Методика преподавания. Игровое обучение

История возникновения игрового обучения. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение.Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Ещё в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования . Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев». В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике.

Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Компанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.В XV—XVII веках Ян Амос Каменский (1592 — 1670) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества.

Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории.

20 стр., 9553 слов

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе

... преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. В настоящее время очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные ... как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [16]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к ...

Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения.

Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году . Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие.

Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х гг после того как появились первые деловые игры в США .Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Методы обучения Метод ( от греч. – путь) систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели в познавательной или в практической деятельности. Обучение – один из сложных видов деятельности, поэтому его цель обеспечить системой различных методов обучения для студентов.Метод обучения – это система взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Характеризуется тремя признаками – цель обучения, способы усвоения и характер взаимодействия субъектов в процессе обучения.

Ю.К.Бабанским была разработана классификация методов обучения : Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности — словесные (лекции, семинары, беседы, рассказы) — наглядные (опыты, иллюстрации, демонстрации) — практические (упражнения, решение задач) Методы стимулирования и мотивации учения : — познавательные игры — учебные дискуссии Методы контроля и самоконтроля в обучении: — экзамен, зачет, опрос.

Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения . Традиционное обучение основывается на достижение четко сформированных эталонов усвоения знаний . Такой метод основывается на стандартном обучение дидактических материалов.К нетрадиционному обучению относят игры, задачи, дискуссии. Такой метод позволяет включить всех участников обучения в процесс познавания и взаимодействия.

Формы обучения Форма – ( от лат. очертание )- наружный вид. В науке форма рассматривается как внешнее выражение какого-либо содержания. В педагоге под формой обучения понимают построение , организацию учебного процесса, деятельности учащегося и учителя.В педагогике выделяют три формы обучения : — фронтальная ( лекция с просмотром кинофильмов ) — групповая ( семинары, практические занятия , учебные игры, тренинги) — индивидуальная ( курсовые, контрольные) Для улучшения качества обучения используют наглядные пособия (таблицы, графики, рисунки); технические средства (аудио и видео, компьютер); печатные методические пособия . Все методы , формы и средства обучения выбираются в соответствии со спецификой учебного предмета и отдельной темы. Игровые формы обучения способствуют : — глубокому усвоению студентами профессиональных знаний, умений, навыков. — приобретению навыков социального взаимодействия в ходе игровых действий. — мотивационно по своей природе. т.к требует и вызывает у студентов инициативу , настойчивость , творческий подход, воображение, устремленность.

13 стр., 6158 слов

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном ...

... у учащихся-пианистов на начальном этапе обучения §3. Методы и приёмы формирования основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано Заключение Список литературы ... Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения ...

Важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности.

Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой.

Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения.Формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и средне профессионального образования вызывает трудности.

Трудность заключается в необходимости сочетать два типа деятельности – учебную и профессиональную.Переход от учебной деятельности к профессиональной требует длительного процесса адаптации к избранной профессии , что предполагает умения применять знания и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе выбранной профессии . К сожалению традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы, поэтому используется один из видов методик – игра. Существует три вида игровых форм обучения: — анализ конкретных профессиональных ситуаций — ролевые игры — деловые игры Метод конкретных ситуаций заключается в том , что преподаватель предлагает учащимся какую-то реальную ситуацию , которая характеризуется определенными понятиями о деятельности психолога.

Затем при совместном обсуждение моделируются альтернативные решения и принимаются решения.Цель – усвоение профессиональных знаний , что предполагает решение следующих задач: 1.Иллюстрация профессиональной ситуации 2.Понимания сущности (причин проблем, мотивации поведения ) 3.Формирование навыка решения Ролевые игры – в данной игре учащийся проигрывает профессиональные и социальные отношения , учится самостоятельно принимать решения.

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... Научная новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в социально ориентированных профессиях мало исследована. Не смотря на ... идет не о личности психолога, а о личностных факторах, детерминирующих профессиональную успешность. Решение данной проблемы позволяет конкретизировать пути поиска эффективных методов самоактуализации личности ...

Деловые игры- моделируют предметное и социальное содержание будущей профессии в целом.