 – кастрюля.

Номера карточек соответствуют порядку предъявления.

Ход обследования.

Разработка разделена на три этапа.

I этап. Перед ребенком на столе первые четыре карточки. Затем следует инструкция: « Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая).

Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот лиса. Куда ее нужно положить? К этой? Или к этой?»:

а) если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуационному или случайному признаку, то ему дается ОБУЧАЮЩИЙ УРОК: взрослый сам укладывает карточку, объясняет, почему он туда ее положил, и дает название собранной группе («животные»), в последующем требуя названия других групп;

б) если ребенок собирает группу правильно, но в объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, то психолог дает верное объяснение или название;

в) если при предъявлении следующей карточки (куртка) ребенок опять кладет ее не туда, куда следует, целесообразна следующая помощь – уточняющий вопрос: «Может быть, лучше положить ее в другое место? Подумай, куда лучше положить.»

Если этот прием не помогает, то: «Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные!»

А это что? (показывает на куртку и платье)». В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Если помощь такого рода оказывается неэффективной. Дается полный обучающий урок ( группа, название, объяснение).

Все виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозировать, дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

II этап. Предъявляется карточка – «яблоко». Ребенка предупреждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу обучающего эксперимента, помимо дозированной помощи, в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев, собираемая психологом. Цель – проверка усвоения ребенком более общего понятия и применение его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Психолог вмешивается в работу ребенка в указанном выше порядке ( уточнение, организующая помощь, полный обучающий урок).

III этап. Начинается с последних 4 картинок (с 12-й по 15-ю).

На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (то есть уточнение словесных формулировок), так как именно здесь и выявляются ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧАЕМОСТИ РЕБЕНКА на материале данной методики.

Примечание.

Оказание помощи в полном объеме требуются детям, вызывающим сомнения в интеллектуальной полноценности и с выраженной патологией ЦНС. Помощь же здоровым детям ограничивается в основном подсказками в названии собранных групп, легкой коррекцией ситуативных связей полным обучающим уроком на группе «вещи».

Методика Пьерона-Рузера. ( Приложение 2)

Диапазон применения: 6-7 лет.

Цель: получить представления о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий; получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики руки.

Материал.

Для выполнения используется стандартный бланк, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольники, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном порядке.

Ход исследования: перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: « Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе – вот такую черточку (горизонтальную).

Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно также, как и я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно).

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), — отмечает точкой или чертой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

При обработке данных учитывается общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

Оценка.

Хорошим результатом считается:

  • заполнение в среднем от 70 до 80 фигур за 3 минуты;
  • быстрое запоминание условных обозначений;
  • после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
  • ошибки – в незначительном количестве ( 1-2 за 3 минуты).

Заключительная беседа.

Она включена в структуру исследования с тем, чтобы выяснить, насколько критичен ребенок к оценке собственных достижений.

Ребенку задаются вопросы в следующей последовательности:

«Понравилась ли тебе работа?»

«Тебе было интересно?»

«Что было интереснее всего?»

«Что было трудно? Что легко?»

После того, как ребенок ответил на эти вопросы его спрашивают: «Какую отметку ты бы сам себе поставил?»

Время, затрачиваемое на заключительную беседу, равняется в среднем 3-4 минуты.

Примечание.

В большинстве случаев дети, легко справившиеся с большинством заданий, работавшие серьезно и старательно, несколько занижают оценку собственных достижений, придавая большее значение допущенным ошибкам.

Дети же, испытавшие в ходе исследования частые затруднения и допускавшие много ошибок, напротив, обнаруживали тенденцию к явному завышению оценки качества своей деятельности, однако после напоминания психологом об имевших место трудностях понижали оценку до более или менее объективного уровня.